|
Художники, творчество, история Обсуждение художников, их жизни и творчества, истории создания произведений, любых искусствоведческих вопросов. |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
|
![]()
Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего (1610-1690)
Государственный Эрмитаж 15 октября 2010 г. - 16 января 2011 г. Выставка "Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего" приурочена к 400-летию со дня рождения выдающегося фламандского художника. Уникальное эрмитажное собрание картин мастера - одно из лучших в мире, отличается тематическим разнообразием произведений и высоким художественным уровнем. Музей обладает тридцатью тремя картинами, созданными, преимущественно, в период расцвета деятельности живописца (1640-1650-е гг.). Среди представленных на юбилейной выставке эрмитажных картин мастера немало подлинных шедевров. Они демонстрируют основные грани искусства Тенирса и позволяют раскрыть своеобразие его стиля. Давид Тенирс Младший прославился как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта, показавший неисчерпаемые внутренние возможности этого сюжета. Он стал продолжателем лучших традиций нидерландской жанровой живописи XVI века. Художник пользовался при жизни огромной славой. Он был обласкан сильными мира сего, которые буквально завалили живописца заказами. Покровителями Тенирса были эрцгерцог Леопольд Вильгельм и испанский король Филипп IV. Работы Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа:
Читать дальше...
|
![]() |
![]() |
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо Тютчев за это полезное сообщение: |
![]() |
Язык оригинала: Русский #2 |
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
|
![]()
Художник родился в 1610 году в Антверпене в семье живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего (1582-1649), учился у своего отца, в мастерской которого начинал свою деятельность в 1626 году. В 1632/33 годах Давид Тенирс Младший становится членом антверпенской гильдии св. Луки.
Молодой мастер работает в самых разнообразных жанрах, пишет портреты исторических деятелей, групповые портреты членов стрелковых гильдий, религиозные, аллегорические и мифологические композиции, бытовые сцены, натюрморты, пасторали, пейзажи. В начале 1630-х годов Тенирс испытывает влияние известного мастера бытовых сцен Адриана Браувера (1605/06-1638), о чем свидетельствуют "Крестьяне, играющие в кости". Но постепенно он перестает подражать Брауверу. Выработать свой стиль молодому живописцу помогает знакомство с творчеством Питера Брейгеля Старшего. В определённом смысле Тенирс "породнился" с традицией брейгелевского искусства, благодаря женитьбе в 1637 году на Анне Брейгель, внучке Питера Брейгеля Старшего и дочери Яна Брейгеля Бархатного (1568-1625). Основную часть приданого Анны составили картины и рисунки её деда и отца. Изучение этих работ имело решающее значение в развитии жанровой живописи Тенирса. В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс пишет первую картину на сюжет "Крестьянская свадьба". До наших дней дошли еще пять его композиций на эту тему, в том числе и эрмитажная, исполненная в 1650 году. В них Тенирс, основываясь на брейгелевской традиции, показывает за столом невесту одну, без жениха. Подобно Брейгелю он смотрит на своих героев с лёгкой иронией. Неслучайно во многих его работах, в том числе в пяти эрмитажных, непременным элементом является прикреплённый к стене рисунок мужской головы. Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и воспринимается как дополнительный, помимо подписи, авторский знак. С 1637 года начинается зрелый этап творчества мастера. Тенирс создаёт мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций; предпочитает изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе ("Крестьяне, играющие в шары"). Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передает сцены деревенского труда - уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим - отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646 и 1648 годов на сюжет "Деревенский праздник"). Работы Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа:
Читать дальше...
Последний раз редактировалось Тютчев; 12.01.2011 в 11:42. |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #3 |
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
|
![]()
В 1640-е годы происходит трансформация стилистических приемов мастера. Теперь Тенирс стремится к простоте, уравновешенности и ясности композиции. На смену монохромной живописи, доминирующей в 1630-е годы, приходит яркий, сочный колорит с золотистым тоном. Позднее, в 1650-е годы, на смену золотистому тону постепенно приходит более изысканный, серебристо-голубоватый. В сложившейся в эти десятилетия художественной манере мастер будет работать до конца жизни.
