АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ И ЖИВОПИСЬ 1465-1474 ГОДОВ
АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
И ЖИВОПИСЬ 1465-1474 ГОДОВ
(Первое десятилетие, начало 60-летнего цикла (1))
И ЖИВОПИСЬ 1465-1474 ГОДОВ
(Первое десятилетие, начало 60-летнего цикла (1))
(Десятилетие, с которого начинаются 60-летние циклы)
В произведениях искусства отличается большой энергетикой, динамичностью, экспрессией и направленностью на физическое изменение реальности. В этих десятилетиях часто возникали общественные волнения и бунты. (В России - была перенесена столица в Петербург, а в одном из них началось восстанием декабристов, и большой активностью романтиков во всей Европе). В числе них десятилетие после Второй Мировой Войны, ознаменовавшееся формальным экспериментированием в мировом искусстве и преследованием "космополитов" в СССР. В начале этого десятилетия умерли - Чингис-Хан, Тамерлан, а в конце - Людовик XIV, Иван Грозный, Сталин. (Возможно их смерти были связаны со стремлением к демократизации в этих десятилетиях)
В статьях, опубликованных ранее, мы рассмотрели 4 типа десятилетий 60-летнего цикла, где кроме различий по чередованию «активных» и «медитативных» десятилетий есть их порядковые номера, которые можно употреблять в качестве названий для облегчения ориентации внутри цикла.
Напомню, мы начали рассмотрение десятилетий –
с № (3) – «Бурные десятилетия - (60-летний цикл авангардных десятилетий)» https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601, (мы находимся в начале одного из этих десятилетий – (2025-2034))
№ (4) - «Пост-авангардные медитативные десятилетия» (60-летний цикл), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
№ (5) – «Активные пост авангардные десятилетия» (60-летний цикл), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
№ (6) - Медитативные (срединные) десятилетия (60-летний цикл), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
(Нам осталось рассмотреть еще два десятилетия - № (1) и № (2)
Список "активных" десятилетий, с которых начинается 60-летний цикл (1):
1405 - 1414 (1) 1465 - 1474 (2)
1525 - 1534 (1) 1585 - 1594 (2)
1645 - 1654 (1) 1705 - 1714 (2)
1765 - 1774 (1) 1825 - 1834 (2)
1885 - 1894 (1) 1945 - 1954 (2)
-----------------------------------------------
2005 - 2014 (1) 2065 - 2074 (2)
(Здесь цифры в скобках означают место 60-летия в 120-летнем цикле)
Только что мы ознакомились с первым активным пред авангардным десятилетием № (1), с которого начинается как 60-летний цикл, так и весь рассматриваемый нами 600 летний этап, в статье - «Десятилетие русской живописи – 1405-1414 – (цикличность исторического времени (1))» - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Рассматриваемое нами следующее десятилетие № (1) 1465-1474 годов принадлежит к ряду активных, действенных, где человек искусства не замыкается на себе, обращается к обществу и проявляет живой интерес к немедленному решению возникающих актуальных проблем.
1465-1474 – Активное десятилетие (второго шестидесятилетия 120-летнего рационального цикла)
В 1465 году возрастает сопротивление королю во Франции – («Лига общественного блага» - В Англии, все десятилетие продолжается война за власть «Алой и Белой роз» - В 1466 - Изгнание заговорщиков из Флоренции – Восстание в Трансильвании - 1467 - Венециано-флорентийская война (по 68 г.) – Восстание в Галисии – В Японии - Гражданская война – 1468 – В Риме вводятся «пытки за колдовство» - 1470 – В Генуе основание университета – 1471 – Захват Киевского княжества литовцами – Московско-Новгородская война – 1472 - «Большой пожар в Москве», приглашение итальянских архитекторов и инженеров, идея «третьего Рима» – В Мюнхене основание университета - Навои главный визирь султана – «Строительство школ, больниц – поддержка поэтов, художников, музыкантов»
А теперь, чтобы понять интонацию искусства этого времени, нам нужно услышать голос предыдущего «медитативного» десятилетия 1455-1464 годов:
