Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Дневники > МАГНОЛИЯ
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Рейтинг: 5.00. Голосов: 7.

Устойчивая тенденция красоты.

Запись от Магнолия размещена 07.07.2012 в 08:12

СУТЬ КРАСОТЫ

Во всяком случае сущность красоты
должна быть прежде всего понята в ее
действительных наличных явлениях.
Вл.Соловьев

Раз, два, взяли! Е_ще, взяли! - Я выглянула в окно. Во дворе пять-шесть мужиков крутились вокруг какой-то штуковины, пытаясь развернуть ее. - Давай на счет "пять", - предложил самый рослый, - раз, два, три, четыре, хоп!
Махина покачнулась и стронулась с места. А мне почему-то вспомнился эпизод про четыре-пять из детства. Дело в том, что я очень рано начала читать и, видимо, поэтому писала грамотно. Как-то раз открываю тетрадь, а там в слове "разсказ" красными чернилами зачеркнута первая буква "з", и над ней красуется буковка "с". А внизу вместо ожидаемой пятерки, тоже "красуется" четверка. Я - реветь. Мама успокаивает: "Учительница, может быть, и не права. Можно писать и так, и так. Смотря, что именно ты хотела сказать. Если ты имела ввиду, что их много, а этот очередной, то "разсказ". А если ты хотела сказать, что тебе понравилось какое-то повествование, то "рассказ".
Сегодня я посмотрела в словарях. У Вл.Даля слово "разсказъ" есть, и слово "церить", в смысле "выкапывай в себе содержащее", тоже есть. Слова "рассказ" нет. А в четырехтомном издании "Словаря Русского Языка" 1981-1984г.г. есть только "рассказ". Слова "церить" нет, зато есть объяснение слова "цербер". Был такой трехголовый злой пес в древнегреческой мифологии. С хвостом и гривой из змей. Он охранял вход в подземное царство Аида. Для тех, кто не читал мои многотрудные искания под названием "Эволюция и Право", поясняю: царство Аида - это царство А и Да, "нет" и "да", минуса и плюса, отсутствия и присутствия, неприятия и приятного... Короче, это темное царство неизвестности. Вход в неизвестность - вот какой вход сторожил ужасный пес. И про псину надо знать кое-что весьма интересное. Почитайте. Я выставила суть этого символа напоказ в эссе "Р.S.- Природное чутье". Это первое в серии "Р.S." эссе, написанное в качестве постскриптума к упомянутому выше труду. Теперь псинка, обернувшаяся символом обучения, не такая уж и страшная. Видно, повырывали песику змей, он и не почувствовал, как в сказывании "раз" на "рас" подменили. А четверку вместо пятерки тогда, еще в 1950-е годы, я получила как раз во времена процесса подмены.
Теперь, вне контекста того детского сочинения, невозможно узнать, какую фонему надо было использовать, "раз" или "рас". Зато я стала чутко прислушиваться и присматриваться к каждой букве, то бишь церить. Вот столкнулась я вплотную с вопросом "Что есть Красота?", и для поиска ответа в одну охапку были взяты и краски, и краса, и красавица с красавчиком, и даже ядовитая красавка-белладонна. А внутри "красоты" соты подметила. И про рас_сказ не забыла. Как сейчас мамины слова помню: "а если тебе понравилось...".

Ну, с буквой "К" в словах краса-красота все ясно: она привносит ощущение приближения. Есть принцип такой "приблизиться - не приблизиться". Если не приблизишься, то и не услышишь, и не разглядишь что-либо очень важное. Например, полезно приблизиться к искусству. По музеям походить. Побывать в Эрмитаже, в Третьяковке, в Русском музее в Санкт-Петербурге. А еще съездить в Дрезден, в Париж, в Прадо...
По поводу фонемы "рас" заглянула в словарь: "рас..., приставка (см. раз...). Употребляется вместо "раз" перед глухими согласными". А дальше сорок пять страниц крупного формата со словами, начинающимися на "рас". Сюда же попали и расцеловать, и расценка, и расщелина, и расцвет... В энциклопедических статьях о глухих и не глухих согласных полная неразбериха. А Вл.Даль пишет "раз" перед "с" не только в слове "разсказъ", но и в других словах: разсаживать, разсердить, разслаблять... Ошибался товарищ? Не могу с этим согласиться! Верна мысли, что каждая буква имеет свое значение, и в фонемы каждая буква привносит свой собственный оттенок, свой привкус. Фонемы "раз" и "рас" - это разные радикалы. Радикал "раз" информирует о разделении, а "рас" - о распределении. Если пропитаться словом "краса", то почувствуется, что приближаешься к приятному, доброму. Я приводила в своих текстах множество примеров, как одна буква может поменять смысл слова (раб-краб-кран, день-тень-пень-лень, мрак-брак). Думаю, в первом приближении можно признать, что для действий рассмотреть, распробовать, расцеловать... (вместо смотреть, пробовать, целовать...) фонема "рас" оповещает о положительной эмоции. Но это далеко не полный ответ на заданный вопрос "Что есть Красота?"
Мне придется хорошенечко поцерить, чтобы понять это загадочное "крас...". Итак, церю! А Цербер никак не дает мне войти в царство приятия-неприятия. (Кстати, и кто ж это удумал выкинул из нашей умненькой алфавитной азбуки букву "ять", которая создала своим именем такие чудные слова как "приятно", "восприятие", "приятель"...) Надо укротить эту псину. Но как? Для начала узнать бы, что за зверь. Зову на помощь "стремление к оживлению миропонимания далекого прошлого", на ценность которого настойчиво указывал уважаемый мною философ ХХ века В.В.Налимов. У Н.А.Куна в "Легендах и мифах древней Греции" ищу и нахожу: одиннадцатый подвиг Геракла называется "Кербер". Читаю: "Он <Геракл> должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного пса Кербера. Три головы было у Кербера, на шее у него извивались змеи, хвост оканчивался головой дракона с громадной пастью". Да это же и есть Цербер. Сам сменил имя? Или Кирилл с Мефодием позаботились о тезоименитстве? Ну да это теперь не так уж важно. Главное, я его опознала.
Дальше читаю и пытаюсь мысленно переводить мифологические образы и метафоры на современный язык. Итак, спустился Человек, в образе Геракла, во мрак царства "да" и "нет", то есть погрузился в неизвестность и непонимание, и увидал "приросших к скале героев Тесея и Пейрифоя, царя Фессалии. Их наказали так боги за то, что они хотели похитить у Аида жену его Персефону. <...> Протянул Геракл Тесею руку и освободил его. Когда же он хотел освободить и Пейрифоя, дрогнула земля, и понял Геракл, что боги не хотят его освобождения. Геракл покорился воле богов и пошел дальше <...>". А это кто такие? Тесей и Пейрифой, царь Фессалии? Аид (вернее египетская Аида из оперы Верди) - понятно. Персефона тоже дешифрована в разделе "Суть суток" книги "Эволюция и Право". А кто эти двое, приросшие к скале - к неподвижному, то есть стабильному, могучему красивому (так как "калос" по-гречески красота) камню-lithos? Уж не образы ли это таблицы с системой природных принципов? Про этих двоих есть отдельный миф "Тесей и Пейрифой", который показывает, что они, "протянув друг другу руки, заключили между собой союз тесной, нерушимой дружбы и обменялись в знак этого оружием". По такой логике метафоры Пейрифой - это царь всеобъемлющей закономерной Системы природных принципов, а Тесей имеет какое-то отношение к принципам, которое можно освободить и от влитых буквенных кодов, и от таблицы всей системы принципов. Зачем им была нужна Персефона? Она жена Аида и ничего ни о чем толком не скажет. Персефона - это только первая буква-код природного принципа от скрытого в мраке "да" и "нет" обозначения. Так, например, за первой буквой "Л" (кстати, это код принципа "Избрание") может скрываться и "любовь", и "лютая" ненависть. Персефона будто дразнит: «знаю, а не скажу». Видимо, Тесей и Пейрифой хотели похитить Персефону для того, чтобы уже по первой букве был ясен смысл каждого природного принципа. Не получилось! Теперь мы знаем, что первые буквы в качестве кодов принципов есть, а о сути принципов, будьте любезны, догадывайтесь сами, пользуясь вертикалями и горизонталями таблицы периодической Системы природных принципов.
Принципов и их сочетаний много, как чисел в ряду, каждый и каждое неповторимы. А Система плавно ведет от свойства к свойству, как рифма в стихотворении, пока не расскажет обо всем содержимом своего царства. Пей рифму, выпей полностью и тогда постигнешь смысл системы, если хватит мозгов. Какой-то имярек очень остроумно назвал царя-распорядителя Системой - Пейрифой. А вот не_повторимость, как таковая, и чисел, и принципов, и чего угодно названа а_рифметикой. Нет приметной рифмы! Видимо, мы подзабыли об этом, раз арифметикой ныне называем только теорию чисел. Итак, рассеянные чистые и композитные природные принципы арифметичны. Именно распространение и арифметичность связывают их с именем Тесей. Образ такого Тесея пригодится для выявления более полного представления о понятии "Красота".
Кажется, я правильно догадалась, что неповторимость свободна и от системной привязи к другим принципам, и от названия. Я же освободила, выявила каждый природный принцип отдельно! Помучилась с названиями год-другой, но от кодов и таблицы, к которым они приросли, освободила. Ура, Я - Геракл! Нескромно? Ни чуть. Ведь кто такой Геракл? Ге_ра_к_л - избанник (приближение к "л") Земли (Ге) и Солнца (Ра), то есть Человек. Саму Систему, названную Пейрифоем, царем Фессалии, освободить от таблицы с ее знаками не удалось. Видно, "боги не хотят ее освобождения" от выражения, составленного из скальных знаков.
Мысля словами, я покорилась воле богов и пошла дальше "во мрак вечной ночи", как поэтично названа сакральность мифологии. В темное царство меня, Геракла ХХI века, "ввел вестник богов Гермес" - образ замкнутого кружения смеси связей между богами и героями с их именами, составленными из букв и фонем, смысл которых спрятан в этих же кружевах мифологии. Отработанные дешифровки метафор и имен я описываю в разных эссе. Поэтому мои эссе вкупе с основным трудом, волей-неволей, составляют тоже относительно замкнутую смесь. В каждом есть пояснение, пригодное для понимания какого-либо выражения в других эссе. В отличие от мифологии, где интересующее меня имя приходится искать в текстах разных мифов вслепую, я стараюсь указывать, в каком эссе или в каком разделе моей книги "Эволюция и Право" разъяснена та или иная метафора. Когда я, подобно Гераклу в мифе "Кербер", вступила в мрак царства "да" и "нет", разлетелись все мнения всех "...ведов" и философов. Остались только желание и надежда чувствовать тончайшие смысловые ниточки и прийти по ним к цели - понять Суть Красоты. Итак, с Богом!

После освобождения Тесея от матрицы-таблицы Системы (образ свободы всех природных принципов) к Гераклу обратилась тень Мелеагра с мольбой: "...сжалься над осиротевшей сестрой моей, прекрасной Деянирой! Беззащитной осталась она после моей смерти. Возьми ее в жены, великий герой! Будь ее защитником!". У меня сразу возникли три серьезных вопроса: кто такие прекрасная Деянира и ее брат Мелеагр? почему их имена присутствуют в мифе, посвященном принципу "Обучение"? почему осиротевшая (!?! в связи со смертью брата !?!) прекрасная Деянира нуждается в защите?
Ответ на первый вопрос можно высмотреть в мифах "Геракл и Деянира" и "Мелеагр". Деянира и Мелеагр родом из богатого Калидона, города в Этолии. Они дети Ойнея - гостеприимного царя Калидона. Я стараюсь, очень стараюсь, почувствовать знак "Калидон". Фонема "Кал_и_" всякий раз притягивает мое внимание с тех пор, как я не без труда поняла метафору "колодец дев" и триумфальную фразу: "Богиня Деметра повелела выстроить храм в Элевсине, у источника Каллихоры, и осталась жить в нем". ?!? Колодец дев?!? Источник Каллихоры?!? Теперь лично мне эти метафоры понятны, а для других я могу привести отрывок из раздела "Суть суток" с очень важными цитатами, неоднократно используемыми мною в рассуждениях о Красоте: Способность творчески перерабатывать информацию двадцатый век назвал свойством калогенности. Термин, предложенный Ф.Тернером, образован из двух греческих слов: "калос" - прекрасный и "генезис" - происхождение. "Нервная система человека, - поясняют авторы статьи "Поэзия, мозг и время", - очень склонна к построению недвусмысленных, четких, правдоподобных, связных, внутренне непротиворечивых, емких и компактных моделей окружающего мира, обладающих предсказательной силой. В этих моделях все <включая роль источника> должно укладываться в некую систему и ею же объясняться. Такая система должна сочетать два свойства: во-первых, выводимые из нее следствия должны выходить далеко за пределы известных фактов; во-вторых, в ней должно быть как можно меньше основных принципов или аксиом. Естествоиспытатели описывают подобную систему такими эпитетами, как "изящная", "мощная", нередко даже "красивая"; художники и философы добавляют еще и такие, как "адекватная", "верная", "правильная". Все это возможные значения греческого слова калос. // Если описанная выше тенденция - действительно результат какой-то внутренней мотивации, то, согласно теории подкрепления, это такая склонность, за проявления которой мозг сам себя вознаграждает. Если бы мы открыли приемы, позволяющие стимулировать эту внутреннюю систему самопоощрения и повысить ее чувствительность, то мы сумели бы намного повысить синтетическую силу своего разума.// Такие приемы, если они существуют, должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны использоваться во всех человеческих культурах <одним словом - хором>, ибо неврологические и биохимические особенности, на которые они могли бы опираться, у всех людей одни и те же. Во-вторых, они должны быть очень древними и обнаруживаться даже в самых архаичных и примитивных обществах. В-третьих, аборигены, практикующие эти приемы, почти наверное должны видеть в них средоточие едва ли не магического вдохновения и кладезь мудрости. Применяющее их общество должно думать, что своими успехами и жизнестойкостью оно во многом обязано именно им. В-четвертых, они должны быть тесно связаны с такими видами общественной и культурной деятельности, в которых обязательны высокое напряжение самостоятельной мысли и сложный расчет. Это и воспитание, и проведение различных массовых мероприятий <...>, и исполнение многих обрядов - тех, что обращают на пользу общества плодотворные, но и небезопасные силы" Распаковывая понятие калогенности общества, авторы статьи фактически переводили на современный язык философско-религиозное понятие "благо", подчеркивая, что благом может стать не всякое мыслимое построение, а лишь то, которое достойно именоваться Красотой. <...> Источник Каллихоры - всего красивого - по-русски именуется источником Красоты.
Метафоры "колодец дев" и "источник Каллихоры" восприняты потомками. Современность, размышляя о неустанном творческом процессе, пишет рукой А.Рохваргера: "Хорошо известно, что большинство ученых и интеллигентных людей всю жизнь углубляют отведенный им их учителями или судьбой колодец, прорытый или намеченный кем-то на поверхности над подземным бездонным океаном науки и искусства. Иногда появляются первопроходцы, которые намечают перспективные точки для новых колодцев. Есть также одаренные люди, интересы и знания которых покрывают более обширные пространства, чем это обычно принято"
И название царства Ойнея, Калидон, и цитата Рохваргера отмечают особое, донное, свойство способности творчески перерабатывать ощущения и информацию. Эта способность ныне названа калогенностью. Само же творчество, считали древние греки, посеяно Посейдоном. Посей_дон - имя мифологического образа творения, а не бога существующих морей, как это было понято недоумием профанов. И трезубец Посейдона - это три стрелы физического, разумного и божественного (по терминологии Э.Шюре), это вилы, чтобы подхватить ими Нечто Новое. Попутно замечу, что в имя Ойнея, образа величественного и прекрасного Знания, черпаемого гениями и талантами из колодца дев и от источника Каллихоры, разумно включены буква "н", код принципа "Знание", и буква "й", код принципа "Чрезмерность". Итак, прекрасная Деянира и Мелеагр — дети Познания из пространства Красоты . Этот вывод является ответом и на второй вопрос "почему имена Деяниры и Мелеагра присутствуют в мифе, посвященном принципу "Обучение".
Ответ на третий вопрос "почему осиротевшая прекрасная Деянира нуждается в защите?", возможно, подскажет миф "Мелеагр" о герое, под защитой которого было юное Порождение Калидона. А.Н.Кун приводит два варианта мифа о Мелеагре. Один, многословный, неоднократно называет место событий - богатый Калидон и его окресности. Другой, малый вариант, о Калидоне умалчивает. Первый называет множество имен участников событий и тем самым показывает обилие связей с другими мифами. Второй вариант называет только одно имя, причем трижды. Это имя матери Мелеагра - Алфея. Из него важно воспринять первую фонему "Ал", указывающую на всеохватность, на не_избранность, кодируемую буквами "а_л". Оба мифа повествуют о том, что сын убил брата матери, имя которого сокрыто, почему-то не называется. Видимо, наиболее важно, что это брат Алфеи, что у них один источник жизни. Большой миф разворачивает длинную сюжетную линию с целью показа метафорой охоты/не охоты масштаба влияния Нечто в образе, поименованном Мелеагр. Краткий миф сосредоточился на смерти Мелеагра как следствии гнева матери из-за убийства ее брата. Создается впечатление, что для мифологии наиболее важно показать, во-первых, имя матери, во-вторых, беду, случившуюся с ее братом, в-третьих, факт смерти героя Мелеагра, а также связь с кружевом мифов. Ценность объемного мифа "Мелеагр" состоит в оглашении существования Калидона и масштаба охоты, как желания/нежелания. А услуга сжатого мифа заключается в том, что в нем есть ключ. Ключом служит нарицание "головней" угасающей жизни Мелеагра. "Твой сын умрет тогда, когда сгорит вот эта головня на очаге" - предсказала богиня судьбы. Ох, как труден был для меня выбор между "да" и "нет" при определении замаскированных образов. После долгих раздумий мозаика стала складываться: мать Алфея - целостность головы как вместилища; убитый брат матери - сокрытый мозг, разбитый на полушария и не способный думать как единое целое; сын Мелеагр - замысел, задумка желаний (охота/не охота), которые, прогорая, умирают. Страстное, живое желание защищает деяние. Рождение благого доброго Деяния названо прекрасной Деянирой. Рождение Деяния находится под защитой замысла, задуманного проекта. Всякое Деяние нуждается в защите после смерти задумки. "Геракл обещал исполнить просьбу друга" Мелеагра и взял в жены Деяниру - Добрые Деяния.
Итак, задуманные Логикой левой половины мозга Благие Деяния родом из царства Познания и Сотворения. Повергнутое логичным мышлением, то есть словами, Эстетическое Чувство тоже соучаствует в жизни Деяния, но без слов. Чутье правого полушария молча кладет свои оценки на весы "добро-зло" и вмешивается в жизнь Деяния эмоциями нравится/не нравится, удовольствие/недовольство, охота/неохота, красиво/некрасиво... Благо и Добро - разные слова, разные понятия. Благо родственно прилагаемому к уже существующему, по своей сути это арифметичное слагаемое. В основе понятия "добро" лежит подобие существовавшему и не погубившему Жизнь. Благо-слагаемое созидает Логика. Чутье следит, чтобы Благо было Добрым. Дорога в будущее открыта благим Деяниям, для добрых она шире и длиннее. Наши предки-греки изрекли обо всем этом как сумели, на своем греческом диа_лекте. Смесь бытовых образов порой очень странная, но я постаралась их понять и перевести в современные научные образы, то есть пересказала русским языком третьего тысячелетия с времен осознания перехода Истины в Историю. С такими вот мыслями я вышла из мрака "а" и "да", оставив в нем Геракла без всякого оружия искать и укрощать трехглавого пса.

Честь и хвала Человеку, который, "опершись на свою громадную палицу, в львиной шкуре, накинутой на плечи, и с луком за плечами", без оружия укротил пса Кербера. Песик сделался послушным, хотя иногда свирепеет, если мы слишком рьяно устремляемся в царство неизвестности. Суть побед над львом, ужасным Кербером и не менее свирепым Цербером показана в эссе "Золотая ветвь" и "Р.S. - Природное чутье". Однако "были у Геракла и тяжкие беды", рассказывает последняя строка мифа о двенадцатом подвиге Геракла. Может быть, анализ одной такой беды поможет поближе подступиться к пониманию сути Красоты.
Когда я вижу фразу "на острове правил царь Эврит", то ясно понимаю, что сейчас речь пойдет о тайнах мышления, об озарении новым необычным сочетанием природных принципов с его возгласом "Эврика!!!". Миф "Геракл и Эврит" фонемой "стр" с первых же строк настраивает внимательного читателя на нечто особенное, очень значительное. "По всей Греции славился Эврит как самый искусный стрелок из лука. Сам стреловержец Аполлон был его учителем, даже подарил ему лук и стрелы. Некогда, в юности, учился у Эврита стрелять из лука и Геракл". Эврит обещал отдать свою прекрасную дочь Иолу в жены тому, кто победит его в стрельбе из лука. Ого! Какое пятикратное вдалбливание с одного пятачка! Когда-то при написании раздела "Добротные слова" я уделила особое внимание сочетанию "стр", которое чаще всего указывает на нечто странное. Посмотрим, о каком диве расскажет миф "Геракл и Эврит".
Геракл победил. Но Эврит свою дочь Иолу в жены Гераклу не отдал и "стал издеваться над великим героем". Человека выгнали с острова, Человек загрустил, "так как полюбил прекрасную Иолу". Внимание! Кто такая!? Чтобы понять образ, поименованный "Иола", приведу еще один отрывок из книги, из раздела "Надежные легенды и мифы" главы "Метафизика понимания". Порядок букв в букваре соответствует табличной системе природных принципов, линейное выражение которой принято называть алфавитом. В греческой мифологии о ценной алфавитной структуре рассказано мифом "Ио" как о гонимой по странам прекрасной страдалицы Ио, обезумевшей от жала преследующего ее овода. Ио представлена в образе лишенной дара речи белоснежной коровы, свободной от стерегшей ее, не знающей сна системы <...> Жалящий овод гнал Ио из страны в страну. В каждой стране народ по-своему кодировал природные принципы. Так возникло множество языков на базе одной идеи о системе природных принципов. Все логично. А как иначе? Но здесь, в мифе "Геракл и Эврит", мифология дополняет знак "Ио" буквой "л". Зачем? Чтобы известить о каком-то особенном алфавите? Белоснежную Ио миф преобразует в прекрасную дочь Иолу. Дочь уникального явления - озарения мыслью. Далее миф сообщает, что у Эврита похищены стада. Надо понимать - похищены языки. Такой изысканной метафорой мифология утверждает, что состояние эвристического озарения безсловесно. Как же выразить необычную новоявленную мысль? И тут в свои права вступают символы. В зависимости от свойств новорожденного мыслимого Явления символами могут стать любые предметы, процессы, события... По выражению С.С.Аверенцева, это "... все зримое как символ незримой, сокровенной и неопределимой сущности бога, причем низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным восхождение по смысловой лестнице". Рассуждая о происхождении информации в целом, можно добросовестно утверждать, что современные взгляды опираются на образы и имена, дошедшие до нас из прошлых эпох и ставшие символами. Эвристическую мысль способен выразить букет старательно избранных символов, которые становятся для нее собственным алфавитом. Имя ему - Ио_л. С прекрасным Иолом повенчаны только избранные Богом. Это поэты и прозаики, ученые и философы, художники и композиторы... Каждый высказывается по-своему, а информация сама распространяется среди людей.
Изгнание Геракла, то есть Человека, с острова Эврита и память о прекрасной Иоле стали для него мощным стимулом овладеть алфавитом в совершенстве, вплоть до автоматического пользования буквами - кодами природных принципов. Метафора об этом выглядит странновато, но она вполне объяснима. Геракл дружил с Ифитом, старшим сыном Эврита, и "однажды, когда они вдвоем стояли на высоких стенах крепости, построенной на скале, Гераклом внезапно овладел неистовый гнев, <...> схватил он Ифита и сбросил его со стены крепости". Если в образе Ифита признать установочную верхнюю строку таблицы периодической системы природных принципов, то такой метафорой объясняется утрата человечеством матричной формы алфавита. Неистовость - причина утраты дружбы с полноценным истинным алфавитом.
"В наказание <за такое обращение с алфавитной таблицей> наслал великий громовержец на сына <Человека, владеющего речью> тяжкую болезнь". Эта болезнь называется косноязычьем. Мысль коснулась чего-то очень важного, а образы и слова не подобраны. О косноязычье с большим уважением рассказано в подразделе "Великое косноязычье", когда текстом раздела "Суть суток" распаковывался миф о Деметре и Персефоне. "Долго страдал Геракл" и отправился за помощью к богу света - Аполлону. Но в Дельфах величайшего смертного изгнали из храма. Гнев. Ссора. Борьба. "Зевс не хотел гибели Геракла. Он бросил с Олимпа свою блестящую молнию между сыновьями и, разъединив их, прекратил борьбу. Примирились братья" Блестящая молния разделила целостность мозга на два полушария, воспримимающие свет и звук по-отдельности. Но примирились братья. Примирились, потому что информация сама сливается в полноценные образы. На эту тему как-то раз выпорхнуло из меня такое стихотворение:


Мне снился сон: иду босой
По плитам, по траве.
"Коня бы мне! Орла бы мне! -
Стучало в голове. -

Я за прекрасного коня
Всю жизнь свою отдам!
Я за крылатого орла
Паду к любым ногам!"

Выходит Царь. Выносят трон
На царское крыльцо.
Над троном ангелы шумят.
В руках Царя кольцо.

Смотрю и вижу: не кольцо,
А лавровый венок.
И розы, чтоб вплести тому,
Кто выйграть в жизни смог.

Шипы - что шпоры в стременах
Стремящемуся вдаль.
"Чем ты заплатишь за коня? -
Спросил сурово Царь. -

Закон гласит, что все должны
Идти наверх, вперед.
Быть может выберешь орла?
Орел не подведет!"

"А что, - спросил несмело я, -
Советует канон?
И много ли на всей Земле
Сотворено икон?"

Притихли ангелы и ждут,
Что мне ответит Царь.
- Да ты, сдается мне, умен!
И протянул фонарь.

Фонарь дорогу осветил,
И ясно понял я:
По плитам надобно идти
До крестного огня!


Огонь зажжется над крестом,
Когда из звуков нить
Пересечется цепью форм,
Чтоб образ осветить.

Я начал плиты выбирать,
И тут фонарь погас.
Но озарился Мiр огнем,
И прилетел Пегас.

Крылатый мерин взял размер.
Ну, чувствую, конец!
Проснулся. А на голове
Из белых роз венец!

Вряд ли, был бы разгадан восхитительный миф "Геракл и Эврит" о логике и эстетике, если бы я не поняла миф о сгорающей головне. Теперь ясно, почему миф "Геракл и Деянира" расположился вслед за мифом "Геракл и Эврит". В Калидон Человек направился из царства Эврита. А куда же еще идти человеку, способному познавать Мир без словесного обозначения или, говоря современным языком, воспринимать информацию непосредственно, без кодов природных принципов? Помнится, Человек обещал Мелеагру из Калидона жениться на Деянире. Теперь, с двумя мозгами, можно. Да, да. Почему бы не посмотреть на два полушария как на два мозга? Первым был безсловесный, второй зародился и стал разрастаться по мере продуктивности обозначения звуком. Результат - человеческая речь. О мере ее совершенства рассказывает экзамен в Калидоне.
Тут, в Калидоне, оказалось, что Деянира дочь самого царя Калидона. Геракл просит у отца руки его дочери, и узнает, что ему придется побороться с могучим речным богом Ахелоем. "Мне лучше служат руки, чем язык! - Предупреждает Ахелоя Геракл. - Будь победителем на словах, я же буду победителем на деле" Упорной была борьба. Побежден был Ахелой. И сегодня деловой люд побеждает интеллектуалов. При чем здесь интеллект? Почитайте эссе "Интел..." - прояснится разница между интеллектуалами и интеллигенцией. Получил Человек-Геракл Деяниру в жены. Получил спутницу по Жизни до самой смерти. Говорят, жена - вторая половинка, неотемлемая часть. Такой частью человеческой жизни стали благие добрые Деяния. Они, как жена, нуждаются в защите Человека. После пребывания в Калидоне и единения с прекрасной Деянирой одухотворенный Геракл преобразился в очередной раз. Перед тем как переплыть бурную реку-речь от восприятий действительности к поглощению знаний он перебросил палицу и лук на другую сторону реки. Прочитавшие эссе "Золотая ветвь" о борьбе Геракла с немийским львом правильно поймут иносказание, помеченное палицей.


Кроме эпитетов "прекрасная(ый)" есть в мифологии почти прямое указание на понятие "красота". Миф "Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают..." начинается словами: "Недолго жила прекрасная жена Пейрифоя, Гипподамия; она умерла в полном расцвете своей красоты". Нетрудно догадаться, что женой Пейрифоя - Системы природных принципов - названа таблица, показывающая периоды эволюции свойств развития. Таблица, действительно, жила недолго. Освоив коды природных принципов, человечество решило, что линейный формат алфавита проще, удобнее. И всеми забытая красота рифмованной таблицы умерла. Умерло графическое выражение функциональной и хронологической соразмерности развития природных принципов, а вместе с ним умерла природная сочетаемость кодов-букв. (Например, алфавитом показан естественный функциональный переход от принципа с кодом "к" к принципу с кодом "л"; ему соответствует природная сочетаемость "кл" у понятий "клей", "клюв" и "ключ", имеющих общий смысл - контакт). И тогда друзья, Тесей и Пейрифой, решили похитить совсем юную девушку, прекрасную Елену, слава о красоте которой "гремела далеко по всей Греции". Обоим нужна жена - соразмерная сочетаемость-контактность-валентность. (Философский взгляд на валентность как таковую описан в эссе "Да, да! так и знайте!") Потенциальность соразмерной валентности возбуждает позитиные эмоции человека. Соразмерное сочетание - чистейшее проявление красоты. Жребий, кому "должна принадлежать дивная красавица", выпал Тесею. Это очень интересное сообщение. Оно объясняет мифологическое имя красоты - Елена. Возможно, более правильным было произношение Элен, которое кодом "Э" усиливает суть понятия. А суть в том, что в одном улове-слове оказываются два важных природных принципа - "избрание" с кодом "л" и "знание" с кодом "н". Тесею нужна именно такая "знающая" жена. В каком-либо понятии буквы-коды выбранных принципов должны сочетаться не спонтанно, как шары из лотерейного барабана, а исходя от познания. Сделанное предположение о том, что образ Элен символизирует валентную соразмерность подтверждается другими мифами, из троянского цикла.

Итак, какие общие свойства роднят прекрасное деяние - Деяниру, прекрасное выражение - Иолу, прекраснокудрую валентность - Елену, а также способность творить-посейдонить, названную калогенностью? Всех спрашивала. Никто не ответил. Сама додумалась: природное возникновение, выживание и присоединение к бытию волей эстетического чутья человека. Вот эта-то совокупность и обозначена слиянием трех кодов "р", "а", "с" трех природных принципов "рождение", "существование", "единение". Самое точное физически зримое сущее этой триады - раса, а чувственно воспринимаемое - краса. Краса накапливается, ею затверждается и доброе благо, и умное высказывание, и полезное сотворение, поэтому она предпочла назваться Красотой. Добавление буквы "т" вполне разумно, поскольку это код принципа утверждения верой, принципа "Верование". По поводу буквы, стоящей перед "т", у меня есть сомнения. С одной стороны, признание за красотой мирового значения должно воспользоваться кодом принципа "Обилие", то есть буквой "ω - омега". Но ее невежественно исключили из употребления. С другой стороны, накопление логично выразить образом пчелиных сот, то есть фонемой "сот", которая сама как бы встроилась в слово. Одним словом, получилась красота. Мифологическое имя Елена/Элен должно наводить на мысль о сознательном распределении всего сущего на полезное и бесполезное и о преумножении этого избирательного знания, благодаря приятным эмоциям. По мнению Человека, все красивое достойно распространения и сохранения. Отсюда и формула Ф.М.Достоевского "Красота спасет мир".

* * *

За окном тихо-тихо. Свет настольной лампы высвечивает корешки словарей и открытую книгу "Легенды и мифы древней Греции". Кажется, покритиковав современный словарь, я еще не высветила исходную разницу между "раз" и "рас". Задумываюсь над листочком с заготовкой "радикал "раз" информирует о разделении, а "рас" - о распределении" и, то ли в шутку, то ли всерьез, беру на заметку: "Радикалу "раз" легче. Как единица меры, он просто выполняет свою обязанность сообщает о благе. Раз! - и еще одно слагаемое оказывается в этом мире. Расскажу разсказ, и будет еще одно высказывание о каком-то событии. Промолчу - и не будет раз_сказа. У радикала "рас" работа более ответственная. Ему надлежит заботиться о распределении чего бы то ни было на доброе и не доброе, на полезное и бесполезное, на красивое и не красивое. Информация рас_пространится, кто-нибудь ею воспользуется. Это, конечно, не шествие самой Красоты, но метка-посланец "рас" от понятия "красота" присутствует". Таким образом, фонема "рас" уточняет фонему "раз". Однако, их смысловое присутствие настолько контактно, что они стали как бы близнецами и незаметно подменяют друг друга. В конце концов, появилось словарное "рас..., приставка (см. раз...). Употребляется вместо "раз" перед глухими согласными". Для каких-то случаев можно порассуждать и по-другому: "рас" состоит из двух фонем "ра" (это о Солнце) и "с" (это о вхождении в мир Света).
На краю стола, поодаль, ждет своей очереди еще одна приготовленная книга - "Вл.Соловьев. Сочинения" из серии "Философское Наследие". В ней, при беглом просмотре статьи "Красота в природе", меня привлекла фраза: "Освободивши требования новых эстетиков от логических противоречий, в которые они обыкновенно запутываются, и сводя эти требования к одному, мы получим такую формулу: эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности. Требование вполне справедливое <...>". Конечно, с_пра_вед_лив_ое, если верно понимать каждую фонему этого непростого понятия.

© Магнолия Дмитриева. 2012 г.

Дневник "Магнолия" в программе "АРТинвестмент Форум" содержит авторские записи для публикации, в том числе иллюстрированные.
Перепечатка без оформленного согласия автора запрещена.
Размещено в Без категории
Просмотров 1402 Комментарии 0
Всего комментариев 0

Комментарии

 





Часовой пояс GMT +3, время: 17:25.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot