Полезное и нужное дело..и очень хороший уровень преподавателей.
Концепция магистерской программы
Концепция магистерской программы
Предлагая новую концепцию академического искусствоведческого
образования, данная программа учитывает как положительные стороны
отечественной традиции, так и опыт нескольких ряда западных институтов
(институты Курто и Варбурга, Гарвардского и Йельского университетов,
Школы изящных искусств и Высшей школы социальных наук).
Настоящая программа разработана совместно с Институтом искусств
Сотбис (Лондон) – одним из крупнейших и наиболее авторитетных
международных центров подготовки специалистов-искусствоведов для
работы на художественном рынке, имеющим более чем сорокалетний опыт
в этой образовательной области.
Цель магистерской программы – заполнить эту профессиональную
лакуну, предложить такое образование, которое, не отказываясь от
исторических основ искусствознания и академической фундаментальности
в целом, позволит студентам получить актуальную, связанную с искусством
профессию.
Читать дальше...
Профессиональная компетенция будущих выпускников включает:
экспертизу произведений искусства, антиквариата, «реология»;
научную деятельность в области истории искусств и искусствознании,
преподавательскую деятельность;
коммерческую деятельность в сфере искусства (“арт- бизнес”);
профессиональную художественную критику;
организацию выставочных пространств и музейный дизайн;
формирование и осуществление государственной и муниципальной
политики в области культуры и искусства;
охрану историко-культурного наследия, взаимодействие с частными
инвесторами, общественными и религиозными организациями.
Учебный план магистерской программы «История культуры и
художественный рынок», составлен таким образом, чтобы дать студентам
достаточно основательные профессиональные знания по истории
искусства, подготовить их к работе намного более широкого культурно-
экономического профиля, чем это было возможно до сих пор.
Принципиально важно, что предлагается обновить не только общую
структуру обучения, но и содержание курсов.
Новыми в отношении к существующим в России методам преподавания
истории искусства являются следующие подходы :
основная работа студентов переносится в научно-исследовательские
семинары, являющиеся своего рода мастерскими по выработке
профессиональных навыков работы с определенными видами
изобразительного или прикладного искусства;
история искусства становится действительно всеобщей, а не историей
шедевров европейского и русского искусства: пристальное внимание
уделяется мэйнстриму и рядовым произведениям, пограничным явлениям,
искусству ислама, буддизма, Ибероамерики, т.е . тем великим явлениям
мировой культуры, которые на существующих искусствоведческих
отделениях изучаются спорадически и поверхностно, но занимают важное
место на мировом художественном рынке. При этом история искусства,
представленная в программе рядом проблемно-ориентированных курсов,
изучается как элемент культуры различных эпох и народов, как выражение
присущих им эстетических и этических представлений, в свою очередь
тесно связанных с материальным миром и историческим контекстом.
Подобный подход нацелен на формирование «синтетического»,
междисциплинарного знания, дающего возможность оценивать различные
грани культуры, памятники искусства и художественной мысли.
изучение искусства происходит в постоянном контакте с ним через
музейные, реставрационные и архитектурные практики. Сочетание теории
с живым опытом работы с артефактами превратит историко-теоретическую
подготовку в подлинное знаточество, а отвлеченное знание — в
плодотворную любовь к предмету собственных занятий;
изучение менеджмента и государственного управления сферой искусства,
законодательства в области культурной политики, охраны наследия и
авторского права, экономических и правовых основ функционирования
художественного рынка реально осуществить в тесном взаимодействии с
соответствующими подразделениями НИУ-ВШЭ .
Структура совместной магистерской программы предусматривает
несколько возможных траекторий обучения:
1. Студенты обучаются первый год в магистратуре НИУ ВШЭ, а второй год в
Институте искусств Сотбис в Лондоне по одной из предлагаемых
институтом годичных магистерских программ:
Art Business
Fine and Decorative Arts
Contemporary Art
Photography: Contemporary and Historical
East- Asian Art
Contemporary Design
При этом программы Института искусств Сотбис рассчитаны на три
семестра (сентябрь- декабрь, январь-июнь , июнь-октябрь ). Закончив два
из них, студент получает postgraduate diploma и, защитив в НИУ ВШЭ
магистерскую диссертацию, диплом магистра истории. Третий семестр в
Институте искусств Сотбис предназначается для написания магистерской
диссертации на английском языке, защитив которую студент получает
диплом Master of Arts. (Студент имеет право ограничиться обучением в
Институте искусств Сотбис двумя семестрами и, соответственно,
получением только postgraduate diploma).
2. Студенты обучаются в магистратуре НИУ ВШЭ в течение двух лет и
получают только российский диплом.
3. Студенты обучаются первый год в магистратуре НИУ ВШЭ, половину
второго года в Институте искусств Сотбис и половину в ВШЭ. В
соответствии с договоренностью с Институтом искусств Сотбис они
получают диплом ВШЭ и postgraduate diploma.
Поскольку обучение в магистратуре Института искусств Сотбис
предполагает основательную подготовку по истории искусств, в БУП
магистерской программы соответствующие курсы читаются на первом году
обучения.
К преподаванию в магистратуре привлекаются преподаватели Института
искусств Сотбис.
Учебная программа магистратуры представлена в виде следующих
блоков:
1. Цикл общих дисциплин направления (дисциплины стандарта), освоение
которых дает общеисторическую и общегуманитарную профессиональную
подготовку. При этом программы соответствующих курсов будут
скорректированы в соответствии с профилем магистерской программы.
2. Цикл дисциплин магистерской программы включает дисциплины,
составляющие основу профессиональной подготовки по профилю
магистерской программы и приобретению навыков и компетенций,
связанных с описанием и анализом памятников искусства.
3. Цикл дисциплин по выбору характеризует три стороны художественного
рынка: а) история, б) практика, в) юридические и экономические аспекты.
Осваивая дисциплины этого цикла, студенты должны познакомиться как с
теорией и историей рынка искусства, культурным законодательством в
России и за рубежом, так и с реальными условиями функционирования
этих сфер жизни.
4. Научно-исследовательский семинар – своего рода рабочая лаборатория.
Параллельно в рамках магистерской программы будут функционировать
два-три исследовательских семинара (в зависимости от величины набора),
каждый из которых будет посвящен определенному виду
изобразительного, декоративного или прикладного искусства или
определенному виду антиквариата (например, мебель, фарфор, оружие и
т.д .). К выступлению на научно-исследовательском семинаре будут
привлекаться специалисты узкого профиля, эксперты, музейные
сотрудники, руководители научных проектов.
5. Практики. Успешная реализации магистратуры предполагает работу в
тесном взаимодействии с музеями, художественными галереями,
реставрационными мастерскими, рукописными отделами и отделами
редких книг библиотек и музеев Москвы, Петербурга и российской
провинции, в которых будут проводиться практические занятия и где
студенты будут проходить практику.
Знания и компетенции
Выпускники программы должны:
обладать фундаментальными знаниями по истории мировой культуры;
уметь самостоятельно находить, анализировать и использовать
профессиональную информацию на русском и иностранных языках;
вести экскурсии и преподавать историю искусства;
способны художественно оценивать произведения как прошлого
(классическое наследие), так и настоящего;
осуществлять профессиональную экспертизу произведений искусства и
памятников материальной культуры;
обладать знаниями правовых и этических основ функционирования
художественного рынка;
владеть навыками организации экспозиций, выставок, галерейного дела.