Интересно, почему на этом форуме не обсуждается скульптура?
Сегодня наткнулась на очень интересный документ. Думаю, что раньше он нигде не публиковался, хотя надо проверить…, поэтому публикую временно, чтобы не нарушать авторских прав. По той же причине не стала исправлять ошибки с точки зрения нашей орфографии и пунктуации.
Доклад, прочитанный Борисом Королевым на художественной конференции в 1920 г., - и сколько интересных мыслей, из разряда «с этой точки зрения мы еще на вопрос не смотрели даже в XXI веке».
ПРОЭКТ ПРОГРАММЫ
ЗАНЯТИЙ ПО СКУЛЬПТУРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ
ДОКЛАД СКУЛЬПТОРА Б.Д. КОРОЛЕВА
I.Преподавание скульптуры и вообще вся постановка пластического дела в Художественных мастерских самым тесным образом связана с устремлением и путями современной культуры скульптуры.
Взглянем, что было раньше.
Так, ложно-классицизм требовал от учащихся рисования и лепку с классических образцов. Из материалов предпочтительно: глина, гипс и излюбленный мрамор. Требовал пропорций и форму четкую, но, по ложности устремлений, сухую и тощую. Фактура - атласная шлифовка. Содержание – Греко-римская мифология и доморощенно сам мифотворчествовал.
Импрессионизм требовал от учащихся рисования и лепки с натуры; материал: глина, подгрязненный гипс и излюбленная бронза. Любил форму мятой и дышащей. Фактура – мазок и так называемая живописность планов. Содержание – психологический портрет и живая натура детая и обнаженная.
Читать дальше...
Примитивизм требовал рисования и лепки с натуры, но через призму какого либо архаического или наивно-детского творчества. Материал: глина, гипс, дерево, камень. Форма: полная, - приложенная к материалу. Содержание случайное: натурщицы, Греко-римская мифология, сюжеты из священной истории и пр. Фактура – фактура выветренного камня и изъеденной временем бронзы.
Наконец, кубизм и футуризм положили предел всему этому то бездарному, до тошнотворности, то талантливому д гениальности, но всегда в своей сущности немного эстетствующему руководству.
Кубо-футуризм освободил творческое начало скульптуры, раздел не натурщицу, а сознание художника, сорвав с него последовательно все одежды подражания, павлиные одеяния из модернизации стилей прошедших эпох.
Кубо-футуризм поставил художника-скульптора непосредственно перед космическим сооружением и вплотную перед материалами, дав в руку любой инструмент, любое средство: твори, строй.
Материалы: дерево и железо-бетон, мрамор и стекло, гранит и металлы и пр. и пр. Фактура: все разнообразие поверхностей.
Содержание: абстрактно-пластические построения объемов, определяющих форму, предметные и безпредметные, всегда расширяющие горизонты новых и новых завоеваний и изобретений.
Таково положение. И когда на Западе после революции будут выгнаны из академий и школ залинявшие профессора, выкинута академическая программа, ясно, что в новых мастерских запада не нужно будет устанавливать программу, ибо шеренга скульпторов новаторов займет ожидающие их посты и сможет самостоятельно развить дело пластики в невиданном объеме.
Как в живописи, у нас сделали живописцы, достигшие плана известной живописной культуры. Но в скульптуре у нас. Когда после революции были удалены старые профессора в существующих мастерских и пооткрыты в провинции новые мастерские, то кроме двух, трех скульпторов-новаторов не оказалось нужной шеренги. Места руководителей были в большинстве заняты старыми да еще российскими профессорами от скульптуры или их жалкими, безликими учениками, которые стали в новых мастерских продолжать старое пустое дело.
Я сознательно подчеркнул «российскими». Ибо судьба скульптуры в России – поистине трагическая судьба. Девятнадцать веков тому назад пластическому устремлению российчского народа был нанесен смертельный удар христианством. По его принятии вместе с каменными бабами и идолищами погаными была похоронена какая-бы то ни было скульптура. Ибо на всякое трехмерное пластическое изображение был наложен запрет, как на языческую греховность. Пятнадцать веков гонений. И вплоть до XVI века вообще не существовало скульптуры, кроме резной орнаментации теремов петушками, коньками и подзорами.
Благодаря такому пятнадцати-вековому перерыву ни народ, ни позже интеллигенская масса, ни скульптура не имели ни скульптурной традиции, ни пластической культуры.
Подражательный ложно-классицизм, миниатиюрный импрессионизм и примитивизм, но за то тупо-крепкий и цепкий натуралистический академизм висит тяжеловесными гирями на слабых ногах нашего пластического сознания.
Вот почему если мы сейчас оставим наши мастерские или вернее скульптурные их отделения без программы перевернутой с головы на ноги, без общего плана лабораторных работ, ясно что мы, совершенно не имея надлежащего количества скульпторов-новаторов пластического дела, бросим молодежь, а тяга к скульптуре пробудилась великая, - я говорю бросим всю массу молодежи в тиски и губительную власть тайно и явно, сознательно и безсознательно шарлатанствующих ваятелей в худшем случае, и просто никчемных мазиколок в лучшем.
Но если мы хотим, чтобы скульптура стала бы современна и соответствовала бы нашему времени неуклонно наэлектризованных воль, скрученных атмосфер, времени колоссальнейших сооружений и гениальнейших изобретений, наконец времени героической борьбы не сотен тысяч – а сотен миллионов, мы должны раз навсегда отказаться от скульптуры как комнатного и уличного украшения и ввести в программу скульптуру, как пластического сооружения, конструктивного построения пластических форм. Исходя из вышеозначенного я решаюсь предложить вашему вниманию нижеследующий проэкт программы занятий по скульптуре в мастерских, которая, положенная в основу работ, конечно, не может стеснить мастеров-руководителей, ставших на творческий путь, но зато обяжет остальных и никчемных хоть неумело, хоть может против воли, но поднять люк творческого клада своих подмастерьев.
Проэкт программы.
I.Изучение материалов:
Твердых: камень, чугун, сталь, железо, мрамор, дерево, гранит, стекло и др.
Негативных материалов: алебастр, гипс, цемент и пр.
Изследования: а) физических свойств материалов, б) законы сопряжений материалов, с) законы сплачиваний материалов
Изучение техники обработки материалов: высеканье, резьба, ковка, чеканка, отлив и пр.
II/ Познавание элементов пластической культуры.
1. Объемная форма.
а) форма и материалы
б) форма и цвет (цвето-пластика)
с) форма и пространство (статика)
д) форма и время (динамика)
г) форма и конструкция.
2. Фактура.
1) фактура и материал
2) фактура и техника обработки
III. Построения
1. Построения на а) конструкции формы
б) композиции материалов
в) на контрастах и ритме: а) форм
б) материалов
с) фактур
Выполнение
Индивидуальное
Коллективное
По заданию
Самостоятельные изыскания, опыты
Собеседования. Экскурсия. Наблюдение хода инженерных, фабричных и архитектурных строительств.
***
Мне думается, этот общий план лабораторно-опытной, главное, опытной работы – практическое выполнение государственных заданий поможет направить пластическое сознание учащихся на новое современное восприятие вещества и скорости, последовательно вводя его во всю полноту и творческую активность нашего дня.
Б. КОРОЛЕВ
1920 г. Июнь
Москва
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо Маруся за это полезное сообщение: