|  22.09.2013, 01:21 | Язык оригинала: Русский      
#1 | 
	| Гуру 
				 
				Регистрация: 26.07.2008 Адрес: РФ, Самара 
					Сообщений: 75,437
				 Спасибо: 27,871 
		
			
				Поблагодарили 55,336 раз(а) в 24,288 сообщениях
			
		
	 Репутация: 102396 | 
				 Древности остаются в прошлом 
 
			
			Страна теряет сотни исторических памятников каждый год
	Полностью здесь.Цитата: 
	
		| Может, хотя бы иконы мирового значения – уровня работ Андрея Рублёва и Феофана Грека – находятся в безопасности? «К сожалению, и тут я не могу вас успокоить», – говорит руководитель отдела реставрации древнерусской темперной живописи Центра им. Грабаря Галина Цируль. 
 «Конкурс на реставрацию древних икон выигрывает тот, кто согласен на меньшую сумму, – продолжает Г. Цируль. – А на меньшую сумму соглашается, извините, какой-нибудь дядя Вася с улицы. И это не исключительные случаи, а общее место. У них даже мастерской нет – делают работу у себя на кухне. Когда неквалифицированным специалистам отдают иконы на реставрацию обычные люди или настоятели храмов, это ещё можно понять. Но музеям – государственным учреждениям – такое простить нельзя».
 
 Когда древние иконы передают РПЦ, с ними часто можно распрощаться. Характерный случай – судьба Боголюбской иконы Божией Матери XII века. Она почитается чудотворной. Согласно преданию, икона написана по велению князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы.
 
 История не из приятных. Когда началась кампания по возвращению Церкви её собственности, Владимиро-суздальский музей решил оказаться в числе первых и передал Боголюбскую икону в монастырь. Поскольку ранее её реставрировали специалисты Центра Грабаря, впоследствии они регулярно приезжали в монастырь и оценивали её состояние. И три года назад заметили – на иконе образовалась плесень размером с ладонь. Оказалось, монастырь кому-то продал климатические капсулы, заряженные в стеклянную витрину иконы. Святыню переместили обратно в музей, в подобающие температурные условия, и уже третий год специалисты центра заново реставрируют её.
 
 Менее громкая, но столь же невесёлая история произошла в кафедральном соборе Архангельска. На сей раз жертвой стала икона покровителя Небесного Воинства Архангела Михаила с видом города, названного в его честь (автор иконы – знаменитый мастер Григорий Попов, живший в XVII–XVIII веках). Пару лет назад в соборе объявилась некая девушка и с благословения владыки прописала всю икону типографским золотом. Приукрасила, так сказать. Можно ли снять эту типографскую краску и вернуть икону к первозданному облику – непонятно. Служители собора об этом и не задумываются.
 
 В конце 2000-х гг. из-за аппетитов РПЦ мир едва не лишился самой знаменитой русской иконы – «Троицы» Рублёва. Церковь захотела отвезти её в Сергиев Посад для богослужения. Реставраторам чудом удалось убедить чиновников из Минкульта, что хрупкая икона, с которой осыпается грунт, не выдержит тряски на грузовике по подмосковным дорогам. Самое печальное – перевоз «Троицы» в Сергиев Посад выглядел чистой воды капризом. В Троице-Сергиевой лавре есть целых две точных копии иконы Рублёва. Одна конца XVI века, другая сделана в 1928 году.
 
 «Мы ни в коем случае не против того, чтобы святыни возвращались Церкви. Мы говорим о том, что Церковь должна быть готова их принять. Пока у них нет соответствующих специалистов. Отношение к иконам у них другое: Бог дал – Бог взял. Испортилась икона – ничего страшного, новую напишут. И нет никаких законов, которые обязывали бы Церковь заботиться о произведениях искусства или позволяли бы государству изъять из храма (хотя бы временно) произведение, чтобы спасти его», – комментирует Галина Цируль.
 
 Вместо того чтобы помочь реставраторам, государство упорно не обращает на них внимания. Центр Грабаря после пожара ютится в тесном помещении. Сотрудники отдела Г. Цируль сидят втроём в комнате площадью 16 квадратных метров – спина к спине. Чтобы одному пройти, другому приходится встать из-за стола – и неважно, реставрирует ли он икону, работает ли с микроскопом. Реставрационные школы тоже перебиваются с хлеба на воду. Некоторые закрываются. К примеру, в Петрозаводском университете раньше было отделение реставрации памятников деревянного зодчества – теперь его нет. А школе А. Попова в Кириллове Вологодской области (единственная школа такого уровня) в прошлом году взвинтили стоимость аренды.
 
 Специалисты надеются, что задуманный Минкультом Первый международный съезд реставраторов 25–26 сентября проводится не ради одного только имиджа. И намерение выделить реставрацию в отдельную отрасль не окажется фикцией. Хотя надежд мало. Слишком долго и упорно чиновники игнорировали учёных, спасающих от уничтожения старину.
 |  
 
 
 
		
	 | 
	|   |   |