Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Доходность
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Доходность Доходность вложений в произведения искусства. Во что выгоднее инвестировать.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 10.05.2009, 00:14 Язык оригинала: Русский       #1
Авторитет
 
Аватар для Art-lover
 
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
Lightbulb Язык денег

В любопытной статье Дональда Каспита "Ценность искусства или ценность денег", которую сегодня представил gans, утверждается, что "деньги стали более экзистенциально значимыми, чем искусство".
В развитие этой темы предлагаю вашему вниманию эссе Бориса Гройса, трактующее еще более сильное утверждение: деньги стали обладать большей универсальностью, чем Бог.
Материал не для эмпириков рынка и не для просмотра по диагонали, но с ним полезно быть знакомым всем, кто ищет понимания ценовых парадоксов современного искусства.
Помещаю ее в Доходность, хотя ее законое место - в силу фундаментальности поставленных проблем искусства - в разделе Теоретические аспекты искусства. Увы, такого почему-то все еще нет.

Статья затрагивает ряд вопросов, которые активно дискутировались на форуме. Всем, кого мучают кошмарные сны про Херста и Гапчинскую, читать на ночь.

В тексте выделены некоторые положения, которые мне показались особенно эффектными.

Борис Гройс
Язык денег


Язык, к которому сегодня обычно прибегает общество, когда хочет поговорить о себе самом, - это язык денег. Деньги обеспечивают внутреннее единство нашего мира - функцию, ранее выполнявшуюся религией. Нынешняя социальная, политическая и культурная реальность на первый взгляд кажется предельно расщепленной, фрагментированной, плюралистичной. Более не существует никаких объединяющих традиций, общезначимых идей, общеобязательных политических проектов.
Читать дальше... 

Таким образом, кажется, что современный человек отпущен на свободу, которая одними переживается как эйфорическое состояние свободного парения, другими же - как удручающая беспочвенность. Но в то же самое время все в современном мире удивительным образом взаимосвязано, - поскольку все в этом мире имеет свою цену. Современная свобода получает конкретное воплощение в интернациональном рынке. После того как мы освободились от всех традиционных культурных идентичностей, преодолели все региональные границы и отреклись от всех общих идей, мы начинаем флюктуировать, свободно циркулировать, бесконечно изменяться и безгранично трансформироваться. Иначе говоря, человек уподобляется деньгам. Деньгоподобие как идеал современного человека пришло на смену богоподобию. Человек всегда стремился приблизиться к высшему и всеобщему и обрести внутреннее - пусть символическое - единство с абсолютом. Этот абсолют, определяющий каждой вещи ее настоящее, "объективное" место в мире - ее истинную цену - по ту сторону всех культурно обусловленных мнений, ценностей и позиций, выступает сегодня в виде интернационального рынка финансов. Каждое государство является для этого интернационального рынка всего лишь регионом, соревнующимся с другими регионами за инвестиции. Следовательно, государству сегодня также назначена своя цена - что окончательно лишает современное государство его прежней универсализирующей и легитимирующей роли. При этом особенно важно, что пути интернационального финансового рынка кажутся неисповедимыми - как раньше пути Господни. Мы говорим о рынке, но мы его не видим. Он связывает все, но именно поэтому он ускользает от непосредственного созерцания. Деньги требуют скорее некоего чутья, некоего ощущения, некоей чувствительности, которую невозможно передать обычным языком. Поэтому язык денег становится самым главным ультимативным языком нашей культуры. Идеалом этой культуры является уже не сохранение своих традиций, но и не революционная ликвидация этих традиций, а скорее их деконструкция в форме потенциально бесконечного варьирования и комбинирования. Уже Маркс предварил свой анализ капитала анализом его эстетического функционирования. Поскольку рынок назначает совершенно разным, гетерогенным вещам одну и ту же цену, капитал отменяет все наши эстетические и идеологические порядки и иерархии. И в самом деле: что, к примеру, связывает между собой картину Леонардо, поставку нефти, рекламную кампанию в пользу политической партии и разрушение города в результате землетрясения? Казалось бы, ничего - но, с другой стороны, мы вполне можем предположить, что все эти столь разнообразные вещи имеют одну и ту же цену. Таким образом деньги оказываются недосягаемой границей любой художественной фантазии - намного более сюрреалистичной, чем любой сюрреализм, намного более абстрактной, чем любая абстракция. Итак, можно сказать, что мы сегодня живем отнюдь не в эпоху атеизма, в постутопическую эпоху, как это часто утверждается. Мы живем в эпоху новой религии денег и рынка, которая отменила все старые религии главным образом потому, что ее притязание на универсальность еще более радикально. И все же я хотел бы предложить ниже кое-какие если не атеистические, то, по крайней мере, агностические комментарии к этой новой религии. И, в частности, я хотел бы поставить под вопрос объединяющую роль рынка, которая представляет собой центральный постулат этой религии. Действительно ли рынок един? Действительно ли можно сказать, что все в современном мире фрагментировано - за исключением рынка? В качестве исходного пункта для этой постановки вопроса я хотел бы взять так называемый "художественный рынок" и спросить: является ли художественный рынок частью общего, универсального, единого рынка - или все же нет? Конечно, первое слово, какое приходит в голову, когда мы сегодня размышляем о культуре, это слово "финансирование". Возникает впечатление, что искусство в наше время окончательно превратилось в часть и функцию рынка. И даже если выдвигается протест против культурного диктата рынка, формулируется этот протест также в терминах денежной политики - как требование государственной финансовой поддержки. Эта сверхвласть денежного кода имеет, кстати, свои преимущества. Называние денежной стоимости произведения искусства позволяет современному зрителю измерить, дифференцировать и уточнить свое эстетическое суждение. Без обращения к денежному коду эстетическая оценка превратилась бы для нас в демонстрацию малоинтересного выбора между простыми "да" и "нет", или "хорошо" и "плохо", или "нравится" и "не нравится". Между этими двумя вариантами не было бы пространства для дифференцированной оценки собственного эстетического чувства. Называние цены художественного произведения дает шанс судить об искусстве намного более точно и тонко. О произведении искусства можно, например, сказать: "да" за 2000 $, но "нет" за 2500 $. При этом такое суждение еще не означает, что высказавший его действительно купил бы это произведение за названную сумму, будь у него такая возможность. Скорее таким высказыванием мы маркируем невидимую количественную ценностную границу между "да" и "нет" - границу, при переходе которой качественная оценка превращается в свою противоположность. Это маркирование, с одной стороны, относительно точно, но, с другой - весьма загадочно: откуда зритель знает, какая дистанция разделяет "да" и "нет" и как измерить эту дистанцию? Именно здесь вступает в игру универсальное измерение денег - утопическая, религиозная сторона нашего чувства денег. Не существует объективных законов спроса и предложения для художественного произведения, которое обычно имеется только в единственном экземпляре. Все обычные соображения, оправдывающие цену ссылками на имя художника, на его известность и т. д., в конечном счете оказываются весьма проблематичными. Скорее цифра, обозначающая сумму, которую зритель "готов был бы заплатить за это произведение", есть выражение внутреннего, чисто субъективного, эстетического ощущения, являющегося одновременно внутренним, субъективным ощущением денег. Искусство с уникальной радикальностью манифестирует субъективное, психологическое измерение денег, внутреннюю, загадочную связь между цифрой и чувством, которая часто ускользает из виду в "объективно" функционирующей экономике и на которую в повседневности указывают лишь в непрямой форме, прибегая к таким нежным обращениям, как "мой дорогой" или "мое сокровище". При этом следовало бы тотчас спросить: дорогой - но насколько дорогой? Или: сокровище - но какой ценности? В сфере так называемых межчеловеческих отношений этот вопрос о точной цифре, имплицируемой нежными чувствами, как правило, подавляется и остается невысказанным. Иначе обстоит дело в искусстве. В сущности, мы можем даже не знать, что данное произведение искусства стоит именно 2000 $. Но мы это чувствуем. Это странное, загадочное чувство - внутреннее ощущение скрытого присутствия денег во всех вещах - заставляет нас снова и снова непроизвольно спрашивать себя: как я ощущаю себя в присутствии предметов, оцениваемых в ту или иную сумму? Подобный вопрос мы задаем себе и другим, когда попадаем в чужой дом: сколько, по-твоему, стоит этот дом? Этот вопрос вовсе не имеет целью выяснить степень достатка домовладельца или цены на недвижимость в данном регионе. Скорее мы чувствуем себя в этом доме, говорим мы, как в доме, который стоит миллион (в сущности, безразлично, в какой валюте). И мы хотим знать, не обманывает ли нас это чувство. Это чувство, возникающее в присутствии определенных денежных сумм, настигает нас повсюду в нашей цивилизации - в ресторанах, музеях, бутиках, но также и на природе, ибо и природа сегодня стала дорогой. Таким образом, это чувство представляется наиболее глубоким и сокровенным среди всех наших чувств. Поэтому назвать цену художественного произведения вовсе не означает отказаться от эстетических чувств и переживаний и сосредоточиться на жестком расчете. Напротив, при виде картины мы задаем себе интимный вопрос: как я себя чувствую в присутствии этой картины? Конечно же, мы вспоминаем при этом другие картины и те чувства, что они у нас вызвали, а также то, сколько они стоили. Но мы вспоминаем также дома, в которых бывали в гостях, поездки, которые предпринимали, рестораны, в которых ели, а также чувства, которые при этом испытывали, и цены, которые за это заплатили. Следовательно, вся жизнь суммируется в оценке: эта картина стоит 2000 $. И значит, в присутствии этой картины мы чувствуем себя так же, как в присутствии 2000 $ - ни центом больше или меньше. Один мой друг - художник - как-то сказал мне, что ни один художественный критик не может понять произведения искусства, ведь по-настоящему понять произведение значит купить его - а отнюдь не написать о нем. Называние цены, которую ты готов заплатить из собственного кошелька за произведение искусства, - вот единственная герменевтика, адекватная искусству. Конечно, это замечание весьма остроумно. Но, в конечном счете, оно имплицирует безоговорочное согласие с феноменом, который Маркс в свое время определил как товарный фетишизм и назвал главной чертой психологии капитализма. В капитализме, говорит Маркс, цена вещи принимается за ее собственное, внутреннее качество - причем труд, инвестированный в производство этой вещи, равно как и законы общей экономики, устанавливающие каждой вещи определенную цену, при этом ускользают из виду. Следовательно, чувство, возникающее в присутствии денежной стоимости, Марксу представляется одновременно необходимым и обманчивым. Соответственно, роль социального - а также, если угодно, художественного - критика заключается в том, чтобы спрашивать о количестве труда, который был инвестирован в определенный продукт и благодаря которому у зрителя этого продукта создается чувство, возникающее в присутствии денежной стоимости. На первый взгляд эволюция современного искусства сделала, впрочем, невозможной такую критическую постановку вопроса, поскольку эволюция эта следовала парадоксальному правилу: чем меньше труда вложено в произведение искусства, тем оно дороже. Действительно, современное искусство представляет собой парадоксальное или, сказали бы мы, христианское занятие: оно понимается как выявление внутренней, скрытой, ускользающей от всякого непосредственного ощущения ценности вещей. Верующий христианин чувствует присутствие Бога прежде всего в таких вещах, которые не кажутся на первый взгляд драгоценными, дорогими или роскошными. Напротив, именно бедное, скромное, больное и некрасивое вызывают у христианина ощущение присутствия Бога. При виде бедной и некрасивой вещи христианин думает: она также пребывает в Боге, она также дорога для Бога. И именно эта мысль заставляет зрителя особенно ясно чувствовать всемогущество Бога как раз при созерцании нищеты. Поэтому в христианстве особенно высоко ценятся реликвии нищеты, страдания и мученической смерти. Ничто не показывает более ясно божественное всемогущество, присвоенное деньгам в нашей современной цивилизации, как то парадоксальное, "христианское" чувство, с которым современный зритель диагностирует присутствие денег в произведении искусства. Именно картины, бедные знаками мирского успеха, роскоши, "внешнего" богатства, со времен классического авангарда обладают максимальными шансами быть опознанными как места, в которых манифестируются действительно большие деньги. Отсутствие непосредственно ощущения денег парадоксальным образом интерпретируется как верный знак их скрытого присутствия. Можно сказать словами какого-нибудь средневекового монаха, сидящего на голом полу в холодной келье: даже здесь - а это значит, прежде всего здесь - есть Бог. Так говорят сегодня перед картиной, на которой нельзя обнаружить знаков ценной художественной традиции: даже она стоит денег - и потому она стоит особенно много денег. Деньги становятся здесь внутренней ценностью, манифестирующей себя прежде всего в самом незначительном, тривиальном и неприметном. Искусство модернизма непонятно без этой новой, квазихристианской мистики денег, ведь оно не может и не хочет заявлять о себе на визуальном уровне. Судя по всему, современное искусство превратилось в откровение глубочайшей тайны денег: истинную цену вещи невозможно узнать путем ее внешнего рассмотрения - деньги являются тайной, скрывающей себя. Современный художник - святой этой религии денег или, иначе говоря, мистический биржевой спекулянт, так как он стремится продемонстрировать скрытую ценность вещи, транспортируя эту вещь в специально созданное для этого пространство, в котором происходит епифания божественного всемогущества или, что то же самое, высокого искусства. Цена произведения искусства становится здесь обещанием, которое может быть исполнено только в потенциально бесконечном будущем, - причем в настоящем нельзя дать на это никакой гарантии. А скорее именно отсутствие такой гарантии и обещает откровение будущей цены. Мы знаем это: если художнику здесь и сейчас удалось добиться коммерческого успеха, мы автоматически полагаем, что его произведения в будущем непременно потеряют свою ценность - а тем самым и свою цену. Только искусство, которое здесь и сейчас ничего не стоит, обещает в будущем вырасти в цене. Однако тем самым проявляется истинный характер современной религии денег. Она апокалиптична, как и любая аутентичная религия. И ее центральный образ - это пророк, предвосхищающий грядущую цену. Но если религия становится апокалиптической и пророческой, она распадается на секты, школы, эзотерические объединения и враждующие вероисповедания. Язык денег становится расщепленным, дифференцированным и внутренне противоречивым. В самом деле, язык финансирования превратился сегодня в универсальный язык культуры прежде всего потому, что он со временем приобрел очень дифференцированный и расщепленный характер, - даже если он все еще сохраняет иллюзию целостности. В этом языке точно и без труда можно выразить все то, что раньше лишь очень неясно пытались выразить языком спиритуальности и утопии. Каждой художественной интенции соответствует ныне специфический вид ее финансирования. Эстетические решения стали практически тождественны финансовым решениям. Если художник пытается добиться успеха в коммерческой, медиальной массовой культуре, то он одновременно необходимым образом принимает решение в пользу определенного содержания и определенной эстетической формы - и наоборот. Если содержание должно быть "провокативным", а форма "трудной", то художник с самого начала рассчитывает на узкую, миноритарную и, если угодно, элитарную публику, которая, тем не менее, готова платить за такое "трудное" искусство подобающую цену. Стало быть, говоря о "художественном рынке" как таковом, не следует упускать из виду огромное многообразие этого рынка. Коммерческие фильмы, телепередачи, поп-музыка, реклама и другие художественные формы, рассчитанные на широкую публику, а также, например, литература, функционируют в условиях, которые во многом похожи на общий товарооборот. Наибольшего коммерческого успеха добиваются при этом те авторы и произведения, которые оказываются аттрактивными для максимально широкой публики. Индивидуальный финансовый вклад, вносимый отдельным потребителем этого произведения, ничтожен. Поэтому решающее значение для окупаемости этих искусств имеет высокий тираж. Соответственно в содержательном и формальном отношении эти искусства также близки товару. Они апеллируют к темам, которые "интересны людям", и используют методы, "аттрактивные для людей". И это отнюдь не легкая задача, поскольку установить в нашем текучем и расколотом обществе, что интересует людей, весьма непросто. Поэтому лишь немногие продукты массовой культуры оказываются эстетически и экономически эффективными, - но уж если это происходит, то они отражают общее настроение лучше всякого статистического исследования. Любая эстетическая критика, оценивающая художественные произведения, циркулирующие в рамках массовой культуры, без учета их экономического успеха, неадекватна своему предмету. Экономический успех является в данном случае лучшим доказательством эстетической удачи, ведь этот успех удостоверяет точность, с которой утверждаются и воспроизводятся определенные общие места - и такое выяснение и воспроизведение общих мест является одновременно критерием, по которому необходимо эстетически оценивать произведения массовой культуры. Однако многие другие искусства предполагают совершенно иные критерии экономического успеха - даже если речь также идет о рыночном успехе. Так, произведения живописи или скульптуры, а также реди-мэйда и фотографии, покупаются не большими тиражами, а в единственном экземпляре или очень маленьким тиражом. В этом случае делается ставка уже не на популярность, а, напротив, на раритетность. Чем выше содержательная и формальная уникальность и эксклюзивность таких произведений, тем больший успех они могут иметь в узком кругу собирателей, кураторов и критиков и тем более высокой цены они могут добиться. Стало быть, в таких единичных произведениях искусства оценивается не их популярность на свободном рынке, а, наоборот, их содержательная замкнутость, недоступность, "трудность". Именно провал на свободном рынке, доступном для широкой публики, ведет в данном случае к признанию и высокой оценке на закрытом рынке для посвященных. Если же художественное произведение слишком хорошо принимают на свободном рынке, то его цена на рынке для знатоков падает. Успех на одном рынке ведет к провалу на другом рынке - и наоборот. А это и означает, что единого рынка не существует. Тот, кто говорит о рынке "вообще" или о художественном рынке "вообще", пребывает во власти идеологической иллюзии. Наши рынки так же фрагментированы, как и все наше общество. Таким образом, не существует единых критериев рыночного успеха, существуют только частные критерии, которые релевантны для определенных, частных рынков - а вне своих сфер действия теряют всякое значение. Эти частные экономические критерии по сути тождественны соответствующим эстетическим - но также и политическим - критериям. Так что конфликт между эстетическим и экономическим абсолютно фиктивен: он возникает лишь в том случае, когда смешивают друг с другом различные рынки и начинают оценивать произведения, циркулирующие в рамках одного рынка, согласно критериям, справедливым для других рынков. Таким образом, мы можем говорить о "высоком искусстве" только по отношению к искусствам, продуцирующим уникальные предметы и потому ускользающим от широкой публики в силу не только эстетических, но и экономических причин. Тем самым стремление к эстетической оригинальности прежде всего ограничивается сферой искусств, которые не зависят от тиража и потому радикально и последовательно репрезентируют то, что мы называем художественным модернизмом. Художник в нашей цивилизации может получить более или менее хорошее экономическое обеспечение, когда его искусство нравится лишь немногим - всего лишь нескольким кураторам, галеристам и критикам. Эта ориентация на вкус меньшинства сообщила изобразительному искусству такую эстетическую динамику, о какой могут только мечтать те искусства, чей экономический успех зависит от одобрения большинства. Ни в литературе, ни в кино эстетически "трудные" формы и методы, в конце концов, так и не смогли утвердиться. Широкая публика не узнавала себя в трудных произведениях. Число их читателей и зрителей ограничивается в основном профессорами и студентами университетов, задача которых изучать и комментировать раритеты. Из-за этого современное искусство, истоки которого восходят к авангарду 20-х годов, в наше время все больше попадает под подозрение в антидемократизме, элитарности и даже заговоре - поскольку оно не вписывается в общий рынок и выстраивает собственный еретический, сектантский рынок. Такие авторы, как Бурдьё или Бодрийар, осуждают современное поставангардное искусство как экономическую стратегию, обслуживающую псевдоэлитарный вкус и тем самым уклоняющуюся от демократической легитимации. Основной смысл этой полемики вовсе не связан с критикой "богатых" во имя "бедных", как может показаться на первый взгляд. Элитарность часто смешивается с богатством. Однако история современного искусства дает нам немало примеров, показывающих, что те немногие, кто поддерживают прогрессивное искусство, необязательно принадлежат к числу самых богатых. Художник может экономически выжить - пусть и в скудных, минимальных условиях, - пользуясь финансовой поддержкой не особенно состоятельных друзей и покровителей. Следовательно, полемика против элитарного характера поставангардного искусства направлена не столько против богатых, сколько против возникновения закрытого рынка, отделяющегося от единых, открытых рынков. Такие изолированные, закрытые рынки для меньшинства вызывают недоверие, хотя никто не может сказать, чем же открытый массовый рынок лучше или, наоборот, хуже, чем рынок для меньшинства. Действительно, такое осуждение рынков для меньшинства необъяснимо из чисто экономических соображений: ведь в рамках экономической рациональности не должно быть никакой разницы между "правильным", то есть легитимируемым посредством свободных рынков, и "неправильным", элитарным рыночным успехом. Стало быть, осуждение рынков для меньшинства - феномен чисто идеологический. Закрытые, фрагментированные рынки критикуются здесь от имени свободного, единого рынка, как некогда закрытые протестантистские движения подвергались критике от имени единой, открытой, универсальной католической церкви. Если с тех пор наше общество научилось уважать "естественные", наследственные - например, этнические - меньшинства, то оно по-прежнему, как бы повинуясь инстинкту, отвергает "искусственные" меньшинства, возникающие благодаря эксклюзивным эстетическим преимуществам. Поэтому и успех на таких эксклюзивных рынках по морально-идеологическим причинам осуждается как "заговор". Определенная и очень энергичная фракция общественного мнения возлагает на открытые, экспансивные, всеохватывающие рынки свои утопические тоталитарные надежды, которые раньше инвестировались в католицизм или в социализм. Только это религиозно-идеологическое преображение единого рынка, связывающего между собой все "человечество" и обеспечивающего тотальную "коммуникацию" всех со всеми, может объяснить, почему очевидная фрагментация рынков - и прежде всего культурных рынков - вызывает столь аллергическую реакцию у некоторых авторов. Здесь окончательно проясняется внутреннее единство эстетических, идеологических и экономических стратегий. Сегодня речь идет уже не об оппозиции "коммерческого" "некоммерческому", или "рынка" "не-рынку", или "товара" (Ware) "истине" (Wahre), а о весьма разнородных и даже противоположных рыночных стратегиях в условиях многообразных, фрагментированных, гетерогенных рынков - об агностицизме денег и релятивизме рынка. Когда художник и критик делают сегодня тот или иной эстетический выбор, то одновременно они выбирают рынок, на котором этот выбор может иметь экономические шансы. Поэтому многие нынешние эстетико-экономические дискуссии представляются такими непрозрачными и требуют для своего понимания такого тщательного анализа. Если кто-то выступает за свободный рынок, на котором искусство якобы должно сохранить свою автономность, то делает он это только потому, что с самого начала догадывается, какого рода искусство способно выжить на этом свободном рынке - и втайне симпатизирует этому искусству. Разумеется, это верно и для тех, кто выступает в защиту эксклюзивных рынков, ведь они тоже имеют определенные эстетические предпочтения и хотят им дать экономический шанс. Однако речь идет не только о том, что культурные рынки претерпели фрагментацию и дифференциацию. Сегодня они могут быть заново сформированы и по-новому изобретены. В конце концов, рынок - в высшей степени искусственное образование, стабильность и функционирование которого зависит от многих явных и неявных конвенций, правил, ритуалов и обычаев. И прежде всего функционирование рынка зависит от спроса. Но так называемые "естественные" человеческие потребности крайне ограничены - и очень легко удовлетворяются. Поэтому экономика может развиваться только в том случае, если она преодолевает естественные потребности человека, если потребитель последовательно замещает свои естестве
нные потребности искусственными, произвольно сформированными желаниями - если он начинает стремиться не только к естественно необходимому, но и к якобы ненужному, излишнему, чрезмерному - одним словом, к культуре
. Раньше это была социальная функция аристократии: заниматься инновативным и в то же время образцовым потреблением и постоянно придумывать новые, искусственные, невиданные потребности, на которые могло ориентироваться общественное производство. Традиционный художник-ремесленник всего лишь удовлетворял своей продукцией эти аристократические, искусственные желания. Почти сразу же после ликвидации традиционного общественного положения аристократии в результате Французской революции буржуазия поняла, что расширение экономики на массы и их естественные потребности, которое в свое время пропагандировал Жан-Жак Руссо, недостаточно для развития современной экономики. Вскоре после Французской революции началось подражание стилю жизни свергнутой аристократии, причем художники изначально играли здесь ведущую роль. Уже поэты и художники-романтики выдвинули культ расточительства, роскоши, утонченной, эксклюзивной жизни, необычного вкуса. Затем последовали различные варианты дендизма и декаданса, культивировавшие все новые формы неестественного, "больного", искусственно созданного желания. Художник превратился в особого уполномоченного современной экономики по изобретению и развитию новых потребительских желаний, к числу которых, впрочем, принадлежит и желание простоты, скромности и аскезы. Парадигматический художник сегодня - это не столько производитель, сколько эксклюзивный, образцовый потребитель анонимно произведенных вещей, циркулирующих в нашей культуре. Можно утверждать, что в современной художественной системе производятся уже не новые продукты, а исключительно новые способы, образцы потребления и желания. В современном искусстве изобретается потребление, которое затем еще раз потребляется обществом. Искусство стоит сегодня уже не в начале художественного производства, а в его конце. Это уже не изготовление вещи, а ее эксклюзивное употребление - хотя такое употребление, конечно же, может включать в себя художественную обработку и преобразование вещи. Подпись художника означает уже не то, что он произвел определенный предмет, а то, что он этот предмет использовал - причем каким-то особенно интересным образом. Как-то я спросил одну свою знакомую американку, которая принимала активное участие в событиях 1968 года, что, по ее мнению, осталось от этого славного времени. Ее ответ меня поразил. Она сказала: прежде всего, движение 1968 года открыло много новых рынков - для рок-музыки, для экологичных продуктов питания и еще много для чего. Эти рынки исправно функционируют по сей день - благодаря им многие люди получили работу и обеспечили свое существование. Признаюсь, мне такая интерпретация этого события понравилась намного больше, чем обычные разговоры о крахе тогдашних утопий в условиях победы единого рынка. И я подумал: как жаль, что еще не написана история политических и эстетических революций как история возникновения рынков - ее написанию препятствует, очевидно, вера в автономную, всеобъемлющую, безусловную реальность общего рынка. В действительности рынок и деньги являются не только самым новым языком, посредством которого с нами говорит абсолют, но и языком, в котором мы можем артикулировать самих себя - что уже и происходит, пусть мы этого еще не вполне осознаем.

© Художественный журнал N°47




Последний раз редактировалось Art-lover; 10.05.2009 в 00:21. Причина: форматирование
Art-lover вне форума   Ответить с цитированием
Эти 15 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение:
AlexanderG (10.05.2009), Allena (06.10.2009), dedulya37 (10.05.2009), Drug (16.08.2009), gans (10.05.2009), LCR (10.05.2009), Nedogonov (10.05.2009), nikola (10.05.2009), qwerty (10.05.2009), Sandro (11.05.2009), Veronic (10.05.2009), voloviks (10.05.2009), Yaya (10.05.2009), Евгений (10.05.2009), Самвел (10.05.2009)
Старый 10.05.2009, 01:32 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для gans
 
Регистрация: 15.03.2009
Сообщений: 2,264
Спасибо: 1,961
Поблагодарили 3,561 раз(а) в 765 сообщениях
Записей в дневнике: 29
Репутация: 4950
По умолчанию Деньги победили искусство.

Наверное не победили, а скорее не дали вырваться на свободу. Трудно найти период в истории, когда искусство не было бы подчинено деньгам.
Попытка освободиться была осуществлена, на мой взгляд, как раз "классическим авангардом". Эта попытка заключалась в совершенно новых формах и крайнем противопоставлении искусства обществу потребления, и была успешно подавлена силой, наверное, несколько иного масштаба, чем искусство. То, что позиционировалось как крайний андеграунд, стало доступно лишь самым богатым.

Конечно, искусство имеет определённую свободу (здесь теоретизировать можно бесконечно), которая всё-таки остаётся достаточно условной.



gans вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо gans за это полезное сообщение:
AlexanderG (10.06.2009), Allena (06.10.2009), Art-lover (11.05.2009), Art-ort (12.10.2009), Drug (16.08.2009), Jasmin (06.10.2009), LCR (10.05.2009), nikola (10.05.2009), qwerty (10.05.2009), Sandro (11.05.2009), Veronic (10.05.2009)
Старый 10.05.2009, 12:07 Язык оригинала: Русский       #3
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,258 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29878
По умолчанию

Интересная статья, остроумная и парадоксальная. Однако анализ Гройса - по крайней мере, в той части, которая описывает современного художника - может быть приложен только к определенной части современного искусства (это выражение я использую не в смысле "актуальное искусство", а в смысле "искусство, которое делается в наши дни"), что и понятно: Гройс прежде всего человек клановый.
И если определенные события в мире искусства подтверждают теорию Гройса, то другие, не менее многочисленные - опровергают ее.

Во всяком случае, приятно видеть, что Гройс занялся тем, что он действительно умеет делать - предаваться схоластике, используя искусство всего лишь как повод для своих блестящих, арбитрарных и стерильных построений (даже если сам он никогда не согласится с таким определением). Сами вещи его не интересуют - похоже, что он их просто не видит; видимо, именно поэтому он предпочитает искусство, которое можно описать по мобильному телефону.
На фразу его друга-художника "по-настоящему понять произведение значит купить его - а отнюдь не написать о нем", кипящую оптимизмом, я бы ответила гораздо менее триумфальной "по-настоящему понять произведение значит написать его" (сегодня у меня сплин ).



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Allena (06.10.2009), Art-lover (11.05.2009), gans (10.05.2009), Jasmin (06.10.2009), Nedogonov (10.05.2009), nikola (10.05.2009), Sandro (11.05.2009), Tana (10.05.2009), Veronic (10.05.2009), Yaya (10.05.2009), Евгений (11.05.2009)
Старый 11.05.2009, 10:58 Язык оригинала: Русский       #4
Гуру
 
Аватар для Yaya
 
Регистрация: 29.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 1,514
Спасибо: 891
Поблагодарили 1,308 раз(а) в 415 сообщениях
Записей в дневнике: 12
Репутация: 7048
По умолчанию

Я бы хотела отметить, что статья Гройса, безусловно, производит более цельное впечатление, чем статья Каспита. Она гораздо более грамотно написана. Но я абсолютно согласна с LCR в том, что «сами вещи автора порой не интересуют - похоже, что он их просто не видит». Например, он пишет:

«Стало быть, в таких единичных произведениях искусства оценивается не их популярность на свободном рынке, а, наоборот, их содержательная замкнутость, недоступность, "трудность". Именно провал на свободном рынке, доступном для широкой публики, ведет в данном случае к признанию и высокой оценке на закрытом рынке для посвященных. Если же художественное произведение слишком хорошо принимают на свободном рынке, то его цена на рынке для знатоков падает. Успех на одном рынке ведет к провалу на другом рынке - и наоборот. А это и означает, что единого рынка не существует».

Довольно странно, что такой человек, как Гройс не знает (или не хочет знать), что выход из ситуации, которая ему кажется безвыходной, на художественном рынке найден: ценовая пирамида. Ее с большим успехом использует пресловутый Херст, не будь к ночи помянут. Нет у тебя денег на его полотно за 1 млн (премиум-сегмент), купи под брендом "Дэмиен Х." за 500 баксов кусок от обоев из кафе "Аптека" (которое он создал и, кстати, инвентарь которого распродал, как горячие пирожки) -- вот тебе low-сегмент. ДХ популярен среди подростков (широкой публики), которые ходят на его выставки и среди олигархов ("посвященные"), которые тоже на них ходят. Есть продажи и в medium-сегменте. Добрые маркетологи позаботились о том, чтобы в наше время каждый смертный мог обладать кусочком от великого (в кавычках или без оных) бренда. Ценовые пирамиды используют почти все великие luxury-бренды. Обращает на себя внимание то, что спрос наблюдается ВО ВСЕХ сегментах. Принцип работает так: у тебя нет больших денег, чтобы купить большую работу большого автора (бренда), автор делает так, чтобы у тебя была возможность приобрести что-то гораздо дешевле, то, что причастно к большому автору (бренду). Не последнюю роль в этом играет прием расширения линейки. Закон маркетинга: чем бОльший спектр товаров (услуг) ты предлагаешь, тем выше у тебя выручка. Поэтому (в том числе) в галерее уже упоминавшейся на форуме Гапчинской продаются косметички. Так что тов. Гройс может спать спокойно: слухи о том, что единого рынка не существует, несколько преувеличены. Хотя в том, что он говорит о национальных пристрастиях, с ним сложно поспорить: китайцы вряд ли станут покупать Айвазовского (хотя европейцы и американцы уже начали покупать "китайцев"). Айвазовский – региональный бренд. Но есть ведь и глобальные, к которым «национальная оговорка» не относится.


Что касается того, что:
"Когда художник и критик делают сегодня тот или иной эстетический выбор, то одновременно они выбирают рынок, на котором этот выбор может иметь экономические шансы".

НЕ существовало рынка "консервированных" животных, до тех пор, пока Херст не начал их делать.
Новаторство как раз и заключается в выходе в новые, непривычные, неожиданные сферы/плоскости. Я не думаю, что, когда Херст делал свою первую акулу, он просчитывал, кому сможет ее продать (тогда сама эта мысль наверняка могла показаться нелепой даже ему). Скорее всего, ему просто было интересно посмотреть, что из этого получится.




Последний раз редактировалось Yaya; 11.05.2009 в 11:22.
Yaya вне форума   Ответить с цитированием
Эти 8 пользователя(ей) сказали Спасибо Yaya за это полезное сообщение:
Art-lover (11.05.2009), eva777 (13.10.2009), Jasmin (06.10.2009), LCR (11.05.2009), SAH (11.05.2009), Sandro (11.05.2009), Veronic (11.05.2009), Евгений (11.05.2009)
Старый 11.05.2009, 11:08 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 74,944
Спасибо: 27,789
Поблагодарили 55,134 раз(а) в 24,142 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102194
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Yaya Посмотреть сообщение
Нет у тебя денег на его полотно за 1 млн (премиум-сегмент), купи под брендом "Дэмиен Х." за 500 баксов кусок от обоев из кафе "Аптека" (которое он создал и, кстати, инвентарь которого распродал, как горячие пирожки) -- вот тебе low-сегмент.
А многие ищут и находят фарфоровые фигурки, сделанные по модели Кустодиева, Сомова, Самохвалова, Пахомова.
Посуду Малевича, Суетина, Лепорской...
Ищут,в частности, флакон в виде ледяной глыбы с белым медведем для знаменитого одеколона "Северный", выполненный по эскизу Малевича, настольную лампу-по эскизу Родченко.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Кустодиев фарфор.jpg
Просмотров: 408
Размер:	70.7 Кб
ID:	236555   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Кустодиев фарфор 2.jpg
Просмотров: 402
Размер:	82.5 Кб
ID:	236565   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Кустодиев фарфор3.jpg
Просмотров: 404
Размер:	30.3 Кб
ID:	236575   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Сомов фарфор.jpg
Просмотров: 421
Размер:	117.4 Кб
ID:	236585   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Пахомов фарфор.jpg
Просмотров: 400
Размер:	54.0 Кб
ID:	236595  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Пахомов фарфор 2.jpg
Просмотров: 414
Размер:	23.3 Кб
ID:	236605   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Северный.jpg
Просмотров: 431
Размер:	14.9 Кб
ID:	236615  




Последний раз редактировалось Кирилл Сызранский; 11.05.2009 в 14:13.
Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Кирилл Сызранский за это полезное сообщение:
Art-lover (11.05.2009), Tana (06.10.2009), uriart (11.05.2009), Veronic (11.05.2009), Yaya (11.05.2009)
Старый 11.05.2009, 12:26 Язык оригинала: Русский       #6
Бывалый
 
Аватар для Nedogonov
 
Регистрация: 08.02.2009
Сообщений: 250
Спасибо: 240
Поблагодарили 284 раз(а) в 90 сообщениях
Репутация: 0
По умолчанию Пойло для Art-чайников

По-моему, что Гройс, что Каспет – просто резонёры (см.!). Разница между ними только в том, что Каспет констатирует, а Гройс - «проповедует». Да, так увлеченно, что сам тащится от своей ереси.

На поверку, кроме попыток манипуляции сознанием некритически настроенных людей и словесной эквилибристики, их «труды» никакой идеи не содержат. То есть вообще никакой. Пустота. Вакуум…

Зачем объяснять на многих листах, что рынком управляют деньги? Зачем этим деньгам присваивать какую-то мистическую сущность, одушевлять их? Деньги – лишь агент чьей-то воли. А «кто-то» имеет фамилию, имя и отчество.

С этих позиций анализировать арт-рынок, как и любой рынок гораздо проще. Не так интересно, конечно, как напустив эзотерико – мистической мути, разбавленной провокационными религиозными экскурсами (Гройс). Но очень результативно.

Это относится как к локальным арт и культурным проектам, так и к глобальным. Просто, разное количество денег участвует в процессе. В планетарном же масштабе культурную политику определяет тот, кто владеет деньгопечатным станком.

В местечковом – это многочисленные кураторы, кураторишки и другие недобросовестные люди «от искусства». Они не гнушаются ничем в желании подлезть ближе к корытцам, напитываемым посредством Станка.

Это обычный процесс товарно-денежного обращения, рулимый маркет-мейкерами и не имеющий ровным счетом никакого отношения ни к культуре, ни к искусству, как не тужатся это доказать Гройсы с Каспетами.

Здесь гораздо больше идеологии и политики, чем собственно рынка. Цель - создание такой «культурной парадигмы», в которой понятие искусства и его возвышающей роли полностью выхолощено, и закрепление этой «новой религии» в умах.

Тогда искусством можно будет назвать любое пойло и присвоить ему денежный номинал. Это и называется у них генерацией смыслов. Категория же людей, выплясывающих у корытца, смогут считать себя не только дилерами, а еще и эстетами…



Nedogonov вне форума   Ответить с цитированием
Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо Nedogonov за это полезное сообщение:
AlexanderG (06.10.2009), Veronic (06.10.2009), Аркадий (12.10.2009), ранжер (21.07.2009)
Старый 06.10.2009, 13:01 Язык оригинала: Русский       #7
Гуру
 
Регистрация: 07.09.2008
Сообщений: 2,275
Спасибо: 2,232
Поблагодарили 1,366 раз(а) в 551 сообщениях
Записей в дневнике: 39
Репутация: 2484
По умолчанию

Nedogonov - spasibo! Dovol'no chiotko i iasno.

Hochu dobavit', a mozet povtorit'sia. Kraha na art rynke ne budet. V ekonomicheskoi srede art sam po sebe, iavliaetsia lish' sredstvom marketinga, naprimer barochnyi period byl periodom marketinga katolicheskoi tserkvi itd.

Predstaviv sebe piramidu art industrii s iskusstvom, kak ee verhushkoi, a zavodami i fabrikami himicheskoi, tekstil'noi, derevoobrabatyvaiuschei promyshlennostei, uchebnye zavedeniia, reklamnye agenstva, pechatniki itd, itp, v osnovanii, mozno ne volnovat'sia o krahe art rynka. Liudi sposobnye proinvestirovat' serioznye den'gi v svoiu kollektsiiu, znaiut, kak etu investitsiiu zaschishat'.
__________________
www.anmedicalrecruitment.com.au



AlexanderG вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо AlexanderG за это полезное сообщение:
Allena (06.10.2009)
Старый 12.10.2009, 03:04 Язык оригинала: Русский       #8
Модератор раздела "Иконы"
 
Аватар для Аркадий
 
Регистрация: 19.09.2009
Сообщений: 2,931
Спасибо: 4,614
Поблагодарили 3,866 раз(а) в 1,913 сообщениях
Репутация: 7677
По умолчанию

Не знаю,не знаю..,скажу как реакционер и ретроград от искусства,мне думается крах рынка продаж разношерстных авангардистофф-супрематистофф-футуристофф(или как их там?) типа Уорхолла или Малевича был бы вполне логичен и закономерен.Эти выдумыватели "новых смыслов" просто мошенники,шарлатаны от искусства.При поддержке экспертов-словоблудов,создающих информационный шум,типа авторов двух обсуждаемых статей.



Аркадий вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.10.2009, 07:49 Язык оригинала: Русский       #9
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 74,944
Спасибо: 27,789
Поблагодарили 55,134 раз(а) в 24,142 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102194
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Ёрш Посмотреть сообщение
...мне думается крах рынка продаж ... типа Уорхолла или Малевича был бы вполне логичен и закономерен.
Где ж тут логика?
Кто-то приобрёл за 60 млн долларов Малевича, а потом побежал на аукцион демпинговать-"Берите за сколько датите"...?
Уорхолл-то на рынке есть, а вот Малевича не наблюдается.
Вот это-закономерность, согласен.
А уж про "крах"-не думаю, это не миллионы акций-зашёл через интернет и купил, через пол-часа-продал...


Рынок-то есть да на нём не всё купить можно.



Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо Кирилл Сызранский за это полезное сообщение:
AlexanderG (12.10.2009)
Старый 13.10.2009, 02:27 Язык оригинала: Русский       #10
Модератор раздела "Иконы"
 
Аватар для Аркадий
 
Регистрация: 19.09.2009
Сообщений: 2,931
Спасибо: 4,614
Поблагодарили 3,866 раз(а) в 1,913 сообщениях
Репутация: 7677
По умолчанию

Я рассуждал,как дилетант(я им и являюсь-в живописи).Но вот тут в одной из соседних тем была объемная статья по аукционным продажам,в частности там был освешён такой момент:около 20 лет назад,на подъеме японской экономики многие богатые японцы и целые корпорации вдруг решили вложиться.И не куда-нибудь,а в современное западное искусство.Популярные и самые дорогие тогда художники ныне как-то потерялись и их картины не стоят вероятно и десятой доли того,что было заплачено наивыми самураями(некоторые картины стоили миллионы и десятки млн. долларов).Я понимаю,что японцы не побегут сейчас на рынок скидывать всё за 10%.Но ведь рассуждая объективно-картины сильно подешевели.Разве нет?



Аркадий вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Дональд Каспит. Ценность искусства или ценность денег gans Доходность 1 08.10.2009 09:14
Выставка "Язык формы", галерея "Эритаж", фотоотчет Vladimir Фоторепортажи с выставок 17 31.07.2009 23:51
Metropolitan Opera в поисках денег заложил два панно Марка Шагала Marina56 Арт-калейдоскоп 8 04.03.2009 23:50





Часовой пояс GMT +3, время: 04:43.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot