Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Направления искусства
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 23.01.2010, 18:07 Язык оригинала: Русский       #1
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
Post Древнеегипетское искусство

На форуме уже поднимался вопрос об искусстве Востока на примере китайского собрания замечательной Галереи Кирилла Данелия. Хочу обратиться к Египту, который, опять же в галерее представлен очень интересными памятниками. Увы, видимо, Россия еще не скоро придет к пониманию ценности столь древних памятников, которые на Западе пользуются огромной популярностью. Три года тому назад, например, статуя царицы Мут-Туйи, матери Рамсеса II из собрания семьи Харер была продана более чем за $ 2 млн. Для начала дискуссии и для ориентира шесть лотов с декабрьских торгов "Сотби":

Египетская секция торгов, в 2009 году достаточно скромная на фоне коллекций, представленых за последние пять лет. Однако несколько произведений заслуживают пристального внимания и, безусловно, составят честь лучшим музейным коллекциям египетских древностей. Главная неожиданность предстоящих торгов – порой весьма смелые, а иногда даже и не особенно адекватные эстимейты на фоне нескольких откровенно недооцененных произведений искусства.
Читать дальше... 

Лучший памятник скульптуры в представленной коллекции – царский гранитный портрет эпохи Тутмосидов, происходящий из австрийского собрания Николаса фон Арко, основное ядро которого было собрано в 1900-1920 гг. Высота памятника, выполненного из гранита, – 18,7 см, эстимейт «Сотби» – $40-60 тыс. Лицо восходит к лущим ранним портретам Тутмоса III или же к весьма схожим с ними портретам Хатшепсут. Судя по фрагментам трёхчастного парика, не исключено, что статуя может изображать божество, наделённое портретным сходством с царём.

Скульптура Позднего времени представлена в коллекции превосходной головой статуи бога Осириса, датированной правлением Псамметиха I (XXVI дин.). Голова, высотой 12.1 см., некогда была частью впечатляющей статуи бога, сделанной из граувакки (на сайте аукционного дома неверно указан базальт); перья короны ‘атеф’ на голове Осириса и его бородка несут на себе следы позолоты. Видимо, статуя была близка к лучшим изображением Осириса эпохи т.н. «Саисского ренессанса», например, к известной статуе бога из ГМИИ в Москве. Памятник был опубликован в 1960 году выдающимся специалистом по древнеегипетской скульптуре Бернардом Ботмером и происходит из бельгийского собрания. Эстимейт удивительно низок – $15-25 тыс.

Произведение искусства очень высокого уровня – инкрустация из редкой и очень чтимой в Египте красной яшмы, высотой всего 3,9 см, в виде человеческого, скорее всего, – царского лица. Уровень исполнения и редкость материала обусловили эстимейт дома «Сотби», который, несмотря на все доводы, кажется неестественно высоким – $80-120 тыс. Памятник, датированный временем XIX либо XXII династии имеет много аналогов, чаще всего – из стекла и уже дважды проходил через руки экспертов «Сотби» в 1981 и 1989 гг. О происхождении памятника «Сотби» немногословно пишет: «европейское частное собрание».

Точно такой же совершенно недекватный эстимейт указан и в случае со статуей коленопреклоненного жреца, выполненной из медного сплава мастерами-современниками XXVI династии. Высота статуэтки – всего 14 см, она не отличается ни редкостью, ни каким-то отличительным уровнем художественного исполнения. Единственный интересный аспект памятника – руки жреца, которые, в отличие от обычной для египтян позы адорации, повёрнуты пальцами к лицу. Ханс Вольфганг Мюллер, изучавший памятник, предположил, что статуя, бывшая изначально частью большой скульптурной группы, где жрец стоял на коленях перед ибисом бога Тота, изображает ослепшего жреца, молящего Тота об исцелении с помощью древнего, известного ещё со времени пирамид заклинания, состоящего из десяти изречений, которые он отсчитывает по пальцам (Hans-Wolfgang Müller, Eine ungewöhnliche Metallfigur eines blinden ägyptischen Priesters // Sitzungsberichte. Bayerische Akademie der Wissenschaften, Philo.-hist. Klasse., 1989, Heft 5, pp. 5-33, figs. 1, 2, 4-11).

Нижняя часть статуи женщины из известняка (выс. 42 см.) очень хороша, несмотря на утрату верхней половины памятника. Надпись, прекрасно сохранившаяся на опорном столбе, свидетельствует, что это изображение жрицы Тагерем из храма в древнем городе Сахебу (совр. Зат эль-Ком), расположенном на юго-западе Дельты. Статуя, изображающая современницу первых Птолемеев, неоднократно опубликована; эстимейт – $25-35 тыс.

Судя по сохранившимся данным с острова Элефантина происходит последний представляющий интерес памятник на этих торгах – рельеф, изображающий обожествлённую царицу Арсиною II из династии Потлемеев. Памятник сравнительно невелик (32 х 32 см ), однако весьма хорош и, увы, является ярким примером того, когда ради портрета царицы была изуродована храмовая стена. Происхождение рельефа – коллекция Оскара Карбона из неожиданного для древнеегипетского памятника Буэнос Айреса. Эстимейт «Сотби» не особенно велик – $20-30 тыс.

Все фото - © sothebys.com

Любопытная программа "Коллекция" канала "Усадьба" о египетских вещах в Галерее Кирилла Данелия - в качестве продолжения размышений, но уже на отечественной почве...
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 084.jpg
Просмотров: 399
Размер:	27.4 Кб
ID:	605181   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 085.jpg
Просмотров: 326
Размер:	17.8 Кб
ID:	605191   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 086.jpg
Просмотров: 293
Размер:	31.0 Кб
ID:	605201   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 087.jpg
Просмотров: 317
Размер:	16.3 Кб
ID:	605211   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 088.jpg
Просмотров: 287
Размер:	17.9 Кб
ID:	605221  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 089.jpg
Просмотров: 304
Размер:	70.5 Кб
ID:	605231  



Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 19 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (05.03.2010), Art-lover (22.02.2011), fross (23.01.2010), L-ana64110 (23.01.2010), LCR (23.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (23.01.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), SAH (24.01.2010), Tana (01.02.2010), Tanuki (23.01.2010), uriart (24.01.2010), Евгений (24.01.2010), Кирилл Данелия (24.01.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010), Ухтомский (23.06.2010)
Старый 24.01.2010, 13:30 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Регистрация: 16.06.2008
Сообщений: 3,418
Спасибо: 2,915
Поблагодарили 5,168 раз(а) в 1,142 сообщениях
Репутация: 13013
По умолчанию

Спасибо большое, а каковы результаты продаж оказались? И как кризис отразился на этом сегменте рынка?



fross вне форума   Ответить с цитированием
Старый 24.01.2010, 17:06 Язык оригинала: Русский       #3
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,262 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29882
По умолчанию

Уважаемый господин Солкин, огромное спасибо за Ваш сюжет.

В консервативно-инвестиционном отношении искусство Древнего Египта, как мне кажется, является одним из наиболее интересных.

Что же касается искусства Китая, то помимо конервативного инвестирования, в свете последних событий здесь появилась, опять же, на мой взгляд, возможность и купить миллионный лотерейный билет

Я хотела спросить у Вас: а как обстоит дело с подделками?
На форуме уже поднимался - очень кратко - вопрос о китайской скульптуре, похоже, что фальсификации чрезвычайно многочисленны и искустны.
Древне-египетские новоделы, должно быть, также нередки (некоторые из них успели приобрести престиж и патину времени, не правда ли? ведь их изготовление началось еще в XIX веке ).

Но главное - не умолкайте, расскажите поподробнее об этих рынках!



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Allena (05.03.2010), fross (24.01.2010), Tana (01.02.2010), Виктор Солкин (31.01.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010)
Старый 31.01.2010, 21:44 Язык оригинала: Русский       #4
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
Post О подделках / Древнеегипетское искусство

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Я хотела спросить у Вас: а как обстоит дело с подделками?
Спасибо за добрые слова. Впредь постараюсь сюда чаще выбираться, как работа отпустит

Египетские подделки не столь многочисленны, как китайские. Я, конечно же, имею в виду хорошие подделки, а не туристский ширпотреб. Почти никогда не удается хорошо подделать камень - пластика египетского искусства никак не дается фальсификаторам, которые даже в очень качественных своих "работах" либо допускают заметную жесткость форм, либо путаются в стилистике атрибутов, либо не умеют работать с поверхностью - а это египтяне знали превосходно. Об ошибках в иероглифических текстах я уже не говорю. В итоге, подделки из камня очень хорошо всегда видны. Особенно - из известняка. Впрочем, для подделок, из-за прочности гранита или диорита, чаще берут именно его. Исключения, редкие, все же есть. Приведу очень яркий пример - со знаменитой гранитной статуей Сенусерта III, которая была продана в 1998 году одной из парижских галерей в сопровождении экспертизы Элизабет Деланж, тогда хранившей в Лувре скульптуру Среднего царства (той самой эпохи). Г-жа Деланж отличный специалист, и это редкий, интереснейший случай, когда уже после продажи памятника, омраченной негативной оценкой Египетского музея в Берлине, а вернее - Дитриха Вилдунга, директора, выдающегося искусствоведа и опять же, специалиста по Среднему царству, была назначена новая материаловедческая экспертиза, показавшая наличие в поверхности камня следов стального абразива. В 2003 году мы писали о "стальном Сенусерте" у нас на сайте, с мнением Жана Йойотта, подробно. Я размещаю здесь два не очень качественных фото этого памятника, крайне редкие. Это подлинный шедевр подделки (по сути, внешне, его отличает от известных подлинных портретов Сенусерта III только слишком маленькое расстояние от линии верхней губы к носу и некоторая узость лица), сильно скомпрометировавший Лувр.
Читать дальше... 

Еще одна значимая и очень тонкая фальшивка. К сожалению, ею оказалась единственная известная на сегодняшний день статуя царицы Тетишери, хранившаяся в Британском музее (EA22558). Она была признана фальшивой в 1984 году, после исследования Вивиана Дэвиса, и даже экспонировалась на специальной выставке лучших подделок египетского искусства. Памятник этот широко известен. Вопросы к статуе появились из-за странной формы головного убора "нерет". Текст, что интересно, выполнен был почти идеально, с учетом особенностей эпиграфики начала XVIII династии.

Не так давно в США через университет Род-Айленда пытались легализовать еще один "царский портрет", на это раз - "Тутанхамона", из известняка, простите, абсолютно кондовый. Опять же мы писали о нем, и я давал о нем специальный комментарий.

Редкий случай, с пойманными авторами подделки - это нашумевшее дело о "Болтонской принцессе" - скульптуре амарнской принцессы из белого алебастра, которая неожиданно появилась в Великобритании и была в 2003 году приобретена Болтонским областным музеем за 440 тысяч британских фунтов. Она была фальшивой, что быстро установил Британский музей- . Изготовителей - отца и сына - довольно быстро нашли. Оказалось, что они наладили обширное производство, правда, занимались, в основном, подделкой памятников искусства Месопотамии. Британский музей давно уже подозревал их в создании ряда скандальных подделок. Проблема Болтона заключалась в том, что они приобрели памятник, не направившись на консультацию к опытному эксперту, а согласившись с мнением хранителя местного музея с весьма скудным собранием. Видимо, очень хотелось в коллекцию заполучить амарнский шедевр (его фото - массивная принцесса в профиль, заметно скопированная с известного торса Нефертити из Лувра, приложено).

С бронзой все и проще и сложнее одновременно. Ее подделывают чаще всего. Именно поэтому на всю бронзу обычно сразу делается материаловедческяа экспертиза. С другой стороны, патину поддельщики делают грубую, жесткую, чрезмерно объемную, пытаясь ею скрыть грубость работы. Почти никогда не подделывают бронзу с инкрустацией другими металлами, которая была распространена в Египте, но очень трудна в изготовлении. Совсем не учитывают специфику т.н. "черной бронзы", заменяя ее обычной в тех случаях, когда по ритуальным причинам возможен только особенный материал. На рынке фальшивой египетской бронзы, кондовой и смешной - море.

Труднее с фансом и стеклом. Его в Египте сейчас льют, в основном, по матрицам с подлинных предметов. Но у поддельщиков сильные проблемы с глазурованным слоем и с самой фаянсовой массой. Масса желтоватая, не белая; глазурь жидкая, с нарушением цветовой гаммы, вынутые из матрицы предметы не доведены, "жесткие", угловатые. Я не говорю уже о том как выписываются "иероглифические" тексты на этих вещах. Понимая, что глазурь качественная не удается, в последнее время стали делать вещи с "поврежденной" глазурью, вымывая ее почти добела. Но и тут, в основном, серьезнейшие ошибки с колорированием. Какие - говорить не буду

Со стеклом, кстати, связана одна из самых известных подделок египетского искусства - синяя "голова Тутанхамона", с которой опять же попался Лувр. Памятник известный, очень красивый, вошедший в массу каталогов, появившийся на обложке классической сорбоннской "Истории Древнего Египта" Н. Грималя, несмотря на явные несоответствия в головном уборе. После страшного скандала в 2002 году он тихо исчез из экспозиции и был "забыт". По сути, это плод истерии Лувра, который в 40-70 гг. XX века с невероятной скоростью покупал амарнские памятники, пытаясь быстро сформироваать новый зал по "модной" теме вокруг Эхнатона и Тутанхамона. Да, кстати, доказана фальшивка также была с помощью материаловедческой экспертизы и там тоже была найдена сталь...

Почти никогда не подделывают папирус, ткани (предельно трудно и, видимо, не стоит того). Дерева фальшивого тоже не очень много, но оно бывает намного чаще, чем папирус. Отдельная тема - глина. Керамических подделок, как и фаянсовых, в Египте много. Совсем недавно в Бруклинском музее открылась выставка подделок из коптского собрания музея. Их много. Приобретены были некогда в большой спешке, целой коллекцией. Проблемность покупки выяснилась, когда несколько лет тому назад куратором египетской коллекции Бруклина стала Эдна Рассманн, отличный искусствовед, куоторая не побоялась выставить подделки. Детали выставки на сайте музея Большое количество "коптских" подделок объясняется тем, что в нем нет "высокого стиля" искусства эпохи фараонов, который очень трудно подделывается.

Это некий краткий обзор наиболее вопиющих случаев. Вот тут еще есть обзор этих случаев и общие впечатления по проблеме. Наверное, будет правильнее, если будут какие-то вопросы по теме. Я постараюсь в меру своих возможностей, на них ответить.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: sen3a.jpg
Просмотров: 382
Размер:	54.3 Кб
ID:	620761   Нажмите на изображение для увеличения
Название: sen3.JPG
Просмотров: 273
Размер:	53.7 Кб
ID:	620771   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 0245.jpg
Просмотров: 349
Размер:	30.1 Кб
ID:	620781   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 137976284.jpg
Просмотров: 315
Размер:	104.0 Кб
ID:	620791   Нажмите на изображение для увеличения
Название: tut1.JPG
Просмотров: 358
Размер:	88.1 Кб
ID:	620801  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: 0075.jpg
Просмотров: 255
Размер:	13.4 Кб
ID:	621001  




Последний раз редактировалось Виктор Солкин; 31.01.2010 в 23:03.
Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 17 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (05.03.2010), dedulya37 (31.01.2010), fross (04.02.2010), Konstantin (31.01.2010), LCR (31.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (03.02.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), Tana (01.02.2010), uriart (01.02.2010), Вивьен (03.02.2010), Евгений (01.02.2010), Кирилл Данелия (01.02.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010)
Старый 31.01.2010, 23:17 Язык оригинала: Русский       #5
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
Post итоги

Цитата:
Сообщение от fross Посмотреть сообщение
Спасибо большое, а каковы результаты продаж оказались? И как кризис отразился на этом сегменте рынка?
Итоги для тех памятников, которые я упомянул:
1. Голова эпохи Тутмосидов - $ 272,500
2. Голова Осириса - $ 56,250
3. Инкрустация лица - $ 158,500
4. Статуэтка жреца - $ 164,500
5. Фрагмент статуи дамы - $ 50,000
6. Царица Арсиноя - не продана

В целом, на этом сегменте рынка кризис не особенно сказался. Сегмент редкий, очень красивый, интеллектуальный, очень ценящийся и популярный в Европе и особенно в США. Я не всегда смотрю итоги торгов, потому что для меня, как для египтолога и эксперта, главный интерес представляют именно сами памятники. Если Вам интересно, то я время от времени делаю анонсы наиболее, на мой взгляд, интересных египетских лотов с торгов ведущих аукционов. Там есть и знаменитые три топ-лота, за 2005 год. Некоторые ссылки:

"Сотби", ноябрь 2008 г.
"Сотби, июнь 2008"
Саркофаг и мумия Несхонсу. "Кристи", декабрь 2006
"Кристи, ноябрь 2006"
"Кристи, декабрь 2005 года, топ египетских торгов - статуя Канефера (на фото) за $2 816 000"
"Кристи", декабрь 2005, коллекция семьи Харер и статуя царицы Мут-Туйи (на фото) за $2 256 000
"Сотби", июнь 2005, голова Аменхотепа III (на фото) за $482 500

Официальная статистика дома "Сотби" (Нью-Йорк) по Египту:
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 0292.jpg
Просмотров: 241
Размер:	31.0 Кб
ID:	621011   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 0280.jpg
Просмотров: 296
Размер:	43.0 Кб
ID:	621021   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 0242.jpg
Просмотров: 265
Размер:	44.6 Кб
ID:	621031  



Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 14 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (05.03.2010), fross (04.02.2010), LCR (31.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (03.02.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), Tana (01.02.2010), Вивьен (01.02.2010), Евгений (01.02.2010), Кирилл Данелия (01.02.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010)
Старый 01.02.2010, 07:00 Язык оригинала: Русский       #6
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,456 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32443
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Виктор Солкин Посмотреть сообщение
Если Вам интересно, то я время от времени делаю анонсы наиболее, на мой взгляд, интересных египетских лотов с торгов ведущих аукционов.
Это многим интересно,большое спасибо за Ваши комментарии.



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
luka77 (13.04.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), олег назаров (14.02.2011)
Старый 03.02.2010, 14:37 Язык оригинала: Русский       #7
Гуру
 
Аватар для Konstantin
 
Регистрация: 28.03.2008
Сообщений: 9,415
Спасибо: 1,532
Поблагодарили 29,854 раз(а) в 6,714 сообщениях
Записей в дневнике: 10
Репутация: 27272
По умолчанию

Виктор Солкин, подскажите про продажи изделий древнего Египта из твёрдых пород камня: гранита, кальцита. И как они (Египтяне) это делали, особенно пустотелые вазы.



Konstantin вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо Konstantin за это полезное сообщение:
Старый 05.02.2010, 02:15 Язык оригинала: Русский       #8
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
По умолчанию

Для начала я не назвал бы кальцит особенно твердой породой камня. Более того, сорт камня не может играть роль определяющего фактора в области интереса к памятнику, если только этот камень не драгоценный, что в случае с Египтом - исключено. Определяющими здесь будут художественный уровень, эпоха/древность, редкая иконография или особенный провенанс памятника. Естественно, скульптурный фрагмент из гранита здесь будет пользоваться значительным приоритетом перед, например, гранитным сосудом. Конкретные примеры Вы можете посмотреть по ссылкам на обзоры аукционов, которые я привел выше.

Относительно вопроса "как они это делали", видимо, возникшего в русле обилия "технологических" шарлатанов вокруг современной отечественной египтологии и вокруг наследия Древнего Египта в целом: это не вопрос формата форума. Я порекомендую Вам отличное современное издание, в котором интересующий Вас аспект обработки, технологии и изготовления сосудов рассмотрен наиболее подробно достойными авторами: Shaw I., Nicholson P. Ancient Egyptian Materials and Technology. Cambridge, 2009 - 2-е издание



Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (05.03.2010), LCR (05.02.2010), luka77 (13.04.2010), Tana (16.02.2010), Евгений (05.02.2010), Кирилл Данелия (05.02.2010), Синица (21.06.2010)
Старый 20.05.2010, 15:56 Язык оригинала: Русский       #9
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
По умолчанию Древний Египет на "Сотби". Июнь 2010 г.

Грядущие в июне торги древностями на «Сотби» в Нью-Йорке совершенно не впечатляют своей египетской секцией; по сути, представлены памятники отнюдь не первой величины и, выбирая из них часть для обзора, я исхожу из принципа лучше хоть что-то, чем ничего. Видимо, сходным принципом руководствовался и аукционный дом. Особенно занятным на этом фоне кажется тот факт, что в качестве наиболее значительного памятника египетского искусства на торгах заявлен «амарнский талатат», якобы с изображением царицы Кийа, даже сама подлинность которого, не говоря уже о качестве исполнения, вызывает большой скепсис. Кстати, с датировками египетских памятников на этих торгах – вообще большие проблемы, они либо неточны, либо их рамки очень обширны в тех случаях, когда куда более точную дату создания произведения вполне можно указать.

Из интересного. Один из двух действительно интересных лотов – это бронзовая голова богини (по какой-то причине в каталоге она названа «Исидой», хотя для такой атрибуции нет никаких оснований), которая некогда была навершием кормы священной переносной ладьи богини. На таких ладьях культовая статуя божества совершала хау – «воссияние», выходя из Святая святых храма в профанный мир во время праздника. Высота памятника – 14 см, утерян убор в виде коровьих рогов и солнечного диска между ними, который некогда был установлен на корне модиус, венчающей трехчастный парик. Также утерян урей на лбу богини и ее инкрустированные глаза и брови. Возможно, рисунок убора нерет – крыльев священного грифа, который покрывает парик, также был некогда инкрустирован другим металлом. Несмотря на утерянные инкрустации, либо богини очень живо, интересно смоделировано и отличается прекрасной сохранностью. Датировка временем правления XXVI-XXX династий кажется предпочтительной. Памятник был приобретен в Риме в 1950-х гг, эстимейт - $10-15 тыс.

Из Карнака, судя по всему, происходит часть обрамления дверного проема, выполненная из песчаника. Она некогда была частью входа в святилище Осириса-Уау, созданного царем Тахаркой. На притолоке сохранились три изображения: Исида, стоящая перед Осирисом, царь Тахарка, подносящий жертвы Осирису и Нефтиде и, наконец, Ра-Хорахте и Тот, ведущие Тахарку к Осирису. Высота памятника – 43,2 см., ширина – 96,5 см. Памятник, интересный как с эпиграфической точки зрения, так и с религиоведческой, происходит из австралийской частной коллекции, его эстимейт - $10-15 тыс.

В одной из галерей Брюсселя в 1967 году был приобретен скульптурный портрет царя XXX династии, скорее всего, Нектанеба I, который теперь выставлен на «Сотби». На царе надет головной платок немес, высота памятника – 24,8 см, он выполнен из серого гранита. Эстимейт - $ 50-80 тыс.

На торгах представлены две статуи Птаха-Сокара-Осириса; одна из них – более качественно выполнена, вторая – почти полностью сохранилась. Остановлюсь на второй – антропоморфное, запеленутое божество в высокой короне чени, с широким ожерельем усех, стоит на постаменте, декорированном знаками власти уас и знаками вечной жизни анх. Высота статуи – 74,9 см, датируется памятник птолемеевским временем. Его эстимейт на «Сотби» - $ 10-15 тыс.

Правлением XXII-XXVI династий датируется небольшая бронзовая фигурка священной кошки, высотой 13,3 см. Фигурка полая, поскольку служила реликварием для хранения частей мумии священного животного. Судя по сохранившимся следам золочения, речь шла об очень почитаемом священном животном, либо о значительном богатстве донатора, который мог позволить себе подобный дар. Памятник, происходящий из коллекции немецкого поэта и драматурга А. Дрея (1890-1965) нуждается в срочной реставрации и, в целом, отличается очень хорошими пропорциями; несмотря на коррозию силуэт животного передан мастером великолепно. Эстимейт - $ 5-8 тыс.

Второй лот торгов, который действительно очень интересен, - это миниатюрная стела с изображением Хора-младенца на крокодилах. Над Хором – традиционная голова Беса, охраняющего божественного младенца в топях Ах-Бит. На обратной стороне стелы, выполненной из зеленоватого серпентина, - короткий иероглифический текст с охранным заклинанием. Высота стелы – 5,8 см., она датируется XXX династией и происходит из знаменитой каирской коллекции Мориса Нахмана, распроданной после смерти владельца в 1953 году. Памятник превосходно выполнен, особенно учитывая его крохотные размеры и, как и все т.н. «циппи Хора» использовался для освященная воды или же просто как амулет для защиты от любого зла. Эстимейт – $ 5-8 тыс.

Наконец, завершая этот краткий обзор, остановлюсь еще на маске антропоморфного саркофага, вполне обычной, выполненной из дерева и расписанной, однако просто очень красивой. Памятник, происходящий из старой немецкой коллекции, датируется временем XXII династии; трехчастный черный парик умершего расписан охрой: переданы пряди волос и цветок водяной лилии – символа возрождения – из которого появляется плод персеи – дерева, посвященного культу Ра. Превосходно смоделированное лицо, узкие глаза, подведенные четкими косметическими линиями восходят по уровню своего исполнения к лучшим образцам конца Нового царства, однако все же отличны от них. Лицо умершего окрашено в зеленый цвет, ассоциирующийся с Осирисом и вечной жизнью. Высота памятника – 40,6 см., эстимейт – $ 7-10 тыс.

(с) Виктор Солкин
(с) фото – sothebys.com
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Amarna Talatat Sot.jpg
Просмотров: 211
Размер:	238.2 Кб
ID:	806371   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot1.jpg
Просмотров: 173
Размер:	146.1 Кб
ID:	806381   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot2.jpg
Просмотров: 204
Размер:	164.3 Кб
ID:	806391   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot3.jpg
Просмотров: 198
Размер:	159.4 Кб
ID:	806401   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot4.jpg
Просмотров: 214
Размер:	57.8 Кб
ID:	806411  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot5.jpg
Просмотров: 210
Размер:	122.5 Кб
ID:	806421   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot6.jpg
Просмотров: 191
Размер:	156.5 Кб
ID:	806431   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot6a.jpg
Просмотров: 168
Размер:	162.7 Кб
ID:	806441   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Sot7.jpg
Просмотров: 174
Размер:	158.1 Кб
ID:	806451  



Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (16.02.2011), kozhinart (14.06.2010), LCR (20.05.2010), Tanuki (22.05.2010), Евгений (20.05.2010), Кирилл Данелия (20.05.2010), Синица (21.06.2010), Тютчев (21.06.2010)
Старый 09.06.2010, 14:39 Язык оригинала: Русский       #10
Новичок
 
Аватар для Виктор Солкин
 
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
По умолчанию Каинефернефер, или Главная проблема музея в Сент-Льюисе

Эта маска, ставшая в связи с противоречивой историей своего появления в арт-пространстве одним из самых знаменитых памятников древнеегипетского искусства, была найдена в 1951 году египетским археологом Мохаммедом Закария Гонеймом в Саккаре при исследовании незавершённого пирамидного комплекса царя III династии Сехемхета. На территории комплекса археологи обнаружили многочисленные более поздние захоронения.

«Самым интересным погребением была могила знатной женщины по имени Каинефернефер, что означает «Дважды Прекрасное Ка», – писал Гонейм. – Тело её было не набальзамировано, а просто завернуто в циновку из пальмовых листьев. Голову и плечи закрывала реалистическая раскрашенная и позолоченная маска из покрытого гипсом холста и картона. На ней было также ожерелье из стеклянных бус, имитирующих полудрагоценные камни, амулеты из зелёного полевого шпата и стекла; при ней находились и статуэтки – алебастровые, деревянные и стеатитовые…» Маска датировалась временем правления XIX династии, а специфика погребения, в циновке, говорила о том, что покойная, возможно, была ливийкой.

Маска поразительно хороша своей реалистичностью, пропорциями и объёмностью. Лицо дамы вызолочено, причём содержание меди в золоте, а также окись металла придают ему красноватый оттенок. Удлинённые инкрустированные глаза подведены стеклянными имитациями косметических линий. Губы маски покрыты красно-жёлтым пигментом, который некогда был основой для более интенсивного золочения. Массивный парик с замечательно выполненными из толстого слоя смолы двойными прядями волос, обрамляющими лицо, украшен декоративной повязкой, с которой свисает инкрустированный стеклом цветок водяной лилии, из которого виден плод дерева персеи – символа возрождения и Солнечного божества.

Плечи дамы покрыты широким ожерельем, из-под которого видны груди, украшенные растительным орнаментом и свисающим между ними цветком водяной лилии. Под грудью изображена объёмная пектораль в форме ладьи Осириса, на которой перед божеством предстоит сама Каинефернефер. В руках маски – традиционные символы Осириса джед и Исиды – ‘тет’, вместе символизирующие таинство посмертной трансформации умершей. В верхней части маски имеются повреждения, которые, тем не менее, не искажают общий облик памятника и не уменьшают его художественную значимость.

Музей Сент-Луиса приобрёл маску Каинефернефер – главный шедевр своего египетского собрания – в 1998 году в женевской галерее «Феникс», принадлежащей известным арт-дилерам, братьям Абутаам. Вскоре выяснилось, что памятник покинул Египет нелегально вместе с некоторыми другими произведениями искусства, пропавшими при ограблении археологического хранения в Саккаре в 1980-х гг. С тех пор маска, оказавшаяся сначала в Бельгии, а потом – в Швейцарии, сменила нескольких владельцев. В настоящее время музей Сент-Луиса отказывается удовлетворить настойчивое требование Высшего Совета по древностям АРЕ и вернуть маску на родину.

О сложной истории маски, которая нелегально попала на европейский антикварный рынок и которую требует вернуть Египет
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 160433976.jpg
Просмотров: 182
Размер:	159.3 Кб
ID:	833251   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2010-06_1.jpg
Просмотров: 214
Размер:	85.7 Кб
ID:	833261   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2010-06_4.jpg
Просмотров: 190
Размер:	70.6 Кб
ID:	833271   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2010-06_2.jpg
Просмотров: 220
Размер:	60.4 Кб
ID:	833281   Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2010-06_5.jpg
Просмотров: 195
Размер:	48.3 Кб
ID:	833291  




Виктор Солкин вне форума   Ответить с цитированием
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение:
Allena (16.02.2011), kozhinart (14.06.2010), LCR (09.06.2010), Евгений (09.06.2010), Синица (21.06.2010), Тютчев (21.06.2010)
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Дегенеративное искусство? Искусство дегенератов! Nedogonov Арт-калейдоскоп 473 19.08.2015 01:14
Искусство множества и кинетическое искусство LCR Современное зарубежное искусство 2 26.08.2011 09:46
Искусство кражи gans Беседка 27 20.05.2010 16:15
Искусство или махинация? gans Доходность 15 30.05.2009 09:38
Выставка "Искусство про искусство" в ГРМ, Мраморный дворец Mark Выставки, события 0 21.05.2009 07:34





Часовой пояс GMT +3, время: 00:38.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot