|
|||||||
| Художники, творчество, история Обсуждение художников, их жизни и творчества, истории создания произведений, любых искусствоведческих вопросов. |
![]() |
|
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
|
Язык оригинала: Русский #181 |
|
Гуру
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
|
Когда в Русском музее проходила выставка картин Петра Кончаловского, его правнучка — Ольга Семенова расскала о своей семье и о том, как писались эти картины (19.04.2010 года)
-------------------------------------------------------------------- Автор:Ольга Семенова Впервые заглянув 23 лет от роду в мастерскую Петра Петровича Кончаловского в Буграх, что под Обнинском, мой отец зачарованно остановился, наблюдая за работой мэтра. Петр Петрович широкими мазками писал натюрморт — только что сорванные в саду пионы. Казалось, что от холста исходит не дурманящий запах свежих масляных красок, а густой аромат красно-розовых, с капельками росы в лепестках цветов. Глядя на его прямую спину и твердые движения руки, трудно было поверить, что ему несколько месяцев назад исполнилось 79 лет. Тогда, 12 июля 1955 года, в деревянном, выстроенном в конце XIX века из лиственницы бугровском доме готовились отмечать один из самых любимых семейных праздников — Петров день. Собралась вся семья. Сын Михаил Петрович, его жена-испанка Эсперанса, их дети Маргот и Лаврентий. Дочь — поэтесса Наталья Кончаловская с мужем Сергеем Владимировичем Михалковым, сыновьями Андреем и Никитой и дочерью от первого брака Катенькой. Каждый занимался подобающим ему делом. Совсем еще маленькие Никита и Лаврентий с веселыми визгами бегали по огромному саду с яблоневыми деревьями и сиренью. Андрей и Маргот — взрослые и рассудительные люди 19 и 14 лет от роду — спокойно беседовали. Михаил Петрович (тоже художник) показывал свои новые работы старшей сестре и Сергею Владимировичу. Жена Петра Петровича — Ольга Васильевна (дочь Василия Ивановича Сурикова), которую дети и внуки звали Лелечкой, руководила приготовлениями на кухне. Помогала ей Катенька — выращенная ею и Петром Петровичем старшая внучка и моя будущая мама. Совсем тогда молоденькая, она три месяца назад вышла замуж за аспиранта исторического факультета МГУ, эрудита и обаятельного парня. Он-то и любовался работой Петра Петровича в мастерской, не подозревая, что через два года бросит науку, пойдет работать корреспондентом в "Огонек", а потом станет писателем Юлианом Семеновым и придумает Штирлица.
Читать дальше...
1.Большая семья. Верхний ряд слева направо: Екатерина Семенова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская (жена художника), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков. 1950-е 2. П.П.Кончаловский на I персональной выставке в залах Т. 3. Семейный портрет. 1917. 4. Сирень на плетеном стуле. 1945. 5.Семейный портрет. 1912. 6. Семейный портрет. 1911. 7.Портрет скрипача Г.Ф.Ромашкова. 1918. 8.Портрет С.Прокофьева. 1934. 9. Портрет режисера В.Э.Мейерхольда. 1938. 10. Портрет Н.П.Кончаловской. 1925. |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #182 |
|
Гуру
Регистрация: 13.11.2008
Адрес: Стокгольм
Сообщений: 2,829
Спасибо: 2,474
Поблагодарили 2,597 раз(а) в 943 сообщениях
Репутация: 4971
|
14 июля разъехались после праздника дети и внуки, начали обсыпаться полевые цветы, принесенные в подарок соседскими крестьянами...
14 июля 1955 года. Какие "крестьяне"?! Написла бы проще "дворовые" или "крепостные". Насквозь фальшивые мемуары! "Аскетизм", треска по-польски, два костюма на выход... Так и поверить можно... Бугры - это не "старый дом из лиственницы", как пишет автор, это - поместье, с огромным хозяйством, прислугой, скотиной, садом, огородами, коптильней и т.д. Скромный быт для советских времен, для сталинской деревни, не так ли? Ах, бедный Дадочка, продавший свои работы Третьяковке еще в начале 20х годов за сотни рублей... Когда в других мемуарах тот факт, что ППК не тронули органы НКВД и не отняли немыслимую по тем временам собственность (только Шолохов мог сравниться с Кончаловскими по состоятельности), объясняют тем, что он был женат на дочери Сурикова и Сталин, дескать, не решился тронуть семью классика русской живовписи - это вызывает улыбку, мягко говоря. Ему для расстрела без суда и следствия хватило бы благородного происхождения и участия в царской армии, путь даже санитаром... Наличие в семье генерала НКВД - вот в чем дело. Да и ставший родственником Юлиан Семенов, как известно, принадлежал той же конторе. |
|
|
|
| Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо Eriksson за это полезное сообщение: |
|
|
Язык оригинала: Русский #183 |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Присоединяюсь к мнению Кирилла. Мне представляется, что фигура Кончаловского очень неоднозначна во многих своих проявлениях. Любая правда а иногда даже и субъективные мнения, это намного правильнее, чем просто мазать его фигуру елеем.
Я отношусь к нему с достаточно противоречивыми чувствами, в числе которых есть, конечно и уважение и дань его несомненному таланту. Но в жизни не бывает ничего однозначного. И мне кажется, что Евгений тоже должен быть заинтересован в том, чтобы этот художник был обсуждаемым, то есть вызывал интерес, разумеется при этом не надо задевать ничье человеческое достоинство. |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #184 |
|
Гуру
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,449
Спасибо: 27,871
Поблагодарили 55,339 раз(а) в 24,289 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102399
|
fabosch, т. б., что рядом с ним в тоже время творили Филонов, Шевченко, Митурич, Древин, Истомин, Штеренберг, Тышлер, Лабас, Фальк, Чекрыгин, П. Кузнецов... Фигуры не менее заметные для специалистов, но не так, как сейчас сказали бы, "расскрученные" для публики.
А почему? В чем этот феномен Кончаловского? |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #185 | |
|
Гуру
Регистрация: 28.03.2008
Сообщений: 9,415
Спасибо: 1,532
Поблагодарили 29,854 раз(а) в 6,714 сообщениях
Записей в дневнике: 10
Репутация: 27272
|
Цитата:
Ок, обсуждайте. |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #186 | |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Цитата:
Кирилл, извините, еще раз перечитал ваш пост и понял, что трактую вас совсем наоборот. Мне кажется известность Кончаловского во многом связана с его официальными регалиями, тем общественным положением, которое он занимал и принадлежностью к достаточно мощному семейному клану. Вот для начала так. Это, разумеется, не единственная причина, но мне кажется, что одна из важных |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #187 | ||
|
Гуру
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,449
Спасибо: 27,871
Поблагодарили 55,339 раз(а) в 24,289 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102399
|
Цитата:
Откуда этот достаток? Наследство жены Ольги Васильевны-дочери В. И. Сурикова? Или собственно заработки самого автора? Свою выставочную деятельность П. П. Кончаловский начал с выставок "Нового общества художников" в 1907 году, как я понимаю. И, например, в 1909 г. он на 6-ой выставке этого общества показал, судя по каталогу, более 20 своих работ, привезённых из Франции. Но что самое удивительное, его эта успешность не прервалась и при Советах. Его так же выпускали за пределы СССР и выпускали со всей семьёй-с женой и детьми. Он так же не в чем себе особенно не отказывал. Он не остался на Западе. Даже когда он в 1925 г. познакомился в Сорренто (где пробыл 2 месяца) с Горьким ("он очень восторженно отнёсся к моим вещам и купил у меня две вещи") и тот ему предложил пожить у него, просил остаться ("у него огромная чудная вилла"), отказался, объясняя, что "вот нельзя воспользоваться этим счастьем благодаря множеству обстоятельств". Что за "обстоятельства" держали Кончаловского в Советской России? Для меня это загадка. Как-то мне такая "удачливость" художника напоминает жизненный путь его зятя-"гимнописца" и внука-кинематографиста. Добавлено через 2 минуты Цитата:
Добавлено через 3 минуты Он что, Кончаловский, был любимым художником Вождя? Последний раз редактировалось Кирилл Сызранский; 08.10.2010 в 15:45. Причина: Добавлено сообщение |
||
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #188 | |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Цитата:
Да и вообще, он производит впечатление очень практичного человека, как впрочем и упомянутые вами его ближайшие родственники. В конечном счете, мне кажется, само по себе в этом нет ничего плохого - у каждого свои особенности харктера. Это так, пока это не касается творческой стороны, а точнее, организационно-творческой. Ведь и автор басен и автор кинофильмов немало усилий прикладывали к тому, чтобы , "как бы это помягче выразиться", не давать больших возможностей своим коллегам, один - в детской литературе, другой - в кино (что не зачеркивает, но тем не менее оттеняет их собственно творческие достижения). А это уже оборотная сторона такой практичности. Скажу сразу, я ничего не знаю какова была роль в советском искусстве П. П. в этом смысле. А интересно, на форуме есть ли люди, которые могут сказать что-то внятное о роли Кончаловского в смысле "держать и не пущать": был ли он терпим к младшим коллегам? Ведь Кончаловский самая известная фигура из бубнововалетчиков. Я считаю, что роль в русском-советском искусстве в смысле художествпенном значительна. Ведь для России "Бубновый валет" был прорывом на передний край мирового художественного процесса. Конечно, не только "Бубновый валет", но он сыграл в этом процессе очень заметную роль, и Кончаловский в том числе. Но известность Кончаловского широкой публике (по крайней мере до сравнительно недавнего времени) строилась как раз на том, что, с моей точки зрения, было угасанием его художественного таланта. Естественно, в этом сыграли роль внешние факторы (гос. регулирование в изоискусстве), которые сыграли такую же роль в творческой (именно творческой) судьбе Машкова, Лентулова, Шевченко, Осмеркина, да и Кузнецова тоже (хотя он и не из бубновых), но, заметьте, не Ларионова (хотя он от госрегулирования благополучно уклонился), и не Фалька. Добавлено через 5 минут Добавьте к этому отца - издателя, тоже человека не бедного и не второстепенного. Последний раз редактировалось fabosch; 08.10.2010 в 16:17. Причина: Добавлено сообщение |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #189 | |
|
Гуру
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,449
Спасибо: 27,871
Поблагодарили 55,339 раз(а) в 24,289 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102399
|
Цитата:
Да и в БВ Кончаловский не играл первую скрипку. В самом начале там были Бурлюк, Малевич, Ларионов, Гончарова, а в 1916-м и сам Кончаловский вышел из БВ. Последний раз редактировалось Кирилл Сызранский; 08.10.2010 в 16:23. |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #190 | |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Насчет вождя, вроде бы замечен не был.
В каком-то смысле можно говорить о том, почему он так выдвинулся. В частности именно из-за своей практичности. но вообще я не думаю, что этому можно дать какое-то одно простое и понятное объяснение. Думаю, что тут сложный комплекс причин. Одно, действительно, вызывает некоторое недоумение. Ведь он почти не писал откровенно социальных работ, как, например, Дейнека. А по своему социальному статусу был с ним вровень. Однако, вот ведь парадокс, мне кажется, что Дейнека со всей своей ангажированностью и соцзаказом выглядит сейчас гораздо убедительнее и весомее, чем Петр Петрович советского времени. Добавлено через 4 минуты Цитата:
Последний раз редактировалось fabosch; 08.10.2010 в 16:18. Причина: Добавлено сообщение |
|
|
|
|
![]() |
| Метки |
| socialist realism, акун, русская живопись, русские художники, советский имрессионизм |
|
|
Похожие темы
|
||||
| Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
| П. Кончаловский | Leo | Цены, оценка, атрибуция | 6 | 20.08.2009 04:43 |
|
|