Уважаемый,Sandro. Есть одна картина :
холст, масло, 45 х55. Предположительно написана 1920-е году.
Может ли она иметь отношение к Крону?
Тема такая необычная. Скорее всего Балтика.
Уважаемый,раскатов, я не видел у Крона ни одной работы в классической манере, его пейзажи все-таки авангардны; все предметы, вписанные в пейзаж, например парусники, как у Вас, обычно выделены контуром. Потом, он сильный колорист, у него в основном яркие контрастные вещи.
Так что, ИМХО, это не Крон.
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Sandro за это полезное сообщение:
Уважаемый,Sandro. Есть одна картина :
холст, масло, 45 х55. Предположительно написана 1920-е году.
Может ли она иметь отношение к Крону?
Тема такая необычная. Скорее всего Балтика.
Извините но это не Крон 100%
Этот пользователь сказал Спасибо патриот за это полезное сообщение:
Уважаемый,Sandro. Есть одна картина :
холст, масло, 45 х55. Предположительно написана 1920-е году.
Может ли она иметь отношение к Крону?
Тема такая необычная. Скорее всего Балтика.
Это не Крон.
Этот пользователь сказал Спасибо Estet за это полезное сообщение:
Художник Кристиан Корнелиус Крон
(Ксан Крон, Xan Krohn) 1882-1959
(Краткая биография с упором на связь с Россией на основе диссертации Кари Лиен, Университет Осло, 2005 г.)
Кристиан Крон родился 13 июня 1882 года в г. Берген, Норвегия. Отец его - морской капитан, мать - из состоятельной семьи фермеров. Родители иммигрировали в Америку когда Кристиану было 2 года и он был оставлен на воспитание дяде в Норвегии. Вырос он в благополучной семье в Кристиании(старое название Осло) в обществе, где он часто видел художников и писателей.
Читать дальше...
В 1898 Крон поступил в ученики к известному театральному художнику Вильгельму Кроху. После этого он работал под руководством других мастеров и параллельно посещал вечернее отделение Королевской школы рисования, которую он успешно законил в 1902 году.
В 1905 году Крон едет в Финляндию и берет уроки у знаменитого финского художника Альберта Гебхарда, который хорошо был знаком с русским искусством. В то время Финляндия была частью российской империи и русские и финские художники часто выставлялись вместе. К тому же, многие финские художники обучались в Санкт-Петербуржской академии искуств. В то время волна международного модернизма как раз докатилась до Финляндии и оказала свое влияние на творчество Крона.
Из за нехватки денег Крону было сложно просто взять и поехать учится в Петербург и он, как он сам говорил, нанялся каменотесом в одну финскую фирму которая получила наряд на работы для шведскои церкви в Санкт- Петербурге. 19 декабря 1905 года Крон получил место вольнослушателя в Санкт-Петербуржской академии искусств, где одним из профессоров был Илья Репин, чьи мастерские были открыты для всех желающих. Однако революция 1905 года накалила обстановку в академии, где нередко были забастовки и протесты, и в итоге бразды правления перешли к студентам.
В 1906 году Крон был вынужден покинуть академию всвязи с революционной обстановкой и решил поехать в Мюнхен. Вообще география поездок Крона весьма необычна для норвежцев того времени. Большинство норвежских студентов-художников ехали в Париж или Копенгаген.
В Мюнхене в то время был активен русский художник Василий Кандинский - основатель немецкого экспрессионистского движения Синий Всадник и Крон некоторое время вращался в этий кругах.
В Январе 1906 года Крон начал обучение в студии венгерского художника Симона Холлосы, который смело ставил под сомнение правила академической школы живописи и проложил путь новому стилю на основе французской школы. Холлосы отметил талант Крона. Тем не менее Крон был больше заинтересован в декоративной живописи и, не сумев установить нужные контакты в этои области, покинул Мюнхен осенью 1906.
1906-1907 ПАРИЖ. От художника оформителя до художника живописца
Наконец-то Крону удалось получить государственную стипендию и он смог отправится в Париж и окунутся в его богатый мир искусства. Там он познакомился с работами ярких представителей русского авангарда Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Сергея Судейкина и Василия Кандинского.
В 1907 году Крон обвенчался с русской шведского происхождения Юлией Хольмберг из Курска. Юлия была из состоятельной семьи, интересовалась искусством и была знакома с русскими художниками в Париже, что немало способствовало укреплению связей Крона в кругах русского авантгарда.
В 1907 Крон начал обучение в академии Витти в Париже а уже на следующий год получил стипендию для обучения в академии Ля Палетт, где легко было попасть под влияние школы Поля Гагена. В то же время Анри Матисс начал преподавание в собственной академии, которую посещали многие норвежские художники с которыми был знаком Крон. Матисс был ярким представителем авангарда того времени и лидером движения Фавистов.
Жизнь в Париже стала решающим шагом в карьере Крона где он окончательно решил стать живописцем.
1908-1917 РОССИЯ
После окончания обучения в Париже Крон и его жена уехали в Киев. Там Крон познакомился с передовым русским искуством, в частности во время посещения выставки ”Звено” в 1908. Там выставлялись молодые радикальные художники среди которых были Александр Богомазов и пара Ларионов и Гончарова. Они демонстрировали протест против традиционного реалистического искусства доминировавшего тогда в Киеве. Работы черпали вдохновение в постимпрессионистах таких как Сезанн и мотивах западной Европы, которые контрастировали с традиционными реалистическими русскими пейзажами.
1909. Мир Искусства и Салон Издебского
В 1909 году Крон выставляется на двух выставках в Одессе, Мир Искусства и Салон Издебского. За движением Мир Искусства стояли люди с общими интересами в литературе, искусстве, истории - такие как Сергей Дягелев, Александр Бенуа и другие русские и иностранные, консервативные и прогрессивные художники. ”Новое искусство” Крона было отмечено положительно другими мастерами такими как Иван Билибин, Борис Кустодеев и Николай Рерих. Выставка Издебского проводилась художником и скульптором Владимиром Издебским, где он сформулировал цель искусства как уход от традиций и углубление в секреты линий и цвета. Работы Крона были высоко отмечены и он учавствовал в следующей выставке ”Салон 2”. Все это несомненно свидетельствует о таланте Крона, хотя в то время его еще нельзя было назвать полностью сформировавшимся художником.
1911. Первая персональная выставка в Кристиании(Бломквист,Осло)
Это был молодой и интересный художник 27ми лет, что выставился в салоне Бломквист в Кристиании в 1911 году. Его особенное положение объяснялось тем, что это был норвежец с явным уклоном в сторону русского искусства. Крон выставил целых 89 работ из своего обширного репертуара: Париж, Россия, Украина, Норвегия. Тем не менее то были русские мотивы, что взволновали посетителей и критиков: Церковь в Киеве, У Днепра, Михайловский Замок, Софийский Собор в Киеве и др. Пресса отметила свежий колорит в этих работах.
1912. Первая персональная выставка в Киеве
4 января 1912 года состоялась первая персональная выставка Крона в Киеве. Автор был назван в местной прессе ”ребенком своего века” и было отмечено что, несмотря на не всегда собственную манеру его работы передают настоящие чувства, любовь к искусству и несомненный талант.
1912. Первая выставка с Бубновым Валетом
Прогрессивная элитарная группа Бубновый Валет основанная легендарным Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой была группой художников с радикальным взглядом на искусство. Их первая выставка состоялась в 1910 в Москве. Событие получило отклик в прессе и народ, как говорится, потянулся. Крон принадлежал к так называемому западному, французскому крылу движения. К движению так же принадлежали такие известные московские художники как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков. В 1912, 23 января выставка открылась 400ми работами 43х художников в центре Москвы. Всего ее посетили около 8000 людей среди которых были известные ценители и меценаты. Сергей Мамонтов - сын Саввы Мамонтова сказал о работах Крона, что они очень индивидуальны и по-особенному выделяются своим колоритом. А так же то, что художник обладает такой техникой и вкусом, что мог бы достигнуть большего успеха и на более серьезных выставках чем Бубновый Валет.
1912. Екатеринославское Научное Общество
Спустя 3 месяца после выставки с Бубновым Валетом одна из работ Крона была выставлена в Екатеринославе(Днепропетровск) на выставке организованной Екатеринославким научным обществом. Крон представил картину Полночное Солнце. Искусствовед Алексей Алексеевич Моргунов(1884-1935) отметил эту работу наряду с другими 18ю художниками среди которых были Николай Рерих, Виктор Васнецов, и Константин Алексеевич Коровин. Крон и Васильева М.И. были самыми молодыми участниками выставки и собственно единственные, кто имел отношение к авантгарду. Другие художники принадлежали к более старшему поколению и многие из них еще состояли в обществе Передвижников на которых теперь смотрели как на консерваторов. Их яркими представителями были Алексей Степанович Степанов(1858-1923), Виктор Михаилович Васнецов(1848-1926) и Валентин Александрович Серов(1865-1911).
1913. Вторая выставка на Бломквист(Норвегия)
Весной 1913го Крон совершил поездку по Норвегии что бы показать большую коллекцию своих новых работ. На этот раз пресса была более холодна к художнику. Критике не понравилась некоторая упрощенность картин и их большой формат. Отмечалось, что перемены в творчестве художника направлены не в лучшую сторону и работам свойственен плакатный стиль.
1914. Выставка с группой Кольцо
Выставка проводилась в Политехническом институте в Киеве. Крон выставил 6 картин: Этюд, Читая Книгу, Солнце, Аллея, Натюрморт и Улица. Один из основателей группы Кольцо Александер Богомазов так же как и Владимир Издебский хотели что бы выставка была протестом против академизма и поощряла поиск нового. Богомазов отмечал 4 элемента этого поиска: линия, цвет, форма и поверхности. В выставке принимали участие 20 художников с 306ми работами в стилях кубизм и футуризм считавшимиса истинно русским стилями.
1915-1916. Крон и Сергей Иванович Щукин
В 1915 Крон переехал в Москву. Несмотря на войну, живопись процветала. Крон жил в центре москвы на Смоленском бульваре и работал в своей студии которая располагалась на Большой Левшинской. В декабре/январе 1915/1916го Крон работал над портретами известноко русского коллекционера Сергея Ивановича Щукина(1854-1936). Амбициозный портретизм на двух больших полотнах считается эпогеем художественной карьеры Крона. Эти портреты без сомнения являются самыми известными работами художника за время его жизни в России. Портреты Щукина ждала та же судьба, что и другие произведения русского авантгарда после событий 1917го. Так же как и все формалистическое искусство, декоративный стиль Крона был осужден новой властью. В то время набирал уже силу Социалистический реализм как основная философия исскусства правящего класса.
1916. Выставка с Московским товариществом художников
12 февраля 1916 года состоялась выставка Московского товарищества художников. Художник и критик Александр Бенуа сказал следующее об этой выставке: Я бы прежде всего отметил портрет Закса, два наброска Симонивича и Епифановой, несколько красивых акварелей Индии Шереметьевской, два наброска Федорова, декоративные композиции Никицкого, красивые яркие пейзажи Ограновича а так же работы К. Крона.
1916. Выставка в Бергене и Кристиании(Осло)
На этот раз Крону удалось завоевать симпатии критиков у себя на родине. Критика отметила влияние новой французской школы и то что его работы приобрели силу и характер. Другой причиной успеха было то что в к 1916 году публика уже видела работы русских и европейских авантгардистов и стиль Крона их больше не шокировал своей новизной.
1916. Вторая выставка с Бубновым Валетом
Крон вернулся в Москву в 1916-ом и участвовал в ежегодной выставке Бубнового Валета, где Крон представил целых 21у работу. Там было несколько норвежских работ художника: Улица в Бергене, Луфутенские острова, Зима в Норвегии. Так же было несколько разных других работ: Катус, Золотые Рыбы, Артистка Ротковская, Дама в Красном, В Чтении, Фроловский Монастырь, Портрет Господина Б., Паллада, Девочка в Зеленом, Поэтесса. Работы Крона показывались в Михайловском салоне на Большои Дмитровке 11, в центре Москвы. Всего в выставке принимали участие 30 художников с 441й работой. На этот раз Крон был единственным иностранцем на исключительно русской выставке. Одним из участников был Казимир Малевич с 59ю работами в стиле супрематизма. Другим участником был Марк Шагал с 50ю работами. Из старых знакомых киевского круга Крона была Александра Экстер представившая 20 набросков костюмов к драме Александра Таирова ”Фамира Кифаред”. Критик Тэпин из журнала Апполон назвал работы Марка Шагала самыми интересными и что они –это ”новый мир снов”. Рядом с ними работы К. Крона, А. Лентулова и А. Екстэр выглядят поверхностными и преувеличенными. Из них, однако, выделяется работа Крона Поэтэсса и Девочка в Зеленом. В других источниках хорошей критики удостоились в основном работы Шагала, Куприна, Альтмана и Крона. Критика на етото раз не очень то жаловала творчество Лентулова и Фалька.
1917. Крон и Союз Молодежи
Крон был членом Союза молодежи, одного из самых прогрессивных движений в мире Питерского авантгарда. Крон присутствовал на собрании 12го апреля 1917го. Здесь он был в центре самой элиты радикального крыла союза: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Лев Бруни, Роберт Фальк, Любовь Попова, Александра Екстэр и Александр Куприн. Это были коллеги Крона из Бубнового Валета, причем сорокалетние Крон, Татлин и Малевич уже считались ветеранами. Союз играл важную роль в мире искусства Питера. Кроме выставок они занимались аукционами, концертами, дебатами и организацией встреч художников. Союз так же выпускал свой журнал способствующий распространению авантгардной эстетики в России. Членство Крона в союзе интересно с той той точки зрения, что он не только демонстрировал свои работы в Санкт-Петербурге, но и принимал активное участие в дебатах о развитии искусства.
1917. Выставка в Кристиании(Осло)
Развитие в творчестве Крона было отмечено в прессе когда он в октябре 1917го продемонстрировал свои новые работы на аукционе Бломквист в Кристиании. Критика была в основном положительной но не все сразу привыкли к ставшим характерными для художника большим контурам и ”русскому” стилю линий, казавшимися некоторым слишком тяжелыми и грубыми. В общем и целом критики сошлись на том что развитие художника происходит в положительном направлении.
1917. Третья выставка с Бубновым Валетом
Несмотря на революционное неспокойствие на улицах Москвы, 9го ноября состоялась последняя выставка Бубнового Валета в Михайловском Салоне на Большой Дмитровке. Европейские художники не участвовали в выставке из-за революции. Крон выставлялся немного особняком из-за своего норвежского происхождения. Он выставил 4 работы: Натюрморт, Подсолнечник, Лодки на Днепре и Этюды. Кроме него было еще 16 русских художников, но Бубновый Валет был уже не тот. Многие члены покинули общество к тому времени. Колористы Кончаловский, Лентулов, Фальк, Машков и Мильман теперь присоединились к конкурирующей группе Мир Искусства. Выставка была встречена критикой весьма прохладно. Только коллеги Крона из киевского авантгарда Давид Бурлюк и Александра Экстер получили положительные отзывы.
1917. Последние работы в России
Среди последних работ Крона в России следует отметить его портреты Олександра Бердинева, Валентины Ростиной и Владимира Татлина.
Интересно наблюдать что эти портреты отражают расцвет экспериментализма в революционной Москве. Это довольно естественно, учитывая общение Крона с такими деятелями авантгарда как Малевич и Татлин. Именно им удалось добиться такой оригинальности которая позволила говорить об исключительно русском стиле в живописи. Татлин в то время вместе с Якуловым и Родченко занимались отделкой кафе ”Питтореск” - важного места для сбора московских авантгардистов.
Портрет Олександра(на Украине в то время было принято писать это имя с ”О”) Бердинеева изображает сильного человека с выразительными чертами. У портрета совершенно иная энергетика чем у портретов Щукина. В работе много черт заимствованных явно из русского авантгарда а не из французской школы. Мотивы Матисса ранних портретов уступают место элементам конструктивизма Татлина и Родченко. Разумеется Крон не пытался напрямую копировать Малевича или Татлина, никогда не отдалялся от фигуративного искусства и сохранил собственный стиль. Те же тенденции Крон сохранил в работе над портретом певицы Валентины Ростиной(1886-1944) где можно увидеть абстрагированный задний план с геометрическими формами и линиями.
Недатированный портрет мультиталанта и коллеги Владимира Татлина может служит доказательством тесного общения художников. В упрощенной манере Крон точно изобразил черты своего друга-радикалиста. Здесь Крон так же избегает сильной коллористики Матисса и наблюдаются параллели с портретами и Щукина и Бердинева. Можно предположить что портрет был написан 1915-1917г.
Среди последних работ Крона были так же декорации для разных театров, в основном в Москве. Интерес к театру был феноменом русской революции и театральные декорации были той областью где русский авангард оставил заметный след.
1918. Назад в Норвегию
Радикальный поворот всей жизни после революции вынудил Крона покинуть Россию и вернуться в родную Норвегию, но отнють не с пустыми руками. Газета Сандефъюр Блад писала ”Он вернулся как освежающая непогода, так же как Мунк в свое время, неповторимый и независимый от других своих соотечественников”.
Крон незамедлительно удостоился внимания у себя на родине во многом благодаря тем свежим импульсам которые он привез с собой из России. Крон использовал каждую возможность что бы не только показать но и рассказать о своем видении искусства. Уже зимой 1918го он посетил множество малых городов Норвегии наряду с Кристанией, Бергеном, Ставангером и Хаугесюндом и практически везде его сопровождалала прекрасная критика.
Крон умер в Осло в 1959 году. Но после него в его семье остались талантливые художники – сын Олег Крон и жена Юлия де Хольмберг Крон.
Последний раз редактировалось Estet; 09.02.2009 в 19:34.
Причина: последняя версия перевода
Эти 9 пользователя(ей) сказали Спасибо Estet за это полезное сообщение: