|
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]()
На форуме уже поднимался вопрос об искусстве Востока на примере китайского собрания замечательной Галереи Кирилла Данелия. Хочу обратиться к Египту, который, опять же в галерее представлен очень интересными памятниками. Увы, видимо, Россия еще не скоро придет к пониманию ценности столь древних памятников, которые на Западе пользуются огромной популярностью. Три года тому назад, например, статуя царицы Мут-Туйи, матери Рамсеса II из собрания семьи Харер была продана более чем за $ 2 млн. Для начала дискуссии и для ориентира шесть лотов с декабрьских торгов "Сотби":
Египетская секция торгов, в 2009 году достаточно скромная на фоне коллекций, представленых за последние пять лет. Однако несколько произведений заслуживают пристального внимания и, безусловно, составят честь лучшим музейным коллекциям египетских древностей. Главная неожиданность предстоящих торгов – порой весьма смелые, а иногда даже и не особенно адекватные эстимейты на фоне нескольких откровенно недооцененных произведений искусства.
Читать дальше...
Все фото - © sothebys.com Любопытная программа "Коллекция" канала "Усадьба" о египетских вещах в Галерее Кирилла Данелия - в качестве продолжения размышений, но уже на отечественной почве... |
![]() |
![]() |
Эти 19 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение: | Allena (05.03.2010), Art-lover (22.02.2011), fross (23.01.2010), L-ana64110 (23.01.2010), LCR (23.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (23.01.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), SAH (24.01.2010), Tana (01.02.2010), Tanuki (23.01.2010), uriart (24.01.2010), Евгений (24.01.2010), Кирилл Данелия (24.01.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010), Ухтомский (23.06.2010) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #3 |
Гуру
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,262 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29882
|
![]()
Уважаемый господин Солкин, огромное спасибо за Ваш сюжет.
В консервативно-инвестиционном отношении искусство Древнего Египта, как мне кажется, является одним из наиболее интересных. Что же касается искусства Китая, то помимо конервативного инвестирования, в свете последних событий здесь появилась, опять же, на мой взгляд, возможность и купить миллионный лотерейный билет ![]() Я хотела спросить у Вас: а как обстоит дело с подделками? На форуме уже поднимался - очень кратко - вопрос о китайской скульптуре, похоже, что фальсификации чрезвычайно многочисленны и искустны. Древне-египетские новоделы, должно быть, также нередки (некоторые из них успели приобрести престиж и патину времени, не правда ли? ведь их изготовление началось еще в XIX веке ![]() Но главное - не умолкайте, расскажите поподробнее об этих рынках! |
![]() |
![]() |
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение: | Allena (05.03.2010), fross (24.01.2010), Tana (01.02.2010), Виктор Солкин (31.01.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #4 |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]()
Спасибо за добрые слова. Впредь постараюсь сюда чаще выбираться, как работа отпустит
![]() Египетские подделки не столь многочисленны, как китайские. Я, конечно же, имею в виду хорошие подделки, а не туристский ширпотреб. Почти никогда не удается хорошо подделать камень - пластика египетского искусства никак не дается фальсификаторам, которые даже в очень качественных своих "работах" либо допускают заметную жесткость форм, либо путаются в стилистике атрибутов, либо не умеют работать с поверхностью - а это египтяне знали превосходно. Об ошибках в иероглифических текстах я уже не говорю. В итоге, подделки из камня очень хорошо всегда видны. Особенно - из известняка. Впрочем, для подделок, из-за прочности гранита или диорита, чаще берут именно его. Исключения, редкие, все же есть. Приведу очень яркий пример - со знаменитой гранитной статуей Сенусерта III, которая была продана в 1998 году одной из парижских галерей в сопровождении экспертизы Элизабет Деланж, тогда хранившей в Лувре скульптуру Среднего царства (той самой эпохи). Г-жа Деланж отличный специалист, и это редкий, интереснейший случай, когда уже после продажи памятника, омраченной негативной оценкой Египетского музея в Берлине, а вернее - Дитриха Вилдунга, директора, выдающегося искусствоведа и опять же, специалиста по Среднему царству, была назначена новая материаловедческая экспертиза, показавшая наличие в поверхности камня следов стального абразива. В 2003 году мы писали о "стальном Сенусерте" у нас на сайте, с мнением Жана Йойотта, подробно. Я размещаю здесь два не очень качественных фото этого памятника, крайне редкие. Это подлинный шедевр подделки (по сути, внешне, его отличает от известных подлинных портретов Сенусерта III только слишком маленькое расстояние от линии верхней губы к носу и некоторая узость лица), сильно скомпрометировавший Лувр.
Читать дальше...
Последний раз редактировалось Виктор Солкин; 31.01.2010 в 23:03. |
![]() |
![]() |
Эти 17 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение: | Allena (05.03.2010), dedulya37 (31.01.2010), fross (04.02.2010), Konstantin (31.01.2010), LCR (31.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (03.02.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), Tana (01.02.2010), uriart (01.02.2010), Вивьен (03.02.2010), Евгений (01.02.2010), Кирилл Данелия (01.02.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #5 | |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]() Цитата:
1. Голова эпохи Тутмосидов - $ 272,500 2. Голова Осириса - $ 56,250 3. Инкрустация лица - $ 158,500 4. Статуэтка жреца - $ 164,500 5. Фрагмент статуи дамы - $ 50,000 6. Царица Арсиноя - не продана В целом, на этом сегменте рынка кризис не особенно сказался. Сегмент редкий, очень красивый, интеллектуальный, очень ценящийся и популярный в Европе и особенно в США. Я не всегда смотрю итоги торгов, потому что для меня, как для египтолога и эксперта, главный интерес представляют именно сами памятники. Если Вам интересно, то я время от времени делаю анонсы наиболее, на мой взгляд, интересных египетских лотов с торгов ведущих аукционов. Там есть и знаменитые три топ-лота, за 2005 год. Некоторые ссылки: "Сотби", ноябрь 2008 г. "Сотби, июнь 2008" Саркофаг и мумия Несхонсу. "Кристи", декабрь 2006 "Кристи, ноябрь 2006" "Кристи, декабрь 2005 года, топ египетских торгов - статуя Канефера (на фото) за $2 816 000" "Кристи", декабрь 2005, коллекция семьи Харер и статуя царицы Мут-Туйи (на фото) за $2 256 000 "Сотби", июнь 2005, голова Аменхотепа III (на фото) за $482 500 Официальная статистика дома "Сотби" (Нью-Йорк) по Египту: ![]() |
|
![]() |
![]() |
Эти 14 пользователя(ей) сказали Спасибо Виктор Солкин за это полезное сообщение: | Allena (05.03.2010), fross (04.02.2010), LCR (31.01.2010), luka77 (13.04.2010), lusyvoronova (03.02.2010), OTROK NIKODIM (03.02.2010), Tana (01.02.2010), Вивьен (01.02.2010), Евгений (01.02.2010), Кирилл Данелия (01.02.2010), Кирилл Сызранский (05.02.2010), олег назаров (14.02.2011), Синица (21.06.2010), Тютчев (05.02.2010) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #6 |
Гуру
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,456 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32443
|
![]()
Это многим интересно,большое спасибо за Ваши комментарии.
|
![]() |
![]() |
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение: |
![]() |
Язык оригинала: Русский #7 |
Гуру
Регистрация: 28.03.2008
Сообщений: 9,415
Спасибо: 1,532
Поблагодарили 29,854 раз(а) в 6,714 сообщениях
Записей в дневнике: 10
Репутация: 27272
|
![]()
Виктор Солкин, подскажите про продажи изделий древнего Египта из твёрдых пород камня: гранита, кальцита. И как они (Египтяне) это делали, особенно пустотелые вазы.
|
![]() |
![]() |
Этот пользователь сказал Спасибо Konstantin за это полезное сообщение: | олег назаров (14.02.2011) |
![]() |
Язык оригинала: Русский #8 |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]()
Для начала я не назвал бы кальцит особенно твердой породой камня. Более того, сорт камня не может играть роль определяющего фактора в области интереса к памятнику, если только этот камень не драгоценный, что в случае с Египтом - исключено. Определяющими здесь будут художественный уровень, эпоха/древность, редкая иконография или особенный провенанс памятника. Естественно, скульптурный фрагмент из гранита здесь будет пользоваться значительным приоритетом перед, например, гранитным сосудом. Конкретные примеры Вы можете посмотреть по ссылкам на обзоры аукционов, которые я привел выше.
Относительно вопроса "как они это делали", видимо, возникшего в русле обилия "технологических" шарлатанов вокруг современной отечественной египтологии и вокруг наследия Древнего Египта в целом: это не вопрос формата форума. Я порекомендую Вам отличное современное издание, в котором интересующий Вас аспект обработки, технологии и изготовления сосудов рассмотрен наиболее подробно достойными авторами: Shaw I., Nicholson P. Ancient Egyptian Materials and Technology. Cambridge, 2009 - 2-е издание |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #9 |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]()
Грядущие в июне торги древностями на «Сотби» в Нью-Йорке совершенно не впечатляют своей египетской секцией; по сути, представлены памятники отнюдь не первой величины и, выбирая из них часть для обзора, я исхожу из принципа лучше хоть что-то, чем ничего. Видимо, сходным принципом руководствовался и аукционный дом. Особенно занятным на этом фоне кажется тот факт, что в качестве наиболее значительного памятника египетского искусства на торгах заявлен «амарнский талатат», якобы с изображением царицы Кийа, даже сама подлинность которого, не говоря уже о качестве исполнения, вызывает большой скепсис. Кстати, с датировками египетских памятников на этих торгах – вообще большие проблемы, они либо неточны, либо их рамки очень обширны в тех случаях, когда куда более точную дату создания произведения вполне можно указать.
Из интересного. Один из двух действительно интересных лотов – это бронзовая голова богини (по какой-то причине в каталоге она названа «Исидой», хотя для такой атрибуции нет никаких оснований), которая некогда была навершием кормы священной переносной ладьи богини. На таких ладьях культовая статуя божества совершала хау – «воссияние», выходя из Святая святых храма в профанный мир во время праздника. Высота памятника – 14 см, утерян убор в виде коровьих рогов и солнечного диска между ними, который некогда был установлен на корне модиус, венчающей трехчастный парик. Также утерян урей на лбу богини и ее инкрустированные глаза и брови. Возможно, рисунок убора нерет – крыльев священного грифа, который покрывает парик, также был некогда инкрустирован другим металлом. Несмотря на утерянные инкрустации, либо богини очень живо, интересно смоделировано и отличается прекрасной сохранностью. Датировка временем правления XXVI-XXX династий кажется предпочтительной. Памятник был приобретен в Риме в 1950-х гг, эстимейт - $10-15 тыс. Из Карнака, судя по всему, происходит часть обрамления дверного проема, выполненная из песчаника. Она некогда была частью входа в святилище Осириса-Уау, созданного царем Тахаркой. На притолоке сохранились три изображения: Исида, стоящая перед Осирисом, царь Тахарка, подносящий жертвы Осирису и Нефтиде и, наконец, Ра-Хорахте и Тот, ведущие Тахарку к Осирису. Высота памятника – 43,2 см., ширина – 96,5 см. Памятник, интересный как с эпиграфической точки зрения, так и с религиоведческой, происходит из австралийской частной коллекции, его эстимейт - $10-15 тыс. В одной из галерей Брюсселя в 1967 году был приобретен скульптурный портрет царя XXX династии, скорее всего, Нектанеба I, который теперь выставлен на «Сотби». На царе надет головной платок немес, высота памятника – 24,8 см, он выполнен из серого гранита. Эстимейт - $ 50-80 тыс. На торгах представлены две статуи Птаха-Сокара-Осириса; одна из них – более качественно выполнена, вторая – почти полностью сохранилась. Остановлюсь на второй – антропоморфное, запеленутое божество в высокой короне чени, с широким ожерельем усех, стоит на постаменте, декорированном знаками власти уас и знаками вечной жизни анх. Высота статуи – 74,9 см, датируется памятник птолемеевским временем. Его эстимейт на «Сотби» - $ 10-15 тыс. Правлением XXII-XXVI династий датируется небольшая бронзовая фигурка священной кошки, высотой 13,3 см. Фигурка полая, поскольку служила реликварием для хранения частей мумии священного животного. Судя по сохранившимся следам золочения, речь шла об очень почитаемом священном животном, либо о значительном богатстве донатора, который мог позволить себе подобный дар. Памятник, происходящий из коллекции немецкого поэта и драматурга А. Дрея (1890-1965) нуждается в срочной реставрации и, в целом, отличается очень хорошими пропорциями; несмотря на коррозию силуэт животного передан мастером великолепно. Эстимейт - $ 5-8 тыс. Второй лот торгов, который действительно очень интересен, - это миниатюрная стела с изображением Хора-младенца на крокодилах. Над Хором – традиционная голова Беса, охраняющего божественного младенца в топях Ах-Бит. На обратной стороне стелы, выполненной из зеленоватого серпентина, - короткий иероглифический текст с охранным заклинанием. Высота стелы – 5,8 см., она датируется XXX династией и происходит из знаменитой каирской коллекции Мориса Нахмана, распроданной после смерти владельца в 1953 году. Памятник превосходно выполнен, особенно учитывая его крохотные размеры и, как и все т.н. «циппи Хора» использовался для освященная воды или же просто как амулет для защиты от любого зла. Эстимейт – $ 5-8 тыс. Наконец, завершая этот краткий обзор, остановлюсь еще на маске антропоморфного саркофага, вполне обычной, выполненной из дерева и расписанной, однако просто очень красивой. Памятник, происходящий из старой немецкой коллекции, датируется временем XXII династии; трехчастный черный парик умершего расписан охрой: переданы пряди волос и цветок водяной лилии – символа возрождения – из которого появляется плод персеи – дерева, посвященного культу Ра. Превосходно смоделированное лицо, узкие глаза, подведенные четкими косметическими линиями восходят по уровню своего исполнения к лучшим образцам конца Нового царства, однако все же отличны от них. Лицо умершего окрашено в зеленый цвет, ассоциирующийся с Осирисом и вечной жизнью. Высота памятника – 40,6 см., эстимейт – $ 7-10 тыс. (с) Виктор Солкин (с) фото – sothebys.com |
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #10 |
Новичок
Регистрация: 23.01.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 22
Спасибо: 11
Поблагодарили 174 раз(а) в 25 сообщениях
Репутация: 348
|
![]()
Эта маска, ставшая в связи с противоречивой историей своего появления в арт-пространстве одним из самых знаменитых памятников древнеегипетского искусства, была найдена в 1951 году египетским археологом Мохаммедом Закария Гонеймом в Саккаре при исследовании незавершённого пирамидного комплекса царя III династии Сехемхета. На территории комплекса археологи обнаружили многочисленные более поздние захоронения.
«Самым интересным погребением была могила знатной женщины по имени Каинефернефер, что означает «Дважды Прекрасное Ка», – писал Гонейм. – Тело её было не набальзамировано, а просто завернуто в циновку из пальмовых листьев. Голову и плечи закрывала реалистическая раскрашенная и позолоченная маска из покрытого гипсом холста и картона. На ней было также ожерелье из стеклянных бус, имитирующих полудрагоценные камни, амулеты из зелёного полевого шпата и стекла; при ней находились и статуэтки – алебастровые, деревянные и стеатитовые…» Маска датировалась временем правления XIX династии, а специфика погребения, в циновке, говорила о том, что покойная, возможно, была ливийкой. Маска поразительно хороша своей реалистичностью, пропорциями и объёмностью. Лицо дамы вызолочено, причём содержание меди в золоте, а также окись металла придают ему красноватый оттенок. Удлинённые инкрустированные глаза подведены стеклянными имитациями косметических линий. Губы маски покрыты красно-жёлтым пигментом, который некогда был основой для более интенсивного золочения. Массивный парик с замечательно выполненными из толстого слоя смолы двойными прядями волос, обрамляющими лицо, украшен декоративной повязкой, с которой свисает инкрустированный стеклом цветок водяной лилии, из которого виден плод дерева персеи – символа возрождения и Солнечного божества. Плечи дамы покрыты широким ожерельем, из-под которого видны груди, украшенные растительным орнаментом и свисающим между ними цветком водяной лилии. Под грудью изображена объёмная пектораль в форме ладьи Осириса, на которой перед божеством предстоит сама Каинефернефер. В руках маски – традиционные символы Осириса джед и Исиды – ‘тет’, вместе символизирующие таинство посмертной трансформации умершей. В верхней части маски имеются повреждения, которые, тем не менее, не искажают общий облик памятника и не уменьшают его художественную значимость. Музей Сент-Луиса приобрёл маску Каинефернефер – главный шедевр своего египетского собрания – в 1998 году в женевской галерее «Феникс», принадлежащей известным арт-дилерам, братьям Абутаам. Вскоре выяснилось, что памятник покинул Египет нелегально вместе с некоторыми другими произведениями искусства, пропавшими при ограблении археологического хранения в Саккаре в 1980-х гг. С тех пор маска, оказавшаяся сначала в Бельгии, а потом – в Швейцарии, сменила нескольких владельцев. В настоящее время музей Сент-Луиса отказывается удовлетворить настойчивое требование Высшего Совета по древностям АРЕ и вернуть маску на родину. О сложной истории маски, которая нелегально попала на европейский антикварный рынок и которую требует вернуть Египет |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Дегенеративное искусство? Искусство дегенератов! | Nedogonov | Арт-калейдоскоп | 473 | 19.08.2015 01:14 |
Искусство множества и кинетическое искусство | LCR | Современное зарубежное искусство | 2 | 26.08.2011 09:46 |
Искусство кражи | gans | Беседка | 27 | 20.05.2010 16:15 |
Искусство или махинация? | gans | Доходность | 15 | 30.05.2009 09:38 |
Выставка "Искусство про искусство" в ГРМ, Мраморный дворец | Mark | Выставки, события | 0 | 21.05.2009 07:34 |
|