Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Экспертиза
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Экспертиза Где и как сделать экспертизу. Вопросы по экспертизе.

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 12-11-2009, 18:58 Original language: Russian        #1
Guest
 
Posts: n/a
Default Экспертиза. Теперь и в Украине!

Кто? Где? Когда? Как? «Арт-Лаб» ответит официально и оперативно

Корреспондент журнала «Антиквара» беседует с директором Бюро научно-технической экспертизы (БНТЭ) «Арт-Лаб» кандидатом химических наук Еленой Фесенко

— Чем обусловлена необходимость создания Бюро научно-технической экспертизы?
— Украина — государство с достаточно высокой активностью и оборотами арт-рынка. Однако до сих пор мы не имели технической базы для проведения технологической экспертизы произведений искусства. У нас немало опытных экспертов-искусствоведов, но специалисты-технологи практически отсутствуют. Существуют институт судебных экспертиз, лаборатории реставрационного центра, таможни и бюро Интерпола, но они являются государственными организациями и призваны прежде всего обслуживать интересы государства и правоохранительных ведомств. Их структуры громоздки, не всем доступны и в большинстве своем не имеют узкой направленности на исследование произведений искусства. Лица, заинтересованные в технологической экспертизе, вынуждены были либо в частном порядке обращаться к сотрудникам вышеперечисленных организаций, либо искать знакомых в университетских и академических лабораториях, специалисты которых могли бы взяться за выполнение исследования. Поэтому независимый профильный исследовательский центр полезен всем: тут официально, оперативно, без лишней бюрократической волокиты можно выполнить анализ живописи, икон, фарфора и т. п.
— Какого рода исследования будут здесь проводиться?
— Дающие возможность уточнить датировку (путем идентификации химического состава), выявить признаки фальсификации и т. д. Большинство исследований — неразрушающие (т. е. без отбора проб), и только в случае необходимости отбираются микропробы. Очень важно, что Бюро не работает с отдельными пробами: эксперты сами отбирают их, фиксируют места отбора (это необходимо для сравнения результатов при исследованиях в других центрах экспертизы). Обычно дорогие вещи рекомендуют исследовать не менее чем в трех независимых центрах, и если выводы совпадут, то это может служить окончательным доказательством подлинности (или наоборот) того или иного произведения искусства.
Как, когда, где и кто — вот основные вопросы, на которые экспертиза должна дать ответ. Ключевыми факторами является здесь наличие высокотехнологичного оборудования — исследовательских приборов последнего поколения и квалифицированного персонала.
Чтобы не вдаваться в детали, заметим, что примерно каждые 5–7 лет происходит качественный скачок в приборостроении (в повседневной жизни мы это видим на примере мобильных телефонов и компьютеров). Поэтому наше оборудование приобреталось с возможностью полного или частичного «up grade» (улучшения и расширения возможностей) через некоторое время. Поставщики оборудования — известные мировые производители. В частности, спектрометр FTIR (ИК-спектрометр с Фурье преобразованием) Vertex70 — производства Bruker Optics, Германия. Очень важно иметь хорошее программное обеспечение к оборудованию и возможность работы с библиотеками (т. е. покупать готовые библиотеки спектров и создавать свои собственные). Спектрометр FTIR позволяет исследовать минимальное количество веществ в пробе и идентифицировать органические (иногда и неорганические) компоненты — такие, как связующее в живописи, степень их полимеризации, т. е. старение, органические красители, лаки, клеи и др. Также на вооружении Бюро имеется РФА-спектрометр (для рентгенофлюоресцентного анализа), позволяющий определять неорганический состав исследуемого объекта без отбора проб. К методам неразрушающего исследования относится ИК-рефлектография, дающая возможность снимать и выводить на экран компьютера нижележащие слои, рисунки, надписи и др., а также исследования в УФ области и с помощью микроскопии — оптической и цифровой. Применяются также традиционные микрохимические методы анализа (гистохимия красителей и др.)
— Кто будет осуществлять такие исследования?
— Это самый сложный вопрос. Специалистов не готовят ни у нас, ни за рубежом. Мы пошли по пути Вашингтонской национальной галереи, где в 1984 г. была создана научная лаборатория, во главе которой бессменно находится д‑р De la Rie, имеющий ученую степень в области физической химии. С 1989 г. его правой рукой стала д‑р Barbara H. Berrie (ученая степень в области неорганической химии). Именно они и смогли собрать команду из 10 специалистов, преимущественно химиков, равных которым в области технической экспертизы живописи сегодня нет. Мы также подбирали специалистов, имеющих ученые степени в области неорганической и физической химии и опыт работы с современным оборудованием и программным обеспечением. Технологию живописи они изучали по работам тех же De la Rie и Barbara H. Berrie (уникальный 4‑томник Artists Pigments. A Handbook of their History and Characteristics), атакжемонографиямГренберга, Киплика, Сланского и др. Своим опытом поделились с нами и коллеги из Эрмитажа и ГРМ.
— Имеется ли эталонная база образцов, насколько она обширна?
— Существуют базы ИК- и Раман-спектров — Irug (Infrared and Raman Users Group), Nicodom, базы пигментов Kremer — спектры веществ, применяемых в живописи, также общие базы, например, Интерпола или японская научная Spectral Database for Organic Compounds по органическим соединениям и др. В среднем готовая база стоит от 2 до 10 тыс. евро и насчитывает десятки тысяч эталонных спектров. «Арт-Лаб» имеет доступ к перечисленным базам, а также создает свою эталонную базу красок и пигментов, покупая образцы красок непосредственно у производителей (т. н. выкраски), записывая собственные спектры, создавая свои библиотеки.
— На каких условиях будут выполняться заказы на экспертизу для членов ГАУ и всех желающих?
— Существует градация по исследованиям различной степени сложности: сигнальная информация (больше рекомендательного характера), экспресс-исследование (несколько проб неразрушающими методами), стандартное исследование и полное комплексное исследование. Все они отличаются по стоимости и срокам проведения. Для членов ГАУ будет скидка 30%. Специальные скидки будут также для лояльных клиентов.
— Существуют ли аналогичные лаборатории в России и Европе?
— В России наиболее известные независимые лаборатории — это лаборатория технологической экспертизы «Арт Консалтинг» (директор Ю. Гренберг), центр экспертизы «Гелос». Из государственных — центр Грабаря, лаборатории Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. После известных скандалов государственным лабораториям запрещено проводить частные экспертизы. Из западных самые авторитетные — научная лаборатория в Вашингтоне, о которой уже шла речь, и лаборатория лондонской Галереи Тейт. Большинство крупных музеев имеет свои реставрационные отделы и исследовательские базы в них, поскольку проведению реставрационных работ обязательно предшествует детальная технологическая экспертиза.
— Насколько важна деятельность новой лаборатории с точки зрения формирования в Украине цивилизованного арт-рынка?
— Существующая экспертно-технологическая база, безусловно, должна развиваться в соответствии с запросами рынка. На сегодняшний день очень актуальным является вопрос объективной рыночной оценки активов, в том числе и в произведениях искусства. Документализация исследований в соответствии с международными нормами повышает ликвидность предмета искусства. Пакет документов, фиксирующий объективные результаты, может использоваться в юридической практике и хозяйственной деятельности. Он является также базисом для получения оценочного сертификата — документа, который фиксирует стоимость произведения искусства и наделяет его свойствами легитимного объекта товарооборота, кредитования, залогового имущества, страхования и т. д.
Безусловно, появление открытого для всех, независимого Бюро научно-технической экспертизы является шагом вперед. Технологическая экспертиза — это констатация объективной реальности, с которой трудно спорить, мощный вспомогательный механизм на пути движения к цивилизованным методам работы арт-рынка.



Информация журнала "Антиквар".



  Reply With Quote
The Following 5 Users Say Thank You to For This Useful Post:
Tana (15-11-2009), Самвел (18-11-2009), Тютчев (12-11-2009), яков (11-12-2009)
Old 12-11-2009, 20:46 Original language: Russian        #2
Старожил
 
Join Date: Sep 2008
Posts: 700
Thanks: 222
Thanked 484 Times in 201 Posts
Reputation: 861
Default

Новая современная лаборатория с самыми передовыми методами исследований,это очень хорошо,но в этой статье автор не сделал акцент на самый главный аспект.К такой лаборатории еще нужны МОЗГИ,ОПЫТ и ВАЛ(большое колличество экспертируемых картин).
Если говорить объективно,то экспертизы в Украине вообще нет,точнее есть,но она на самом низком уровне.
Летом сего года мне предложили очень серьозную картину русского художника,первой половины 19 века.Лучшие эксперты Украины,самые титулованные,с массой ученых степеней и званий целый месяц изучали работу.Вердикт такой-не тот художник,экспертное заключение писать не будем,хозяин в шоке,очень порядочный человек,никакого отношения к антиквариату не имеет.В личной беседе с экспертами,их аргумент был прост,в рентгене построение красочного слоя не совпадает с эталонными работами художника.Я все выслушал и картину купил.Мне ее подтвердили сначала в Грабаря,затем в ГРМ,причем без сомнений.
А теперь самое интересное,при личной беседе с ведущими экспертами указанных экспертных институтов,все эксперты в один голос заявили "Работы этого художника в рентгене не читаются".



мистер-у is offline   Reply With Quote
The Following 7 Users Say Thank You to мистер-у For This Useful Post:
SAH (12-11-2009), Sandro (12-11-2009), Tana (15-11-2009), vyadem (12-11-2009), Вивьен (13-11-2009), Евгений (26-12-2010), Тютчев (12-11-2009)
Old 12-11-2009, 21:03 Original language: Russian        #3
Гуру
 
vyadem's Avatar
 
Join Date: Nov 2008
Posts: 1,897
Thanks: 2,905
Thanked 2,365 Times in 550 Posts
Reputation: 4046
Default

мистер-у, увы, но это имеет место быть...я встречал случаи когда именитые "эксперты" косили работу, хотя даже с живописью художника не могли быть особо знакомы из-за отсутствия пласта работ. Но сказать не знаю - это же архи невозможно..конечно же лучше с умным видом сказать "это не он".



vyadem is offline   Reply With Quote
The Following 5 Users Say Thank You to vyadem For This Useful Post:
allexx (18-11-2009), Tana (15-11-2009), Вивьен (13-11-2009), Евгений (18-11-2009), мистер-у (12-11-2009)
Old 12-11-2009, 21:21 Original language: Russian        #4
Старожил
 
Join Date: Sep 2008
Posts: 700
Thanks: 222
Thanked 484 Times in 201 Posts
Reputation: 861
Default

Несколько лет назад на базе Киевского музея русской живописи проводилась международная конференция музейщиков СНГ.Были представители ГРМ и Грабаря,причем из числа ведущих и уважаемых экспертов.Кто-то из Больших украинских чиновников пригласил российских экспертов на показ своей коллекции русской живописи,причем в ней были первые имена.Реакция на подлинность картин была крайне негативной,хотя все работы были атрибутированы.Хозяину коллекции деликатно намекнули,что эти картины требуют дополнительной экспертизы,мне же сказали открытым текстом"Атрибуция этих картин-глубокое заблуждение музейной экспертизы".
Я никого не хочу обвинять в некомпетенции,Ваша экспертиза-это Ваш котел и Вам в нем вариться.
Желаю Вашим экспертным институтам высокого профессионализма и компетентности,а ошибаюся увы все.Немножко можно.



мистер-у is offline   Reply With Quote
The Following 4 Users Say Thank You to мистер-у For This Useful Post:
SAH (12-11-2009), Tana (15-11-2009), vyadem (19-11-2009), Евгений (18-11-2009)
Old 18-11-2009, 18:54 Original language: Russian        #5
Бывалый
 
allexx's Avatar
 
Join Date: Nov 2008
Posts: 428
Thanks: 70
Thanked 71 Times in 44 Posts
Reputation: 109
Default

Простите, не совсем понял: бюро экспертизы создается, создано или пока только констатируется необходимость его создания в Украине?



allexx is offline   Reply With Quote
Old 18-11-2009, 19:25 Original language: Russian        #6
Guest
 
Posts: n/a
Default

Quote:
Originally Posted by allexx View Post
Простите, не совсем понял: бюро экспертизы создается, создано или пока только констатируется необходимость его создания в Украине?
Будет создаваться



  Reply With Quote
Old 18-11-2009, 19:57 Original language: Russian        #7
Гуру
 
Join Date: Jun 2008
Posts: 14,663
Thanks: 18,865
Thanked 16,456 Times in 4,506 Posts
Blog Entries: 254
Reputation: 32443
Default

Quote:
Originally Posted by ВЯЧЕСЛАВ View Post
Экспертиза. Теперь и в Украине!
«Арт Консалтинг» украинского разлива.Можно пожелать только удачи..



Евгений is offline   Reply With Quote
Old 19-11-2009, 14:14 Original language: Russian        #8
Бывалый
 
allexx's Avatar
 
Join Date: Nov 2008
Posts: 428
Thanks: 70
Thanked 71 Times in 44 Posts
Reputation: 109
Default ?

Quote:
Originally Posted by Евгений View Post
«Арт Консалтинг» украинского разлива.Можно пожелать только удачи..
Знаете, в сегодняшних условиях это было бы совсем нелишним. Пока лишь приходиться мыкаться по разным знатокам и выслушивать, как заметил выше коллега, их многозначительное "это не он"



allexx is offline   Reply With Quote
Reply


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Нужны ли музеи на Украине? Veronic Выставки, события 23 13-10-2009 10:45
Экспертиза в Киеве (Украине) allexx Экспертиза 33 16-04-2009 00:11
Антикварная жизнь на Украине: коллекции, антикварные дома, инвестиции Евгений Аукционы 4 25-03-2009 07:08
Арт рынок на Украине Евгений Беседка 0 25-10-2008 17:23





All times are GMT +3. The time now is 21:43.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Loading...