![]() |
Язык оригинала: Русский #321 | |
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]()
Предыдущий пост касался излюбленной забавы модернизма под названием "Я - первый!". Но все это споры детей в песочнице.
Если же перейти ко взрослым делам, то решающая битва за первородство в мире абстракции должна состояться между питекантропами и неандертальцами. (Правда, внутренний голос подсказывает, что после предстоящего передела рынка искусств выше всего будут котироваться на Сотсби абстрактные артефакты синантропов)). О том, как опасно игнорировать эти дела и играть по старым правилам, ощутили недавно на своей шкуре устроители выставки Inventing Abstraction, 1910-1925, которая была открыта для обозрения в нью-йоркском Музее современного искусства по 15 апреля сего года. (Долго уговаривал себя последовать примеру iside и отвертеться от перевода инвективы Роджера Денсона в адрес МоМА по поводу прошедшей выставки - тем более, что я не во всем разделяю его позицию - но все, чего мне удалось от себя добиться - это согласие заменить перевод на подробное изложение: аргументация Денсона довольно обстоятельна, и читателям раздела небезинтересно будет самим попробовать ее на зуб). Размеры статьи и дефицит времени вынуждают порезать текст и подавать ломтиками. Порция 1: Роджер Денсон. Колонизация абстракции: выставка МоМА "Изобретение абстракции" отрицает древние глобальные источники абстракционизма. (частью перевод, частью пересказ) Цитата:
1. Забытыми кураторами МоМА оказались многие очевидные абстрактные традиции, бытовавшие по всему земному шару на протяжении тысячелетий. На картинках слева направо представлены четыре примера из последних столетий: традиционная маска солнечного диска племени бобо из Буркина Фасо и Мали, 19 век; Shugetsu Tokan, ландшафт в стиле Хабоку, ок. 1510; керамика индейского племени хопи из группы племен пуэбло на северо-востоке Аризоны, 19 в.; купол мечети Шейха Лофталлы в Исфахане, Иран, ок. 1618. (Маленькая справка по Хабоку -(букв.: сломанная тушь или разбрызганная тушь) - свободная техника живописи тушью, характеризующаяся контрастами света и тени. В отличие от техники «сухой кисти», тяготеющей к детализации изображения, хабоку - письмо в один прием с характерной лаконичностью композиции и изысканностью тушевого пятна). 2. Расписывал ли Кандинский в прошлой жизни тибетские барабаны? Если МоМА прав в том, что авангардный русский художник изобрел абстракцию, то может быть только один ответ. Может быть и другой, если МоМА ошибается, и тибетцы, как и многие сообщества, сделали абстракцию жизненной частью своего культурного наследия. Слева - расписанный тибетский барабан, ок. 18-19 вв, справа - знаменитая первая абстрактная акварель Василия Кандинского, 1912 г. 3. Левая картинка похожа на супрематическую живопись Казимира Малевича, ок 1915 г, но в действительности это тантрическая живопись, основанная на иллюстрации 17-го века к индийскому религиозному тексту. Рядом - Казимир Малевич, Черный квадрат и красный квадрат, 1915, МоМА, Нью-Йорк. Следующая илл. - Распятие, ок. 1425, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Справа - Малевич, Супрематизм #56, 1915, Русский Музей, Санкт-Петербург. Вполне возможно - поскольку лучшие из русских и византийских православных иконописцев уравновешивали абстрактность и фигуративность в сбалансированной драме страстей - что Малевич видел в такой иконографии жизненные энергии духа, которые он стремился освободить от чувственных предметно-изобразительных атрибутов. В этом Малевич сроден с практикующими Тантру, которые видели в созерцании чистых форм возможность пробуждения высших состояний сознания и духа. 4. Выглядящие столь же элегантно и современно, как и все, созданное после 1900 года, эти три весьма абстрактные скульптуры являются продуктами эстетик, идеологий и технологий, соответственно, эпохи бронзы, неолита и палеолита. Слева - профиль кикладской головы, 2600-2400 до н.э., Афины, Музей Кикладского искусства; в центре - амбримский щелевой сигнальный барабан, остров Амбрим, южные о-ва Тихого океана, 1850-1900; справа - Венера из Невшатель Монруц, Швейцария, 13 000 до н.э. 5. Слева: непальская тантрическая живопись 17-го века, представляющая визуальный лексикон для пробуждения высшего состояния сознания. Справа: сетчатая живопись, найденная в пещере Пеш-Мерль, Франция. Датируется между 16 000 и 25 000 до н.э. Последний раз редактировалось Art-lover; 30.05.2013 в 20:54. Причина: добалены подписи к картинкам |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #323 | |
Гуру
Регистрация: 10.04.2009
Адрес: ישראל
Сообщений: 2,566
Спасибо: 6,355
Поблагодарили 2,524 раз(а) в 963 сообщениях
Репутация: 4255
|
![]() Цитата:
![]() |
|
![]() |
![]() |
Этот пользователь сказал Спасибо Jasmin за это полезное сообщение: | Art-lover (28.05.2013) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #324 | |
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]()
Роджер Денсон. Колонизация абстракции - часть 2
Цитата:
Подписи к рисункам: 1. К сожалению, не представлена на выставке МоМА "Изобретение абстракции" Ольга Розанова, художник-супрематист, о которой мы действительно должны знать. Ей принадлежит честь быть первой из известных нам современных европейских живописцев, картины которых содержали вертикальную полосу на монохромном фоне. Слева: Ольга Розанова, Беспредметная живопись, Зеленая полоса, 1918, Третьяковская галерея, Москва. Справа: Барнетт Ньюман, Onement I (оnement - состояние пребывания в согласии или примирении - AL) , 1948, МоМА, Нью-Йорк 2. Сугецу Токан, Ландшафт в стиле хабоку, ок. 1510, Кливлендский Музей искусства. Среди пленительных особенностей абстракции есть вид наслаждений, доставляемых сдвигом масштаба элементов, или тем, что мы предлагаем наречь фрактальным отношением абстрактной работы к зрителю. Текстуры, наслоения красок, лессировки, зернистость, эффекты расположения цветов, тональность - все это приводит различные реалии к разным масштабам. 3. Корреджо, Юпитер и Ио, 1530. Даже зрительское восприятие фигуративного изображения оперирует абстрактным уровнем, вопреки тому, что мы не ожидаем от таких картин абстрактных качеств, пока мы не вовлечены в них приковывающими внимание элементами. Как и в случае японской живописи хабоку в предыдущем примере, текстуры, наслоения красок, лессировки, зернистость, эффекты расположения цветов, тональность воспроизводят разные элементы картины в иерархии масштабов. 4 В Дзэн нет различения между фигуративом и абстракцией, так же, как нет ясного различия между живописью и каллиграфией. Слева: дзэнский мастер Torei Enji (1721-1792) нарисовал кистью круг энсо, символ "сердца/сознания", а также воспроизводящий Вселенную. Внутри круга Торей каллиграфически написал декларацию Будды: "На земле и на небе я один почитаем". Справа столь же авторитетный Ungo Kiyo (1582-1659) изобразил знак единицы Ити, означающий "Все вещи вернутся к одной". Последний раз редактировалось Art-lover; 31.05.2013 в 02:20. Причина: подписи к рисункам |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #325 |
Гуру
Регистрация: 06.07.2009
Адрес: Другая Планета
Сообщений: 1,119
Спасибо: 3,965
Поблагодарили 3,149 раз(а) в 834 сообщениях
Записей в дневнике: 31
Репутация: 6318
|
![]()
Выставка в Гугенхайме : Новая волна -Абстракция между Войнами 1919 -1939 - 40 работ (картины, скульптуры, рисунки) - 20 художников: Alexander Calder, Alberto Giacometti, Fernand Léger, Francis Picabia, and Joaquín Torres-García и др. - фото
Да у меня тут полный аврал ![]() ![]() Art-lover, вот я как бы тоже не во всем разделяю его позицию, но мое -то мнение оно так маленькое, а вот Ваши мысли было бы интересно почитать и думаю не только мне. ![]()
__________________
Per aspera ad astra |
![]() |
![]() |
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо iside за это полезное сообщение: | Art-lover (30.05.2013), DSF (31.05.2013), fabosch (30.05.2013), Glasha (30.05.2013), Кирилл Сызранский (30.05.2013) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #326 | ||
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]() Цитата:
И ведь есть тут сермяжная правда, а потому придется переводить еще и подписи к картинкам из опуса Денсона, благо и картинки и подписи прикольные. Часть 1-я уже дополнена, подписи ко 2-й вставлю вскоре. Цитата:
![]() ![]() Сказать - скажу, но пусть сначала закончит прокурорскую речь тов. Денсон. ) PS Подписи к иллюстрациям 2-й порции уже на месте. Стоит обратить внимание на то, что они касаются присутствия в восприятии фигуратива абстрактных уровней (в частности, о фрактальной структурированности). Помнится, эти вопросы у нас уже затрагивались - кажется, в связи с Арнхеймом (стр 8 темы и далее). Последний раз редактировалось Art-lover; 31.05.2013 в 02:37. Причина: ЗЫ |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #327 | |
Гуру
Регистрация: 06.07.2009
Адрес: Другая Планета
Сообщений: 1,119
Спасибо: 3,965
Поблагодарили 3,149 раз(а) в 834 сообщениях
Записей в дневнике: 31
Репутация: 6318
|
![]()
Вот сижу читаю Екатерину Деготь, к которой в последнее время прониклась большим уважением и почтением, а она пишет следующее:
Цитата:
__________________
Per aspera ad astra |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #328 |
Гуру
Регистрация: 05.04.2012
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 2,575
Спасибо: 1,188
Поблагодарили 1,921 раз(а) в 1,144 сообщениях
Записей в дневнике: 36
Репутация: 3834
|
![]()
iside, абстракционисты застряли где-то в дороге между реализмом и символизмом. Все их осмысление уместилось в синантропии. (Jasmin и Art-lover толкуют об этом "попроще")
__________________
Невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь. (с) И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны, Привет мой всем — и брату, и врагу. (с) Константин Бальмонт "ПОХВАЛА УМУ" |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #329 |
Гуру
Регистрация: 05.04.2012
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 2,575
Спасибо: 1,188
Поблагодарили 1,921 раз(а) в 1,144 сообщениях
Записей в дневнике: 36
Репутация: 3834
|
![]()
iside, я вижу абстракцию как художественный полуфабрикат выражения не вполне ясной мысли. Что-то вроде формо-цветовой медитации на холсте...
Ваше мнение о связи абстракции с мышлением?
__________________
Невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь. (с) И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны, Привет мой всем — и брату, и врагу. (с) Константин Бальмонт "ПОХВАЛА УМУ" |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #330 |
Гуру
Регистрация: 05.04.2012
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 2,575
Спасибо: 1,188
Поблагодарили 1,921 раз(а) в 1,144 сообщениях
Записей в дневнике: 36
Репутация: 3834
|
![]()
iside, Вы течение обсуждения темы от флуда способны отличить с другой планеты?
__________________
Невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь. (с) И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны, Привет мой всем — и брату, и врагу. (с) Константин Бальмонт "ПОХВАЛА УМУ" |
![]() |
![]() |
Этот пользователь сказал Спасибо Магнолия за это полезное сообщение: | bykinist (14.12.2013) |
![]() |
Метки |
абстрактная живопись, абстрактное искусство, абстракционизм, абстракционисты, абстракция |
|
|
|