ЖАЖДА НОВОГО, КОСМОПОЛИТИЗМ, РОМАНТИЗМ АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1825-1834 (1)
ЖАЖДА НОВОГО,
КОСМОПОЛИТИЗМ, РОМАНТИЗМ
АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1825-1834 (1)
КОСМОПОЛИТИЗМ, РОМАНТИЗМ
АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1825-1834 (1)
С рассматриваемого нами активного десятилетия 1825-1834 годов начинается завершающий 60-летний цикл чувственного 120-летнего суперцикла 1765-1884 годов.
Но, прежде чем продолжать, представим себе 60-летний цикл изменения общественных настроений в виде колеса автомобиля, на покрышке которого нанесены 6 отметок, каждая из которых соответствует 10 годам исторического времени. А так, как окраска настроений общества каждого десятилетия меняется на противоположное, то в следе, оставленном протектором колеса истории, мы увидим три десятилетних отрезка, чередующихся с тремя другими, противоположно окрашенными.
(Тут нужно учесть психологический факт – привычка человека мыслить круглыми цифрами, в данном случае десятилетиями – история 50-х, 60-х, 70-х и т.д. годов, в то время как реальная окраска десятилетий меняется в их середине – с 55 по 65, 65 по 75, с 75 по 85 и т.п., что очень долго мешало мне обнаружить фактическое членение десятилетий. В самом деле, широко практикующееся историческое членение сменяющихся поколений, как «шестидесятников», «семидесятников» и т.д., хотя оказалось полезным, но принципиально неверным – в каждом десятилетии обязательно встречаются две диаметрально противоположные методологические и стилеобразующие позиции)
Но, давайте вернемся к отпечатку следа, оставленного маркированной шиной «колеса истории». Можно ли приложить слова из песни «а у кольца, начала нет и нет конца» к цикличности исторического времени? Тот факт, что два оборота 60-летнего «колеса истории», составленные вместе образуют уже рассмотренные нами 120-летние, четко окрашенные промежутки времени, имеющие свое начало, длительность (развитие) и конец, говорит об обратном. И активные десятилетия первыми, в заостренной и полемической форме дают толчок, направление и окраску артефактов всего суперцикла.
Суперциклы этапа «Лето» (1405-2004):
- Рациональный суперцикл … 1405-1524
Вся рационализирующая стилистика суперцикла определилась под идейным знаком мощной русской метафизической живописи первого активного десятилетия (1405-1414 гг.)
Подробнее Десятилетие русской живописи (1) - 1405-1414 (активное) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
+ Чувственный суперцикл … 1525-1644
Здесь тон всего суперцикла был задан ярко выраженным чувственным и легко возбудимым эмоциональным характером начального десятилетия 1525-1534 годов под флагом маньеризма, а затем барокко, как стилистики материального воплощения мечты в реальность.
Подробнее «Маньеризм» (1), активное десятилетие (1525-1534 годов) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
- Рациональный суперцикл … 1645-1764
Первое же активное десятилетие 1645-1654 годов выработало эстетику отстраненного, рационального, как бы со стороны рассмотрения реальности, наиболее отчетливо выразившегося в стилистике классицизма. В этом десятилетии было заявлено о наступлении эпохи «торжества духа», что «рост знания – путь, а благоденствие человеческого рода – цель». Все это вело в дальнейшем к «воображаемому миру гармонии человека и природы», стилю рококо и к наступлению «века просвещения».
Подробнее Классицизм и рационализм. Активное десятилетие 1645-1654 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367191
+ Чувственный суперцикл … 1765-1884
Здесь под знаком романтизма, в первом же десятилетии 1765-1774 годов, в полную силу проявился материальный, чувственный и эмоциональный характер суперцикла. Существенно, что в этом же десятилетии была заявлена принципиальная близость к эстетике Шекспира (работавшего в прошлом чувственном суперцикле 1525-1644 годов)
Подробнее Чувство, эмоция романтизм (1) 1765-1774 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367241
- Рациональный суперцикл … 1885-2004
Первое активное десятилетие 1885-1894 г. -
Негативизм, рационализация
Но, давайте перейдем к рассмотрению очередного активного десятилетия, начинающего и задающего тон второй половине чувственного суперцикла 1765-1884 годов. Тут, как и ранее, главную роль сыграет живопись, позволяющая мгновенно перенестись в атмосферу эпохи и более глубоко понять историю, которая иначе остается сухой и трудно постижимой схемой.
1825-1834 Активное десятилетие (второго шестидесятилетия 120-летнего чувственного цикла)
1825 – Пушкин, «По журналам вижу необыкновенное брожение мыслей …Цель поэзии – поэзия…» - Бестужев, «… Жажда нового…гении смело кидаются в обход мимо толпы в поиске новой земли мира нравственного и вещественного…оглядываясь назад, можно век назади остаться…права гражданства милому гостю - романтизму…» - В «Автопортрете» Палмера «Активность, внутреннее напряжение, энергия, столкновение внутреннего и внешнего мира» - 1826 – В романе Купера «Последний из могикан» «бешенная и непрерывная погоня» - Гюго обращается к рыцарскому средневековью в сборнике «Од и баллад» - На картине Блехена «Готические руины», «Другая реальность, уход из бюргерского мира, воображение, странность, причудливость, устремленность ввысь, романтизм» - У Кипренского «Вера в свои силы и будущее, человеческое достоинство, свобода, энергия, оптимизм» - У Щедрина в маленькой картине «Вид грота в Сорренто» «Величие природы, тектонические силы, грандиозность, выход из тьмы к свету, большие надежды» - В пейзаже Коро «Радость жизни, оптимизм, свобода, вера в лучшее будущее» - У Делакруа «память об умершем Байроне, призыв к борьбе, экспрессия, романтизм» - Пушкин сообщает: «Москва шумна и занята празднествами…» «…Поэзия…должна быть глуповата…» - 1827 - Гете заявляет: «Национальная литература теперь мало что значит, пришло время всемирной литературы…» - Гюго в предисловии к драме «Кромвель»: «Романтизм - отрицание авторитетов и традиций, свобода, природа, правда, вдохновение – возвышенное и гротеск» - У Брюллова в «Итальянском полдне»: «Радость жизни, желание, вожделение, оптимизм, динамика, энергия, свобода и непринужденность» - В «Морском пейзаже с дождевым облаком» Констебля: «Экспрессия, динамика, энергия, сила и могущество природы, смелость и уверенность кисти, решительность, хлесткость, свобода и мастерство исполнения» - 1828 - Тютчев восклицает: «Люблю грозу в начале мая…» - Назареец Овербек в картине «Италия и Германия» «утверждает веру в победу добра, красоты и справедливости» - 1829 – Начало концертной деятельности Шопена – Пушкин: «…Все общество в волнении удивительном, веселятся до упаду…» - Маццини: «По всей Европе какое-то веяние новой жизни будоражит умы… Нормы удушают гений … Социальный человек в действии… воспевать всеобщие чувства, вечные истины…свобода…» - 1830 – Делакруа «Свобода, ведущая народ», «Экспрессия, движение, групповая динамика, эмоциональное возбуждение, контраст света и цвета, решимость, вера в свою правоту, действие без колебаний и сомнений» - Пушкин «…Свобода более по сердцу, чем чопорная наша правильность…» - У Тютчева - «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» - В портрете Карла Бегаса «Взгляд в глаза зрителя, присутствие здесь и сейчас, непосредственность, свобода, уверенность, решимость, активность, динамика, энергия, благородство, цельность» - 1831 - Гете во второй части Фауста - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» - 1832 – Доницетти, опера «Любовный напиток» - Брюллов, «Всадница» - «Эмоция, движение, свобода, непосредственность, грациозность, романтизм» - 1833 - «…Длинноволосый, бородатый молодой человек…красный берет…кашемировый платок…на жилете вышито…Руссо…узкие брючки…модная тросточка…он - космополит…сенсимонист!» - Брюллов, «Последний день Помпеи», «Экспрессия, динамизм, движение, смятение толпы, эмоциональное возбуждение, грандиозность, массовость, катастрофизм, пафос, театральность, эффектность, романтизм» - Маццини, «…Целая эпоха обрушивается кусками, обломками, как разлагающийся труп» - 1834 - Тернер, «Пожар в здании парламента» - «Вмешательство стихии в правильную и размеренную жизнь государства, экспрессия, романтизм» - На картине Пальмера, «Сон наяву, эмоциональность, красота и одушевленность природы, вовлеченность вещей в бурное движение красок пейзажа, мгновение и вечность»
1825 - В Англии Финансовая паника – В России восстание «декабристов» - Сен-Симон «Новое христианство» - В США движение трезвенности - (около миллиона человек) - товарная биржа в Нью Йорке и издание «энциклопедии» - Социалистическая община "Новая гармония", Р. Оуэн (США) (25-28 гг.) – Образование Боливии – 1826 – Казнь и каторга для декабристов – Создание в России сыскного (III отделения) полиции - 500 чел. привлечены к ответственности - Секретный комитет для проектов реформ управления - Восстание крестьян под Киевом - Война за независимость Греции от Турции - Рейнский ландтаг внес предложение лишить евреев всех прав - Первая в мире фотография - Суэцкий канал (начал работу) – 1827 - – Лондон – создана полиция – запрет работорговли в Британии – Термин «социалист» - Россия, первый обзор общественного мнения – Присоединение Армении к России – 1828 – Кризис во Франции (по 32 г.), бунты – США, Джексон «президент черни» - Создание «демократической партии» - 1829 – Создание Скотланд-Ярда – Профсоюзы в Англии, 100000 человек – 1830 – Французская революция - конституционная монархия Луи Филиппа - «Теперь начнется господство банкиров» - «Космополитизм» - литературный бум 30-х годов – «Демократия поднялась до берегов» - Бельгийская революция против Нидерландов - Польское восстание против России, бунты в Литве, Белоруссии и Украине - Холерные бунты в Российской империи (30-31 гг.) – Холера в Америке и Европе - Тайное общество «Молодая Италия» - Создание независимой Греции – В Англии «регулярное железнодорожное движение» - 1831 - Восстание ткачей в Лионе – Революция карбонариев в Италии – Восстание боснийцев против Турции (по 32) – 1832 - - (Англия) – «Великий закон о реформе» - расширение избирательного права – мирный приход буржуазии к власти. – Франция, Июньское восстание – Заговор аристократов в Грузии – Россия – (первый в истории электромагнитный телеграф) - Тайное общество "Череп и кости" (США) основано в Йельском университете. – Создано Московское училище живописи, ваяния и зодчества – 1833 - (Британия) - Закон об отмене рабства - Закон о фабриках, чтобы улучшить условия труда детей - (Массачусетс) – отделение церкви от государства - Извержение Кракатау, гибель 200000 человек - Мощный метеорный дождь Леонид - (Париж) – «Общество прав человека и гражданина» - Впервые публично исполнен новый гимн России - «Боже, царя храни!» - Появление газеты в США - 1834 - (Англия) – «Закон о бедных», «Работные дома», «Школа медицины» - США - Партия вигов (противопоставление демократам) - Испанская революция (34-43 гг.) - Борьбу Чечни и Дагестана возглавил Шамиль (по 59 г.) - Открыт Киевский университет - (Франция) – законы против печати, против политической сатиры – Россия - закрыт журнал «Московский телеграф» - Арестованы Герцен и Огарев
Давайте, проверим, сохраняется ли в данном случае, так же как это было всегда до сих пор, обязательное чередование, направленных на действие и осуществление «активных» десятилетий и противоположных им - «медитативных», направленных на восприятие, размышление и оценку?
Предыдущее десятилетие 1815-1824 (обрывки фраз, заголовки, лозунги)
1815 - «Народные напевы» - «свет, мягкая красота, сладость, мир, покой» - 1816 - «Сон и поэзия» - «К одиночеству» - «Гимн интеллектуальной красоте» - «одухотворенность, искренность, поэтичность» - «нежность, тонкость, гармония, благородство, искренность, правдивость, доброта, идеализация реальности» - 1817 - «…Воспринимать …тонкие оттенки … вселенная… как единое целое…» - 1818 - «Кротость, добродетель, мудрость и терпение…» - «Чистота, изысканность, нежность, хрупкость, ранимость» - 1819 - «Красота есть истина» - «…Пропетые мелодии нежны, а не пропетые еще нежнее. Звените же свирели тишины…» «Прекрасная печаль во всем, что смертно…» - «Ожидание необычного, тайна» - 1820 – «Непритязательная сельская жизнь» - «Простота, изящество, тонкость, тишина – принятие реальности» - «Медитации» - 1821 – «Мирная сцена» - 1823 – «Душевное тепло» - «Спящий пастушок»
Подробнее «Медитативные десятилетия» https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Сопоставим с десятилетием 1825-1834 годов
1825 – «Жажда нового…оглядываясь назад, можно век назади остаться» «Активность, напряжение, энергия» - 1826 – «Бешенная и непрерывная погоня» - «Готические руины», «Уход из бюргерского мира» - «Вера в свои силы и будущее, человеческое достоинство, свобода, оптимизм» - «Тектонические силы, грандиозность, выход из тьмы к свету, большие надежды» - «Призыв к борьбе, экспрессия, романтизм» - 1827 – «Время всемирной литературы» - «Романтизм - отрицание авторитетов и традиций, свобода, природа, правда, вдохновение - возвышенное и гротеск» - «Радость жизни, желание, вожделение, оптимизм, динамика» - «Решительность, хлесткость, свобода и мастерство исполнения» - 1828 – «Вера в победу добра, красоты и справедливости» - 1829 – «Общество в волнении удивительном» - «Веяние новой жизни… Нормы удушают гений» - 1830 – «Свобода, ведущая народ» - «Групповая динамика, решимость, вера в свою правоту, действие без колебаний и сомнений» - «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…» - 1831 - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» - 1832 – «Любовный напиток» - 1833 - «Экспрессия, динамизм, движение, смятение толпы, эмоциональное возбуждение, грандиозность, массовость, катастрофизм, пафос, театральность, эффектность, романтизм» - 1834 – «Эмоциональность, бурное движение красок, мгновение и вечность»
Сравнение показывает наглядное, разительное и несомненное различие и противопоставление эмоциональной жизни и стилистики артефактов двух десятилетий. (Впрочем, нас это нисколько не удивляет, так как мною до сих пор не было замечено ни одного случая нарушения чередования медитативных и активных десятилетий). Особенная яркость и контраст рассмотренного сопоставления объясняется не только чередованием десятилетий, но и встречей двух противоположных суперциклов, где медитативное десятилетие представляет стилистику уходящего «рационального» цикла – («интеллектуальность», «идеальность», «одухотворенность») и контрастная встреча с началом «чувственного», опирающегося не на схему и заранее выстроенную «идеальность», а на реальность, непосредственно постигаемую чувством и эмоцией.
Здесь, как и ранее, искусство в целом и в частности живопись нужно рассматривать не как оживляющий иллюстративный материал, а как основополагающий, без которого нам не понять историческое время.
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Сэмюэл Палмер, 1805-1881, «Автопортрет», 1825, Англия, романтизм - Samuel Palmer, "Self-Portrait"
 [/IMG]
[/IMG]Сэмюэл Палмер, 1805-1881, «Автопортрет», 1825, Англия, романтизм - Samuel Palmer, "Self-Portrait"
Активность, внутреннее напряжение, энергия, пересечение внутреннего и внешнего мира - Activity, internal tension, energy, intersection of the inner and outer worlds
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Карл Блехен, 1798-1840, «Готические руины», 1826, Германия - Carl Blechen, "Gothic Ruins"
 [/IMG]
[/IMG]Карл Блехен, 1798-1840, «Готические руины», 1826, Германия - Carl Blechen, "Gothic Ruins"
Другая реальность, уход из бюргерского мира, воображение, странность, причудливость, устремленность ввысь, романтизм - Another reality, departure from the bourgeois world, imagination, strangeness, eccentricity, striving upward, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Орест Кипренский, 1782-1836, «Портрет Шишмарева», 1826, Россия - Orest Kiprensky, "Portrait of Shishmarev"
 [/IMG]
[/IMG]Орест Кипренский, 1782-1836, «Портрет Шишмарева», 1826, Россия - Orest Kiprensky, "Portrait of Shishmarev"
Вера в свои силы и будущее, человеческое достоинство, свобода, энергия, оптимизм, романтизм - Faith in one's own strength and future, human dignity, freedom, energy, optimism, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Сильвестр Щедрин, 1791-1830, «Вид грота в Сорренто», 1826, Эрмитаж - Sylvester Shchedrin, "View of the Grotto in Sorrento"
 [/IMG]
[/IMG]Сильвестр Щедрин, 1791-1830, «Вид грота в Сорренто», 1826, Эрмитаж - Sylvester Shchedrin, "View of the Grotto in Sorrento"
Величие природы, тектонические силы, грандиозность, выход из тьмы к свету, большие надежды - The grandeur of nature, tectonic forces, grandeur, the emergence from darkness into light, great hopes
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Камиль Коро, 1796-1875, «Вид от садов Фарнезе», 1826 - Camille Corot, "View from the Farnese Gardens"
 [/IMG]
[/IMG]Камиль Коро, 1796-1875, «Вид от садов Фарнезе», 1826 - Camille Corot, "View from the Farnese Gardens"
Радость жизни, оптимизм, свобода, вера в лучшее будущее - Joy of life, optimism, freedom, faith in a better future
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Эжен Делакруа, 1798-1863, «Греция на руинах Месолонгиона», 1826, Бордо - Eugene Delacroix, "Greece on the Ruins of Mesolongion"
 [/IMG]
[/IMG]Эжен Делакруа, 1798-1863, «Греция на руинах Месолонгиона», 1826, Бордо - Eugene Delacroix, "Greece on the Ruins of Mesolongion"
Борьба за независимость Греции, преодоление препятствий и трудностей на пути к свободе, память об умершем Байроне, призыв к борьбе, экспрессия, романтизм - The struggle for Greek independence, overcoming obstacles and difficulties on the path to freedom, the memory of the deceased Byron, a call to struggle, expression, romanticism
Радость жизни, желание, вожделение, оптимизм, динамика, энергия, свобода и непринужденность - Joy of life, desire, lust, optimism, dynamics, energy, freedom and ease
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Джон Констебл, 1776-1837, «Морской пейзаж с дождевым облаком», 1827, Лондон - John Constable, "Seascape with Rain Cloud"
 [/IMG]
[/IMG]Джон Констебл, 1776-1837, «Морской пейзаж с дождевым облаком», 1827, Лондон - John Constable, "Seascape with Rain Cloud"
Экспрессия, динамика, энергия, сила и могущество природы, смелость и уверенность кисти, решительность, хлесткость, свобода и мастерство исполнения - Expression, dynamics, energy, strength and power of nature, boldness and confidence of the brush, decisiveness, sharpness, freedom and mastery of execution
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Вера в победу добра, красоты и справедливости - Faith in the victory of good, beauty and justice
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Карл Бегас, 1794-1854, «Портрет Гедеке», 1830, Германия - Karl Begas, "Portrait of Goedecke"
 [/IMG]
[/IMG]Вера в победу добра, красоты и справедливости - Faith in the victory of good, beauty and justice
[IMG]
 [/IMG]
[/IMG]Карл Бегас, 1794-1854, «Портрет Гедеке», 1830, Германия - Karl Begas, "Portrait of Goedecke"
Взгляд в глаза зрителя, присутствие здесь и сейчас, непосредственность, свобода, уверенность, решимость, активность, динамика, энергия, благородство, цельность, романтизм - Looking into the eyes of the viewer, presence here and now, spontaneity, freedom, confidence, determination, activity, dynamics, energy, nobility, integrity, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Эжен Делакруа, 1798-1863, «Свобода, ведущая народ», 1830, Париж - Eugene Delacroix, "Liberty Leading the People"
 [/IMG]
[/IMG]Эжен Делакруа, 1798-1863, «Свобода, ведущая народ», 1830, Париж - Eugene Delacroix, "Liberty Leading the People"
Экспрессия, движение, групповая динамика, эмоциональное возбуждение, контраст света и цвета, решимость, вера в свою правоту, действие без колебаний и сомнений - Expression, movement, group dynamics, emotional excitement, contrast of light and color, determination, belief in one's own rightness, action without hesitation and doubt
Эмоция, движение, свобода, непосредственность, грациозность, романтизм - Emotion, movement, freedom, spontaneity, grace, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Карл Брюллов, 1799-1852, «Последний день Помпеи», 1830-1833 - Karl Bryullov, "The Last Day of Pompeii"
 [/IMG]
[/IMG]Карл Брюллов, 1799-1852, «Последний день Помпеи», 1830-1833 - Karl Bryullov, "The Last Day of Pompeii"
Экспрессия, динамизм, движение, смятение толпы, эмоциональное возбуждение, грандиозность, массовость, катастрофизм, пафос, театральность, эффектность, романтизм - Expression, dynamism, movement, crowd confusion, emotional excitement, grandeur, mass character, catastrophism, pathos, theatricality, showiness, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Сэмюэл Пальмер, 1805-81, «Видение и природа», 1833-34, Англия - Samuel Palmer, "Vision and Nature"
 [/IMG]
[/IMG]Сэмюэл Пальмер, 1805-81, «Видение и природа», 1833-34, Англия - Samuel Palmer, "Vision and Nature"
Сон наяву, эмоциональность, красота и одушевленность природы, вовлеченность вещей в бурное движение красок пейзажа, мгновение и вечность, романтизм - A waking dream, emotionality, beauty and animation of nature, the involvement of things in the stormy movement of colors of the landscape, the moment and eternity, romanticism
[IMG] [/IMG]
[/IMG]
Уильям Тернер, 1775-1851, «Пожар в здании парламента», 1834. Лондон - William Turner, "Fire in the Houses of Parliament"
 [/IMG]
[/IMG]Уильям Тернер, 1775-1851, «Пожар в здании парламента», 1834. Лондон - William Turner, "Fire in the Houses of Parliament"
Вмешательство стихии в правильную и размеренную жизнь государства, экспрессия, романтизм - Intervention of the spontaneous movement of nature into the correct and measured life of the state, expression, romanticism
Григорий Нестеров © 13.09.2025
© Все права принадлежат автору. Цитирование с указанием источника.
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Чувство, эмоция, романтизм. Активное десятилетие 1765-1764 (1)https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367241
Рококо, мир любви, счастья и взаимопонимания. Активное десятилетие 1705-1714 (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367221
Классицизм и рационализм. Активное десятилетие 1645-1654 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367191
Маньеризм, Барокко (1) активное десятилетие (1585-1594) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367161
«Маньеризм» (1), активное десятилетие (1525-1534 годов) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Активное десятилетие и живопись 1465-1474 годов (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101
Десятилетие русской живописи (1) - 1405-1414 (активное) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Послеперестроечное медитативное десятилетие и живопись 1995-2004 годов (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367001
Восьмидесятилетие окончания второй Мировой Войны (цикличность и живопись военного десятилетия (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366941
О пользе ошибок (Цикличность исторического времени (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366891
Медитативные (срединные) десятилетия (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Активные пост авангардные десятилетия (5) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
Пост-авангардные медитативные десятилетия (4) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
Бурные десятилетия (3) (60-летний цикл авангардных десятилетий) –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601
Увидеть историю https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365901
Живопись и тридцатилетия войн https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365861
Тридцатилетняя война или передел мира https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365821
Тридцатилетний цикл войн? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365791
Тридцатилетний цикл изменения общественных настроений https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365361
Мир Культуры - World of Culture - https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Ритмы мировой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=263461
Эры истории (циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Шестидесятилетний цикл "авангардных" десятилетий - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
О 60-летних циклах культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=361801
Медитативные десятилетия - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362921
Принятие тонкости и красоты мира ("итоговое" десятилетие 60-летнего цикла) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=281241
Все циклы 600-летнего этапа лето - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691
Чувственность и рациональность. (Психология человека и цикличность времени) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275431
Инь и Ян - взаимодействие и сосуществование противоположностей - https://forum.artinvestment.ru/blog....5771&goto=prev
Предметность и беспредметность (глобальные циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog....0791&goto=next
Глобализм как стиль - https://forum.artinvestment.ru/blog....2131&goto=next
Золотой век - https://forum.artinvestment.ru/blog....5851&goto=next
Стилистические тенденции нового века https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=344491
"Совриск" - (искусство 20-ого века) - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
Всемирный синхронизм изменения общественных настроений - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364451
Глобальная синхрония психофизических процессов - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364401
Панпсихические волны - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=286091
Что ожидает человечество? - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071
Мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=350291
Второй мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353361
Мегагод - Краткое изложение - https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next
О чем говорит история? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365751
Что нас ожидает в ближайшие 600 лет? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366351
Часы истории. Ритмы мировой культуры. - https://vk.com/doc790580877_66157159...0Wmm848SBFSiED
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Воплощение мечты - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365141
Обращение к миру https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364951
Артель в Сочи - Чистое искусство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364911
Артель приглашает вас в Сочи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Мечта и реальность искусства https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365451
Ночь музеев 18 мая в Сочи Музей Д,Д. Жилинского https://vk.com/wall429042872_574?z=v..._429042872_574
Искусство и жизнь https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365601
Искусство, мораль и информационная война https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365581
Белорусское культурное пространство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364311
Культура и государство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364651
Культура и потребление https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364351
Скупой платит дважды?... https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362491
Всемирная выставка живописи. Минск https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=354021
THIRST FOR THE NEW,
COSMOPOLITANISM, ROMANTICISM
ACTIVE DECADE 1825-1834 (1)
COSMOPOLITANISM, ROMANTICISM
ACTIVE DECADE 1825-1834 (1)
The final 60-year cycle of the sensual 120-year supercycle of 1765-1884 begins with the active decade of 1825-1834 that we are considering.
But before we continue, let us imagine the 60-year cycle of changes in public sentiment as a car wheel, on the tire of which there are 6 marks, each of which corresponds to 10 years of historical time. And since the color of the public mood changes to the opposite each decade, then in the trace left by the tread of the wheel of history we will see three ten-year segments alternating with three others, oppositely colored.
(Here we need to take into account a psychological fact – the human habit of thinking in round numbers, in this case in decades – the history of the 50s, 60s, 70s, etc., while the real coloring of the decades changes in their middle – from 55 to 65, 65 to 75, from 75 to 85, etc., which for a very long time prevented me from discovering the actual division of the decades. Indeed, the widely practiced historical division of successive generations as “the sixties,” “the seventies,” etc., although it turned out to be useful, is fundamentally incorrect – in each decade there are necessarily two diametrically opposed methodological and style-forming positions)
But let us return to the imprint of the trace left by the marked tire of the “wheel of history.” Is it possible to apply the words from the song “and the ring has no beginning and no end” to the cyclicality of historical time? The fact that two revolutions of the 60-year "wheel of history", put together, form the 120-year, clearly colored time intervals we have already considered, having their beginning, duration (development) and end, speaks to the contrary. And the active decades are the first, in a sharpened and polemical form, to give impetus, direction and coloring to the artifacts of the entire supercycle.
Supercycles of the "Summer" stage (1405-2004):
- Rational supercycle … 1405-1524
The entire rationalizing style of the supercycle was defined under the ideological sign of the powerful Russian metaphysical painting of the first active decade (1405-1414)
More details Decade of Russian painting (1) - 1405-1414 (active) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
+ Sensual supercycle … 1525-1644
Here the tone of the entire supercycle was set by the pronounced sensual and easily excitable emotional character of the initial decade of 1525-1534 under the flag of mannerism, and then baroque, as the style of the material embodiment of dreams into reality.
More details "Mannerism" (1), active decade (1525-1534) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
- Rational supercycle … 1645-1764
The very first active decade of 1645-1654 developed the aesthetics of a detached, rational, as if from the outside, consideration of reality, most clearly expressed in the style of classicism. In this decade, the onset of the era of the "triumph of the spirit" was declared, that "the growth of knowledge is the path, and the well-being of the human race is the goal." All this led further to the "imaginary world of harmony between man and nature," the Rococo style and the onset of the "age of enlightenment."
More details Classicism and rationalism. Active decade 1645-1654 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367191
+ Sensual supercycle … 1765-1884
Here, under the sign of romanticism, in the first decade of 1765-1774, the material, sensual and emotional character of the supercycle manifested itself in full force. It is significant that in the same decade a fundamental closeness to the aesthetics of Shakespeare (who worked in the previous sensory supercycle of 1525-1644) was declared
More details Feeling, emotion romanticism (1) 1765-1774 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367241
- Rational supercycle … 1885-2004
First active decade 1885-1894 - Negativism, rationalization
But let us move on to the consideration of the next active decade, which begins and sets the tone for the sensual supercycle of 1765-1884. Here, as before, the main role will be played by painting, allowing one to instantly transfer into the atmosphere of the era and more deeply understand history, which otherwise remains a dry and difficult to understand scheme.
1825-1834 Active decade (the second sixtieth anniversary of the 120-year sensual cycle)
1825 – Pushkin, “From the magazines I see an extraordinary fermentation of thoughts… The goal of poetry is poetry…” - Bestuzhev, “… The thirst for the new… geniuses boldly rush around the crowd in search of a new land of the moral and material world… looking back, one can remain a century ago… the rights of citizenship to the dear guest - romanticism…” - In Palmer’s “Self-Portrait” “Activity, internal tension, energy, the clash of the inner and outer worlds” - 1826 – In Cooper’s novel “The Last of the Mohicans” “a furious and continuous chase” - Hugo turns to the knightly Middle Ages in the collection “Odes and Ballads” - In Blechen’s painting “Gothic Ruins”, “Another reality, departure from the bourgeois world, imagination, strangeness, bizarreness, striving upward, romanticism” - In Kiprensky “Faith in one’s own strength and future, human dignity, freedom, energy, optimism" - In Shchedrin's small painting "View of the Grotto in Sorrento" "The grandeur of nature, tectonic forces, grandeur, the exit from darkness to light, great hopes" - In Corot's landscape "The joy of life, optimism, freedom, faith in a better future" - In Delacroix "the memory of the dead Byron, a call to fight, expression, romanticism" - Pushkin reports: "Moscow is noisy and busy with festivities..." "...Poetry... must be a bit stupid..." - 1827 - Goethe declares: "National literature now means little, the time has come for world literature..." - Hugo in the preface to the drama "Cromwell": "Romanticism is the denial of authorities and traditions, freedom, nature, truth, inspiration - the sublime and the grotesque" - In Bryullov's "Italian Noon": "The joy of life, desire, lust, optimism, dynamics, energy, freedom and ease" - In Constable's "Seascape with Rain Cloud": "Expression, dynamics, energy, strength and power of nature, boldness and confidence of the brush, decisiveness, lashing, freedom and mastery of execution" - 1828 - Tyutchev exclaims: "I love a thunderstorm in early May..." - Overbeck the Nazarene in his painting "Italy and Germany" "affirms faith in the victory of good, beauty and justice" - 1829 - Chopin begins his concert career - Pushkin: "... The whole society is in amazing excitement, having fun until they drop..." - Mazzini: "Throughout Europe, some kind of breath of new life is stirring minds... Norms are stifling genius... Social man in action... sings of universal feelings, eternal truths... freedom..." - 1830 - Delacroix "Freedom leading the people", "Expression, movement, group dynamics, emotional excitement, contrast of light and color, determination, belief in one's own rightness, action without hesitation and doubt" - Pushkin "...Freedom is more to the heart than our prim correctness..." - Tyutchev - "Blessed is he who visited this world in its fateful moments..." - In the portrait of Karl Begas "A look into the eyes of the viewer, presence here and now, spontaneity, freedom, confidence, determination, activity, dynamics, energy, nobility, integrity" - 1831 - Goethe in the second part of Faust - "Only he is worthy of life and freedom who goes to battle for them every day!" - 1832 – Donizetti, opera “The Elixir of Love” - Bryullov, “The Horsewoman” - “Emotion, movement, freedom, spontaneity, grace, romanticism” - 1833 - “…A long-haired, bearded young man…a red beret…a cashmere scarf…embroidered on his vest…Rousseau…tight trousers…a fashionable cane…he is a cosmopolitan…a Saint-Simonian!” - Bryullov, "The Last Day of Pompeii", "Expression, dynamism, movement, confusion of the crowd, emotional excitement, grandeur, mass character, catastrophism, pathos, theatricality, showiness, romanticism" - Mazzini, "... An entire era collapses in pieces, fragments, like a decomposing corpse" - 1834 - Turner, "Fire in the Parliament Building" - "Intervention of the elements in the correct and measured life of the state, expression, romanticism" - In Palmer's painting, "A waking dream, emotionality, beauty and animation of nature, the involvement of things in the stormy movement of colors of the landscape, a moment and eternity"
1825 - Financial panic in England - The Decembrist revolt in Russia - Saint-Simon "New Christianity" - Temperance movement in the USA - (about a million people) - Commodity exchange in New York and publication of the "encyclopedia" - Socialist community "New Harmony", R. Owen (USA) (25-28) - Formation of Bolivia - 1826 - Execution and hard labor for the Decembrists - Creation of the detective (III department) of the police in Russia - 500 people brought to justice - Secret committee for projects of government reform - Peasants' revolt near Kiev - Greek war of independence from Turkey - Rhineland Diet proposes to deprive Jews of all rights - World's first photograph - Suez Canal (began operation) - 1827 - - London - police created - slave trade banned in Britain - Term "socialist" - Russia, first survey of public opinion - Armenia annexed to Russia - 1828 - Crisis in France (to '32), riots - USA, Jackson "president of the mob" - Creation of the "democratic party" - 1829 - Creation of Scotland Yard - Trade unions in England, 100,000 people - 1830 - French Revolution - constitutional monarchy of Louis Philippe - "Now the reign of the bankers will begin" - "Cosmopolitanism" - literary boom of the 1830s - "Democracy has risen to the shores" - Belgian Revolution against the Netherlands - Polish uprising against Russia, riots in Lithuania, Belarus and Ukraine - Cholera riots in the Russian Empire (1830-31) - Cholera in America and Europe - Secret society "Young Italy" - Creation of an independent Greece - In England "regular railway traffic" - 1831 - Weavers' revolt in Lyon - Carbonari revolution in Italy - Bosnian uprising against Turkey (up to 1832) - 1832 - - (England) - "Great Reform Act" - expansion of suffrage - peaceful rise of the bourgeoisie to power. - France, June Uprising - Aristocratic conspiracy in Georgia - Russia - (the first electromagnetic telegraph in history) - Secret society "Skull and Bones" (USA) founded at Yale University. – Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture founded – 1833 - (Britain) – Abolition of Slavery Act – Factories Act to improve working conditions for children - (Massachusetts) – separation of church and state - Eruption of Krakatoa, killing 200,000 people - Powerful Leonid meteor shower - (Paris) – “Society for the Rights of Man and Citizen” - Russia’s new anthem, “God Save the Tsar!”, is performed publicly for the first time - The newspaper appeared in the USA - 1834 - (England) - "Poor Law", "Workhouses", "School of Medicine" - USA - Whig Party (opposed to Democrats) - Spanish Revolution (1834-43) - The struggle between Chechnya and Dagestan was led by Shamil (until 1859) - Kiev University opened - (France) - laws against the press, against political satire - Russia - the magazine "Moscow Telegraph" was closed - Herzen and Ogarev were arrested
Let's check whether in this case, as it has always been until now, the obligatory alternation of "active" decades aimed at action and implementation and the opposite - "meditative" ones, aimed at perception, reflection and evaluation, is preserved?
Previous decade 1815-1824 (snippets of phrases, titles, slogans)
1815 - "Folk tunes" - "light, soft beauty, sweetness, peace, tranquility" - 1816 - "Sleep and poetry" - "Towards solitude" - "Hymn to intellectual beauty" - "spirituality, sincerity, poetry" - "tenderness, subtlety, harmony, nobility, sincerity, truthfulness, kindness, idealization of reality" - 1817 - "... To perceive ... subtle shades ... the universe ... as a single whole ..." - 1818 - "Meekness, virtue, wisdom and patience ..." - "Purity, sophistication, tenderness, fragility, vulnerability" - 1819 - "Beauty is truth" - "... Sung melodies are tender, and unsung ones are even more tender. Let the pipes of silence ring…” “Beautiful sadness in everything that is mortal…” - “Expectation of the unusual, mystery” - 1820 – “Unpretentious rural life” - “Simplicity, grace, subtlety, silence – acceptance of reality” - “Meditations” - 1821 – “Peaceful scene” - 1823 – “Soul warmth” - “Sleeping shepherd”
More details “Meditative decades” https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Let’s compare it with the decade of 1825-1834
1825 – “Thirst for the new…looking back, you can stay a century ago” “Activity, tension, energy” - 1826 – “Frantic and continuous pursuit” - “Gothic ruins”, “Leaving the bourgeois world" - "Faith in one's own strength and future, human dignity, freedom, optimism" - "Tectonic forces, grandeur, emergence from darkness into light, great hopes" - "Call to struggle, expression, romanticism" - 1827 - "The time of world literature" - "Romanticism - denial of authorities and traditions, freedom, nature, truth, inspiration - the sublime and the grotesque" - "Joy of life, desire, lust, optimism, dynamics" - "Determination, bitingness, freedom and mastery of execution" - 1828 - "Faith in the victory of good, beauty and justice" - 1829 - "Society in amazing excitement" - "A breath of new life... Norms stifle genius" - 1830 - "Freedom leading the people" - "Group dynamics, determination, faith in one's own rightness, action without hesitation and doubt" - "Blessed is he who has visited this the world in its fatal moments…” - 1831 - “Only he is worthy of life and freedom who goes to battle for them every day!” - 1832 – “The Elixir of Love” - 1833 - “Expression, dynamism, movement, confusion of the crowd, emotional excitement, grandeur, mass character, catastrophism, pathos, theatricality, showiness, romanticism” - 1834 – “Emotionality, stormy movement of colors, moment and eternity”
The comparison shows a clear, striking and undeniable difference and opposition of the emotional life and style of artifacts of the two decades. (However, this does not surprise us at all, since I have not yet noticed a single case of a violation of the alternation of meditative and active decades). The particular brightness and contrast of the considered comparison is explained not only by the alternation of decades, but also by the meeting of two opposite supercycles, where the meditative decade represents the style of the outgoing “rational” cycle – (“intellectuality”, “ideality”, “spirituality”) and a contrasting meeting with the beginning of the “sensual”, based not on a scheme and a pre-built “ideality”, but on a reality directly comprehended by feeling and emotion.
Here, as before, art in general and painting in particular must be considered not as an animating illustrative material, but as a fundamental one, without which we cannot understand historical time.
Samuel Palmer, 1805-1881, "Self-Portrait", 1825, England, Romanticism
Activity, inner tension, energy, intersection of inner and outer worlds
Karl Blechen, 1798-1840, "Gothic Ruins", 1826, Germany
Another reality, departure from the bourgeois world, imagination, strangeness, bizarreness, striving upward, Romanticism
Orest Kiprensky, 1782-1836, "Portrait of Shishmarev", 1826, Russia
Faith in one's own strength and future, human dignity, freedom, energy, optimism, Romanticism
Sylvester Shchedrin, 1791-1830, "View of the Grotto in Sorrento", 1826, Hermitage
The grandeur of nature, tectonic forces, grandeur, exit from darkness to light, great hopes
Camille Corot, 1796-1875, "View from the Farnese Gardens", 1826
Joy of life, optimism, freedom, faith in a better future
Eugène Delacroix, 1798-1863, "Greece on the Ruins of Mesolongion", 1826, Bordeaux
The struggle for Greek independence, overcoming obstacles and difficulties on the path to freedom, the memory of the deceased Byron, a call to fight, expression, romanticism
Karl Bryullov, 1799-1852, "Italian Afternoon", 1827
Joy of life, desire, lust, optimism, dynamics, energy, freedom and ease
John Constable, 1776-1837, "Seascape with a Rain Cloud", 1827, London
Expression, dynamics, energy, strength and power of nature, boldness and confidence of the brush, determination, lashing, freedom and mastery of execution
Johann Overbeck, 1789-1869, "Italy and Germany", 1828, Nazarenes
Faith in the victory of good, beauty and justice
Karl Begas, 1794-1854, "Portrait of Gaedecke", 1830, Germany
Looking into the eyes of the viewer, presence here and now, spontaneity, freedom, confidence, determination, activity, dynamics, energy, nobility, integrity, romanticism
Eugene Delacroix, 1798-1863, "Liberty Leading the People", 1830, Paris
Expression, movement, group dynamics, emotional excitement, contrast of light and color, determination, belief in one's own rightness, action without hesitation and doubt
Karl Bryullov, 1799-1852, "The Horsewoman", 1832, Moscow
Emotion, movement, freedom, spontaneity, grace, romanticism
Karl Bryullov, 1799-1852, "The Last Day of Pompeii", 1830-1833
Expression, dynamism, movement, confusion of the crowd, emotional excitement, grandeur, mass character, catastrophism, pathos, theatricality, showiness, romanticism
Samuel Palmer, 1805-81, "Vision and Nature", 1833-34, England
A daydream, emotionality, beauty and animation of nature, the involvement of things in the stormy movement of colors of the landscape, moment and eternity, romanticism
William Turner, 1775-1851, "Fire in the Houses of Parliament", 1834. London
Intervention of the elements in the correct and measured life of the state, expression, romanticism
Grigory Nesterov © 13.09.2025
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Всего комментариев 0
	
	




 
				
		