«Сочувствие, сопереживание, красота, гармония, целостность» - «Мария со спящим младенцем» - «Мир, тишина, покой, доброта, нежность, красота, гармония, погружение в мир чувства» - «Тишина, пристальный взгляд человека, сопоставляющего конкретность с идеальностью, правда чувства и мысли, тонкая гармония веры и реальности» - «Благостность, гармония, красота, молитва, таинственность» - «Гармоничность и тонкая красота, изысканность перламутровых красок, правдивость, сосредоточенность на внутреннем мире» - «Поэтичность, погруженность во внутренний мир, мягкость, задумчивость, цельность, гармония, красота» - «Платоновская Академия» - «Музыкальность, гармоничность, плавность движений» - «Маленький, трогательный младенец, красота, принятие реальности такой, какая она есть» - «Поиски античных памятников»
Подробнее: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
А теперь, по контрасту, мы лучше услышим голос (фразы, лозунги, сцены) «активного» десятилетия 1465-1474 годов:
«Голгофа» - «Распятый Христос, пестрая, хаотично разбросанная толпа, смятение, на ясном небе бегущие облака, взволнованное нагромождение холмов» - «Формальный и рациональный подход» - «Страшный суд» - «Низвержение грешников в ад, динамика падения, хаос, кошмар» - «Бурное круговое движение, коленопреклоненные апостолы, летающие ангелы, динамичная фигура Христа, яркие, декоративные цвета одежд, аффективная жестикуляция» - «Разрешение пыток за колдовство» - «Динамика сцены жестокой казни, разрываемого лошадьми, привязанного к ним за руки и ноги святого» - Пир в честь Платона (на вилле Кареджи) – «…Изгнать смятение страсти и страх…красота…увлекая, воспламеняет горящей любовью» - «Распятие», «Патетика распростертых рук, драматизм, оплакивание» - «Гротеск, динамика, экспрессия, агрессия, вздыбленный конь, размах меча, поверженный дракон, колючая острота шпилей замка» - «Благовещение», «Динамичность, взволнованность, напряженность на фоне рациональной вычерченности архитектуры и перспективы – ясность, четкость, резкая красота, аккуратная деталировка, оптимизм, присутствие здесь и сейчас» - Навои – «Строительство школ, больниц – поддержка поэтов, художников, музыкантов» - «Москва, строительство - Третий Рим» - «Рациональная вычерченность архитектуры и перспективы – ясность, четкость, резкая красота, аккуратная проработка многочисленных деталей, оптимизм, присутствие здесь и сейчас, динамика ангела с павлиньими перьями на крыльях» - «Давид с головой Голиафа», «…Вызов, гордость, динамика, энергия, готовность к действию» - «Стремительное движение, отрубленная голова Олоферна, меч в руке, решимость, уверенность, активность, целенаправленность, без колебаний и размышлений» - «Раннее возрождение» - «Круговое окно в голубое небо, облака, иллюзорная архитектура, ангелочки, купидоны на краях балюстрады, гирлянды цветов, взлет в небо» - «Экспрессия переживания, острота чувств, шипы тернового венца, динамика группы» - «Рациональность и формальность, примат формы над содержанием» - «Мадонна в розовой беседке», «Формальность, декоративность, оптимизм, плоскостность, рациональность» - «Торжественность, ясность, яркость, формальность, декоративность, многофигурность, действие здесь и сейчас, энергия»
Контраст настроений и динамики, рассмотренных нами десятилетий, и в данном случае, как и ранее, не двусмысленно подтверждает обязательное чередование «медитативных» и «активных» установок культуры. Преобладание динамики, активности и действенности над созерцательностью, здесь не нуждается в доказательствах.
Но лучше один раз увидеть, чем услышать, давайте посмотрим, чем жило искусства этого десятилетия:
Хуго ван дер Гус (1440-1482), триптих «Голгофа», (1465-1468) (Бельгия) - Hugo van der Goes, triptych "Golgotha" [/CENTER]
Распятый Христос, пестрая, хаотично разбросанная толпа, смятение, на ясном небе бегущие облака, взволнованное нагромождение холмов - Crucified Christ, a motley, chaotically scattered crowd, confusion, clouds running in the clear sky, an agitated pile of hills
[IMG]
[/IMG]
Джованни Беллини (1430-1516), «Мертвый Христос, в окружении ангелов» 1465-70 - (Венеция) - Giovanni Bellini, "Dead Christ, surrounded by angels" (Venice)

Джованни Беллини (1430-1516), «Мертвый Христос, в окружении ангелов» 1465-70 - (Венеция) - Giovanni Bellini, "Dead Christ, surrounded by angels" (Venice)
Демонстрация зрителю красоты, благородства и совершенства, глаза ангелов направлены на зрителя, при мастерстве художника - формальный и рациональный подход - Demonstration to the viewer of beauty, nobility and perfection, the eyes of the angels are directed at the viewer, with the artist's skill - a formal and rational approach
[IMG]
[/IMG]
Ганс Мемлинг (1440-1494), «Страшный суд, правое крыло триптиха», 1467-70 - (Bruges) - Hans Memling, "The Last Judgment, right wing of the triptych"

Ганс Мемлинг (1440-1494), «Страшный суд, правое крыло триптиха», 1467-70 - (Bruges) - Hans Memling, "The Last Judgment, right wing of the triptych"
Низвержение грешников в ад, динамика падения, хаос, кошмар - The descent of sinners into hell, the dynamics of the fall, chaos, nightmare
[IMG]
[/IMG]
Йос ван Гент (1410-1480), «Евхаристия апостолов» (1467-74) – (Belgium) - Jos van Ghent, "The Eucharist of the Apostles"

Йос ван Гент (1410-1480), «Евхаристия апостолов» (1467-74) – (Belgium) - Jos van Ghent, "The Eucharist of the Apostles"
Бурное круговое движение, коленопреклоненные апостолы, летающие ангелы – в центре динамичная фигура Христа, раздающего хлеб для евхаристии, яркие, декоративные цвета одежд, аффективная жестикуляция - Stormy circular movement, kneeling apostles, flying angels - in the center is the dynamic figure of Christ distributing bread for the Eucharist, bright, decorative colors of clothes, affective gesticulation
[IMG]
[/IMG]
Хуго ван дер Гус (1440-1482), «Казнь св. Ипполита» 1468, (Belgium) - Hugo van der Goes, "The Execution of St. Hippolytus"

Хуго ван дер Гус (1440-1482), «Казнь св. Ипполита» 1468, (Belgium) - Hugo van der Goes, "The Execution of St. Hippolytus"
Динамика сцены жестокой казни, разрываемого лошадьми, привязанного к ним за руки и ноги святого - The dynamics of the scene of a cruel execution, the saint being torn apart by horses, tied to them by his hands and feet
[IMG]
[/IMG]
Хуго ван дер Гус (1440-1482), «Распятие» ок. 1470, (Belgium) - Hugo van der Goes, "Crucifixion"

Хуго ван дер Гус (1440-1482), «Распятие» ок. 1470, (Belgium) - Hugo van der Goes, "Crucifixion"
Патетика распростертых рук, драматизм, оплакивание - The pathos of outstretched arms, drama, lamentation -
[IMG]
[/IMG]
Карло Кривелли (1430-1495), «Святой Георгий» 1470, (Италия) - Carlo Crivelli, "Saint George"

Карло Кривелли (1430-1495), «Святой Георгий» 1470, (Италия) - Carlo Crivelli, "Saint George"
Гротеск, динамика, экспрессия, агрессия, вздыбленный конь, размах меча, поверженный дракон, колючая острота шпилей замка - Grotesque, dynamics, expression, aggression, rearing horse, swing of sword, defeated dragon, thorny sharpness of castle spires
[IMG]
[/IMG]
Франческо дель Коса (1435-78, сс4-8) – «Благовещение» 1470, (Italy)- Francesco del Cosa, "Annunciation"

Франческо дель Коса (1435-78, сс4-8) – «Благовещение» 1470, (Italy)- Francesco del Cosa, "Annunciation"
Динамичность, взволнованность, напряженность на фоне рациональной вычерченности архитектуры и перспективы – ясность, четкость, резкая красота, аккуратная деталировка, оптимизм, присутствие здесь и сейчас - Dynamism, excitement, tension against the background of rational outline of architecture and perspective - clarity, precision, sharp beauty, neat detailing, optimism, presence here and now
[IMG]
[/IMG]
Антонио дель Поллайоло (1433-98), «Давид с головой Голиафа» 1472, (Italy) - Antonio del Pollaiuolo, "David with the Head of Goliath"

Антонио дель Поллайоло (1433-98), «Давид с головой Голиафа» 1472, (Italy) - Antonio del Pollaiuolo, "David with the Head of Goliath"
Между широко расставленными ногами отрубленная голова, вызов, гордость, динамика, энергия, готовность к действию - Between widely spaced legs a severed head, challenge, pride, dynamics, energy, readiness for action
[IMG]
[/IMG]
Сандро Боттичелли (1445-1510), «Возвращение Юдифи в Ветилую» 1472-73, (Italy) - Sandro Botticelli, "The Return of Judith to Bethulia"

Сандро Боттичелли (1445-1510), «Возвращение Юдифи в Ветилую» 1472-73, (Italy) - Sandro Botticelli, "The Return of Judith to Bethulia"
Стремительное движение, отрубленная голова Олоферна, меч в руке, решимость, уверенность, активность, целенаправленность, без колебаний и размышлений.
Это период «раннего возрождения».
Персонажи Боттичелли определились, но как они не похожи на тех, кого мы знаем и любим!..
Rapid movement, the severed head of Holofernes, sword in hand, determination, confidence, activity, purposefulness, without hesitation and reflection.
This is the period of the "early Renaissance".
Botticelli's characters are defined, but how different they are from those we know and love!..
[IMG]
[/IMG]
Андреа Мантенья (1431-1506), «Потолок, фреска обманка» 1470-73, (Мантуя, Камера дельи Спози) - Andrea Mantegna, "Ceiling, fresco trompe l'oeil", (Mantua, Camera degli Sposi)

Андреа Мантенья (1431-1506), «Потолок, фреска обманка» 1470-73, (Мантуя, Камера дельи Спози) - Andrea Mantegna, "Ceiling, fresco trompe l'oeil", (Mantua, Camera degli Sposi)
Круговое окно в голубое небо, облака, иллюзорная архитектура, ангелочки, купидоны на краях балюстрады, гирлянды цветов, взлет в небо - Circular window into the blue sky, clouds, illusory architecture, angels, cupids on the edges of the balustrade, garlands of flowers, soaring into the sky
[IMG]
[/IMG]
Карло Кривелли (1430-1495), «Оплакивание Христа» 1473, (Italy) - Carlo Crivelli, "Lamentation of Christ"

Карло Кривелли (1430-1495), «Оплакивание Христа» 1473, (Italy) - Carlo Crivelli, "Lamentation of Christ"
Экспрессия переживания, острота чувств, шипы тернового венца, динамика группы - Expression of experience, acuteness of feelings, thorns of the crown of thorns, dynamics of the group
[IMG]
[/IMG]
Сандро Боттичелли (1445-1510), «Св. Себастьян», 1473, (Italy) - Sandro Botticelli, "St. Sebastian"

Сандро Боттичелли (1445-1510), «Св. Себастьян», 1473, (Italy) - Sandro Botticelli, "St. Sebastian"
Мученик, пронзенный стрелами, не испытывает страданий, острый конфликт сцены мученичества и красоты тела и природы, в пользу последней, раннее возрождение, рациональность и формальность, примат формы над содержанием - The martyr, pierced by arrows, does not suffer, a sharp conflict between the scene of martyrdom and the beauty of the body and nature, in favor of the latter, early Renaissance, rationality and formality, primacy of form over content
[IMG]
[/IMG]
Мантенья (1431-1506), фреска «Встреча Людовика Гонзаго» 1465-74, (Italy) - Mantegna, fresco "Meeting of Louis Gonzaga"

Мантенья (1431-1506), фреска «Встреча Людовика Гонзаго» 1465-74, (Italy) - Mantegna, fresco "Meeting of Louis Gonzaga"
Торжественность, ясность, яркость, формальность, декоративность, многофигурность, действие здесь и сейчас, энергия - Solemnity, clarity, brightness, formality, decorativeness, multi-figure, action here and now, energy
Григорий Нестеров 11.06.2025 © Gregory Nesterov
© Все права принадлежат автору. Цитирование с указанием источника.
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Маньеризм, живопись 1525-1534 годов (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Десятилетие русской живописи (1) - 1405-1414 (активное) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Послеперестроечное медитативное десятилетие и живопись 1995-2004 годов (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367001
Восьмидесятилетие окончания второй Мировой Войны (цикличность и живопись военного десятилетия (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366941
О пользе ошибок (Цикличность исторического времени (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366891
Медитативные (срединные) десятилетия (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Активные пост авангардные десятилетия (5) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
Пост-авангардные медитативные десятилетия (4) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
Бурные десятилетия (3) (60-летний цикл авангардных десятилетий) –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601
Увидеть историю https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365901
Живопись и тридцатилетия войн https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365861
Тридцатилетняя война или передел мира https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365821
Тридцатилетний цикл войн? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365791
Тридцатилетний цикл изменения общественных настроений https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365361
Мир Культуры - World of Culture - https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Ритмы мировой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=263461
Эры истории (циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Шестидесятилетний цикл "авангардных" десятилетий - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
О 60-летних циклах культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=361801
Медитативные десятилетия - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362921
Принятие тонкости и красоты мира ("итоговое" десятилетие 60-летнего цикла) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=281241
Все циклы 600-летнего этапа лето - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691
Чувственность и рациональность. (Психология человека и цикличность времени) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275431
Инь и Ян - взаимодействие и сосуществование противоположностей - https://forum.artinvestment.ru/blog....5771&goto=prev
Предметность и беспредметность (глобальные циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog....0791&goto=next
Глобализм как стиль - https://forum.artinvestment.ru/blog....2131&goto=next
Золотой век - https://forum.artinvestment.ru/blog....5851&goto=next
Стилистические тенденции нового века https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=344491
"Совриск" - (искусство 20-ого века) - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
Всемирный синхронизм изменения общественных настроений - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364451
Глобальная синхрония психофизических процессов - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364401
Панпсихические волны - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=286091
Что ожидает человечество? - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071
Мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=350291
Второй мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353361
Мегагод - Краткое изложение - https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next
О чем говорит история? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365751
Что нас ожидает в ближайшие 600 лет? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366351
Часы истории. Ритмы мировой культуры. - https://vk.com/doc790580877_66157159...0Wmm848SBFSiED
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Воплощение мечты - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365141
Обращение к миру https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364951
Артель в Сочи - Чистое искусство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364911
Артель приглашает вас в Сочи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Мечта и реальность искусства https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365451
Ночь музеев 18 мая в Сочи Музей Д,Д. Жилинского https://vk.com/wall429042872_574?z=v..._429042872_574
Искусство и жизнь https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365601
Искусство, мораль и информационная война https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365581
Белорусское культурное пространство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364311
Культура и государство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364651
Культура и потребление https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364351
Скупой платит дважды?... https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362491
Всемирная выставка живописи. Минск https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=354021
THE ACTIVE DECADE
AND PAINTING 1465-1474
(First decade, beginning of the 60-year cycle (1))
AND PAINTING 1465-1474
(First decade, beginning of the 60-year cycle (1))
(The decade from which 60-year cycles begin)
The works of art are distinguished by great energy, dynamism, expression and focus on physical change of reality. In these decades, social unrest and rebellions often arose. (In Russia, the capital was moved to St. Petersburg, and in one of them, the Decembrist uprising began, and the romantics were very active throughout Europe). Among them, the decade after World War II, marked by formal experimentation in world art and the persecution of "cosmopolitans" in the USSR. At the beginning of this decade, Genghis Khan and Tamerlane died, and at the end, Louis XIV, Ivan the Terrible, Stalin. (Perhaps their deaths were connected with the desire for democratization in these decades)
In previously published articles, we examined 4 types of decades of the 60-year cycle, where, in addition to the differences in the alternation of “active” and “meditative” decades, there are their ordinal numbers, which can be used as names to facilitate orientation within the cycle.
Let me remind you that we started our review of the decades -
with No. (3) - "Tumultuous Decades - (60-year cycle of avant-garde decades)" https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601, (we are at the beginning of one of these decades - (2025-2034))
No. (4) - "Post-avant-garde meditative decades" (60-year cycle), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
No. (5) - "Active post-avant-garde decades" (60-year cycle), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
No. (6) - Meditative (middle) decades (60-year cycle), - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
(We still have two decades to consider - No. (1) and No. (2)
List of "active" decades, from which the 60-year cycle begins (1):
1405 - 1414 (1) 1465 - 1474 (2)
1525 - 1534 (1) 1585 - 1594 (2)
1645 - 1654 (1) 1705 - 1714 (2)
1765 - 1774 (1) 1825 - 1834 (2)
1885 - 1894 (1) 1945 - 1954 (2)
-----------------------------------------------------
2005 - 2014 (1) 2065 - 2074 (2)
(Here the numbers in brackets indicate the place of the 60th anniversary in the 120-year cycle)
We have just become acquainted with the first active pre-avant-garde decade No. (1), from which both the 60-year cycle and the entire 600-year stage we are considering begins, in the article - "The Decade of Russian Painting - 1405-1414 - (the cyclicality of historical time (1))" –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
The next decade we are considering, No. (1) 1465-1474, belongs to a series of active, effective ones, where the man of art does not close in on himself, turns to society and shows a keen interest in the immediate solution of emerging urgent problems.
1465-1474 – Active decade (the second sixty years of the 120-year rational cycle)
In 1465, resistance to the king increases in France - (the "League of the Public Welfare" - In England, the War of the "Scarlet and White Roses" continues for the entire decade - In 1466 - Expulsion of conspirators from Florence - Uprising in Transylvania - 1467 - Venetian-Florentine War (until 68) - Uprising in Galicia - In Japan - Civil War - 1468 - "Torture for witchcraft" is introduced in Rome - 1470 - Foundation of a university in Genoa - 1471 - Capture of the Kyiv Principality by the Lithuanians - Moscow-Novgorod War - 1472 - "Great Fire in Moscow", invitation of Italian architects and engineers, the idea of the "Third Rome" - Foundation of a university in Munich - Navoi, chief vizier of the Sultan - "Construction of schools, hospitals - support for poets, artists, musicians"
And now, to understand the intonation of the art of this time, we need to hear the voice of the previous "meditative" decade of 1455-1464:
"Sympathy, empathy, beauty, harmony, integrity" - "Mary with a sleeping baby" - "Peace, silence, calm, kindness, tenderness, beauty, harmony, immersion in the world of feelings" - "Silence, the intent gaze of a person comparing the concrete with the ideal, the truth of feeling and thought, the subtle harmony of faith and reality" - "Bliss, harmony, beauty, prayer, mystery" - "Harmony and subtle beauty, the sophistication of mother-of-pearl colors, truthfulness, focus on the inner world" - "Poeticity, immersion in the inner world, softness, thoughtfulness, integrity, harmony, beauty" - "Plato's Academy" - "Musicality, harmony, smoothness of movements" - "A small, touching baby, beauty, acceptance of reality as it is" - "Search for ancient monuments"
More details: https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
And now, by contrast, we will better hear the voice (phrases, slogans, scenes) of the “active” decade of 1465-1474:
"Golgotha" - "The crucified Christ, a motley, chaotically scattered crowd, confusion, clouds running across a clear sky, an agitated heap of hills" - "Formal and rational approach" - "The Last Judgment" - "The descent of sinners into hell, the dynamics of the fall, chaos, nightmare" - "Stormy circular movement, kneeling apostles, flying angels, the dynamic figure of Christ, bright, decorative colors of clothes, affective gesticulation" - "Resolution of torture for witchcraft" - "The dynamics of the scene of a cruel execution, a saint torn apart by horses, tied to them by the arms and legs" - Feast in honor of Plato (at the Villa Careggi) - "... To drive out the confusion of passion and fear... beauty... captivating, ignites with burning love" - "Crucifixion", "The pathos of outstretched arms, drama, mourning" - "The grotesque, dynamics, expression, aggression, rearing horse, swing of sword, fallen dragon, thorny sharpness of castle spires" - "Annunciation", "Dynamism, excitement, tension against the background of rational outline of architecture and perspective - clarity, precision, sharp beauty, neat detailing, optimism, presence here and now" - Navoi - "Construction of schools, hospitals - support of poets, artists, musicians" - "Moscow, construction - Third Rome" - "Rational outline of architecture and perspective - clarity, precision, sharp beauty, neat elaboration of numerous details, optimism, presence here and now, dynamics of an angel with peacock feathers on his wings" - "David with the head of Goliath", "...Challenge, pride, dynamics, energy, readiness for action" - "Rapid movement, severed head of Holofernes, sword in hand, determination, confidence, activity, purposefulness, without hesitation and reflection" - "Early Renaissance" - "Circular window into the blue sky, clouds, illusory architecture, angels, cupids on the edges of the balustrade, garlands of flowers, soaring into the sky" - "Expression of experience, acuteness of feelings, thorns of the crown of thorns, dynamics of the group" - "Rationality and formality, the primacy of form over content" - "Madonna in the Rose Gazebo", "Formalism, decorativeness, optimism, flatness, rationality" - "Solemnity, clarity, brightness, formality, decorativeness, multi-figure, action here and now, energy"
The contrast of moods and dynamics of the decades we have examined, in this case as before, unambiguously confirms the obligatory alternation of "meditative" and "active" cultural attitudes. The predominance of dynamics, activity and effectiveness over contemplation does not need proof here.
But it is better to see once than to hear, let's see what the art of this decade lived by:
Hugo van der Goes (1440-1482), triptych "Golgotha", (1465-1468) (Belgium)
Crucified Christ, a motley, chaotically scattered crowd, confusion, clouds running in the clear sky, an agitated pile of hills
Giovanni Bellini (1430-1516), "Dead Christ, surrounded by angels" 1465-70 - (Venice)
Demonstration to the viewer of beauty, nobility and perfection, the eyes of the angels are directed at the viewer, with the artist's skill - a formal and rational approach
Hans Memling (1440-1494), "The Last Judgment, right wing of the triptych", 1467-70 - (Bruges)
The descent of sinners into hell, the dynamics of the fall, chaos, nightmare
Jos van Ghent (1410-1480), "The Eucharist of the Apostles" (1467-74) - (Belgium)
Stormy circular movement, kneeling apostles, flying angels - in the center is the dynamic figure of Christ distributing bread for the Eucharist, bright, decorative colors of clothes, affective gesticulation
Hugo van der Goes (1440-1482), "The Execution of St. Hippolytus" 1468, (Belgium)
The dynamics of the scene of a cruel execution, the saint being torn apart by horses, tied to them by his hands and feet
Hugo van der Goes (1440-1482), "Crucifixion" ca. 1470, (Belgium)
The pathos of outstretched arms, drama, lamentation
Carlo Crivelli (1430-1495), "Saint George" 1470, (Italy)
Grotesque, dynamics, expression, aggression, rearing horse, swing of sword, defeated dragon, thorny sharpness of castle spires
Francesco del Cosa (1435-78, pp4-8) - "Annunciation" 1470, (Italy)
Dynamism, excitement, tension against the background of rational outline of architecture and perspective - clarity, precision, sharp beauty, neat detailing, optimism, presence here and now
Antonio del Pollaiuolo (1433-98), "David with the Head of Goliath" 1472, (Italy)
Between widely spaced legs a severed head, challenge, pride, dynamics, energy, readiness for action
Sandro Botticelli (1445-1510), "The Return of Judith to Bethulia" 1472-73, (Italy)
Rapid movement, the severed head of Holofernes, sword in hand, determination, confidence, activity, purposefulness, without hesitation and reflection.
This is the period of the "early Renaissance".
Botticelli's characters are defined, but how different they are from those we know and love!..
Andrea Mantegna (1431-1506), "Ceiling, fresco trompe l'oeil" 1470-73, (Mantua, Camera degli Sposi)
Circular window into the blue sky, clouds, illusory architecture, angels, cupids on the edges of the balustrade, garlands of flowers, soaring into the sky
Carlo Crivelli (1430-1495), "Lamentation of Christ", 1473, (Italy)
Expression of experience, acuteness of feelings, thorns of the crown of thorns, dynamics of the group
Sandro Botticelli (1445-1510), "St. Sebastian", 1473, (Italy)
The martyr, pierced by arrows, does not suffer, a sharp conflict between the scene of martyrdom and the beauty of the body and nature, in favor of the latter, early Renaissance, rationality and formality, primacy of form over content
Mantegna (1431-1506), fresco "Meeting of Louis Gonzaga", 1465-74, (Italy)
Solemnity, clarity, brightness, formality, decorativeness, multi-figure, action here and now, energy
Gregory Nesterov © 11.06.2025
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Всего комментариев 0