Шпалеры «Дама с единорогом» были вытканы около 1500 года и являются жемчужиной Национального музея Средневековья, более известного как Музей Клюни.
Читать дальше...
О происхождении.
Существует две теории происхождения шпалер. Согласно первой на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Ша-бана. И соответственно данные шпалеры являются приданным. Но тогда возникает несколько несостыковок:
• Костюмы Дамы и камеристки соответствуют концу XV века, для 1513 года они немодны. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века.
• Лица всех шести изображений Дамы разные, не могут быть связаны с определенным персонажем.
• По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Существует и вторая версия.
Шпалеры были заказаны президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдических мотивов обнаруживает горделивость судейского чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были в ту эпоху своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Но и здесь возникает вопрос: чувств пять, а шпалер шесть. Чему посвящена главная и самая красивая шпалера? Итак начнем по порядку.
Вкус.
Дама берет с блюда, которое держит служанка сладости чтобы предложить единорогу. Она приманивает его. Единорог, как и лев стоят на задних лапах, что может трактоваться как возбуждение, или я бы сказал агрессию. Собака у ног служанки внимательно смотрит на единорога. Особое внимание стоит обратить на обезьянку. Вот что мне удалось накопать: Среди ранних европейских миниатюр (XV в.) известен сюжет сотворения богом животных. Все звери обычно расположены по левую сторону от господа. Причем первым всегда изображался мифический единорог — любимец всевышнего, который держит это стройное благостное животное за рог (есть мнение, что единорог олицетворял Христа, а его рог — крест, жертвенную смерть спасителя). Далее стоят слева же другие животные. И только одна обезьяна находится справа от бога. При этом единорог и обезьяна пространственно размещены на одном плане, олицетворяя, таким образом, антагонизм сил добра и зла. В картину Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии Магдалины» (алтарь), специально введена обезьяна как антипод светлого и чистого образа Христа.
Обоняние.
Дама плетет венок из цветов. Проведите ассоциации с лилиями на картинах с сюжетом «Благовещение» и вам все станет ясно. Обратив внимание на корзину, мы видим, что обезьяна уже запустила лапу в чистые цветы. Единорог уже спокоен, но все еще находится на некотором расстоянии от дамы.
Зрение.
«...малое животное он, подобен козленку, но очень горячее, и не может охотник подойти близко к нему, так как оно очень сильно. А как его ловят, скажу: деву чистую, одетую бросают пред ним, и прыгает в пазуху девы животное, и (она) держит его, и (оно) идет за ней, и (она) несет его во дворец к царю." Александрийский Физиолог
«Отличается он такой силой, что не может быть пойман никакой доблестью охотников; но, как уверяют пишущие о природе животных, поймать его можно, выставив вперед юную девственницу с обнаженной грудью, к которой единорог, отбросив всякую свирепость, склоняет голову и, так успокоенного, его ловят беззащитным."
Из "Этимологии" Исидора Севильского
На данной шпалере мы видим укрощение единорога. Он блаженствует, и дама демонстрирует ему его совершенство. И при этом нежно обнимает. Две детали, которые меня удивили: уже нет обезьяны (грех искуплен?) и лев (держащий геральдический герб) отвернулся в другую сторону как бы оставив их наедине.
Осязание.
Дама идет вперед, держа в одной руке развивающийся стяг, в другой рог единорога. Здесь мы видим полное подчинение единорога воли девы. Если учесть что единорог символизирует Христа, а согласно бистеарию дева отождествляет с церковью, то аналогии можете додумать сами. Кстати, обезьяна сидит на цепи.
Слух.
Леди играет на портативном орган, расположенным на столе, покрыт турецкой тканью. Лев и единорог окружают сцену, выступая качестве декоративных элементов по бокам органа.
A Mon Seul Désir
Название расшифровывается как «Мое главное желание». Если учесть что слово Désir переводится также как «влечение, стремление» то становится понятен смысл всего произведения: подчинение всех чувств, для достижения главного желания. Дама оставляет все земное (драгоценности) для того чтобы войти в шатер, который символизирует царствие небесное.
Некоторые считают что данная шпалера символизирует шестое чувство понимания из проповедей Жан Герсона из университета Парижа.
Эти 6 пользователя(ей) сказали Спасибо ottenki_serogo за это полезное сообщение: