МАНЬЕРИЗМ ЖИВОПИСЬ 1525-1534 ГОДОВ (60-летние циклы культуры (1))
МАНЬЕРИЗМ
ЖИВОПИСЬ 1525-1534 ГОДОВ
(60-летние циклы культуры (1))
ЖИВОПИСЬ 1525-1534 ГОДОВ
(60-летние циклы культуры (1))
Здесь мы рассматриваем очередное (третье из десяти) десятилетие, с которого начинаются все 60-летние и 120-летние циклы (в 600-летнем этапе «Лето» - пять 120-летних циклов, состоящих из десяти 60-летних).
В произведениях искусства десятилетие отличается большой энергетикой, динамичностью, экспрессией и направленностью на физическое изменение реальности. В этих десятилетиях часто возникали общественные волнения и бунты.
Напоминаю, это третья статья об открывающих 60-летний цикл активных десятилетиях. Со статьи о десятилетии Русской живописи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081, открывающей первое 60-летие 600-летнего цикла мировой культуры, одновременно и начинается первый из пяти 120-летних циклов. Вторая статья рассматривает десятилетие 1465-1474 годов https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101, с которого начинается вторая половина 120-летия.
Оба рассмотренных нами десятилетия, представляющие первый 120-летний цикл 600-летия, при сопоставлении с очередным 120-летним циклом, следующим за ним, наглядно проявляют, как мы увидим, их принципиальную разницу.
Окраска очередного «активного» десятилетия 1525-1534 годов «чувственного» 120-летнего цикла, подтверждается самим фактом появления «маньеризма», носящего ярко выраженный чувственный и легко возбудимый эмоциональный характер, что хорошо видно в сравнении с теми же «активными» десятилетиями предыдущего «рационального» цикла 1405-1414 и 1465-1474 годов, носящими идейную, головную и «рациональную» интонацию.
Подробнее о стилистике 120-летних циклах https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
1525-1534 - Активное десятилетие (первого шестидесятилетия 120-летнего чувственного цикла)
1525 – Восстания в Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Литве, Малой Азии, Египте – Секта Баптистов (Цюрих) - 1526 - В Венгрии, Молдавии, Валахии и Сербии восстание крестьян - 1528/9 - (Германия, Базель) – «Становление протестантизма, иконоборчество, из церквей удалены и уничтожены произведения живописи и скульптуры» - 1529 – (Англия) – «Реформационный парламент» (7 лет) - 1531- Биржа в Антверпене -1532 – (Россия), церковь Вознесения в селе Коломенском - 1534 – «Англиканская церковь» - (Париж) - «Иезуиты», «Общество Иисуса», И. Лойола – «Цель оправдывает средства»
Прислушаемся к голосу эмоций, лозунгам и стремлениям этого десятилетия:
1525 - «Маньеризм, театральность, чрезмерная жестикуляция, экзальтация, групповая экспрессия, возбуждение, контрастность, движение, цветная и световая активность» - «Энергия, активность, динамика, свобода, раскованность, монументальность, декоративность, уверенность, готовность к действию, решимость» – «Формальность, богатство, пышность, эффектность, блеск шелка» - 1526 – «Внутренняя сила и энергия, мощь и динамика» - «Материализация, овеществление, реализм, активность, театрализация, постановочность, демонстративность» - «Эмоциональность, активность, яркий свет, контраст» - 1527 – «Динамика группы, аффект, свобода исполнения» - 1529 - «Высокое Возрождение, крайняя экспрессия, свобода мазка, возбуждение, агрессия, эмоциональная взвинченность» - «Слепящий свет в ночи, ошеломление, чудо, ангелы в облаке, ракурсы» - 1530 - «Порыв, бурные облака, глаза устремлены на внешнюю цель» - «Толпа в цветных одеждах, движение, общение, суета» «Адам и Ева», «Парные обнаженные фигуры, свободные, раскованные движения, яблоко в руке, соблазн» - 1533 - «Венера и Купидон», «Раскованность, эротика, демонстративность, вызов» - 1534 – «Цель оправдывает средства» - «Гений Победы», «Сила, смелость, дерзость, вызов» - «Жесткость и пронзительность взгляда на зрителя, кинжал, острота, отчетливость, воля, определенность, сила»
Накал времени бросается в глаза, он совершенно очевиден, но давайте сопоставим это десятилетие с предыдущим. Здесь мы видим не только чередование «медитативных» и «активных» десятилетий, ставшее для нас привычным и «само собой разумеющимся». Здесь резко обрывается «рациональный» 120-летний цикл и начинается другой, по нашей классификации «чувственный», принципиально иначе стилистически и эстетически устроенный. (Но тут нужно сделать оговорку, человеческая жизнь не может строиться на чистой «рациональности», или противопоставленной ей «чувственности» (эмоциональности). Это всегда комбинация, сочетание одного и другого. В нашем случае речь идет о степени преобладания, доминирования одного или другого фактора над другим).
Итак, сопоставим наше «активное» десятилетие с голосом «медитативного» десятилетия 1515-1524 годов:
Медитация думающего, рефлектирующего, «Моисея» Микеланджело, где «сила опирается на книгу, на интеллект» - «Красота, благородство, одухотворенность и внутренний свет, правда чувства» в «Динарии кесаря» Тициана - «Очеловеченная и воплощенная истина, гармония и красота, величественная и прекрасная, спускается с небес на землю» у Рафаэля», в «Сикстинской мадонне» - «Человеческий род подобен одному телу…» у Помпонацци, «О бессмертии души» - «Эстетизация горя и страдания, красота, утонченность и музыкальность, оплакивание и сочувствие» у Фра Бартоломео в «Положении во гроб» - Пацифизм в «Плаче мира» Роттердамского – «Тезисы» Лютера - «Утопия», (идеальное государство) Т. Мора - «…Почетно всякое стремление к славе, похвально всякое состязание в добродетели…» у Ульриха фон Гуттена - «Взгляд в будущее, романтизм, благородство, поиск истины, красоты и совершенства» в портрете А. Дюрера – «Принцип «общего блага» у Т. Мюнцера
Мы видим, как разительно изменилась атмосфера рассматриваемого нами десятилетия – От поисков идеального мира духовной красоты, гармонии и совершенства – произошел резкий поворот состояния общества к крайней экспрессии и эмоциональной напряженности на пути к материальному воплощению мечты в ощутимую реальность.
Давайте посмотрим, как это было:
[IMG]
[/IMG]
Джакомо Понтормо (1494-1557), «Святой Иоанн Богослов», 1525, (Italy) - Giacomo Pontormo, "St. John the Evangelist" (Italy)

Джакомо Понтормо (1494-1557), «Святой Иоанн Богослов», 1525, (Italy) - Giacomo Pontormo, "St. John the Evangelist" (Italy)
Энергия, активность, динамика, свобода, раскованность, монументальность, декоративность, уверенность, готовность к действию, решимость - Energy, activity, dynamics, freedom, ease, monumentality, decorativeness, confidence, readiness for action, determination
[IMG]
[/IMG]
Джакомо Понтормо (1494-1557), «Св. Семейство», 1525, (Italy) - Giacomo Pontormo, "Holy Family"

Джакомо Понтормо (1494-1557), «Св. Семейство», 1525, (Italy) - Giacomo Pontormo, "Holy Family"
Маньеризм, театральность, чрезмерная жестикуляция, экзальтация, групповая экспрессия, возбуждение, контрастность, движение, цветная и световая активность - Mannerism, theatricality, excessive gesticulation, exaltation, group expression, excitement, contrast, movement, color and light activity
[IMG]
[/IMG]
Жан Клуэ Младший (1475-1540), «Портрет Франциска I», 1525, - (France) Jean Clouet the Younger, "Portrait of Francis I"

Жан Клуэ Младший (1475-1540), «Портрет Франциска I», 1525, - (France) Jean Clouet the Younger, "Portrait of Francis I"
Формальность, декоративность, нарядность, изысканность, красота, богатство, пышность, эффектность, блеск шелка - Formalism, decorativeness, elegance, sophistication, beauty, wealth, splendor, showiness, shine of silk
[IMG]
[/IMG]
Альбрехт Дюрер (1471-1528), «Четыре апостола», 1526 - (Germany), Albrecht Dürer, "The Four Apostles"

Альбрехт Дюрер (1471-1528), «Четыре апостола», 1526 - (Germany), Albrecht Dürer, "The Four Apostles"
Сильный свет на темном фоне, монументальные, крепкие фигуры, яркий цвет одежд, цельность, обобщение, внутренняя сила и энергия, мощь и динамика складок - Strong light on a dark background, monumental, strong figures, bright color of clothes, integrity, generalization, inner strength and energy, power and dynamics of folds
[IMG]
[/IMG]
Ганс Гольбейн (1497-1543), «Мадонна бургомистра Мейера», 1526 - (Germany), Hans Holbein, "Madonna of Burgomaster Meyer"

Ганс Гольбейн (1497-1543), «Мадонна бургомистра Мейера», 1526 - (Germany), Hans Holbein, "Madonna of Burgomaster Meyer"
Материализация, овеществление, реализм, активность, театрализация, постановочность, демонстративность, декоративность, формальность - Materialization, reification, realism, activity, theatricalization, staging, demonstrativeness, decorativeness, formality
[IMG]
[/IMG]
Джакомо Понтормо (1494-1557), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном», 1527 - (Italy), Giacomo Pontormo, "Madonna and Child with St. John"

Джакомо Понтормо (1494-1557), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном», 1527 - (Italy), Giacomo Pontormo, "Madonna and Child with St. John"
Маньеризм, контраст, активность, аффектированность, динамика группы, театральность, свобода исполнения - Mannerism, contrast, activity, affectation, group dynamics, theatricality, freedom of execution
[IMG]
[/IMG]
Антонио Корреджо (1489-1534), «Мистическое обручение св. Екатерины», 1526-27 - (Italy), Antonio Correggio, "The Mystic Marriage of St. Catherine"

Антонио Корреджо (1489-1534), «Мистическое обручение св. Екатерины», 1526-27 - (Italy), Antonio Correggio, "The Mystic Marriage of St. Catherine"
Эмоциональность, активность, яркий свет, контраст, динамика группы - Emotionality, activity, bright light, contrast, group dynamics
[IMG]
[/IMG]
Тициан Вечеллио (1480/90-1576), «Смерть св. Петра», 1527/9 - (Italy), Titian Vecellio, "The Death of St. Peter's Basilica

Тициан Вечеллио (1480/90-1576), «Смерть св. Петра», 1527/9 - (Italy), Titian Vecellio, "The Death of St. Peter's Basilica
Высокое Возрождение, крайняя экспрессия, динамика, контраст, свобода мазка, возбуждение, агрессия, эмоциональная взвинченность - High Renaissance, extreme expression, dynamics, contrast, freedom of brushstroke, excitement, aggression, emotional tension
[IMG]
[/IMG]
Антонио Корреджо (1489-1534), «Поклонение пастухов», 1530 - (Italy), Antonio Correggio, "Adoration of the Shepherds"

Антонио Корреджо (1489-1534), «Поклонение пастухов», 1530 - (Italy), Antonio Correggio, "Adoration of the Shepherds"
Ночь, Рождество, слепящий свет, динамика, ошеломление, чудо, ангелы в облаке, ракурсы, значительность и торжественность - Night, Christmas, blinding light, dynamics, astonishment, miracle, angels in a cloud, angles, significance and solemnity
[IMG]
[/IMG]
Ян ван Скорел (1495-1562), «Мадонна с младенцем», 1530 - (Netherlands), Jan van Scorel, "Madonna and Child", 1530, (Netherlands)

Ян ван Скорел (1495-1562), «Мадонна с младенцем», 1530 - (Netherlands), Jan van Scorel, "Madonna and Child", 1530, (Netherlands)
Порыв, динамика, пейзаж со скошенной линией горизонта, бурные облака, глаза устремлены на внешнюю цель - Impulse, dynamics, landscape with a slanted horizon, stormy clouds, eyes directed at an external goal
[IMG]
[/IMG]
Ян ван Скорел (1495-1562), «Принесение во храм», 1530 - (Netherlands), Jan van Scorel, "Presentation in the Temple" (Netherlands)

Ян ван Скорел (1495-1562), «Принесение во храм», 1530 - (Netherlands), Jan van Scorel, "Presentation in the Temple" (Netherlands)
Толпа в цветных одеждах, движение, общение, суета на фоне величественного, детально выписанного храма, декоративность - Crowd in colorful clothes, movement, communication, bustle against the backdrop of a majestic, detailed temple, decorativeness
Летящий, нахмуренный воинственный Амур, со стрелой в поднятой руке - Flying, frowning warlike Cupid, with an arrow in his raised hand
[IMG]
[/IMG]
Ханс Бальдунг (1484-1545), «Адам и Ева», 1531 - (Strasbourg), Hans Baldung, "Adam and Eve"

Ханс Бальдунг (1484-1545), «Адам и Ева», 1531 - (Strasbourg), Hans Baldung, "Adam and Eve"
Парные обнаженные фигуры, свободные, раскованные движения, яблоко в руке, соблазн, декоративность, назидательность, демонстративность
[IMG]
[/IMG]
Джакомо Понтормо (1494-1557), «Венера и Купидон», 1533 - (Strasbourg), Hans Baldung, "Cupid"

Джакомо Понтормо (1494-1557), «Венера и Купидон», 1533 - (Strasbourg), Hans Baldung, "Cupid"
Движение, динамика, раскованность, эротика, демонстративность, вызов - Flying, frowning warlike Cupid, with an arrow in his raised hand
[IMG]
[/IMG]
Микеланджело (1475-1564), «Гений Победы», 1532/4 - (Florence), Michelangelo, "Genius of Victory"

Микеланджело (1475-1564), «Гений Победы», 1532/4 - (Florence), Michelangelo, "Genius of Victory"
Экспрессия, динамика, энергия, сила, смелость, дерзость, вызов, демонстративность - Expression, dynamics, energy, strength, courage, audacity, challenge, demonstrativeness
[IMG]
[/IMG]
Ганс Гольбейн (1497-1543), - «Портрет Шарля де Селье», 1534 - (Germany), Hans Holbein, - "Portrait of Charles de Sellier" (Germany)

Ганс Гольбейн (1497-1543), - «Портрет Шарля де Селье», 1534 - (Germany), Hans Holbein, - "Portrait of Charles de Sellier" (Germany)
Жесткость и пронзительность взгляда, направленного на зрителя, в руках кинжал, острота, отчетливость, воля, определенность, сила - The rigidity and piercing gaze directed at the viewer, a dagger in his hands, sharpness, clarity, will, certainty, strength
Григорий Нестеров 23.06.2025 © Gregory Nesterov
© Все права принадлежат автору. Цитирование с указанием источника.
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Десятилетие русской живописи (1) - 1405-1414 (активное) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Послеперестроечное медитативное десятилетие и живопись 1995-2004 годов (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367001
Восьмидесятилетие окончания второй Мировой Войны (цикличность и живопись военного десятилетия (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366941
О пользе ошибок (Цикличность исторического времени (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366891
Медитативные (срединные) десятилетия (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Активные пост авангардные десятилетия (5) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
Пост-авангардные медитативные десятилетия (4) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
Бурные десятилетия (3) (60-летний цикл авангардных десятилетий) –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601
Увидеть историю https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365901
Живопись и тридцатилетия войн https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365861
Тридцатилетняя война или передел мира https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365821
Тридцатилетний цикл войн? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365791
Тридцатилетний цикл изменения общественных настроений https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365361
Мир Культуры - World of Culture - https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Ритмы мировой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=263461
Эры истории (циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Шестидесятилетний цикл "авангардных" десятилетий - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
О 60-летних циклах культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=361801
Медитативные десятилетия - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362921
Принятие тонкости и красоты мира ("итоговое" десятилетие 60-летнего цикла) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=281241
Все циклы 600-летнего этапа лето - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691
Чувственность и рациональность. (Психология человека и цикличность времени) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275431
Инь и Ян - взаимодействие и сосуществование противоположностей - https://forum.artinvestment.ru/blog....5771&goto=prev
Предметность и беспредметность (глобальные циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog....0791&goto=next
Глобализм как стиль - https://forum.artinvestment.ru/blog....2131&goto=next
Золотой век - https://forum.artinvestment.ru/blog....5851&goto=next
Стилистические тенденции нового века https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=344491
"Совриск" - (искусство 20-ого века) - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
Всемирный синхронизм изменения общественных настроений - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364451
Глобальная синхрония психофизических процессов - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364401
Панпсихические волны - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=286091
Что ожидает человечество? - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071
Мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=350291
Второй мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353361
Мегагод - Краткое изложение - https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next
О чем говорит история? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365751
Что нас ожидает в ближайшие 600 лет? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366351
Часы истории. Ритмы мировой культуры. - https://vk.com/doc790580877_66157159...0Wmm848SBFSiED
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Воплощение мечты - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365141
Обращение к миру https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364951
Артель в Сочи - Чистое искусство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364911
Артель приглашает вас в Сочи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Мечта и реальность искусства https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365451
Ночь музеев 18 мая в Сочи Музей Д,Д. Жилинского https://vk.com/wall429042872_574?z=v..._429042872_574
Искусство и жизнь https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365601
Искусство, мораль и информационная война https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365581
Белорусское культурное пространство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364311
Культура и государство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364651
Культура и потребление https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364351
Скупой платит дважды?... https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362491
Всемирная выставка живописи. Минск https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=354021
MANNERISM
PAINTING 1525-1534
(60-year cycles of culture (1))
PAINTING 1525-1534
(60-year cycles of culture (1))
Here we are looking at the next (third of ten) decade, from which all 60-year and 120-year cycles begin (in the 600-year stage "Summer" - five 120-year cycles, consisting of ten 60-year ones).
In works of art, the decade is distinguished by great energy, dynamism, expression and focus on physical change of reality. In these decades, social unrest and riots often arose.
Let me remind you that this is the third article about the active decades that open the 60-year cycle. The article about the decade of Russian painting https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081, which opens the first 60 years of the 600-year cycle of world culture, also begins the first of the five 120-year cycles. The second article examines the decade of 1465-1474 https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101, which begins the second half of the 120 years.
Both decades that we have examined, representing the first 120-year cycle of the 600 years, when compared with the next 120-year cycle that follows it, clearly demonstrate, as we will see, their fundamental difference.
The coloring of the next "active" decade of 1525-1534 of the "sensual" 120-year cycle is confirmed by the very fact of the appearance of "mannerism", which has a pronounced sensual and easily excitable emotional character, which is clearly visible in comparison with the same "active" decades of the previous "rational" cycle of 1405-1414 and 1465-1474, which have an affectionate, head and "rational" intonation.
More about the style of 120-year cycles https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
1525-1534 - Active decade (the first sixty years of the 120-year sensual cycle)
1525 – Revolts in Germany, Austria, Switzerland, the Czech Republic, Lithuania, Asia Minor, Egypt – Baptist sect (Zurich) - 1526 - Peasants' revolt in Hungary, Moldova, Wallachia and Serbia - 1528/9 - (Germany, Basel) – "The rise of Protestantism, iconoclasm, paintings and sculptures removed and destroyed from churches" - 1529 – (England) – "Reformation Parliament" (7 years) - 1531- Stock Exchange in Antwerp -1532 – (Russia), Church of the Ascension in the village of Kolomenskoye - 1534 – "Anglican Church" - (Paris) - "Jesuits", "Society of Jesus", I. Loyola – "The end justifies the means"
Let's listen to the voice of emotions, slogans and aspirations of this decade:
1525 - "Mannerism, theatricality, excessive gesticulation, exaltation, group expression, excitement, contrast, movement, color and light activity" - "Energy, activity, dynamics, freedom, relaxedness, monumentality, decorativeness, confidence, readiness for action, determination" - "Formality, richness, splendor, showiness, shine of silk" - 1526 - "Inner strength and energy, power and dynamics" - "Materialization, reification, realism, activity, theatricalization, staging, demonstrativeness" - "Emotionality, activity, bright light, contrast" - 1527 - "Group dynamics, affect, freedom of performance" - 1529 - "High Renaissance, extreme expression, freedom of brushstroke, excitement, aggression, emotional tension" - "Blinding light in the night, stunned, miracle, angels in the cloud, angles" - 1530 - "Impulse, stormy clouds, eyes fixed on an external target" - "Crowd in colorful clothes, movement, communication, vanity" "Adam and Eve", "Paired naked figures, free, uninhibited movements, apple in hand, temptation" - 1533 - "Venus and Cupid", "Uninhibitedness, eroticism, demonstrativeness, challenge" - 1534 - "The end justifies the means" - "Genius of Victory", "Strength, courage, audacity, challenge" - "Hardness and piercing gaze at the viewer, dagger, sharpness, clarity, will, certainty, strength"
The intensity of the time is striking, it is absolutely obvious, but let's compare this decade with the previous one. Here we see not only the alternation of "meditative" and "active" decades, which has become habitual and "self-evident" for us. Here the "rational" 120-year cycle abruptly ends and another one begins, according to our classification "sensual", fundamentally differently stylistically and aesthetically arranged. (But here we must make a reservation, human life cannot be built on pure "rationality", or the "sensuality" (emotionality) opposed to it. It is always a combination, a combination of one and the other. In our case, we are talking about the degree of prevalence, dominance of one or another factor over another).
So, let's compare our "active" decade with the voice of the "meditative" decade of 1515-1524:
Meditation of the thinking, reflective "Moses" by Michelangelo, where "power relies on the book, on the intellect" - "Beauty, nobility, spirituality and inner light, the truth of feeling" in Titian's "The Denarius of Caesar" - "Humanized and embodied truth, harmony and beauty, majestic and beautiful, descends from heaven to earth" in Raphael, in the "Sistine Madonna" - "The human race is like one body ..." in Pomponazzi, "On the Immortality of the Soul" - "Aestheticization of grief and suffering, beauty, refinement and musicality, mourning and sympathy" in Fra Bartolomeo in "The Entombment" - Pacifism in "The Lamentation of the World" by Rotterdam - "Theses" by Luther - "Utopia" (an ideal state) by T. More - "... Every striving for glory is honorable, every competition in virtue…” in Ulrich von Hutten - “A look into the future, romanticism, nobility, the search for truth, beauty and perfection” in the portrait of A. Durer - “The principle of the “common good” in T. Munzer
We see how dramatically the atmosphere of the decade we are considering has changed – from the search for an ideal world of spiritual beauty, harmony and perfection – there has been a sharp turn in the state of society to extreme expression and emotional tension on the way to the material embodiment of dreams into tangible reality.
Let's see how it was:
Giacomo Pontormo (1494-1557), "St. John the Evangelist", 1525, (Italy)
Energy, activity, dynamics, freedom, ease, monumentality, decorativeness, confidence, readiness for action, determination
Giacomo Pontormo (1494-1557), "Holy Family", 1525, (Italy)
Mannerism, theatricality, excessive gesticulation, exaltation, group expression, excitement, contrast, movement, color and light activity
Jean Clouet the Younger (1475-1540), "Portrait of Francis I", 1525, (France)
Formalism, decorativeness, elegance, sophistication, beauty, wealth, splendor, showiness, shine of silk
Albrecht Dürer (1471-1528), "The Four Apostles", 1526, (Germany)
Strong light on a dark background, monumental, strong figures, bright color of clothes, integrity, generalization, inner strength and energy, power and dynamics of folds
Hans Holbein (1497-1543), "Madonna of Burgomaster Meyer", 1526 (Germany)
Materialization, reification, realism, activity, theatricalization, staging, demonstrativeness, decorativeness, formality
Giacomo Pontormo (1494-1557), "Madonna and Child with St. John" 1527, (Italy)
Mannerism, contrast, activity, affectation, group dynamics, theatricality, freedom of execution
Antonio Correggio (1489-1534), "The Mystic Marriage of St. Catherine", 1526-27, (Italy)
Emotionality, activity, bright light, contrast, group dynamics
Titian Vecellio (1480/90-1576), "The Death of St. Peter's Basilica, 1527/9, (Italy)
High Renaissance, extreme expression, dynamics, contrast, freedom of brushstroke, excitement, aggression, emotional tension
Antonio Correggio (1489-1534), "Adoration of the Shepherds", 1530, (Italy)
Night, Christmas, blinding light, dynamics, astonishment, miracle, angels in a cloud, angles, significance and solemnity
Jan van Scorel (1495-1562), "Madonna and Child", 1530, (Netherlands)
Impulse, dynamics, landscape with a slanted horizon, stormy clouds, eyes directed at an external goal
Jan van Scorel (1495-1562), "Presentation in the Temple", 1530, (Netherlands)
Crowd in colorful clothes, movement, communication, bustle against the backdrop of a majestic, detailed temple, decorativeness
Hans Baldung (1484-1545), "Cupid", 1530, (Strasbourg)
Flying, frowning warlike Cupid, with an arrow in his raised hand
Hans Baldung (1484-1545), "Adam and Eve", 1531, (Strasbourg)
Paired nude figures, free, relaxed movements, apple in hand, temptation, decorativeness, edification, demonstrativeness
Giacomo Pontormo (1494-1557), "Venus and Cupid", 1533, (Italy)
Movement, dynamics, relaxedness, eroticism, demonstrativeness, challenge
Michelangelo (1475-1564), "Genius of Victory", 1532/4, (Florence)
Expression, dynamics, energy, strength, courage, audacity, challenge, demonstrativeness
Hans Holbein (1497-1543), - "Portrait of Charles de Sellier", 1534, (Germany)
The rigidity and piercing gaze directed at the viewer, a dagger in his hands, sharpness, clarity, will, certainty, strength
Grigory Nesterov 06/23/2025 © Gregory Nesterov
Всего комментариев 0