Неделей позже прошли торги современного искусства, которые показали, что ситуация выправляется: сессия Sotheby’s от 11.11.2009 принесла 117,8 млн долларов выручки, намного превзойдя прогнозы экспертов Sotheby’s, которые ожидали, что торги принесут не более половины этой суммы. Своим успехом Sotheby’s обязан одному художнику – Энди Уорхолу. Его автопортрет фигурировал среди знаковых лотов аукциона. Эта работа пролежала вдали от торгов 42 года. Цена ее достигла 5,4 млн долларов, в пять раз выше предварительной оценки. Другая работа Уорхола, «200 One Dollar Bills», предварительная оценка на которую составляла 8-12 млн долларов, ушла за 39 млн, заняв второе место в списке самых дорогих работ художника. В 1986 г. эта работа юыда продана на торгах Sotheby’s за 350000 долларов.
США против Великобритании, Китай против Франции: война за первенство
Чистка серьезно сократила выручку аукционных домов. Американский рынок с результатом за 2009 г. в 1,3 млрд долларов все еще остается всемирным лидером пу3бличных продаж, но теряет 55% выручки по сравнению с 2008 г. Великобритания с оборотом в 1 млрд долларов – на 65% меньше, чем в предыдущем году - занимает второе место.
Эти потери в выручке англосаксонского рынка, тем не менее представляющего собой 49% мирового оборота публичных продаж, объясняется плохими результатами двух мастодонтов - Christie’s и Sotheby’s. Количество лотов, проданное на их торгах, по отношению к 2007 г. сократилось соответственно на 34% и 47%. Это сокращение объемов прямо отражается на годовом обороте: оборот Christie’s понизился по сравнению с 2007 г. на 57%, а оборот Sotheby’s – на 60%. Взятые вместе эти аукционные дома представляют 60% мирового оборота публичных продаж, но только 10% сделок. Их позиция стала менее устойчивой по сравнению с 2008 г., когда они представляли 72,3% мирового оборота и 15% сделок.
В Китае ситуация обратная: объем сделок вырос на 25% (830 млн долларов). Китай, занимающий третье место на мировом рынке публичных продаж, набирает силу, в то время, как его англосаксонский противник слабеет. Теперь Китай представляет 17,4% мировой выручки от публичных торгов (в 2008 г. – только 7,7%) и «наступает на пятки» Великобритании. Оборот Франции, занимающей четвертое место в мире, увеличился на 31% благодаря продаже коллекции Пьера Берже/Ива Сен-Лорана, составляющей 40% французского годового оборота (то есть 265 млн долларов из 665 млн, зарегистрированных в 2009 г.).
Китай
Разумеется, Азия очень пострадала от мирового финансового кризиса. В конце 2008 г. не менее пятидесяти китайских галерей окончательно закрыли свои двери. В первом семестре 2009 г. экономические результаты Китая оказались самыми низкими с 1992 г. Однако, несмотря на кризис, в Китае было продано столько же произведений современного искусства, сколько и до кризиса, выставляя на продажу менее спекулятивные работы. Модные художники-авангардисты ушли на задний план, цена на их работы отпугивала покупателей – но не без исключений, в частности, рекорда, достигнутого при продаже холста Чена Йифея «Thinking of History at my space», купленного в Пекине 25.05.2009 за 5,3 млн долларов.
Таким образом Китай завоевывает новые территории на мировом рынке искусства и меняет иерархию современного искусства и искусства старых мастеров. Доказательство этому – современный художник Ци Байши занимает третье место в списке 10 самых дорогих художников за 2009 г. По результатам продажи работ на публичных торгах он уступает только Пикассо и Уорхолу. Кроме того, пять китайских мастеров вошли в список 10 самых дорогих мастеров рисунка за 2009 г., опередив таких титанов, как Микельанджело, Леонардо да Винчи и Франсиско Гойя. Это вхождение китайских мастеров на мировую сцену было молниеносным – таким же молниеносным, как в свое время современного искусства Китая. Отдав дань молодым авангардистам, теперь китайские покупатели предпочитают покупать не такие спекулятивные произведения. Современное искусство и искусство старых мастеров функционируют по совершенно различяным законам: современное искусство не стабильно, покупатели его принадлежат к международным деловым кругам; рынок старых мастеров, напротив, поддерживается региональными покупателями из числа серьезных коллекционеров, а не спекулянтов.
Париж в цифрах
Благодаря продаже коллекции Пьера Берже/Ива Сен-Лорана Франция зарегистрировала неплохие результаты. С 2009 г., когда была распродана коллекция Андре Бретона, во Франции не было таких громких торгов. Но этот успех представляет собой эпифеномен и не должен заслонять реальность: состояние рынка искусства во Франции плачевное.
Свидетельство тому – 45% непроданных лотов к концу 2009 г. , значительно превышающее мировые 37%.
Продажа коллекции Пьера Берже/Ива Сен-Лорана позволила парижскому отделению Christie’s занять первое место, которое он уступил в 2008 г. парижскому отделению Sotheby’s. Оборот парижского Sotheby’s сократился на 33% и составляют 59 млн долларов.
Что же касается Обществ Французских Непринудительных Публичных Продаж, третье место занимает Artcurial с оборотом в 40 млн долларов, несмотря на его сокращение примерно на 14%. Особенно пострадал рынок современного искусства – в 2009 г. выручка от его продаж сократилась в два раза. За ним следуют Millon – Cornette de Saint Cyr (29,6 млн долларов), Piasa (17,7 млн долларов) и Claude Aguttes (17,6 млн долларов).
Франция, которая с 1950-х гг. все время уступает части рынка и которую в 2007 г. обогнал Китай, неконкурентоспособна. Она представляет собой прежде всего невероятное скопление произведений искусства с вполне приемлимой ценой. Французский рынок неблагоприятен для спекулятивных операций, свидетельство тому – цена 89% проданных произведений была ниже, чем 10000 долларов. Собственно, и в период спекулятивного пузыря Франция воспользовалась благоприятной обстановкой гораздо меньше, чем англосаксонские страны.
В 1950 г. оборот Отеля Друо (первое место во Франции, годовой оборот в 2009 г. достиг 410 млн евро, включая принудительные продажи) превышал обороты Christie’s и Sotheby’s, взятых вместе. Через 57 лет Christie’s и Sotheby’s продают в Гонконге в два раза больше, чем в Париже.Такое положение дел усугубилось скандалом, разразившимся в Париже всвязи с махинациями перевозчиков Отеля Друо (красных воротников) и затронувшим престиж этого дома. Министр Юстиции, г-жа Мишель Аллио-Мари, поняла риск этого дела и назначила комиссию по наблюдению, состоящую из трех членов, в числе которых один представитель Совета Публичных Продаж. Вскоре они должны опубликовать свой отчет.
Реформа французской системы в соответствии с Директивой Европейского Союза о либерализации публичных торгов (2006/123/СЕ) – последний шанс выжить
На сегодняшний день административные и таможенные препоны, различные налоги и сборы, НДС на импорт произведений искусства и т.д. представляют собой крупные помехи к развитию французского рынка искусства. Совершенно необходима полная реформа системы. Европейский Союз оказывает на Францию сильное давление, призывая ее срочно привести свою систему публичных торгов в соответствие с директивой о либерализации торгов, в частности, торгов по Интернету. Эта директива предусматривала, что необъходимые реформы должны быть проведены до 28.12.2009. Соответственно,28.12.2009 Сенат принял законопроект сенаторов Филипа Марини и Яна Гайяра о либерализации непринудительных публичных торгов, включая электронные торги, для того, чтобы «способствовать развитию на рынке искусства конкуренции».
ЕС считал, что французская реформа от 10.07.2000 и связанный с нею декрет, опубликованный в 2001 г., представляют собой непреодолимое препятствие для французских аукционных домов, а также для электронных торгов. Окончательно принятие законопроекта Филипа Марини и Яна Гайяра ожидаются в первом квартале 2010 г., оно должно позволить Франции не стать слабым звеном мирового рынка искусств.
На сегодняшний день, условия, предоставляемые как продавцам, так и покупателям в Азии, гораздо более привлекательны. – отсутствие таможенных сборов как при ввозе, так и при вывозе произведений искусства, комиссионные при их покупке, не превышающие 12% вне зависимости от транши цены, тогда как в Европе и в англосаксонских странах эти комиссионные обычно составляют 20-25% (до 500000 долларов).
Год Индекса Доверия
В начале 2008 г. Artprice выпустил новый индикатор доверия на рынке искусства, Art Market Confidence Index (AMCI), предназначенный для понимания в реальное время тенденций рынка. В 2008 г. AMCI выявил реактивность рынка искусства и его участников во время мировых экономических потрясений. В 2009 г. AMCI играл роль барометра сначала экономического разочарования, а затем – вновь найденной веры в рост рынка. В настоящее время AMCI позволяет выявить практически в реальное время связь между геополитическими, социокультурными и экономическими событиями с одной стороны, и рынком искусства, с другой.
Этот индекс доверия использует теоретическое обоснование Michigan Consumer
Sentiment Index, разработанного в университете Мичигана и используемого для измерения тенденций рынков во всем мире. За два года с нбольшим AMCI стал первостепенным орудием информации. Десятки тысяч участников рынка, клиентов сайта Artprice.com, применяют этот индекс для того, чтобы убедиться в тенденциях рынке искусства в реальное время.
Индекс доверия участников рынка искусства Artprice.com
Барометр AMCI в 2009 г.
В начале 2009 г. AMCI показал, что существует сильная коллеряция между тревогой коллекционеров и экономическими рисками. Рынок искусства упал на 30% за один только 2008 г., в начале 2009-го года оптимистов было крайне мало. Коллекционеры отказались от своего пессимизма только в середине марта, а в мае AMCI впервые после рекордов в мае-июне 2008 г. превысил 31 пункт доверия.
31-го января 2009 г. AMCI упал ниже 20 пунктов доверия, достигнув уровня недоверия участников рынке, который характеризовал катастрофическое падение рынка в ноябре 2008 г. В феврале положение нисколько не улучшилось: 66% ответов на вопрос о будущем рынка искусства и вообще мировой экономики показывают сильную тревогу на средний срок. Только 25% опрошенных участников рынка верили, что в среднечрочной оптике рынок искусства и финансовые рынки вернутся к благоприятному положению, тогда как 50% опрошенных думали, что кризис стал системным и установился надолго. Намерение покупать произведения искусства, которое до этого времени оставалось сильным, так как разразившийся кризис давал возможность покупать их по привлекательным ценам, понижается с невероятной скоростью (в январе-феврале было потеряно 10 пунктов).
9-го марта 2009 биржевой индекс США S&P 500 достиг самого низкого уровня за 10 лет, а затем стал подниматься, медленно, но неуклонно. На следующий день AMCI поднялся и достиг позитивного уровня – рынок искусства следует тенденции финансовых рынков.
Рынок искусства, ставший за несколько месяцев совершенно неуравновешенным и управляемым исключительно селективным спросом, нашел некое равновесие. Стратегия аукционистов, выставляющих на продажу неспекулятивные произведения в небольшом количестве и по привлекательным ценам, принесла желаемые результаты – коллекционеры вернулись на рынок публичных торгов.
Стало быть, изменения, происщшедшие в первом семестре 2009 г., придали коллекционерам уверенности в будущем. В третьем квартале года намерение делать покупки превысили 70% опрошенных участников рынка, а в сентябре более двух третей опрошенных ответили, что верят в позитивную эволюцию цен на рынке искусства.
В сентябре доверие американских семей, измеряемое Индексом доверия Мичиганского университета, установилось на уровне 73,5 пунктов, на 15 пунктов выше, чем самый низкий уровень, достигнутый в марте. 15-го сентября 2009 г., ровно через год после торгов Херста на Sotheby’s – лебединой песни рынка искусства, AMCI достиг своего годового рекорда в 42 пункта доверия.
С сентября по декабрь AMCI окончательно обосновался между +15 и +35 пунктами доверия. Ослабление доллара против евро привело к хорошим результатам нью-йоркских сессий, на которых были достигнуты рекорды. Эта тенденция продолжилась и в Лондоне на торгах в конце года.
2000-2009 гг. Десятилетие в цифрах
2000 г.: 50 млн долларов – рекорд Пабло Пикассо. Такой рекордной цены достигла «Женщина со скрещенными руками» Пикассо, проданная 8-го ноября в нью-йоркском отделении Christie’s. Через тридцать лет после своей смерти Пикассо стал самым «молодым» художником, достигшим планки в 50 млн долларов за картину.
2001 г.: 8% - послевоенное искусство по высоким ценам. Индекс цен на послевоенное искусство в 2001 г. поднялся на 8%. В последующие 10 лет цены на это искусство поднялись на 116%, оно стало самым котируюзимся сегментом. Послевоенное искусство также насчитывает между 200 и 2009 гг. 18% миллионных торгов.
2002 г.: 40% - первые шажки кризиса. В 2002 г. 40% выставленных на торги произведений осталось непроданными. Теракт 11-го сентября вызвал в коллективном сознании призрак кризиса… Но этот кризис не подтвердился, и с 2003 по 2007 гг. число непроданных предметов не превышает 36%. Кризис, который внушает такую тревогу, наступает через шесть лет: в 2008 г. 39,2% произведений, выставленных на публичные торги, остаются непроданными.
2003 г.: 20% - головокружительный взлет современного искусства. Взлет цен на современное искусство начался в 2003 г., на протяжении которого наблюдался прирост в 20%. В 2003 г. только четыре произведения современного искусства достигли миллионных торгов. В 2008 г. их было более 190.
2004 г.: мировой рекорд. «Мальчик с трубкой» Пикассо продан на нью-йоркских торгах Sotheby’s за 93 млн долларов и стал самым дорогим произведением искусства, проданным на публичных торгах. Этот результат побил предыдущий рекорд – «Портрет доктора Гаше» ван Гога, проданного в 1990 г. за 75 млн долларов. Но рекорд «Мальчика с трубкой» чуть не побили 3-го февраля 2010 г. при продаже «Шагающего человека» Джакометти, ушедшего за 58 млн фунтов, то есть 92,5 млн долларов. Этот удар молотка совершенно меняет положение дел с продажами произведений Джакометти – одна эта скульптура стоила дороже, чем 170 произведений Джакометти, выставленные на продажу в 2009 г.
2005 г.: 15,5% - американская доминация. Прирост оборота на рынке искусства в США превышает 10%. Во время этого десятилетия на территории США продается более 41% сделок.
2006 г.: 6,7 млрд долларов – рынок становится мировым. Рынок искусства бурно растет, его годовой оборот увеличился на 56%, достигнув 6,7 млрд долларов, тогда как в предыдущем году он насчитывал 4,2 млрд. Число миллионных торгов в 2006 г. удвоилось. Глобальный индекс цеен поднялся на 19,2%, Китай стал крупным участником рынка искусства.
2007 г.: соревнование между миллионерами. Оборот рынка искусства достиг 9 млрд долларов, цены увеличились за год на 28,9%. 15-го мая Sotheby’s продал работу Бэкона за 47 млн долларов, затем работу Ротко за 65 млн, на следующий день Christie’s продал произведение Уорхола за 64 млн долларов.
2008 г.: - 171,6 млн долларов - феномен Дениэла Херста. Это сумма двухдневных публичных торгов произведений Херста в Лондоне 15-го и 16-го сентября. Через несколько часов после их окончания банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве. Через месяц индекс доверия рынка искусства Artprice (AMCI) потерял 20 пунктов. За 4 месяца индекс цен на произведения искусства потерял 25%.
2009 г.: 230 млн долларов – продажа коллекции Берже-Сен-Лорана. 23-го февраля в парижском Большом Дворце Christie’s провел продажу коллекции Берже-Сен-Лорана. Двадцат ь пять предметов превысили цену в 1 млн долларов и заняли место в годовом списке 10 рекордов на публичных торгах.
Список 10 самых дорогих художников
Три констатации: во-первых, общая стоимость проданных произведений в три раза ниже, чем в 2009 г. Во-вторых, кризис подтвердил возвращение к неспекулятивным ценнностям и потерю интереса к спекулятивным современным авторам. В-третьих, китайское искусство вышло на первый план.
Этот список 10 самых дорогих художников с годовым результатом в 654 млн долларов на две трети ниже, чем соответствующий список за 2007 г. (1,84 млрд долларов), по сравнению же с 2008 г. он потерял более миллиарда долларов! Очевидно, что последствия кризиса очень значительны, но в то же время нельзя говорить о катастрофических результатах – они выше, чем в 2004 и 2005 гг. (576+ млн).
Результаты высшего сегмента рынка растаяли, как снег под солнцем, поэтому для вход в этот список подешевел по сравнению с «тучными» 2005-2006-2007-2008 гг. – с 91,8 млн долларов входной билет в список между 2008 и 2009 гг. опустился до 40,39 млн долларов.
За эти «тучные» годы список 10 самых дорогих художников значительно помолодел – модернисты были вынуждены уступит ь свои места Уорхолу, занявшему в 2007 г. первое место перед Пикассо, и головокружэительный рост высшего сегмента современного искусства позволил Херсту занять в 2008 г. 4-е место. В 2009 г. ситуация резко изменилась: герой спекулятивной волны Херст оказался на 44-м месте.
В 2009 г. самые современные из художников, присутствовавших в таких списках за предыдущие годы, оказались за порогом, за исключением Уорхзола, которого теперь считают классиком. Освобожившиеся места заняли Ци Байши, работа которого была продана за 70 млн долларов, и мастер Кварточенто Рафаэль, установивший новый рекорд.
Идолы модернистского искусства серьезно подешевели – оборот самых великих – Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эдгара Дега и Клода Моне – по сравнению с результатами 2008 г. упал на 55%-77%. Единственные художники из списка, результаты которых не понизились по сравнению с предыдущими годами – Ци Байши, Пит Мондриан и Рафаэль, знаковые работы появляются на рынке которых очень редко.
Графики:
- Оборот публичных торгов по странам
- Оборот публичных торгов по аукционным домам (слева общая выручка. справа доля проданных лотов)
- Индекс доверия Artprice за 2009 г.
- Индекс доверия Artprice
- Список самых высоких цен, достигнутых на торгах
- Список 500 самых дорогих художников