Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Арт-калейдоскоп

Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 09.12.2008, 19:57 Язык оригинала: Русский       #1
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29860
По умолчанию Когда искусство рифмуется с биржей

Недавно я поместила текст Сенатской комиссии, довольно скептический по отношению к инвестициям в искусство вообще и к техническим индексам в частности.
Текст, который я помещаю сегодня, принадлежит виртуальному перу одного швейцарского экономиста китайского происхождения (я сократила его – не экономиста, а текст), он полон оптимизма, видит будущее за инвестициями в искусство – при условии владения искусством инвестиции, и к индексам относится более чем положительно.

Какая позиция ближе мне? Этого я вам не скажу, сами можете догадаться.


Когда искусство рифмуется с биржей

Жиа Чен (??? – транскрибировать китайские имена с французского – огромный вызов)
Высшая школа менеджмента, Женева, 2007 г.



Характеристики рынка искусства. Несколько элементов.

Уникальность продукта


«Каждое произведение искусства уникально, его невозможно заменить другим. Оно бесплодно, как золото, и подобно золоту, оно принадлежит к разряду инвестиций-убежищ, но и может быть предметом спекулятивных вложений. Это идеальный тип редкого продукта, цена на который определяется спросом» (Рэмонд Мулен, «Генезис хуждожественной редкости»).
Редкость предмета порождается фиксированностью предложения – это особенно очевидно по отношению к искусству старых мастеров. После смерти художника цены могут только подниматься, а сокращение количество произведений на рынке постоянно.

Читать дальше... 
Монополия

Редкость произведений приводит к ситуации монополии: пока есть желающие приобрести произведение, его владелец может запрашивать любую цену. Этот феномен частично объясняет пузыри на рынке искусства.

Информация: от конфиденциальности – к все большей прозрачности

Не так давно этот рынок был очень замкнутым; сделки, которые совершали коллекционеры и торговцы, не обнародовались; аукционные дома тоже не публиковали цен на проданные произведения.

Но мир искусства изменился, теперь появилась обильная и полная информация о состоянии рынка искусства.

Разнообразие произведений искусства

Поскольку каждый предмет искусства уникален, предложение на этом рынке очень разнообразно, а качество предметов трудно сопоставимо – от старинной мебели до рекламной фотографии, разнообразие предметов неывероятно.

Относительная немногочисленность сделок

Раньше произведение искусства появлялось на рынке не чаще, чем раз в 20-30 лет; теперь покупатели меньше держат свои приобретения, и в среднем они перепродаются каждые 10 лет. Но в случае очень спекулятивных предметов, этот срок может быть и короче.

Высокая стоимость сделкок

Расходы по сделкам очень значительны. Например, на швейцарском рынке с первых 20000 шв. франков покупатель платит комиссионные в размере 25%, на часть от 20000 до 600000 шв. фр. – 20%, а выше – 12%.

К этим расходам надо добавить стоимость экспертизы, хранения, страхования, транспорта и т.д.

Некоторые факторы, влияющие на рынок искусства

«Эффект смерти» (Death Effect)

В 2000 г. Экелунд, Ресслер и Уотсон провели исследование, подтвердившее существование зависимости между смертью художника и повышением цен на его работы.

Естественно, после смерти художника продукция прекращается. Риск появлкния на рынке слишком большого количества работ исчезает. Возникает ситуация монополии, и цены начинают расти.

«Полуденный эффект (Afternoon Effect)

Это феномен, открытый Ашенфельтером в 1989 г.: цена бутылки одного и того же вина, продающиеся на одних торгах, может варьироваться на 30%!

В 1997 г. Беггс и Градди изучили этот феномен на основе результатов торгов Christie’s и Sotheby’s и пришли к выводу, что в случае выставления на торги сходных предметов, предметы, продающиеся в начале торгов, покупаются по цене, значительно превышающей цену на подобные предметы, продающиеся позже, если оценка первых предметов выше, чем последующих. Можно рекомендовать аукционистам, выставляя предметы на торги, начинать с наименее дорогих и продолжать в нарастающем порядке.

«Эффект создания богатства» (Wealth Creation Effect)

Рэчел Кемпбелл (2005 г.) указала, что сильный рост биржи способствует процветанию рынка искусства.

«Право следования» (Droit de suite)

Официально принятое Европеским парламентом 27 сентября 2001 г., право следования должно укоренить во всем Нвропейском Союзе взимание некоей суммы в пользу авторов и их правопреемников продающихся произведений при их публичной перепродаже. Срок действия авторских прав – 70 лет, и в принципе выплачивать эту сумму должен покупатель.
Художники получают от 4% до 0,25% от продажной цены произведения, но общая сумма не может превышать 12500 евро.

В настоящее время некоторые государства – члены ЕС уже применяют этот закон. В Австрии, Ирландии, Нидерландах, Великобритании и Люксембурге право следования отчисляется только авторам, но не их правопреемникам. Однако с 1 января 2010 г. все страны должны применять этот закон.

Право следования порождает дополнительные расходы. Оно может отрицательно отразиться на рынке искусства.
Уже сейчас мы наблюдаем перемещение продаж в США, что не преминет отрицательно сказаться на европеском культурном достоянии.

Индикаторы цен на искусство

Самый старый индекс цен на искусство, это Times Sotheby’s index, существовавший с 1968 по 1969 гг. Он был основан на мнении экспертов относительно эволюции различных типов произведений. 1951 г., когда рынок искусства был исторически низок, был принят за базу с величиной 100. Этот индекс перестал выходить, так как с одной стороны, торговцы искусства жекстко критиковали его, а с другой – налоговые органы основывались на нем, чтобы стребовать с приобретателей произведений искусства дополнительные налоги.

В 1993 г. экономисты Гётцман и Пезандо параллельно разработали индексы искусства. Индекс годового дохода от произведений искусства Гётцмана покрывал период с 1715 по 1986 гг., за который доходность произведений искусства превосходила доходность акций и облигаций. Пезандо создал полугодовой индекс на более короткий период – с 1977 по 1992 гг., в который входила фаза кризиса на рынке искусства конца 80-х гг. Его доходность не достигает доходности акций и облигаций, но приближается к доходности акций.

Индекс Меи и Мозеса (2002)

Разработанный Жань Пинь Меи и Макйклом Мозесом, профессорами Нью-Йоркского университета (Stern School of Business), этот годовой индекс охватил самый последний период ппадения рынка в США.
Он включает различные секторы искусства – американское, старых мастеров, импрессионизм и довоенную живопись.
База данных составлена из результатов торгов главнейших аукционных домов.
Меи и Мозес сравнили этот индекс с S&P 500.

Таблица 1 показывает, что доходность американских акций превосходит доходность инвестиции в произведения искусства. Разница намного увеличивается после 19000 г.

Таблица 2, показывающая статистические результаты, более подробно объясняет результаты инвестиций в искусство по сравнению с другими типами активов и показывает корреляцию между ними.

Согласно этим статистическим данным доходность искусства намного выше, чем государственные облигации или облигации предприятий, но ниже, чем акции. Можно также заметить, что чем короче период времени, тем меньше летучесть искусства, но за период 1875-1999 инвестиции в искусство более рискованны, чем в финансовые активы. Что касается корреляции, то индекс показывает негативную корреляцию с облигациями, но практически нулевое или очень слабое соответствие с индексами акций.

По этой причине инвестиции в искусство могут быть способом диверсифицировать свой портфель и оптимизировать его доходность.

Индекс Артпрайс

Артпрайс (Artprice.com) является мировым лидером информации о рынке искусства. С 1990 г. фирма разработала ежеквартальный Арт Глобал индекс (Art Global index) и длополнительные индексы – импрессионизм и т.д.

Лакуны индексов искусства
  • единственными доступными для использования данными являются продажные цены на торгах;

  • калькулирование индексов небезупречно;

  • они очень разнятся в оценке доходности, так как используют очень разные отрезки времени.

Корреляция между искусством, золотом и нефтью

Между этими тремя активами корреляция очень сильна на всех отрезках времени, с 1875 г. по наши дни, причем чем длиннее отрезок времени, тем она сильнее. Поэтому можно рекомендовать с точки зрения оптимизации доходности портфеля не инвестировать во все эти три типа активов одновременно.

Анализ доходности и риска инвестиций в искусство

Проанализируем эволюцию стоимости предметов искусства за период 1875-1999.

По индексу Меи и и Мозеса 1875 г. – это база с величиной 1. Затем индекс поднялся до величины 78 в 1960 г., а в 1961 г. он превысил величину 100 и в 1980-х гг. взлетел до 8000.
Таблица 3 показывает индекс за 1875-1960 гг.
Таблица 4 – за 1961-1999 гг.

Индекс Меи и и Мозеса начинает свой отсчет с периода крупной мировой депрессии 1873-1896 гг. Но с 1900 г. произведения искусства начинают колебаться в цене.

Интересные наблюдения:

Цены на произведения искусства во время войн растут – они сильно поднялись на время Первой мировой войны. В конце ее, в 1918 г., цены на искусство достигли своего первого пика – 32,8 пунктов. Та же ситуация во время Второй мировой аойны с 19398 по 1945 гг.: цены растут и достигают вершины в 29,75 пунктов в 1944 г. Этот феномен можно объяснить просто инфляцией военного временм, но не может ли быть, что искусство стало ценностью-убежищем, особенно если учесть, что золото в то время не могло повышаться в цене (золотой стандарт)?

Периоды экономического развития тоже позитивно влияют на цены на искусство. В 50-е гг. во Франции производительность труда растет между 1949 и 1963 гг. на 5% в год. В Великобритании тоже наблюдается экономический расцвет: с 1951 по 1964 гг. ВВП прирастает на 2,8% в год, а национальный доход увеличивается с 12 до 40 млрд фунтов. В Италии, в Японии та же ситуация. Золото также растет в цене.

После 1961 г., несмотря на израильско-арабские войны, вывод американских войск из Вьетнама и т.д. цены на искусство продолжают расти и в 1979 превышают 1000 пунктов. В 1980-х гг. рынок искусства пережил период самого бурного развития, индекс поднялся до 8640 пунктов в 1990 г. В этом развитии активное участие приняли японцы: по данным токийской таможни в 1989 г. японцы ввезли произведений искусства почти на 2 млрд долларов, то есть в два раза больше, чем в предыдущем году. Christie’s оценивает вклад японцев в росто торгов произведений искусста в 45% всех покупателей.

Таблица 5.

Изуччая исторические графики индексов искусства, становится очевидно, что рынок искусства отлично реагирует на экономические кризисы и прочие негативные геополитические события в мире: после биржевого краха в Вене в 1929 г., при азиатском кризисе 1997 г. рынок искусства на обрушился. Разумеется, цены на искусство зависят от политических и экономических событий, но его тенденция к росту не нарушается.

Пример: после 11-го сентября 2001 г., в октябре, цены на искусство упали только на 6%, а уже в апреле 2002 г. поднялись на 8,4%. После начала войны в Ираке в мае 2003 г. индекс искусства, равнявшийся в апреле 61,4 пунктам, в июле поднялся до 64,7, то есть на 5,5%.

Можно предположить, что рынок искусства подобен бирже: в периоды неопределенности он опускается, и объем его понижается. На публичных торгах между 2000 и 2003 гг. объем сделок сократился на 36:. Но если на бирже курс акций падает при малейшем волнении инвесторов, то произведения искусства не обязательно теряют в цене. Прежде, чем понизить цены, актеры рынка искусства становятся более селективными, и сокращение объема продаж выявляет эту тенденцию. Сокращение же объема помогает поддержать цены.


Но в 1990 г. разразился кризис, оборот крупнейшизх аукционных домов вдвое сократился. На таблице видно, что за один год индекс обрушился с 8640 до 5508 пунктов, то есть на 35%. Однако уже на следующий год рынок поднялся на 17%.

С 1999 г. индекс Меи и Мозеса не издается, мы воспользуемся индексом Артпрайс.

Таблица 6 показывает, что биржевые активы были более доходными, чем рынок искусства, при этом летучесть произведений искусства была ниже, чем курсы акций.

Доходность и рисованность инвестиций в искусство в сравнении с другими типами активов

Мы сравнили индекс искусства с индексами акций (FTSE 100, SMI, HKSE et S&P 500), с долларом/евро, золотом и нефтью на период с 1996 по 2006 гг.

На этот период доходность искусства выше, чем золота, но вдвое ниже, чем нефти. Соответственно, нефть в два раза рискованней. Мы также заметили, что инвестиции в современное искусство более выгодно, чем золото, и менее рискованно.

Современное искусство более доходно, чем индекс FTSE 100 (доходность которого близка к золоту), и с меньшим риском. Его доходность немного ниже, чем HKSE, SMI и S&P 500, но риск намного слабее каждого из этих трех типов активов.

По сравнению с периодом 1950-1999 доходность искусства понизилась, но и рискованность тоже.

Инвестиции в доллар/евро оказались очень выгодными – более доходными, чем искусство, при самой низкой рискованности для всех типов инвестиций.

После этого анализа мы можем прийти к выводу, что искусство заслуживает того, чтобы иметь его в своем инвестиционном портфеле. Его доходность выше, чем золото и облигации, и ниже, чем акции.

Искусство и инвестиционные фонды

В 1904 г. французский финансист Андрэ Левель убедил 12 инвесторов из своих друзей выделять по 212 франков на каждое произведение современного искусства, которые они покупали сообща в рамках созданного ими инвестиционного фонда, названного ими «Шкура медведя». Через 10 лет фонд имел более 100 произведений, в том числе картины Матисса и Пикассо. Перепродали они свои картины с феноменальной прибылью – некоторые работы ушли по цене, в 10 раз превышающей цену приобретения. Это был первый в мире инвестиционный форд по искусству.

Сейчас таких фондов великое множество, особенно в США.
Менеждеры хедж-фондов стали ведущими актерами рынка искусства.
Например, Стивен Коэн, основатель SAC Capital Management в Стамфорде, только в 2003 г. заработал более 350 млн долларов, которые он инвестировал в произведения Клода Монэ, Эдуара Манэ, Джексона Поллока и Энди Уорхола. Форбс назвал его «королем хедж-фондов».

Другой менеджер миллионного хедж-фонда, Дениэл Дёб, управляющий Level Global Investors, собирает искусство уже более 20 лет и стал одним из самых активных покупателей в мире искусства.

Многие менеджеры хедж-фондов говорят, что их интересуют не деньги, что они собирали произведенеия искусства до того, как занялись хедж-фондами. Но Филип Хоффман, бывший финансовый директор в Лондонском отделении Christie’s, который управляет теперь знаменитым фондом Fine Art Fund, говорит: «У меня нет никакой страсти к искусству. Я – профессионал финансов».

Чтобы войти в фонд, нужно не менее 250000 долларов, которые блокируются на 3 года. 2% вычитаются в счет расходов по управлению фонда, 20% прибыли взимаются в качестве вознаграждения. Этот фонд, который работает в Лондоне, но официально зарегистрирован в Делавере, окружен дымкой тайны – его сайт защищен паролем и проникнуть на него могут только пайщики.

Менеджеры стараются защитить свои фонды. Так, новый фонд Art Trading Fund, созданный в 2007 г. на острове Гернесси, подписывает эксклюзивные контректы с десятком художников: каждые полгода пайщики фонда могут купить любое количество произведений этих художников. Сами художники не имеют права продавать свои работы другим. Соучредитель этого фонда Джастин Уильямс объясняет, что для него каждый художник – мини-бизнес. Отбираются художники на основании успехов прошедших лет. Они создают между 50 и 100 произведениями в год. Фонд надеется на доходность в 30% годовых, треть из которых должна происходить от произведений этих художников.
Особенности этого фонда – то, что он также инвестирует в акции и опционы предприятий люкса, которые, по словам Криса Чарлсона, второго соучредителя, бывшего тредера в Deutsche Banque и UBS, тесно коррелированы с рынком искусства, а кроме того, он разработал свой собственный индекс рынка, который, возможно, позволит в будущем покупать или продавать опционы или фьючерсы на индексы искусства.

Fine Art Fund не держит своих приобретений: каждую неделю покупаются новые произведения на 1-2 млн, и перепродается примерно через год. В Art Trading Fund средний срок хранения произведений еще короче – 5,2 месяца.

Банки тоже поняли, что искусство – достойный актив для инвестиций. Barclays, Citigroup и ING – вот несколько примеров банков, интенсивно занимающихся этим сектором. В Швейцарии UBS уже с 1998 г. открыл департамент искусства, а в конце прошлого года BSI (Банк Романдской Швейцарии) подписал договор о партнерстве с фондом Филипа Хоффмана.

Инвестиционные фонды представляют собой нечто совершенно новое в отношениях между искусством и коммерцией – люби с незхначительным бюджетом могут участвовать в этом рынке исключительно с экономических позиций, безо всякого интереса к эстетической составляющей.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Mei Mose 1s.jpg
Просмотров: 189
Размер:	32.1 Кб
ID:	76205   Нажмите на изображение для увеличения
Название: stats Mei Moses 2.JPG
Просмотров: 177
Размер:	37.9 Кб
ID:	76215   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Tableau 3.JPG
Просмотров: 177
Размер:	33.6 Кб
ID:	76225   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Tableau 4.JPG
Просмотров: 191
Размер:	26.8 Кб
ID:	76235   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Tableau 5.JPG
Просмотров: 182
Размер:	28.3 Кб
ID:	76245  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Tableau 6.JPG
Просмотров: 169
Размер:	21.7 Кб
ID:	76255  



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
artcol (09.12.2008), dedulya37 (09.12.2008), fross (09.12.2008), Glasha (09.11.2009), Grigory (09.12.2008), Marjana (23.06.2009), qwerty (09.12.2008), Sandro (09.12.2008), Wladzislaw (10.12.2008), Кирилл Сызранский (09.12.2008)
Старый 09.12.2008, 20:05 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 73,545
Спасибо: 27,381
Поблагодарили 54,153 раз(а) в 23,509 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 100171
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
На этот период доходность искусства выше, чем золота, но вдвое ниже, чем нефти. Соответственно, нефть в два раза рискованней. Мы также заметили, что инвестиции в современное искусство более выгодно, чем золото, и менее рискованно.
Да, есть там что почитать внимательно с позиций сегодняшнего дня. Очень интересно!
Спасибо!



Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2008, 20:27 Язык оригинала: Русский       #3
Гуру
 
Регистрация: 16.06.2008
Сообщений: 3,416
Спасибо: 2,913
Поблагодарили 5,162 раз(а) в 1,141 сообщениях
Репутация: 13007
По умолчанию

LCR. Если соберетесь открывать фонд - я первый пайщик. Я уже и название придумала "12 друзей LCR"



fross вне форума   Ответить с цитированием
Старый 09.12.2008, 20:33 Язык оригинала: Русский       #4
Гуру
 
Аватар для LCR
 
Регистрация: 29.04.2008
Адрес: Париж
Сообщений: 6,211
Спасибо: 18,677
Поблагодарили 38,250 раз(а) в 5,446 сообщениях
Репутация: 29860
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от fross Посмотреть сообщение
LCR. Если соберетесь открывать фонд - я первый пайщик. Я уже и название придумала "12 друзей LCR"
Хахахахаха, я не верю в фонды, специализирующиеся на инвестициях в искусство, да и вообще в инвестиционные фонды, предпочитаю индивидуально управлять своими активами
Но название первого в мире фонда - "Шкура медведя" (неубитого) мне очень понравилось.



LCR вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение:
artcol (09.12.2008), Glasha (09.11.2009)
Старый 09.12.2008, 20:36 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Регистрация: 16.06.2008
Сообщений: 3,416
Спасибо: 2,913
Поблагодарили 5,162 раз(а) в 1,141 сообщениях
Репутация: 13007
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от LCR Посмотреть сообщение
Хахахахаха, я не верю в фонды, специализирующиеся на инвестициях в искусство, да и вообще в инвестиционные фонды, предпочитаю индивидуально управлять своими активами
Но название первого в мире фонда - "Шкура медведя" (неубитого) мне очень понравилось.
А мне его доходность! А если бы фонд этот до наших дней дотянул с такими работами, представляете?



fross вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо fross за это полезное сообщение:
LCR (09.12.2008)
Ответ

Метки
индекс, индикатор, фонд

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Искусство множества и кинетическое искусство LCR Современное зарубежное искусство 2 26.08.2011 09:46
Когда-то мы предлагали дикарям красивые бусы Евгений Выставки, события 25 18.06.2010 23:25
Когда русский арт-рынок станет цивилизованным? d_atiquariato Доходность 12 26.11.2009 07:02
















Часовой пояс GMT +3, время: 11:55.
Telegram - Instagram - Facebook - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2019, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot