Байкова Тамара Львовна
Боле (Балле) Георгий Яковлевич
Блехеров Михаил Маркович
Брусиловская Елизавета Марковна
Вербицкий Евгений Иванович 1895 - ?
Веряскин Александр .Георгиевич 05.08.1906 Одесса - 18.03.1962 там же
Виноградов Петр Алексеевич 1882 - ?
Гейне Эдгар Фридрихович 1880 - 1955
Гольдман Самуил Григорьевич 1876 - ?
Григор Михаил Иванович 15.08.1906 Харьков - 28.08.1994 Одесса
Давыдова-Кабалинская Ольга Васильевна 1889 - ?
Добровольская-Пасто Ольга Ивановна 1880 - ?
Зильберштейн Леонид Анлреевич 13(25).01.1883 Одесса - 14.01.1962 Москва
Каравитоглу Николай Лазаревич 6(18).12.1875 Одесса - после 1961 там же
Коваль Павел Калинович 1895 - ?
Мачутадзе Александра Ивановна 1890 - ?
Машталер Гаврила Архипович
Мель Владимир Карлович 1894 - ?
Митковицер Петр Вениаминович 1889 - 1942
Мищенко Иван Иванович
Николаев Александр Трофимович (Тимофеевич) 1874 - ?
Озеров Георгий Федорович
Порубаева Софья Федоровна
Римская-Корсакова Ольга Сергеевна 1900 - ?
Романов Петр Михайлович
Рылло Владимир Антонович
Самодуров Никита Иванович 1885 (?) Моршанск, Тамбовского округа - ?
Симонов Александр Корнилович 1875 Гадячский уезд ныне Полтавская область - 12.07.1957 Гагра Абхазия
Хохленко Петр Опанасович (Афанасьевич)
Шамраев Георгий Александрович 1888 - ?
Шарлемань Осип (Иосиф) Адольфович 6(18).04.1880 Петербург - 31.12.1957 Тбилиси
Шибнев Дамиан (Демьян) Васильевич 30.10 (11.11)1881 Мариуполь - 1929 Керчь
Штейнберг Эдуард Антонович 1882 - 1937
Штефман Иван Михайлович
Щербаченко (Щербоченко) Александр Митрофанович 1895 - ?
Добавлено через 5 минут
Из воспоминаний Вячеслава Павловича Снежкова (1882-1959):
В начале 1922 года в Одессе было открыто Художественное общество имени К.К. Костанди. Мысль о создании этого общества возникла на одном из собраний художников, т. н. четвергистов. Обычно эти собрания происходили на квартирах художников.
Читать дальше...
На собрания приглашались не только художники, но и артисты, музыканты и представители науки, которые впоследствии стали активными членами общества, в значительной степени способствовали процветанию "четвергов". К концу 1922 года популярность "четвергов" значительно выросла. Среди значительного числа членов этого "объединения" главную роль играли Александр Абрамович Кипен и Александр Федорович Лазурский, — оба с крупные именами профессоры. Первый изучал и преподавал виноградарство, а второй — историю литературы. Объединяла их глубокая и искренняя любовь к искусству. Александр Абрамович был художник-любитель и часто участвовал на выставках. Известность А. А. приобрел как писатель-беллетрист, печатавший свои произведения в дореволюционных сборниках "Знание" (1907-1908 г.). После революции было напечатано три тома его произведений. Александр Федорович Лазурский был другом Льва Николаевича Толстого и воспитателем его детей. Большой знаток искусств и литературы, он близко сошелся с А.А. Кипеном. Кружок художников для них стал родным, и они в нем нашли общую, увлекавшую их работу. По их инициативе было создано существовавшее до конца 1929 года Общество им. К.К. Костанди. Общество просуществовало более семи лет, и в течение этого времени А.А. Кипен был неизменным его председателем, а А.Ф. Лазурский его секретарем. Казначеем общества был художник Александр Николаевич Стилиануди.
Первое публичное собрание Общества им. К.К. Костанди было посвящено памяти К.К. Костанди и было организовано в Художественной школе, которая тогда получила высокоторжественное название Академии искусств. Вечер прошел очень успешно и показал, что вокруг имени Костанди, талантливого художника, прекрасного учителя и благородного человека, возможно объединение не только его учеников-художников, но и артистов, музыкантов, певцов, поэтов и просто любителей искусств. Второй вечер был организован в театре "Факел" и имел еще больший успех. Оба вечера имели своей целью собрать средства на постановку памятника на могиле К.К. Костанди. Памятник был воздвигнут в виде глыбы — огромного камня темно-серого цвета. На отшлифованной поверхности памятника золотыми буквами была сделана надпись: "Художник К.К. Костанди". На одном из заседаний Общества А.А. Кипен указал на большое мемориально-пропагандистское значение памятников выдающимся людям, воздвигаемых на местах их рождения, и предложил организовать комиссию по охране этих памятников. Члены Общества, музыканты, певцы, охотно откликнулись на призыв художников. Был устроен концерт, собраны средства для комиссии. На программах концерта художники выполняли художественные обложки, охотно раскупавшиеся публикой. Все делалось дружно, охотно. Царил "миролюбивый дух Костанди". Распоряжался … всегда А.А. Кипен.
Через год, в 1922 году, художники хоронили другого выдающегося художника Одессы, Тита Яковлевича Дворникова. Смерть Тита Яковлевича в значительной степени отразилась на общем костандиевском духе Общества. Общество потеряло в лице Тита Яковлевича блестящего представителя реалистической живописи, глубокого критика, чуткого товарища и прекрасного учителя. Тит Яковлевич был похоронен рядом с могилой К.К. Костанди.
Дружная семья художников снова откликнулась на призыв А.А. Кипена, и через короткое время над могилой умершего был воздвигнут в виде гранитной плиты памятник с краткой траурной надписью:
"Художник Тит Яковлевич Дворников". На похоронах над могилой присутствовали все художники, писатели, профессора. Все подчеркивали в своих речах значение и роль умершего, а члены общества им. К.К. Костанди еще теснее сплотились для живой и плодотворной работы. Общество им. К.К. Костанди устраивало вечерние собрания открытого типа, на которых читались доклады, рефераты по искусству. Делались обширные обзоры происходивших выставок в Союзе, на которых происходил обмен впечатлениями и мнениями между членами Общества. В этих диспутах принимали участие и гости, в большом количестве посещавшие эти собрания.
В октябре 1929 года должна была состояться "Пятая осенняя художественная выставка". Ходили тогда упорные частные слухи, что все частные, групповые организации художников будут закрыты, и на месте их должен возникнуть государственный социалистический союз художников. В связи с этим открытие пятой выставки несколько задержалось. Предполагалось открыть выставку, как и прежде, в Народном музее, но было отказано по каким-то соображениям. Просьба Общества, обращенная к администрации Художественного училища, была также отклонена. На заседании, на котором решался вопрос о предоставлении помещения для выставки, слово было предоставлено двум студентам (Художественная школа тогда именовалась Институтом изобразительного искусства), которые заявили в присутствии студентов, что выставку Общества им. К.К. Костанди не следует пускать в помещение ИЗО, так как "эти выставки развращают учеников". Это был период увлечения экспрессионизмом, кубизмом и др., в настоящее время безвозвратно отошедшими в далекое прошлое. Состоялось тогда оскорбительное для Общества постановление: "не пускать". За несколько дней до открытия выставки было отнято помещение, в котором уже были сложены направленные на выставку картины, скульптура, графика и пр. Председатель Общества неутомимый А.А. Кипен в эти тяжелые минуты, однако, не падал духом и продолжал хлопотать об открытии выставки, и подыскивал новое помещение.
Хлопоты увенчались успехом. Обществу было предоставлено помещение для выставки в Государственном художественном музее на Сабанеевом мосту, где в настоящее время помещается Дом ученых. Однако в этот период времени стали появляться в газетах Одессы различные заметки, статьи, порочащие Общество: в "Черноморской коммуне" появилась статья под заглавием "Пятая выставка Общества им. К.К. Костанди" (№ 2978 от 30.Х.1929 г.), в "Вечерних известиях" под заглавием: "Глухой переулок" (от 25.Х.1929 г.), в «Черноморской коммуне" под заглавием "Уламок розбитого вщеп" (18.Х.1929 г.). Писали Ал. Светлов, Г. Шполя, Н. Иващенко и Т. С. В этих статьях в грубой форме обвиняли Общество в том, что оно оторвалось от жизни и нарочито отвлекает других от социальных проблем, от революционной современности. Обвиняли в этом председателя Общества А.А. Кипена, секретаря проф. В.Ф. Лазурского, В.П. Филатова, В.П. Снежкова, проф. Н.А. Куковерова, как тогда выражались — медиков не художников. Но авторы замалчивали или не знали, что из 13 человек администрации, составлявших Общество, 9 принадлежали к профессиональным художникам; А.А. Кипен, В.П. Снежков, А.А. Смирнов были художники любители, а В.Ф. Лазурский — профессор, и занимался историей искусств. Отвечать печатно мы не имели возможности. Уже когда выставка была готова к открытию, за день художники Крайнев, Заузе, Волокидин сняли свои экспонаты и заявили об уходе из числа членов Общества. В день открытия выставки было среди членов Общества подавленное настроение. Чувствовалось, что Пятая выставка является в жизни Общества последней, и что жизнь подсказывает, что Общество необходимо ликвидировать. Мы уже указывали, что были помещены в одесских газетах заметки, среди которых в "Вечерних известиях" был фельетон "Глухой переулок".
Выходило, что "костандиевцы" забились в тихое, как на погосте, место с коптящими фонарями и ощипанными канарейками. Однако симпатии публики все же на стороне Общества. Ученики ИЗО тоже усердно посещали выставку, а некоторые даже посещали с целью изучения некоторых художников, как Лансере, Петрова-Водкина и др. В конце октября в "Черноморской коммуне" появился фельетон за подписью Т. С. Автор спрашивал, как профессиональные и общественные организации допускают существование подобного Общества. После этого фельетона Союз работников искусств избрал комиссию для расследования деятельности Общества. Во главе этой комиссии был художник Жук. Проф. В.Ф. Лазурский составил Общий отчет деятельности Общества, который был направлен в соответствующие государственные инстанции, и общее собрание членов Общества 16 голосами против 9 постановило закрыть Общество. Происходило это 25 ноября 1929 года. 24 ноября Общество закрыло последнюю, Пятую художественную выставку им. К.К. Костанди, которую посетило более 4000 человек.
Последнее ликвидационное собрание членов Общества проходило в помещении Дома ученых. Выйдя на улицу, "семья костандиевцев" долго еще беседовала и не хотела расходиться. Точно похороны прошли, и люди продолжали обмениваться о лучших днях, проведенных в Обществе, объединенных немеркнущей памятью дорогого друга Кириака Константиновича Костанди.
Last edited by Вивьен; 24-08-2013 at 13:31.
Reason: Добавлено сообщение
The Following 11 Users Say Thank You to Вивьен For This Useful Post: