Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Gnesterov

Оценить эту запись

МЕГАГОД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Запись от Gnesterov размещена 15.03.2020 в 13:46
Обновил(-а) Gnesterov 24.04.2023 в 17:53

МЕГАГОД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
395 г. д.н.э. – 2004 г. н.э. (2400 лет)

Жизнь человечества, протекающая на наших глазах, пестра, разнообразна и иногда производит впечатление хаотической, лишенной логики россыпи событий, чем-то напоминающих мерцающий хаос загадочной и далекой звездной жизни ночного неба…
Постепенно мы узнали, что за кажущимся хаосом звездного неба скрывается строгий порядок, закон, гармония и «музыка сфер».
В последнее время появилось множество исследований освещающих различные стороны мировой культуры – литературу, поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, театр, музыку, философию; историю различных стран и больших исторических периодов общественной жизни.
Становится все более и более ясно, что жизнь отдельного человека, отдельной страны и мирового сообщества взаимообусловлены и подчиняются единым законам целого.

В этой работе, опирающейся на мою книгу*, я пытаюсь ужать громадный исторический материал до краткой схемы, как бы «рентгеновской карты» повторяющегося мирового цикла, своего рода «мега-года», носящего по аналогии с обычным годом, ярко выраженную сезонную структуру.

Мега-год, подобно обычному году, делится на четыре сезона, соответствующие: зиме, весне, лету и осени.
Каждый сезон длится по 600 лет и состоит из пяти циклов по 120 лет.
20 циклов мега-года принципиально отличаются от месяцев обычного года своей устойчивой структурой и чередованием их стилистики.
В отличие от произвольной длительности месяца обычного года – их могло быть и больше и меньше – каждый 120-летний цикл уникален и специфичен в своей окраске, сменяясь следующим, таким же по длительности, но противоположным по стилю и во многом его отрицающим.

Понятие мега-года отличается от введенного ранее мною термина «эра» равного по длительности, примерно так, как год конкретный – (1917, 2020 и т.д.) от года «вообще» как отрезка времени.
Принято отсчитывать год с начала января по конец декабря, но никто не может помешать нам вести этот отсчет, скажем, с начала марта по конец февраля следующего года.
Также и здесь, удобнее рассмотреть мега-год с сезона соответствующего началу «осени», закончив рассмотрение концом «лета», благо, что он закончился всего 15 лет назад (в 2004 году).
(Эра, согласно моей книге, длится тоже 2400 лет, начинаясь сезоном аналогичным «зиме» и заканчиваясь сезоном «осени»).




Чтобы увидеть ткните курсором изображение

[IMG][/IMG]




Этап ОСЕНЬ - 395 до нашей эры – 204 год нашей эры.





Итак, если мы отсчитаем от сегодняшнего дня немного более 2400 лет, то попадем в отрезок времени до нашей эры, который я называю 600-летним сезоном (этапом), соответствующим осени обычного, всем известного года.
Период созревания, сбора плодов и подведения итогов.
Время преобладания радости и гедонизма.
Время величайших достижений в философии, культуре, искусстве, архитектуре.
Время объединения мира под знаменами высочайшей цивилизации, сначала греков, а затем и римлян…

Прежде чем мы приступим к содержанию 120-летних циклов, позволим себе краткое пояснение.
Хотя деление истории на столетия намного привычнее и удобнее, структура реальных процессов имеет другую, не формальную, органическую ритмику.
Пользоваться 120-летними циклами очень не удобно, если еще учесть 5-летний сдвиг по отношению к привычному летоисчислению. Например, мы живем в новом цикле, начавшемся 2005 году.
Конечно, десятеричная система несравнимо удобнее, но историческая истина в этих циклах описывается, к сожалению, как выяснилось, в двенадцатеричной.
Для удобства изложения мы не будем касаться других циклов и ритмики колебания общественных настроений глобального психического поля человечества. (Тут нужно отметить, что космическое пространство, в котором мы проживаем, пронизано множеством волн самой разнообразной природы – радио- телевизионных -звуковых и др. Наличие каких-то циклов и ритмов не отвергает возможности присутствия в этом же пространстве и множества других волн и ритмов. Поэтому аргументом против определенной цикличности не может служить указание на то, что некто доказал наличие других ритмов).
Повторим еще раз: каждый 120-летний цикл уникален и специфичен в своей окраске, сменяясь следующим, таким же по длительности, но противоположным по стилю и во многом его отрицающим.
В рассматриваемом здесь 600-летнем этапе мега-года соответствующем сезону «осени», три «весомых» цикла чередуются с двумя «легкими», что говорит о некотором перевесе здесь в целом «весомого стиля».
Вкратце о разнице этих двух стилей.
В каждом цикле можно в смешанном виде найти элементы этих двух стилей, явное доминирование одного из них позволит отнести их к тому или иному классу:

1. Для «весомого» цикла характерными будут центростремительные тенденции. Поиски целого, опора на чувство. Объемность, многомерность, весомость. Поиски истины, объективности, закона и справедливости.

2. Для «легкого» цикла характерны центробежные тенденции. Отрицание предшествующей культуры. Стремление к свободе. Опора на рациональность. Легкость и быстрота при принятии тех или иных решений. Склонность к одномерности мышления, часто переходящего в догматизм и тенденциозность. Склонность к декоративности и облегченности художественной пластики.



Итак, этап «Осень» - 395 д.н.э. – 204 н.э., (600 лет)
Состоит из пяти 120-летних циклов:
1. 395 д.н.э. – 274 д.н.э. + «весомый» цикл Универсализм, устремленность.
2. 275 д.н.э. – 154 д.н.э. - «легкий» цикл Скептицизм.
3. 155 д.н.э. – 34 д.н.э. + «весомый» цикл Практика, качество жизни.
4. 35 д.н.э. – 84 н.э. - «легкий» цикл Утилитаризм.
5. 85 – 204 + «весомый» цикл Терпимость, умеренность.





[IMG][/IMG]


Первый «весомый» цикл (395 д.н.э. – 274 д.н.э)

Почти одновременное основание двух великих Академий в Греции и Китае:
В 387 г. д.н.э. – Академия Платона в Афинах, просуществовавшая почти тысячу лет до ее закрытия Юстинианом в 529 г. н.э.
Ок. 384 г. д.н.э. (Китай) – Основание философской академии «Цзися» Хуань-Гуном.
Платоном выдвигается идея построения «Совершенного Государства»…основной принцип государственного устройства – «справедливость». Государственная сила и философия…должны совпадать…
«…Мусическое искусство, должно завершаться любовью к прекрасному…»
«…Препятствовать…воплощать…что-то безнравственное, разнузданное, низкое и безобразное…»
Хорошо характеризуют время слова Демокрита - «Прекрасна надлежащая мера во всем».
Завоевание мира Александром Македонским.
Эллинизм, космополитизм.
Диоген объявляет себя «гражданином мира».
В искусстве Греции этого времени ярко проявлены эмоция, страсть, любовь к жизни.
В 307 г. д.н.э. в Афинах возникает школа «Сад Эпикура». Гедонизм.
Зенон призывает к «добродетели и здравомыслию»… «чтить достойных людей и при жизни, и после смерти» (300 г. д.н.э.)
Даосизм - Чжуан-Цзы – вещи «…объединяются в единое целое…», «…дао не познаваемо…»
В 291 г. воздвигнута 45-метровая статуя Гелиоса Родосского, посвященного Солнцу, с факелом в поднятой руке (статуя Свободы в Нью-Йорке скопирована с нее).
В 283 г. основаны – знаменитая «Александрийская библиотека» и научный центр «Мусейон».

Здесь ярко выражены особенности «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции, выразившиеся в объединении мира Александром Македонским.
2. Целостное, страстное, эмоциональное и чувственное восприятие реальности искусством.
3. Любовь к жизни и к человеку, поиски меры, красоты и гармонии.
4. Поиски справедливости, добродетели и здравомыслия.
5. Поиски истины и совершенства, стремление к знанию и объективности.






[IMG][/IMG]


Второй «легкий» цикл (275 д.н.э.–154 д.н.э.)

275 г. д.н.э. создание софистом Тимоном общины «пирронистов» (скептицизм) – «На досуге от философии сочинял…сатировские драмы… и непристойные стихотворения».
«Бранит и вышучивает догматиков с помощью пародии». «…Мы не можем ничего решать о вещах, ничего высказывать о них и должны иметь полную свободу своих суждений…»
Ок. 257 г. д.н.э. – Индия – Пещерный храм, скульптурные поклоняющиеся слоны – буддизм.
До 250 г. д.н.э. – Китай – «Учитель наоборот» Гунн Сунь – философ апоретик (спорщик)
До 233 г. д.н.э. – Китай – «Отрешенность, спокойствие, недеяние» - Хань Фэй-Цзы
До 238 г. д.н.э. – Сюнь-Цзы – «…появились люди, которые приукрашивают коварные учения и порочные высказывания, (стремятся)…посеять смуту…» «…Сейчас…сто школ имеют свое, отличное от другого учение…» «…нарушаются все принципы, что ведет к беспорядку».
220-207 г. д.н.э. Строительство Великой Китайской стены.
209-207 г. д.н.э. Большое народное восстание в Китае.
213 г. д.н.э. – Китай – Сожжение книг.
Ок. 200 г. д.н.э. – Екклесиаст – моральный кодекс евреев.
196 г. д.н.э. - Поражение Македонии от римлян.
186 г. д.н.э. – В Риме запрещены вакханалии.
170 г. д.н.э. - В Иерусалиме подавление восстания евреев – «вера в бессмертие».
156 г. д.н.э. - Рим – Корнеад (глава Аф. Академии) – Две речи – в защиту справедливости и наоборот. Аморализм, скептицизм.

Здесь ясно читаются особенности «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции, выражающиеся в отказе от культуры прошлого, получившей презрительную кличку «догматизма».
2. Возникновение «ста школ», спорящих друг с другом, и «имеющих свое, отличное от другого учение».
3. Негативизм, сатира и пародия, осмеяние и вышучивание «догматиков», являются основным средством для завоевания полной «свободы своих суждений».
4. Характерен формальный и рациональный стиль мышления, а не поиски «правды», «истины» и «справедливости».
5. «Софист» и «софизм» становятся именами нарицательными для обозначения циничного и тенденциозного мышления.
6. Искусство теряет свою страсть и эмоциональность, становится более легким, развлекательным и отрешенным от жизненных проблем. («Девушка из Анцио», «Венера Милосская»).






[IMG][/IMG]


Третий «весомый» цикл (155 д.н.э. – 34 д.н.э.)

125 г. д.н.э. – Китай – утверждение Конфуцианства.
До 110 г. д.н.э. – Панэций из Родоса – «…Сохранить веру в силу человеческой солидарности и надежду на лучшее будущее». Стоицизм.
109-107 г. д.н.э. – Израиль - «Возлюбите один другого от всего сердца…»
Ок. 100 г. д.н.э. – Рим – Статуя оратора – «обращение к людям, без патетики, правдивость, естественность».
82-79 г. д.н.э. – Сулла – первый бессрочный диктатор, вождь аристократической партии.
74-3 г. д.н.э. – Рим – Восстание Спартака.
Ок. 70 г. д.н.э. – Геркуланум – Фреска «мастерство, живописность, экспрессия, чувство, возвышенность…Греческая мифология».
63-43 г. д.н.э. – Бюст Цицерона – «реализм, трезвость, тщательная проработка деталей».
«Не обеты и не бабьи молитвы обеспечивают нам помощь богов; бдительность, деятельность, разумные решения - вот что приносит успех во всем; пребывая в беспечности и праздности, умолять богов бесполезно: они разгневаны и враждебны…»
До 55 г. д.н.э. – Лукреций Кар – «О природе вещей» - «…Днесь религия нашей пятою/ Попрана, нас же самих победа возносит до неба.»
49-45 г. д.н.э. – Рим – Гражданская война.
46 г. д.н.э. – Юлий Цезарь – пожизненный диктатор. –
Крисп «Письма Цезарю» - «…Не воздавать по обычаю варваров, убийством за убийство…Укрепление мира… благо согласия, а зло разногласия – изгонять… Ограждение юношества от дурных вкусов и скверных страстей… Заботиться о душе».
45 г. д.н.э. – Близ Неаполя – «Центр культуры и просвещения Мецената». - Встречи, дискуссии, цвет римского образованного общества.
40 г. д.н.э. – Вергилий. «Буколики». Пророчество – «…ныне времен зачинается строй величавый… на смену роду железному род золотой расселится… и пойдут чередою великие годы».

И здесь, на других фактах, в новой тональности, сохраняются особенности «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции проявляются в «вере в силу человеческой солидарности», в призывах к «укреплению мира» и «блага согласия».
2. Мышление многомерно и объемно, опирается скорее на чувство и опыт, чем на рассудок и идеальную схему.
3. Правдивость и естественность в общении, опора на закон, порядок и нравственность (конфуцианство); призывы «возлюбить друг друга» и «изгонять зло разногласия», «заботиться о душе».
4. В искусстве мастерство и чувство сочетается с трезвостью, объективностью и «реализмом».







[IMG][/IMG]


Четвертый «легкий» цикл (35 д.н.э.–84 нашей эры)

27 г. д.н.э. – Август Цезарь император – начало римской империи – диктатура.
Заявляет о наступлении «Золотого века».
23 г. д.н.э. – Популизм Гая Гракха – дешевая раздача зерна.
13-9 г. д.н.э. – «Алтарь мира» - взрослые и дети в тогах – схематично прочерченные складки одежды, суховатость и рациональность исполнения рельефов. … В дальнейшем стилистика складок одежды будет использована в христианской иконописи.
1 год новой эры – родился Иисус Христос.
Третий помпейский стиль живописи - соответствует «холодному и парадному стилю Августа - светлые линии рисунка изящно и утонченно прочерчивают темную поверхность стены – изысканность и аристократичность – тончайшая паутина – нематериальность, графичность, музыкальность, стройность, симметрия».
До 18 г. – «Метаморфозы» Овидия – отношения к богам, героям, к современности – проникнуто иронией.
40 г. – Филон Александрийский – Необходимость полного искоренения страстей (апатия).
63-65 г. – Л.А. Сенека – «…нравы развращены,…царит зло, …люди становятся все хуже и беззаконнее…» «…Чувственное наслаждение бренно, кратковременно, заслуживает презрения…»
До 66 г. – Петроний – «Сатирикон» - ироническая пародия на греческие образцы, описывающие возвышенные чувства.
66-70 г. – Иудейская война – христиане покидают Палестину.
68-69 г. «Апокалипсис» - (в последствии включено в Новый Завет).
69 г. – Рим – Император Веспасиан - «Деньги не пахнут».
75-82 г. – Строительство Колизея – вмещал до 50000 зрителей.
78 г. – Индия – принятие буддизма – новое летоисчисление (правление Канишки).

Здесь мы видим преобладание специфики «легкого» цикла:
1. О центробежных тенденциях здесь свидетельствует ироническое отношение к, официально объявленному «Золотому веку», сатирическое высмеивание «возвышенных чувств» и развенчание древних богов.
2. Жалобы на падение нравов. Цинизм и приземленность мышления; прагматизм – «деньги не пахнут» и т.д. На этом фоне появляются апокалипсические настроения среди маргинальных слоев общества.
3. Искусство этого времени несколько отстраненно и холодновато. Уход от эмоций и страстей при помощи «рацио», призыв к «искоренению страстей (апатии)».







[IMG][/IMG]


Пятый «весомый» цикл (85-204 гг.)

113 г. – «Колонна Траяна» - установлена в честь победоносной войны с Даками – 200 метров многофигурного документально – исторического, реалистического рельефа.
После 117 г. – Эпиктет (стоицизм) – «…Порядок вместо беспорядка…честность…воздержание…» «…Поступать…, как указывает…совесть и разум…» «…Бог создал всех людей для их счастья…» «…Похвально уступать закону, власти и уму…» «…Терпение и воздержание…»
С 117 до конца века – (Рим) - интерес к греческому искусству – бесчисленные копии.
118-125 гг. - Пантеон «Храм всех богов» - огромный купол.
147-163 гг. – Шаньдунь – Погребальные рельефы – «пиры, выезды, сцены охоты».
160-180 гг. – Марк Аврелий – император-стоик. - «…Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо…» «…Мы созданы для совместной деятельности…» «…Целью…разумных существ является повиновение разуму и закону…» «…Все совершающееся совершается согласно справедливости…» «…Любить все происходящее с тобой…» «…Дух целого требует общения…он всюду установил подчинение и соподчинение…» «…Все мы содействуем единой общей цели…»
«…Умирающее не выпадает из мира…». «…Люди рождены друг для друга…»
202 г. – Александрия – «Гонения на христиан».

«Весомым» циклом начинается и, как мы видим, заканчивается этап «осень»:
1. И, если начало было активным и страстным, то этот цикл более спокоен и консервативен.
2. Здесь мы видим доминирование центростремительной тенденции, главной черты характерной для «весомого» стиля. – «Мы созданы для совместной деятельности», «дух целого», «люди рождены друг для друга».
3. Искусство этого времени реалистично и объективно. В портрете появляется интерес к психологии, сочувствие и внимание к человеку, исследование тонких оттенков чувства.
4. В обществе доминирует мораль стоицизма. Главные добродетели – «терпение и воздержание»; стремление к «порядку», «честности», «совести» и «справедливости».








[IMG][/IMG]





Этап ЗИМА - 205 г. – 804 г. (600 лет).





1. 205 г. – 324 г. – «Легкий цикл» Нигилизм, анархия, борьба идей.
2. 325 г. - 444 г. + «Весомый цикл» Утверждение новой веры в «инобытие».
3. 445 г. – 564 г. – «Легкий цикл» Полный разрыв с идеями прошлой эры.
4. 565 г. – 684 г. + «Весомый цикл» Начало жизни по новым канонам.
5. 685 г. – 804 г. – «Легкий цикл» Аморфность.

Характерен радикальный отказ от предшествующей культуры.
Освобождение человека от «пут материальной жизни».
Перенос центра тяжести в идеальную сферу – «Царствие божие на небесах».
Замедление практической жизни.

Здесь, в отличие от этапа «Осень», преобладают «легкие» циклы над весомыми – три из пяти.







[IMG][/IMG]


Первый «Легкий» цикл – (205-324 гг.)

211 г. – Тертуллиан – «Верую ибо абсурдно».
238 г. – Манихейство – дуализм противоположных начал - добра и зла, света и тьмы, духа и плоти. «Люди – творение тьмы». Культ включал молитвы и гимны с элементами ритуалов буддистской, стоической, пифагорейской жизни.
245 г. – «Неоплатонизм» - «Материя чувственного мира есть только призрак» «Очищение души от телесного, земного – для достижения наивысшего совершенства. Экстаз, слияние с неизреченным первоединым».
До 249 – Китай – Даосизм Ван Би – «Уважение к небытию» - отказ от каких-либо активных действий.
До 250 г. – Секст Эмпирик – Скептицизм, феноменализм, нигилизм. – «…Не высказывая мнения, следуем жизни, чтобы не быть бездеятельными…» «…Невозмутимость…»
254 г. – Ум. Ориген, один из отцов церкви в молодости оскопивший себя.
258 г. – Гонения против христиан.
Ок. 270 г. – Первый отшельник – св. Антоний.
270-275 гг. – Рим – Строительство оборонительных стенСредневековый облик.
284 г. – Диоклетиан – При нем монархия стала абсолютной – церемониал как в персидском царстве. Начало идеологии Византийской монархии – вместо сенаторов военная аристократия. Первый раздел римской империи на западную и восточную.
290 г. – Китай – Мятеж восьми ванов (16) лет.
297 г. – Диоклетиан прикрепляет колонов к земле.
304-311 гг. – «Эра мучеников» – гонения против христиан.
Ок. 305 г. – Св. Антоний проповедует строжайший аскетизм.
312 г. – Гражданская война. В римской империи одновременно 5 Августов. Победа Константина – на щитах – кресты.
313 г – Рим – Константин великий - «Эдикт о свободе вероисповедования христианства».
Ок 315 г. – Египет – Первый монастырь.
317 г. – Китай разделен на две части.
323 г. – Рим – Окончательная победа Константина в гражданской войне.

Здесь ярко видны особенности «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции проявляются в «дуализме добра и зла», «духа и плоти», в «отшельничестве»; строительстве оборонительных стен и раздела Римской империи, в гражданских войнах в Китае и в Римской империи.
2. Отказ не только от предшествующей культуры, но и от «активной деятельности», от «телесного», «земного».
3. В философии господствуют идеи неоплатонизма. Центр внимания перемещается из материального мира в идеальную сферу.
4. Происходит отказ от страстей и чувственности в пользу «невозмутимости» духа и «аскетического» образа жизни.







[IMG][/IMG]


Второй «Весомый» цикл – (325 – 444 гг.)

325 г. – Никейский собор вырабатывает символ веры.
330 г. – Перенесение столицы в Византий (переименован в Константинополь).
353 г. – Христианство - государственная религия.
353-366 гг. – Китай – Монастырь – культурный центр «Пещера тысячи Будд».
357 г. – Рим – Учреждение скриптория – переписка за государственный счет античных авторов.
361-363 гг. – Правление императора Юлиана Отступника – пытался возродить «отеческую веру» - чтил античную культуру и образованность – восстанавливает статую Победы.
364 г. – Рим - Авзоний – придворный поэт Валентиана – «Я буду восторгаться творчеством природы» (поэма «Мозелла»).
Ок. 374 г. – Св. Амвросий – «… Вы желаете заковать меня в цепи либо предать смерти? Это будет для меня радостью. Я не стану звать в защиту толпы людей, не буду цепляться за алтари и молить о спасении жизни, а радостно приму смерть ради алтарей».
375-8 гг. – Св Иероним - «Я философ, ритор, грамматик и диалектик; иудей, грек и латинянин.»
Ок. 376 г. – В Европе похолодание – «Великое переселение народов».
380 г. – Имп. Феодосий объявляет христианство государственной религией.
381 г. – Византия – Г. Назианзин – Автобиография – поэма – «Мое горе» - «Словно на бреге потока, под зимней бушующей бурей…» - страстно, эмоционально
- Рим – «…У ног Иеронима сидели аристократические дамы, предававшиеся самой суровой аскезе».
382-3 гг. – Г. Назианзин – «…Мир расколовшись дал столько трещин» - «Желание обуздать собственные страсти трудом на общую пользу». – «Подсластить искусством горечь заповедей». Дать «приятное лекарство молодым людям, которые тянутся к чтению».
384 г. – Рим – Симмах в сенате против преследования сторонников римских богов словами богини Рима : - «Я хочу жить по моим обычаям, ибо я свободна. Этот культ покорил моей власти весь земной шар, эти святыни заставили удалиться Ганнибала от моих стен, галлов из Капитолия…Мы смотрим на те же звезды, над нами то же небо, тот же мир окружает нас. Разве так важно, на каких путях каждый ищет истину, тайна слишком велика, чтобы к ней могла вести одна дорога».
389 г. – Вифлием – Иероним основал мужской монастырь, его последовательница – женский.
390 г. – Александрия – христиане разрушают Мусейон.
392 г. – Рим – преследование язычников. Запрет других религий, кроме христианства.
394 . – Византия – запрещены олимпийские игры.
395 г. – Раздел римской империи на Западную и Восточную.
396 г. – Августин – «Исповедь» - самоанализ – психология. Молодость, заблуждения, поиски истины.
398 г. – При дворе Гонория – Клавдиан, прославился пышными панегириками – архаичность, мифологичность, изысканный язык. При жизни поставлена статуя на Капитолии. - «Здесь изобилье Венеры, изгнавшей суровое время…»
410 г. – Разграбление Рима Аларихом.
430 г. – Александрия – Монахи зарезали юную Гипатию, ученого, математика и астронома.

Здесь также проявились особенности «весомого» цикла:
1. Доминирование чувственного и эмоционального восприятия над рациональным.
2. Чувство всегда связано с понятием «целого» и указывает на центростремительные тенденции. Именно в этом цикле, несмотря на официальное принятие христианства, предпринимаются активные попытки реставрации отброшенной древней культуры.
3. Победа христианства именно в этом цикле стала возможна в связи с мощной морализаторской его основой – сочувствием слабому человеку и обещанием справедливости.







[IMG][/IMG]


Третий «Легкий» цикл – (445 - 564 гг.)

452 г. – Византий - Прокл - «Будь на то его воля, он из всех старинных книг оставил бы только оракулы да «Тимея», а все остальное уничтожил бы для нынешних людей, которые только себе же вредят, подступаясь к книгам неискушенно и опрометчиво.»
458 г. - Рим – в течении двух недель - подвергается страшному опустошению – королем вандалов Гейзерихом.
475 г. - Сгорела константинопольская библиотека – 120 тыс. томов.
495 г - Китай – голова Бодхисатвы – (Юньган). – Полуулыбка, легкость, отрешенность – жизнь, спрятанная внутри.
Ок. 500 г. - (Рим) – Св. Бенедикт – бежит от роскоши и наслаждений в пещеру. - (ок.525) создает монастырь.
500-е гг. - Северная Индия распадается на множество княжеств.
500-23 гг. - (Китай) – рельеф из Лун Мынь – «Донаторы» - ритуальное, мерное движение, одинаковые головные уборы, опущенные вниз глаза, повторяющийся стереотип расположения складок, только ладони рук меняют свое расположение.
505 г. – Фань Чжэн – сочинение «Об уничтожимости духа» - (душа неотделима от тела, поэтому загробного мира нет) – объявлен еретиком и сослан.
505-9 - М.Ф. Эннодий - согласование античной мудрости и христианской морали – Риторика выше других наук.
Оправдывает жестокую расправу с приверженцами убитого короля. Соображения государственной целесообразности берет верх над христианской моралью.
510 г. - Рим – Боэций канцлер – синтез неоплатонизма и христианства – не открытие нового, а сохранение и передача наследия древних.
524 г. – Боэций – «Утешение философией» - «Мудрость выше поэзии, ибо врачует, а не растравляет душевные раны».
526-547 гг. - Равенна – церковь Сан Витале – мозаика. «Юстиниан со свитой» – простота, лаконизм, статичность - фигуры выполнены по шаблону, мерцание смальты.
529 г. - Закрытие Академии в Афинах.
Орден бенедиктинцев – «В день пасхи монахи ниспровергли античную статую Аполлона, молотами разбили алтарь с изображениями других богов…» - чтение только священных книг – церковные песнопения…».
529 г. - (Иран) – уничтожение секты Маздака – он повешен, сектанты живьем закопаны в землю – разновидность манихейства – в «борьбе добра и зла» они утопили Иран в крови.
532 г. - (Константинополь). Подавление восстания «НИКА» - погибли десятки тысяч - сгорела церковь – на этом месте началось строительство «Айя Софии».
552 г. - (Япония) – признание буддизма.

Признаки «легкого» цикла:
1. Наличие центробежной тенденции, выражающейся в «отшельничестве» (бегство в пещеры); в распаде Индии «на множество княжеств», в принятии буддизма в Японии.
2. Отказ от древней мудрости, желание «уничтожить книги», которые «вредят» - гибель константинопольской библиотеки, закрытие Академии в Афинах.
3. В искусстве отказ от эмоций и страстей, характерна рациональная отстраненность от «реальности». Изображения статичны, плоскостны, облегчены, декоративны и ритуальны.
4. Рациональные соображения «государственной целесообразности» преобладают над эмоциями сочувствия и «христианской моралью», что выражается в кровавых и жестоких подавлениях восстаний.







[IMG][/IMG]


Четвертый «Весомый» цикл – (565 – 684 гг.)

573 г. - Будущий Папа Григорий – префект Рима – отказывается от своего поста, раздает богатство на основание монастырей и благотворительные цели, свой дворец превращает в монашескую обитель.
581-590 гг. - Завоевательные войны Ян Цзяня – Объединение Китая.
590 г. - Папа Григорий I – Особая роль отводилась музыке и пению – «…Епископ должен уметь заботиться не только о спасении души, но и о внешней пользе и безопасности паствы».
593 г. - Григорий I «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» - образы подвижников и святых – «патриотизм» - описание чудес.
604 г. – Конфуцианство в Японии.
610 г. - Пророк Мухаммед – впервые слышит «голос» – «Ночь Свершения».
618 г. - Китай – начало периода Тан – канонизация текстов Конфуция.
622 г. - Начало нового мусульманского летоисчисления.
623 г. - Майя – скульптурная голова воина из Паленке – цельность, обобщенность – молчание – погруженность в себя.
634-44 гг. - Создание Арабского халифата.
637 г. - Китай – Погребальные рельефы – «лошади» - пластичность, цельность чувства, обобщение.
ок.640 г. - Султан Омар сжигает Александрийскую библиотеку.
645 г. - Япония – переворот Тайка – ликвидация родового строя – вся земля собственность императора – феодальный способ производства – государство разделено на провинции.

Признаки «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции проявляются в объединении Китая и создании Арабского халифата.
2. Пробуждение активности и эмоциональности – «заботиться не только о спасении души, но и о внешней пользе».
3. В христианских богослужениях большая роль отводится музыке и пению.
4. Укрепление морали, выражающееся в «благотворительности» и чувстве «патриотизма». Буддийская «нирвана» уступает место конфуцианскому чувству «долга» в Японии и Китае.







[IMG][/IMG]


Пятый «Легкий» цикл – (685 - 804 гг.)

Ок. 700 г. - Хорнхаузен – рельеф – условно и примитивно выполнен всадник на коне в виде схемы – плетеный орнамент с переплетенными змеями.
726 г. - (Визант.) – Иконоборчество (с перерывом до 842) - «Почитание святых икон есть идолопоклонничество, из-за чего ромеи снова стали язычниками и христианство превратилось в культ идолов, за которыми больше нет бога».
751 г. Конец зависимости римских пап от Византии.
772 г. - Карл Великий – завоевание Саксонии, насильное обращение жителей в христианство.
780 г. - Китай – отмена надельной системы землепользования – разрешена продажа земли.
782 - Жестокое подавление восстания саксонцев Карлом Великим – отрублены головы 4500 заложникам.
786 г. - (Халифат) – Придворный поэт Харун ар-Рашида - Абу Нувас прославился как безбожник, пьяница и распутник. – Сцены городской жизни, застолья и попойки. Сказки «Тысячи и одной ночи».
793 г. - Начало Эпохи викингов (по 1066)
конец 8 в. - (Индонез.) – Чанди Мендут – на стенах клейма растительного орнамента – причудливо заплетенные кроны деревьев – изысканное сочетание чистой и орнаментированной поверхности.

Признаки «легкого» цикла:
1. В искусстве характерна плоскостность и декоративность. Отсутствие поисков истины и смысла жизни.
2. Часто повторяющийся «заплетенный» орнамент, говорит о аморфном восприятии реальности и соответственном состоянии души.
3. Разочарование в религиозных ценностях и «прописных» правилах жизни отражается в творчестве поэта Абу Нуваса, воспевающего легкую жизнь, вино и сексуальную свободу.








[IMG][/IMG]





Этап ВЕСНА - 805 – 1404 гг. (600 лет).




1. 805 – 924 гг. + «весомый» цикл Пробуждение, тонкость чувства.
2. 925 – 1044 гг. - «легкий» цикл Облегченная мораль.
3. 1045 – 1164 гг. + «весомый» цикл Стремления, свет, оживление общества.
4. 1165 – 1284 гг. - «легкий» цикл Агрессия, аскетизм, свобода.
5. 1285 – 1404 гг. + «весомый» цикл Пламенность, страсть, целостность.


На этапе «Весна» - преобладание «весомых» циклов – три из пяти.
Это говорит о преобладании чувственного, эмоционального, «смакующего» и оценивающего характера над рациональным и схематизирующим стилем мышления.
Время постепенного пробуждения жизненных сил, желаний и надежд.





[IMG][/IMG]


Первый «Весомый» цикл – (805 - 924 гг.)


814 г. – Ум. Карл Великий – основатель Священной Римской Империи – (800 г.)
- нач. правл. Людовика I Благочестивого (по 840 г.).
832 г. - Багдад – Халиф Эль Мамун – основал «Дом Мудрости» - борьба с ортодоксальным духовенством – благоприятная обстановка для развития естественных наук и философии.
До 883 г. - Дворец халифа – орнаментирован рельефами с мотивами виноградной лозы.
– в бане при дворцовом гареме – изображения танцовщиц, всадников, охотников.
843 г. - Визант. – Восстановлено иконопочитание. Создание государственной школы.
845 г. - Китай – гонения на буддизм – Разрушено более 40 тыс. монастырей, 260 тыс. монахов и монахинь насильно возвращены к мирской жизни.
855/9 гг. - Иоанн Скот – Истинная религия является и истинной философией – и обратно – истинная философия является и истинной религией.
876 г - Фр. – переселение из Ирландии «великого множества философов».
877 г. - Бенефиции – (феоды) становились наследственными – феодализм.
Конец 9 в. - (Индонез.) – рельеф храма Шивы - динамичность группы, охваченной одним порывом чувства – конкретность, нахождение здесь и сейчас.

Признаки «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции – основание Карлом Великим Римской империи.
2. Чувство как средство для выражения целого начинает доминировать над холодной отстраненностью рассудка.
3. Повышение роли искусства в обществе – возвращение «иконопочитания» в Византии.
4. Возвращение в обществе поисков истины и «мудрости», возрастание роли философии.
5. Возвращение интереса к непосредственной реальности и к мирской жизни.





[IMG][/IMG]


Второй «Легкий» цикл – (925 - 1044 гг.)


До 987 г. – Во Франции – клубок интриг, убийств, предательств и войн.
945 г. – Багдад захвачен Буидами – конец халифата.
955 г. - Иоанн XII – поставлен родственниками папой в 16 лет - «Своей беспутной жизнью и оргиями… окончательно подорвал авторитет папства.
950-ые, - в Европе начало активного строительства церквей. Производство текстиля, гончарных, кожевенных изделий и др. Активизируется торговля.
962 г. - Оттона I император – восстановление Римской Империи. Начало формирования романского стиля в архитектуре.
963 - Папа Иоанн XII отрешен за «сатанизм» - «завел гарем и устраивал пиры с языческими обрядами».
980 г. - Оттона III – перенес столицу в Рим – при дворе пышный церемониал византийских императоров.
997 г. - (Рим) - Избрание «антипапы». – «…Ты станешь смеяться…я избрал папой (человека)…которого предпочел бы удушить… А пока радуйся, смейся, процветай…Рим нуждается в силе, …мощном муже, в твердости мысли…»
998 г. – Русь – восстание язычников под водительством Могуты.
1000 г. - В Европе ожидают конец света.
- «Западная империя распалась на множество… королевств, короли утратили власть над своими вассалами; наступила всеобщая анархия…» (Б. Рассел).
Ок. 1000 г. – Япония – Сэй-Сенагон заканчивает «Записки у изголовья» (нач. ок. 993 г.)
« - Бытовые сцены, анекдоты, новеллы и стихи, картины природы, описания придворных торжеств, поэтические раздумья, изящные зарисовки обычаев и нравов».
Ок. 1036 г. – Китай – Оуян – «Воспевает птиц и крепкие напитки».

Признаки «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции – в Европе «всеобщая анархия».
2. Падение морали – «беспутная жизнь и оргии папы».
3. Искусство облегченно и декоративно.





[IMG][/IMG]


Третий «Весомый» цикл – (1045 - 1164 гг.)


1066 г. – Конец «эпохи викингов».
Ок. 1070 г. - Вьетнам, Ханой – основан храм литературы в честь Конфуция.
1077 г. - Папа Григорий VII заставляет Генриха IV кланяться в Каноссе.
1081 г. – Византия – Окончание эпохи смут.
До 1090 – Китай – Художник Го Си – «Природа живая, как человек…»
1095 г. – Абу Хамид Газали – «Опровержение философов» - интуитивизм в богопознании. «Мистическое учение».
1096 г. – I крестовый поход.
В конце века во Франции «толпы на лекциях, читаемых…плеядами ученых…»
1104 г. - Китай – Академия живописи.
1112 г. – Нач. строит. собора Сен-Лазар – переход от романского стиля к готике.
До 1120 г. – Росцелин – Первый схоласт – «общие понятия не существуют – только индивидуальное обладает конкретной реальностью».
1121/2 г. – Абеляр – «Да и нет» - диалектическое антидогматическое мышление.
1138 – Ибн Баджа – «Мир является как бы простым единым живым существом, не нуждающимся ни в чем постороннем».
1143 г. - Провозглашение возрождения Римской республики и избрание сената.
1158 г. - Болонья – первый европейский университет.

Признаки «весомого» цикла:
1. Характерны «центростремительные» тенденции. Природа рассматривается как «живое существо».
2. Чувство, эмоция, интуиция доминируют над рациональностью. - «Интуитивизм» в богопознании.
3. Окончание эпохи разобщения и смут. Общество, охваченное порывом и чувством, становится единым целым. – Крестовый поход.
4. Активный поиск религиозной истины. Схоластика. Антидогматическое мышление.
5. Эмоциональная приподнятость отражается в искусстве и архитектуре. Становление готики.




[IMG][/IMG]


Четвертый «Легкий» цикл – (1165 - 1284 гг.)


1163-1208 гг. – Соб. Парижской богоматери – нарядность, декоративность и изящество.
1170/3 г. – Фр. – «Секта Вальдеса» - «бедняки Христа», «нищие духом».
1185 г. – Сегунат в Японии – феодальная иерархия – раздробленность и междоусобие.
1187 г. – Саладин завоевывает Иерусалим. Объявляет «газават» крестоносцам.
1188 г. – Поэма Низами «Лейла и Меджнун»
1189 г. – Третий Крестовый поход. – Ричард Львиное Сердце. - В Англии еврейские погромы.
До 1191 г. – Кретьен де Труа – Цикл романов о короле Артуре.
1194-97 гг. – Рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Декоративное, равномерное и простодушное заполнение стены не связанными клеймами птиц, животных и растений.
1194-1260 гг. – Шартрский собор – витражи.
1195 г. – Кордова – Халиф запрещает изучение философии.
- Гартман фон Ауэ – поэма «БЕДНЫЙ ГЕНРИХ» «…Что жизнь? Ее услады- яд, / любовь – беда, томленье – ад, / ее богатство – нищета, / а долголетие – тщета, / желание порочно, / и все в ней, все непрочно…./ Что истина? И что обман? / И жизнь и юность – все туман!...».
1198 г. - Папа Иннокентий III - «Был первым великим папой, в котором не было ни грана святости».
1208 г. – Ит. Орден францисканцев – аскетизм, нищенство.
- Фр. – Крестовый поход против еретиков – «Убивайте всех, бог на том свете разберет своих».
1215 г. – Англ. – «Великая хартия вольностей» - ограничение власти короля.
1219 г. – Китай – Чан Чун – «…возвращаюсь к простоте и снова ищу умеренности…»
1221 г. – Чингисхан – кровавый террор в Мерве.
1229 г. – Тулуза – Инквизиция.
1258 г. - Разрушение Багдада монголами – конец халифата - убито 800 000 жителей.
1261/4 г. – Ф. Аквинский «Сумма против язычников» - «У бога нет лица».
1265 г. – Англ. – «Парламент».
1270 г. – Жан де Мен «Роман о розе» - «Изысканность и маньеризм» во Франции.

Признаки «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции. – Ограничение власти короля.
2. Аморализм общества. Беспрецедентные по количеству жертв кровавые разборки в Европе – нападения монголов и крестовые походы. Папу не интересуют вопросы духа, его волнует мирская власть церкви над обществом.
3. Искусство и архитектура этого времени облегченны, декоративны и формальны.





[IMG][/IMG]


Пятый «Весомый» цикл – (1285 - 1404 гг.)


1292 г. – Данте «Новая жизнь» – стихи и проза – ламентации (жалобы) – «Пламенная и исполненная страстей» - новый сладостный стиль (до 1304 г.)
1296 – М. Поло - пишет о своих путешествиях - «Книга Мильоне о чудесах мира».
1301 г. - Ит. – Дж. Пизано – «Рождество» - рельеф. – Заполнение вперемешку людьми, животными, ангелами – барочная переизбыточностькипение мирной жизни.
1304/7 гг. – «Пир» Данте – стиль «умеренный и мужественный». - (Толкование написанного в четырех смыслах) – «Первый называется буквальным… второй… аллегорическим, третий… моральным, четвертый… анагогическим, т.е. сверх смыслом…»
1305 г. – Падуя – Фреска Джотто – «суровость, лаконизм; реальность и обобщение».
- Авиньонское пленение пап. – В Париже голод.
1306/7 г. – Данте «О каменной даме» - «…так сурова будет речь…»
1307/21 г. – «Божественная комедия».
1312/13 г. – Данте «Монархия» - «…единство…благо, а множество - …зло».
1316 г. – «Из за голода вымерло 10% населения Европы».
1322 г. – Петрарка встречается с Лаурой.
1333 г. – Петрарка - «…Страстное желание видеть многое»
1338/41 г. – Петрарка - «…Восхищение великими деяниями и любовь к истине» - «…Мрак расступится, и наши внуки вернутся к старому светочу…»
1341 г. - Увенчание на Капитолии Ф. Петрарки - «…Стараться сделаться такими,…какими могли быть лишь древние
1342-3 г. – Ф. Петрарка «Моя тайна» - «Во всем, что меня мучило есть примесь какой-то сладости…я так упиваюсь своей душевной борьбой и мукою, …».
1355 г. - Петрарка - «Повсюду – рабство, тюрьмы, цепи…подпадаешь под тиранию многих».
1367 г. – Китай – Изгнание монголов. – Династия Мин – светлая, просвещенная.
1378 г. – Новгород – Фрески Феофана Грека – «эмоция, цельность, экспрессия».
1380 г. - Париж – Увлечение античностью, изучение Горация, Вергилия, Овидия, Цицерона.

Признаки «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции – «единство…благо, а множество-…зло».
2. Доминирование чувства и страсти над рациональностью.
3. Поворот к чувственной реальности; интерес и любовь к жизни.
4. «Любовь к истине», «восхищение великими деяниями».




[IMG][/IMG]





Этап Лето - 1405 - 2004 гг. - (600 лет).





1. 1405 - 1524 гг. – «Легкий цикл» - Человек – центр мира..
2. 1525 - 1644 гг. – «Весомый цикл» + Драматическая эмоциональность, телесность.
3. 1645 - 1764 гг. – «Легкий цикл» - Мощь, энергия, рациональность, просвещение.
4. 1765 - 1884 гг. – «Весомый цикл» + Поиск правды, истины и красоты.
5. 1885 - 2004 гг. – «Легкий цикл» - Критицизм, экспрессия, абстракция.

Для этого времени характерно бурное движение, активность, борьба, соперничество; резкие и драматичные перепады настроения; агрессивный индивидуализм и стремление к свободе от догматизма канонов и идей прошлого.

Здесь, в отличие от этапа «Весна», преобладают «легкие» циклы над весомыми – три из пяти.




[IMG][/IMG]


Первый «Легкий» цикл – (1405 - 1524 гг.)

1410/20 гг. – А. Рублев – «Троица» - изысканность, музыкальность, нежность.
До 1415 г. - Флоренция – карикатуры на стенах города.
1415 г. - Чехия – сожжение Яна Гуса - борьба «глобализма» и национализма.
1430 г. – Капелла Пацци – «чертеж в материале» - архитектура возрождения.
1431 г. – Итал. – Л. Вала – трактат «О наслаждении» «Я бы осмелился пожелать…чтобы женщины ходили по городу обнаженными…»
1447 г. – И. Гуттенберг - Книгопечатание.
1447 г. – Николай V – первый папа гуманист – индульгенции.
1453 г. – Конец Византийской империи.
1455 г. – Англ. – Начало тридцатилетней войны «Алой и Белой роз».
1457 г. – Яп. – Начало эпохи «воюющих провинций».
1462 г. – Ит. – М. Фичино – «Платоновская академия».
1469 г. – М. Фичино – «…Красота есть нечто бестелесноеизгнать смятение страсти и страх…»
Ок. 1478 г. – Боттичелли – «Весна» - свобода, легкость, грация, радость.
1480 г. – Учреждение инквизиции в Испании.
1487 г. – П. Мирандола – «…(человек) в центре мира…не стесненный никакими пределами…»
1494 г. – Герм. – С. Брант – «Корабль дураков».
Конец 15 в. – Нидерл. - Босх – «абсурд, какофония, бред».
1498 г. – Флор. – «Макиавеллизм».
1501/4 г. – Микеланджело «Давид» - обнаженность, легкость, свобода.
1503 г. – Леонардо да Винчи - «Мона Лиза».
1509 г. – Сатира «Похвала глупости» - Э. Роттердамский.
1509/11 – Рафаэль – фреска «Афинская школа».
1510 г. – Китай – «Коррупция пронизывающая империю».
1515/19 гг. – Рафаэль – «Сикстинская мадонна».
1516 г. – Англ. – Т. Мор – «Утопия» (введение термина).
1517 г. – Герм. – «Тезисы» Лютера – Реформация.

Признаки «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции выражаются в желании освободиться от всего «связывающего», - «(человек) в центре мира… не стесненный никакими пределами…»; человек обнаженный - «свободный от одежд», - свободный от старомодной морали – «макиавеллизм».
2. Падение Византийской империи, борьба с религиозным догматизмом; - «Тезисы Лютера». – Отказ от религиозных традиций прошлого, в пользу «возрождения античности».
3. Рационализм в жизни, искусстве и философии; - «красота есть нечто бестелесное… изгнать смятение страсти и страх…»
4. В искусстве холодноватая, отстраненная красота сочетается с уродством «Корабля дураков» и «абсурдом, какофонией и бредом» Босха.
5. В этом цикле человек видит не реальность, а рациональный идеал, «утопию».




[IMG][/IMG]


Второй «Весомый» цикл – (1525 - 1644 гг.)


1524-26 гг. – Микеланджело - «Ночь» и «День». - «…Не чувствовать, не видеть – облегченье…».
1527 г. – «…Папы становятся религиозными… возрождению пришел конец».
Ок. 530 г. – Корреджо – «Ночь» (Рождество) – «свет в ночи…чудо, ракурсы, динамика».
1534 г. – И.Лойола – Орден Иезуитов «Общество Иисуса».
1534 г. – Ф. Рабле – первая книга «Гаргантюа и Пантагрюэль».
1535/41 гг. – Микеланджело – «Страшный суд».
Ок. 1540 г. – Коперник – «О вращении небесных сфер» - Земля не центр вселенной.
1546 г. – В Европе эпидемия сифилиса.
1551 г. – Начало объединения Японии.
1553 г. – Англ. – Начало правления Марии Кровавой. (До нее Генрих VIII, казнивший ок. 80 тыс чел., в России И. Грозный).
1572 г. – Фр. – «Варфоломеева ночь».
1576 г. – Фр. – «Священная лига» - объединение крайних папистов – католиков.
1580 г. – «Опыты» Монтеня - прагматизм.
1584/5 гг. – Ит. – Дж. Бруно – «Философия рассвета» - «Мир одушевлен…»
1585 г. – Болонья – «Академия направленных на истинный путь». – Братья Караччи.
1595 г. – Караваджо – «Вакх» - «вино и чувственные радости».
1596 г. – Караваджо – «Корзина с фруктами» - один из первых натюрмортов в Европе.
1597 г. – Англ. – Ф. Бэкон – «Опыты и наставления нравственные и политические».
1599 г. – Основан театр «Глобус».
1600 г. – Сожжение Дж. Бруно. Пантеизм. «…Природа…и есть бог».
1601 г. – Шекспир – «Гамлет» - «…Держать зеркало перед природой…»
1607 г. – Ит. – Ф. Цуккаро – «Маньеризм» - программный трактат.
1613 г. – Кампанелла – «Город Солнца» - «…Заботиться о жизни целого…».
1615/20 гг. – Рубенс – Многочисленные «Вакханалии».
1619 г. – Герм. – И. Кеплер – книга «Гармония мира».
1620 г. – Ф. Бэкон – «Новый органон» - «Логика…более вредна чем полезна…опыт… Разуму надо придать не крылья а скорее свинец и тяжести…»
- Я. Иорданс – «Сатир…» - «реализм, плотность, весомость, приземленность».
1627 г. – Ф. Хальс – «Групповой портрет». «Хлесткость, портретность, оптимизм».
1632 г. – Рембрандт – «Урок анатомии…», 1634 г. – «Флора».

Признаки «весомого» цикла:
1. Главным признаком центростремительных тенденций является доминирование чувства, эмоции над логикой, позволяющие связать реальность в единое целое.
2. В искусстве ярко проявляют себя драматизм, сильные эмоции и страсти. Изображения становятся более реалистичными, плотными и объемными.
3. Для поисков истины, в это время характерен эмпиризм, опора на опыт и «объективизм».
4. Рост религиозных настроений сочетается с обожествлением природы и пантеизмом.





[IMG][/IMG]


Третий «Легкий» цикл – (1645 - 1764 гг.)

1647 г. – Англ. – «Левеллеры» (уравнители). – 1648/9 – Фр. Парламентская фронда.
1649 г. – Англ. – Секта «бешенных» - «…Хула, которая светла…»
1651 г. – Англ. – Т. Гоббс – «Человек человеку волк», - «война всех против всех».
1652 г. – Англ. – Л. Магглтон провозглашает «эпоху торжества духа».
- Яп. – Театр «Кабуки» - играют только мужчины.
1653 г. – Военная диктатура Кромвеля. – Фр. – Людовик XIV – «Государство – это я».
- Россия – Церковная реформа Никона.
Ок. 1654 г. – Вермеер – «Диана с нимфами» - «формальность, декоративность».
1656 г. – Вермеер – «У сводни» - «фотографичность».
1659 г. – Мольер – «Смешные жеманницы».
1662 г. – Б. Паскаль – «…Вселенная безмолвна, а человек…заблудился…»
1663/66 гг. – Ит. – Бернини «Королевская лестница» - «фанфары трубящей славы».
1663 г. – Англ. – С. Батлер «Гудибрас» - Сатира, осмеяние фанатизма.
1664 г. – Ж. Мольер – комедия «Тартюф».
1668/89 гг. – Версаль – «геометрические линии парка».
1674 г. – Буало «Поэтика» - «…Творения свои двадцать раз переделывайте…»
1686 г. – И. Ньютон – Закон всемирного тяготения.
1698 г. – Петр I – Подавление бунта стрельцов – Стрижка бород боярства.
1708 г. – Англ. – Шефтсбери – «…Дать свободу острому уму…» - 1709 «(Человек)… гражданин мира», «галантность», «…дух иронии…», «…яд для разума – страсть».
1709 г. – Англ. – Р. Стиль – «Болтун» - первый журнал.
1710 г. – Дж. Беркли – отрицание существования материи.
1717 г. – Фр. – Ватто – «Отплытие на остров Цитеру» - «рококо», фривольность.
1725 г. – Ф. Хатчесон – Концепция «утилитаризма».
1726 г. – Дж. Свифт – «Гуливер» - сатира, фантастика.
1728/9 гг. – Дж. Гей – «Опера нищих» - пародия – герои воры и проститутки.
1730 г. – Фр. – П. Мариво – комедия «Игра любви и случая».
1734 г. – Вольтер – «Английские письма».
1734/7 гг. – Д. Юм. – «Трактат о человеческой природе» - «скептицизм».
1740/80 гг. – Период «Просвещения».
1741 г. – Буше – «Пейзаж в окрестностях Бове» - тишина, трогательность.
1742/5 гг. – Э. Юнг – «Сентиментальная», «кладбищенская поэзия».
1744 г. – Шарден – «Молитва перед обедом» - добродетель, простой человек.
1751 г. – Фр. – Дидро и Даламбер – «Энциклопедия».
1761 г. – Фр. – Гольбах – «Разоблаченное христианство».
1761 г. – Ж.Ж. Руссо – «Юлия, или новая Элоиза» - «идеальный мир».
1763 г. – Фр. – Грез – «Паралитик…» - морализаторство, сентиментализм.

Признаки «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции – «человек человеку волк», «война всех против всех».
2. Стремление к свободе. Протест против устройства общества и общественного мнения.
Сатира, осмеяние, пародии, ирония, скептицизм.
3. Доминирование рациональности над чувством. Мир и в искусстве и в философии отстраненный, идеальный, формальный и воображаемый.
4. Общественная мораль легковесна, иронична и фривольна.





[IMG][/IMG]


Четвертый «Весомый» цикл – (1765 - 1884 гг.)

1765 г. – Герм. – И. Гердер – «Союз философов и плебеев».
1768 г. – И. Гете – Душевный кризис – прилив религиозных настроений (19 лет).
1772 г. – И. Гете - Пьеса «Магомет» - планетарный масштаб.
1774 г. – И. Гете - «Страдания юного Вертера».
1776 г. – Герм. – Клингер – Пьеса «Буря и натиск».
1781 г. – Герм. – Кант - «Критика чистого разума» - «революция в философии».
1785 г. – Кант – «Категорический императив» - «Долг» - «Приказ разума».
- Фр. – Давид – «Клятва Горациев» - «революционный классицизм».
- Герм. – Шиллер – Гимн «К Радости».
1789/94 гг. – Французская революция.
1791 г. – Австрия – Моцарт – «Волшебная флейта», «Реквием».
1796 г. – Шиллер – «…Теперь все будет решать целостность».
1798 г. – Англ. – «Озерная школа» - «…смиренная сельская жизнь».
1799 г. – Герм. – Новалис – «Христианство или Европа». – 1800 – «Гимны к ночи».
1801 г. – Герм. – Бетховен – «Лунная соната».
1804 г. – Наполеон император.
1806 г. – Гегель – «Феноменология духа» - «…Лишь целое имеет действительность…»
1812 г. – Байрон – «Паломничество Чайлд Гарольда».
1816 г. – Дж. Китс – «Сон и поэзия» - против «затхлых правил» (эстетики Буало). – 1817 – «…(Красота) по видимому и есть истина».
- Шелли – «…вселенная…как единое целое, материальное и моральное».
1826 г. – Рос. – Пушкин – «…Поэзия…должна быть глуповата…»
1830 г. – Фр. Делакруа – «Свобода, ведущая народ».
1834 г. – Рос. – Белинский – «…Показывать жизнь как она есть… народность…»
1836 г. – Фр. – Е. Готье – «Искусство для искусства».
1840-е гг. - Ч. Сальвинии «…эпоха надрыва, завываний и душераздирающих монологов.»
1841 г. – Англ. – Т. Карлейль – «…Почитание героев…» «…(человек) миссионер порядка… Мир находится на пути к единению, умственной и материальной солидарности…»
- Герм. – Шеллинг – «Философия откровения». – Фр. – Готье «…Пусть будет вещь и только вещь».
1848 г. – Герм. – «Манифест коммунистической партии».
- Англ. – «Братство Прерафаэлитов».
1849 г. – Фр. – Курбе – «Похороны в Орнане» - «…Надо омужичить искусство…»
1857 г. – Толстой – «…Необъятная и твердая, положительная, объективная сфера…»
- Спенсер – «…Абсолютное знание невозможно…под всеми вещами скрывается непроницаемая тайна». – Троллоп – «…Книги английские, как бифштекс…»
1859 г. – Дарвин – «Происхождение видов путем естественного отбора».
1860 г. – Золя – «…Принимать жизнь такой, как она есть…»
1861 г. – Достоевский – «…Реализм, доходящий до фантастического».
1863 г. – Фр. – Милле – «Человек с мотыгой» - приземленность, сочувствие.
- Э. Мане – «Завтрак на траве».
1864 г. – Достоевский – «Да какое мне дело до законов природы и арифметики».
1865 г. – Отмена рабства в США.
1866 г. – Бисмарк – «Объединить Германию железом и кровью».
– Достоевский - «Преступление и наказание».
1872 г. – Клод Моне – «Впечатление» - Выставка 1874 г. – «импрессионизм».
1876 г. – Вагнер – Театр в Байрейте – «Кольцо Нибелунгов», «Гибель Богов».
– Роден - «Бронзовый век» - гармония и красота обнаженного мужского тела.
1877 г. – Чайковский – Балет «Лебединое озеро».
1879 г. – Достоевский – «Братья Карамазовы» - «…мировые вопросы…».
1880 г. – Толстой – «…(Благо) только в непротивлении злу и любви…»

Признаки «весомого» цикла:
1. Центростремительные тенденции – «Мир находится на пути к единению, умственной и материальной солидарности». «Лишь целое имеет действительность».
2. И в искусстве и в философии преобладание чувства над рациональностью. Реальность воспринимается объемной, плотной, многомерной.
3. Человек активно вовлечен в поиски истины, объективности, закона и справедливости.
4. Искусство занято поисками гармонии и красоты, правды и объективности.
5. Человек этого времени, в основе своей глубоко нравственен, порядочен, благороден.





[IMG][/IMG]


Пятый «Легкий» цикл – (1885 - 2004 гг.)


1886 г. – Париж – «Неоимпрессионизм». – Мореас, «Манифест символизма».
- Австр. - Э. Мах – выступает против понятия «субстанции» и «причинности».
- Ницше – «По ту сторону добра и зла» - аморализм.
1887 г. – США – Дж. Мак-Кош – «Реализм здравого смысла». «…Никаких «систем Вселенной» от которых нас «уже тошнит».
1887/9 гг. – «Эйфелева башня» - прозрачный ажур стали.
1888 г. – Ван Гог – «Подсолнечники».
1890 г. – Париж – «Долой станковую живопись!» - В моде прикладное искусство.
1891 г. – Стиль «Модерн» - плакат Боннара «Французское шампанское».
1892 г. – Скандал по поводу выставки Мунка. – Афиша «Повешенный» Лотрека.
1893 г. – Мережковский – «…Мы свободны и одиноки!...»
1899 г. – Рос. – Бальмонт – «…Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь!»
- Дебюсси – «Ноктюрны». – К. Моне – «Белые кувшинки» - «Мир искусства».
1901 г. – Конец викторианской эпохи. – Фр. - А. Дерен – «…Реализм кончился…»
1902 г. – «Англия для англичан!». – Гоген – «…живопись…вступает в область музыки …борьба с материей…» - Англ. – «Персональный идеализм».
1905 г. – Рос. – «Кровавое воскресенье» - революция.
- Эйнштейн – «Релятивизм» - «демократия наблюдателей».
1907 г. – Пикассо – «Авиньонские девушки» - «Кубизм». «…Изображаю мир не так как его вижу, а как мыслю».
1908 г. – Климт – декоративность, бесплотность, музыкальность, эротичность.
1909 г. – Маринетти – «Манифест футуристов». «…Разрушить музеи, библиотеки… война…гигиена мира». – Матисс – «Танец».
1910 г. – Кандинский – «Абстрактный экспрессионизм». – «…Мир… фантастический …сверхчувственный… Нет ничего абсолютного…Эмансипация от природы…»
1913 г. – Дюшан – «Реди мэйд» - скульптура «Велосипедное колесо» - эпатаж.
1914 г. – Мировой финансовый кризис. – 1914/18 - Первая Мировая война.
1915 г. – Рос. – Малевич – «Черный квадрат». – Г. Арп – первый «коллаж».
1916 г. – Швейц. – Т. Тцара – «дадаизм» - антиэстетизм, автоматическое письмо.
1918 г. – Шпенглер «Закат Европы». - Джойс – «Улисс» - «поток сознания».
1922 г. – СССР – Сталин генсек. – Ит. – «Да здравствует диктатура» - «фашисты».
1925 г. – Ортега-и-Гассет – «Дегуманизация искусства» - «(поворот) к «без-человечному»». – М. Булгаков – «Дьяволиада», «Собачье сердце».
- Баухауз – «функционализм», рационализм.
1927 г. – О. Хаксли – «…Любая форма порядка лучше чем хаос».
1928 г. – СССР – Начало «коллективизации» и «индустриализации».
1929 г. – «Великая депрессия» - мировой кризис. – Фолкнер - роман «Шум и ярость».
1932 г. – Фр. – А. Арто – «театр жестокости». – Ф. Селин – «человек – мерзавец».
1934 г. – Герм. – «Ночь длинных ножей» - костры из книг. – СССР – «Веселые ребята».
1935 г. – Вена – Гуссерль – «Крушение веры в разум».
1938 г. – Сартр – Роман «Тошнота».
1939 г. – Экзюпери – Роман «Планета людей». – Фильм «Унесенные ветром».
1942 г. – Экзюпери – Сказка «Маленький принц». – 1943 – «Эпоха всеобщего бюрократизма». «…Устал от полемики, от непримиримости, от фанатизма!».
1948 г. – ООН. – СССР – Аресты космополитов. – Ионеско – «Театр Абсурда».
1952 г. – ЦРУ поддерживает абстракционизм. – Беккет - «В ожидании Годо».
1955 г. – США – «Поп – арт», - Набоков «Лолита».
1956 г. – СССР – Развенчание культа Сталина. – Англ. – «Рассерженные».
1959 г. – Англ. – «Битлы», - Феллини «Сладкая жизнь», - Канны - «Новая волна».
1961 г. – Англ. – Г. Флинт – «Концептуальное искусство».
1967 г. – «Хиппи» - «Нищенская сума», «любовь», «белые одежды».
1969 г. – Ит. – «Китч», - «Junk – культура” - Фестиваль в Вудстоке.
1970 г. – США – «Гиперреализм». – Бодрийяр - «Общество потребления».
1980 г. – А. Жданов – «…Мир, погрязший в злобе, ненависти, блуде…»
1986 г. – СССР – «Перестройка», - Цой – «Мама Анархия».
1992 г. – Рос. – «Шоковая терапия», - Мадонна – Альбом «Эротика».
2001 г. – Взорван Всемирный торговый центр.
2004 г. – Появление социальной сети Facebook.

Признаки «легкого» цикла:
1. Центробежные тенденции – «никаких систем вселенной» - «война гигиена мира».
2. Тотальное отрицание предшествующей культуры.
3. Стремление к свободе от всего связывающего: - от высоких чувств, морали, религии; от правил и законов, от государства и общества; от обязанностей и долга, «абстрагирование» от реальности, «от природы».
4. Опора на рациональность. Легкость и быстрота при принятии тех или иных решений.
5. Склонность к одномерности мышления, часто переходящего в догматизм и тенденциозность.
6. Склонность к декоративности и облегченности художественной пластики.



Итак, мега-год завершился...Мы уже 15 лет в новом году, в начале 600-летнего этапа "Осень". Хотите видеть общие контуры нашего совместного движения в будущее? Посмотрите что происходило 2400 лет назад!





[IMG][/IMG]





* Часы истории. Ритмы мировой культуры
Accent Graphics, Ottawa, 2016 https://vk.com/doc790580877_66157159...2vizRYyDOZ9Gts

«ЧАСЫ ИСТОРИИ. РИТМЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» https://www.facebook.com/groups/Twit...24406/?__cft__[0]=AZVYF621su7ozWRqHXYpBIsAO-ZiSdFfSnH7sVKHQtiLIX0SDTXg3zyv_I064wvlp3RYCVO4YcBt hoLfixHn8YX9Lhx0oQj0yrCyvSENJS4OcHlzfOF6DqcfD6XPNw qcrSZHqcsBQ1Ro7CMto7zan5ZL&__tn__=%2CO%2CP-R

(На русском яз.) https://www.amazon.com/hours-history...jjIwTYE390sNUI

Второй Мега-год человеческой культуры https://forum.artinvestment.ru/blog....FiqnGRIUmnSG4s

Мега-год (краткое изложение) https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next

Развенчание культа личности https://forum.artinvestment.ru/blog....xlWx11LYWXeUG4

«Совриск». Искусство 20 века - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next

Статья "Ритмы мировой культуры" https://forum.artinvestment.ru/blog....prev&langid=15

"Эры истории" https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Размещено в Без категории
Просмотров 4798 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 




Часовой пояс GMT +3, время: 17:28.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot