Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Фоторепортажи с выставок
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Community Today's Posts Search

Фоторепортажи с выставок Выставки, музейные экспозиции, интересные события — в фотоотчетах участников форума.

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 11-07-2011, 12:13 Original language: Russian        #1
Бывалый
 
Join Date: Dec 2009
Location: Украина
Posts: 491
Thanks: 317
Thanked 412 Times in 145 Posts
Reputation: 838
Default Выставка "Василий Ермилов. Ретроспектива"

Дизайн спичечного коробка. Казалось бы – мелочь, но украинский художник Василий Ермилов в 1922 году получил Золотую медаль на выставке в Лейпциге за дизайн марки для спичечной коробки «В помощь голодающим». Его макеты оформления клубов, стенных газет в 1928 году на Всемирной выставке графического искусства в Кельне произвели фурор. И хотя большую часть жизни он провел в Харькове, тем не менее, сегодня его работы для выставки собирали буквально по крупицам.
Более 200 произведений живописи, графики, визуальных объектов – от эскиза оформления сигарет «Ленин» до масштабных дизайн-проектов – удалось собрать организаторам беспрецедентного проекта «Василий Ермилов», созданного совместно с московской галереей ПРОУН.

Подавляющее большинство экспонатов из частных коллекций Киева, Харькова, Москвы, Лондона собирали, можно сказать три года. Практически столько времени заняли подготовительные работы. «Ваш Ермилов», – говорят москвичи об украинском художнике. Причем они не только собрали «по сусекам» произведения художника, но и подготовили каталог выставки. Творческое наследие «одного из лучших дизайнеров своего поколения» многие десятилетия было не востребовано на его исторической родине, а во время пожара в мастерской и вовсе уничтожено. Именно поэтому экспозиция открывается репродукциями произведений, местонахождение которых неизвестно, и организаторы надеются, что, быть может, они будут со временем обнаружены благодаря публичности проекта.

Что касается построения экспозиции, то тут стоит отметить оригинальный подход в организации выставочного пространства известного московского дизайнера Юрия Аввакумова. Как профессиональный архитектор, он решительно реконструировал «возвышенное и сложное» пространство «Мистецького Арсенала» и организовал поток посетителей вернисажа в единый извивистый коридор длиной 160 метров (внимательный посетитель должен пройти в целом 320 метров), составленный из подогнанных друг к другу стендов, тем самым подчеркивая конструктивный дух творчества художника. «Такой длинной экспозиции у меня еще не было», – признался Аввакумов. Правда, столичная публика новаторство пережила с трудом, и одна эстетствующая дама назвала коридор «желудочным трактом». На вкус и цвет, как известно… всем не угодишь.

Конечно, выставочный проект, посвященный дизайнеру-конструктивисту, известному в основном среди искусствоведов, интересующихся историей украинского авангарда, не может соперничать в успехе с масштабными вернисажами, на которых уже поднаторели в «Мистецьком Арсенале». Все-таки зритель должен быть подготовлен, и многим придется прочитать сопроводительные материалы. Современному человеку, привыкшему к буйству красок, новейшим технологическим приемам, материалам, трудно прочувствовать лаконичность использования мастером цветов и форм. А ведь скромная палитра 1920-30-х гг. была обусловлена тяжелыми экономическими условиями тех лет. Но, быть может, знакомство с творчеством Василия Ермилова поднимет новую волну интереса соотечественников к феномену украинского авангарда.

А ведь первый успех пришел к маленькому Васе, когда памятный адрес именно его работы, единственного из всех учащихся художественно-ремесленной мастерской декоративной живописи Харьковского общества грамотности, был отослан Льву Толстому с поздравлениями к восьмидесятилетию.

Сын бедного харьковского портного, Василий Ермилов (1894-1968) действительно не получил высшего образования. Родители смогли его пристроить учиться в мастерскую декоративно-прикладной живописи известного художника и педагога Ладислава Тракала. В 1911 году Василий отправился в Москву. Там его встретила бурлящая художественная жизнь и заманчивые "измы", доходившие до Харькова лишь отзвуками: экспрессионизм, кубизм, футуризм... Начинающий художник с энтузиазмом бросился в богемный водоворот, однако голову не потерял, и через два года состоялась его первая выставка в Москве. В 1913 г. юноша вернулся в Харьков, где получил аттестат о присвоении ему звания мастера декоративной живописи.

Как и большинство авангардистов, Ермилов принял революцию и в искусстве, и в обществе. Поверив в нее, он стал ее трибуном в живописи: работал в украинских Окнах РОСТа, оформлял улицы и площади к праздникам, агитпоезд "Украина" – создавая при этом синтез национального и революционного. Эпоха требовала от художника участия в создании утилитарных вещей: трибун и киосков, рекламных щитов и плакатов. Работая над плакатами, оформлением книг, он выработал свой собственный – "ермиловский шрифт" – суховатый, четкий, с выверенными пропорциями, который войдет в историю книжной графики. Двадцатые годы были самыми плодотворными и успешными для художника: фурор на выставке в Кельне в 1928 году; почетное членство в делегации Украины на Парижской художественно-промышленной выставке вместе с Курбасом, Хвылевым и Довженко…

Гром грянул в 1932 году. 23 апреля вышло постановление ЦК ВКП(б) "О борьбе с формализмом в искусстве". Социалистический реализм был объявлен единственно верным стилем, соответствующим духу эпохи. Единственная крупная работа Ермилова этого времени – интерьеры Харьковского дворца пионеров, первого в стране дворца для детей (эскизы представлены на выставке). Из минимума материалов со свойственной ему изобретательностью и ощущением духа времени Василий Ермилов разрабатывал дизайн мебели, оформлял интерьеры залов и мастерских.
Однако наступило «творческое безмолвие», если не принимать во внимание оформление ленинских уголков на заводах. Уже после войны, в 1948 году, началась очередная политическая кампания: шла проверка на лояльность и чистка всех инакомыслящих. Его вновь обвинили в формализме, а заодно в космополитизме и исключили из Союза художников. Только в начале 1960-х Ермилова вновь восстановили в Союзе художников, а в 1962-м – за пять лет до смерти – состоялась его первая персональная выставка, посвященная 50-летию творческой деятельности.

Двухэтажный домик на улице Свердлова с чердаком, на котором Ермилов прожил 50 лет, давно стал харьковской легендой. Художник оборудовал и расписал его по своему собственному вкусу. Сюда приходил к нему его близкий друг, "председатель земного шара" Велимир Хлебников, которому Ермилов иллюстрировал поэмы. Здесь бывал в гостях Константин Симонов с женой. Сюда с замиранием сердца в середине шестидесятых пришел молодой поэт Эдуард Лимонов, и совсем уже пожилой Ермилов взялся иллюстрировать книгу его стихов. А в 1971 году пожар уничтожил уникальное "ермиловское пространство" с авторской мебелью и настенными росписями.

Нынешняя выставка в «Мистецьком Арсенале» – это попытка вернуть утраченное пространство Василия Ермилова.
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	gallery1_d5fe36d8b00f8bddb92b377e7d0eacf7.JPG
Views:	318
Size:	56.2 KB
ID:	1300983   Click image for larger version

Name:	gallery2_eb1fbd025dae672bab60a177c2a9fa99.JPG
Views:	297
Size:	68.9 KB
ID:	1300993   Click image for larger version

Name:	gallery3_7293b483d88fcdbca23293995977f8fa.JPG
Views:	296
Size:	36.8 KB
ID:	1301003   Click image for larger version

Name:	gallery4_a99b6ddf2f360bd1bce06dc8c5bb8280.JPG
Views:	277
Size:	55.0 KB
ID:	1301013   Click image for larger version

Name:	gallery5_21d6fd8fa6f366f6dbc5d450b7129cd0.JPG
Views:	300
Size:	74.1 KB
ID:	1301023  

Click image for larger version

Name:	gallery6_46aa40dd86018aed10baa79040b888e8.JPG
Views:	283
Size:	65.3 KB
ID:	1301033   Click image for larger version

Name:	gallery8_6e1440fc9aa63cfb227c36cc7dbc3e78.JPG
Views:	309
Size:	47.7 KB
ID:	1301043   Click image for larger version

Name:	gallery7_6e1440fc9aa63cfb227c36cc7dbc3e78.JPG
Views:	310
Size:	62.9 KB
ID:	1301053  



яков is offline   Reply With Quote
The Following 8 Users Say Thank You to яков For This Useful Post:
Allena (15-12-2022), Flora (11-07-2011), Grigory (11-07-2011), Kaffsky (11-07-2011), lusyvoronova (11-07-2011), usynin2 (11-07-2011), vyadem (11-07-2011)
Reply


Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Sold: Василий Ермилов ''Трансформация костюма'' 1920-е годы яков Продам 1 23-01-2012 11:29
Sell: Василий Ермилов 1920-е годы Сергей Кит Продам 2 26-01-2011 22:16
Василий Пешкун и Анна Силивончик, выставка "Состояние невесомости" ganulechka Выставки, события 0 26-01-2011 13:03
Скульптура "Мужик в санях". Василий Грачёв. Подделка? Antic Экспертиза 3 15-02-2009 16:14
Василий Рождественский, "Гранаты" 1926 г. emir Цены, оценка, атрибуция 0 12-08-2008 21:57





All times are GMT +3. The time now is 06:48.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.