Краткая рецензия Коммерсантъ Weekend
«Книжная графика 1920-1930-х годов» в музее русской литературы XX-XXI века
Литературный музей и галерея «Веллум» открывают выставку советской книжной графики 1920-1930-х годов. На ней представлены работы трех художников: Марка Аксельрода, Менделя Горшмана и Ефросиньи Ермиловой Платовой. Аксельрод и Горшман стоят рядом не случайно: оба студенты ВХУТЕМАСа, ученики Владимира Фаворского, впоследствии сами преподавали (Аксельрод – в Москве, Горшман – в Питере), оба много писали на еврейские темы, сотрудничали с советскими еврейскими журналами, дружили с поэтами, писавшими на идиш. Оба они были не очень-то признаны в качестве художников, но вполне востребованы как книжные графики. На выставке представлены иллюстрации Аксельрода к произведениям Шолом-Алейхема и Горшмана – к роману «Три лета» советско-еврейского писателя Ихила Шрайбмана. Никогда не экспонировавшиеся ранее графические работы Ермиловой-Платовой 1920-х годов – как бы приложение к выставке, это не книжная иллюстрация, однако они же и самая интересная ее часть. Если Аксельрод и Горшман – авторы вполне достойные, но не слишком примечательные, то Ермилова-Платова – один из редких художников, незаметно пронесших сквозь советскую жизнь дух русского авангарда. Не то чтобы бунтующая, но всегда полупризнанная, она отличается какой-то мощной внутренней независимостью, с 1920-х по 1970-е годы художница небрежно меняет стили, в общем, ничего не изобретая, но нигде не выглядя просто ученицей. Ей одинаково удается вдумчивая аналитичность и примитивистская свобода.
"Коммерсантъ Weekend" № 10 (156) от 19.03.2010
Последний раз редактировалось Lorart; 19.03.2010 в 13:23.
Причина: исправление опечатки
|