|
Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства. |
![]() |
|
Thread Tools | Display Modes |
|
![]() |
Original language: Russian #1 |
Banned
Join Date: Dec 2010
Location: Москва
Posts: 1,968
Thanks: 13,069
Thanked 5,390 Times in 1,566 Posts
Reputation: 10982
|
![]()
Сладкая коллекция
Конфетные фантики выставляют в музее ЕЛЕНА РЫЖОВА Выставка «Серебряный век русского фантика», которая проходит в Политехническом музее, показывает, что обертки для конфет являются не только защитной оболочкой для кондитерского изделия, но и своеобразным документом, по которому можно изучать историю целой эпохи. Еще столетие назад с помощью фантиков или оберток от шоколада маленькие и взрослые сладкоежки просвещались. Например, благодаря изображению на упаковке «конфекты» (так по дореволюционной орфографии назывались конфеты) можно было изучить обмундирование царской армии, «побывать» в различных городах России и рассмотреть архитектурные памятники, а также почитать фрагменты различных сказок или отрывки из «Мертвых душ» (серия, в 1921 году приуроченная к 100-летию со дня рождения Гоголя). Над созданием многочисленных «оберточных» сюжетов для крупнейших фабрик («Красный Октябрь», «Бабаевская», «Большевик») работали такие известные художники, как Врубель, Васнецов, Билибин, Апсит, Бельский и многие другие. Правда, как рассказал корреспонденту «Новых Известий» организатор выставки Игорь Смиренный, «предприниматели из-за жесткой конкуренции тщательно скрывали имена художников-оформителей». Мелкие производители сладкого лакомства приглашали, соответственно, малоизвестных художников. В любом случае каждая обертка «серебряного века» пусть и не является шедевром изобразительного искусства, но художественную ценность представляет. В конце XIX – начале XX века российский кондитерский рынок находился в зените: красиво оформленные конфеты пользовались популярностью не только в родном отечестве, но и за рубежом. «Маленькие произведения искусства», как называют фантики, столетие назад, когда не было ни компьютеров, ни специальной техники, являлись шедеврами промышленной графики. Особенно они ценились среди коллекционеров (которых было немало) из-за того, что рисовались вручную – пером и кистью. После революционных событий 1917 года имена даже самых известных кондитеров оказались забыты более чем на 70 лет. Как правило, стиль оформления фантиков соответствовал общим тенденциям изобразительного искусства того периода. Так, обертки украшали характерными для стиля модерн растительным орнаментом, дамами в платьях в пол, красочными пейзажами. Также был весьма популярен «неорусский» или так называемый «ропетовский» стиль (по имени архитектора Ивана Ропета), для которого были характерны изображения на упаковках русских красавиц, героев отечественной истории, портретов известных писателей и поэтов, сказочных персонажей. Особой популярностью пользовались исторические темы. Поэтому на упаковках кондитерских изделий «отмечались» 100-летие победы над французами в Отечественной войне 1812 года, 300-летие дома Романовых и другие важные исторические даты. "Новые Известия" |
![]() |
![]() |
![]() |
Original language: Russian #2 |
Бывалый
Join Date: Jan 2011
Location: Москва - Севастополь
Posts: 268
Thanks: 357
Thanked 799 Times in 192 Posts
Reputation: 1681
|
![]()
Интереснейшие факты, спасибо Santa, не могли бы Вы разместить еще фотографии с этой выставки?
|
![]() |
![]() |
The Following User Says Thank You to GalARTA For This Useful Post: | Santa (15-08-2011) |
![]() |
Original language: Russian #3 |
Banned
Join Date: Dec 2010
Location: Москва
Posts: 1,968
Thanks: 13,069
Thanked 5,390 Times in 1,566 Posts
Reputation: 10982
|
![]()
GalARTA, К сожалению я не была на этой выставке.
![]() Надо бы посетить. Фото только репортажные.. GalARTA, Вот еще немного информации поискала для Вас ![]() Следует отметить, что в конце XIX – начале ХХ веков кондитерский рынок Российской Империи, находился на стадии высокого подъема, в буквальном смысле процветал. «Конфекты» (так до 1917 года, по старой орфографии, назывались конфеты) и самые разнообразные другие кондитерские изделия пользовались у населения огромной популярностью. Только в Москве существовали десятки крупных и более мелких кондитерских фирм. А сколько еще их было в Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Одессе и других городах огромной Империи, трудно и сосчитать. Многие русские кондитерские изделия, как и имена кондитеров, были хорошо известны и высоко ценились во многих странах Европы и Азии. К сожалению, вычеркнутые после октябрьского переворота 1917 года из нашей истории, имена российских кондитеров, были незаслуженно забыты более чем на 70 лет. Они сохранились лишь у коллекционеров - на упаковках того времени – коробках от конфет, обертках от шоколада и на фантиках… Мы начали вспоминать имена российских кондитеров – владельцев многочисленных кондитерских фабрик, - лишь в 90-е годы прошлого века, благодаря стараниям коллекционеров. Оказалось, что практически все крупные кондитерские фабрики СССР были созданы еще в XIX веке. Наиболее известны среди них – московские: «Красный Октябрь» (бывш. Эйнем), «Бабаевский» (бывш. Абрикосов), «Рот Фронт» (бывш. супруги Леновы), «Большевик» (бывш. Сиу) и др. Некоторые упаковки для кондитерских изделий, изготовлявшихся в России, а потом и в СССР, экспонировались в разделах Музея упаковки, располагавшегося с 1999 по 2010 гг. в здании Политехнического музея, в самом центре Москвы. С успехом демонстрировали их сотрудники журнала на промышленных выставках в Москве, в Милане (Италия) и в Лейпциге (Германия). Они всегда вызывали огромный, буквально ностальгический интерес у всех посетителей, но в первую очередь, конечно, с профессиональной точки зрения интересовали предпринимателей, маркетологов и дизайнеров. Фантики (так в России, по традиции, называют обертки для конфет), изготовленные более 100 лет назад, сегодня - настоящие произведения прикладного искусства. Над созданием их многочисленных сюжетов в России, в частности, трудились такие известные художники, мастера рекламного искусства, как И. Билибин, М. Врубель, А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и многие, многие другие. Многие упаковки - обертки (фантики), коробки оформляли, особенно небольших кондитерских предприятий, оформляли и мало известные или даже совсем неизвестные художники. К сожалению, авторство и тех и других установить сегодня довольно трудно, а в большинстве случаев уже и просто невозможно. Тем не менее, это ни сколько не умаляет их историческую ценность, как материальных документов, способных рассказать о многих событиях, происходивших в нашей стране в конце XIX – начале ХХ веков. Художественное оформление фантиков для конфет, так же, как и многих других видов упаковки того времени, следовало за общим характером развития искусства. В частности, стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, не прошел и мимо фантиков. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом, женскими образами, оригинальными пейзажами и т.д. Кстати, оформление упаковки для кондитерских изделий российские предприниматели заказывали даже «отцу» стиля модерн, чешскому художнику Альфонсу Мухе, который бывал в России. Параллельно с модерном, при оформлении фантиков, впрочем, как и других видов кондитерской упаковки, художники широко использовали и «русский» или, так называемый «ропетовский» стиль, по имени архитектора И.Петрова (псевдоним Ропет). На фантиках того времени можно увидеть русских красавиц, героев русской истории, известных русских писателей и поэтов, сказочных персонажей, сцены из жизни русского народа. Особенно популярными были исторические темы. В 1912 году прилавки московских, питерских, киевских магазинов буквально наводнили кондитерские изделия в упаковках, на которых отмечалось100-летие победы над французами в Отечественной войне 1812 года. А в следующем, 1913 многие русские кондитеры, как и вся страна, отмечали 300-летие Дома Романовых (эти темы, в частности, представлены на выставке). Следует отметить, что российские кондитерские изделия в начале ХХ века славились во многих странах Европы и Азии. Причем зарубежных потребителей привлекал не только их тонкий вкус, но и прекрасно оформленная упаковка, изящный и во многом неповторимый стиль («а ля рус») русских фантиков! Поскольку в России в начале ХХ века многие российские предприниматели постоянно общались со своими зарубежными коллегами и, к тому же, в нашей стране работали кондитеры из Германии, Франции и других европейских стран, было модным названия кондитерским изделиям давать на французском языке. Значение фантиков не ограничивалось только тем, что они давали наименование конфет и обозначали имя (а значит и Фирму) производителя. Появилась возможность использовать их, с одной стороны, как мощное средство рекламы, а с другой – как мощное средство массовой информации, заменявшее в те далекие времена радио, телевидение, а иногда и иллюстрированные журналы. Last edited by Santa; 15-08-2011 at 10:04. |
![]() |
![]() |
![]() |
Original language: Russian #4 |
Гуру
Join Date: Jun 2008
Location: Москва
Posts: 5,170
Thanks: 14,182
Thanked 6,377 Times in 1,656 Posts
Reputation: 13104
|
![]()
И вот тут еще кое-что есть: http://artinvestment.ru/news/exhibit...14_fantik.html
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
||||
Thread | Thread Starter | Forum | Replies | Last Post |
Выставка "русского парижанина" Олега Яковлева в Петербурге | fabosch | Выставки, события | 0 | 15-10-2010 22:11 |
Выставка четырех художниц русского происхождения в галерее Друар (Drouart) | LCR | Фоторепортажи с выставок | 4 | 12-06-2010 17:02 |
Выставка из фондов Киевского музея русского искусства | dimi32 | Выставки, события | 0 | 07-05-2010 22:06 |
Шикарный кофейный серебряный сервиз (начало ХХ века) | Constanta | Цены, оценка, атрибуция | 21 | 07-04-2010 12:20 |
Серебряный немецкий кубок | Constanta | Цены, оценка, атрибуция | 1 | 07-04-2010 12:05 |
|