25 СЪЕЗД БЕЛОРУССКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ - 2025 -25TH CONGRESS
[IMG]
[/IMG]
Н.Г. Нестеров на одном из съездов - N.G. Nesterov at one of the congresses
25 СЪЕЗД
БЕЛОРУССКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
(послесловие), 2025
[/IMG]Н.Г. Нестеров на одном из съездов - N.G. Nesterov at one of the congresses
25 СЪЕЗД
БЕЛОРУССКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
(послесловие), 2025
Как понимать искусство? Что можно назвать искусством? Высоким искусством? Какая связь между наукой и искусством? Какая связь между фундаментальной и прикладной наукой? Какая связь между искусством и наукой, с одной стороны, и обществом? Нужна ли культура государству и обществу, можно ли обойтись без нее? Зачем на нее тратить время, силы и деньги? Нужно ли государству думать о художнике?
Примерно такие вопросы, сами собой приходят в голову накануне очередного съезда художников. Но были слегка затронуты вопросы административно- хозяйственного характера и назначен новый председатель. Возможно, съезд и в принципе, не способен разрешать тонкие искусствоведческие и философские вопросы.
За 53 года моего членства в СХ, я не помню, чтобы я пропустил какой-нибудь из съездов, на одном из них даже выступал. В основном это были споры о направлении движения и борьбы групп за доминирование. Много места занимали проблемы разочарования в социалистическом строе и замены его национальной идеей. Сейчас национальная идея победила, приведя к повороту назад, в досоциалистическое прошлое, к победе традиций, и отмене, за ненадобностью современного художника, что логически выразилось почти полной отменой оплаты его творческого труда государством, заменой общечеловеческих ценностей групповыми и, как следствием в международном пространстве, трагедией у наших соседей.
Наше общество унаследовало от советских времен, благую идею заботы о большинстве населения, в связи с этим абсолютизируя роль экономики и принижая, и противопоставляя ей роль работников культуры, трактуя ее как подчиненную и второстепенную.
Но все меняется, сегодняшний день показывает, что без новых идей, без постоянного обновления, современное производство и экономика не выдержат конкуренции, а как показывает мой опыт исследования мировой культуры, значительный рост общественных благ невозможен без фундаментальной науки и во вторую очередь без прикладной (как от нее производной), которые, в свою очередь невозможны без атмосферы, созданной всеми видами искусств, в том числе и изобразительных.
Только мертвое стоит на месте неподвижно. Живое для своего существования нуждается в постоянных изменениях и приспособлениях.
И высокую науку и высокое искусство делают особо одаренные единицы, без их труда общество не имеет перспективы и будущего, обречено на зависимость и прозябание.
Логично, что эти люди должны быть выделены, вознаграждены и обласканы, но происходит обратное для того, чтобы выжить они вынуждены покидать пределы страны. Кто от этого выигрывает? Только не мы! Выигрывают страны, где эти люди могут применить свои таланты. Посмотрите на западные, особенно американские знаменитости, ставшие всемирно известными в области кино, музыки, живописи, науки, философии и политики, ведь большое количество их из нашей страны! Да, поезд ушел, мы не можем вернуть их обратно, но остановить этот процесс, пока не поздно, мы не только должны, но и обязаны!
Хотя «Запад», противопоставляя себя «Востоку» и «Югу», проигрывает в экономическом и военном противостоянии (благодаря анархии, неуправляемости и преступности) у него можно и нужно многому поучиться – на науку и культуру они не жалеют денег! И это не благотворительность, они умеют считать, если бы это не давало прибыль, они бы не потратили ни копейки!
И хотя искусство там приносит высочайший процент прибыли, главное не в этом. Главное в атмосфере высокого престижа культуры, провоцирующей инициативу, работоспособность и вливающей энергию, без которой не мыслимо продвижение вперед.
А так, как у нас государство социально ориентировано, то оно должно взять на себя ту роль, которую на «Западе» исполняют частные капиталы.
Цивилизованного рынка искусства у нас нет и не предвидится. Искусство усреднено и обесценено, примерно за одну и ту же цену продается как халтура, так и добротное искусство…
У нас привыкли считать, что главная функция искусства воспитательно-пропагандистская. Я не отрицаю ее важности. Но исполнение этой цели для галочки, формально и бездушно, приводит к противоположному результату – безверию, цинизму и остановке движения общества…
Мы склонны переносить наш сегодняшний опыт жизни на прошлое и будущее, но история показывает, что все время происходят кардинальные изменения, а будущее всегда иное, неповторимое, и застает нас врасплох… Полагаясь на опыт и логику, мы не можем рассчитать будущее без интуиции искусства и таланта очень немногих провидцев, как искусства, так и науки… От государства зависит создание необходимой среды для проявления их способностей, а тем самым шанса для нашего общего лучшего будущего.
Вложение инвестиций в эту область, сопоставимых с «западными», ориентированных не на потребителей культуры (в этой области многое делается), а на создание условий для жизни и работы творцов и создателей культуры.
Григорий Нестеров 25.12.2025
25TH CONGRESS
of the Belarusian Union of Artists
(Afterword), 2025
of the Belarusian Union of Artists
(Afterword), 2025
How should we understand art? What can be called art? High art? What is the connection between science and art? What is the connection between fundamental and applied science? What is the connection between art and science, on the one hand, and society? Do the state and society need culture? Can we do without it? Why waste time, effort, and money on it? Does the state need to think about the artist?
These are the kinds of questions that naturally come to mind on the eve of the latest artists' congress. However, administrative and economic matters were briefly touched upon, and a new chairman was appointed. Perhaps the congress, in principle, is incapable of resolving subtle art historical and philosophical questions.
In my 53 years of membership in the Union of Artists, I don't recall missing a single congress, and I even spoke at one. These were primarily debates about the direction of the movement and the struggle between groups for dominance. Issues of disillusionment with the socialist system and its replacement by a national idea occupied a significant space. Now, the national idea has triumphed, leading to a return to the pre-socialist past, to the triumph of tradition, and the abolition of the modern artist as unnecessary. This logically resulted in the almost complete abolition of state payment for their creative work, the replacement of universal human values with group values, and, as a consequence, in the international arena, tragedy among our neighbors.
Our society inherited from Soviet times the noble idea of caring for the majority of the population, thereby absolutizing the role of the economy and downplaying and contrasting it with the role of cultural workers, treating them as subordinate and secondary.
But everything is changing. Today, we see that without new ideas and constant renewal, modern production and the economy will not survive competition. And as my experience studying global culture shows, significant growth in public goods is impossible without fundamental science, and secondarily without applied science (as a derivative of it), which, in turn, are impossible without the atmosphere created by all forms of art, including the visual arts.
Only the dead stand still. Living things require constant change and adaptation to survive.
Both high science and high art are produced by exceptionally gifted individuals; without their labor, society has no prospects or future, doomed to dependence and stagnation.
It's logical that these people should be singled out, rewarded, and favored, but the opposite is happening: in order to survive, they are forced to leave their countries. Who benefits from this? Not us! The countries where these people can apply their talents benefit. Look at Western, especially American, celebrities who have become world-famous in film, music, painting, science, philosophy, and politics—a large number of them are from our country! Yes, the train has left the station, and we can't bring them back, but we not only must, but are obligated to stop this process before it's too late!
Although the "West," pitted against the "East" and "South," is losing the economic and military battle (due to anarchy, ungovernability, and crime), much can and should be learned from them—they spare no expense on science and culture! And this isn't charity; they know how to count; if it weren't profitable, they wouldn't spend a penny!
And although art generates the highest percentage of profits there, that's not the main point. What matters is the atmosphere of high cultural prestige, which provokes initiative, hard work, and infuses the energy without which forward movement is unthinkable.
Since our state is socially oriented, it must assume the role played by private capital in the "West."
We don't have, and don't expect, a civilized art market. Art is homogenized and devalued; both shoddy work and fine art sell for roughly the same price...
We're accustomed to thinking that art's primary function is educational and propagandistic. I don't deny its importance. But pursuing this goal merely for show, formally and soullessly, leads to the opposite result—disbelief, cynicism, and a halt in social progress...
We tend to project our present-day experiences onto the past and future, but history shows that radical changes are constantly occurring, and the future is always different, unrepeatable, and takes us by surprise... Relying on experience and logic, we cannot calculate the future without the intuition of art and the talent of a very few visionaries, both in art and science... The state is responsible for creating the necessary environment for the development of their abilities, and thus the opportunity for our shared better future.
Investment in this area, comparable to "Western" investments, focused not on consumers of culture (much is being done in this area), but on creating conditions for the life and work of creators and authors of culture.
Gregory Nesterov 12.25.2025
Exhibition of paintings by G. Nesterov "TABULA RASA" https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=367311
Группа Мир Культуры - World of Culture https://www.facebook.com/groups/321408011981360/
Часы истории. Ритмы мировой культуры file:///C:/Users/user/Desktop/Часы%20Истории.PDF
Всего комментариев 0



