Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Художники, творчество, история

Художники, творчество, история Обсуждение художников, их жизни и творчества, истории создания произведений, любых искусствоведческих вопросов.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 06.07.2008, 15:31 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29870
По умолчанию Современное искусство. Критика критики )))

Проблематика недавно обсуждавшейся на форуме статьи Максима Кантора уже несколько десятилетий является предметом самых оживленных дискуссий в мире искусства, невозможно представить себе количество симпозиумов, коллоквиумов, книг, статей, посвященных этой теме.

Думаю, небесполезно будет познакомиться с несколькими образцами этой полемики, поэтому предлагаю вам сокращенный перевод выступления г-на Поля Арденна на Международном симпозиуме художественных критиков, состоящемся в Музее современного искусства Барселоны 18-го марта 2005 г. Этот автор разделяет точку зрения М. Кантора (я, в общем, тоже, но это никого не может интересовать, поэтому пишу это в скобках – и мелким шрифтом), но я намерена предлагать вашему вниманию и выступления людей, придерживающихся других, - и иногда противоположных - взглядов.

Современное искусство и художественная критика – две эстетические лаборатории

Поль Арденн, профессор Истории современного искусства в Университете Пикардии

Первой из этих эстетических лабораторий является само современное искусство. Ведь формы создаются художниками, каждый из них, отталкиваясь от своего индивидуального опыта, предлагает свое формальное видение мира. В наше время художники раздвинули границы искусства, они ввели в него понятие произведения «распространенного типа», которое интересуется как чисто формальными проблемами, так и социальными и политическими вопросами.
Читать дальше... 
Критика искусства как эстетическая лаборатория – эта формула также имеет право на существование, особенно хорошо она определяет кураторов, организаторов тематических выставок. Всем известно, что кураторство в искусстве, и особенно в «живом» искусстве, важнейшим представителем которого является Харалд Шерманн, стало одной из самых главных форм художественной критики. Некоторые критики даже представляют себя как «писатели выставок». Как это нужно понимать? Они «пишут» выставки, как другие пишут книги, стихи, драмы, сценарии. Но они пользуются они не простыми, нейтральными словами. Слова эти – произведения искусства, а через них, и сами художники, и кураторы используют их в качестве материала, чтобы достичь своей цели. Но и это не все. Когда эти критики-кураторы «пишут» выставку, когда они выбирают «сюжет» этой выставки, отбирают художников, чью произведения лучше всего проиллюстрируют этот сюжет, они тем самым создают эквивалент истории живого искусства.

Кратко говоря, кураторство в современном искусстве позволяет художественной критике перестать быть простым отражением мнения об искусстве. Она приобретает директивнуюфункцию, становится выражением взглядов «мэтра», провозглашающего истину и намеренного продолжать и развивать свою просветительскую деятельность на протяжении всей своей жизни.

В то время как искусство характеризуется безграничностью своей формы и содержания, художественный критик, «пишущий» выставки, утверждает свои взгляды путем отбора, то есть ограничения. Эта ситуация в лучшем случае порождает напряжение между искусством и критикой, в худшем – ведет к предательству искусства со стороны критика.

Такое положение дел не слишком важно, пока критика остается отражением вкусов, то есть признает свою субъективность. Но в условиях «культурной промышленности», этой формы управления и культурой, и вкусами общества, оно становится двусмысленным. Действительно, действуя в условиях «культурной промышленности», критик-куратор не является свободным индивидуумом, он служит определенным интересам. Он является составной частью структуры, управляющей культурой во имя критериев, не все из которых являются культурными. Эти критерии известны: политическая пропаганда (даже если это пропаганда демократии), поиски минимального консенсуса, рынок искусства.

Моя констатация не нова – уже в 1972 г., на выставке Документа в Касселе, Даниэль Бюрен выступил с критикой Харалда Шерманна, куратора Документы, обвиняя его в том, что он использует художников и их произведения, как продавец в цветочной лавке использует цветы – чтобы составить из них букет. А букет этот – продолжал Бюрен – это сам Шерманн, куратор 5-й Документы, являющийся ее единственным устроителем, ее Создателем. «Фактически Художник – не тот, о ком вы думаете. О, разумеется, на выставке Документа есть художники, выставляющие свои работы, Но над ними стоит другой Художник, самый главный, сверх-художник, и это – куратор выставки».

Общеизвестно, что именно с этого момента начинают говорить о «кураторах-художниках», то есть кураторах, которые подменяют собой художника, которые, располагая полной свободой создания концепции выставки, становятся главными ее художниками. Так появляется термин «критик – художник»
Организуется все больше выставок на самые разные темы – стоит припомнить выставки нью-йоркской пары кураторов Коллинза и Милаццо в 1990 гг. – самые невероятные названия, сваленные в одну кучу работы – в этом случае кураторы утверждали свои прерогативы в полном безразличии к эстетике...

Как кратко определить деятельность «критика-художника»?

- форма выражения, упивающаяся своими прерогативами, сосредоточенная на себе;
- форма выражения, дающая право свести все искусство к теоритическим потребностям критика;
- форма выражения, сводящая искусство в целом к индивидуальному мнению критика. «Личная мифология» куратора заменяет объективный анализ. Куратор самовыражается, он становится Писателем во всей своей радикальной и патетической субъективности.

Судьба «критика – художника» с точки зрения медиатизированности известна : он сегодня заправляет балом. Относительно крупных художественных событий мира – Документы, Манифесты и прочих бьеннале современного искусство, которых становится все больше, все знают: взгляд представителей мира искусства притягивают не художники, которые выставили там свои работы, нет, он прикован к куратору выставки. Сравнивая различные выставки, говорят прежде всего об их кураторах. Что лучше, эклектическая Документа Жана Оэ, открыто пост-модернистская Документа Руди Фухса или экзотико-креолизирующая Документа Окви Энвезора?

В общем, деятельность «кураторов-художников», «пишущих выставки» стала главной формой вампиризации искусства посредством классификаций и иерархий, которые они устанавливают. Фактическм искусство уступило первое место критике. Одним из порочных последствий этого является дискриминация: дробить искусство и выбирать один единственный его сегмент в качестве лучшего, означает принижать другие сегменты; второе порочное последствие – побуждать художников к созданию в некотором роде «официального искусства», отвечающего вкусам «критика-художника». На бьеннале 2005 г. в Стамбуле молодой балканский художник Якуп Ферри представил серию видео, сюжетом которой был успех художника. Автор, заснятый в окружении своей семьи, обращается к кураторам и просит их помочь ему в его картере: «Может быть, когда-нибудь меня заметит какой-нибудь куратор или ниой важный чкловек...» и т.д. Разумеется, нельзя понимать это произведение буквально, но тем не менее оно свидетельствует о зависимости художника от системы.:

Коллективная выставка «Monument to Now», предложенная фондом Дест, 2004 г., Афины. Эта выставка была представлена как конденсация актуального искусства. Артистическим директором ее был Джеффи Дитч, у которого было 4 (!) куратора – два старых профессионала цирка, Дэн Камерон и Нэнси Спектор, и два представителя молодняка – Алисон М. Гингерас и Массимилиано Джони. Результат? 66 художников, около ста произведений, происходящих исключительно из собрания Дакиса Иоанну (большое количество этих произведений было продано ему самим Джеффи Дитчем, художественным критиком и галеристом в одно и то же время).
Критерием отбора здесь была высокая котировка. Ни один знаменитый художник не забыт. Но посмотрев эту выставку, приходится констатировать, что Джеффи Дитч с его бандой угодливых критиков и мы изучали разные истории искусства. «Monument to Now» – ничто иное, как идеологический монтаж. Такие выставки позволяют социологам говорить о «предсказуемости» искусства, низводя его до уровня системы, функционирующей в зависимости от интересов рынка.

Заключение:

Искусство сегодня – не только творчество. Оно создает и эстетику критики. «Критик-художник» приспосабливает художников к всоему вкусу, подобно тому, как повар солит и перчит свои блюда. При этом главная его цель – не возвышение искусства, а возвышение себя самого, и если мы считаем, что искусство верно отображает наш мир, что руками художника «глаголет истина», такая ситуация просто-напросто недопустима.
Искусство поставлено на колени, оно проиграло войну – и не потому, что в мире нет больших художников, а потому, что художники не контролируют коммуникацию. Причина тому – довлеющее положение институтов искусства – музеев, рынка, крупнейших ярмарок и т.д., которых свое существование интересует гораздо больше, чем искусство.



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Admin (07.07.2008), Allena (09.07.2008), Flora (06.01.2011), fross (07.07.2008), Glasha (03.11.2009), iosif (07.07.2008), K-Maler (26.02.2009)
Старый 07.07.2008, 13:07 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Регистрация: 16.06.2008
Сообщений: 3,416
Спасибо: 2,913
Поблагодарили 5,162 раз(а) в 1,141 сообщениях
Репутация: 13007
По умолчанию

Уважаемая LCR,
Очень удивляет отсутствие интереса к этой новой теме. При бурном обсуждении темы возникшей как следствие. В силу того, что "... довлеющее положение институтов искусства – музеев, рынка, крупнейших ярмарок и т.д., которых свое существование интересует гораздо больше, чем искусство"
Одно из двух: или Вы переоценили наши силы, публикуя сразу столько ценной информации, или "большое видится на растоянии"



fross вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо fross за это полезное сообщение:
K-Maler (26.02.2009)
Старый 07.07.2008, 13:37 Язык оригинала: Русский       #3
Administrator
 
Регистрация: 21.03.2008
Сообщений: 1,044
Спасибо: 1,486
Поблагодарили 2,430 раз(а) в 631 сообщениях
По умолчанию

fross, Вы торопите события. Люди еще осмыслить не успели. Интерес есть, и очень большой.

LCR, огромное спасибо за прекрасный материал!



Admin вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:33 Язык оригинала: Русский       #4
Авторитет
 
Регистрация: 05.07.2008
Сообщений: 965
Спасибо: 924
Поблагодарили 1,258 раз(а) в 339 сообщениях
Записей в дневнике: 1
Репутация: 2023
По умолчанию

LCR,
Возможно, комплектование (придумывание) выставок, равно как и коллекционирование (и даже бизнес) - тоже творчество. В музыке - ди-джеи, в искусстве - кураторы. Промо правит миром



iosif вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 11:42 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29870
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от iosif Посмотреть сообщение
LCR,
Возможно, комплектование (придумывание) выставок, равно как и коллекционирование (и даже бизнес) - тоже творчество. В музыке - ди-джеи, в искусстве - кураторы. Промо правит миром

Я с Вами совершенно согласна, - что не обязательно означает, что я согласна с этой тенденцией.

Можно еще добавить - в музыкальной драме (опера) - режиссер, по этому поводу тоже можно рассказать много интересных историй.



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Glasha (03.11.2009)
Старый 08.07.2008, 12:20 Язык оригинала: Русский       #6
Авторитет
 
Регистрация: 05.07.2008
Сообщений: 965
Спасибо: 924
Поблагодарили 1,258 раз(а) в 339 сообщениях
Записей в дневнике: 1
Репутация: 2023
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Я с Вами совершенно согласна, - что не обязательно означает, что я согласна с этой тенденцией.

Можно еще добавить - в музыкальной драме (опера) - режиссер, по этому поводу тоже можно рассказать много интересных историй.
Уважаемая LCR!
Мне всегда очень интересны Ваши комментарии, а здесь особенно. Поэтому хотелось бы уточнений. Несогласие с тенденцией означает ли, что есть другие (без промо в общепринятом смысле) варианты доведения настоящего искусства до реципиентов?
По моим наблюдениям, у всех успешных в коммерчесвом плане художников (как талантливых, так и бесталанных) есть промоутеры (либо профи - галеристы, критики, торговцы, либо мамы-сестры-жены-дети, либо сами себе рекламисты, как Андрияка, Церетели и т.д.).
Да, забыл еще бульдозеристов с погонами. Это было самое мощное и самое бесплатное промо для разогнанных художников - по конечному результату.




Последний раз редактировалось iosif; 08.07.2008 в 12:26.
iosif вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо iosif за это полезное сообщение:
K-Maler (26.02.2009)
Старый 08.07.2008, 13:06 Язык оригинала: Русский       #7
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29870
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от iosif Посмотреть сообщение
Уважаемая LCR!
Мне всегда очень интересны Ваши комментарии, а здесь особенно. Поэтому хотелось бы уточнений. Несогласие с тенденцией означает ли, что есть другие (без промо в общепринятом смысле) варианты доведения настоящего искусства до реципиентов?
Нет, это означает только, что я этих кураторов и режиссеров в гробу видела.

Я не очень люблю говорить о своих личных вкусах - в конце концов, непонятно, почему они должны интересовать кого бы то ни было, но здесь придется, сама виновата

Я люблю живопись, и мне кажется так: чем больше художник, тем меньше он нуждается в том, чтобы его выставки "придумывали".
Соответственно, либо речь идет о настоящем художнике, и кураторам-режиссерам там делать нечего, кроме как узурпировать его величие, либо выставка действительно нуждается в "подаче", но на такой выставке нечего делать мне

P.S. Симптоматично, что кураторы впадают в особый раж на выставках, где показывают не живопись, а разные "-арты" (видео-арт я просто ненавижу, хеппенинги, инсталляции - это искусство, я не спорю, но это другое искусство, которое мне неинтересно. Во всяком случае, я не готова ехать в Лондон, чтобы не упустить выставку в Tate, статья о которой сегодня появилась на этом сайте),



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
Allena (09.07.2008), DSF (08.07.2008), Flora (06.01.2011), Glasha (03.11.2009), iosif (08.07.2008), K-Maler (26.02.2009)
Старый 08.07.2008, 13:19 Язык оригинала: Русский       #8
Гуру
 
Аватар для Glasha
 
Регистрация: 19.05.2008
Сообщений: 2,976
Спасибо: 9,079
Поблагодарили 4,729 раз(а) в 1,133 сообщениях
Репутация: 7673
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Я люблю живопись, и мне кажется так: чем больше художник, тем меньше он нуждается в том, чтобы его выставки "придумывали".Соответственно, либо речь идет о настоящем художнике, и кураторам-режиссерам там делать нечего, кроме как узурпировать его величие, либо выставка действительно нуждается в "подаче", но на такой выставке нечего делать мне
Браво, LCR!



Glasha вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 13:57 Язык оригинала: Русский       #9
Гуру
 
Аватар для Евгений
 
Регистрация: 04.06.2008
Адрес: Сочи
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,861
Поблагодарили 16,436 раз(а) в 4,502 сообщениях
Записей в дневнике: 273
Репутация: 32423
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Соответственно, либо речь идет о настоящем художнике, и кураторам-режиссерам там делать нечего, кроме как узурпировать его величие, либо выставка действительно нуждается в "подаче", но на такой выставке нечего делать мне
Очень спорное заявление.Художник -арт дилер(галерист)-покупатель,это основа нормальной жизни любого художника.



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Старый 08.07.2008, 14:24 Язык оригинала: Русский       #10
Гуру
 
Регистрация: 16.04.2008
Сообщений: 1,212
Спасибо: 1,422
Поблагодарили 7,267 раз(а) в 946 сообщениях
Репутация: 5497
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Я люблю живопись, и мне кажется так: чем больше художник, тем меньше он нуждается в том, чтобы его выставки "придумывали".
Соответственно, либо речь идет о настоящем художнике, и кураторам-режиссерам там делать нечего, кроме как узурпировать его величие, либо выставка действительно нуждается в "подаче", но на такой выставке нечего делать мне
Редкий случай, когда я не могу согласиться с Вами. На мой взгляд, от того, как придумана выставка, зависит очень много. Самый яркий пример - выставка Филонова в Питере и Москве: одни и те же работы в разном выставочном оформлении смотрятся совершенно по-разному. Выставка в Русском музее была, на мой взгляд, на порядок сильнее московской. Или пару-тройку лет назад в Люксембургском саду была выставка Модильяни, я его видел до этого много раз, но последняя запомнилась, а прочие - нет. Как по-разному смотрится Мунк в Осло и в Бергене (если кто не знает: Мунк довольно долго жил в Бергене, и в местном музее его довольно много). Вещи в Бергене - отличные, но маленький, плохооборудованный музей, неважное освещение - и совсем другое впечатление.
Другое дело, если взять какого-либо средненького художника, то как ни тужься, - выше своего уровня он не поднимется. Хотя, если посмотреть на последние продажи аукционов современного искусства, то призадумаешься, так ли это? Художники средненькими остаются, а цены летят вверх, - значит, все решает подача?



qwerty вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо qwerty за это полезное сообщение:
Ninni (04.12.2008)
Ответ

Метки
критика, современное искусство

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Современное искусство в музеях Meister Цены, оценка, атрибуция 72 07.08.2008 20:07



















Часовой пояс GMT +3, время: 05:45.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot