Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > Пар-И

Рейтинг: 5.00. Голосов: 3.

Оценка произведений искусства

Запись от Пар-И размещена 05.12.2010 в 11:57

А.Е.Рождественский
Методология оценки произведений искусства


Содержание
1 Введение ………………………………………………………...1
2 Принципы оценки……………………………………………….3
3 Смысл понятия «стоимость»…………………………………...6
4 Три группы художественных ценностей……………………....9
5 Параметры художественного произведения………………….12
6 Методология оценки стоимости искусства…………………...16
7 Реализация методологии оценки ……………………………...17
8 Об идентификации подлинности произведений………….…..19
9 Особенности рынка искусства и примеры стоимости …….…20
10 Некоторые итоги иположения………………………………….23
11 Результаты практики оценки искусства……………………….24
12 Цитируемая литература………………………………………..25

1. Введение в оценку стоимости произведений искусства

Однажды, 16 лет тому назад при переоценке основных фондов Воронежского авиастроительного завода , где числилось cвыше 24 тысячи учетных единиц (это количество строк не помещалось в стандартный формат таблиц Exel) , я обратил внимание на два предмета. В списке учетных объектов былу указаны картины, среди них две обращали на себя внимание. Это были парные картины, написанные с печатью виртуозности мастером – академиком. Одна из них называлась «На рыбалку», другая –«Не взяли на рыбалку». Глядя на них вспомнился искусствовед М.Лившиц, который фактически потратил жизнь чтобы доказать, что произведения соц.реализма действительно относятся к настоящему искусству и к настоящей живописи. В тот период картины числились по ничтожной стоимости – по 200 рублей каждая. Но человеку, чувствующему искусство было ясно, что рыночная стоимость этих картин выше в тысячи раз. Так оно и произошло - спустя 16 лет рыночные цены на советское академическое искусство возрасли в сотни и тысячи раз. М.Лившиц в своей искусствоведческой оценке и интуиции оказался прав. После этого случая у автора возник профессиональный интерес к теории и практике оценки искусства как такового.
Оценка сама по себе не есть процесс, метод или методология –оценка есть цель. Оценка стоимости объекта в денежном выражении также есть цель. На интуитивном уровне вдумчивому человеку ясно, что процесс оценки произведений искусства отличается от процесса определения стоимости многих массовых объектов –недвижимости, товаров, предприятий, ценныхбумаг и др. Основное отличие в том, что стоимость произвtдения искусства может быть вообще не связана на первый взгляд с затратами на его создание. Предположение о том, что чем старее предмет (объект антиквариата, искусства) тем дороже, тоже не состоятельно. Возникает вопрос – имееются ли общие закономерности в формировании стоимости предмета искусства и в процессе нахождения (опеределения) этой стоимости ?
Такие закономерности имеются, и связаны они с тем, что оценке в предметах искусства подлежат в основном представления. Прежде чем непосредственно обрисовать сущность и методологию оценки произведений искусства, нам понадобится знакомство с философскими и естественно - научными понятиями оценки.

Что такое оценка? Ограниченное, в чем-то приближенное суждение о феномене, или точный расчет? Профессиональные в своем деле оценщики- летчики и штурманы в авиации, никогда не сообщают время прилета самолета в пункт следования, и правильно делают! Пассажирам объявляется только лишь расчетное время прилета. Согласитесь, эта на вид небольшая разница оказывается бездной, разделяющей оценку времени и оценку расчетного времени. Вторую оценку штурман умеет делать, а вот первую - почти никто в мире. Также и Оценщик - он сообщит расчетную стоимость объекта. Настоящий оценщик сообщит стоимость в том смысле правильную, что в рамках рассчитанной стоимости найдет еще и покупателя. А это уже искусство, интуиция и одновременно сложнейшая задача, в том числе связанная с предвидением. На самом деле все, сколько - нибудь серьезные задачи, стоящие перед человеком или человечеством сводятся к попытке заглянуть в будущее. И оценка стоимости прямо зависит от результата этого предвидения.

Дадим оценке точное определение -

Оценка есть попытка уплотнить или продолжить историю феномена.
Читать дальше... 

Феномен есть любое нечто, которое можно отличить от любого иного нечто.
Определение тогда имеет смысл, когда оно конструктивно, т.е. указывает не только на особенности предмета определения, но и на процесс определния особенностей – как это сделать и в какой конструкции. В этом смысле выказанные определения конструктивны и вот почему.
Наиболее фундаментальные понятия, данные человеку Творцом , есть числа. Поэтому феномен в наиболее общем представлении выражается в последовательности ( комбинации) чисел .
«Уплотнение или продолжение истории феномена» - это есть однозначный процесс интерполяции и экстраполяции функции, заданной на отрезке в виде дискретных отчетов.
Для отличия одного феномена от другого на рубеже 21 века создан (осмыслен) аппарат идеальных математических кодов, который божественный в том смысле, что его нельзя улучшить –он идеален (Его творения не подлежат улучшению человеком). Идеальность этих математичеких объектов в том, что они похожи только на самое себя и более не на что – их автокорреляционная функция есть строго дельта функция. Когда немного разобрались с тем, какие приложения этих знаний имеют к современным технологиям во всех сферах жизни человека, эти материалы исчезли их открытых научных публикаций и обсуждений в мировой науке, включая США и СССР [1]. Некоторые слабые и начальные приложения этого аппарата и этой теории уже используются человеком в массовом виде – мобильные телефоны, связь, лоакция, боевые системы и др. Поэтому пhиведtнные определения оценки и феномена контруктивны в основе и и могут быть реализованы наилучшим известным способом.
Данное определение одновременно есть первый принцип, определяющий цель (и функцию) оценки. Определение относится к оценке любых явлений, в том числе включает и экономическую оценку.
С точки зрения науки (математического аппарата функциоального анализа) , возможность уплотнить объект (функцию) одновременно означает возможность ее продолжить (в будущее или прошеднее время), поэтому правильная интеполяция ведет к возможности правильнойчисленой экстраполяции.

2. Принципы оценки
Основной принцип оценки, выраженный нао общедоступном языке , заключен в попытке представить объект оценки так, чтобы он был «виден» более наглядно с большими подробностями, и чтобы это видение (представление) объекта было очевидно не только для самого оценщика, но и для других. На практике этот общий принцип разделяется на несколько принципов и утверждений.
Физики пытаются сделать оценки и в различных масштабах - масштабах микромира, и в масштабе вселенной . Оценщики в сегодняшнем традиционном понимании пытаются реализовать данное определение для экономической жизни объекта, которая разворачивается в сознании людей. В том, что экономическая жизнь объекта проходит в сознании, сходятся в философии и материалисты, и идеалисты. (Заметим - экономическая жизнь подчас не связана со сделками на рынке.) Математики имеют свои слова, свою перефразировку определения оценки - как попытку интерполяции или экстраполяции математического объекта, например ряда чисел.

Математика, в том виде, как ее знают большинство людей с высшим образованием , всего лишь форма представления. А кроме формы есть еще содержание. Форма и содержание - два неразлучных спутника. Функция устанавливает форму и определяет содержание.

Форма притягивает легкостью усвоения. Оценщик часто прячется за форму- за математическую формулу, как истину в последней инстанции. Это всего лишь соблазн. Например, у множества одинаковых на первый взгляд объектов могут "разные статистики", а значит и приведение их к одному результату проблематично. Кроме того дисперсии разных величин, коррелированных (связанных) между собой нельзя складывать и давать "точный" результат в виде одного интервала ошибок оценки. Корректное исследование связей между рядами исходной информации , применяемой в различных подходах для оценки одного и того же объекта, не содержится ни в одном отчете по экономической оценке. В этом смысле технократический подход понятен как желание "укрыться" за формулами. Широко применяемые в оценке простые формулы типа суммы геометрической последовательности для определения дисконта или тривиальные алгебраические соотношения дают оценщику определенную уверенность в том, что формулы не ошибаются. Это верно, но ошибаются люди, которые пользуются этими формулами не отдавая себе отчет, что эти формулы принципиально не позволяют что-то предвидеть.

На самом деле желание Оценщика спрятаться за формулами имеет свой смысл. Оно состоит только в том, что при оценке необходимо реализовывать принцип личной не заинтересованности в смысле максимальной отстранённости от объекта оценки. Важность этого принципа изначально связана не с тем, что Оценщик может или хочет оценить объект ради личной выгоды, и при этом спешит декларировать о своей невинности. Нет, не в этом дело!

А дело в вопросе - как можно оценить дом, построенный своими руками или антикварный автомобиль, над которым возможно вы трудились 20 лет!
Такая оценка получится максимально искривленной. И чем дальше Оценщик отдалится от объекта в смысле максимальной отстранённости , тем более полно он увидит объект и даст лучший результат. Поэтому второй принцип оценки есть принцип личной незаинтересованности оценщика в объекте оценки ни в каком отношении.
Обычно этот принцип понимается упрощенно как декларация Оценщика в том, что он лично не заинтересован в объекте оценки с точки зрения собственной покупки или продажи объекта , т.е. декларация отсутствия аффилированности как отрицание замысла собственного использования. Однако это не только упрощенное понимание данного принципа, но и понимание его с точки зрения психологии воришки (так именует это понимание Салтыков- Щедрин). Истинный смысл принципа в другом.

Данный принцип настолько важен, что интуитивно понимается как постулат даже в этике оценщика, т.е. из технологии оценки проник в этику оценки !
Я подчеркиваю, что максимальная отстранённость от объекта оценки является для оценщика в первую очередь не этическим принципом, а первым и необходимым принципом в технологической цепочке действий по оценке.

Именно этот принцип позволит оценщику увидеть объект так полно и точно, как он не увидел бы его в случае пристрастного отношения. Отдалившись от объекта, порвав с ним личные связи, Оценщик получает возможность маневрировать, искать те виды, ракурсы и проекции объекта, которые позволят ему рассмотреть объект подробно и с таких сторон, с каких объект обычно не виден. Владельцу объекта или интересанту эта проекция объекта обычно (это правило) не видна в силу пристрастия.
У каждого объекта есть свой ракурс, вид, с которого он виден наиболее полно и подробно.
Отсюда следует третий принцип оценки -принцип нахождения пространства, в котором объект виден наиболее полно, наиболее информативен.
Этот принцип -принцип отыскания пространства наибольшего выявления или пространства максимальной информативности феномена.

Что это означает для практики человека? Пространство выявления феномена "перпендикулярно" к самому феномену. Математически перпендикулярность (нормальность) одного пространства по отношению к другому связана с обычными представлениями так, что из одного пространства другое нельзя увидеть принципиально. В противном случае феномен сводился бы к своему наибольшему выявлению. Поэтому на практике для каждого феномена Оценщику необходимо открыть такое пространство, в котором феномен был выявлен с наибольшей полнотой. В этом заключен "высший пилотаж" профессионального Оценщика.

Что это за пространство? Для каждого феномена это абсолютное пространство. Ничего более абсолютного чем числа человеку не дано. Поэтому пространство наибольшего выявления и наибольшей информативности, это пространство чисел ( феномен нам в конечном счете дан как набор чисел). Отсюда следует третий принцип Оценщика –

Реализация третьего методологического принципа оценки состоит в отыскании того пространства , в котором изучаемый феномен выявлен (виден) наиболее полно .

3. О смысле и физическом смысле понятия «стоимость»

Стоимость - это отношения … . Рыночная стоимость - это рыночные отношения... . Слово "отношения " - ключевое для понимания философской основы понятия стоимости. Попытки дать наиболее общее понятие стоимости связаны стеориями стоимости.

Теории стоимости -трудовой стоимости и стоимости полезной существуют сами по себе без каких-либо признаков объединения; теории функционирования денег и денежной системы в рамках либерализма и кейнсианства также существуют сами по себе без признаков какого-либо сближения. Поэтому в современном научном сообществе есть понимание того факта, что понятие «стоимость», несмотря на его бытовую тривиальность, является фундаментальным и не поддается удовлетворительному описанию. Часть ученых полагает, что в терминах науки сущность понятия «стоимость» не может быть выражено и описано.
Другой взгляд и мнение заключаются в том, что понятие «стоимость» в общем случае бесконечномерно и поэтому не поддается простому и однозначному удовлетворительному научному описанию — отсюда недалеко и до позиции отрицания возможности изучения стоимости методами науки. Значительная группа ученых считает, что как только будет дано содержательное определение термину «информация», так следом мгновенно будет дано определение понятию «стоимость», т. е. существует интуитивно ощущаемая связь между этими понятиями. В многочисленных публикациях прикладников-хозяйственников (экономистов) понятие «стоимость» давно используется в достаточно сложных и практически полезных моделях, однако от этого оно не стало более понятным — физический и информационный смысл этого понятия ускользает. По мнению автора, впервые в мире существенный прорыв здесь был достигнут исследовательской группой акад. Г.С. Поспелова (ВЦ АН СССР, 1979), когда в результате анализа системы уравнений для функционирования малопараметрической модели развития отрасли некоторые коэффициенты модели стало возможно интерпретировать как «деньги». Однако этот результат в дальнейшем не получил должного развития и освещения, так как работа и модель были ориентированы на иные задачи. Можно констатировать, что в настоящее время нет удовлетворительного научного ответа на вопрос о сущности стоимости и денег. В ряде публикаций автор попытался ответить на вопрос: есть ли в понятии «деньги» физический смысл, и если есть, то в чем он? Краткий реферат этих публикаций и позиция автора приведены ниже.
В [1] показано, что результат человеческой деятельности (человеческого труда) принципиально состоит из трех компонент и проявляется таким образом, что обращение в нуль одной компоненты немедленно приводит к обнулению результатов человеческой деятельности. Условно эту модель , упоминаемую далее сокращенно как модель БР согласно первоисточнику [1] , можно записать в следующем функциональном виде:
R(t) = áI, F, Hñ, (1)
где
R(t) —результат человеческой деятельности (труда);
I — идеи (представления как НМА –нематериальные активы);
F— фонды как природные и произведенные активы;
Н — человеческий капитал (кадры).
Угловые скобки á ñ — знак объединения понятий (феноменов) без указания на математический алгоритм объединения с условием того, что объединение обладает свойством обращаться в нуль при обращении в нуль одного из трех элементов, объединенных в угловые скобки.
Можно назвать три существенных физических причины и основания, по которым угловые скобки можно заменить знаком умножения. Одно из них (не самое существенное) содержится в двух утверждениях в виде известных теорем А и Б.
Теорема А. Единственная не равная нулю тождественно непрерывная функция f(x), удовлетворяющая для всех положительных величин х и у уравнению Ф(х+у) = Ф(х) + Ф(у), есть логарифмическая функция Ф(х).
Теорема Б. Единственная не равная нулю тождественно непрерывная функция Ф(х), удовлетворяющая для всех положительных х, у уравнению Ф(ху) = Ф(х)Ф(у), есть степенная функция.
Иные аргументы связаны с тем, что понятие стоимость имеет смысл только в стационарных или квазистационарных системах, т. е. в системах, которые могут быть описаны в виде интегрируемой системы дифференциальных уравнений, имеющей первый интеграл вида R = R(х, у, z), который для системы типа Вольтерра приводится к «нормальной форме» вида R(х, у, z) = xaybzg.
Выше упоминалось, что общее выражение для результата человеческого труда можно отразить в форме
R(t) = const(I, F, H)
где сonst — размерный и нормирующий множитель. Это выражение не противоречит форме
R(х, у, z) = xaybzg., (2)
которая удовлетворяет требованию обращаться в ноль при обращении в ноль одного из сомножителей.

Для дальнейшего продвижения к пониманию понятия стоимость нам достаточно того, что функция (2) — результат человеческого труда — как функция трех переменных всегда может быть сведена к функциям и комбинациям двух переменных. Ключевым моментом здесь является тот факт, что в бизнес-процессах (бизнес-циклах или трудовых циклах) результат труда адекватно описывается тоже функцией двух переменных в виде квадратичной формы , причем именно такой, которая отвечает минимуму производства энтропии при информационном взаимодействии, в частности, информационном взаимодействии покупателя и продавца [2]. Таким образом, круг замкнулся — на основе общего выражения для результата человеческого труда (здесь не приводятся также философские основания для подобной формулы) вида (1), (2) получается квадратичная форма, которая как «стоимость» совпадает со структурой результата в бизнес-циклах, имеет физический смысл обобщенной «работы» и отвечает основному глобальному принципу функционирования систем — принципу минимума производства энтропии, т. е. имеет одновременно информационную основу. Поэтому стоимость может быть выражена в виде квадратичной формы, которая физически имеет вид работы обобщенных сил по обобщенным перемещениям системы труда [2]. Физический смысл стоимости как результата обобщенной работы заключается в интерпретации обобщенной работы как преимущества, которое дается стоимостью или деньгами в отношениях и которое можно отождествлять с обобщенным отрезком будущего времени, условно даваемым владельцу денег, обладающих стоимостью. То есть физический смысл денег в данной теории отождествляется с отрезком будущего времени как преимущества, получаемого в рамках отношений владельцем денег. При этом «деньги» не имеют физической размерности, а только отождествляются с помощью нормирующей константы с отрезком будущего времени.

4. Три группы ценностей , как три уровня оценки нематериальных активов в составе произведений искусства. (в том числе антиквариата, произведений живописи, графики, прикладного искусства, а также иные НМА включая финансовые инструменты )

Обзоры итогов аукционных торгов антиквариатом - не только Сотби и Кристи, не только отечественных Гелос и др., но в теме архитектурного и технического антиквариата -пестрят утверждениями и предположениями одновременно разных тенденций к повышению и к понижению цен. Образуется калейдоскоп как у историка хрониста- событий множество, на первый взгляд каждое из них по смыслу противоречит другому, и кроме пестрой картины обозреватель ничего не заметит. На самом деле в этой "картине" -речь идет о пестрой картине цен и тенденций их изменения на рынке антиквариата - есть достаточно жесткая конструкция.

Прежде чем обсудить саму "конструкцию" заметим, что в основном объекты НМА (в том числе картины) покупают не как предметы, а как ожидания. Ожидания чего ?- спросите Вы. Ожидания всего - ответит настоящий оценщик. Ожидания того, что в будущем предмет будет гораздо дороже, престижнее, привлекательнее, известнее, и принесет владельцу если не деньги (если нет намерения продать), то известность, или иные не осязаемые преимущества. Вообще на современном рынке цены в основном отвечают за уровень ожиданий и только ожиданий. Это касается и ценных бумаг, и цен на энергоносители, и сырья (фьючерсные контракты) и любой продукции. Функионирование объектов рынка как объектов представлений отражено в [2].





Покупается как правило не прибыль, а ожидание прибыли!

Именно поэтому главной задачей любого крупномасштабного рынка стала задача предсказания будущего. Ранее это качалось только науки и отчасти политики.
Рынок антиквариата здесь не исключение, а подтверждение этой мысли - цены устанавливаются не за расходные материалы- краску, холсты и рабочее время, а за нематериальные активы, которые художественно "закодированы" в произведении и связаны только с ожиданиями.

Переход в всемирной торговле "ожиданиями" произошел на рубеже конца 80-начала 90 годов 20 века. Здесь одновременно произошли два геополитических события -гибель СССР и полное изменение свойств Нью- Йоркской фондовой биржи. Одновременность событий не позволяет делать предположения о том , что первично, что вторично. Полной изменение свойств фондовой биржи в Нью- Йорке произошло впервые за ее 150 летнюю историю, но это изменение осознали лишь немногие из аналитиков. Рассматривая калейдоскоп цен и их тенденций в торгах на антикварных аукционах через призму торговли ожиданиями, мы начинаем видеть композицию и конструкцию в устройстве рынка художественного антиквариата..

Конструкция состоит в том , что предметы на антикварном рынке (отчасти это касается финансового и др. рынков ) можно условно разделить на три категории.
Будем рассматривать только предметы музейного уровня, и деление на три категории относится уже к объектам, отвечающим отбору по музейным критериям.


Предметы первой группы
Предметы, в который есть неповторимый "сплав" вечной сущности, не подлежащей купли -продаже , с рыночной привлекательностью и потребительскими свойствами, исторической уникальностью, техническим совершенством и единственностью -неповторимостью. Эти предметы не поддаются анализу - они предмет "божественного" синтеза, ни отнять ни прибавить нечего.

Эти предметы обладают свойствами, о которых возможно покупатель или финансист имеет только интуитивные представления, т.е. ожидания. Эти свойства можно обозначить в двух разных утверждениях -


1. Во времени данные предметы только увеличивают свою стоимость при надлежащем хранении.

2. При любых "катаклизмах" -войнах, банкротстве, торговых противоречиях и др. событиях цены на эти предметы начинают расти. Причем расти независимо от инфляции доллара, биржевого обвала, или напротив при росте цен и активности. Имеет смысл повторить, что любые изменения (скачки индексов) в мировой торговле приводят немедленно к более быстрому возрастанию цен на предметы 1 группы.

Так происходит со всеми предметами 1 категории.

Предметы второй группы .
Не теряют стоимости во времени , могут и увеличиваться
1. При общественных, рыночных, политических катаклизмах их стоимость как правило сохраняется, но может и увеличиваться и уменьшаться

Предметы третьей группы

1. Не увеличивают стоимость во времени. В "спокойной " обстановке сохраняют стоимость и "спасают" деньги от инфляции.
2. При "катаклизмах" либо сохраняют, либо уменьшают стоимость.

1 группа Графическая иллюстрация хода
стоимости активовво времени
для различных групп предметов
применительно к картинам и
антиквариату


2 группа
Ход стоимости в времени в объектах 2 группы




3 группа

Условное разделение объектов на группы является технологическим "удобством" оценки. Подобное разделение связано с нематериальными активами, заключенными в оцениваемых объектах.

5. Параметры худжественного произведения,определяющие его
стоимость
Сальвадор Дали выделяет 22 параметра для сравнения и рейтинговой оценки картины. Словарь В. Ражникова-эксперта искуствоведа -см. Арт -эмоциональный психологический словарь [3]- позволяет выделить до 50 параметров по группам как признаки характера и признаки отношений. Работать с таким количеством параметром (свыше 10 для каждой картины) не только затруднительно, но не гарантирует точности ввиду ошибок, заложенных как в исходной информации, так и в исходных посылках. Поэтому отдельное подробное исследование 22 факторов рейтинга по С.Дали превращает экономическую оценку коллекции в искусствоведческую диссертацию без гарантий повышения точности самой оценки. Для однозачной оценки стоимости произведеия искуства необходим такой минимальный набор рараметров, без котрых нельзя обойтись и которые были не связаны между собой (не коррелированы и математически не зависимы).

Художественное произведение как правило имеет конкретные материально-вещественные параметры и нематериальные параметры. К последним относятся представления о красоте, о единстве совершенства технического, композиционного и идейного исполнения, рыночные ожидания, отражене духовных ценностей и др. Рссмотрим эти параметры подробнее. Вачале обратимся к группе математериальные параметры произведений материальных параметров. Для определнности ограничимся избразительным искусством.
5.1 Материальные параметры поризвдений изобразительного
Искусства
К материальным характеристикам произведенияи искусства следует отнести следющие параметры,безусловно в той или иной степени влиящие на их рыночную стоимость –
1.Параметр материала картины. Этот параметр косвенно влияет на «долголетие» и сохранность произведения. Картон и бумага –материал более подверженный разрушению со временем, чем холст. Параметр материала изготовления картины обозначен как (М) .

2. Параметр используемых красителей, которые подвержены выцветанию на свепо этой причине масло и акварель ту (различаются светостойкостью), разрушению – обозначен как (Р). По этой причине масло и аварель при прочих равных размерах и параметрах имеют разную стоимость. На практике первые два материальных параметра в расчете тоимости можно объединить в один параметр «Материала» картины.

3. Параметр сохранности, как фактор современного, на дату оценки, физического состояния предмета (картины). Параметр "сохранности" .-обозначение (С). В параметр сохранности входит как само физическое состояние картины, так и ожидание будущей сохранности (акварель и бумага сохраняются хуже масла, темперы на холсте и дереве.)
Этот параметр является по существу характристикой «износа» материала картины.

4. Параметр размера картины - обозначение (S) . Поскольку сущность картины нельзя отразить в картине произвольного размера (бесконечно малого или большого), частично параметр размера содержится и в группе нематериальных параметров. Параметр размера нельзя прямо и однозначно связать с площадью холста или его основным линейным размером. Например произведение надлинной узкой полоске холста вырождается в ленточый оргамент и не имеет худоественной цености картины. Поэтому в оценке картины в общем случае необходим не ей линейный размер, а некоторый фактор-размер, гармоично восриимаемый зрителем. Малнькая картина мастера дешевле большой. Но этот представление об увелчении стоимости ограничено,так как слишком большая картина (огромный холст) отнюдь не ведет к пропорциональному увеличению его стоимости. Поэтомуздесь необходим параметр коррекции размера.

5. Параметр коррекции размера – F. Этот параметр применяется как нелинейная поправка к линейному параметру размера S . Параметр F существенен для малых и больших полотен, с отношением малых и больших размеров в более чем в 20 раз.

6.Параметр временной поправки на дату работы – Т. Это относится как ко времени жизни художника, так и к периоду его творчества –раннее, позднее и др.
Данный параметр также относится к группе технических параметров.

Материальные параметры произведений искусства можно измерить иструментами по той или иной существующей или скоструиованной Оценщиком шкале

5.2 Нематериальные параметры стоимости художественного произведения.
Эти параметры не измеряются физическим инструментами, и подлежат пределению специалистами. Единственно, что может сделать Оценщик для более точного определения этих параметров – дисциплинировать мышление (мнение) специалистов (художников,искуустововедов, эскпертов) путем подбора вопросов к специалстам. Оценка стоимости активов как массовый процесс начался вмире с оценки стоимости недвижиости , и поэтому при оределнии стоимости этих объектов можно было опираться наопыт строителества. Привлекать этот опыт строителей для оценки искусства онечно не следует. Итнтуитивный опыт оценки искусства рождается в в профессиональных занятиях искусством и его теории в молодости. Известно, что инженер по образованию может стать теоретиком физиком, и в процессе работы в отрасли придти к физическим обощениям, но теоретиком по букве и духу он не станет –для этого необходимо в молодости иметь иное базовое образование и предрасположение ( увлечение) к этой умственной деятельности. Имнно поэтому в оценке произведений искусства необходимо учитывать мнение спеиалистов творцов искусства и искуствоведов Как это сделать? Ответ один – получить от них как от экпертов ответы на вопросы о нематериальных параметрах произведения.
Перечислим эти параметры , выработанные и определнные в процессе осмысления практических работах по оценке предметов искусства.
1. Параметр "Имя художника" (Рейтинг имени) -(R).
Этот параметр сегодня можно количественно отразить, воспользовавшись изданиями «Единого художественного рейтинга» (свыше 8 выпусков и переизданий [4]) куда вошли не только художники, но и скульпторы. Плох этот рейтинг или хорош, какой неизбежной критике он подвергается –этот иной вопрос .Важно что он уже принят сообществом художников и искусствоведов как достоверная в основе рейтинговая информация, сформированная специалистами.
2. Параметр художественной ценности и впечатления от работы (impression) - эти отличия оценщик объединил в единый параметр – (I). Параметр относится к группе художественных параметров. Неявно здест присутвует такое явление как «вдохновение».

3. Параметр техники исполнения и композиции – объединены в параметр (Т), который относится к группе художественных параметров. Этот параметр сущетвенно отличен от оценки первого впечатления (impression) или детализирует его. Парадигма - заведомая техническая небрежность мастера, выполненная с блеском, является не небрежностью, а образцом высокой техники. Здесь присутсвует понятие мастерства опыта.

4. Параметр "рыночной раскрутки" или рыночной привлекательности
картины - (Р ). Этот параметр рыночного спроса также относится к группе немательных параметров изависит от редкости,моды, ожиданий роста цен. Перефразируя сущность, этот параметр можно определить как ожидания рынка Он определяет ожидания как настоящие и будущие признания худ. ценности и стоимости объекта.

Можно заметить, что рыночный параметр (Р) может быть прямо или косвенно , в той или иной степени связан с параметрами имени, техники ,импрессии. Однако разделению этих параметов при оценке есть основание-
-есть множество примеров, укзывающих на независимость этих параметров как стоимосто-образующих для произведений искусства.
- возможная зависиость этих параметров, дающая искажения в той или ино методике определения стоимости объекта, нивелируется (уничтожается) в предлагаемой ниже методологии их использования.

Все перечисленные параметры определяют непосредственно стоимость картины, и одновременно определяют взаимный рейтинг картин в частных, музейных и национальных Собраниях.

В процедуре оценке икон и духовной живописи также участвуют все перечисленныt материальные параметры, одко параметр рынка(рыночной раскрутки) здесь не присустствует.
Для расчета стоимости Иконы был введен дополнительный параметр "времени" материала и даты создания , или параметр "древности" -Д и убран параметр рыночной раскрутки, как не соответствующий смыслу нематериального актива, заключенного в Иконе.

При определении стоимости предметов художественного антиквариата важное внимание уделяется стоимости материала (драгоценные камни, металлы), что также может учитываться врамках единого расчетного алгоритма вида (3) –см ниже как оличесвтнное значениепараметра материала (М).




6. Методология оценки стоимости изобразительного
искусства

Заметим, что произведение изобразительного искуства есть цельный объект, который нельзя механически разделить на материальную и ематериальную составляющую – на стоимость холста, красок, опыта , мастерства и вдохновения. В произведениях науки, в изобретениях и в научых разработках стоимость патентов, технологии, ноу-хау не зависит от того, на каккой бумаге, материале или на каких носителях они выражены. В произведениях изобразительного искусства такой закономерности нет. Здесь порча холста, намокание бумаги или картона приводит не толко к порчи материала как такового, а к падению стоимости или утрате всего произведения искусства как такового вместе с его нематериальными и дузовными ценностями. Поэтому обращение в нуль какого либо из технических параметров (отсутствие материала, нулевой размер, полный износ ) приводит к нулевой стоимости объекта. Отсюда возникает гипотеза и основое положение в методологии оценки произведения изобразительного искусства -
Стоимость произведения искусства определяется объединением двух групп параметров – материальных и нематериальных, - таким образом, что при обращении в нуль одного из параметров, пропадает стоимость предмета искусства как такового.
Математический алгоритм объединения двух групп количественных независимых параметров ,с условием обращения в нуль одного из компонентов объединения, есть алгоритм умножения как достаточный алгоритм удовлетворения выдвинутых условий. В более общей форме это утверждение дано выше ( в разделе (3) , выражения (1,2). Таким образом, рыночную стоимость произведения искусства (Ср) можно условно представить в виде -
Ср = Со ( А) (В) (3)
где Со –размерная константа. (А) – количественное значение группы матриальных параметров произведения, (В) – количественное значение группы нематериальных параметов.
Сотношение (3) является основнм структурным выражением методологии оценки стоимости художественных произведений.
В рамах данного алоритма может быть достаточно точно рассчитана стоимость не только художетвнных поизведений, но и произведений духовной живописи (Иконы), художественного и технического антиквариата.
Автор как коллекционер технического антиквариата, считает, что методология его оценки достойна отдельной публикации, но при этом полностью отвчает процедуре и алгоритму оценки вида (3).
Для предметов с историчкой и куьтурной ценностью понятие впечатления и художественной ценности можно заменить параметрами исторической и культурной значимости и редкости. Например для оценки рукописи Ньютона или Остромирова Евангелие.
7. Реализация методологии оценки
У оценщиков традиционно сложились три подходак к оценке стоимости объекта – затратный, сравнительный и доходный. Н практике ни один из подходов не реализуется в чистом виде –
в затратном подходе используются сравнительные параметры и элементы сравнительного подхода, в доходном подходе используются сравнительные параметры и затраты, а в сравнительном используютси затрат ы и доходы. Методологию оценки предмтов искусства можно отнести к сравнительному или сравнительно-аналитическому методу и подходу к оценке.
Алгоритмическая (математическая) реализация нахождения рыночной стоимости объекта на основе выражения (3) достаточна однозначна.
Вначале определяется принадлежность объекта оценки к той или иной группе художетвенных и (или) культурных ценностей (см. выше раздел 4 ) чтобы определить масштаб ожидаемых временных изменений стоимости объекта.
Далее находитсяя объект (объекты) аналоги оцениваемого объкта сизвестной стоимость в денежном выражении. Здесь важно учесть, что аукционная стоимость объектов различна в зависимости о того, каков механизм акциона как механизма опредлния рыночной цены в приближении «сверху» или «снизу» (быют акционы двух типов).

Количественно по произвольно фиксированной шкале оцениваются материальные и нематериальные параметры объекта оценки и параметры объектов-аналогов. Единый параметр (как материальный так и нематериальный) можно определить как произведение параметров по перечню раздела 5. одовременно теми же эспертами по тем же шкалам и мсштабам оцениваются параметры объектов -аналогов.
Далее результат оценки стоимости аналога, определенный в соответвии с алгоритмом по выражению (3), сравнивается с дейтвительностью ( с известной рыночной стоимостью аналога) и первоначально произвольно выбранные шкалы оптимизируются (подгоняются) под единственно правильный масштаб, в котором экспертные оценки совпадают с реальной стоимостью. В зависимости от количества оъектов - аналогов возникют те или иные математические выражения ( системы уравнений той или иной размерности или с той или иной степенью свободы ) для нахождения масштабов и шкал стоимостных параметров как инструментов для нахождениястоимости объекта. Существует много тех или иных математических методов оптимизации параметров парамеров для нахождения закономерности по эпирическим данным (по стоимости и харктеристикам объектов-аналогов) –от подгонки перебором и метода наименьших квадратов до многокритериальных методов оптимизации – этот процесс в представленной методологии для профессионалов не носит принципиального физического или философского характера.

Для упрощения описаной процедуры оцеки стоимости практически удобно применить метод линеризации изменения парамеров стоимости объект в вблизи величины стоимости объкта аналога. Если объект оценки цельный (его сущность неделима на части ) , то рыночная стоимость произведения искусства (Ср) может быть выражена в следующем структурном виде -

Со = Са * ( 4)
Здесь Со – стоимость оцениваемого объекта, Са – стоимость объекта аналога, n- количество параметров, определяющих стоимость, , П –знак произведения, - числовое значение для оклонения каждого параметра от соответсвующего параметра объекта - аналога, имеющее положительное или отрицательное значение (+ / -) . По смыслу имеет место неравенство - <1.

При этом известная стоимость объекта аналога (Са) в свою очередь также сфорулирована в виде произведения найденных средних значений параметров их масштабов в виде –

Са = (Сonst) ( ) ,
где (Сonst) размерная константа в денежных единицах , n –количество параметров, определяющих стоимость объекта оценки, - значения найденных масштабированных стоимостных параметров для аналога или аналогов.
Конкретная наилучшая реализация предложенной методологии есть лицензионный продукт, который как «ноу-хау» (производственный секрет) не подлежит в данном случае открытой публикации .

8. Идентифиация и подлинность объекта искусства
Представленная методология оценки произведения искусства применима при условии, что объект оценки явлется цельным в философском и физическом смысле. Если объект явлется составным, то алгоритм определения его стоимости не очевиден (не очевидно, что сумма активов есть суммарный актив).
Методология определения подлинности произведения искусства включает три последовательные группы действий :
-точное нахождение физических (химических ) характеристик
-определение качественных и икусствоведчеких особенностей
-сравнение получнных параметров с подлинниками и (или) банком
данных
В сложных случаях количество положительных и отрицательных решений равно или близко к равенству. Традиционно в этом случае осторожно говорят о вероятности решения.
Результаты и достижения информационной физики последних двух десятилетий позволяют исключить верятностны подход – решение можно получить всегда точное. В качестве примера достижеий в этой области упомяну массовый прибор GPS, становленный не только на объектах тарспорта, но и на большинстве карманных мобильных телевонах. Сигнал на приемнике GPS в сотни раз ниже уровня радиошума (количество отрицательных решений в единицув ремени в сотни раз меньше положительных) ,и тем не менее система делает правильные решения и приемник находит нужный сигнал. Приблизительно на тез же позициях, но еще более эффективно,работает система определния подлинности а осное идеальных математических кодов. Несколько исследовательнсих группы получили на этом пути эмпирические результаты и назвали эту отрасль «полевыми» технологиями. Таким образом, искусствоведы в свою очередь получили инструмент, который делает революцию в методах идентификации, которая сопровождается также упрощением самого доказательного процесса. Для данной работы эта тема не основная.

9. Особенности рынка искусства и примеры стоимости его объектов.

Мировой и отечественый рынок искусства (художественных произведений) являет собой двольно хрупкую конструкцию, в которой связи сотканы из хрупкой материи представлений. Нарушения этих связей и представлений из тех или иных побуждений влечет как правило не предстакуземые последствия обрушения цен и утери художественных ценностей. Приведем один из примеров.
Любимым сюжетом совремнных голландсих художников является городской или сельский пейзаж с водой, с каналами, с морским побережьем, с ненастной погодой и мокрыми деревьями. Эти настроения гениально передает техника акварели по бумаге. Редко какой турист обойдется без покупки подлинника – акварели с подлнной авторской подписью по цене 100-200 долларов за штуку. Подобные живописные работы были визитной карточкой Голандиии и властями была предложена многоцелевая программа –
-финансировать (спонсировать) массовые школы акварели для детей. Это должно было дать многоцелвой результат , а именно :
повысить образовательный и культурный уровень школьников,
привлечь в страну больше туристов и повысить доходы от туризма за счет оборота художественных сувениров (подлинная графика), повысить национальное самосознание граждан, что должно сказаться на «качестве челоееского капитала», повышении производительности труда и росту экономики.
Программа была реализована в течении 5 лет и получились не предсказуемые отрицательные результаты. Тематическая графика заполонила все уголки жизни, в рисунки заворачивали продукты как в упаковки, и никому ненужные они валялсь в мусоре, рынок резко «упал», интерес туристов к этим вещам пропал, и встала задача возрождения сектора национального художественного рынка, характерный период которого десятилетия.
Сегодня менеджеры отечественного арт рынка предлагают ввести в рыночный оборот предметы музейного хранения, обосновывая этот шаг заботой о пущей сохранности предметов искусства. Подобный шаг приведет к предсказуемым и не предсказуемым последствиям. Предсказуемое последействие – кратковременное обогащение менеджеров, лоббистов,и участников подготовленных к данной «импульсной» акции. Не предсказумые последствия – возможное обрушение цен на рынке и утрата художественных ценностей. Бюджетные ассигнования на музейную деятельность не уменьшатся, а будут как и впредь расти.
Дело в том, что скорость появления новых качественных и более дешевых технологий реставрации превышает скорость появления новых художественных ю ценностей и скорость «убытия» единиц музейного хранения. Отсюда следует, что намеченные к введеннию сегодня в оборот художественные предметы как «малоценные», завтра как бы сами по себе приобретают более высокую художественную и рыночную ценность, но после реализации на рынке ее уже не вернешь ни в музей, ни к прежнему состоянию уровня цен. Чтобы на этом пути избежать негативных не предсказуемых последствий, необходимо, чтобы професссионалы (музейные работники) были не статистами, а активными участникамии. Этот процесс развивается во времени десятилетиями с бюджетной помощью и регулируемой программой.Здесь необходимо дозированное и постепенное включение музейных работников в музейный бизнес, что связано с формированием предприятий-спутников музеев и «резервной системы» музейного бизнеса.
Другой особенностью рынка искусства и антиквариата является значительный рыночный сектор, движение и обмен в котором происходит вне прямых отношений купли-продажи и никогда рыночным не станет. Речь идет не о криминале и не о черном рынке. Это можно пояснить на примере.
Известный и чревычайно уважаемый в мире «автоархитектор» недавно получил предложение от шведского барона приобрести автомобиль Хорьх-853 купе 1937 г.,- красивая и редкая вешь. Цена -120 тыс.$. На рынке цена предмета свыше 0,7 -1 млн.$. Здесь нет благотворительности – здесь есть отношения между аристократами включая тех, кто вхож в этот круг. Эти отношения имеют прямое касательство к представлениям о праве справедливой силы.
Если вещь досталась как честный военный трофей, то эта собственность прочнее, чем просто купленная. В этом смысл права справедливой силы, установленной со времен фараонов, которое (право) досточно четко проявлено в обмене самых ценных предметов искусства, стоимость которых всега растет (предметы 1 группы, см. Выше раздел 4). Именно на этом аристократическом и закрытом секторе рынка обращаются не просто раритеты, а мистические вещи , но на открытый рынок они попадают разве что случайно.
Коллекционирование – чрезвычайно сложная, умная и профссиональная работа. Можно привести разные, в том числе отрицательные примеры отношения к коллекционированию и сохранности музейных ценностей.
Если верить опубликованным материалам, то «выдающимся» коллекционером является военноначальник маршал Г.Жуков, на даче которого был обнаружен музейный склад [ 5 ]. Оставим вопрос, зачем ему, будучи на гос. обеспечении, понадобились километры шелковой и шерстяной материи (а сколько девушек хороших после войны мечтали пошить себе платья). А вот вопрос- зачем выламывать из короны германских императоров бриллианты (проще реализовать ) – я никогда не разрешу и не пойму. Этот предмет мистический, обладает в своей цельности огромной стоимостью и имеет прямую связь с историей и современностью - с вандальскими королями и римскими императорами, с рыцарями креста, прошлыми и современными.

Приведу несколько примеров стоимости исторических предметов и антиквариата в нашей стране.
В Историческом Музее Москвы в экспозиции (20 лет тому назад до периода закрытия музей на реконструкцию) была сабля Наполеона и я помню этот предмет. Отличительной особенностью сабли является поврежденная гарда и надпись на клинке –«Императору от Конвента и Народа Франции» (возможна неточность перевода ). Краткая история предмета такова –
Русский конвой вез Наполеона из пригорода в Париж. У Наполеона обильно текли сопли – когда он невничал, у него всегла текло из носа. ( 99% литературы о Наполеоне написано его апологетами и узнать даже эти отрицательные подробности не возможно). В городе парижане узнали Наполеона и забросали его не только предметами презрения, но и камнями. Остановили повозку. Конвой отбил пленника, а русский офицер (молодой Кн. Барятинский) снял шинель и накрыл ею Наполеноа. В таком виде невредимого и неузнанного под шинелью Наполеона провезли по Парижу и сдали дворцовому караулу. Шинель была испачкана снаружи и внутри. В знак признательности и спасения жизни Наполеон отдал офицеру самое дорогое , что было при нем – саблю и дарственной надписью от Конвента.
В этой истории есть краткое послесловие.
Когда я пришел в историчесий музей после его реконструкции в 2005 году, сабли Наполеона в экспозиции не было! Девушка экскурсовод впервые слвышала о ней. На месте сабли Наполеона висела сабля мало известного сеuодня кн. Долгорукова. Кто такой Долгорукий – восклинули бы Французы – во времена Наполеона он пятая вода на киселе от Рюрика и двадцать пятая в истории России и наполеоновских войн..
Если англичане способны набрать миллиард фунтов, чтобы выкупить рукопись Ньютона, то французы легко наберут 10 млрд.евро чтобы выкупить саблю Наполеона, раз она не нужна в России. Наличными не заплатят, но в рамках зачета России Парижскому клубу по клирингу –легко.
Стоимость сабли Наполеона действительно может приближаться к 10 млрд.евро, и сабля должна быть в основой экпозиции как величайшая национальная реликвия. Если сабля в запасниках –то это похоже на умысел, а если ее нет –то здесь должны быть журналисты и Ген. Прокуратура.

10. Некоторые итоги и положения методологии оценки

Познакомившись с общей информацией о методологии оценки произведений искусства, читателю видимо ясно, что оценка чего либо (стоимости, результатов наблюдений, природных или обществнных явлений или произведений искусства в частности ) сама по себе есть искусство. В процессе оценки затрагиваются фундаментальные вопросы и проблемы бытия человека и учитываются самые совершеные естественно-научные достижения. Академик А.М Прохоров (изобретатель лазера, Нобелевский лауреат по физике) называл эту сферу науки информационной физикой, а академик В.И Арнольд ( сподвижник уходящей в небытие математической культуры и классического математического образования) - экспериментальной математикой. Можно кратко сформулировать итоги предлагаемой методологии оценки стоимости произведений искусства –
1. Оценка стоимости предметов искусства неизбежно и непременно включает мнения (экспертные оценки) творцов (художников ,скульпторов, архитекторов) и искусствоведов.

2. Стоимость произведения изобразительного искусства зависит от двух групп параметров – материальных (которые может определить или измерить непосредственно оценщик) и нематериальных, количественные и качесвтенные характеристики которых наиболее точно и объективно могут дать специалисты.



3. Роль Оценщика в определении нематериальных параметров произведения искусства в представленной методологии состоит в адекватной постановке вопросов для специалистов (набор вопросов и параметров, шкала количественных оценок) в правильном подборе объектов-аналогов и надлежащей аналитике.


11. Результаты практики оценки произведений искусства

Методология оценки произведений искусства и вытекающая из нее методика оценки были использованы для определения стоимости и аукционных стоимостных установок ( estimate) и ожиданий. Расчетные результаты оценки стоимости в сравнении с результатами известных аукционов оказались близким или почти совпадающими.

По представленной методологии были проведены следующие работы:

-Оценки стоимости произведений искусства (живописи) для собрания «Инкомбанка», банка «Столичный».

-Оценка рыночной стоимости произведений русского искусства в Собрании государственного Фонда Поколений Ханты-Мансийского автономного округа (иконы, произведения классической русской живописи, народное творчество)

-Оценка Собрания музея «Русского Авангарда»

-Оценка художественных ценностей Его Святейшества Патриарха Московского

-Оценка ряда работ средневековой западно - европейской живописи из собрания и хранилища Лувра (правообладатель – частное лицо)
-Оценка отдельных работ художников 19 века и начала 20 века, классиков-«академиков советского периода» ( Пластов, Попков и др.) и известных представителей модернизма (Шагал и др. ).




-Работы по оценке, связанные с наследственными делами представителей искусства , с определением страховой стоимости и вывозе музейных предметов на зарубежные выставки, с помещением художественных и антикварных ценностей в уставной капитал предприятий и др.

-оценки стоимости предметов технического антиквариата - ж.д. и автомобильные музеи, автомобили 1935-65 гг.


12. Цитируемая литература

1. Прохоров А.М., Рождественский А.Е. Нематериальные активы
СССР и России. М., 2001, 31стр., ISBN 5-86488-033-7

2. Рождественский А.Е. Рыночная стоимость нематериального
актива как объекта представлений // Наукоемкие технологии. 2002.
Т. 2, № 1.

3. Единый художественный рейтинг. Справочник. М. 2004
Изд. Профессионального союза художников.

4. Ражников В.Г. Словарь художественных настроений.(Краткий
арт-эмоциональный учебный словарь).М.2005 , 40 стр.

5. Военные архивы России. 1993 вып.1 , ISBN 0869-7167
Размещено в Без категории
Просмотров 12464 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 
















Часовой пояс GMT +3, время: 11:22.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot