Ритмы мировой культуры
Г. Нестеров "Рука", орг.м. 53х96, 1994[/CENTER]
РИТМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(Цикличность жизни человечества)
THE RHYTHMS OF WORLD CULTURE
Автор рассматривает мировую культуру через историю изменений эмоциональной настроенности человека. Здесь развивается далее идея Шпенглера о сезонности развития культуры, но отрицается ее гибель или остановка. Собранный материал, охватывающий более 6500 лет человеческой культуры, позволяет автору утверждать наличие повторяемости (цикличности) ее изменений, носящей сезонный характер.
The author examines the world culture through the history of emotional moods of man. Here is the development of seasonality idea the world culture by Spengler, but without of the death her, or the stop. The collected material, covering more than 6500 years of human culture, allows the author to assert the presence of recurrence in character of the seasonal changes of the moods of man.
Питирим Сорокин заявил (в 1927 году): - «Существование постоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира или история человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории были бы заблуждением».
Действительно, все в мире уникально и неповторимо, во вселенной нет даже двух одинаковых атомов. Мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Тем не менее, вся реальность имеет волновую природу, являющуюся по сути своей ритмичной.
И на микро, и на макро уровне, все живое и не живое состоит из множества разнообразных волн, ритмов, циклов и, постоянно пульсирующих тактов, пронизано и связано энергией единого космического поля. Сегодня это банальная истина, которую знает любой школьник.
Тезис П. Сорокина опровергается, по меньшей мере, двумя всем известными, повторяющимися макро циклами, с которыми постоянно имеет дело каждый из нас.
В этом цикле задействована эволюция человека и человечества, земли и космоса.
Как вы уже догадались, я имею в виду суточное вращение земли вокруг собственной оси, и годовое ее обращение вокруг солнца.
Мы не можем предсказать, что произойдет с человеком завтра, или в следующем году, но мы точно можем говорить о характере его активности.
То есть человек будет активен днем и пассивен ночью.
Его поведение будет соответствовать сезонным изменениям погоды.
Вы скажете: всего на всего? Ну и что? Ведь это всем известно!
А представьте себе, что это вам неизвестно!
Без этого «банального» знания вся наша жизнь была бы парализована.
Если бы мы ожидали, что и день и лето будут длиться бесконечно, а затем, с удивлением и страхом наблюдали крушение наших планов?
Эти ритмы запечатлены в нашей крови уже на генетическом уровне.
И тем не менее, как часто человек бывает смущен и озадачен тем, что его прогнозы и ожидания не оправдываются!
Вспомним, как неожиданно развалился, казавшийся вечным Советский Союз и рухнула берлинская стена…
Уже известный нам социолог П. Сорокин рассказывал, как обманулся он и все его коллеги в 1913 году в своих ожиданиях. Тогда они и в страшном сне не могли вообразить, какие кошмары ожидают человечество в ХХ веке.
Оптимистические прогнозы ХIХ века не оправдались.
«Мы обманулись, мы обмануты» - воскликнул А. Герцен еще в 1848 году, разочаровавшись в тезисе «разумности истории».
В пестром калейдоскопе истории, такие неожиданные очарования и разочарования человека скорее правило, чем исключение.
Конечно, все и вся предсказать нельзя. Элемент неожиданности всегда останется в человеческой жизни. Но знание ритмичности и закономерности социальных процессов, могли бы намного облегчить наше существование.
Еще античные греки, не обладая нашим знанием истории, утверждали, что она представляет собой круг, который, по прошествии какого то времени, будет повторяться.
Теоретически, эту идею можно проверить, только сопоставив два, или более таких кругов.
Но как практически это сделать?
Не смотря на многочисленные «белые пятна» в нашем знании прошлого, в «новое время» накопилось такое обилие новых артефактов, в которых мы рискуем утонуть.
Так же, как деревья закрывают лес, факты закрывают, «загромождают» собою историю. Чтобы ее увидеть, надо подняться над ними, и попытаться обозреть целое «единым взглядом».
Идея такого «целостного» взгляда на историю появилась у меня еще в 1971 году, после ознакомления с «Психологией установки» замечательного грузинского психолога и философа Д. Н. Узнадзе.
Суть его идеи я понял, как обусловленность, «запрограммированность» действий и деятельности субъекта целостностью и недифференцированностью его состояния.
А так, как субъект включен в мир и общество, то через его поведение, (моя гипотеза) можно, в свою очередь, судить о целом этого мира и общества, то есть, о его неявном общем законе и ритме изменений.
Таким образом, через настроенность человека что то делать или не делать, выявляется не только его личное состояние, но и общая природная и общественная атмосфера.
Но лучше всего «целое» и «общее» может быть выражено чувством, эмоцией, а это область искусства. По этому, искусство может снабдить нас обширным и незаменимым материалом там, где не достает других исторических фактов.
Итак, с 1971 года, именно датированные чувства, эмоции и настроения, выраженные как можно более лаконично, стали предметом моего интереса.
Из доступных исторических артефактов: произведений искусства, философских высказываний, дневников выдающихся людей и т.п., мною была выделена эмоциональная составляющая. Например: «страстное желание видеть многое», «оживление в обществе», «динамичность», «агрессия», «жажда жизни», «воодушевление». Или же: «тоска», «депрессия», «статичность», «мрачное настроение», «потеря желаний» и т.д.
Каждый из таких фактов может быть случайным, не характерным для данного времени. Но ряд таких фактов, собранных вместе в одном десятилетии, или столетии, создает убедительную картину настроения времени.
Теперь, у нас появляется возможность увидеть историю «сверху» и охватить ее единым взглядом, сопоставить «шум» одного и другого времени, в надежде выявить закономерности.
Конечно, прежде чем мы приступим к поиску, хотелось бы, хотя бы в общих чертах, иметь предварительный образ искомого.
Можно предположить, что такой повторяющийся цикл будет напоминать уже нам известные суточные и годичные ритмы человечества.
По эмоциональной составляющей, по общему настроению человека они схожи:
1. Утром и весной – настроение «пробуждения», надежды, ожидания, перспективы.
2. Днем и летом – активное настроение, труд, деятельность, борьба.
3. Вечером и осенью – подведение итогов, использование плодов труда, гедонизм.
4. Ночью и зимой – прекращение или замедление деятельности.
В поисках такого цикла, мною были рассмотрены большие интервалы времени, найден ряд различных по времени ритмических процессов (об этом в журнале «Немига литературная», №1, 2013 г. Минск, во вступительной главе из моей книги «Часы истории»).
Эти ритмические процессы, найденные мной, ранее не были никем обнаружены, но их природа не соответствует стилистике суточных и годовых циклов, которые мы с вами сейчас пытаемся обнаружить.
Тем не менее, такой цикл существует и, через равные промежутки времени повторяется.
И если, год кратен 365 дням, то следующий цикл, подобный им по сезонному изменению настроений человека, наступает, как вы увидите дальше, только через 2400 лет!
Попробуем кратко набросать схему цикла (или «эры»).
Он, так же, как сутки и год, должен делиться на четыре равные части. Эти части не имеют резкой границы, и переход между ними будет постепенным.
При этом, две части будут полярными по своей сущности – так же, как день и ночь, или лето и зима.
Середины этих полярных частей будут выражать противоположные тенденции – середина «лета», это пик активности. И соответственно, середина «зимы» - пик отказа от нее.
Если цикл равен 2400 годам, то расстояние между этими полярностями будет равно половине цикла, или 1200 годам.
(Далее, условимся называть эти четыре части цикла (эры) «этапами», и назовем их, используя сезонную терминологию: «весна», «лето», «осень», «зима»).
Теперь, проверим нашу гипотезу, рассмотрим одинаковые отрезки из середины «полярных» этапов, отстоящих друг от друга на 1200 лет. (Первый цикл (эра)).
Этап «лето» - (1645-1764) – передаю общую атмосферу (обрывки фраз и фактов): «Государство это Я». Кромвель. «Бешенные». Барокко. Фанфары. Ньютон. Зеркала Версаля. «Апофеоз». «Ракурсы». «Поэзия». «Галантность». Беркли. «Эротизм». «Гулливер». «Утилитаризм». «Ярость и веселье». «Рококо». «Фривольность». «Легкость нравов». «Маскарады». «Сентиментализм». «Просвещение». «Энциклопедия». Пиранези. «Изысканность».
Этап «зима» - (445-564) – Мозаики Равенны. Прокл: «Душа парит в эфире». «Книги – оставил бы немного, остальные бы уничтожил». Вандалы опустошают Рим. Византия. «Умеренность». «Бесстрастие». Сгорает константинопольская библиотека. Римский король полуграмотен. В Китае: «Ритуальность». «Мерное движение». «Стереотип». «Отрешенность». «Жизнь внутри». «Полуулыбка». «Традиция». «Сохранение старого». Индия распадается. Закрыта Афинская академия. «Разбита статуя Аполлона». «Утешение философией». «Стенания круг». «Музы – блудницы». «Символика чисел». «Монастырь». «Молитвы». Храм св. Софии. «Путь на небо». В Японии признание буддизма.
Наши ожидания полностью оправдались: этап «лето», как и ожидалось, насыщен активностью, любовью и интересом к окружающей реальности, воодушевлением.
И соответственно, этап «зима»: потеря интереса к реальности, замедление движения, замыкание на стереотипе и ритуальности.
Два полярных полуцикла в сумме дают продолжительность цикла: 1200+1200=2400 лет.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, возьмем следующий (второй цикл (эру)), отстоящий от рассмотренного на 2400 лет.
(Чем далее мы уходим назад во времени, тем менее датированного материала.)
И если рассмотренный цикл примерно совпадает с нашей эрой, то очередной будет располагаться до нее.
Вновь сопоставим одинаковые отрезки из середины полярных этапов, отстоящих так же друг от друга на 1200 лет.
Этап «лето» - (755-636 д.н.э.) – Основание Рима. Расцвет Ассирии. «Крылатые быки». «Львы». «Мощь». Захват Израиля. Искусство в Египте: «Сила». «Интерес к реальности». «Энергия». «Деятельность». Фризы в Ниневии: Военные сцены. «Стремительность». «Живость». «Реалистичность». В Китае: «Реформы. Экономика. Философия». В Ассирии и Египте: «Расцвет науки, литературы, искусства. Знаменитая библиотека. Ирригация. Торговля».
Этап «зима» - (1955-1836 д.н.э.) – Египет: скульптура «Глаза внутри». «Переживания». «Горечь». Напутствие: «Берегись подданных. Не доверяй брату. Не знай друга». Заупокойный храм в виде лабиринта. - Вавилон – «Врата господни».
Итак, здесь комментарии излишни - мы получили наглядное подтверждение нашей гипотезы о наличии цикла, носящего повторяющийся сезонный характер.
То есть, в этапе «лето» - рассвет культуры, интерес к реальности, активность.
И напротив, в этапе зима – негативизм, пессимизм, потеря интереса к жизни.
Для того, чтобы убедиться, что это не случайное, абсолютно математически точное совпадение «сезонности» двух циклов, вместе охватывающие 4800 лет, попробуем заглянуть еще на 2400 лет назад.
Здесь, в связи с нехваткой датированного материала, придется расширить временные рамки рассмотрения до величины этапа (600 лет) – третий цикл (эра):
Этап «лето» - (3395-2805 д.н.э.) – Объединение Египта – Бог Гор в виде сокола – Бычьи головы – Тема победы – Начало династического периода – Реализм. Живость. Чувственность. Мастерство. Сила. Мощь. - Первые иероглифы. Месопотамия – Клинопись – Поэтичность – Совершенство формы - Прогресс в экономике, культуре, политике. Появление рабского труда. - Индия – Счет времени. - Шумеры – Бронзовые монеты. Богиня Плодородия и Изобилия.
Этап «зима» - (4595-4005 д.н.э.) – Условные абстрактные знаки – кресты, кружки, углы, треугольники, штрихи. – Геометрический орнамент. Европа – Керамика – Спирали. Меандры. - Египет – полное отсутствие интереса к человеку – грубое, головное, схематичное, небрежное и неэстетичное его изображение. Примитивизм. – Гибель культуры Халаф.
Мы видим и в третьем цикле (эре) сохранение той же сезонной периодичности.
А теперь, остается проверить, соблюдаются ли сезонные переходы «весна» и «осень», расположенные между полярными этапами «лето» и «зима».
Начнем с первого цикла (наша эра) – (205-2604):
Этап «весна» - (805-1395) – Халифат – Обиталище наук. - Поэзия, застолья и попойки. – Индонезия – Нежность, одухотворенность. – Китай – Конфуцианство. Академия живописи. – Беспутная жизнь папы. – В Европе рост городов. – Папа реформатор. – Песнь о Роланде. – Крестовые походы – Богатства востока. – Готика. – Университет. – Хартия вольностей. – Гимн солнцу. – Сорбонна. – Разум. – Антики. – Парламент. – Перспектива. – «Роман о розе». – Изысканность. – Сладостный стиль. – «Чудеса мира». – «Страстное желание видеть многое». – «Любовь к истине». – «Свобода». – «Слава». – Декамерон». -
Китай – «Царь Света». – «Карта мира». – «Райская обитель».
Как и ожидалось, этап полностью соответствует сезонному типу переходного периода между «зимой» и «летом» - это пробуждение интереса к реальности и рост активности.
Этап «осень» - только что начался – (2005-2604, наша эра).
Второй цикл (вторая эра) – (2195 д.н.э.-204 н.э.):
Этап «весна» - (1595-1005 д.н.э.) – Египет мировая держава. – Новое царство. Бронзовый век. Торговля. – Завоевания. - Колонны, увенчанные лотосом. Рафинированная очищенная реальность. – Легкая улыбка. – Молодость, холодность. – Ритмичность. Музыкальность. Красота обыденной жизни. – Китай – Иероглифическая письменность. – Реформы. – Наведение порядка – Искоренение зла. – Ради общего счастья.
Этап «осень» – (395 д.н.э.- 195 н.э) – Китай – «Дворец наук». – Афинская Академия. – Атомизм. – Смеющийся философ. – Искусство – подражание природе. – Гедонизм. – Эпикур. – Безмятежность. – Царь должен быть философом. – Правление лучших. – Душа бессмертна. – Средний путь. – Целое. Справедливость. – Добродетель. – Стоики. – Скептицизм. – Материализм. – Реализм. – Софисты. – Афродита, богиня любви. - Китай – Расцвет культуры. - «Наслаждаться пока живы» - Мудрость. – Даосизм. – Гармония. – Природа. – Счастливая бабочка. - Равновесие. – Недеяние. – Александр Македонский. – Эллинизм. – Космополитизм. – Гражданин мира. – Колосс Родосский. – Мусейон. - Объединение Индии – Римская республика. – Империя. – Аморализм. – Восстания рабов. – Диктатура. – Золотой век. - Экклесиаст. – Христос. – Нерон. – Калигула. – Долг. – Терпение. – Мир и согласие. – Апокалипсис. – Колизей. – Деньги не пахнут. – Храм всех богов. – Храм Вакха. – Правда чувства. – Дух целого. – Соподчинение. – Общая цель.
И здесь, наши ожидания полностью подтверждаются – «весной»: пробуждение активности и интереса к жизни, поэтичность и надежды. – «Осенью»: сбор «плодов» и подведение итогов, наслаждение жизнью и потребление.
Третий цикл (третья эра) – (4595 д.н.э.-2196 д.н.э.):
Этап «весна» - (3995-3405 д.н.э.) – Египет – Образование государства. - Начало социального расслоения. – Первые орудия из меди. – Открытие гипса и фаянса. – Пластинка Мендеса, первые иероглифы. – Росписи в гробнице в Иераконполе. – В Месопотамии - Клинопись. – В Уруке – Монументальная архитектура. – Изобретение пиктографии.
Этап «осень» - (2795-2205 д.н.э) – Египет – Джосер – Пирамиды. – Стремление к совершенству. – Раскрашенная скульптура. Реализм. – Изысканность. – Мастерство. – Торжественность. – Цветные росписи. Прославление фараона. – Львы - Сфинксы. – Храмы Солнца. – Жертвы богам. - «Поклоняться богине любви, петь и наслаждаться». – Китай – Объединение. – Шумеры – Иероглифическое письмо. Тексты и поэмы. - Богиня Плодородия. – Орел с львиной головой. – Ур – Культ животных. – Двуречье – Ирригация. Торговля. - Саргон – Деспотия. – Мускулистые тела. – Мятежи. – Власть жрецов.
Сомнений не остается – закон переходных периодов выполняется и здесь – «весной» пробуждение интереса к реальности, и рост активности. «Осенью» - величавые итоги – ощутимые плоды жизни, удовлетворенность.
Итак, мы с вами окинули единым взглядом более шести с половиной тысячи лет истории человечества. При этом, мы совершенно ясно и недвусмысленно увидели наличие большого, повторяющегося через каждые 2400 лет цикла (эры).
1. Этот цикл, по аналогии с дневным и годовым циклами, носит сезонный характер.
2. Он делится на четыре этапа (сезона): «зиму», «весну», «лето» и «осень».
3. Два из них – «зима» и «лето» являются полярными или противоположными.
4. Между ними находятся «весна» и «осень», являющиеся переходными этапами.
5. Длительность каждого этапа равна 600 годам.
6. Середины полярных этапов делят цикл на два полуцикла по 1200 лет.
Конечно, отдельные факты могут идти в разрез со спецификой любого цикла, например, человек может днем спать, а ночью активно действовать, весной могут и во время цветения садов, наступить похолодание и пойти снег. Но исключение только подчеркивает правило.
В рассмотренных нами трех циклах (эрах) нарушение сезонности не было выявлено:
1. В каждом из этапов «зима» наблюдалось падение активности и потеря интереса к окружающей реальности.
2. В каждом этапе «весна» постепенно пробуждалась активность, и возрастал интерес к жизни.
3. В каждом этапе «лето» возрастала до максимума активность и агрессия, расцветала наука и культура.
4. В каждом этапе «осень» наблюдался постепенный переход от максимума активности, через возрастание гедонизма, потребительства и утилитаризма к глобализму, универсальности и спокойствию уравновешенности.
Идея сезонности не мое изобретение. С этой идеей человечество сталкивается с незапамятных пор каждый день, каждый год.
Шпенглер также выдвигал эту идею по отношению к стадийности прохождения культуры, сопоставляя ее развитие с возрастами отдельного человека. То есть с детством, юностью, зрелостью и смертью. Пессимистическая идея конечности культуры отражается и в заглавии его известной книги «Закат Европы».
Конечно, все мы знаем, что человек смертен. Государства также рождаются, расцветают и приходят в упадок. Культура тоже появляется в конкретной форме в том или ином государстве, через конкретного, определенного, смертного человека. Но, как мы видим, ни со смертью конкретного носителя культуры – отдельного человека, ни с гибелью государства, она не умирает.
Рождаются новые люди, носители вечно новой культуры, ее центры перемещаются из государства в государство, меняется ее окраска и настроение, но закон ее глобальной циклической ритмичности постоянен.
Не мы выбираем сезоны погоды, но все мы, сознательно или бессознательно принимаем участие в этом процессе, осуществляя конкретность определенной культуры.
Какой этап культуры, какой из ее сезонов лучше?
Наверно, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
И, возможно, вооруженные предварительным знанием, мы сможем заранее эти плюсы увеличить, а минусы смягчить.
Григорий Нестеров Минск 11.4.2013 ©.
Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
https://www.amazon.com/hours-history...urs+of+history
Часы истории. Ритмы мировой культуры
Accent Graphics, Ottawa, 2016 https://vk.com/doc790580877_66157159...2vizRYyDOZ9Gts
"Часы истории. Ритмы мировой культуры" https://www.facebook.com/groups/Twit...24406/?__cft__[0]=AZVYF621su7ozWRqHXYpBIsAO-ZiSdFfSnH7sVKHQtiLIX0SDTXg3zyv_I064wvlp3RYCVO4YcBt hoLfixHn8YX9Lhx0oQj0yrCyvSENJS4OcHlzfOF6DqcfD6XPNw qcrSZHqcsBQ1Ro7CMto7zan5ZL&__tn__=%2CO%2CP-R
[email protected] www art-fakt.com
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
THE RHYTHMS OF WORLD CULTURE
(Cyclical nature of human life)
The author examines the world culture through the history of emotional moods of man. Here is the development of seasonality idea of the world culture by Spengler, but without of the death her, or the stop. The collected material, covering more than 6500 years of human culture, allows the author to assert the presence of recurrence in character of the seasonal changes of the moods of man.
The key words: - The World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
Petirim Sorokin said (in 1927): ‘The existence of constantly repetitive, identical cycles, whether evolution the whole world or human history, has not been proved. Therefore, that kind of theories would be a delusion.’
Indeed, everything in the world is unique and unrepeatable; into the universe are not even two identical atoms. We know that ‘you can't enter twice in the same river’.
However, the whole reality, have of the wave nature and it is essentially rhythmic.
And at the micro and macro level, all living and non-living things consists from a wide variety of waves, cycles and rhythms, of the constantly pulsating beats, and it is penetrate through and unite by a single outer energy field. Today it is a commonplace truth that any schoolchild knows.
P. Sorokin thesis is refuted by at least of two all-known, repeating macro cycles, that each of us knows.
In this cycle is presented the evolution of man and mankind, of Earth and the cosmos.
As you may have guessed, I am referring to the daily rotation of the earth around its own axis and of annual circulation it around the Sun.
We can not predict what will happen with the person tomorrow, or for next year, but we exactly can talk about the nature of its activity.
It means, people will be active during the day but at night they will be passive.
Theirs behavior will correspond for seasonal changes of the weather.
You may say only the most? So what about it? After all, everyone knows that!
But if you will imagine that it you do not know!
Without this ‘banal’ knowledge our whole life would have been paralyzed.
If we expect that both day and summer will last forever, and then, with surprise and fear will watched the collapse of our plans?
These rhythms are imprinted in our blood at the genetic level.
And yet, how often a person is confused and puzzled that his predictions and expectations are not came true!
Let us recall how suddenly collapsed, seemingly eternal Soviet Union, and falling down the Berlin Wall...
Already known for us sociologist Sorokin told how he and all of his colleagues were mistaken in their expectations at 1913. Then they could not imagine and by of a nightmare what a terrible fright await humanity in the twentieth century.
The optimistic forecasts of the nineteenth century did not come true.
‘We were mistaken, we are deceived’ - said Alexander Herzen in 1848, disillusioned with the thesis ‘of the History’s reasonableness’.
In a colorful kaleidoscope of history, such unexpected the fascinations and frustrations people are the rule rather than the exception.
Of course, everything can not be predicted. The element of surprise will always be in a human life. But the knowledge of rhythm and of patterns of social processes would be doing much easier our existence.
The ancient Greeks, not having a knowledge of our history, have asserted that it is a circle, which, after a certain time will be repeated.
Theoretically, this idea can be checked only for comparing the two or more such circles.
But practically how to do it?
Despite the numerous ‘white spots’ in our knowledge of the past, the ‘new time’ accumulated such an abundance of new artifacts, into which we are in a danger of drowning.
In such a way as the trees closed the wood, the facts cover, screening by one self the history. Just for to see it, one must rise above them, and try to overlook the whole by ‘one glance’.
The idea of such a ‘holistic’ view of the history came for me in 1971, after reading the ‘Psychology of Set’ by wonderful Georgian psychologist and philosopher D. Uznadze.
I realized the essence of his ideas, how the ‘pre-programming’ of actions and activities of the person by condition his integrity and wholeness.
And so, as the subject is included in the world and society, at this, from his behavior (it is my hypothesis) can, in turn, to judge about the whole of the world and society, about its law and rhythm changes.
Thus, a person's mood to do something or not to do is revealed not only his personal condition, but the common natural and social atmosphere.
But best of all the ‘whole’ and ‘common’ can be expressed by a feeling, emotion, but this is area of art. The art, according to this, can provide us with a vast and indispensable material, where are the lack of other historical facts.
Thus, since 1971, just the dated feelings, emotions and sentiments, which expressed more laconically as possible, became the subject of my interest.
From the available historical artifacts, works of art, philosophical statements, diaries of prominent people and the like it, an emotional component by me was selected. For example, ‘the passionate desire to see more,’ ‘the excitement in the society’, ‘the dynamic’, ‘aggression’, ‘the lust for life’, ‘inspiration’. Or: ‘the melancholy’, ‘depression’, ‘static’, ‘somber mood’, ‘the loss of desire,’ etc.
Some of these facts can be accidental, which is not typical for this time.
But a number of facts collected together in the one decade or century, creates a convincing picture of the mood its time.
Now, we have the opportunity to see the history from the ‘top’ and cover it with a single glance, to compare the ‘noise’ of one and other time, in the hope to identify regularity and patterns.
Of course, before we get to the search, it would be desirable, at least in general terms, have sought a preliminary way.
It can be assumed that such a repetitive cycle will resemble with already known to us as the daily and annual rhythms of mankind.
By the emotional component and by the general mood of a man they will be similar:
1. In the morning and in the spring - are the mood of ‘awakening’, hopes, expectations, prospects.
2. In day and summer - are active moods, work and struggle.
3. In the evening and in the autumn - summing up, the using of the fruits of labor, hedonism.
4. At night and in winter - stopping or slowing of activity.
In search of such a cycle, I covered long intervals of time, found a number of different rhythmic processes in time (this is in the magazine ‘Literary Nemiga’, № 1, 2013, Minsk, in the introductory chapter for my book ‘The Hours of History’).
These rhythmic processes which found by me have not previously been discovered by anyone, but their nature does not be in accordance with the style of daily and annual cycles, which we are now trying to discover.
However, that cycle exists and at regular intervals repeats.
And if a year is divisible by 365 days, then the next cycle, like it by a character of the seasonal changes of mood a man, comes as you will see further, just only over 2,400 years!
Let's try to briefly outline the scheme of the cycle (or ‘era’).
It, like as the day and the year must be divisible into four equal parts. These parts do not have a sharp boundary, and the transition between them is gradual.
The two parts of it are the polar by the essence - as day and night or summer and winter.
The middles of these polar parts will express the opposite trend - the middle of a ‘summer’ is the peak of activity. And as a contrary, the middle of a ‘winter’ - is the peak of denying it.
If the cycle equals 2400 years, then the distance between the two polarities is a half cycle, or equal to 1200 years.
(Next, we agree to call these four parts of the cycle (era) as a ‘stages’, and will to call them using the seasonal terminology as a ‘spring’, ‘summer’, ‘autumn’, ‘winter’).
Now, for testing of our hypothesis we will consider similar segments of the middle of ‘polar’ stages spaced one from another at 1,200 years. (The first cycle (our era)).
The stage of ‘summer’ - (1645-1764) – I will reproduce the general impression of it (an atmosphere) - (it will be fragments of phrases and of facts): - ‘The state is me’ - Cromwell – ‘A Furious’ - Baroque - Fanfare - Newton – ‘The Mirrors of Versailles’ - Apotheosis - Foreshortenings - Poetry – A Gallantry - Berkeley - Eroticism - Gulliver - Utilitarianism – ‘The rage and fun’ - Rococo - Frivolity – ‘The ease of manners’ - Masquerade - Sentimentalism - Enlightenment - Encyclopedia - Piranesi - Exquisite.
The stage of ‘winter’ - (445-564): – The mosaics of Ravenna - Proclus: ‘The soul hovers in the air - The books - left a little, and the rest of it would be destroyed’ – The Vandals ravage Rome – Byzantium - Moderation - Dispassion – The Burns of Constantinople Library –The Roman King is semi-illiterate - In China: - ‘Ritual - The measured movement - Stereotype - Detachment - The Life within – The Half-smile - Tradition - The conservation of the old’. – The India falls apart – The Academy of Athens is closed – ‘The statue of Apollo is smashed’ - The philosophy of consolation – ‘It is of the wailing a circle’ – ‘The Muse – are a lasting woman’ - The symbolism of the numbers - Monastery - Prayers –The Church of St. Sofia – ‘The way to heaven’ - In Japan - The acceptance of Buddhism.
Our expectations were fully justified: the stage of 'summer', as expected, is full of activity, love, interest in the surrounding reality and of enthusiasm.
And accordingly, the stage of ‘winter’: the loss of interest in reality, slow motion, the stereotype and ritualism.
Two polar half-cycle in total are equal to cycle 1200 +1200 = 2400 years.
In order to confirm or refute our hypothesis, we take the next (second cycle (era)), spaced from the one considered for 2400 years.
(If further we go back in time, the less we have the dated material.)
And if the cycle, which we have considered, approximately equal to our era (AD), second will be located next before it (BC).
Again, we will compare the identical segments of the middle polar stages separated by 1200 years.
The stage ‘summer’ - (755-636 BC): - Founding of Rome. – The blossoming of Assyria – ‘The winged bulls’ – ‘Lions’ – ‘Power’. - Capture of Israel. - Art in Egypt: - ‘The interest for reality’ – ‘Energy’ – ‘Activities’. - Friezes of Nineveh: - The Military scene – ‘The Dynamic’ – ‘Liveliness’ – ‘Realism’. - In China: - ‘Reforms – Economy – Philosophy’. - In Assyria and Egypt: - ‘The flowering of science, literature and art - The famous library - Irrigation – Trade’.
The stage of ‘winter’ - (1955-1836 BC): - Egypt: The sculpture ‘The eyes is inside’ – ‘The bad experiences’ – ‘Bitterness’. - Parting words: ‘Beware of the servant. Do not trust his brother. Do not know of friend’. - Mortuary temple in the form of a labyrinth. - Babylon – ‘The Gate of the Lord’.
So, here need no to comment - we got a visual confirmation of our hypothesis about an existence of the cycle that bears repeating seasonal character.
That is, in the stage of ‘summer’ - the blossoming of culture, interest for the reality and the activity.
In contrast, in the stage of winter - are the negativity, pessimism and the loss of interest for life.
In order to make sure that it is not accidental, mathematically exact coincidence ‘seasonality’ of the two cycles, which together covering the years 4800, try to look for another 2400 years ago.
Here, because of the lack of dated material, it is necessary to extend the time frame to consideration of the all stage (600 years) - the third cycle (era):
The stage ‘summer’ - (3395-2805 BC): - The association of Egypt – The appearance of God Horus as a falcon - The Bull heads - Theme of victory - The Start of dynastic period - Realism. – ‘The Liveliness – Sensuality – Skills - The Power, Might’ - The first Hieroglyphs. - Mesopotamia - The cuneiform writing - The poetry - Perfection of form - Progress in Economy, Culture and Politics. - The emergence of Slave Labor. - In India - The Calculation of time. - The Sumerians - Bronze coins - The Goddess of Fertility and Abundance.
The stage of ‘winter’ - (4595-4005 BC) – In Europe: - The symbolic abstract signs - crosses, circles, angles, triangles, touches - Geometric ornament. - Ceramics – Spiral - Meanders. - In Egypt - A complete lack of interest for the man - the rough, unrealistic, schematic, negligence and unaesthetic his image - Primitivism. - The death of Halaf culture.
And in the third cycle (era) we can see preservation the same seasonal periodicity.
Now, it remains check oneself if are or not the regular seasonal transitions ‘spring’ and ‘autumn’, located between the polar phase of the ‘summer’ and ‘winter’.
Let's start from the first cycle (our era) - (205-2604)
The stage of ‘spring’ - (805-1395): - The Caliphate - The Dwelling of Sciences – ‘The poetry, feasts and drinking’. - In Indonesia – ‘The Tenderness and spirituality’. - In China – Confucianism - Academy of Painting. – In Rome – ‘The dissipated life of the Pope’. - In Europe - The growth of cities. - The Pope is Reformer – ‘The Song about Roland’ - The Crusades – ‘The Wealth of east’ – The Gothic - University – ‘The Great Charter’ – ‘The Hymn to the Sun’ - The Sorbonne - Mind - Antiquity - The Parliament - Perspective – ‘A Romance about the Rose’ – Exquisite – ‘The sweet style’ – ‘The Wonders of the World’ – ‘The ardent desire to see much of’ - ‘The love for verity’ - Freedom - Glory – ‘The Decameron’. - China – ‘The King of the Light’ – ‘The Map of the World’ – ‘The Dwelling of Paradise’.
As was expected, the stage is fully correspond with the seasonal type of transition from ‘winter’ to ‘summer’ – that are a revival of interest for the reality and of activity a growth.
The stage of ‘autumn’ – for the present has only begun - (2005-2604) (our era).
The second cycle (second era) - (2195 BC-204 AD):
The stage of ‘spring’ - (1595-1005 BC): - The Egypt is a World State. - New Kingdom - Bronze Age - Trade - Conquest - The columns, topped by a lotus – ‘The Refined and Purified reality’ - A slight smile - Youth, coldness – Rhythm – Musicality – ‘The beauty of everyday life’. - In China: - The hieroglyphic writing - Reforms – ‘The bringing Order - The Eradicating of evil - For the sake of the common good’.
The stage of ‘autumn’ - (395 BC - 195 AD): - In Greece: - The Athens Academy - Atomism – ‘The Laughing Philosopher’ - Art as an Imitation of Nature - Hedonism - Epicurus - Serenity – ‘The King should be a Philosopher’ – ‘The Board of the Best’ – ‘The Soul is Immortal’ – ‘The Mid way’ - The Whole - Justice - Virtue - The Stoics - Skepticism - Materialism - Realism - The Sophists – Aphrodite - The Goddess of Love - Alexander the Great. - Hellenism. - Cosmopolitanism. – ‘A citizen of the world’ - The Colossus of Rhodes - Museion. - In China; - The Palace of the Sciences - The Flowering of Culture – ‘Enjoy still is alive’ - Wisdom - Taoism - Harmony - Nature – ‘The Happy Butterfly’ - Balance – The Inaction. - Association of India - The Roman Republic - The Empire - Immorality - The Rebellion of slaves - Dictatorship – ‘The Golden Age’ - Ecclesiastes - Christ - Nero - Caligula - The Duty - Patience – ‘The Peace and Harmony’ - Apocalypse - Coliseum – ‘The Money does not smell’ - The Temple of All the Gods - The Temple of Bacchus – ‘The True Feelings’ – ‘The Spirit of the Whole’ – ‘The Subordination - The Common Purpose’.
And here, our expectations were entirely confirmed - in a stage ‘spring’ are the awakening of activity and interest for life, poetry and hope. – In a stage ‘autumn’ are the harvesting of ‘fruits’ and summarizing of results, the enjoyment of life and consumption.
The third cycle (third era) - (4595-2196 BC)
The stage of ‘spring’ - (3995-3405 BC): - In Egypt – Formation of a State - Start of social separation - The first Copper weapon - Opening of the Plaster and Pottery - The plate of Mendes, the first Hieroglyphs - The Paintings in the tomb of Ierakonpole. - In Mesopotamia - Cuneiform. - In Uruk - The Monumental architecture - Invention of Pictographs.
The stage of ‘autumn’ - (2795-2205 BC): - In Egypt – The Pharaoh Djoser - The Pyramids – ‘The Desire of Perfection’ - Painted sculpture - Realism - Refinement - Mastery - Solemnity - Colorful murals - The Glorification of the Pharaoh - Lions - Sphinxes - Temple of the Sun - The Victims for the gods – ‘To worship for the goddess of love, sing and enjoy’. - Of China Association. - The Sumerians - Hieroglyphic writing - Texts and poems - Goddess of Fertility - Eagle with a lion's head. - Ur - Cult of animals. - Mesopotamia – Irrigation - Trade - Sargon - Despotism - The Muscular body - Riots - Of the priests a power.
It is without of a doubt – and here performed the law of the transition periods – in a ‘spring’ awakening of interest for reality, and increased activity. In an ‘autumn’ – the imposing results - the tangible ‘fruits’ of labors and of the life satisfaction.
So, we are looked one glance over six and a half thousand years of the human history. At the same time, we are quite clear and unambiguous saw the presence of a large, recurring every 2400 years cycle (era).
1. This cycle, similar to the daily and annual cycles, is seasonal.
2. It is divided into four stages (or the season): ‘winter’, ‘spring’, ‘summer’ and ‘autumn’.
3. Two of them – ‘winter’ and ‘summer’ are polar or opposite.
4. In between are transient from it’s the stages ‘spring’ and ‘autumn’.
5. The duration of each stage is equal to 600 years.
6. The middles of polar stages are divided of the cycle into two half-cycle by 1200 years.
Of course, some facts can go differently from the specifics of any cycle. For example, a person can sleep during the day or at night be active. And in the spring in flowering gardens, sometimes come to snow and cold snap. But an exception only emphasizes the rule.
As we have considerate three cycles (eras) the breaks of seasonality have not been identified:
1. At each stage of the ‘winter’ there was a drop of activity and loss of interest for the surrounding reality.
2. At each stage of the ‘spring’ are the gradually awakened activity, and increased interest for a life.
3. At each stage of the ‘summer’ are increased to a maximum activity and aggression, the science and culture flourished.
4. In each stage of the ‘autumn’ has been a gradual transition from the high activity, universality and globalism into the hedonism, consumerism and utilitarianism.
The idea of seasonality is not my invention. With this idea mankind has faced for a long time ago by every day, every year.
Spengler also put forward this idea in relation to the following of the stages of culture, comparing it with the development of the ages of the man. As it are in the childhood, adolescence, maturity, and death. The pessimistic idea of the finality culture is reflected in the title of his famous book ‘The Decline of the West’.
Of course, we all know that the man is mortal. The States also are born, flourish and decline. The Culture appears in a concrete form in a particular state, from a specific, definite, mortal man. But as we can see, with the death of the individual or the death of the state, a Culture does not die.
The new people are born, the new bearer of it. The center of Culture moved from the state to state, changing the color and mood, but the global cyclical rhythm of it is constant.
We do not choose the seasons of weather, but we all, consciously or unconsciously take part in this process by realizing of the culture specific definition.
Which from of the stages of culture is the best season?
Probably, each of them has its pros and cons.
And, perhaps, if to be armed the beforehand knowledge, we in advance can these advantages increase, and mitigate the disadvantages.
Gregory Nesterov Belarus, Minsk 28.4.2013
[email protected]
All rights are reserved (The article by book of G. Nesterov “The Hours of History” 2011)
РИТМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(Цикличность жизни человечества)
THE RHYTHMS OF WORLD CULTURE
Автор рассматривает мировую культуру через историю изменений эмоциональной настроенности человека. Здесь развивается далее идея Шпенглера о сезонности развития культуры, но отрицается ее гибель или остановка. Собранный материал, охватывающий более 6500 лет человеческой культуры, позволяет автору утверждать наличие повторяемости (цикличности) ее изменений, носящей сезонный характер.
The author examines the world culture through the history of emotional moods of man. Here is the development of seasonality idea the world culture by Spengler, but without of the death her, or the stop. The collected material, covering more than 6500 years of human culture, allows the author to assert the presence of recurrence in character of the seasonal changes of the moods of man.
Питирим Сорокин заявил (в 1927 году): - «Существование постоянно повторяющихся идентичных циклов, будь то эволюция всего мира или история человечества, не доказано. Следовательно, соответствующие теории были бы заблуждением».
Действительно, все в мире уникально и неповторимо, во вселенной нет даже двух одинаковых атомов. Мы знаем, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Тем не менее, вся реальность имеет волновую природу, являющуюся по сути своей ритмичной.
И на микро, и на макро уровне, все живое и не живое состоит из множества разнообразных волн, ритмов, циклов и, постоянно пульсирующих тактов, пронизано и связано энергией единого космического поля. Сегодня это банальная истина, которую знает любой школьник.
Тезис П. Сорокина опровергается, по меньшей мере, двумя всем известными, повторяющимися макро циклами, с которыми постоянно имеет дело каждый из нас.
В этом цикле задействована эволюция человека и человечества, земли и космоса.
Как вы уже догадались, я имею в виду суточное вращение земли вокруг собственной оси, и годовое ее обращение вокруг солнца.
Мы не можем предсказать, что произойдет с человеком завтра, или в следующем году, но мы точно можем говорить о характере его активности.
То есть человек будет активен днем и пассивен ночью.
Его поведение будет соответствовать сезонным изменениям погоды.
Вы скажете: всего на всего? Ну и что? Ведь это всем известно!
А представьте себе, что это вам неизвестно!
Без этого «банального» знания вся наша жизнь была бы парализована.
Если бы мы ожидали, что и день и лето будут длиться бесконечно, а затем, с удивлением и страхом наблюдали крушение наших планов?
Эти ритмы запечатлены в нашей крови уже на генетическом уровне.
И тем не менее, как часто человек бывает смущен и озадачен тем, что его прогнозы и ожидания не оправдываются!
Вспомним, как неожиданно развалился, казавшийся вечным Советский Союз и рухнула берлинская стена…
Уже известный нам социолог П. Сорокин рассказывал, как обманулся он и все его коллеги в 1913 году в своих ожиданиях. Тогда они и в страшном сне не могли вообразить, какие кошмары ожидают человечество в ХХ веке.
Оптимистические прогнозы ХIХ века не оправдались.
«Мы обманулись, мы обмануты» - воскликнул А. Герцен еще в 1848 году, разочаровавшись в тезисе «разумности истории».
В пестром калейдоскопе истории, такие неожиданные очарования и разочарования человека скорее правило, чем исключение.
Конечно, все и вся предсказать нельзя. Элемент неожиданности всегда останется в человеческой жизни. Но знание ритмичности и закономерности социальных процессов, могли бы намного облегчить наше существование.
Еще античные греки, не обладая нашим знанием истории, утверждали, что она представляет собой круг, который, по прошествии какого то времени, будет повторяться.
Теоретически, эту идею можно проверить, только сопоставив два, или более таких кругов.
Но как практически это сделать?
Не смотря на многочисленные «белые пятна» в нашем знании прошлого, в «новое время» накопилось такое обилие новых артефактов, в которых мы рискуем утонуть.
Так же, как деревья закрывают лес, факты закрывают, «загромождают» собою историю. Чтобы ее увидеть, надо подняться над ними, и попытаться обозреть целое «единым взглядом».
Идея такого «целостного» взгляда на историю появилась у меня еще в 1971 году, после ознакомления с «Психологией установки» замечательного грузинского психолога и философа Д. Н. Узнадзе.
Суть его идеи я понял, как обусловленность, «запрограммированность» действий и деятельности субъекта целостностью и недифференцированностью его состояния.
А так, как субъект включен в мир и общество, то через его поведение, (моя гипотеза) можно, в свою очередь, судить о целом этого мира и общества, то есть, о его неявном общем законе и ритме изменений.
Таким образом, через настроенность человека что то делать или не делать, выявляется не только его личное состояние, но и общая природная и общественная атмосфера.
Но лучше всего «целое» и «общее» может быть выражено чувством, эмоцией, а это область искусства. По этому, искусство может снабдить нас обширным и незаменимым материалом там, где не достает других исторических фактов.
Итак, с 1971 года, именно датированные чувства, эмоции и настроения, выраженные как можно более лаконично, стали предметом моего интереса.
Из доступных исторических артефактов: произведений искусства, философских высказываний, дневников выдающихся людей и т.п., мною была выделена эмоциональная составляющая. Например: «страстное желание видеть многое», «оживление в обществе», «динамичность», «агрессия», «жажда жизни», «воодушевление». Или же: «тоска», «депрессия», «статичность», «мрачное настроение», «потеря желаний» и т.д.
Каждый из таких фактов может быть случайным, не характерным для данного времени. Но ряд таких фактов, собранных вместе в одном десятилетии, или столетии, создает убедительную картину настроения времени.
Теперь, у нас появляется возможность увидеть историю «сверху» и охватить ее единым взглядом, сопоставить «шум» одного и другого времени, в надежде выявить закономерности.
Конечно, прежде чем мы приступим к поиску, хотелось бы, хотя бы в общих чертах, иметь предварительный образ искомого.
Можно предположить, что такой повторяющийся цикл будет напоминать уже нам известные суточные и годичные ритмы человечества.
По эмоциональной составляющей, по общему настроению человека они схожи:
1. Утром и весной – настроение «пробуждения», надежды, ожидания, перспективы.
2. Днем и летом – активное настроение, труд, деятельность, борьба.
3. Вечером и осенью – подведение итогов, использование плодов труда, гедонизм.
4. Ночью и зимой – прекращение или замедление деятельности.
В поисках такого цикла, мною были рассмотрены большие интервалы времени, найден ряд различных по времени ритмических процессов (об этом в журнале «Немига литературная», №1, 2013 г. Минск, во вступительной главе из моей книги «Часы истории»).
Эти ритмические процессы, найденные мной, ранее не были никем обнаружены, но их природа не соответствует стилистике суточных и годовых циклов, которые мы с вами сейчас пытаемся обнаружить.
Тем не менее, такой цикл существует и, через равные промежутки времени повторяется.
И если, год кратен 365 дням, то следующий цикл, подобный им по сезонному изменению настроений человека, наступает, как вы увидите дальше, только через 2400 лет!
Попробуем кратко набросать схему цикла (или «эры»).
Он, так же, как сутки и год, должен делиться на четыре равные части. Эти части не имеют резкой границы, и переход между ними будет постепенным.
При этом, две части будут полярными по своей сущности – так же, как день и ночь, или лето и зима.
Середины этих полярных частей будут выражать противоположные тенденции – середина «лета», это пик активности. И соответственно, середина «зимы» - пик отказа от нее.
Если цикл равен 2400 годам, то расстояние между этими полярностями будет равно половине цикла, или 1200 годам.
(Далее, условимся называть эти четыре части цикла (эры) «этапами», и назовем их, используя сезонную терминологию: «весна», «лето», «осень», «зима»).
Теперь, проверим нашу гипотезу, рассмотрим одинаковые отрезки из середины «полярных» этапов, отстоящих друг от друга на 1200 лет. (Первый цикл (эра)).
Этап «лето» - (1645-1764) – передаю общую атмосферу (обрывки фраз и фактов): «Государство это Я». Кромвель. «Бешенные». Барокко. Фанфары. Ньютон. Зеркала Версаля. «Апофеоз». «Ракурсы». «Поэзия». «Галантность». Беркли. «Эротизм». «Гулливер». «Утилитаризм». «Ярость и веселье». «Рококо». «Фривольность». «Легкость нравов». «Маскарады». «Сентиментализм». «Просвещение». «Энциклопедия». Пиранези. «Изысканность».
Этап «зима» - (445-564) – Мозаики Равенны. Прокл: «Душа парит в эфире». «Книги – оставил бы немного, остальные бы уничтожил». Вандалы опустошают Рим. Византия. «Умеренность». «Бесстрастие». Сгорает константинопольская библиотека. Римский король полуграмотен. В Китае: «Ритуальность». «Мерное движение». «Стереотип». «Отрешенность». «Жизнь внутри». «Полуулыбка». «Традиция». «Сохранение старого». Индия распадается. Закрыта Афинская академия. «Разбита статуя Аполлона». «Утешение философией». «Стенания круг». «Музы – блудницы». «Символика чисел». «Монастырь». «Молитвы». Храм св. Софии. «Путь на небо». В Японии признание буддизма.
Наши ожидания полностью оправдались: этап «лето», как и ожидалось, насыщен активностью, любовью и интересом к окружающей реальности, воодушевлением.
И соответственно, этап «зима»: потеря интереса к реальности, замедление движения, замыкание на стереотипе и ритуальности.
Два полярных полуцикла в сумме дают продолжительность цикла: 1200+1200=2400 лет.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, возьмем следующий (второй цикл (эру)), отстоящий от рассмотренного на 2400 лет.
(Чем далее мы уходим назад во времени, тем менее датированного материала.)
И если рассмотренный цикл примерно совпадает с нашей эрой, то очередной будет располагаться до нее.
Вновь сопоставим одинаковые отрезки из середины полярных этапов, отстоящих так же друг от друга на 1200 лет.
Этап «лето» - (755-636 д.н.э.) – Основание Рима. Расцвет Ассирии. «Крылатые быки». «Львы». «Мощь». Захват Израиля. Искусство в Египте: «Сила». «Интерес к реальности». «Энергия». «Деятельность». Фризы в Ниневии: Военные сцены. «Стремительность». «Живость». «Реалистичность». В Китае: «Реформы. Экономика. Философия». В Ассирии и Египте: «Расцвет науки, литературы, искусства. Знаменитая библиотека. Ирригация. Торговля».
Этап «зима» - (1955-1836 д.н.э.) – Египет: скульптура «Глаза внутри». «Переживания». «Горечь». Напутствие: «Берегись подданных. Не доверяй брату. Не знай друга». Заупокойный храм в виде лабиринта. - Вавилон – «Врата господни».
Итак, здесь комментарии излишни - мы получили наглядное подтверждение нашей гипотезы о наличии цикла, носящего повторяющийся сезонный характер.
То есть, в этапе «лето» - рассвет культуры, интерес к реальности, активность.
И напротив, в этапе зима – негативизм, пессимизм, потеря интереса к жизни.
Для того, чтобы убедиться, что это не случайное, абсолютно математически точное совпадение «сезонности» двух циклов, вместе охватывающие 4800 лет, попробуем заглянуть еще на 2400 лет назад.
Здесь, в связи с нехваткой датированного материала, придется расширить временные рамки рассмотрения до величины этапа (600 лет) – третий цикл (эра):
Этап «лето» - (3395-2805 д.н.э.) – Объединение Египта – Бог Гор в виде сокола – Бычьи головы – Тема победы – Начало династического периода – Реализм. Живость. Чувственность. Мастерство. Сила. Мощь. - Первые иероглифы. Месопотамия – Клинопись – Поэтичность – Совершенство формы - Прогресс в экономике, культуре, политике. Появление рабского труда. - Индия – Счет времени. - Шумеры – Бронзовые монеты. Богиня Плодородия и Изобилия.
Этап «зима» - (4595-4005 д.н.э.) – Условные абстрактные знаки – кресты, кружки, углы, треугольники, штрихи. – Геометрический орнамент. Европа – Керамика – Спирали. Меандры. - Египет – полное отсутствие интереса к человеку – грубое, головное, схематичное, небрежное и неэстетичное его изображение. Примитивизм. – Гибель культуры Халаф.
Мы видим и в третьем цикле (эре) сохранение той же сезонной периодичности.
А теперь, остается проверить, соблюдаются ли сезонные переходы «весна» и «осень», расположенные между полярными этапами «лето» и «зима».
Начнем с первого цикла (наша эра) – (205-2604):
Этап «весна» - (805-1395) – Халифат – Обиталище наук. - Поэзия, застолья и попойки. – Индонезия – Нежность, одухотворенность. – Китай – Конфуцианство. Академия живописи. – Беспутная жизнь папы. – В Европе рост городов. – Папа реформатор. – Песнь о Роланде. – Крестовые походы – Богатства востока. – Готика. – Университет. – Хартия вольностей. – Гимн солнцу. – Сорбонна. – Разум. – Антики. – Парламент. – Перспектива. – «Роман о розе». – Изысканность. – Сладостный стиль. – «Чудеса мира». – «Страстное желание видеть многое». – «Любовь к истине». – «Свобода». – «Слава». – Декамерон». -
Китай – «Царь Света». – «Карта мира». – «Райская обитель».
Как и ожидалось, этап полностью соответствует сезонному типу переходного периода между «зимой» и «летом» - это пробуждение интереса к реальности и рост активности.
Этап «осень» - только что начался – (2005-2604, наша эра).
Второй цикл (вторая эра) – (2195 д.н.э.-204 н.э.):
Этап «весна» - (1595-1005 д.н.э.) – Египет мировая держава. – Новое царство. Бронзовый век. Торговля. – Завоевания. - Колонны, увенчанные лотосом. Рафинированная очищенная реальность. – Легкая улыбка. – Молодость, холодность. – Ритмичность. Музыкальность. Красота обыденной жизни. – Китай – Иероглифическая письменность. – Реформы. – Наведение порядка – Искоренение зла. – Ради общего счастья.
Этап «осень» – (395 д.н.э.- 195 н.э) – Китай – «Дворец наук». – Афинская Академия. – Атомизм. – Смеющийся философ. – Искусство – подражание природе. – Гедонизм. – Эпикур. – Безмятежность. – Царь должен быть философом. – Правление лучших. – Душа бессмертна. – Средний путь. – Целое. Справедливость. – Добродетель. – Стоики. – Скептицизм. – Материализм. – Реализм. – Софисты. – Афродита, богиня любви. - Китай – Расцвет культуры. - «Наслаждаться пока живы» - Мудрость. – Даосизм. – Гармония. – Природа. – Счастливая бабочка. - Равновесие. – Недеяние. – Александр Македонский. – Эллинизм. – Космополитизм. – Гражданин мира. – Колосс Родосский. – Мусейон. - Объединение Индии – Римская республика. – Империя. – Аморализм. – Восстания рабов. – Диктатура. – Золотой век. - Экклесиаст. – Христос. – Нерон. – Калигула. – Долг. – Терпение. – Мир и согласие. – Апокалипсис. – Колизей. – Деньги не пахнут. – Храм всех богов. – Храм Вакха. – Правда чувства. – Дух целого. – Соподчинение. – Общая цель.
И здесь, наши ожидания полностью подтверждаются – «весной»: пробуждение активности и интереса к жизни, поэтичность и надежды. – «Осенью»: сбор «плодов» и подведение итогов, наслаждение жизнью и потребление.
Третий цикл (третья эра) – (4595 д.н.э.-2196 д.н.э.):
Этап «весна» - (3995-3405 д.н.э.) – Египет – Образование государства. - Начало социального расслоения. – Первые орудия из меди. – Открытие гипса и фаянса. – Пластинка Мендеса, первые иероглифы. – Росписи в гробнице в Иераконполе. – В Месопотамии - Клинопись. – В Уруке – Монументальная архитектура. – Изобретение пиктографии.
Этап «осень» - (2795-2205 д.н.э) – Египет – Джосер – Пирамиды. – Стремление к совершенству. – Раскрашенная скульптура. Реализм. – Изысканность. – Мастерство. – Торжественность. – Цветные росписи. Прославление фараона. – Львы - Сфинксы. – Храмы Солнца. – Жертвы богам. - «Поклоняться богине любви, петь и наслаждаться». – Китай – Объединение. – Шумеры – Иероглифическое письмо. Тексты и поэмы. - Богиня Плодородия. – Орел с львиной головой. – Ур – Культ животных. – Двуречье – Ирригация. Торговля. - Саргон – Деспотия. – Мускулистые тела. – Мятежи. – Власть жрецов.
Сомнений не остается – закон переходных периодов выполняется и здесь – «весной» пробуждение интереса к реальности, и рост активности. «Осенью» - величавые итоги – ощутимые плоды жизни, удовлетворенность.
Итак, мы с вами окинули единым взглядом более шести с половиной тысячи лет истории человечества. При этом, мы совершенно ясно и недвусмысленно увидели наличие большого, повторяющегося через каждые 2400 лет цикла (эры).
1. Этот цикл, по аналогии с дневным и годовым циклами, носит сезонный характер.
2. Он делится на четыре этапа (сезона): «зиму», «весну», «лето» и «осень».
3. Два из них – «зима» и «лето» являются полярными или противоположными.
4. Между ними находятся «весна» и «осень», являющиеся переходными этапами.
5. Длительность каждого этапа равна 600 годам.
6. Середины полярных этапов делят цикл на два полуцикла по 1200 лет.
Конечно, отдельные факты могут идти в разрез со спецификой любого цикла, например, человек может днем спать, а ночью активно действовать, весной могут и во время цветения садов, наступить похолодание и пойти снег. Но исключение только подчеркивает правило.
В рассмотренных нами трех циклах (эрах) нарушение сезонности не было выявлено:
1. В каждом из этапов «зима» наблюдалось падение активности и потеря интереса к окружающей реальности.
2. В каждом этапе «весна» постепенно пробуждалась активность, и возрастал интерес к жизни.
3. В каждом этапе «лето» возрастала до максимума активность и агрессия, расцветала наука и культура.
4. В каждом этапе «осень» наблюдался постепенный переход от максимума активности, через возрастание гедонизма, потребительства и утилитаризма к глобализму, универсальности и спокойствию уравновешенности.
Идея сезонности не мое изобретение. С этой идеей человечество сталкивается с незапамятных пор каждый день, каждый год.
Шпенглер также выдвигал эту идею по отношению к стадийности прохождения культуры, сопоставляя ее развитие с возрастами отдельного человека. То есть с детством, юностью, зрелостью и смертью. Пессимистическая идея конечности культуры отражается и в заглавии его известной книги «Закат Европы».
Конечно, все мы знаем, что человек смертен. Государства также рождаются, расцветают и приходят в упадок. Культура тоже появляется в конкретной форме в том или ином государстве, через конкретного, определенного, смертного человека. Но, как мы видим, ни со смертью конкретного носителя культуры – отдельного человека, ни с гибелью государства, она не умирает.
Рождаются новые люди, носители вечно новой культуры, ее центры перемещаются из государства в государство, меняется ее окраска и настроение, но закон ее глобальной циклической ритмичности постоянен.
Не мы выбираем сезоны погоды, но все мы, сознательно или бессознательно принимаем участие в этом процессе, осуществляя конкретность определенной культуры.
Какой этап культуры, какой из ее сезонов лучше?
Наверно, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
И, возможно, вооруженные предварительным знанием, мы сможем заранее эти плюсы увеличить, а минусы смягчить.
Григорий Нестеров Минск 11.4.2013 ©.
Все права защищены. Цитирование с указанием авторства. (Статья основывается на материалах книги «Часы истории…» (2011))
https://www.amazon.com/hours-history...urs+of+history
Часы истории. Ритмы мировой культуры
Accent Graphics, Ottawa, 2016 https://vk.com/doc790580877_66157159...2vizRYyDOZ9Gts
"Часы истории. Ритмы мировой культуры" https://www.facebook.com/groups/Twit...24406/?__cft__[0]=AZVYF621su7ozWRqHXYpBIsAO-ZiSdFfSnH7sVKHQtiLIX0SDTXg3zyv_I064wvlp3RYCVO4YcBt hoLfixHn8YX9Lhx0oQj0yrCyvSENJS4OcHlzfOF6DqcfD6XPNw qcrSZHqcsBQ1Ro7CMto7zan5ZL&__tn__=%2CO%2CP-R
[email protected] www art-fakt.com
Ключевые слова: - Цикличность культуры, Сезонные циклы, Циклы настроений, Циклы истории, Ритмичность времени.
The key words: - The Rhythms of World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
THE RHYTHMS OF WORLD CULTURE
(Cyclical nature of human life)
The author examines the world culture through the history of emotional moods of man. Here is the development of seasonality idea of the world culture by Spengler, but without of the death her, or the stop. The collected material, covering more than 6500 years of human culture, allows the author to assert the presence of recurrence in character of the seasonal changes of the moods of man.
The key words: - The World Culture, The seasonal Cycles, The Cycles of Mood, The Cycles of History.
Petirim Sorokin said (in 1927): ‘The existence of constantly repetitive, identical cycles, whether evolution the whole world or human history, has not been proved. Therefore, that kind of theories would be a delusion.’
Indeed, everything in the world is unique and unrepeatable; into the universe are not even two identical atoms. We know that ‘you can't enter twice in the same river’.
However, the whole reality, have of the wave nature and it is essentially rhythmic.
And at the micro and macro level, all living and non-living things consists from a wide variety of waves, cycles and rhythms, of the constantly pulsating beats, and it is penetrate through and unite by a single outer energy field. Today it is a commonplace truth that any schoolchild knows.
P. Sorokin thesis is refuted by at least of two all-known, repeating macro cycles, that each of us knows.
In this cycle is presented the evolution of man and mankind, of Earth and the cosmos.
As you may have guessed, I am referring to the daily rotation of the earth around its own axis and of annual circulation it around the Sun.
We can not predict what will happen with the person tomorrow, or for next year, but we exactly can talk about the nature of its activity.
It means, people will be active during the day but at night they will be passive.
Theirs behavior will correspond for seasonal changes of the weather.
You may say only the most? So what about it? After all, everyone knows that!
But if you will imagine that it you do not know!
Without this ‘banal’ knowledge our whole life would have been paralyzed.
If we expect that both day and summer will last forever, and then, with surprise and fear will watched the collapse of our plans?
These rhythms are imprinted in our blood at the genetic level.
And yet, how often a person is confused and puzzled that his predictions and expectations are not came true!
Let us recall how suddenly collapsed, seemingly eternal Soviet Union, and falling down the Berlin Wall...
Already known for us sociologist Sorokin told how he and all of his colleagues were mistaken in their expectations at 1913. Then they could not imagine and by of a nightmare what a terrible fright await humanity in the twentieth century.
The optimistic forecasts of the nineteenth century did not come true.
‘We were mistaken, we are deceived’ - said Alexander Herzen in 1848, disillusioned with the thesis ‘of the History’s reasonableness’.
In a colorful kaleidoscope of history, such unexpected the fascinations and frustrations people are the rule rather than the exception.
Of course, everything can not be predicted. The element of surprise will always be in a human life. But the knowledge of rhythm and of patterns of social processes would be doing much easier our existence.
The ancient Greeks, not having a knowledge of our history, have asserted that it is a circle, which, after a certain time will be repeated.
Theoretically, this idea can be checked only for comparing the two or more such circles.
But practically how to do it?
Despite the numerous ‘white spots’ in our knowledge of the past, the ‘new time’ accumulated such an abundance of new artifacts, into which we are in a danger of drowning.
In such a way as the trees closed the wood, the facts cover, screening by one self the history. Just for to see it, one must rise above them, and try to overlook the whole by ‘one glance’.
The idea of such a ‘holistic’ view of the history came for me in 1971, after reading the ‘Psychology of Set’ by wonderful Georgian psychologist and philosopher D. Uznadze.
I realized the essence of his ideas, how the ‘pre-programming’ of actions and activities of the person by condition his integrity and wholeness.
And so, as the subject is included in the world and society, at this, from his behavior (it is my hypothesis) can, in turn, to judge about the whole of the world and society, about its law and rhythm changes.
Thus, a person's mood to do something or not to do is revealed not only his personal condition, but the common natural and social atmosphere.
But best of all the ‘whole’ and ‘common’ can be expressed by a feeling, emotion, but this is area of art. The art, according to this, can provide us with a vast and indispensable material, where are the lack of other historical facts.
Thus, since 1971, just the dated feelings, emotions and sentiments, which expressed more laconically as possible, became the subject of my interest.
From the available historical artifacts, works of art, philosophical statements, diaries of prominent people and the like it, an emotional component by me was selected. For example, ‘the passionate desire to see more,’ ‘the excitement in the society’, ‘the dynamic’, ‘aggression’, ‘the lust for life’, ‘inspiration’. Or: ‘the melancholy’, ‘depression’, ‘static’, ‘somber mood’, ‘the loss of desire,’ etc.
Some of these facts can be accidental, which is not typical for this time.
But a number of facts collected together in the one decade or century, creates a convincing picture of the mood its time.
Now, we have the opportunity to see the history from the ‘top’ and cover it with a single glance, to compare the ‘noise’ of one and other time, in the hope to identify regularity and patterns.
Of course, before we get to the search, it would be desirable, at least in general terms, have sought a preliminary way.
It can be assumed that such a repetitive cycle will resemble with already known to us as the daily and annual rhythms of mankind.
By the emotional component and by the general mood of a man they will be similar:
1. In the morning and in the spring - are the mood of ‘awakening’, hopes, expectations, prospects.
2. In day and summer - are active moods, work and struggle.
3. In the evening and in the autumn - summing up, the using of the fruits of labor, hedonism.
4. At night and in winter - stopping or slowing of activity.
In search of such a cycle, I covered long intervals of time, found a number of different rhythmic processes in time (this is in the magazine ‘Literary Nemiga’, № 1, 2013, Minsk, in the introductory chapter for my book ‘The Hours of History’).
These rhythmic processes which found by me have not previously been discovered by anyone, but their nature does not be in accordance with the style of daily and annual cycles, which we are now trying to discover.
However, that cycle exists and at regular intervals repeats.
And if a year is divisible by 365 days, then the next cycle, like it by a character of the seasonal changes of mood a man, comes as you will see further, just only over 2,400 years!
Let's try to briefly outline the scheme of the cycle (or ‘era’).
It, like as the day and the year must be divisible into four equal parts. These parts do not have a sharp boundary, and the transition between them is gradual.
The two parts of it are the polar by the essence - as day and night or summer and winter.
The middles of these polar parts will express the opposite trend - the middle of a ‘summer’ is the peak of activity. And as a contrary, the middle of a ‘winter’ - is the peak of denying it.
If the cycle equals 2400 years, then the distance between the two polarities is a half cycle, or equal to 1200 years.
(Next, we agree to call these four parts of the cycle (era) as a ‘stages’, and will to call them using the seasonal terminology as a ‘spring’, ‘summer’, ‘autumn’, ‘winter’).
Now, for testing of our hypothesis we will consider similar segments of the middle of ‘polar’ stages spaced one from another at 1,200 years. (The first cycle (our era)).
The stage of ‘summer’ - (1645-1764) – I will reproduce the general impression of it (an atmosphere) - (it will be fragments of phrases and of facts): - ‘The state is me’ - Cromwell – ‘A Furious’ - Baroque - Fanfare - Newton – ‘The Mirrors of Versailles’ - Apotheosis - Foreshortenings - Poetry – A Gallantry - Berkeley - Eroticism - Gulliver - Utilitarianism – ‘The rage and fun’ - Rococo - Frivolity – ‘The ease of manners’ - Masquerade - Sentimentalism - Enlightenment - Encyclopedia - Piranesi - Exquisite.
The stage of ‘winter’ - (445-564): – The mosaics of Ravenna - Proclus: ‘The soul hovers in the air - The books - left a little, and the rest of it would be destroyed’ – The Vandals ravage Rome – Byzantium - Moderation - Dispassion – The Burns of Constantinople Library –The Roman King is semi-illiterate - In China: - ‘Ritual - The measured movement - Stereotype - Detachment - The Life within – The Half-smile - Tradition - The conservation of the old’. – The India falls apart – The Academy of Athens is closed – ‘The statue of Apollo is smashed’ - The philosophy of consolation – ‘It is of the wailing a circle’ – ‘The Muse – are a lasting woman’ - The symbolism of the numbers - Monastery - Prayers –The Church of St. Sofia – ‘The way to heaven’ - In Japan - The acceptance of Buddhism.
Our expectations were fully justified: the stage of 'summer', as expected, is full of activity, love, interest in the surrounding reality and of enthusiasm.
And accordingly, the stage of ‘winter’: the loss of interest in reality, slow motion, the stereotype and ritualism.
Two polar half-cycle in total are equal to cycle 1200 +1200 = 2400 years.
In order to confirm or refute our hypothesis, we take the next (second cycle (era)), spaced from the one considered for 2400 years.
(If further we go back in time, the less we have the dated material.)
And if the cycle, which we have considered, approximately equal to our era (AD), second will be located next before it (BC).
Again, we will compare the identical segments of the middle polar stages separated by 1200 years.
The stage ‘summer’ - (755-636 BC): - Founding of Rome. – The blossoming of Assyria – ‘The winged bulls’ – ‘Lions’ – ‘Power’. - Capture of Israel. - Art in Egypt: - ‘The interest for reality’ – ‘Energy’ – ‘Activities’. - Friezes of Nineveh: - The Military scene – ‘The Dynamic’ – ‘Liveliness’ – ‘Realism’. - In China: - ‘Reforms – Economy – Philosophy’. - In Assyria and Egypt: - ‘The flowering of science, literature and art - The famous library - Irrigation – Trade’.
The stage of ‘winter’ - (1955-1836 BC): - Egypt: The sculpture ‘The eyes is inside’ – ‘The bad experiences’ – ‘Bitterness’. - Parting words: ‘Beware of the servant. Do not trust his brother. Do not know of friend’. - Mortuary temple in the form of a labyrinth. - Babylon – ‘The Gate of the Lord’.
So, here need no to comment - we got a visual confirmation of our hypothesis about an existence of the cycle that bears repeating seasonal character.
That is, in the stage of ‘summer’ - the blossoming of culture, interest for the reality and the activity.
In contrast, in the stage of winter - are the negativity, pessimism and the loss of interest for life.
In order to make sure that it is not accidental, mathematically exact coincidence ‘seasonality’ of the two cycles, which together covering the years 4800, try to look for another 2400 years ago.
Here, because of the lack of dated material, it is necessary to extend the time frame to consideration of the all stage (600 years) - the third cycle (era):
The stage ‘summer’ - (3395-2805 BC): - The association of Egypt – The appearance of God Horus as a falcon - The Bull heads - Theme of victory - The Start of dynastic period - Realism. – ‘The Liveliness – Sensuality – Skills - The Power, Might’ - The first Hieroglyphs. - Mesopotamia - The cuneiform writing - The poetry - Perfection of form - Progress in Economy, Culture and Politics. - The emergence of Slave Labor. - In India - The Calculation of time. - The Sumerians - Bronze coins - The Goddess of Fertility and Abundance.
The stage of ‘winter’ - (4595-4005 BC) – In Europe: - The symbolic abstract signs - crosses, circles, angles, triangles, touches - Geometric ornament. - Ceramics – Spiral - Meanders. - In Egypt - A complete lack of interest for the man - the rough, unrealistic, schematic, negligence and unaesthetic his image - Primitivism. - The death of Halaf culture.
And in the third cycle (era) we can see preservation the same seasonal periodicity.
Now, it remains check oneself if are or not the regular seasonal transitions ‘spring’ and ‘autumn’, located between the polar phase of the ‘summer’ and ‘winter’.
Let's start from the first cycle (our era) - (205-2604)
The stage of ‘spring’ - (805-1395): - The Caliphate - The Dwelling of Sciences – ‘The poetry, feasts and drinking’. - In Indonesia – ‘The Tenderness and spirituality’. - In China – Confucianism - Academy of Painting. – In Rome – ‘The dissipated life of the Pope’. - In Europe - The growth of cities. - The Pope is Reformer – ‘The Song about Roland’ - The Crusades – ‘The Wealth of east’ – The Gothic - University – ‘The Great Charter’ – ‘The Hymn to the Sun’ - The Sorbonne - Mind - Antiquity - The Parliament - Perspective – ‘A Romance about the Rose’ – Exquisite – ‘The sweet style’ – ‘The Wonders of the World’ – ‘The ardent desire to see much of’ - ‘The love for verity’ - Freedom - Glory – ‘The Decameron’. - China – ‘The King of the Light’ – ‘The Map of the World’ – ‘The Dwelling of Paradise’.
As was expected, the stage is fully correspond with the seasonal type of transition from ‘winter’ to ‘summer’ – that are a revival of interest for the reality and of activity a growth.
The stage of ‘autumn’ – for the present has only begun - (2005-2604) (our era).
The second cycle (second era) - (2195 BC-204 AD):
The stage of ‘spring’ - (1595-1005 BC): - The Egypt is a World State. - New Kingdom - Bronze Age - Trade - Conquest - The columns, topped by a lotus – ‘The Refined and Purified reality’ - A slight smile - Youth, coldness – Rhythm – Musicality – ‘The beauty of everyday life’. - In China: - The hieroglyphic writing - Reforms – ‘The bringing Order - The Eradicating of evil - For the sake of the common good’.
The stage of ‘autumn’ - (395 BC - 195 AD): - In Greece: - The Athens Academy - Atomism – ‘The Laughing Philosopher’ - Art as an Imitation of Nature - Hedonism - Epicurus - Serenity – ‘The King should be a Philosopher’ – ‘The Board of the Best’ – ‘The Soul is Immortal’ – ‘The Mid way’ - The Whole - Justice - Virtue - The Stoics - Skepticism - Materialism - Realism - The Sophists – Aphrodite - The Goddess of Love - Alexander the Great. - Hellenism. - Cosmopolitanism. – ‘A citizen of the world’ - The Colossus of Rhodes - Museion. - In China; - The Palace of the Sciences - The Flowering of Culture – ‘Enjoy still is alive’ - Wisdom - Taoism - Harmony - Nature – ‘The Happy Butterfly’ - Balance – The Inaction. - Association of India - The Roman Republic - The Empire - Immorality - The Rebellion of slaves - Dictatorship – ‘The Golden Age’ - Ecclesiastes - Christ - Nero - Caligula - The Duty - Patience – ‘The Peace and Harmony’ - Apocalypse - Coliseum – ‘The Money does not smell’ - The Temple of All the Gods - The Temple of Bacchus – ‘The True Feelings’ – ‘The Spirit of the Whole’ – ‘The Subordination - The Common Purpose’.
And here, our expectations were entirely confirmed - in a stage ‘spring’ are the awakening of activity and interest for life, poetry and hope. – In a stage ‘autumn’ are the harvesting of ‘fruits’ and summarizing of results, the enjoyment of life and consumption.
The third cycle (third era) - (4595-2196 BC)
The stage of ‘spring’ - (3995-3405 BC): - In Egypt – Formation of a State - Start of social separation - The first Copper weapon - Opening of the Plaster and Pottery - The plate of Mendes, the first Hieroglyphs - The Paintings in the tomb of Ierakonpole. - In Mesopotamia - Cuneiform. - In Uruk - The Monumental architecture - Invention of Pictographs.
The stage of ‘autumn’ - (2795-2205 BC): - In Egypt – The Pharaoh Djoser - The Pyramids – ‘The Desire of Perfection’ - Painted sculpture - Realism - Refinement - Mastery - Solemnity - Colorful murals - The Glorification of the Pharaoh - Lions - Sphinxes - Temple of the Sun - The Victims for the gods – ‘To worship for the goddess of love, sing and enjoy’. - Of China Association. - The Sumerians - Hieroglyphic writing - Texts and poems - Goddess of Fertility - Eagle with a lion's head. - Ur - Cult of animals. - Mesopotamia – Irrigation - Trade - Sargon - Despotism - The Muscular body - Riots - Of the priests a power.
It is without of a doubt – and here performed the law of the transition periods – in a ‘spring’ awakening of interest for reality, and increased activity. In an ‘autumn’ – the imposing results - the tangible ‘fruits’ of labors and of the life satisfaction.
So, we are looked one glance over six and a half thousand years of the human history. At the same time, we are quite clear and unambiguous saw the presence of a large, recurring every 2400 years cycle (era).
1. This cycle, similar to the daily and annual cycles, is seasonal.
2. It is divided into four stages (or the season): ‘winter’, ‘spring’, ‘summer’ and ‘autumn’.
3. Two of them – ‘winter’ and ‘summer’ are polar or opposite.
4. In between are transient from it’s the stages ‘spring’ and ‘autumn’.
5. The duration of each stage is equal to 600 years.
6. The middles of polar stages are divided of the cycle into two half-cycle by 1200 years.
Of course, some facts can go differently from the specifics of any cycle. For example, a person can sleep during the day or at night be active. And in the spring in flowering gardens, sometimes come to snow and cold snap. But an exception only emphasizes the rule.
As we have considerate three cycles (eras) the breaks of seasonality have not been identified:
1. At each stage of the ‘winter’ there was a drop of activity and loss of interest for the surrounding reality.
2. At each stage of the ‘spring’ are the gradually awakened activity, and increased interest for a life.
3. At each stage of the ‘summer’ are increased to a maximum activity and aggression, the science and culture flourished.
4. In each stage of the ‘autumn’ has been a gradual transition from the high activity, universality and globalism into the hedonism, consumerism and utilitarianism.
The idea of seasonality is not my invention. With this idea mankind has faced for a long time ago by every day, every year.
Spengler also put forward this idea in relation to the following of the stages of culture, comparing it with the development of the ages of the man. As it are in the childhood, adolescence, maturity, and death. The pessimistic idea of the finality culture is reflected in the title of his famous book ‘The Decline of the West’.
Of course, we all know that the man is mortal. The States also are born, flourish and decline. The Culture appears in a concrete form in a particular state, from a specific, definite, mortal man. But as we can see, with the death of the individual or the death of the state, a Culture does not die.
The new people are born, the new bearer of it. The center of Culture moved from the state to state, changing the color and mood, but the global cyclical rhythm of it is constant.
We do not choose the seasons of weather, but we all, consciously or unconsciously take part in this process by realizing of the culture specific definition.
Which from of the stages of culture is the best season?
Probably, each of them has its pros and cons.
And, perhaps, if to be armed the beforehand knowledge, we in advance can these advantages increase, and mitigate the disadvantages.
Gregory Nesterov Belarus, Minsk 28.4.2013
[email protected]
All rights are reserved (The article by book of G. Nesterov “The Hours of History” 2011)
Всего комментариев 0