МАНЬЕРИЗМ, БАРОККО (1) АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1585-1594
МАНЬЕРИЗМ, БАРОККО,
(ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) (1)
АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1585-1594
(60-летние циклы культуры)
(ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) (1)
АКТИВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 1585-1594
(60-летние циклы культуры)
Мы видим, что, рассматриваемый нами 60-летний цикл культуры, делится на 6 десятилетних частей не произвольно не потому, что мы этого пожелали, или для удобства пользования, а потому, что он так реально структурирован.
Каждый цикл начинается десятилетием активным, действенным, направленным на физическое изменение реальности и обязательно сменяется декадой, в которой страсти затихают, а человек культуры настраивается на восприятие, медитацию и отстраненную оценку уже сделанного.
Каждый цикл начинается темпераментно, судорожной активностью и оканчивается более – менее отстраненной медитацией и реагированием на происшедшее.
Сейчас, когда мы рассматриваем очередное начальное «активное» десятилетие \четвертого 60-летнего цикла, можно уже говорить об соотношении двух 120-летних циклов.
Рассмотренные «активные» десятилетия, начинающие 60-летние циклы первого 120-летия (1405-1524 годов) позволяют нам сделать вывод об общей рациональной, идеологической и метафизической стилистической окраске их живописи (и в целом об общем рациональном характере 120-летия)
Подробнее: Первое активное десятилетие Русской живописи (1) (1405-1414) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Активное десятилетие (1) и живопись (1465-1474 годов) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101
Разницу можно ярче увидеть при их сопоставлении с искусством следующего чувственного 120-летия (1525-1644 годов). Подтверждение их чувственного характера мы видим, рассматривая первые же десятилетия включенных в него двух 60-летних циклов – 1525-1534 и 1585-1594 годов, где оба десятилетия, разделенные интервалом в 60 лет окрашены одним и тем же чувственным и эмоциональным стилем «маньеризм».
Подробнее: «Маньеризм» (1), активное десятилетие (1525-1534 годов) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Активное десятилетие «Маньеризм, Барокко» (1) (1585-1594 годов)
Прежде чем мы обратимся к интересующему нас «активному» десятилетию, заглянем в предыдущее «медитативное» десятилетие 1575-1584 годов:
1575 – «Реализм и правда чувства… холодная красота и гармония мира… тишина и равновесие» - «Положение Христа во гроб», «лаконизм, минимализм, обобщение», «Пасхальный Агнец», «таинственность… сдержанные темные краски» - 1575 – «Пастух и нимфа», «пастораль, чувственность расслабленного обнаженного женского тела, звуки флейты, мягкие сдержанные краски пейзажа» - 1576 – «Священная лига» - 1577 - «Символика покаяния – одна рука на обнаженной груди, другая – на черепе, лежащем на библии» - 1578 – «Музыкальность, легкость и невесомость обнаженного женского тела, тонкость красок, эротизм греческого мифа» - 1579 - «Лиричная, утонченная, гармоничная женская красота» - Идиллия «Календарь пастуха» - 1580 – «Люблю натуры умеренные и средние во всех отношениях…» «Защита Поэзии», «По правилам пленительного искусства музыки» - 1582 - «Мифологическая сцена, природа, обнажение, отдых, красота реальности, расслабленность» – «Оплакивание Христа» - «Красота, тонкость, одухотворенность… нежность, любовь, сочувствие, внимание плакальщиц» - «За чистоту языка» - «…Все изменяется, и ничто не гибнет…»
Как и следовало ожидать, согласно правилу чередования пассивных и действенных десятилетий, в этом десятилетии доминирует медитативное, чувственное, отстраненное и оценивающее настроение. (А так, как это «чувственное 120-летие», здесь преобладает эмоция и чувство над рассудком и рациональностью)
Но давайте окунемся в атмосферу времени
1585-1594 – Активное десятилетие (второго шестидесятилетия 120-летнего чувственного цикла)
1585 - «Философия рассвета» - «Мир одушевлен…» - поддержка абсолютизма - «О героическом энтузиазме». «Возьми Фортуну за волосы…» «Лучше достойная героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.» - «Апофеоз Венеции», «Маньеризм, грандиозность, ракурсы, множество людей, динамика, полет, фантастичность, воодушевление, архитектура, облака, несущие множество людей, небеса, ангелы» - 1587 - «Яркий свет, контраст, возбуждение, эмоциональное напряжение, динамика группы, ожидание чуда» - «Формальность, экзальтация, манерность» - «Тамерлан великий», «Титанические образы» - 1588 - «Экспрессия, динамика группы, эротизм, радость жизни» - «Порывистое движение, сильная эмоция, экзальтированная жестикуляция» – «Фантастическое, бурное движение множества людей, реализм и энергия, эмоциональность и мастерство живописи» - 1589 – «Герой продаёт душу дьяволу из-за жажды знания и стремления владеть миром» - «Развевающиеся ткани, летящие купидоны, смешение христианской и языческой символики» - 1590 – «Ошеломленная толпа, бурные облака, стремительность» - «Ракурс, контраст, энергия» - «Свет во тьме, движение, обнажение» - «Экстаз, экспрессия, экзальтация» - «Чудо, ошеломление, порыв стихии, контраст света и тьмы» - 1591 – У. Шекспир, «Агрессия, массовые военные действия, активность, интрига», Трагедия «Ромео и Джульетта» (1591/6) – «Воинственность, решительность, раскованность, свобода» - 1592 – «Парижская резня» - «Цветовая насыщенность, яркость, выразительность» - «Воля, вера, решимость, энергия, сила, смелость, действие, контраст» - «Мощь, материальность, обнажение» - 1593/4 – «Пафос, пульсация крови, бурная страсть, трагическая смерть»
1585 - (Франция) – Отмена эдикта о веротерпимости. «Восьмая гугенотская война» (85-98 гг.) - (Италия) - Охота на ведьм (в двух деревнях осталось по одной женщине) - (Кельн) – Религиозный конфликт (83-88) (Кельнская война) - (Рига) – Волнения (84-89) - (Пиренеи) – Крестьянское восстание - (Россия) – Окончание восстания марийцев, чувашей, мордвы, татар (с 81 г.) – Перемирие России и Швеции (на 4 года) – 1586 - Подавление восстания ирландцев – Москва, подавление восстания против Бориса Годунова – 1587 – Казнь Марии Стюарт – 1588 - (Париж) – «День баррикад» - религиозные волнения - (Ташкент) – Восстание - Гибель испанской «Великой Армады» - победа Англии – 1589 - Возвышение Генриха Наваррского - «Париж стоит мессы». – Осада Парижа – Убийство Генриха III религиозным фанатиком – 1590 – Объединение Японии (Хидэёси) – 1591 – «Мучной день», четвёртая попытка захватить Париж - Восстание казаков К. Косинского в Речи Посполитой (Украина) (по 93) - Восстание в Сарагосе, в Молдавии, в Турции - Бунт в Угличе после смерти царевича Дмитрия - Войска Крымского хана доходят до Подмосковья – 1592 - Начало восстания «кроканов» во Франции - Крестьянское волнение (Подляшье), (Беларусь) - Арест Джордано Бруно, - 1593 - (Англия) – убит Кристофер Марло – «Девятилетняя война» (Англо-Ирландская) (по 1603) - (Рим) – «Академия св. Луки», Федериго Цукарри (маньерист) - 1593\4 – Лондонские театры закрыты из-за чумы - 1594 - (Франция) – Окончание «Религиозных войн» (с 62) - Коронация Генриха IV – (основатель династии Бурбонов) - Восстание Наливайко (Речь Посполитая), (по 96) – Восстание Сербов против Турции.
Здесь мы видим не только уже знакомую нам схему встречи двух контрастно направленных «медитативного» и «активного» десятилетий, но и столкновение двух 60-летних циклов, входящих в носящий общий чувственный характер 120-летний супер-цикл. То есть, встречаются завершающее шестое «медитативное» десятилетие первого 60-летия с начальным первым «активным» десятилетием второго 60-летия, входящего в тот же супер-цикл. (Смена общей окраски супер-цикла с «рациональной» на «чувственную», как мы видим, не меняет характера чередований «медитативного» и «активного» десятилетий).
Давайте посмотрим на это десятилетие (1585-1594) изнутри, глазами художника:
[IMG]
[/IMG]
Паоло Веронезе (1528-1588), плафон Дворца Дожей «Апофеоз Венеции», 1585, Paolo Veronese, Plafond "Apotheosis of Venice",

Паоло Веронезе (1528-1588), плафон Дворца Дожей «Апофеоз Венеции», 1585, Paolo Veronese, Plafond "Apotheosis of Venice",
Маньеризм, грандиозность, ракурсы, множество людей, динамика, полет, фантастичность, воодушевление, архитектура, облака, несущие множество людей, небеса, ангелы - Mannerism, grandeur, perspectives, many people, dynamics, flight, fantastic, inspiration, architecture, clouds carrying many people, heaven, angels
[IMG]
[/IMG]
Аннибале Карраччи (1560-1609), «Мистическое обручение св. Екатерины», 1585/7, Annibale Carracci, "The Mystical Marriage of St. Catherine",

Аннибале Карраччи (1560-1609), «Мистическое обручение св. Екатерины», 1585/7, Annibale Carracci, "The Mystical Marriage of St. Catherine",
Яркий свет, контраст, возбуждение, эмоциональное напряжение, динамика группы, ожидание чуда - Bright light, contrast, excitement, emotional tension, group dynamics, expectation of a miracle
[IMG]
[/IMG]
Эль Греко (1541-1614), - «Погребение графа Оргаса», 1587, Spain, El Greco, "The Burial of the Count of Orgaz"

Эль Греко (1541-1614), - «Погребение графа Оргаса», 1587, Spain, El Greco, "The Burial of the Count of Orgaz"
Монументальность, многолюдность, портретность персонажей сцены погребения и, формальность, экспрессивность, преувеличенная экзальтация, манерность сцены на небесах - Monumentality, crowdedness, portraiture of the characters of the burial scene and formality, expressiveness, exaggerated exaltation, mannerism of the scene in heaven
[IMG]
[/IMG]
Аннибале Карраччи (1560-1609), «Венера с Сатиром и Купидонами», 1588 - Annibale Carracci, "Venus with Satyr and Cupids"

Аннибале Карраччи (1560-1609), «Венера с Сатиром и Купидонами», 1588 - Annibale Carracci, "Venus with Satyr and Cupids"
Экспрессия, динамика группы, эротизм, радость жизни - Expression, group dynamics, eroticism, joy of life
[IMG]htt
p://[/IMG]
Тинторетто (1518-1594), «Явление св. Роха», ок. 1588 – Italy, Tintoretto, "The Apparition of St. Roch"

Тинторетто (1518-1594), «Явление св. Роха», ок. 1588 – Italy, Tintoretto, "The Apparition of St. Roch"
Активность, экспрессия, динамика, фантастическое, бурное движение множества людей, реализм и энергия, эмоциональность и мастерство живописи - Activity, expression, dynamics, fantastic, stormy movement of many people, realism and energy, emotionality and mastery of painting
[IMG]
[/IMG]
Ханс фон Аахен (1552-1615), «Суд Париса», 1588 - Germany, Hans von Aachen, "The Judgement of Paris"

Ханс фон Аахен (1552-1615), «Суд Париса», 1588 - Germany, Hans von Aachen, "The Judgement of Paris"
Маньеризм, стремительность, порывистое движение, сильная эмоция, экзальтированная жестикуляция, летящий купидон с венком, группа, охваченная единым чувством - Mannerism, swiftness, impetuous movement, strong emotion, exalted gestures, flying cupid with a wreath, group seized by a single feeling
[IMG]
[/IMG]
Отто ван Веен (1556-1629), «Мистическое Обручение св. Екатерины», 1589 - Netherlands, Otto van Veen, "The Mystic Marriage of St. Catherine"

Отто ван Веен (1556-1629), «Мистическое Обручение св. Екатерины», 1589 - Netherlands, Otto van Veen, "The Mystic Marriage of St. Catherine"
Маньеризм, бурное движение, развевающиеся ткани, летящие купидоны, смешение христианской и языческой символики - Mannerism, violent movement, fluttering fabrics, flying cupids, a mixture of Christian and pagan symbolism
[IMG]
[/IMG]
Аннибале Карраччи (1560-1609), «Успение Богородицы», ок 1590 - Prado, Annibale Carracci, "Assumption of the Virgin"

Аннибале Карраччи (1560-1609), «Успение Богородицы», ок 1590 - Prado, Annibale Carracci, "Assumption of the Virgin"
Маньеризм, ошеломленная толпа, вознесение Богородицы на небо, бурные облака, летящие ангелы, стремительность, движение, экспрессия - Mannerism, stunned crowd, Virgin's ascension into heaven, stormy clouds, flying angels, swiftness, movement, expression
[IMG]
[/IMG]
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593), «Ваза с овощами», 1590 – Italy, Giuseppe Arcimboldo, "Vase with Vegetables"

Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593), «Ваза с овощами», 1590 – Italy, Giuseppe Arcimboldo, "Vase with Vegetables"
Маньеризм, ракурс, контраст, энергия, динамика = Mannerism, perspective, contrast, energy, dynamics
[IMG]
[/IMG]
Якопо Басано (1510-1592), «Крещение Христа», 1590 - Venice, Jacopo Basano, "Baptism of Christ"

Якопо Басано (1510-1592), «Крещение Христа», 1590 - Venice, Jacopo Basano, "Baptism of Christ"
Свет во тьме, экспрессия, движение, обнажение, необычность и значительность события - Light in darkness, expression, movement, nudity, the unusualness and significance of the event
[IMG]
[/IMG]
Агостино Карраччи (1557-1602), «Экстаз св. Екатерины», 1590 – Italy, Agostino Carracci, "Ecstasy of St. Catherine"

Агостино Карраччи (1557-1602), «Экстаз св. Екатерины», 1590 – Italy, Agostino Carracci, "Ecstasy of St. Catherine"
Барокко, Позднее Возрождение, Экстаз, экспрессия, экзальтация, динамика - Baroque, Late Renaissance, Ecstasy, expression, exaltation, dynamics
[IMG]
[/IMG]
Пауль Бриль (1554-1626). «Иисус, идущий по водам», 1590 – Belgium, Paul Bril. "Jesus Walking on the Water"

Пауль Бриль (1554-1626). «Иисус, идущий по водам», 1590 – Belgium, Paul Bril. "Jesus Walking on the Water"
Чудо, ошеломление, экспрессия, мощь, порыв стихии, энергия, динамика, контраст света и тьмы - Miracle, astonishment, expression, power, impulse of the elements, energy, dynamics, contrast of light and darkness
[IMG]
[/IMG]
Бартоломеус Спрингер (1546-1611), «Минерва, как Победитель Невежества», 1591 - Flanders, Bartholomeus Springer, "Minerva as the Conqueror of Ignorance"

Бартоломеус Спрингер (1546-1611), «Минерва, как Победитель Невежества», 1591 - Flanders, Bartholomeus Springer, "Minerva as the Conqueror of Ignorance"
Энергия, динамика, воинственность, революционность, решительность, раскованность, свобода - Energy, dynamics, militancy, revolution, determination, freedom, liberation
[IMG]
[/IMG]
Аннибале Карраччи (1560-1609), «Явление Богородицы св. Луке и Екатерине», 1592 - Italy, Annibale Carracci (1560-1609), "The Appearance of the Virgin to St. Luke and Catherine"

Аннибале Карраччи (1560-1609), «Явление Богородицы св. Луке и Екатерине», 1592 - Italy, Annibale Carracci (1560-1609), "The Appearance of the Virgin to St. Luke and Catherine"
Экспрессия, театральность, декоративность, цветовая насыщенность, яркость, динамичность, выразительность - Expression, theatricality, decorativeness, color saturation, brightness, dynamism, expressiveness
[IMG]
[/IMG]
Эль Греко (1541-1614), «Апостолы Петр и Павел», 1592 - Spain, El Greco, "The Apostles Peter and Paul"

Эль Греко (1541-1614), «Апостолы Петр и Павел», 1592 - Spain, El Greco, "The Apostles Peter and Paul"
Экспрессия, воля, вера, решимость, энергия, сила, смелость, действие, контраст - Expression, will, faith, determination, energy, strength, courage, action, contrast
Мощь, энергия, сила, напряжение, материальность, обнажение - Power, energy, strength, tension, materiality, nudity
Темный фон, свечение - многофигурная, оживленная сцена, стол расположен по диагонали, летающие ангелы, движение фигур театрально - Dark background, glow - multi-figured, lively scene, table is located diagonally, flying angels, the movement of figures is theatrical
Григорий Нестеров 11/15.07.2025 © Gregory Nesterov
© Все права принадлежат автору. Цитирование с указанием источника.
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
«Маньеризм» (1), активное десятилетие (1525-1534 годов) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Активное десятилетие и живопись 1465-1474 годов (1) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101
Десятилетие русской живописи (1) - 1405-1414 (активное) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Послеперестроечное медитативное десятилетие и живопись 1995-2004 годов (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367001
Восьмидесятилетие окончания второй Мировой Войны (цикличность и живопись военного десятилетия (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366941
О пользе ошибок (Цикличность исторического времени (6)) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366891
Медитативные (срединные) десятилетия (6) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367021
Активные пост авангардные десятилетия (5) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366721
Пост-авангардные медитативные десятилетия (4) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366651
Бурные десятилетия (3) (60-летний цикл авангардных десятилетий) –
https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366601
Увидеть историю https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365901
Живопись и тридцатилетия войн https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365861
Тридцатилетняя война или передел мира https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365821
Тридцатилетний цикл войн? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365791
Тридцатилетний цикл изменения общественных настроений https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365361
Мир Культуры - World of Culture - https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Ритмы мировой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=263461
Эры истории (циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=274781
Шестидесятилетний цикл "авангардных" десятилетий - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=278531
О 60-летних циклах культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=361801
Медитативные десятилетия - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362921
Принятие тонкости и красоты мира ("итоговое" десятилетие 60-летнего цикла) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=281241
Все циклы 600-летнего этапа лето - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=283691
Чувственность и рациональность. (Психология человека и цикличность времени) - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275431
Инь и Ян - взаимодействие и сосуществование противоположностей - https://forum.artinvestment.ru/blog....5771&goto=prev
Предметность и беспредметность (глобальные циклы мировой культуры) - https://forum.artinvestment.ru/blog....0791&goto=next
Глобализм как стиль - https://forum.artinvestment.ru/blog....2131&goto=next
Золотой век - https://forum.artinvestment.ru/blog....5851&goto=next
Стилистические тенденции нового века https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=344491
"Совриск" - (искусство 20-ого века) - https://forum.artinvestment.ru/blog....4561&goto=next
Всемирный синхронизм изменения общественных настроений - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364451
Глобальная синхрония психофизических процессов - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364401
Панпсихические волны - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=286091
Что ожидает человечество? - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=284071
Мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=350291
Второй мегагод человеческой культуры - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=353361
Мегагод - Краткое изложение - https://forum.artinvestment.ru/blog....1201&goto=next
О чем говорит история? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365751
Что нас ожидает в ближайшие 600 лет? https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=366351
Часы истории. Ритмы мировой культуры. - https://vk.com/doc790580877_66157159...0Wmm848SBFSiED
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Воплощение мечты - https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365141
Обращение к миру https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364951
Артель в Сочи - Чистое искусство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364911
Артель приглашает вас в Сочи https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364741
Мечта и реальность искусства https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365451
Ночь музеев 18 мая в Сочи Музей Д,Д. Жилинского https://vk.com/wall429042872_574?z=v..._429042872_574
Искусство и жизнь https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365601
Искусство, мораль и информационная война https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=365581
Белорусское культурное пространство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364311
Культура и государство https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364651
Культура и потребление https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=364351
Скупой платит дважды?... https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=362491
Всемирная выставка живописи. Минск https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=354021
MANNERISM, BAROQUE,
(LATE RENAISSANCE) (1)
ACTIVE DECADE 1585-1594
(60-year cycles of culture)
(LATE RENAISSANCE) (1)
ACTIVE DECADE 1585-1594
(60-year cycles of culture)
We see that the 60-year cycle of culture that we are considering is divided into 6 ten-year parts not arbitrarily, not because we wished it so, or for ease of use, but because it is actually structured that way.
Each cycle begins with an active, effective decade aimed at physically changing reality and is necessarily followed by a decade in which passions subside, and a person of culture tunes in to perception, meditation and a detached assessment of what has already been done.
Each cycle begins with temperament, convulsive activity and ends with more or less detached meditation and reaction to what happened.
Now, when we consider the next initial "active" decade of the \fourth 60-year cycle, we can already talk about the relationship of two 120-year cycles.
The considered "active" decades, beginning the 60-year cycles of the first 120 years (1405-1524) allow us to draw a conclusion about the general rational, ideological and metaphysical stylistic coloring of their painting (and in general about the general rational character of the 120th anniversary)
More details: The First Active Decade of Russian Painting (1) (1405-1414) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367081
Active decade (1) and painting (1465-1474) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367101
The difference can be seen more clearly when comparing them with the art of the next sensual 120 years (1525-1644). We see confirmation of their sensual character when we consider the first decades of the two 60-year cycles included in it - 1525-1534 and 1585-1594, where both decades, separated by an interval of 60 years, are colored by the same sensual and emotional style "mannerism".
More details: "Mannerism" (1), active decade (1525-1534) https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367131
Active decade "Mannerism, Baroque" (1) (1585-1594)
Before we turn to the "active" decade that interests us, let's look at the previous "meditative" decade of 1575-1584:
1575 – “Realism and truth of feeling… cold beauty and harmony of the world… silence and balance” - “The Placement of Christ in the Tomb”, “laconicism, minimalism, generalization”, “Easter Lamb”, “mystery… restrained dark colors” - 1575 – “Shepherd and Nymph”, “pastoral, sensuality of a relaxed naked female body, sounds of a flute, soft restrained colors of the landscape” - 1576 – “The Holy League” - 1577 - “Symbolism of repentance – one hand on a naked chest, the other on a skull lying on the Bible” - 1578 – “Musicality, lightness and weightlessness of a naked female body, subtlety of colors, eroticism of the Greek myth” - 1579 - “Lyrical, refined, harmonious female beauty” - Idyll “Calendar shepherd" - 1580 - "I love moderate and average natures in all respects..." "Defense of Poetry", "According to the rules of the captivating art of music" - 1582 - "Mythological scene, nature, nudity, rest, beauty of reality, relaxation" - "Lamentation of Christ" - "Beauty, subtlety, spirituality... tenderness, love, sympathy, attention of mourners" - "For the purity of language" - "...Everything changes, and nothing perishes..."
As expected, according to the rule of alternating passive and active decades, this decade is dominated by a meditative, sensual, detached and evaluating mood. (And since this is a “sensual 120th anniversary,” emotion and feeling prevail over reason and rationality)
But let’s dive into the atmosphere of the time
1585-1594 – Active decade (the second sixtieth anniversary of the 120-year sensual cycle)
1585 - "The Philosophy of Dawn" - "The world is animated..." - support for absolutism - "On heroic enthusiasm." "Take Fortune by the hair..." "Better a worthy heroic death than an unworthy and vile triumph." - "The Apotheosis of Venice", "Mannerism, grandeur, perspectives, many people, dynamics, flight, fantasy, inspiration, architecture, clouds carrying many people, heaven, angels" - 1587 - "Bright light, contrast, excitement, emotional tension, group dynamics, expectation of a miracle" - "Formalism, exaltation, mannerism" - "Tamerlane the Great", "Titanic images" - 1588 - "Expression, group dynamics, eroticism, joy of life" - "Impulsive movement, strong emotion, exalted gesticulation" - "Fantastic, stormy movement of many people, realism and energy, emotionality and skill of painting" - 1589 - "The hero sells his soul to the devil because of his thirst for knowledge and desire to rule the world" - "Fluttering fabrics, flying cupids, a mixture of Christian and pagan symbolism" - 1590 - "The stunned crowd, stormy clouds, swiftness" - "Perspective, contrast, energy" - "Light in the darkness, movement, exposure" - "Ecstasy, expression, exaltation" - "Miracle, stupefaction, impulse of the elements, contrast of light and darkness" - 1591 - W. Shakespeare, "Aggression, mass military actions, activity, intrigue", Tragedy "Romeo and Juliet" (1591/6) - "Militancy, determination, looseness, freedom" - 1592 - "Parisian massacre" - "Color saturation, brightness, expressiveness" - "Will, faith, determination, energy, strength, courage, action, contrast" - "Power, materiality, exposure" - 1593/4 - "Pathos, pulsation of blood, stormy passion, "tragic death"
1585 - (France) - Revocation of the Edict of Toleration. "The Eighth Huguenot War" (85-98) - (Italy) - Witch hunt (two villages had only one woman left) - (Cologne) - Religious conflict (83-88) (Cologne War) - (Riga) - Unrest (84-89) - (Pyrenees) - Peasant uprising - (Russia) - End of the uprising of the Mari, Chuvash, Mordvins, Tatars (since 81) - Truce between Russia and Sweden (for 4 years) - 1586 - Suppression of the Irish uprising - Moscow, suppression of the uprising against Boris Godunov - 1587 - Execution of Mary Stuart - 1588 - (Paris) - "Day of the Barricades" - religious unrest - (Tashkent) - Uprising - Death of the Spanish "Great Armada" - victory of England - 1589 - Rise of Henry of Navarre - "Paris is worth a mass." – Siege of Paris – Assassination of Henry III by a religious fanatic – 1590 – Unification of Japan (Hideyoshi) – 1591 – "Flour Day", the fourth attempt to capture Paris - Uprising of the Cossacks of K. Kosinsky in the Polish-Lithuanian Commonwealth (Ukraine) (to 1603) - Uprising in Zaragoza, Moldova, Turkey - Riot in Uglich after the death of Tsarevich Dmitry - Troops of the Crimean Khan reach the Moscow region – 1592 - Beginning of the "Crocans" uprising in France - Peasant unrest (Podlasie), (Belarus) - Arrest of Giordano Bruno, - 1593 - (England) - Christopher Marlowe is killed - "The Nine Years' War" (Anglo-Irish) (to 1603) - (Rome) - "Academy of St. Luke", Federigo Zucarri (mannerist) - 1593\4 - London theatres are closed due to the plague - 1594 - (France) - End of the "Religious Wars" (from 62) - Coronation of Henry IV - (founder of the Bourbon dynasty) - Nalivaiko Uprising (Rzeczpospolita), (to 96) - Revolt of the Serbs against Turkey.
Here we see not only the already familiar pattern of the meeting of two contrastingly directed “meditative” and “active” decades, but also the clash of two 60-year cycles included in a 120-year super-cycle of a common sensory nature. That is, the final sixth “meditative” decade of the first 60 years meets the initial first “active” decade of the second 60 years included in the same super-cycle. (The change in the general coloring of the super-cycle from “rational” to “sensory”, as we see, does not change the nature of the alternation of the “meditative” and “active” decades).
Let's look at this decade (1585-1594) from the inside, through the eyes of an artist:
Paolo Veronese (1528-1588), ceiling of the Doge's Palace "Apotheosis of Venice", 1585
Mannerism, grandeur, perspectives, many people, dynamics, flight, fantastic, inspiration, architecture, clouds carrying many people, heaven, angels
Annibale Carracci (1560-1609), "The Mystical Marriage of St. Catherine", 1585/7
Bright light, contrast, excitement, emotional tension, group dynamics, expectation of a miracle
El Greco (1541-1614), - "The Burial of the Count of Orgaz", 1587, Spain
Monumentality, crowdedness, portraiture of the characters of the burial scene and, formality, expressiveness, exaggerated exaltation, mannerism of the scene in the sky
Annibale Carracci (1560-1609), "Venus with a Satyr and Cupids", 1588
Expression, dynamics of the group, eroticism, joy of life
Tintoretto (1518-1594), "The Apparition of St. Roch", ca. 1588, Italy
Activity, expression, dynamics, fantastic, stormy movement of many people, realism and energy, emotionality and mastery of painting
Hans von Aachen (1552-1615), "The Judgement of Paris" 1588, Germany
Mannerism, swiftness, impetuous movement, strong emotion, exalted gesticulation, flying Cupid with a wreath, a group seized by a single feeling
Otto van Veen (1556-1629), "The Mystical Marriage of St. Catherine", 1589, Netherlands
Mannerism, violent movement, fluttering fabrics, flying cupids, mixture of Christian and pagan symbolism
Annibale Carracci (1560-1609), "Assumption of the Virgin", ca. 1590, Prado
Mannerism, stunned crowd, Virgin's ascension to heaven, stormy clouds, flying angels, swiftness, movement, expression
Giuseppe Arcimboldo (1527-1593), "Vase with Vegetables", 1590, Italy
Mannerism, perspective, contrast, energy, dynamics
Jacopo Basano (1510-1592), "Baptism of Christ", 1590, Venice
Light in darkness, expression, movement, nudity, unusualness and significance of the event
Agostino Carracci (1557-1602), "Ecstasy of St. Catherine", 1590, Italy
Baroque, Late Renaissance, Ecstasy, expression, exaltation, dynamics
Paul Bril (1554-1626). "Jesus Walking on the Water", 1590, Belgium
Miracle, astonishment, expression, power, impulse of the elements, energy, dynamics, contrast of light and darkness
Bartholomeus Springer (1546-1611), "Minerva as the Conqueror of Ignorance", 1591, Flanders
Energy, dynamics, militancy, revolutionism, determination, uninhibitedness, freedom
Annibale Carracci (1560-1609), "The Appearance of the Virgin Mary to St. Luke and Catherine", 1592, Italy
Expression, theatricality, decorativeness, color saturation, brightness, dynamism, expressiveness
El Greco (1541-1614), "Apostles Peter and Paul", 1592, Spain
Expression, will, faith, determination, energy, strength, courage, action, contrast
Agostino Carracci (1557-1602), "Pluto", 1592, Italy
Power, energy, strength, tension, materiality, nudity
Tintoretto (1518-1594) - "The Last Supper", 1594, Venice
Dark background, glow - multi-figure, lively scene, table is located diagonally, flying angels, the movement of figures is theatrical
Grigory Nesterov 11/15.07.2025 © Gregory Nesterov
© All rights belong to the author. Citation with indication of the source.
Всего комментариев 0