ДЕСЯТИЛЕТИЕ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ - 1405-1414 - (ЦИКЛИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ)
ДЕСЯТИЛЕТИЕ
РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
(ЦИКЛИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ (1))
1405-1414
РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
(ЦИКЛИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ (1))
1405-1414
Так совпало, что именно с этого активного десятилетия начался рассматриваемый нами 600 летний, насыщенный событиями, этап мировой истории.
Настроения общества этого времени были экспансивными и бурными. Хотя начало десятилетия совпало со смертью в 1405 году, наводившего ужас на мир, могущественного Тамерлана и пришлось на паузу в «столетней войне», государства Европы жили очень немирно. Постоянно совершались набеги, нападения, взятия в плен и разорения друг-другом соседствующих стран. Для этого десятилетия были характерны бунты и вооруженные протесты страдающего населения.
Приведем факты:
1405 - (Болгария), Восстание против турок - (Уэльс) – Восстание против Англии (1400-15) - (Швейцария) – Восстания против Габсбургов (1401-29) – 1406 - Литово-Московская война - 1407 - (Франция), Гражданская война (по 35 г.) - (Краков), Антисемитский погром – 1408 - (Англия) Разгром восстания Перси - 1409 - (Жемайтия) Восстание против Тевтонского ордена - (Прага) – Проповеди Яна Гуса - 1410 - Грюнвальдская битва – Китайцы разбивают монголов - Антипапа Иоанн XXIII (по 15) – 1411 - (Константинополь) Осажден турками. Византия разбивает турецкий флот - 1413 - (Париж) – Восстание кабошьенов – Взятие Бастилии – захвачен дворец – некоторые приближенные королевы казнены – 1414 – (Византия), Сатира рисует «Картину страшного морального упадка в высших слоях общества» - 1414-18 — Констанцский собор – задача - прекратить церковную схизму.
О датированных фактах искусства этого десятилетия в Европе известно очень мало, а те, которые известны, - чудом сохранившаяся русская живопись, носящая религиозный, обобщающий и символический характер, являющаяся вершиной не только русского, но и мирового искусства.
Волею судьбы эта живопись, хоть и отразила нерв времени, к сожалению, оказалась на периферии процессов европейской культуры, оставшись не замеченной мировой общественностью вплоть до недавнего времени.
Греко-Римская идея «соборности» вместе с обреченной Византией стремительно уходила в прошлое, взамен ее, вместе с рассматриваемым нами этапом «Лето», на 600 лет, приходила идея никем и ничем не сдерживаемой личности, «свободного индивида».
(Сегодня мы видим, что сами по себе, и идея общего, и идея личности, рассматриваемые отдельно, без синтеза, неизбежно приводят к краху. Абсолютизация личности, это анархия не совместимая с жизнью общества, и в свою очередь, превознесение общества, пренебрегающего ролью талантливого индивида – это также его (общества) загнивание и в конечном итоге неизбежная гибель.)
Но вернемся к живописи, хронологически первым значительным художником не только десятилетнего цикла, но всего 600-летнего этапа, вне всякого сомнения, является греко-русский живописец Феофан Грек (1340-1410).
[IMG]
[/IMG]
Феофан Грек, (1340-1410), икона «Богоматерь», 1405, Theophanes the Greek, icon "The Mother of God"

Феофан Грек, (1340-1410), икона «Богоматерь», 1405, Theophanes the Greek, icon "The Mother of God"
Строгость, лаконизм, простота, обобщенность, внутренняя красота, вера, сила духа - Severity, laconism, simplicity, generalization, inner beauty, faith, strength of spirit
Моление за род человеческий перед Вторым пришествием Христа и Страшным Судом - Prayer for the human race before the Second Coming of Christ and the Last Judgment
Энергия, драматизм, обобщение, лаконизм, обращение к людям и богу, страстная вера, динамичная фигура, заключенная в строгие геометрические формы - Energy, drama, generalization, laconism, appeal to people and God, passionate faith, dynamic figure enclosed in strict geometric forms
Чтобы лучше понять состояние художников, расписывавших Успенский Собор во Владимире, нужно знать катастрофу, в которой пребывала Россия в 1408 году: – Ордынцами сожжены: Верея, Дмитров, Звенигород, Коломна, Можайск, Переяславль, Ростов, Серпухов, Радонеж, Рязань, Стародуб, Уядов, Берёзово Поле, посада Москвы, разграблен Троице-Сергиев монастырь
Посмотрим фрагменты росписей Успенского Собора во Владимире:
[IMG]
[/IMG]
Андрей Рублев (ок. 1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Символы четырех царств», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Symbols of the Four Kingdoms"

Андрей Рублев (ок. 1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Символы четырех царств», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Symbols of the Four Kingdoms"
Фигуры зверей, символизирующих царства, заключены в круг – монументальность, динамика, мощь, энергия, неукротимость - Figures of animals symbolizing the kingdoms are enclosed in a circle - monumentality, dynamics, power, energy, indomitability
[IMG]
[/IMG]
Андрей Рублев (ок.1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Богоматерь», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "The Mother of God"
Экспрессия, порыв во вне, обобщение, эмоция, движение - Expression, impulse to the outside, generalization, emotion, movement
[IMG]
[/IMG]
Андрей Рублев (ок.1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Апостолы Петр и Павел», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Apostles Peter and Paul"
Свободное, раскованное движение – глаза устремлены на реальность. Группа святых, призыв к действию, единый порыв, страсть, вера - Free, uninhibited movement - eyes fixed on reality. A group of saints, a call to action, a single impulse, passion, faith

Андрей Рублев (ок.1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Богоматерь», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "The Mother of God"
Экспрессия, порыв во вне, обобщение, эмоция, движение - Expression, impulse to the outside, generalization, emotion, movement
[IMG]

Андрей Рублев (ок.1360-1430), фрагмент росписи Успенского Собора во Владимире - «Апостолы Петр и Павел», 1408, Andrei Rublev, fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Apostles Peter and Paul"
Свободное, раскованное движение – глаза устремлены на реальность. Группа святых, призыв к действию, единый порыв, страсть, вера - Free, uninhibited movement - eyes fixed on reality. A group of saints, a call to action, a single impulse, passion, faith
Далее, принадлежащие этому же «активному», действенному десятилетию, выполненные в этом же 1408 году две скульптуры Донателло, что понуждает нас к сопоставлению его работ с фресками Рублева, где мы по контрасту видим колоссальную внутреннюю силу, энергию, цельность и единство духа, идеи и формы, чувства и обобщения, сконцентрированных во фресках, - с анатомическим реализмом деталей, списанных с натурщика молодым скульптором, замечательным в своем роде, и впоследствии ставшим одним из классиков мирового искусства. Конечно, это неблагодарное дело сравнивать больших мастеров и определять, кто лучше, кто хуже. Оба лучше! Но по силе воздействия, искренности и глубине, я бы сопоставил Рублева с еще не родившимся к этому времени поздним Микеланджело в пользу предшественника…
[IMG]
[/IMG]
Донателло (1386-1466), «Распятие», 1407-8, Флоренция - Donatello, "Crucifixion"
Динамика, экспрессия, страдание, эмоциональность, обращенность во вне - Dynamics, expression, suffering, emotionality, outward focus
[IMG]
[/IMG]
Донателло (1386-1466), «Давид», 1408, Флоренция - Donatello, "David"
Молодость, движение, вызов, в ногах отрубленная голова Голиафа - Youth, movement, challenge, the severed head of Goliath at the feet
[IMG]
[/IMG]
Лоренцо Монако (1375-1425), «Распятие», 1410, (Италия) - Lorenzo Monaco, "Crucifixion"
Волнообразно вздымающиеся скалы, острые, колючие крылья ангелов, на лету подставляющие чаши под струи льющейся крови, активность, демонстративность и назидательность сцены - Waving rocks, sharp, prickly wings of angels, in flight, substituting cups for streams of pouring blood, activity, demonstrativeness and edification of the scene

Донателло (1386-1466), «Распятие», 1407-8, Флоренция - Donatello, "Crucifixion"
Динамика, экспрессия, страдание, эмоциональность, обращенность во вне - Dynamics, expression, suffering, emotionality, outward focus
[IMG]

Донателло (1386-1466), «Давид», 1408, Флоренция - Donatello, "David"
Молодость, движение, вызов, в ногах отрубленная голова Голиафа - Youth, movement, challenge, the severed head of Goliath at the feet
[IMG]

Лоренцо Монако (1375-1425), «Распятие», 1410, (Италия) - Lorenzo Monaco, "Crucifixion"
Волнообразно вздымающиеся скалы, острые, колючие крылья ангелов, на лету подставляющие чаши под струи льющейся крови, активность, демонстративность и назидательность сцены - Waving rocks, sharp, prickly wings of angels, in flight, substituting cups for streams of pouring blood, activity, demonstrativeness and edification of the scene
Далее мы рассмотрим несколько работ книжной графики – миниатюры братьев Лимбург – это простые, незамысловатые иллюстрации, еще не достигшие той замечательной и пронзительной высоты подлинного искусства, которой братья добьются в следующем десятилетии. Тем не менее, здесь также, как и ранее отчетливо видны тенденции «активного» десятилетия, а именно – внимание и действие человека направлены на изменение внешней реальности, а не на принятие и постижение глубины внутреннего мира, что будет характерно только в следующем «медитативном» десятилетии.
[IMG]
[/IMG]
Братья Лимбург (ок.1385-1416), «Св. Антоний успокаивающий шторм», 1408, Limbourg Brothers, "St. Anthony Calming the Storm"
Эмоция, активность, возбуждение, взволнованность, действие, направленное на изменение внешней реальности, группа, охваченная единым чувством - Emotion, activity, excitement, agitation, action aimed at changing external reality, a group seized by a single feeling
[IMG]
[/IMG]
Братья Лимбург (ок.1385-1416), «Св. Джером, соблазняемый танцовщицами». 1408, Limbourg Brothers, "St. Jerome Seduced by Dancing Girls"
Соблазн, интерес к внешнему, страх наказания, стремление к благочестию, молитвенное обращение к Богу, назидательность, тенденциозность, подробное, деталированное перечисление архитектурных деталей - Temptation, interest in the external, fear of punishment, desire for piety, prayerful appeal to God, edification, tendentiousness, detailed, detailed listing of architectural details
[IMG]
[/IMG]
(Иран), миниатюра «Единоборство Хосрова со львом», 1410, (Iran), miniature "Khosrow in single combat with a lion"
Яростная борьба, сила, мощь, защита слабых, красоты и гармонии - Furious struggle, strength, power, protection of the weak, beauty and harmony

Братья Лимбург (ок.1385-1416), «Св. Антоний успокаивающий шторм», 1408, Limbourg Brothers, "St. Anthony Calming the Storm"
Эмоция, активность, возбуждение, взволнованность, действие, направленное на изменение внешней реальности, группа, охваченная единым чувством - Emotion, activity, excitement, agitation, action aimed at changing external reality, a group seized by a single feeling
[IMG]

Братья Лимбург (ок.1385-1416), «Св. Джером, соблазняемый танцовщицами». 1408, Limbourg Brothers, "St. Jerome Seduced by Dancing Girls"
Соблазн, интерес к внешнему, страх наказания, стремление к благочестию, молитвенное обращение к Богу, назидательность, тенденциозность, подробное, деталированное перечисление архитектурных деталей - Temptation, interest in the external, fear of punishment, desire for piety, prayerful appeal to God, edification, tendentiousness, detailed, detailed listing of architectural details
[IMG]

(Иран), миниатюра «Единоборство Хосрова со львом», 1410, (Iran), miniature "Khosrow in single combat with a lion"
Яростная борьба, сила, мощь, защита слабых, красоты и гармонии - Furious struggle, strength, power, protection of the weak, beauty and harmony
До сих пор, рассмотренные нами образцы высокого искусства наглядно подтверждали неуклонное чередование изменения стилистики искусства десятилетий, где за каждым «активным», действенным десятилетием, следует «медитативное», спокойное, принимающее реальность и ищущее мира и гармонии. Здесь на наглядном примере мы можем еще раз убедиться в справедливости сказанного. Я имею в виду ошибочную, на мой взгляд датировку иконы «Троица», только что рассмотренного нами Андрея Рублева, своей музыкальностью, миром и спокойствием разительно и принципиально отличающуюся от «бури и натиска» живописи его же фресок Успенского собора во Владимире. Но, как ни странно, в данном случае ошибка датировки нам только помогает глубже понять специфику десятилетия. Если мы рассмотрим миниатюры 1416 года, уже знакомых нам братьев Лимбург (трагически и почти одновременно погибших от бубонной чумы), то увидим полную и внезапную перемену стиля их живописи, достигшую необычайных высот нового мироощущения, в котором отразились: «Красота, изысканность, утонченность, аристократизм, благородство, правда чувства, гармония, музыкальность, лиричность, доброта, мягкость, неспешность, покой, мир», что позволяет нам поставить их в один стилистический ряд с иконой Рублева. Это позволяет уверенно утверждать, что его работа не могла появиться ранее 1415 и позднее 1424 года (старая датировка 1410-1420)
Но давайте посмотрим этот шедевр, правда уже относящийся к следующему, «медитативному» десятилетию
[IMG]
[/IMG]
Андрей Рублев (ок.1360-1430) – икона «Троица», 1415-1420, (24) - Andrei Rublev - icon "Trinity"
Изысканность, музыкальность, нежность, гармоничность, красота, тонкость и воздушность красок, сосредоточенность на внутреннем, медитация, правда чувства, смирение. - Refinement, musicality, tenderness, harmony, beauty, subtlety and airiness of colors, concentration on the inner, meditation, truth of feeling, humility.
(Стилистика «Троицы» не вписывается в 1410 год и не соответствует бурному характеру его же работ 1408 года – поэтому верной будет датировка – не ранее 1415 и не позднее 24 года) - (The style of "Trinity" does not fit into 1410 and does not correspond to the stormy nature of his works of 1408 - therefore, the correct dating will be - no earlier than 1415 and no later than 24)

Андрей Рублев (ок.1360-1430) – икона «Троица», 1415-1420, (24) - Andrei Rublev - icon "Trinity"
Изысканность, музыкальность, нежность, гармоничность, красота, тонкость и воздушность красок, сосредоточенность на внутреннем, медитация, правда чувства, смирение. - Refinement, musicality, tenderness, harmony, beauty, subtlety and airiness of colors, concentration on the inner, meditation, truth of feeling, humility.
(Стилистика «Троицы» не вписывается в 1410 год и не соответствует бурному характеру его же работ 1408 года – поэтому верной будет датировка – не ранее 1415 и не позднее 24 года) - (The style of "Trinity" does not fit into 1410 and does not correspond to the stormy nature of his works of 1408 - therefore, the correct dating will be - no earlier than 1415 and no later than 24)
Итак, мы рассмотрели четыре десятилетия 60-летнего цикла, и перешли к пятому. Время от времени возникали вопросы, ставящие под сомнение регулярность чередования «активных» и «медитативных» десятилетий, но все они сводились к ошибкам датировки артефактов. И напротив, все эти ошибки только подчеркивали и делали наглядной нашу правоту.
Григорий Нестеров 03.06.2025 © Gregory Nesterov
© Все права принадлежат автору. Цитирование с указанием источника.
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Послеперестроечное медитативное десятилетие и живопись 1995-2004 годов (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367001
Маньеризм, живопись 1525-1534 годов (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Активное десятилетие и живопись 1465-1474 годов (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101
Восьмидесятилетие окончания второй Мировой Войны (цикличность и живопись военного десятилетия (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366941
О пользе ошибок (Цикличность исторического времени (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366891
Медитативные (срединные) десятилетия (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Активные пост авангардные десятилетия (5) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
Пост-авангардные медитативные десятилетия (4) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
Бурные десятилетия (3) (60-летний цикл авангардных десятилетий) –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601
Увидеть историю https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365901
Живопись и тридцатилетия войн https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365861
Тридцатилетняя война или передел мира https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365821
Тридцатилетний цикл войн? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365791
Тридцатилетний цикл изменения общественных настроений https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365361
Мир Культуры - World of Culture - https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Ритмы мировой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=263461
Эры истории (циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Шестидесятилетний цикл "авангардных" десятилетий - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
О 60-летних циклах культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=361801
Медитативные десятилетия - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362921
Принятие тонкости и красоты мира ("итоговое" десятилетие 60-летнего цикла) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=281241
Все циклы 600-летнего этапа лето - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691
Чувственность и рациональность. (Психология человека и цикличность времени) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275431
Инь и Ян - взаимодействие и сосуществование противоположностей - https://forum.artinvestment.ru/blog....5771&goto=prev
Предметность и беспредметность (глобальные циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog....0791&goto=next
Глобализм как стиль - https://forum.artinvestment.ru/blog....2131&goto=next
Золотой век - https://forum.artinvestment.ru/blog....5851&goto=next
Стилистические тенденции нового века https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=344491
"Совриск" - (искусство 20-ого века) - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
Всемирный синхронизм изменения общественных настроений - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364451
Глобальная синхрония психофизических процессов - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364401
Панпсихические волны - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=286091
Что ожидает человечество? - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071
Мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=350291
Второй мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353361
Мегагод - Краткое изложение - https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next
О чем говорит история? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365751
Что нас ожидает в ближайшие 600 лет? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366351
Часы истории. Ритмы мировой культуры. - https://vk.com/doc790580877_66157159...0Wmm848SBFSiED
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Воплощение мечты - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365141
Обращение к миру https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364951
Артель в Сочи - Чистое искусство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364911
Артель приглашает вас в Сочи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Мечта и реальность искусства https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365451
Ночь музеев 18 мая в Сочи Музей Д,Д. Жилинского https://vk.com/wall429042872_574?z=v..._429042872_574
Искусство и жизнь https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365601
Искусство, мораль и информационная война https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365581
Белорусское культурное пространство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364311
Культура и государство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364651
Культура и потребление https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364351
Скупой платит дважды?... https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362491
Всемирная выставка живописи. Минск https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=354021
DECADE OF RUSSIAN PAINTING
(CYCLICITY OF HISTORICAL TIME)
1405-1414
(CYCLICITY OF HISTORICAL TIME)
1405-1414
It so happened that it was with this active decade that the 600-year, eventful stage of world history that we are considering began.
The mood of society at that time was expansive and stormy. Although the beginning of the decade coincided with the death of the mighty Tamerlane, who terrified the world, in 1405 and fell on a pause in the "Hundred Years' War", the states of Europe lived very unpeacefully. There were constant raids, attacks, captures and devastation of neighboring countries. This decade was characterized by riots and armed protests of the suffering population.
Let's give some facts:
1405 - (Bulgaria), Uprising against the Turks - (Wales) - Uprising against England (1400-15) - (Switzerland) - Uprisings against the Habsburgs (1401-29) - 1406 - Lithuanian-Muscovite War - 1407 - (France), Civil War (until '35) - (Krakow), Anti-Semitic pogrom - 1408 - (England) Defeat of the Percy Uprising - 1409 - (Samogitia) Uprising against the Teutonic Order - (Prague) - Sermons of Jan Hus - 1410 - Battle of Grunwald - The Chinese defeat the Mongols - Antipope John XXIII (until '15) - 1411 - (Constantinople) Besieged by the Turks. Byzantium defeats the Turkish fleet - 1413 - (Paris) - Revolt of the Cabochons - Taking of the Bastille - the palace is captured - some of the queen's confidants are executed - 1414 - (Byzantium), Satire paints a "Picture of the terrible moral decline in the upper classes" - 1414-18 - Council of Constance - the task is to end the church schism.
By the will of fate, this painting, although it reflected the nerve of the time, unfortunately ended up on the periphery of the processes of European culture, remaining unnoticed by the world community until recently.
The Greco-Roman idea of "cathedralism" together with the doomed Byzantium was rapidly disappearing into the past, and in its place, together with the "Summer" stage we are considering, for 600 years, came the idea of a personality not restrained by anyone or anything, a "free individual".
(Today we see that both the idea of the general and the idea of the individual, considered separately, without synthesis, inevitably lead to collapse. The absolutization of the individual is anarchy incompatible with the life of society, and in turn, the exaltation of society, neglecting the role of the talented individual, is also its (society's) decay and ultimately inevitable death.)
But let's return to painting, chronologically the first significant artist not only of the ten-year cycle, but of the entire 600-year period, is, without a doubt, the Greco-Russian painter Theophanes the Greek (1340-1410).
Theophanes the Greek (1340-1410), icon "The Mother of God", 1405
Severity, laconism, simplicity, generalization, inner beauty, faith, strength of spirit
Theophanes the Greek (1340-1410), icon "Deisus", 1405
Prayer for the human race before the Second Coming of Christ and the Last Judgment
Energy, drama, generalization, laconism, appeal to people and God, passionate faith, dynamic figure enclosed in strict geometric forms
To better understand the state of the artists who painted the Assumption Cathedral in Vladimir, one needs to know the catastrophe that Russia was in in 1408: - The Horde burned down: Vereya, Dmitrov, Zvenigorod, Kolomna, Mozhaisk, Pereyaslavl, Rostov, Serpukhov, Radonezh, Ryazan, Starodub, Uyadov, Berezovo Pole, Moscow posad, the Trinity-Sergius Monastery was plundered
Let's look at fragments of the paintings of the Assumption Cathedral in Vladimir:
Andrei Rublev (c. 1360-1430), fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Symbols of the Four Kingdoms", 1408
Figures of animals symbolizing the kingdoms are enclosed in a circle - monumentality, dynamics, power, energy, indomitability
Andrei Rublev (c. 1360-1430), fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "The Mother of God", 1408
Expression, impulse to the outside, generalization, emotion, movement
Andrei Rublev (c.1360-1430), fragment of the painting of the Assumption Cathedral in Vladimir - "Apostles Peter and Paul"
Free, uninhibited movement - eyes fixed on reality. A group of saints, a call to action, a single impulse, passion, faith
Further, belonging to the same "active", effective decade, executed in the same 1408, two sculptures by Donatello, which compels us to compare his works with the frescoes of Rublev, where we see in contrast the colossal inner strength, energy, integrity and unity of spirit, idea and form, feeling and generalization, concentrated in the frescoes, - with the anatomical realism of details copied from a model by a young sculptor, remarkable in his own way, and subsequently becoming one of the classics of world art. Of course, it is a thankless task to compare great masters and determine who is better, who is worse. Both are better! But in terms of the power of impact, sincerity and depth, I would compare Rublev with the late Michelangelo, who was not yet born at that time, in favor of his predecessor...
Donatello (1386-1466), "Crucifixion", 1407-8, Florence
Dynamics, expression, suffering, emotionality, outward focus
Donatello (1386-1466), "David", 1408, Florence
Youth, movement, challenge, the severed head of Goliath at the feet
Lorenzo Monaco (1375-1425), "Crucifixion", 1410, (Italy)
Waving rocks, sharp, prickly wings of angels, in flight, substituting cups for streams of pouring blood, activity, demonstrativeness and edification of the scene
Below we will look at several works of book graphics – miniatures by the Limbourg brothers – these are simple, unpretentious illustrations that have not yet reached that remarkable and piercing height of genuine art that the brothers will achieve in the next decade. Nevertheless, here, as before, the tendencies of the “active” decade are clearly visible, namely – the attention and action of a person are directed at changing external reality, and not at accepting and comprehending the depth of the inner world, which will be characteristic only in the next “meditative” decade.
Limbourg Brothers (c.1385-1416), "St. Anthony Calming the Storm", 1408
Emotion, activity, excitement, agitation, action aimed at changing external reality, a group seized by a single feeling
Limbourg Brothers (c.1385-1416), "St. Jerome Seduced by Dancing Girls". 1408
Temptation, interest in the external, fear of punishment, desire for piety, prayerful appeal to God, edification, tendentiousness, detailed, detailed listing of architectural details
(Iran), miniature "Khosrow in single combat with a lion", 1410
Furious struggle, strength, power, protection of the weak, beauty and harmony
Until now, the examples of high art that we have examined have clearly confirmed the steady alternation of changes in the style of art over the decades, where each “active”, efficient decade is followed by a “meditative”, calm one, accepting reality and seeking peace and harmony. Here, using a clear example, we can once again be convinced of the truth of what has been said. I am referring to the erroneous, in my opinion, dating of the icon “Trinity”, by Andrei Rublev, which we have just examined, which, with its musicality, peace and calm, is strikingly and fundamentally different from the “storm and stress” of his frescoes in the Assumption Cathedral in Vladimir. But, strangely enough, in this case the dating error only helps us to better understand the specifics of the decade. If we look at the miniatures of 1416, already familiar to us by the Limbourg brothers (who tragically and almost simultaneously died of the bubonic plague), we will see a complete and sudden change in the style of their painting, which reached extraordinary heights of a new worldview, which reflected: "Beauty, refinement, sophistication, aristocracy, nobility, truth of feeling, harmony, musicality, lyricism, kindness, gentleness, unhurriedness, peace ", which allows us to put them in the same stylistic row with Rublev's icon. This allows us to confidently assert that his work could not have appeared earlier than 1415 and later than 1424 (the old dating is 1410-1420)
But let's look at this masterpiece, which, however, already belongs to the next, "meditative" decade
Andrei Rublev (c. 1360-1430) - icon "Trinity", 1415-1420, (24)
Refinement, musicality, tenderness, harmony, beauty, subtlety and airiness of colors, concentration on the inner, meditation, truth of feeling, humility.
(The style of "Trinity" does not fit into 1410 and does not correspond to the stormy nature of his works of 1408 - therefore, the correct dating will be - no earlier than 1415 and no later than 24)
So, we have considered four decades of the 60-year cycle, and moved on to the fifth. From time to time, questions arose that cast doubt on the regularity of the alternation of "active" and "meditative" decades, but they all came down to errors in dating artifacts. And on the contrary, all these errors only emphasized and made it clear that we were right.
Grigory Nesterov 03.06.2025 © Gregory Nesterov
© All rights belong to the author. Citation with reference to the source.
Всего комментариев 0