|
Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке». |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Бывалый
Регистрация: 26.09.2010
Сообщений: 381
Спасибо: 106
Поблагодарили 976 раз(а) в 257 сообщениях
Репутация: 1953
|
![]()
23 января 2012, 12:36 | Культура | Алексей Мокроусов
Боткины: искусство на грани криминала Выставка в Русском музее подтверждает, что создатели великих коллекций могут не дружить с законом В Русском музее открылась выставка коллекций Боткиных. Показывают 150 рисунков из 1,3 тыс. листов графики, переданных в 1917 году вдовой Сергея Боткина (1859–1910) на временное хранение в Русский музей и позднее фактически конфискованных государством. Еще 130 экспонатов, в том числе итальянские эскизы Александра Иванова и предметы декоративно-прикладного искусства происходят из собрания его дяди Михаила Боткина (1839–1914). «С.С. Боткин был у меня перед отъездом моим в деревню и очень просил оставить некоторые рисунки за ним, и по возвращении их из заграницы это возможно будет устроить», — фраза из письма Сергея Дягилева художнику Малютину напоминает о страстях, которые пожирают коллекционера. Перед отъездом на дачу Боткин специально заезжает к редактору «Мира искусства», чтобы зарезервировать понравившуюся ему работу. Два месяца спустя Малютин получает от Дягилева письмо c напоминанием о боткинском интересе к эскизам к «Руслану и Людмиле». На нынешней же выставке в Русском музее, посвященной собранию Боткиных, работ Малютина нет, зато есть Репин и Сомов, Поленовы и Верещагин, Якунчикова и Щедрин. В здании на канале Грибоедова можно увидеть эскиз-вариант «Распятия» Ге, пейзажи Левитана, наброски Перова, этюд Сурикова к «Боярыне Морозовой», а также работы не столь известных авторов. Многое выставляется впервые. Апофеоз выставки — серовский портрет Анны Павловой в «Сильфидах», ставший плакатом-символом «Русских сезонов». Вкуса Боткину было не занимать: сын великого врача и сам выдающийся врач, зять Павла Третьякова, он дружил с мирискусниками, чьи встречи часто проходили у него дома, давал работы из своей коллекции на их выставки, а некоторые готовил сам. Самые ранние произведения из показываемых на канале Грибоедова — пряжка эпохи гуннов (конец IV – V век н.э.), перстень эпохи Меровингов (VI–VII века), скандинавская фибула Х века (застежка-украшение для одежды). Но основу коллекции составили православные древности, причем не только российские. На выставке представлены, в частности, византийские и древнегрузинские перегородчатые эмали. Судя по всему, интерес к ним Боткина породил на петербургском рынке множество фальшивок. К их производству оказался причастен фотограф и реставратор Сабин-Гус, еще в 1880-е тихо грабивший грузинские монастыри, а также мастера фирмы Фаберже. Фальшивки, имитирующие старую технику перегородчатой эмали, осели в собраниях не только Боткина, но и других коллекционеров, в том числе американских. Так что подлинность многих произведений древнегрузинской эмали — например, тех, что достались Метрополитен-музею, Лувру и Музею Клюни, — требует сегодня проверки. Криминальный след есть и у многих предметов, прежде находившихся в церковной либо государственной собственности. Так, на выставке показывают серебряную перечницу 1605–1619 годов, принадлежавшую митрополиту Филарету, отцу царя Михаила Федоровича. До попадания к Михаилу Боткину она хранилась в церквах Московского Кремля. Еще два экспоната — хорос (церковный светильник) и нагрудный образок с изображениями Богоматери Оранты и святителя Николая — происходят из Никитской церкви в Новгороде, где Боткин бывал как эксперт по реставрации Софийского собора (сам он утверждал, что приобретал предметы в церквях по всей Европе). Как член императорской археологической комиссии, Боткин оценивал старинные вещи перед покупкой их Эрмитажем. Порой он занижал сумму, потенциальный покупатель отказывался дешевить, и тут же Боткин покупал вещь дороже — как частное лицо. Когда его ловили на этом, он уступал приобретенное государству. В каталоге рассказано, как в СССР потихоньку разворовывали коллекцию Боткина. В 1930-е годы предметы выдавали на выставки, откуда они уже не возвращались. Среди адресов выдачи значится и трест цветных металлов. Неудивительно, что двухтомный каталог-резоне, над которым долго работала вдова Сергея Боткина, не был напечатан ни при ее жизни, ни после ее кончины. Жестом запоздалого извинения выглядит эта хорошо сделанная выставка. К содержательному каталогу прилагается DVD-ROM — бонус, довольно редкий в издательской практике российских музеев. Выставка в Русском музее продлится до 12 марта. http://www.izvestia.ru/news/512739 |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Дегенеративное искусство? Искусство дегенератов! | Nedogonov | Арт-калейдоскоп | 473 | 19.08.2015 01:14 |
Выставка "Все грани Невозможного" | Люси | Фоторепортажи с выставок | 55 | 24.11.2011 20:27 |
Выставочный проект "Все грани Невозможного" | Люси | Выставки, события | 19 | 13.11.2011 23:13 |
Безумные грани таланта Марии Башкирцевой | SergeiSK | Художники, творчество, история | 20 | 07.06.2010 11:22 |
«Русское зарубежье: новые грани» | Евгений | Выставки, события | 0 | 14.05.2009 06:46 |
|