Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Арт-калейдоскоп
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 07-08-2011, 12:19 Original language: Russian        #1
Местный
 
Join Date: Dec 2008
Posts: 224
Thanks: 70
Thanked 466 Times in 83 Posts
Reputation: 930
Default История с подделкой Григорьева

http://blog.fontanka.ru/posts/78107/
Органами следствия петербургского ГУ МВД решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества с произведением искусства. После того как питерский коллекционер Андрей Васильев приобрел за семь с половиной миллионов рублей картину известного художника начала XX века Григорьева, выяснилось, что фактически такая же работа этого автора находится в запасниках Русского музея. Теперь уже следователю предстоит доказать, кто именно - музей или коллекционер - является собственником подделки.

- Летом 2009 года мне предложили работу Бориса Григорьева «В ресторане». Главное, что у нее была биография – в 1914 году знаменитый петербургский собиратель Александр Евгеньевич Бурцев опубликовал ее в своем издании «Мой журнал для немногих», к тому же мне рассказали, что Григорьев продается, как говорится, «из хорошего дома», из старой ленинградской коллекции. То есть вещь была с безукоризненной историей бытования. Посредником выступил тоже солидный человек – один издатель нашего города. Не хочу называть имен, потому что теперь выяснилось, что этот человек ни при чем – его использовали втемную. Так что в результате я ее купил за серьезные деньги, – начал свой рассказ «Фонтанке» 56-летний Андрей Васильев, занимающийся коллекционированием чуть ли не с 1970 года.

Как стало известно «Фонтанке», продавать и покупать Григорьева помогал владелец издательства «Золотой век» петербуржец Леонид Шумаков, а за картину Васильев заплатил 250 тысяч долларов наличными, что на тот момент было эквивалентно семи с половиной миллионам рублей. Несмотря на сумму, химико-технологическое исследование Васильев не делал.
Читать дальше... 

- Вам покажется забавным, но почти никто из коллекционеров не пользуется научно-технической экспертизой. Коллекционеру или искусствоведу важнее некое обобщенное эстетическое представление. Прежде всего, вещь должна нравиться. А самый важный довод – это провенанс – ее происхождение. Никому же в голову не придет делать анализ ДНК своим детям. А если же у вас будет картина большого мастера, но ниоткуда, хотя и с прекрасными заключениями – вы вряд ли легко ее пристроите, - объяснил «Фонтанке» один из искусствоведов, пожелавший, как он сам сказал, «не светиться в этой темной истории».

Сам же Васильев продолжил рассказ: «Потом я отправил картину в Москву в одну из самых престижных галерей, где проходила выставка русских художников под названием «Парижачьи». Там был выпущен каталог с репродукцией моего приобретения. И там же сотрудники института Грабаря увидели моего Григорьева и деликатно сообщили, что знают эту вещь, так как недавно, за пару месяцев до покупки, она была у них на экспертизе, и они признали в картине подделку. Я был настолько в себе уверен, что отмахнулся от этой «чепухи», посчитав их замечание за типичные интриги нашего мира».

Вскоре (как в детективе) эксперты все же убедительно доказывают Васильеву свою правоту – они ссылаются на оставшиеся у них после экспертизы записи, оплату, произведенную конкретным лицом, и, что самое главное - на химико-технологическую экспертизу. Источник в полиции нам рассказал, что экспертиза установила наличие в красках пигментов, вошедших в обиход значительно позже смерти Григорьева в 1939-м году, не говоря уж о 1913-м, когда был исполнен оригинал.

- К тому же в довесок к этому я неожиданно узнаю, что еще в 1986 году Русский музей выпустил каталог завещанных музею работ из коллекции профессора Бориса Окунева, в котором мое приобретение было описано как картина Бориса Григорьева. Автором предисловия и одним из составителей каталога была искусствовед музея - ныне знаменитая Елена Баснер. А когда под моим напором посредник все же назвал имя человека, который отдал ему картину для меня, и им оказалась та же Баснер, то я понял, что заплатил за подделку, – практически обвиняет Васильев.

По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она так и не смогла вспомнить ни то, что когда-то в 1986 году лично описывала эту работу, ни имя того, кто принес ей картину.

«Я уверен, что за ней стоит «некто в сером», имеющий настолько мощные рычаги влияния и убеждения, что даже перспектива уголовного преследования и позорной огласки не может их преодолеть. Мои доводы и просьбы решить дело миром, хотя и вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов. Кроме того, очевидно, что этот "некто" очень "любит" Григорьева».

В марте 2011 года коллекционер сдает свою картину на экспертизу в Русский музей и получает отрицательный отзыв. «Я лично общался с заместителем директора Евгенией Николаевной Петровой, сетовал на то, что если все так, как изложено в экспертизах института им. Грабаря и ГРМ, то это значит, что фальшивка, скорее всего, сделана кем-то, кто имеет доступ в запасники музея. Иной вариант фактически исключен, так как вещь до середины 30-х годов принадлежала Бурцеву, потом вынырнула в комиссионном магазине после войны, где была приобретена Окуневым. До 83-го года хранилась в чрезвычайно щепетильном интеллигентном доме профессора баллистики, а затем поступила в Русский музей. При этом единственный раз она была опубликована в 1914-м году в виде посредственной черно-белой фотографии и более нигде не выставлялась и не воспроизводилась.

Качество картины, которую я приобрел через Баснер, очень высокое. Изготовить ее мог только человек, хорошо знающий творчество Григорьева, а главное - внимательно изучивший оригинал… И кто может поручиться, что этот случай единственный? Разумеется, нельзя было не вспомнить давний скандал с Филоновым. Петрова согласилась, что нужно обращаться в полицию», - пересказывает диалог Васильев.

Как по иронии судьбы, весной этого года Русский музей готовит новую выставку, выпускает каталог, где вновь появляется «В ресторане» Бориса Григорьева. В июне 2011 года Васильев обращается с заявлением в антикварный отдел ГУ МВД, который в конце июля передает материалы в СУ УМВД Петроградского района для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По данным «Фонтанки», доследственная проверка по материалам продлена до 30 суток.

Заместитель директора Русского музея Евгения Петрова заявила корреспонденту «Фонтанки», что обе картины проходили через экспертизу, которая показала, что у коллекционера Васильева картина не подлинная. «У нас нет оснований сомневаться в подлинности своей работы, - сказала искусствовед. – А в подлинности его работы у нас были основания сомневаться, что мы и выразили в своем заключении. Никаких претензий к Русскому музею быть не может. С Баснер мы давно расстались».

Елену Баснер мы застали в Финляндии, а так как она сослалась на дороговизну роуминга, то общались с ней в режиме смс.
- Правильно ли мы понимаем, что Вы утверждаете, что картина, проданная вами Васильеву, подлинная, а у Русского музея – подделка?
- Это очень упрощенная, примитивная версия, и мне бы очень хотелось самой озвучить то, что я могла бы по этому поводу сказать. Если все так срочно, то, увы, без меня. А я оставлю за собой право прокомментировать ваш сюжет. Хочу пояснить, что никаких комментариев сейчас по поводу имеющихся у вас версий не даю. С уважением, – таков был смс-ответ Елены Баснер.

Консультант Васильева по правовым вопросам, старший партнер юридической компании Pen&Paper Константин Добрынин так отреагировал на наши вопросы: «Произошедшее - не частный случай, а уже тенденция. В последние годы технологии подделок стали более совершенны, а коррупция поразила как профессиональные сообщества, так и искусствоведов. Причем львиная часть подделок остается за кадром, ведь покупатели не хотят скандалов - это бросает тень на их коллекции в целом. Помешать буму подделок можно только очень жестким уголовным преследованием тех, кто сбывает их или атрибутирует. И обнародованием историй, конечно. В данном случае я уверен, что уголовное дело до суда дойдет, а исполнитель и организатор преступления получат сроки реальные».

В заключение Андрей Васильев признался: «Я мог бы помолчать, возможно, даже частично компенсировать траты – все же картина побывала на выставке, опубликована в каталоге, но как-то не хочется чувствовать себя персонажем толстовского «Фальшивого купона». Да и должно же в нашей стране остаться хоть одно место, свободное от коммерческих махинаций. Например, ведущий музей национального искусства».


Краткая история картины:
Борис Григорьев – художник, всегда остающийся немного особняком в поле национальной культуры. Более всего его любили в Ленинграде, где он служил полновесным доказательством европеизма «великого города с областной судьбой».
Его знаменитый цикл «Расея» является попыткой художественного осмысления трагедии родной страны самыми современными для своего времени изобразительными средствами. С каждым годом его значение в истории русского искусства становится все более весомым. Соответственно растет и цена на его работы.
В 1913 году петербуржец и богач Александр Бурцев, над страстью к искусству которого больше посмеивались за недостаток образования, приобретает работу Григорьева «В ресторане» в ряду прочих его работ. Скорее всего, они достались Бурцеву за то, что он финансировал его поездку во Францию. В своем журнале он и публикует картину. До 2010 года она оставалась единственной публикацией.
До 1934 года Бурцев жил в Ленинграде. После убийства Кирова его с семьей выслали в Астрахань, где с женой и расстреляли как финских шпионов в 1938-ом. Коллекция, как осиротевшие дети, разбрелась по чужим рукам.
После войны профессор баллистики Борис Окунев покупает эту картину в ленинградском комиссионном магазине. После его смерти вся коллекция досталась его дочери, которая в 1983 году передала ее по завещанию в Русский музей. В 1986 году Русский музей издает каталог, где ее не воспроизводит, но описывает. Каталог составляла и писала предисловие искусствовед Елена Баснер.

Ныне Елена Баснер – чрезвычайно известный человек. Она ведущий мировой специалист по русскому авангарду начала XX века, историк и эксперт, лично разработала методики определения подделок. Наконец, ее отец - автор песни «С чего начинается Родина?».

В апреле 2011 года Русский музей открыл выставку картин Бориса Григорьева и вновь выпустил каталог, где воспроизводит «В ресторане». Выставка продлится до 15 августа.

История с рисунком Филонова

В мае 1992 года к одной из сотрудниц Государственного Русского музея обратился частный коллекционер с просьбой подтвердить подлинность рисунка русского художника, оценённого в 500 тысяч долларов. Как выяснилось, рисунок был создан известным художником-авангардистом Павлом Филоновым и хранился в Русском музее. Вскоре было обнаружено — пропали ещё несколько рисунков Филонова. В результате долгой оперативной разработки были задержаны сотрудница музея Татьяна Король и организатор похищений Моисей Поташинский.

Евгений Вышенков,

Фонтанка.ру
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	title.jpg
Views:	1264
Size:	34.3 KB
ID:	1322841  



alexvadim is offline   Reply With Quote
The Following 36 Users Say Thank You to alexvadim For This Useful Post:
Allena (18-07-2012), Eriksson (07-08-2011), Glasha (07-08-2011), I-V (07-08-2011), iside (05-10-2011), K-Maler (18-07-2012), khmelev (07-08-2011), LEVSHA (09-06-2015), Masikmak (12-10-2011), Santa (07-08-2011), sergey7 (07-08-2011), Tana (09-10-2011), uriart (07-08-2011), usynin2 (07-08-2011), vasya85 (07-08-2011), Wladzislaw (07-08-2011), Алек Сандер (07-08-2011), Алексэндр (09-02-2014), антонсоя (05-10-2011), артишоки (05-10-2011), Вивьен (07-08-2011), Евгений (17-02-2014), Зея (07-08-2011), Игорь Гурьев (07-08-2011), Кирилл Сызранский (07-08-2011), Кирилл1974 (03-02-2014), Коллекционер-любитель (02-02-2014), Ладик (07-08-2011), Маруся (05-10-2011), Михалыч (08-08-2011), олег назаров (05-10-2011), сандро (03-06-2023), Сима (10-09-2011), Тихая Сапа (07-08-2011), Тютчев (07-08-2011)
Old 07-08-2011, 13:33 Original language: Russian        #2
Бывалый
 
Join Date: Nov 2010
Posts: 414
Thanks: 467
Thanked 692 Times in 270 Posts
Reputation: 1374
Default

Название у статьи нелепое. "С чего начинается русская подделка" (очевидно с того же самого с чего и нерусская). Так ведь в итоге и не докопались "с чего началось". Не сама же Баснер картину рисовала, как я думаю. Но она меня удивила: на мировую не пошла, пособников не сдала, денег не вернула и в Филяндию укатила....Кремень-женщина. Мне б её нервы.



Тихая Сапа is offline   Reply With Quote
The Following 4 Users Say Thank You to Тихая Сапа For This Useful Post:
iside (05-10-2011), Santa (27-12-2011), Tana (09-10-2011), олег назаров (05-10-2011)
Old 07-08-2011, 14:03 Original language: Russian        #3
Banned
 
Join Date: Dec 2010
Location: Москва
Posts: 1,968
Thanks: 13,069
Thanked 5,390 Times in 1,566 Posts
Reputation: 10982
Default

Quote:
Originally Posted by alexvadim View Post
Вам покажется забавным, но почти никто из коллекционеров не пользуется научно-технической экспертизой. Коллекционеру или искусствоведу важнее некое обобщенное эстетическое представление. Прежде всего, вещь должна нравиться. А самый важный довод – это провенанс – ее происхождение. Никому же в голову не придет делать анализ ДНК своим детям. А если же у вас будет картина большого мастера, но ниоткуда, хотя и с прекрасными заключениями – вы вряд ли легко ее пристроите, - объяснил «Фонтанке» один из искусствоведов, пожелавший, как он сам сказал, «не светиться в этой темной истории».
Забавное объяснение..действительно
Все в одну кучу..



Santa is offline   Reply With Quote
The Following User Says Thank You to Santa For This Useful Post:
John Preston (27-12-2011)
Old 07-08-2011, 14:49 Original language: Russian        #4
Гуру
 
Кирилл Сызранский's Avatar
 
Join Date: Jul 2008
Location: РФ, Самара
Posts: 75,399
Thanks: 27,868
Thanked 55,331 Times in 24,284 Posts
Blog Entries: 126
Reputation: 102391
Send a message via Skype™ to Кирилл Сызранский
Default

Quote:
Originally Posted by Тихая Сапа View Post
Не сама же Баснер картину рисовала, как я думаю. Но она меня удивила: на мировую не пошла, пособников не сдала, денег не вернула и в Филяндию укатила...
Ну, "на мировую", я так понял, предлагали пойти не ей, а продавцам этого "Ресторана". Она-то косвенное к этому делу имеет косательство:
1. Она была автором предисловия и одним из составителей каталога завещанных ГРМ работ из коллекции профессора Бориса Окунева.
2. Она, со слов одного просредника, и передавала эту картину ему ("Качество картины, которую я приобрел через Баснер...")
3. Не она являлась фактическим продавцом, не ей же отдавали те 250 т. дол. за картинку во время сделки.
Да и в Финляндию она не "укатила", она приезжает туда как бы на работу, консультировать тамошний Bukowskis:



Кирилл Сызранский is offline   Reply With Quote
The Following 2 Users Say Thank You to Кирилл Сызранский For This Useful Post:
Tana (09-10-2011), Сима (10-09-2011)
Old 07-08-2011, 15:05 Original language: Russian        #5
Бывалый
 
Join Date: Nov 2010
Posts: 414
Thanks: 467
Thanked 692 Times in 270 Posts
Reputation: 1374
Default

Quote:
Originally Posted by alexvadim View Post
По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она так и не смогла вспомнить ни то, что когда-то в 1986 году лично описывала эту работу, ни имя того, кто принес ей картину.

«Я уверен, что за ней стоит «некто в сером», имеющий настолько мощные рычаги влияния и убеждения, что даже перспектива уголовного преследования и позорной огласки не может их преодолеть. Мои доводы и просьбы решить дело миром, хотя и вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов.

"Косвенно" было бы если ей просто на экспертизу принесли и без неё куплю-продажу осуществляли. Она полноценный коммерческий посредник в данном случае, она передавала картину, неизвестно откуда у неё взявшуюся, для продажи дилеру. На "косвенно" мало похоже. Может журналисты чего попутали?



Тихая Сапа is offline   Reply With Quote
The Following 2 Users Say Thank You to Тихая Сапа For This Useful Post:
Tana (09-10-2011), Wladzislaw (07-08-2011)
Old 07-08-2011, 15:14 Original language: Russian        #6
Гуру
 
Кирилл Сызранский's Avatar
 
Join Date: Jul 2008
Location: РФ, Самара
Posts: 75,399
Thanks: 27,868
Thanked 55,331 Times in 24,284 Posts
Blog Entries: 126
Reputation: 102391
Send a message via Skype™ to Кирилл Сызранский
Default

Quote:
Originally Posted by Тихая Сапа View Post
Она полноценный коммерческий посредник в данном случае, она передавала картину, неизвестно откуда у неё взявшуюся, для продажи дилеру.
Не знаю, я из текста не вывел, что она была "полноценным коммерческим посредником", если только вот эта цитата не относится к ней:
Quote:
По словам Васильева, встреча с Баснер не принесла результатов, так как она так и не смогла вспомнить ни то, что когда-то в 1986 году лично описывала эту работу, ни имя того, кто принес ей картину.

«Я уверен, что за ней стоит «некто в сером», имеющий настолько мощные рычаги влияния и убеждения, что даже перспектива уголовного преследования и позорной огласки не может их преодолеть. Мои доводы и просьбы решить дело миром, хотя и вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов. Кроме того, очевидно, что этот "некто" очень "любит" Григорьева».
Тихая Сапа, Вы считаете, что это именно про Баснер написано, что "...вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов"?



Кирилл Сызранский is offline   Reply With Quote
Old 07-08-2011, 15:33 Original language: Russian        #7
Местный
 
Join Date: Dec 2008
Posts: 224
Thanks: 70
Thanked 466 Times in 83 Posts
Reputation: 930
Default

Статья как-бы "анти-Баснер". В комментах приводятся фамилии людей в сером.
Т.е. чуть не впервые предстоит публичная схватка как бывших и нынешних сотрудников ГРМ, так и дружественных им меценатов.
Выходит, не смогли по тихому договориться.
Пропуская миллионеров, подделки, криминал, история эта ставит вопрос о том,
может ли музейщик жить параллельной жизнью - в своих или клиента интересах.



alexvadim is offline   Reply With Quote
The Following 4 Users Say Thank You to alexvadim For This Useful Post:
John Preston (27-12-2011), sergey7 (07-08-2011), Tana (09-10-2011), Кирилл Сызранский (07-08-2011)
Old 07-08-2011, 15:53 Original language: Russian        #8
Гуру
 
Кирилл Сызранский's Avatar
 
Join Date: Jul 2008
Location: РФ, Самара
Posts: 75,399
Thanks: 27,868
Thanked 55,331 Times in 24,284 Posts
Blog Entries: 126
Reputation: 102391
Send a message via Skype™ to Кирилл Сызранский
Default

Quote:
Originally Posted by alexvadim View Post
...история эта ставит вопрос о том,
может ли музейщик жить параллельной жизнью - в своих или клиента интересах.
В нормальном обществе, в обществе с правовой защищённостью её граждан, с наличием в этом обществе свободных владельцев средств производства; с развитой демократией; с реальным самоуправлением; со всеми правами и свободами человека; легитимностью всех ветвей власти etc, etc, etc, думаю, нет.
Но вот у нас так много "параллельных жизней", что и запутаться можно.

Кажды, наверное, россиянин живёт одновременно в трёх-четырёх "параллельных жизнях".



Кирилл Сызранский is offline   Reply With Quote
The Following 5 Users Say Thank You to Кирилл Сызранский For This Useful Post:
iside (05-10-2011), John Preston (27-12-2011), LEVSHA (09-06-2015), Tana (09-10-2011), Вивьен (07-08-2011)
Old 07-08-2011, 16:02 Original language: Russian        #9
Бывалый
 
Join Date: Nov 2010
Posts: 414
Thanks: 467
Thanked 692 Times in 270 Posts
Reputation: 1374
Default

Quote:
Originally Posted by Кирилл Сызранский View Post
Тихая Сапа, Вы считаете, что это именно про Баснер написано, что "...вызвали слезы, но не помогли вспомнить, кому она отдала семь с половиной миллионов"?
Да, я поняла это именно так. Кроме того знаю как минимум одного антиквара, который покупал через Баснер картины. Т.е. выступать коммерческим посредником для неё не впервой



Тихая Сапа is offline   Reply With Quote
The Following 2 Users Say Thank You to Тихая Сапа For This Useful Post:
Tana (09-10-2011), Евгений (11-02-2014)
Old 07-08-2011, 16:27 Original language: Russian        #10
Гуру
 
Join Date: Oct 2008
Posts: 1,026
Thanks: 75
Thanked 915 Times in 329 Posts
Reputation: 1815
Default

я что-то слышал про эту историю. Она тянется довольно давно и суть ее очень проста. Человеку продали картину, рассказав ее провенанс от начала до конца. Человек поверил, п.ч. и раньше имел дело с этими людьми и никогда не имел с ними никаких проблем. Картина покупалась не для перепродажи, не для вывоза за границу, а для введения ее в культурный оборот, для каких-то долгоиграющих проектов, для собственной коллекции. И вдруг такой афронт - оказывается, этот идеальный предмет из идеального ленинградского дома предварительно прогнали по всей Москве, попытались получить экспертизу, засветили всюду, где можно, а потом, убедившись, что "номер не проходит" сочинили убедительную легенду и подсунули АБСОЛЮТНОЙ ИДИОТКЕ Баснер, которая, закосив глазом, сказала ДА. Это Григорьев ....
К слову сказать, даже на этой миниатюре видно, что красный цвет фуфлометчику удался, за что ему наши аплодисменты.
А дальше, деньги очевидно были распределены по-христиански или по-братски, но точно не по-ровну и потрачены всеми вольными или невольными соучастниками., совершенно не думавшими о последствиях.
А последствия не замедлили наступить, так-как вещь выставленная в Москве была немедленно опознана, подняты все документы, люди, связи и встал вопрос, кто будет отвечать? Отвечать означает отдавать деньги.
Почему они не были отданы? На этот вопрос наука ответа дать не может.Может быть кто-то уехал, может быть кто-то их проиграл, может быть положились на русское авось. Не знаю, но деньги решили не возвращать, имея полный и не требующий сложных усилий состав преступления. Это первая серия.
Вторая начинается с того момента, когда выяснилось, что вещь не просто подделка, а клон с предмета, находящегося в запасниках ГРМ и никогда не выставлявшегося и не воспроизводившегося.



khmelev is offline   Reply With Quote
The Following 17 Users Say Thank You to khmelev For This Useful Post:
alexvadim (07-08-2011), iside (05-10-2011), John Preston (27-12-2011), K-Maler (02-02-2014), LEVSHA (09-06-2015), Santa (08-08-2011), Tana (09-10-2011), Wladzislaw (07-08-2011), Борисович (01-02-2014), Вивьен (01-02-2014), Евгений (11-02-2014), Зея (07-08-2011), Кирилл Сызранский (07-08-2011), Ладик (07-08-2011), олег назаров (05-10-2011), сандро (03-06-2023)
Reply


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Коллекцию картин и писем Фриды Кало объявили подделкой SergeiSK Арт-калейдоскоп 6 08-08-2013 08:56
Мексика объявила подделкой, статую майя Dogel Аукционы 0 26-03-2011 15:53
В.Григорьева помогите оценить Trevor117 Цены, оценка, атрибуция 0 14-06-2010 17:29
Клад" из скульптур Дега может оказаться подделкой ABC Арт-калейдоскоп 0 12-03-2010 18:45
А.Аксенов портрет О.Григорьева belmar Цены, оценка, атрибуция 0 10-03-2010 10:38





All times are GMT +3. The time now is 22:31.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.