Представления Тенирса о современном художнике-жанристе выразились в эрмитажной картине "Живописец в своей мастерской" (1641 г.). Полемизируя с коллегами, идеализирующими свой облик, он противопоставляет им образ художника-реалиста, работающего с натуры, но доверяющего, прежде всего, своему видению мира. К бесспорным шедеврам Тенирса относится "Групповой портрет членов стрелковой гильдии "Oude Voetboog" ("Старый арбалет") в Антверпене", написанный в 1643 году. Важная особенность эрмитажного произведения заключается в том, что групповой портрет (в картине насчитывается около двухсот персонажей) помещён художником в городском пейзаже, три четверти пространства которого занимает архитектура. Доминанта архитектурных форм отличает эрмитажное полотно от аналогичных по сюжету, но более ранних по времени групповых портретов Франса Халса и Рембрандта, в работах которых преобладали портретные задачи. Для Тенирса заказ гильдии явился первой большой и ответственной работой, с которой он блестяще справился. Картину поместили в зале заседаний здания гильдии "Старый Арбалет". Создание столь престижного полотна выдвинуло Давида Тенирса Младшего в первый ряд фламандских живописцев. Достигнув поры расцвета, в 1646 году художник пишет большое, монументальное полотно "Кухня" - еще один шедевр эрмитажного собрания. Произведение синтезирует в себе бытовой, аллегорический, портретный жанры и натюрморт. Сюжет "Кухни" дал Тенирсу возможность изобразить в единой композиции аллегорию сразу четырёх стихий. Земля и Вода представлены плодами, дичью и различными видами рыб. Огонь - жаровней на столе и очагом. Воздух олицетворяет фигура сокольничего с соколом в руке. В 1651 году Леопольд Вильгельм назначает Давида Тенирса Младшего придворным художником и хранителем пинакотеки. Мастер с семьей переезжает в Брюссель, где сразу приступает к выполнению многочисленных обязанностей. Он участвует в приобретении картин, составляет подробную инвентарную опись художественных произведений, воспроизводит шедевры коллекции на картинах. Леопольд Вильгельм дарил изображения своей пинакотеки членам императорской семьи, находившимся в Вене и Мадриде, тем самым, способствуя славе и популярности живописца. В 1651 году по поручению Леопольда Вильгельма Тенирс едет в Англию. В Лондоне он, вероятно, увидел один из трех вариантов аллегорического портрета кисти Антониса ван Дейка "Леди Венеция Дигби в виде Благоразумия" (около 1633-1641 гг.). После этой поездки Тенирс создает композицию "Аллегория благоразумия, побеждающего земную суету". Морально-назидательные мотивы характерны не только для этой картины мастера. Так, тема преодоления чувственных соблазнов возникает в произведениях Тенирса, посвященных образу св. Антония. Две эрмитажные композиции на сюжет "Искушение св. Антония" иконографически, в особенности изображение в них "нечистой силы", ведьм, демонов, фантастических животных, восходят к произведениям Иеронима Босха (1450-1516), но по-своему трактуются Тенирсом. Если образ главного героя, созданный Босхом, наделён мужественностью и непоколебимостью духа, то в эрмитажных произведениях Тенирса св. Антоний производит впечатление безвольного, слабохарактерного старика. Работы Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа:
Читать дальше...
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #4 |
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
|
![]()
Следует отметить еще одну область творчества художника. Во Фландрии на протяжении всего XVII века были популярны изображения церковных интерьеров. Тенирс нередко писал для них стаффаж, "оживляя" фигурками людей пустое пространство. Эрмитажный "Интерьер антверпенского собора" является образцом подобной работы Тенирса и Петера Неффса Младшего (1620 - после 1675 г.).
Пасторальные сцены, являющиеся разновидностями бытового жанра, представлены на выставке парными картинами мастера "Пастушок" и "Пастушка" (1650-е гг.). Их персонажи кажутся юными актерами, одетыми в театральные костюмы и умело исполняющими порученные им роли. Обаяние юности, восхитительно переданное художником, спасает здесь Тенирса от появившейся позднее излишней сентиментальности в трактовке персонажей. Творчество Тенирса завершило блистательное развитие фламандской живописи XVII века и во многом предвосхитило стиль тех художников-жанристов начала XVIII столетия (прежде всего Антуана Ватто), которые работали преимущественно в малых формах станковой живописи. Наследие Тенирса чрезвычайно велико. В каталогах музеев и частных галерей упоминаются сотни работ художника. К выставке подготовлен научный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2010 г.). Автор каталога и куратор выставки Наталья Павловна Бабина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения. Работы Давида Тенирса Младшего из собрания Государственного Эрмитажа:
Читать дальше...
Последний раз редактировалось Тютчев; 12.01.2011 в 12:09. |
![]() |
![]() |
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо Тютчев за это полезное сообщение: |
![]() |
Язык оригинала: Русский #5 |
Banned
Регистрация: 29.11.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 1,662
Спасибо: 1,946
Поблагодарили 3,101 раз(а) в 766 сообщениях
Репутация: 6191
|
![]()
Интересно посмотреть каталог.Я бы купил.
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #7 |
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
![]()
Спасибо, Тютчев, замечательный художник и прекрасная выставка.
Самые любимые - Курильщик (17) и Флейтист (33). По живописи, конечно, не превзошел Браувера, у которого много взял, но мастер вполне оригинальный. |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #8 | |
Авторитет
Регистрация: 10.05.2010
Адрес: Tallinn.Estonia
Сообщений: 872
Спасибо: 1,892
Поблагодарили 2,163 раз(а) в 570 сообщениях
Репутация: 4358
|
![]() Цитата:
Спасибо, очень хорошее качество фотографий |
|
![]() |
![]() |
Этот пользователь сказал Спасибо Valerit за это полезное сообщение: | Тютчев (12.04.2011) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #9 |
Гуру
Регистрация: 19.09.2008
Сообщений: 5,529
Спасибо: 4,883
Поблагодарили 11,836 раз(а) в 2,947 сообщениях
Записей в дневнике: 8
Репутация: 22525
|
![]()
Valerit, спасибо за интересный вопрос. Дело в том, что работы «вывешенные» в этой теме под № 34 и № 35 (#4) считаются работами Тенирса Младшего, но под вопросом. Т.е. они не признаются безусловными работами мастера.
В собрании Государственного Эрмитажа есть также работы круга Тенирса Младшего. Всего их четыре (4) (в этой теме они не "вывешены"). И всё-таки мне не совсем понятно, почему автор вышеприведённой статьи пишет о 33-х работах, несмотря на то, что в собрании музея есть ещё одна работа, приписываемая Тенирсу Младшему? Это «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету». С ней картин художника в собрании Эрмитажа будет 34-е. Возможно, у автора статьи есть основания утверждать, что в собрании музея только 33-и работы Тенирса ll, но мне ничего не известно об этих резонах. Если у кого-то есть информация, буду признателен. «Аллегория Благоразумия, побеждающего земную суету» (Государственный Эрмитаж): Тенирс, Давид Младший. Дерево, масло. 45.9х34.2 см Фландрия. Между 1651 - 1690 г. Поступление: до 1859 г. Последний раз редактировалось Тютчев; 12.04.2011 в 21:36. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Давид Тихолуз | ottenki_serogo | Украинские художники | 181 | 11.03.2012 23:11 |
Давид Бурлюк | Wladzislaw | Украинские художники | 4 | 26.04.2011 22:57 |
Каспар Давид Фридрих | Artdealer | Художники, творчество, история | 16 | 05.07.2010 03:46 |
Скончался директор Музея архитектуры Давид Саркисян | Самвел | Беседка | 1 | 08.01.2010 17:40 |
Давид Бурлюк? Или Burlick? | ella | Экспертиза | 16 | 02.02.2009 17:20 |
|