|
|
Язык оригинала: Русский #111 |
|
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
Чувствую, что должен представить оправдания за свои последние сообщения, которые выпадают из форумного формата по объему материала и кажуться необоснованным расширением темы.
Флоренский попутал. Этот крутой поп обладал редчайшим миксом достоинств - глубокий философ, математик, художественно одаренная натура, знаток искусств, тонкий мистик, - которое позволило ему выработать многомерное понимание искусства, намного опередившее свое (и наше) время. Он наметил системы координат (шире - способ построения координатных систем), в которых можно расположить любые возможные линии развития искусств - как в прошлом, так и в будущем. В том числе и беспредметных искусств, что уже прямо относится к нашей теме. Увы, гениальное требует конгениального. Работы Флоренского по искусству грузят читателя по полной: они часто конспективны, некоторые идеи даны только намеком, привлекаются математические абстракции (дифференциальные уравнения, аналитическая геометрия, теория функций комплексной переменной и т.п.), а главное - они требуют от читателя самостоятельного мышления. Именно в прививке культуры мышления, а не в готовых выводах и схемах их основная ценность (или основной недостаток ))). Многие идеи у Флоренского раскрываются в контексте целого, отсюда необходимость для пояснения какого-нибудь из приложимых к абстракционизму абзацев приводить многостраничные цитаты. И даже такое масштабное цитирование все равно остается вивисекцией: тем, кто заинтересовался Флоренским, стоит прочесть его искусствоведческие наброски целиком. В надежде, что мои извинения приняты - все-же сегодня Прощеное воскресенье )), помещаю два анонсированных отрывка, доводящих коллизию конструкция-композиция до крайности. Первый из них интересен - это будет неожиданным для многих - отнесением супрематистов к натуралистическому направлению живописи. ( С точки зрения о. Павла, всякий натурализм, будь то рабство у натуры, "правдивость" или же стремление утвердить любую предзаданную идею - худший грех для художника). Здесь же обозначены искусы для искусства, которые во времена Флоренского выглядели только абстрактными возможностями, но которым искусство поддалось в последующие десятилетия.
Читать дальше...
Второй отрывок следует в книге непосредственно за первым и посвящен историческим перипетиям орнамента. Из этого текста ясно, что линии Кандинского и Мондриана в абстракционизме фактически суть попытки вернуть орнаменту - на новой основе - мистическую силу и метафизическую значимость.
Читать дальше...
Да, наверное стоит пояснить, что пространство у Флоренского понимается предельно общо - не только как физическое, но и как психологическое, и метафизическое и как пространство культуры... Еще хотелось бы обратить внимание на то, что для Флоренского параллели между музыкой и изобразительным искусством обусловлены не внешними аналогиями, а генетическим родством: все искусства проистекают из одного корня и заняты одним и тем же - преобразованием пространства действием своих силовых полей. Так-то, максима "красота - это страшная сила" отнюдь не метафора. Утверждение Н.Н. Волкова, которое приводит Peter, что живопись, основанная на мелосе всегда просто "абстрактная игра пластическими формами" - в смысле внутренне пустого занятия, хотя и оправдано статистически, но по сути основано на поверхностном противопоставлении мелоса и логоса. А ведь между одним и другим есть глубочайшая связь; она прекрасно раскрыта у А.Ф. Лосева: "музыка напрягается до слова, до Логоса". Конечно, когда это великая музыка. Сама идея мелоса у древних выражала глубочайший синтез музыки и слова, ведущий к высшей субстанциональности, к первоосновам человеческого бытия - будь то языческий Хаос или христианский Логос. Подход Флоренского не исключает возможности через "игру пластическими формами" передать нечто не только волнующее душу, но и существенное для духа. Другой вопрос, как часто это случается в современном искусстве: много ли мы знаем Бетховенов и Моцартов "абстрактной" живописи. ) Последний раз редактировалось Art-lover; 07.03.2011 в 13:02. Причина: add |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #112 |
|
Старожил
Регистрация: 27.11.2008
Адрес: Украина, Львов
Сообщений: 650
Спасибо: 460
Поблагодарили 945 раз(а) в 233 сообщениях
Записей в дневнике: 11
Репутация: 1417
|
Если оставить в стороне хитросплетения мысли о. Павла Флоренского, то само упоминание его имени в теме об абстракционизме весьма показательно. Можно сказать, что Флоренский, философ, более других его единомышленников занимавшийся проблемами искусства, был выразителем эстетических исканий русского духовного ренессанса начала 20-го века. Эти искания по времени (10-ые гг. прошлого века) удивительным образом совпали с открытиями представителей русского авангарда и его наиболее радикального ответвления – абстракционизма.
Думаю, сопоставление русского духовного ренессанса и русского авангардного искусства может дать ответ на многие вопросы. Несмотря на кажущийся антагонизм воззрений и богоискательство, и авангард стремились открывать новые исследовательские перспективы. И при более пристальном взгляде, противоречия между ними оказываются не столь уж непреодолимыми. И те, и другие пытались проложить пути к «гиперреальности», которая лежит за пределами форм видимого мира. Водораздел, скорее, проходит в области эстетического, а шире – мировоззренческого идеала. Здесь уместно вспомнить развитую Флоренским концепцию обратной перспективы в иконографии. Обратная перспектива по Флоренскому – не что иное как попытка «обеспредмечивания» искусства. И если в этом обеспредмечивании Флоренский использует теоцентрический метод глобальной мистической символизации (софиология), то абстракционизм – оккультно-антропоцентрический метод, связанный с «космической энергией» и медиумическими свойствами художника как проводника в иные миры. Вспомним также стремление обоих подходов к математически выверенной безошибочности, геометрии, удивительным образом соединяющейся с мистическим откровением, как, например, в «Черном квадрате» Малевича. И для Флоренского, и для абстракционизма предметный мир – лишь маска скрывающая истинную реальность, и лишь открытие этой реальности является основой истинного творческого акта во всей его чистоте и незамутненности. Образно говоря, истинный акт искусства является чем-то вроде улыбки Чеширского кота. М. Эпштейн со свойственной ему эпатажностью даже решился на сравнение абстрактного идеала с неукоснительным исполнением Заповеди «не сотвори себе кумира», чем автоматически причислил художника-абстракциониста к лику святых. Согласно же Флоренскому святых старцев следует считать главными субъектами восприятия искусства. Не здесь ли сокрыта тайна абстрактной живописи?
__________________
Львовская коллекция Последний раз редактировалось Станиславский; 07.03.2011 в 19:33. |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #113 |
|
Гуру
Регистрация: 06.07.2009
Адрес: Другая Планета
Сообщений: 1,119
Спасибо: 3,965
Поблагодарили 3,149 раз(а) в 834 сообщениях
Записей в дневнике: 31
Репутация: 6318
|
Сейчас пришло в рассылке, но времени и сил для перевода нет, извините.
![]() Как Психологи и Группа Обезьян, Детей и Слонов доказали, что для абстрактного искусства нужен талант.
__________________
Per aspera ad astra |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #114 | |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Цитата:
Тем не менее приветствую "безумство храбрых" - впредь постараюсь внимательнее следить за прихотливыми извивами "абстрактомудрия" |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #115 | |
|
Гуру
Регистрация: 29.08.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 1,674
Спасибо: 8,645
Поблагодарили 3,910 раз(а) в 1,158 сообщениях
Репутация: 7825
|
Цитата:
Последний раз редактировалось I-V; 09.03.2011 в 09:44. |
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #116 | |||
|
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
Цитата:
Тут iside предложила экскурсию к американским слонам и обезьянам Цитата:
Как доктор искусствоведческих наук Федоров-Давыдов и советский народ доказали, что для абстрактного искусства не нужен талант: Цитата:
Из Предисловия к книге Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий". М., 1964 Статистическая база у ученых из Бостона в опытах со слонами и проч. составляла всего лишь несколько десятков студентов, а у их московского коллеги - весь советский народ. К тому же, наш слон - самый большой в мире. Могут ли быть еще сомнения, чьи научные выводы достовернее?
Последний раз редактировалось Art-lover; 09.03.2011 в 16:52. |
|||
|
|
|
| Эти 4 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение: |
|
|
Язык оригинала: Русский #117 |
|
Гуру
Регистрация: 01.07.2009
Адрес: город П.
Сообщений: 4,939
Спасибо: 6,544
Поблагодарили 6,620 раз(а) в 2,829 сообщениях
Репутация: 13305
|
Абстрактная живопись - это вопрос веры.
Одни верят, что абстрактное может быть искусством, другие (и я в их числе) не верят в это. В искусстве главное - преображение мира, а не создание непонятно чего. |
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #118 |
|
Гуру
Регистрация: 27.08.2008
Адрес: Москва-Шуши.
Сообщений: 4,525
Спасибо: 4,920
Поблагодарили 5,759 раз(а) в 1,470 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 10306
|
Уважаемый Игорь Гурьев. Я тоже мало чего понимаю в абстракции,да и честно сказать не видел никогда,кроме как с экрана,но отрицать это ,тоже самое,что отвергать все то ,что не имеет ни причины ни следствия,но ведь это самое интересное,загадочное,тут вспомнились почему-то строки Мандельштама,может не совсем похоже,но близко к нашей беседе.(Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные
без разрешения. Первые -- это мразь, вторые -- ворованный воздух. Писателям, которые пишут заранее разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Доме Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю и дав каждому в руки анализ мочи Горнфельда. Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей. Как могут они иметь детей ) Однажды,гуляя по одному странному городу,я искал,что-то свое. Долго искал,долго гулял,и вдруг сверкнуло что-то,я посмотрел на этот предмет,это был кусочек жести которые покрывали крыши домов,и почему-то этот момент мне запомнился,какое-то легкое волнение захватило меня,потом прошло. Потом я узнал,что то, что я ищу,или кого я ищу ,был жестянщиком. |
|
|
|
| Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Самвел за это полезное сообщение: | Art-lover (10.03.2011), DSF (12.03.2011), LCR (10.03.2011), Игорь Гурьев (09.03.2011), Станиславский (09.03.2011) |
|
|
Язык оригинала: Русский #119 | |
|
Гуру
Регистрация: 29.08.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 1,674
Спасибо: 8,645
Поблагодарили 3,910 раз(а) в 1,158 сообщениях
Репутация: 7825
|
Цитата:
![]() Гулял по Гуглу, размышляя об абстракционизме, в частности, о работе Тимура Новикова "Египетская ночь" ( см. фото 1 ). И тут среди множества картинок в поисковике увидел эту ( см. фото 2 ). Подумал: батюшки!, неужто какой-то новый абстракционист незнакомый? Какая выразительная пирамида! Поспешил на сайт... оказалось - см. фото 3 Сайт был посвящён домоводству! Вот до чего доводит вера в абстракционизм!
|
|
|
|
|
|
|
Язык оригинала: Русский #120 |
|
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
Смотрите, как интересно развивается тема - от интеллигентного витания в эмпиреях мысли до не менее интеллигентного разговора о жестянщиках и пирамидах. Спешу воспользоваться образовавшимся "мыслеухабом" (спасибо I-V), чтобы предаться тривиальным, но сладостным воспоминаниям юности, которые нахлынули на меня при звуках имени Стойкова. Во времена оны, когда я был студентом, с увлечением изучал книгу "Модернизм" (в широких кругах называвшуюся "черным модернизмом" из-за цвета суперобложки), бывшую тогда чуть ли не единственным источником по современному западному искусству и служившую, главным образом, складом интереснейших черно-белых картинок. Тогда же где-то увидел и ссылку на Стойкова. Долго ее выискивал по "букинистам", пока наконец, не купил. Правда испытал разочарование - картинок, насколько помню, не было, а текст - кому же он такой был в те времена нужен? Но все-равно приятные воспоминания
![]() Из тех времен всплывает также "Феноменология консервной банки" - незабвенный опус Мих. Лившица (а может, Лифшица, уже точно не помню, а и смотреть в интерент даже не хочу - романтика сразу улетучится ). Не так давно где-то натыкался на чуть ли не анализ марксистских воззрений этого славного автора, сделанный на полном серьезе с позиций постпостмодернизма, если у них вообще можно говорить о серьезе![]() Вот видите, уважаемый Art-lover, к каким неожиданными последствиям может привести неосторожное обращения с нафталиновыми именами, а Вы все Флоренский, да Флоренский... |
|
|
|
![]() |
| Метки |
| абстрактная живопись, абстрактное искусство, абстракционизм, абстракционисты, абстракция |
|
|
|
|