Николай Дудченко. Слово о Мастере, художнике-баталисте Юрии Волкове.
К 90-летию со дня рождения художника-баталиста Ю.В. Волкова
С 1972 по 1991 годы я знал Юрия Васильевича Волкова - разностороннего и увлекающегося исследователя, художника, фанатично преданного искусству и своему призванию.
Читать дальше...
Посчастливилось быть допущенным в его «творческую лабораторию», где он совершенствовал свои методы и мастерство, созидал Дух и Веру, мужественно перенося тяготы жизни.
Юрий Васильевич Волков призван стать в истории батальной живописи ХХ века одним из выдающихся мастеров жанра. Художник, чье имя сейчас почти забыто, в свое время создал не один десяток эпических произведений о Великой Отечественной Войне и среди них лучшую – «Подвиг пяти черноморцев».
Эта картина - шедевр батальной живописи (находится в Симферопольском художественном музее) со временем не только не потеряла своей художественной и идейной значимости, но напротив, приобрела все качества художественного произведения, проверенные временем. Символическое значение работы Юрия Васильевича Волкова бесспорно, в картине идея сопротивления, дух борьбы, выражены в высшей степени художественно, работа обладает всеми качествами подлинного произведения искусства, где содержание произведения и форма неразделимы.
Композиция картины в своей основе сохраняет устойчивую форму треугольника, состоящую из теплых «горящих» тонов, связанных насыщенной, мощной пластической и фактурной моделировкой, завершающейся пылающим «вулканическим» факелом. Собственно в этом огне и написаны основные образы. Слева и справа от пламенеющего «жертвенного огня сопротивления» с мощным силуэтом группы раненых матросов, смешавшихся с раздробленным пулями и осколками взрывов камнем ракушечника, разорванной одеждой, рваными бинтами, кровью, россыпью гильз, символично собранных в «священный нимб» вокруг головы убитого моряка - холодные, «дымные», остывающие тона, как угли затухающего костра, сквозь которые просвечиваются зеленые огни ракет...и приготовившийся сделать последний выстрел немецкий танк... Исход борьбы ясен – победа ценою жертвы. Вот основная идея и «вечная» тема картины Юрия Васильевича Волкова.
Картина написана, несмотря на огромную предварительную работу, последовательность и сложность живописного метода, «на одном дыхании», что отличает все выдающиеся произведения искусства. «Жизненная правда», как утверждал Юрий Васильевич и чего он добивался всегда, конечно же, условна в картине, но сила убедительности или убедительной предметности в картине «Подвиг пяти...», как и в последующих его вещах, поражает.
Этому вдохновенно-воплощенному предметному плану картины, безусловно, предшествовала кропотливая работа по созданию эскизов, натурных рисунков и этюдов. Все, что «пребывало в замысле художника» и впоследствии самозабвенно воплощалось в картине, сначала исследовалось, затем тщательно рисовалось и писалось с натуры. Например, чтобы написать в картине этот вулканически пылающий напалм в центре полотна, художник поджигает бочку с нефтью на ближайшем пустыре, успевает написать этюд до приезда пожарных! С этого этюда он и напишет главный композиционный центр картины. Его убеждала только натура. Он ее боготворил и ставил выше всякой «фантазии». Для этого, кроме всего прочего, у него имелась коллекция военной амуниции и трофейного оружия (впоследствии изъятого соответствующими органами). Всех героев своей картины Юрий Волков написал с ближайших друзей: Николая Воронина, Семена Радченко, Николая Кутова, Юрия Белкина - они любили Юру, восхищались им и с удовольствием позировали своему другу, самоотверженному художнику. Картина создавалась в трудные послевоенные годы (1947-1948 гг.), когда достать холст было невероятно сложно, поэтому она была написана на двух сшитых простынях (!), позже, по свидетельству Рудольфа Подуфалого, она была переложена на холст киевскими реставраторами. Необходимо также отметить, что весь предметный план для материальной убедительности выполнялся корпусной фактурной кладкой краски разными способами: кистью и мастихином, скребком или металлической проволочной кистью и всякими специальными приспособлениями, которые уже тогда изобретал, разрабатывал и в совершенстве применял в своем живописном методе увлеченный молодой мастер.
Поскольку все задуманное он должен был непременно сверять с натурой, у него можно было увидеть интересные устройства, облегчающие работу на пленере (то есть - на открытом воздухе). В своей квартире-мастерской на ул. Революции, 37 Юрий Васильевич демонстрировал мне очень забавное изобретение: небольшую диораму - своеобразную сцену, которая изнутри подсвечивалась несколькими разноцветными лампами. С помощью реостата он увеличивал или уменьшал напряжение тех или иных ламп, воссоздавая состояние утра, вечера, и т.д. В этом пространстве художник раскладывал предметный план: камни, оружие, убитого солдата в шинели, гильзы и прочую амуницию - все «натурально» выполненное из дерева, ткани, воска и других материалов в масштабе этой диорамы!!! Затем все присыпал «пылью боя» и... спокойно работал столько времени, сколько необходимо. Так он написал этюды для картин «Один из многих», «Херсонесский тупик» и др.
Ко времени написания картины у Юрия Волкова был уже «богатейший» личный опыт войны, прочувствованный как говорят «на собственной шкуре». Он пережил множество драматических эпизодов, со свойственной ему впечатлительностью художественной натуры рассказываемых впоследствии при наших встречах.
... 1941... Отступление и ранение. Плен. Жесточайшие условия лагеря военнопленных под г. Лубны - это был глиняный карьер, окруженный сверху колючей проволокой. Непрекращающиеся осенние дожди, голод и холод, незаживающая рана, под ногами вода, глина, десятки тел умерших солдат...
Юрий Васильевич вспоминал: «..после неудачной первой попытки, охранник направил на меня автомат, но, увидев, что я перекрестился, просто столкнул меня обратно в скользкую яму карьера, до колен заполненную глинистой жижей и окоченевшими телами пленных...». С третьей попытки Юрию Волкову удается бежать - когда охрана сошлась на перекур, ночью под проливным дождем он проползает под заграждением, скитается по тылам более сорока дней, питаясь чем бог пошлет, пройдет сотни километров по оккупированной территории и доберется «домой»...
В январе 1942-го Волков становится свидетелем трагической гибели Евпаторийского морского десанта. Он рассказывал: «Всю ночь слышались взрывы и стрельба..., ранним утром я увидел черные бушлаты на песке, омываемые прибоем, тела погибших десантников. Их было множество, и это неизгладимо врезалось в мою память, произвело трагическое впечатление... Сверху, с балкона своей квартиры мне открылась вся трагедия ночного боя».
Вскоре начались облавы... Юрию Волкову не удалось избежать ареста и проверки. Узнав, что он местный художник, конвоируют в лагерь - «картофельный городок» в г. Симферополе возле железнодорожного вокзала. Отсюда, благодаря своей гибкости и худобе, ему удается снова бежать!
Поздним вечером он осторожно стучал в знакомые двери квартиры своего учителя. «Когда, наконец открылась дверь, я увидел совершенно испуганное лицо жены художника-баталиста и смущенного Н.С.Самокиша». «Юрочка, мы не можем тебя принять» - был ответ. «Ужас, страх на их лицах долго мне вспоминался, и я пошел на Перекоп. Несколько дней и ночей шел, выбиваясь из сил, и меня снова поймали, уже на Перекопе». Судьба и в этот раз спасла его от расстрела: «Меня раздели, увидели на шее иконку (иконка – складень, благословение матери), сняли ее, осмотрели, открыли... , о чем-то говорили, затем закрыли меня в землянке и через некоторое время привели еще одного, такого же беглеца... Уже в сумерках нас, босых, в одном белье повел по замерзшему Сивашу один немецкий солдат. Понятно было, что нас решили расстрелять. Мы шли по льду в легком тумане, впереди ничего не видно, уже были мысли бежать, и вдруг немец неожиданно падает, роняет свой карабин, и он, скользя по льду, остановился прямо у наших ног. Толкнув обратно ему ружье, мы пошли дальше и немножко быстрее, немец начал отставать, пока совсем не исчез в сыром тумане..., затем мы услышали выстрел... потом второй... и мы, побежали...! Бежали по льду, потом по степи... и, наконец, ночью наткнулись на кошару». Их приютили и обогрели пастухи - херсонские чабаны.
...Юрий Васильевич вспоминал: «Когда мы, наконец, осознали что «сбежали» от смерти, совершенно раздетые и босые, и надо как-то выжить, а была середина января - надо было спасаться теперь от леденящих степных ветров и морозов. Старый пастух с гирлыгой повел нас утром в степь и показал, где взять одежду... их было тысячи, немного присыпанные землей, наши солдаты... мы взяли какую-то одежду, шинели... все выварили, и так спаслись...».
Господи, неисповедимы пути твои...
Весной 43-го Юрий Волков попадает под танковую атаку наступающих советских войск .., затем - в штрафной батальон.., получает ранение.. и Медаль «За Отвагу»! С этого момента и начинается становление художника-баталиста Юрия Волкова. Он много рисует с натуры, получает разрешение командования на фронтовые зарисовки, которые впоследствии становятся подготовительным материалом к его картинам. Награждается Орденом Красной Звезды! Затем медалями за взятие Праги, Будапешта, Вены! Тысячи километров военных дорог, десятки картин о войне, выполненные в фронтовых условиях.
Наконец, Победа! Волков возвращается в родную Евпаторию, много работает, пишет с натуры, рисует, задумывает в эскизах и набросках целый ряд батальных произведений. Пишет и выставляет картины «Не уйти», «На Сталинградской дороге». Уже в 1947 году Юрий Волков вступает в Союз художников СССР. В 1948 году пишет свою гениальную картину «Подвиг пяти черноморцев». В 50-х годах Юрий Волков - уже известный советский художник, его картину «Подвиг пяти...» репродуцируют, выпускают открытки и т.д. Писатель Павленко отзывался о нем, как о самом талантливом художнике – баталисте того времени. До 1957 года Волков напишет картины «Расплата», «Херсонесский тупик», выполнит иллюстрации к книгам: И. Стаднюк - «Сердце солдата», П.Павленко - «Степное солнце», Е.Юнг - «Кирюша из Севастополя» и др.
Наконец, Юрия Волкова выдвигают на звание «Заслуженный деятель искусств СССР». В 1960 году он пишет картину «Один из многих», выполняет росписи в храме св. Ильи и в соборе св. Николая... Именно с этого времени у художника Юрия Волкова наступает затворнический период жизни. Почему? По какой причине, столь стремительно развивающийся художник, талантливейший, известный и уже признанный мастер, становится отшельником? Не востребован, не получает заказов и договоров на творческие картины к столь многочисленным в те времена выставкам: республиканским, всесоюзным, юбилейным и т.д... Все, кто был близок к художнику, вспоминают, что с 60-годов и до своей кончины Ю.В.Волков не выставляет больше ни одной своей картины, не принимает участия в официальных мероприятиях и общественной жизни Союза художников.
росписи в храме св. Ильи и в соборе св. Николая... Именно с этого времени у художника Юрия Волкова наступает затворнический период жизни. Почему? По какой причине, столь стремительно развивающийся художник, талантливейший, известный и уже признанный мастер, становится отшельником? Не востребован, не получает заказов и договоров на творческие картины к столь многочисленным в те времена выставкам: республиканским, всесоюзным, юбилейным и т.д... Все, кто был близок к художнику, вспоминают, что с 60-годов и до своей кончины Ю.В.Волков не выставляет больше ни одной своей картины, не принимает участия в официальных мероприятиях и общественной жизни Союза художников.
Слишком высоко и далеко вперед ушел от современной ему толпы...
__________________ Невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь. (с)
И кто б ты ни был, Дух, пред кем мы пленны,
Привет мой всем — и брату, и врагу.
(с) Константин Бальмонт "ПОХВАЛА УМУ"
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Магнолия за это полезное сообщение: