Живописец Аркадий Ефимович Стрелов родился в 1923 году в деревне Шухра Ивановской области; здесь он провел детство и юность. Незадолго до начала войны пошел на завод токарем. В 1942 году девятнадцатилетним мальчишкой ушел на фронт. Воевал на Северо-Западном фронте, потом под Сталинградом и на Курской дуге. Был дважды ранен, причем после второго ранения попал в тыл надолго. Май 1945 он встретил в Праге командиром стрелкового взвода, а демобилизовался лишь в 1946 году в звании старшего лейтенанта.
Имел боевые награды – Орден Красной Звезды, медаль за оборону Сталинграда и медаль за освобождение Праги. Однако о войне не любил говорить, вспоминал часто, но очень скупо и сдержанно. Что особенно ценили его ялтинские коллеги – Аркадий Ефимович никогда не пытался использовать свое военное прошлое в мирной жизни, он был скромен до аскетизма. Тем не менее, у всех знавших его сложилось впечатление, что война перемолола всю его жизнь…
Никто из ныне живущих крымских художников уже не помнит, как Стрелов выбирал свой путь, а может быть, он по своей привычке и не рассказывал, но после демобилизации Аркадий Ефимович поступил в Ивановское художественное училище.
Уже в середине века Ивановское художественное училище (ныне Ивановское Областное художественное училище им. М.И.Малютина) стало в один ряд с лучшими учебными заведениями страны. Одним из его организаторов был талантливый художник-педагог А.М.Кузнецов, работавший в училище до 1966 года и ставший затем профессором Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Его коллеги: ученик В.А.Серова - М.С.Пырин, ученик К.С.Петрова-Водкина - Н.П.Секирин, ученик А.А.Осмёркина – И.Д.Калашников, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств И.Н.Нефедов, Н.Н.Мельников и другие отдали немало сил и энергии становлению училища. Славу училищу создают и его выпускники М.И.Малютин, Л.Г.Петров, Е.А.Грибов, В.П.Родионов – в последствие Народные и Заслуженные художники России.
Стрелову необыкновенно повезло - его учителями становятся М.И.Малютин и И.Д.Калашников. Учителя привили начинающему художнику серьезное отношение к живописи и к пейзажному жанру в особенности - все в работах Стрелова сбалансировано и продумано. Начиная с ранних произведений, Аркадий Ефимович демонстрирует не только глубокое понимание природы и любовь к ней, но и серьезную работу над каждым картоном и холстом при выборе сюжета, построении композиции, цветовом решении. В его творчестве навсегда сохранится влияние лучших традиций русской пейзажной живописи начала XX века.
В 1950 году по распределению после диплома молодой художник приезжает в Ялту. Как показывает опыт, редкий живописец, попав в Крым, возвращается потом в родные места. Так же произошло и со Стреловым – он обрел в Крыму вторую родину.
Читать дальше...
Стрелов много и напряженно работает. Буквально с первых лет после приезда в Ялту А.Е.Стрелов становится постоянным участником городских и областных выставок, а с 1958 года он принимает участие в республиканских и всесоюзных выставках и уже в 1961 году вступает в Союз Художников.
Несмотря на замкнутость и фронтовую привычку к немногословию, Аркадий Ефимович встречает новых друзей, знакомится со многими крымскими художниками. Именно они сегодня могут вспомнить Стрелова – человека, восстановить его образ в нашей памяти. Главным человеческим качеством А.Е.Стрелова, о котором современники говорят в один голос, была прямота и честность – не умел хитрить, юлить, выслуживаться, не гнался за званиями и наградами, жил только своим искусством и для искусства. Из такого портрета постепенно оформляется и образ живописца, встают на свое место и находят логическое объяснение два различных периода его творчества.
50-60 годы – первая половина крымской жизни Стрелова и первый этап в его творчестве. Он характеризуется активным поиском и неудовлетворенностью. Несмотря на то, что первый брак художника был очень удачным и в семье рос сын, привычка к «фронтовым 100 граммам» только усиливалась. Недовольство собой выплескивалось в творчестве. Стрелов постоянно ищет, и мучается этим поиском, старается на холсте и в природе найти ту радость и счастье, которые ускользают от него в реальной жизни.
Аркадий Ефимович пробует себя в жанре портрета и натюрморта. («Мальчик за фортепиано», 1964, «Натюрморт с грушами», 1968). Однако, максимальное раскрытия таланта и темперамента художника происходит именно в пейзажном жанре, которому он и посвящает всю свою жизнь.
50-е годы – это время освоения Крыма, его цветовой палитры, световоздушной среды, но, главное, его природы и ландшафтов. После средней полосы России - Ивановской и Владимирской областей Крым видится художнику ярким, красочным, экзотичным. В живописи все чаще присутствуют радостные настроения, палитра постепенно высветляется. Он пишет цветущие сады, летние и осенние фрукты, золотой наряд Крымской осени. Пейзажи решаются композиционно легко, они освобождаются от многоплановости и выхватывают самое главное в данный момент – цветущее дерево на фоне земли, ряды багровых виноградников на фоне гор, рыбачьи баркасы на берегу прекрасно передают Крым в работах «Весенний день» 1956, «У переправы» 1964, «Осенние виноградники Ай-Петри» 1950-е гг.
К началу 70-х годов художественное и человеческое беспокойство достигает своего апогея, и бывший фронтовик кардинально меняет свою жизнь. Друзья и знакомые вспоминают, что поборов свой главный недуг, Стрелов становится совершенно другим человеком. Он начинает больше работать, занимается спортом, складывается новая семья.
Аркадий Ефимович теперь постоянно находится в творческих командировках – то в Заполярье, то на Кольском полуострове, на Волге и в Седневе, на родине – в Ивановской и Владимирской областях. Результатом поездок становятся многочисленные выставки в Крыму и за его пределами. Работы «В саду в Седневе», 1970 и «На Кольском полуострове», 1975 являются прекрасным отражением этого периода творчества.
На этом этапе происходит окончательное формирование «стреловской живописи» - синтез традиций русской реалистической школы и крымского импрессионизма. Складывается узнаваемый авторский почерк и самобытный изобразительный язык. Экспрессивная и широкая манера письма сглаживается, уступая место тонкому, легкому, порой акварельному стилю. В работах становится более заметной графичность – как в четкости линий, так и в композиционных решениях, где уже превалирует рисунок, а не цветовое построение. Автор стремится к простому и ясному сюжету, сдержанной палитре и в то же время, его произведения всегда передают впечатление от природы, поэтичность ее состояний.
Особенно проникновенны и лиричны Седневские зимние пейзажи и виды российского Севера. Природная деликатность колорита находит наилучшее отражение в работах Стрелова. Природа, близкая и любимая с детства, раскрывает перед ним свою поэтичность и неброскую красоту. И в жизни и в творчестве наступает период покоя и философского осмысления прожитого.
Приходит и заслуженное признание – работы художника выставляются в Польше, Франции, Греции, Голландии, Швейцарии, Канаде. Госпожа Накамура приобретает их для своей галереи и показывает в разных городах Японии. Картины А.Е.Стрелова украшают музеи Киева, Севастополя, Симферополя и Иваново.
Аркадий Ефимович активно работает в Ялтинских художественно-производственных мастерских, многие годы является членом Худсовета, который в те годы возглавляет Ф.З.Захаров. Как на фронте, так и в жизни Стрелов ответственен и работоспособен, отличный товарищ, глубоко порядочный человек. С годами усиливается его ироническое чувство юмора. По сей день в Ялте вспоминают один из Худсоветов, на котором Стрелов участвовал в просмотре работ. Как всегда, работы были разного уровня и Аркадий Ефимович, глядя на очередное посредственное творение своего собрата по цеху, усмехнулся и спросил только: «И что же у Вас работы таких сюзюлевых тонов?» Термин этот прижился и стал нарицательным, как и другие остроты и шутки, пущенные Стреловым.
В 80-е годы А.Е.Стрелов создает много серьезных, запоминающихся работ, некоторые из них можно считать программными для всего творчества автора, например «Осень в Дарсане», 1983 из коллекции галереи «Арт-Бульвар». В каком-то смысле знаковым становится его отношение к морю. Художник и раньше обращался к морской стихии, видам морского берега. В 50-70 годы море было частью пейзажа, фоном для живописных берегов или дальним планом, подчеркивающим красоту и мощь крымской растительности. Теперь же море является главным героем его картин. Стрелов внимательно наблюдает за ним, передает различные его состояния на холсте. Восходы и закаты становятся любимыми мотивами его последних произведений. («Восход», 1994)
Фактическое переосмысление и осознание творчества этого художника происходит в последнее десятилетие. Его работы все чаще появляются в галерейных собраниях, на аукционных торгах, украшают коллекции настоящих ценителей прекрасного. Свежесть, воздушность, прозрачность его пейзажей завораживает. Его живопись остается синонимом хорошего вкуса, проявлением подлинного эстетизма в искусстве.