Принято считать, что детство – прекрасная пора в жизни любого человека. Тезис сомнительный. Оглядываясь назад, чаще приходишь к выводу, что ничего особо0 приятного в нежном возрасте с тобой не происходило. Одежда не по росту, мечты не по возрасту, купленные «с запасом» ботинки и криво подстриженная челка. Время между детством и юностью растягивается на месяцы и годы. Поэтому ему почти невозможно найти достойного применения. Оно состоит из чужих рекомендаций, идей и замечаний, укрепляющих в сознании глубокой собственной никчемности.
Читать дальше...
Следующий вопрос заключается в том, обладает ли несовершенство своим особым обаянием. В тот момент, когда мы отчетливо начинаем осознавать ущербность своего недавнего прошлого, можем ли мы увидеть ту болезненную реальность прекрасной? работы американского фотографа Салли Манн кажутся утвердительным ответом на вопрос. В предисловии к своему альбому 1995 года она напишет: «Когда мы смотрим на изображение, парадокс заключается вот в чем. Мы видим красоту и мы видим темную сторону вещей. Красота связана с грустью».
По идее, Салли Манн должна была повторить судьбу рядовой американской домохозяйки. Она родилась и выросла в Лексингтоне – небольшом городке в Вирджинии. В 1975 году, в возрасте 24, она закончила Hollins College. Обычное для Америки стабильное учебное заведение с хорошим послужным списком и почти 160-летней историей. Замужество, дети, размеренная жизнь в родном городе. Все как у всех. Кроме одного: фотографии.
первые фотографические работы Салли Манн («Женские портреты») были сделаны в 1976-1977 годах. То есть непосредственно после окончания учебного заведения и рождения троих детей. Все самые известные серии и фотографии Салли манн («В двенадцать», «Ближайшая семья») – это изображения ее собственных детей. Сегодня работы Салли манн хранятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в музее «Метрополитен», Музее современного искусства в Сан-Франциско и многих других почтенных художественных собраниях.
Взгляд Салли Манн на детство оказался настолько неожиданным, что ее немедленно причислили к лику профессиональных провокаторов от фотографии. причем с завораживающим эротическим подтекстом. Ни один сборник, посвященный сексуальности в фотографии не обходится без ее снимков. В действительности нарочитый эротизм ее героев – это скорее наш способ восприятия действительности. нежели свойство кадров Салли Манн.
Парадоксальностью своего взгляда на повседневность она напоминает другую легендарную обитательницу одноэтажной Америки – Грейс Металиус. Последняя (тоже кстати говоря мать троих детей) в 1956 году в возрасте 32 лет написала роман «Пэйтон Плейс», который перевернул все представления о добропорядочной жизни тихой американской провинции.
И сюжеты Грейс Металиус, и фотографии Салли Манн объединяет одно весьма характерное свойство. В них нет искусственно придуманных провокационных сюжетов и мотивов. Нет необходимости вызывать демонов из темной стороны вещей: они давно обитают за розовыми фасадами провинциальных домиков, в детских головах. То, что зрителю может показаться циничным и эпатажным, в действительности является следствием жесткой наблюдательности. Гениальность Салли Манн – это способность усматривать драматическое в привычных фактах повседневной жизни.
Поэтому фотографии Салли Манн правильнее было бы относить не к «эротическим», и уж тем более не к «порнографическим» снимкам. по сути, это бытовые зарисовки, пугающие естественностью сюжетов в большей степени, нежели продуманностью композиции и кадра.
В фотографиях Салли Манн гораздо больше традиционного, нежели это может показаться на первый взгляд. Все ее снимки – это обращение к традиционным ценностям. Даже в том случае, если эти ценности приобретают настораживающие формы. Семья, нескладное детство, безответная родительская любовь. Несмотря на перманентную превратность этих понятий, они тем не менее остаются основополагающими в рамках раз и навсегда определенной системы координат.
Это одна из причин, которая позволяет говорить о викторианском характере снимков Салли Манн. Семья. С большой буквы. Такая, какой она может быть только в старомодных романах и на пожелтевших фотографиях полузабытой родни. привычка идентифицировать собственное «Я» с незыблемым фамильным кланом, для которого отказ мыслить категорией «МЫ» всегда оказывается главным святотатством. «Место имеет принципиальное значение. Время – лето. Это может быть любое лето. Но место в данном случае – мой дом, а люди здесь – моя семья», - такими словами начинает книга «Ближайшая Семья», вышедшая в 1992 году.
Поэтому пугающая, замешанная на инцесте близость братьев и сестер – это культивируемая добродетель, а не грех. Единственная возможность сохранить девственную целостность семейного единства. Это и есть один из тех принципов, в жертву которому не задумываясь можно было бы принести детскую невинность, если бы такая существовала в природе.
Другая «викторианская» черта фотографий Салли Манн – это сама техника съемки. Все ее изображения сделаны камерой форматом 8х10. Камера старая. Она была собрана в то время, когда королева Виктория сама была молодой матерью. Поиск героя и натуры сменяет процесс серебряной и платиновой печати. Все фотографии печатаются в ее собственной студии в Лексингтоне. Расфокусированных изображений Салли Манн не делает. Ясный и четкий кадр – это такой же узнаваемый принцип, как и раз и навсегда выбранные ею ценности.
Дети взрослеют. Делает ли это взрослых мудрее? Едва ли. Единственный урок, который они могут усвоить в данном случае, заключается в следующем: детство – это болезнь, которая со временем проходит.
Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо ottenki_serogo за это полезное сообщение: