|
Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства. |
|
Опции темы | Опции просмотра |
24.03.2015, 19:02 | Язык оригинала: Русский #1 |
Пользователь
Регистрация: 15.03.2012
Адрес: Москва
Сообщений: 95
Спасибо: 596
Поблагодарили 191 раз(а) в 71 сообщениях
Репутация: 376
|
Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910-е — 1980-е годы
Пятый пункт авангарда
Анна Толстова о выставке «Современники будущего» в Еврейском музее и центре толерантности В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910-е — 1980-е годы». Будет показано около 130 работ трех десятков художников, без которых невозможна история отечественного искусства XX века: от Марка Шагала и Эля Лисицкого до Оскара Рабина и Ильи Кабакова. Увязывать еврейский вопрос с дискуссиями об авангарде и современном искусстве — любимое занятие антисемитов. Но выставка в Еврейском музее — едва ли не первая большая выставка на эту тему в России — объяснит, как связано одно и другое, с иных позиций Если взять энциклопедию "Искусство стран и народов мира" — монументальное сочинение по вопросам изобразительного искусства, выпущенное издательством "Советская энциклопедия" в годы развитого застоя,— то никакой отдельной статьи про еврейское искусство там не будет, а будут небольшие разделы про искусство Государства Израиль и искусство Еврейской АО, хотя ученый пятитомник нередко отходит от государственно-территориального принципа — ради тех же американских индейцев. Израилю посвящено восемь страниц, Еврейской АО — одна страница, страшное слово "еврей" и производные от него встречаются на них раза два, а о каком-то особом национальном искусстве не говорится вовсе. Перефразируя Ильфа и Петрова, евреи есть, а еврейского искусства — нет. Но если взять "Энциклопедию русского авангарда", тоже монументальную и изданную в последние два года, можно обнаружить, что евреев среди ее героев — художников, архитекторов, критиков, пропагандистов и меценатов — будет немало. Энциклопедий об отечественном нонконформизме пока не написано, но национальная картина в них была бы примерно та же. Из чего черносотенно-конспирологически настроенный ум может сделать несложный вывод, что русский авангард и уж тем более "так называемое современное" — еврейское искусство и есть. Черносотенно-конспирологический ум будет не одинок — в том же направлении мыслили идеологи Третьего рейха, ставя знак равенства между "дегенеративным" (модернизмом, авангардом) и "еврейским". И хотя на пресловутой выставке "Дегенеративное искусство", открытой в Мюнхене в 1937 году и ставшей кульминацией гитлеровской кампании против новейших течений в искусстве, только шесть художников из представленных 112 были евреями, антисемитские размышления о природе авангарда стали общим местом нацистской художественной критики. Эта критика во многом конструировала идеал здорового германского национал-социалистического реализма на противопоставлении больному, дегенеративному и, разумеется, еврейскому экспрессионизму (ортодоксальная советская критика решала свои задачи похожим образом, выстраивая бинарную оппозицию "соцреализм-модернизм"), позабыв, что первым мысль о здоровье почвенной академической традиции и дегенеративности иноземных новшеств вроде импрессионизма высказал еврей и вдобавок сионист Макс Нордау в бестселлере fin de siecle "Вырождение". Но поскольку ничего, подобного "Еврейству в музыке" Рихарда Вагнера (Вагнеру за это и многое другое от Нордау в "Вырождении" тоже досталось), арийская теория искусства не дала, по злой иронии истории приходилось бороться с еврейством в живописи, ваянии и зодчестве, опираясь на еврейское же сочинение. Выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910-е — 1980-е годы" состоит из трех блоков: авангард первой трети XX века — его иногда зовут "классическим"; искусство оттепельных 1950-х и 1960-х — его нередко определяют как "второй авангард"; соц-арт и концептуализм застойных 1970-х и перестроечных 1980-х, что с натяжкой можно было бы записать в третий авангард.
Читать дальше...
|
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Угрюмый за это полезное сообщение: |
24.03.2015, 19:09 | Язык оригинала: Русский #2 |
Пользователь
Регистрация: 15.03.2012
Адрес: Москва
Сообщений: 95
Спасибо: 596
Поблагодарили 191 раз(а) в 71 сообщениях
Репутация: 376
|
Еще фотографии...
|
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Угрюмый за это полезное сообщение: |
25.03.2015, 00:13 | Язык оригинала: Русский #3 |
Гуру
Регистрация: 29.10.2014
Сообщений: 1,055
Спасибо: 1,464
Поблагодарили 783 раз(а) в 423 сообщениях
Репутация: 1452
|
Открылась выставЕврейские художники в русском авангарде
перепост...
Открылась выставка "Еврейские художники в русском авангарде" В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде". В экспозиции представлены работы, фотографии, афиши из российских музеев и частных коллекций, связанные с именами, без которых невозможно представить отечественное искусство ХХ века. Эта экспозиция поражает не только своей масштабностью и качеством наполнения, но и тем, как она устроена. Архитектуру выставки предлагают трактовать по-разному: это и многоходовый лабиринт по авангарду, и большая коммунальная квартира, в которой гармонично уживаются очень разные личности, пусть и одной крови. Первый раздел посвящен тем художникам-евреям, кто стоял у истоков авангарда и черпал вдохновение в том числе и в примитивизме. "Они использовали весь арсенал символов, мотивов, которые нашли в этом искусстве, - рассказывает куратор выставки Григорий Казовский. - Кроме того, понятие примитива соответствовало формальным критериям авангардного искусства. Они находили там двумерность, такой архаический подход". В их числе – Марк Шагал, Эль Лисицкий, Роберт Фальк и Александр Тышлер. Они - очень разные художники, но все были увлечены поиском национальной идеи, стремились к развитию еврейской культуры, пусть и путем трансформации, переработки многовековых традиций. Это кардинально отличает их от последователей. Вторая волна авангарда накрыла Советский Союз после смерти Сталина. Направление развивалось до 70-х годов, и для художников самым главным была возможность свободного самовыражения, индивидуальность. Они уже не стремились к группам, общинам, как представители первой волны. Поодиночке анализировали реальность и в своих работах разрушали формы традиционного искусства. Самые яркие представители второй волны – Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Михаил Гробман, Эдуард Штейнберг. В 70-х возникает новое течение - московский концептуализм. Вопросы самоидентификации не стояли так остро, еврейская тема никак не затрагивалась в работах. Художники рефлексировали на тему официальной советской культуры, которая не принимала их в расчет. "Внимание к официальной художественной культуре, возможно, было мотивировано антисемитизмом, который в СССР был, когда были проблемы с трудоустройством, с официальной средой, поэтому эта жизнь ориентировала на андеграунд, и многие художники попали в эту среду по этим причинам", - отмечает куратор выставки Иосиф Бакштейн. У всех этих художников не только национальность и приверженность авангарду, но и позиция, которую они занимали в отношение системы, не только политической, искусства в том числе. На выставке можно обнаружить много совпадений в мировоззрении художников, переклички их концепций, идей. Кстати, открывается экспозиция плакатом Эля Лисицкого 1918 года с планом одной из выставок, а в конце еврейского авангардного лабиринта представлена доска-объяснение. Это тот же план экспозиции, созданный Ильей Кабаковым, но уже в совершенно другой - нееврейской - стилистике. 25 марта 2015. ------------------------ Произведения 34 художников из российских музеев и частных коллекций будут представлены в трех разделах, поэтапно демонстрирующих развитие отечественного искусства ХХ века: «Первый русский Авангард» (1910-е —1930-е гг), «Второй Авангард» (1956 – 1970-е гг), а также «Московский концептуализм и соц-арт» (1970-е — 1980-е гг). Билет стоит 500 рублей. Адрес: г. Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А +7 (495) 645-05-50 ------------------------
__________________
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа. Фаина Раневская. |
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Пряник за это полезное сообщение: |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Разделы | Ответов | Последние сообщения |
Продам: Заметки о русском авангарде. Книги, открытки, графика | пнн | Продам | 0 | 13.02.2014 11:32 |
Продам: Королёв Андрей Матвеевич 1910-е годы | timmi | Продам | 2 | 04.08.2013 18:15 |
Гийом о русском авангарде | selodka | Художники, творчество, история | 0 | 30.03.2011 15:51 |
Еврейские художники в Париже между 1906 и 1945 гг. | LCR | Художники, творчество, история | 5 | 22.06.2010 23:27 |