Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Экспертиза
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Экспертиза Где и как сделать экспертизу. Вопросы по экспертизе.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 19.09.2010, 11:24 Язык оригинала: Русский       #1
Старожил
 
Аватар для Жар-птица
 
Регистрация: 07.12.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 612
Спасибо: 1,863
Поблагодарили 716 раз(а) в 178 сообщениях
Репутация: 921
По умолчанию Экспертиза

Евгений, есть такая информация.
"При Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) для решения вопросов, связанных с ценами на произведения искусства создана «Гильдия оценщиков».
О планах создать такую гильдию сообщалось осенью 2009 года. К настоящему времени учреждение должно было пройти юридическую регистрацию.

По словам вице-президента гильдии Олега Таирова, прежде в России не было структуры, которая занималась бы системной оценкой произведений искусства при разделении наследства, для получения банковских ссуд, а также при реституции культурных ценностей.

Все эти вопросы намерена решать «Гильдия оценщиков», в которую вошли эксперты МКААД и приглашенные специалисты.

«Мы занимаем нишу между арт-дилерами, банками и страховыми компаниями: есть специалисты, которые могут провести искусствоведческую экспертизу, но не могут адекватно оценить произведение искусства - этим займемся мы, потому что до настоящего момента цены брались с потолка», - сообщил вице-президент «Гильдии оценщиков».
Вместе с тем, по словам г-на Таирова, нынешние законы не учитывают специфики арт-рынка, поэтому совместно с Министерством культуры Российской Федерации планируется провести их корректировку.
РИА "Новости"
Я знаю, что при московской ассоциации антикваров арт-дилеров действуют 20 лучших экспертов. Есть секции по оцениваемым предметам искусства. Делаются экспертизы с выдачей офиц. документа(кроме экспертной оценки стоимости вещи).

Константин, Евгений, думаю, что из-за возникшей ситуации с Грабарями форумчанам хотелось бы иметь более конкретную информацию по вышеуказанным организациям.
Ждемс.

Добавлено через 56 минут
Легко новичку и владельцу заблудиться в экспертных фирмах.
"НОЭКСИ" -дочка Арт-консалтинга.
http://noexi.ru/members.htm

Не понятно что за (и за что)500 р.?
http://www.artcons.ru/index.html

Предлагаю списком озвучить все официальные экспертные организации Москвы, имеющие право выдавать заключительные документы.
__________________
"Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут чувствами."
Ж. Шарден




Последний раз редактировалось Жар-птица; 19.09.2010 в 12:20. Причина: Добавлено сообщение
Жар-птица вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Жар-птица за это полезное сообщение:
Евгений (19.09.2010)
Старый 19.09.2010, 12:53 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,449
Спасибо: 27,871
Поблагодарили 55,339 раз(а) в 24,289 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102399
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Жар-птица Посмотреть сообщение
Предлагаю списком озвучить все официальные экспертные организации Москвы, имеющие право выдавать заключительные документы.
Так уже был это список на форуме, мне кажется, и не раз:

Арт Консалтинг;

ГосНИИР;

НИНЭ им. П. М. Третьякова;

ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.



Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Кирилл Сызранский за это полезное сообщение:
Liberta (28.03.2016), Евгений (19.09.2010)
Старый 19.09.2010, 18:15 Язык оригинала: Русский       #3
Старожил
 
Аватар для Жар-птица
 
Регистрация: 07.12.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 612
Спасибо: 1,863
Поблагодарили 716 раз(а) в 178 сообщениях
Репутация: 921
По умолчанию

Кирилл, Евгений- эти 5 организаций всем известны, их документы по экспертизе тоже. А я спрашивали про гильдии, "НОЭКСИ" и пр. общества...Какие конкретно бумаги они выдают? Я ни одной не видела, только слышала...
__________________
"Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими. Пользуются красками, но пишут чувствами."
Ж. Шарден



Жар-птица вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.09.2010, 18:31 Язык оригинала: Русский       #4
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Жар-птица Посмотреть сообщение
"НОЭКСИ" и пр. общества...Какие конкретно бумаги они выдают?
Цитата:
Сообщение от Евгений Посмотреть сообщение
НОЭКСИ (инициатор создания — "Арт консалтинг"), компанию по сбору средств УПРАВИС (учредители — "Арт консалтинг"...и т.д
Жар-птица,Зайдите на сайт компании "Арт консалтинг" там есть вся информация,у нас на форуме присутствует Денис Лукашин http://forum.artinvestment.ru/member.php?u=2855 ,можно и его спросить,но надо задавать более конкретный вопрос.. http://www.artcons.ru/partners/noeksi.html
На сайте компании "Арт консалтинг", есть форум.




Последний раз редактировалось Евгений; 20.09.2010 в 08:43.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Старый 19.09.2010, 19:03 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию Список экспертов Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров

С сайта ART investment.RU
Список экспертов, аккредитованных при Международной конфедерации антикваров.

Букинистика
Анатолий Иванович Боровков
Эксперт по книгам и печатной графике русского авангарда 1910-1930-х годов.
Автор семи статей и четырех книг о русском книжном авангарде. Родился в январе 1950 года. Профессионально занимается изучением и распространением русской антикварной книги. Коллекционер.

Алексей Анатольевич Венгеров
Эксперт по русской книге XVIII-XIX веков и зарубежной литературе XVIII-XIX веков, связанной с историей России.
Автор монографий и каталогов на общую тему «Старая русская книга» (в том числе, каталога «Старая русская книга», г. Нюрнберг, Голландия, 1991 г.; «Житие-бытие московское XVII в.», 1994 г.; Библиохроники «В некотором царстве...», т. I — 2005 г., т. II — 2007 г. и др.).

Читать дальше... 
Елена Валерьевна Горская
Эксперт по библиографии русской книги.
Куратор нескольких частных книжных коллекций в России и Европе, автор публикаций в СМИ, занимается научно-исследовательской работой по истории русской книги.

Олег Викторович Лукашин
Эксперт по западной книге XVI-XIX веков.
Двадцатипятилетний опыт коллекционирования и продаж в области зарубежной антикварной книги XVI-XIX веков.

Мария Яковлевна Чапкина
Эксперт по букинистике, гравюрам, картам.
Книги гражданской печати, XVIII — первая половина XX века. Гравюры и карты, Европа и Россия, XVII-XX века, фотографии и открытки XIX — первая половина XX века.

Русское искусство XVIII-XIX веков: живопись, графика, скульптура

Наталия Сергеевна Игнатова
Специализация: «Живопись. Россия. Вторая половина XIX века».
Статьи по технике живописи русских художников второй половины XIX века в сборниках Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Академика И. Э. Грабаря и сборниках конференций «Экспертиза и атрибуция произведений искусства» (ГТГ).

Русское искусство XX века (modern art): живопись, графика, скульптура
Максим Анатольевич Боксер
Эксперт по русской живописи и графике первой половины XX века.
Многие годы является экспертом лучших антикварных аукционов и галерей Москвы и Лондона: 1991-1996 — «Альфа-Арт», 1997-2005 — Галерея «Элизиум», с 2005 — Ravenscourt Galleries.

Елена Михайловна Жукова
Эксперт по русской графике конца XIX-XX веков.
Сорокалетний опыт работы в отделе графики Государственной Третьяковской Галереи, участие в комплектовании фондов графики ГТГ. Последние 20 лет — активная деятельность в сфере экспертизы произведений искусства.

Наталия Федоровна Курникова
Эксперт по творчеству Н. Тархова, М. Воробьевой-Стебельской (Маревны).
Арт-директор галереи «Наши художники», основанной в 1995 году. Куратор ретроспективных выставок Николая Тархова и Маревны, прошедших в Государственной Третьяковской Галерее в 2003 и 2004 годах соответственно.

Юлия Вячеславовна Рыбакова
Эксперт по творчеству художников русского зарубежья, советских художников.
Старший научный сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря с 1993 года, эксперт аукционного дома MacDougall.

Валерий Станиславович Силаев
Эксперт по русской графике XX века, московскому неофициальному искусству 1960-х годов, технике и материалам графики.
Тридцатилетний опыт работы в Государственной Третьяковской Галерее. С 1986 года — художник-реставратор графики, с этого же года — деятельность в сфере экспертизы. Автор статей о творчестве графических художников (особенно А. Зверева).

Искусство Востока
Лариса Ивановна Кузьменко
Эксперт по декоративно-прикладному искусству и фарфору Китая.
Стаж работы в Государственном музее Востока — тридцать восемь лет. Кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, эксперт МК РФ. Автор многочисленных публикаций (более 40).
http://artinvestment.ru/about/icaad/icaad_experts/

1.Наталия Федоровна Курникова..
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 111.jpg
Просмотров: 1026
Размер:	30.1 Кб
ID:	943221  



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Samvel (19.09.2010), Тютчев (19.09.2010)
Старый 20.09.2010, 08:11 Язык оригинала: Русский       #6
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию Список экспертов Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров

Список аккредитованых экспертов (последние данные)
Анатолий Иванович Боровков
Эксперт по книгам и печатной графике русского авангарда 1910 - 1930-х гг.
Алексей Анатольевич Венгеров
Эксперт по русской книге XVIII - XIX веков и зарубежной литературе XVIII - XIX веков, связанной с историей России
Елена Валерьевна Горская
Экспер по библиографии русской книги
Олег Викторович Лукашин
Эксперт по западной книге XVI-XIX веков
Мария Яковлевна Чапкина
Эксперт по букинистике, гравюрам, картам
Наталия Сергеевна Игнатова
Эксперт по русской живописи второй половины XIX века
Максим Анатольевич Боксер
Эксперт по русской живописи и графике первой половины XX века
Елена Михайловна Жукова
Эксперт по русской графике конца XIX - первой половины XX века
Наталия Федоровна Курникова
Эксперт по творчеству Н. Тархова, М. Воробьевой-Стебельской (Маревны)
Юлия Вячеславовна Рыбакова
Эксперт по творчеству художников русского зарубежья, советских художников
Валерий Станиславович Силаев
Эксперт по русской графике XX века, московскому неофициальному искусству 1960-х гг., технике и материалам графики
Лариса Ивановна Кузьменко
Эксперт по декоративно-прикладному искусству и фарфору Китая

декабрь 2008
Любовь Леонидовна Агафонова
Эксперт по творчеству Ильи Табенкина, Марлена Шпиндлера, Николая Вечтомова
Леонид Степанович Шишкин
Эксперт по творчеству Д.А. Налбандяна
Читать дальше... 
Татьяна Николаевна Михиенко
Эксперт по творчеству художников в составе объединений: ОСТ, «Тринадцать», «Круг художников»

Евгения Анатольевна Илюхина
Эксперт по творчеству М.Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой

Юрий Михайлович Тюхтин
Эксперт по творчеству Н.М. Ромадина, А.М. Герасимова, С.В. Герасимова, В.В.Почиталова

октябрь 2009

Игорь Алексеевич Кормышев
Творчество Адольфа Алексеева, Нины Сергеевой, Константина Назарова

Любовь Леонидовна Агафонова
Творчество Б.А. Смирнова-Русецкого

Ильдар Ибрагимович Галеев
Творчество художников 1920 -30-х гг., «ленинградская школа»: Николай Тырса, Николай Лапшин.

Алла Луканова
Живопись Ларионова и Гончаровой

Юлия Викторовна Диденко
Роберт Фальк. Графика и живопись

Валерий Дудаков
Творчество художников объединения «Голубая роза»

Георгий Путников
Творчество Александра Альтмана

Ирина Шуманова
Графика «Мира искусства»

Элеонора Викторовна Постон
Творчество И.П. Похитонова, В.Д.Поленова

Андрей Акимович Гилодо
Русский художественный металл и эмаль XIX вв., в т.ч. изделия из драгметаллов; западноевропейский художественный металл и эмаль XIX века, в т.ч. изделия из драгметаллов.

Татьяна Николаевна Мунтян
Изделия русских ювелирных фирм XIX – начала XX вв. (Фаберже, Болин, Хлебников и др.)

Игорь Олегович Сычев
Бронза XVIII – XIX, осветительная арматура

Наталья Юрьевна Гусева
Русская мебель XIX – XX вв.

Владимир Константинович Костригин
Русская мебель XVIII – начала XX вв.

Дмитрий Владимирович Журавлев
Русское декоративно-прикладное искусство и мебель XVII – XIX вв.

Ольга Борисовна Стругова
Мебель XIX – начала XX вв.

Ирина Константиновна Ефремова
Русская мебель XVIII – XIX вв.

Михаил Феликсович Дубровин
Клейма на драгметаллах, XVIII – XX в.

Ираида Курдовна Ботт
Мебель и предметы быта из дерева, Россия, XVIII – начало XX вв.

Елена Владимировна Долгих
Русское и зарубежное стекло XVIII – начала XX вв.

С сайта МКААД http://www.icaad.ru/index.php?id=123



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Santa (26.04.2011)
Старый 20.09.2010, 09:06 Язык оригинала: Русский       #7
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию Русский авангард,атрибуция,эксперты,подделки..

Обсуждение на форуме сайта ARTinvestment.RU,много полезной информации для коллекционеров,арт дилеров. Интересные комментарии одного из ведущих коллекционеров России (участник под ником "qwerty") рекомендую почитать.. (Е.А.)
Цитата:
Сообщение от qwerty
Поддельный русский авангард...
С выдуманными провенансами, недостоверными сертификатами подлинности и «вновь открытыми» работами художников, забытых историей, фальсификаторы наполнили галереи и аукционные дома подделками русского авангарда. Проведенное в течение шести месяцев исследование ARTnews показало, что фальшивых работ в настоящий момент больше чем подлинных.
В марте неожиданно была закрыта выставка 192 картин русского авангарда, за три дня до ее запланированного закрытия, после того, как известный эксперт заявил, что 190 из представленных работ фальшивки. Выставка, проходившая в замке города Тура (Франция), была посвящена Александре Экстер, ведущей фигуре авангарда. Экстер родилась на Украине, обосновалась во Франции в 1924 году и жила там до своей смерти в 1949.
Разоблачителем оказался Андрей Наков, который сам был в центре скандала в 1980-х, когда его обвинили в присуждении подлинности более тысяче сомнительных рисунков пастелью и карандашом другого светила русского авангарда Михаила Ларионова. Наков предъявил иск «Трибьюн де Женев» за опубликованную там статью и выиграл дело. Суд постановил, что его целью не было намеренное продвижение подделок.....
Читать далее : http://forum.artinvestment.ru/showpo...5&postcount=15
---------------------------------------------------------
Цитата:
Сообщение от qwerty
...Как правило, работы художников русского авангарда в маленьких аукционных домах типа Nagel уходят по более низким ценам по сравнению с крупными аукционами. «Заказчик соглашается с этими ценами», – сказала представитель Nagel Kocher-Benzing. «Если у нас будут такие высокие цены, как принято на торгах Кристис и Сотбис, у нас не будет покупателей. Но мы делаем то, что можем».
Многие работы, атрибутированные Шовленом и другими экспертами, были проанализированы учеными Элизабет Джегерс (Elisabeth Jägers), заместителем декана факультета культуры в Кельнском университете прикладных наук, и её мужем Эрхардом Джегерсом (Erhard Jägers) в Борнхайме, Германия. Их экспертиза большого количества работ русского авангарда предлагается в маленьких аукционных домах и галереях по всей Европе
Читать далее : http://forum.artinvestment.ru/showpo...5&postcount=19
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 04.jpg
Просмотров: 624
Размер:	171.9 Кб
ID:	943621  




Последний раз редактировалось Евгений; 20.09.2010 в 09:16.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
Santa (26.04.2011), Yurko (22.09.2010)
Старый 20.09.2010, 23:23 Язык оригинала: Русский       #8
Гуру
 
Регистрация: 20.07.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 1,921
Спасибо: 1,617
Поблагодарили 1,644 раз(а) в 872 сообщениях
Репутация: 2868
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Евгений Посмотреть сообщение
Миниатюры
Евгений, работа какого автора висит на стене, пожалуйста, подскажите. Заранее благодарен.
Изображения
 



U_Z вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо U_Z за это полезное сообщение:
dedulya37 (21.09.2010), Жар-птица (21.09.2010)
Старый 22.09.2010, 06:11 Язык оригинала: Русский       #9
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию Экспертиза живописи русского авангарда

Интересная,полезная статья,при атрибуции живописи русского авангарда (Е.А.)
----------------------------------------------------
"О возможности использования данных о составе пигментов, грунтов и связующих при экспертизе произведений живописи русского авангарда"
В. Н. Киреева, С. А. Писарева

Опыт исследования технологических особенностей живописных произведений прошлого, насчитывающий уже целое столетие, внес неоценимый вклад в историю изучения живописи. К настоящему времени произведения живописи старых мастеров изучены с этой стороны достаточно хорошо. Поэтому их атрибуция и экспертиза, если и не всегда, то зачастую предваряется технологическим исследованием, в том числе и химическим анализом материалов. Химический состав материалов позволяет определить хронологические рамки написания картины: невозможно создать шедевр XVII в. пигментами, впервые полученными в XVIII в., также как художник не мог использовать краски, произведенные в XIX в., будучи современником XVIII в.
Но так обстоит дело с произведениями мастеров старой школы.
Совсем иная ситуация, когда объект изучения — картина начала XX в. Яркое и самобытное творчество художников — представителей направления русского авангарда сегодня является объектом пристального внимания. Картины этих художников экспонируются на различных выставках, их творчество — предмет искусствоведческих исследований, они реставрируются, а также являются объектом купли–продажи, причем, как известно, стоимость этих работ очень высока. Последнее обстоятельство привело к тому, что художественный рынок наводнен огромным количеством подделок, которые в ряде случаев бывают мастерски выполнены.
Это, в свою очередь, вызывает сложности в их атрибуции и экспертизе методами искусствоведческого анализа. Поэтому изучение материальных составляющих картин русского авангарда дает возможность получить дополнительную информацию, которая может пролить свет на историю их создания, помочь в разгадке основного вопроса атрибуционного и экспертного расследования — времени создания художественного произведения. Технологические данные, ни в коей мере не подменяя искусствоведческий анализ, создают основу для дальнейшего поиска, сужая его границы. Также как написание картины немыслимо без знания технологии живописного процесса, так и установление подлинности художественного произведения не может не основываться на изучении всех его материальных составляющих.

Читать дальше... 
Сперва даже постановка вопроса о возможности использования данных о материалах произведения этого времени для атрибуции или экспертизы вызывала скепсис у самих исследователей. Объясняется это тем, что красочная палитра предшествующих столетий практически полностью меняется в XIX в. — веке бурного развития химической промышленности. Но этот же ассортимент художественных материалов продолжает производиться и в следующем, XX столетии, а теперь уже и в XXI. Казалось, логично предположить, что использовать состав пигментов для того, чтобы отличить картину XIX в. от картины XX нельзя. Это априорное предубеждение — одна из причин, по которой технология картин школы русского авангарда до настоящего момента, по крайней мере, у нас в стране, систематически не изучалась.

Действительно, большая часть производившихся в XIX в. пигментов продолжала производиться и в XX, а некоторые продолжают производиться и сейчас. Но есть ряд пигментов, которые появляются только в XX в. Это — красный кадмий, впервые полученный в 1905 г. [1], титановые белила — 1916—1918 гг. в смеси с другими инертными наполнителями, а в чистом виде — в 1923 г., в России их начали выпускать в 1930–х гг. [2]; синие и зеленые фталоцианиновые пигменты синтезированы в 1935–1936 гг. [3].
В настоящее время ряд пигментов вытеснен более дешевыми и менее токсичными соединениями. Так, существенно уменьшился объем производства белых, желтых и красных пигментов на основе свинца. Все больше выпускается различных органических пигментов, а из минеральных — желтую и красную гамму, как и прежде, представляют кадмиевые соединения.

В то же время получить достоверную информацию о том, как и какими материалами написаны произведения художников русского авангарда, можно только обратившись к оригинальным произведениям.
Впервые в истории изучения живописи художников этого направления авторам данного сообщения представилась уникальная возможность провести исследование значительной группы картин из собраний различных российских музеев, которое проводилось в рамках программы по созданию базы данных, поддерживаемой Министерством культуры РФ и ЗАО «Искусство в России».

Всего было исследовано около 70 работ таких художников, как Кандинский, Малевич, Попова, Удальцова, Розанова, Экстер, Ларионов, Гончарова, Штеренберг, Клюн, Моргунов, Стрежеминский, Шапошников, Эндер, Лентулов, Кончаловский, Фальк, датированных 1908—1921 гг.
И хотя количество этих работ не столь велико, чтобы делать далеко идущие выводы, все же данное исследование позволило выявить некоторые особенности в использовании живописных материалов.

Грунты. Как показали проведенные исследования, картины написаны как на фабрично загрунтованных холстах, так и на холстах, загрунтованных вручную. Общее свойство всех грунтов изученной группы — это белый цвет.
В качестве наполнителей грунтов идентифицированы свинцовые, цинковые белила, мел, гипс. Помимо однослойных, художники применяли двухслойные грунты, а также смеси из двух компонентов.

Очень часто работы, претендующие на авторство художников русского авангарда и таковыми не являющиеся, содержат в качестве наполнителя грунта перекристаллизованный кальцит, то есть продукт, полученный путем обработки мела или известняка. Перекристаллизованный кальцит, иначе называемый известковыми белилами и используемый в настенной живописи как грунт и как белый пигмент, в грунтах подлинных работ исследованной группы картин не обнаружен.

Помимо известковых белил фальсификаторы используют также смесь титановых и свинцовых белил.

Пигменты. Рассмотрим три цветовые группы пигментов, идентификация которых может существенно повлиять на результат экспертизы.

Белые пигменты. В качестве белых пигментов наиболее распространенными в исследованной группе являются цинковые и свинцовые белила. В работах,

выдаваемых за авангард, нами были идентифицированы свинцовые белила, которые в то же время отличаются от свинцовых белил подлинной палитры: современные свинцовые белила представляют собой крупные монокристаллы в виде тетраэдров и других геометрических форм.
В 70 исследованных картинах, созданных до 1921 г., не обнаружены титановые белила ни в смеси с инертными наполнителями, ни в чистом виде. Очень часто в картинах, фальсифицирующих русский авангард, мы обнаруживаем титановые белила, которые присутствуют либо в чистом виде, либо в смеси с цинковыми белилами, либо в виде тройной композиции: цинковые, титановые и баритовые белила.

Синие пигменты. В исследованной группе подлинных картин чаще всего использовались искусственный ультрамарин, берлинская лазурь и синий кобальт. Все эти пигменты производятся и сейчас и могут использоваться в подделках, но наиболее часто в неподлинных картинах встречается синий фталоцианиновый пигмент, впервые синтезированный в 1935 г.

Нередко при исследовании картин неизвестного происхождения встречается синий пигмент, о начале использования, в живописи которого нет сведений, как нет и данных о том, когда он впервые был получен. Речь идет о кобальте спектральном — таково торговое название пигмента, являющегося по составу силикатом кобальта и цинка. В 1971 г. главным технологом Дулевской фарфоровой фабрики Алевтиной Ивановной Глебычевой была защищена диссертация, посвященная технологии производства ряда пигментов виллемитовой группы, к которой относится и указанное соединение. Известно, что пигменты, производящиеся в Дулево для росписи фарфора, продавались фабрикам по производству художественных красок. При исследовании подлинных картин художников русского авангарда этот пигмент обнаружен не был. В каталоге фирмы Лефран 1930 г. [4] пигмент подобного состава также отсутствует. Анализ же материалов картин, сомнительных по ряду признаков, не раз выявлял присутствие кобальта спектрального.

Зеленые пигменты. Представлены в исследованных подлинных работах изумрудной зеленой и швейнфуртской зеленой; в одной работе был обнаружен зеленый кобальт. Изумрудная зеленая продолжает производиться и сегодня. Швейнфуртская зеленая из–за своей токсичности перестала выпускаться в середине 1920–х гг., по другим источникам — она продолжала производиться в Европе и США до 1960–х гг., в начале 1980–х гг. ее продолжали выпускать как инсектицид.


Для подделок чаще всего используют либо фталоцианиновый зеленый, либо смесь синего фталоцианинового пигмента с желтыми пигментами.

Несмотря на то, что количество исследованных подлинных работ художников русского авангарда нельзя назвать достаточно представительным, результаты исследования пигментов в 70 картинах позволяют сделать некоторые выводы.

1. Набор идентифицированных пигментов довольно однороден для всех художников. Анализ используемых конкретным автором пигментов показывает, что художник, как правило, остается верным единожды выбранным пигментам при передаче того или иного цвета. Следует отметить, что палитра Кандинского несколько отличается от палитры других художников. Возможно, это связано с его привычкой работать красками немецкого производства.

2. Выявлено также сочетание пигментов, характерное для работ определенного периода. Например, в картинах Кандинского 1916—1917 гг., обнаружены красный органический пигмент и сурик, а в более ранних работах (1909 г.) — красный
органический пигмент и киноварь; также в картинах 1909 г. обнаружена неаполитанская желтая, которая отсутствует в полотнах 1916—1917 гг.

3. Не обнаружены материалы, начало промышленного производства, которых не соответствует времени написания картин, т. е. титановые белила и фталоцианиновые пигменты.

4. Все исследованные работы написаны фабричными красками. Мнение о возможности создания новых пигментов ввиду экспериментаторского характера творчества художников русского авангарда не нашло подтверждения при исследовании данной группы эталонных произведений. Это — миф.

Бытующие в искусствоведческой среде представления о том, что художники могли сами осуществлять синтез некоторых пигментов, не имеют под собой реальной почвы. Так, в частности, можно услышать, что фталоцианиновые пигменты могли быть получены в домашних условиях. Такое представление является полнейшей иллюзией, основанной на незнании основ сложнейших процессов органического синтеза, требующего специального оборудования и специальных условий — давления, высоких и низких температур, использования агрессивных агентов, т. е. всего того, что невозможно создать в иных, кроме как лабораторных или заводских, условиях.


Связующие. Для периода, охватывающего конец XIX и весь XX в., характерно использование как традиционного масляного связующего, так и различных композиционных составов на основе масла. При идентификации масла в красочных слоях картины исследователь может определить следующие его параметры, напрямую связанные с временем создания картины.

Во–первых, степень полимеризации, или степень состаренности масла. Грубо, исходя из химических свойств масляной пленки, можно выделить три возрастные градации масляного связующего — является ли красочный слой свежим, т. е. нанесенным приблизительно год—два назад, далее — 30—50 лет; последний показатель — 100 лет. Далее определить возраст масляного связующего не представляется возможным.

Во–вторых, химический анализ красок, содержащих масло, объективно свидетельствует о том, как проходил процесс старения масляного связующего: естественным путем, с течением времени, либо он был ускоренным, фальсифицированным, т. е. искусственным.


В–третьих, для разбавления масляных красок традиционно использовали органические растворители или смоляные лаки на органических растворителях или масле. Делали это, как правило, на палитре, и содержание смол в разных красочных слоях было различным, что подтверждается химическим анализом.

Во второй половине XX в. состав масляного связующего радикально меняется — в процессе производства красок осуществляется добавление значительных количеств смолы. Химический анализ фиксирует постоянное соотношение «масло/смола», что говорит о том, что картина написана промышленными красками второй половины XX в.

Для современных масляных красок характерно превалирующее содержание смолы по отношению к маслу, что также совершенно не типично для масляных красок первых десятилетий XX в. и, следовательно, также является показательным фактом при экспертизе. Со второй половины XX столетия в художественную практику прочно вошли разбавители, содержащие искусственные полимерные материалы.


Алкидные полимерные материалы были изобретены в 1930 г., акриловые полимеры — в 1935, виниловые — в 1937 г. Эти полимеры использовались вначале в виде растворов в органических растворителях, а с 1949 г. в виде водных дисперсий. Внедрение в производство художественных красок произошло несколько позже. В отечественной практике оно приходится на конец 1950–х — начало 1960–х гг.

Помимо традиционной техники масляной живописи, существовали и варианты на ее основе. Так, желание придать масляной живописи не свойственную ей матовую поверхность определило введение в практику помады, состоящей из смолы, как правило даммары, и воска. Помаду примешивали к масляным краскам на палитре, и ее количество позволяло достигать разной степени матовости живописи. Различное соотношение этих добавок в красочных слоях также можно установить аналитически. Такой состав связующих говорит о том, что это не промышленные краски. Они использовались еще с XIX в.


Важную информацию, касающуюся датировки картины, может дать такая смола, как даммара. Открытая для европейских художников в середине XIX столетия, даммара прочно входит в состав масляных красок со второй половины XX в., что подтверждается исследованиями живописи. Даммара в красочных слоях десятилетней давности выглядит иначе, чем даммара в красочных слоях недавно написанного произведения. Как показали экспериментальные исследования, уже через три года на масляных красках, содержащих даммару, появляется белесоватый налет. Отсутствие такого налета говорит о незначительном возрасте красочного слоя.

Начиная с XIX в. появляются различные варианты темперной живописи, имитирующие блестящую поверхность масляных красок. В последней четверти XIX в. некоторые художники попытались создать новые виды темперы. Эта техника имеет ряд преимуществ по сравнению с маслом: темперные краски не темнеют, мгновенно сохнут, но производят впечатление масляных, а если использовать в качестве разбавителя воду, то можно получить эффект темперной живописи. Опыты по модификации старой темперы были чрезвычайно удачны, в результате чего появилось несколько новых ее видов. Из–за разного набора органических компонентов, а следовательно, и разного механизма старения, красочный слой таких произведений имеет разный кракелюр или же не имеет его вовсе. Темпера «Бриллиант», например, практически не дает кракелюра ввиду высокого содержания декстрина в своем составе.

Картины, выполненные в некоторых видах «новой темперы», часто выглядят как масляная живопись, поэтому необходимо отказаться от повсеместно практикуемого в музейной и реставрационной работе визуального определения техники живописи.

Еще одна разновидность темперы состояла в добавлении к масляным краскам воска в виде эмульсии в воде. Это был также способ придания масляной живописи нехарактерной для нее матовой поверхности. Краска на таком связующем производится в настоящее время под названием «Воско–масляная темпера». Однако новую и старую воско–масляные темперы можно отличить друг от друга: для старой темперы характерно непостоянное соотношение компонентов связующего в разных красочных слоях; для новой же темперы, наоборот, это соотношение постоянно.

Производство различных видов темперы, кроме казеино–масляной, продолжалось до середины 1940–х гг., пока их постепенно не заменили краски на разнообразных полимерных связующих, даты производства которых уже были названы.


Исследование 15 подлинных картин 1908–1921 гг. из собраний провинциальных музеев показало следующее: грунты преимущественно масляные, реже — эмульсионные, только в одном случае обнаружен эмульсионный грунт с добавлением крахмала. В красочном слое обнаружено только масло, в которое по необходимости добавляли смоляной лак. Среди изученных картин новая темпера (масло, смола, камедь) обнаружена только в одной картине Л. Поповой (коллаж — Натюрморт № 62, х., 1915 г., Нижний Новгород).
Как показывает практика, исследование связующего в ряде случаев может оказаться решающим в определении времени создания и подлинности произведения живописи.
Определение только состава грунта, пигмента или связующего, как правило, не дает желаемого результата. Только всестороннее изучение всех материальных составляющих живописного процесса может приблизить нас к истине.

Получить надежную информацию о материальных особенностях произведений живописи можно только при одном условии — исследовав подлинные произведения методами физико–химического анализа. Именно сопоставление массива данных, полученных при исследовании оригинальных работ, с результатами исследования экспертируемых картин, дает максимальный эффект от технологической экспертизы.
-----------------------------------------------
О возможности использования данных о составе пигментов, грунтов и связующих при экспертизе живописи русского авангарда
В. Н. Киреева, С. А. Писарева
Ф. И. Рерберг. Краски и другие художественные современные материалы. М., 1905. С. 14.
2. Artists' Pigments. A Handbook of Their History and Characteristics. N. Y. 1997. V. 3.
3. К. Венкатараман. Химия синтетических красителей. Л., 1957. Т. II.
4. Etablishments Lefranc. Paris, 1930. P. 10–20.



Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 5 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
I-V (23.09.2010), Yurko (22.09.2010), Тютчев (25.09.2010)
Старый 22.09.2010, 06:26 Язык оригинала: Русский       #10
Гуру
 
Регистрация: 04.06.2008
Сообщений: 14,663
Спасибо: 18,865
Поблагодарили 16,459 раз(а) в 4,506 сообщениях
Записей в дневнике: 271
Репутация: 32446
По умолчанию "Последний день". Загадки пастели В.Э.Борисова-Мусатова

Интересная статья по вопросам атрибуции,рекомендую.(Е.А.)
-----------------------------------------------------
“Последний день”. Загадки пастели В.Э.Борисова-Мусатова.
Э.Н. Белонович, И.В.Пролеткин .Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
-----------------------------------------------------
В творчестве художника В.Э. Борисова-Мусатова пастель занимает особое место. Настоящие жемчужины музейных коллекций России пастели «Романс», 1900 г. Архангельский художественный музей, «Спящая девушка», 1901 г. Астраханская картинная галерея, «Дама в кринолине», 1901-1903, Кировский областной художественный музей, «Дама у гобелена», 1903, «Под тенью сосен», 1904, «Аллея парка», 1904, Государственная Третьяковская Галерея.
К технике пастели В.Э. Борисов-Мусатов обращался до конца своей жизни. Выстроить этот ряд произведений художника, уточнить время и обстоятельства их создания – всё равно, что сложить сложную мозаику. В самом деле, художники, далеко не всегда подписывая и датируя собственные работы, невольно создают для будущих исследователей настоящие запутанные головоломки. И разгадка их, выдвижение обоснованных версий датировок произведения, изображаемых на них местностей и персон, в чем-то сродни детективу с непременным фантастическим элементом путешествия во времени.
XXI век подарил нам удивительный инструмент для поиска нужной информации – Интернет. Этот поиск отнюдь не заменяет и не отменяет традиционной скрупулёзной работы в музейных фондах и научных архивах, но его результаты, иной раз дают начало для интереснейших исследовательских сюжетов и научных контактов. (1)
В конце 2005 года на сайте www.artsalon.ru было найдено неизвестное нам до сей поры изображение произведения В.Э. Борисова-Мусатова, чему мы искренне радовались, высказывая разные мысли и предположения. Через полгода на сайте известнейшего аукциона Сотбис работа была выставлена на продажу с более подробной информацией о ней, а ее изображение было транслировано значительно крупнее. Так мы узнали, что это пастель под названием «Последний день», она имеет размеры 43х57 см, что, кстати, характерно для нескольких известных пастелей Борисова-Мусатова.
Естественно, что такое событие, как международный аукцион первоклассных произведений русской живописи вызвал широкое обсуждение в прессе: «Исключительно редок в продаже известный символист-голуборозовец В. Борисов-Мусатов. Его картина «Последний день» (43х57; 1903) впервые выставляется на продажу. Полотно было приобретено напрямую у художника в 1904 г. В. Направником, сыном русского дирижера и композитора Эдуарда Направника, и с тех времен оставалось в семейной коллекции». (2)

Читать дальше... 
Следующей находкой в нашем Интернет-поиске была ранее не известная нам «картина в картине» Зинаиды Серебряковой «Портрет Марии Георгиевны Направник» 1908-1917 гг. из собрания Чувашского государственного художественного музея, где молодая женщина изображена на фоне пастели В.Э. Борисова-Мусатова «Последний день».
Увлекательную историю атрибуции этого портрета мы узнали из статьи сотрудницы этого музея Анастасии Григорьевой «Загадки картины З.Е. Серебряковой» на сайте «Культурный провайдер Чувашии». http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=96447
Картина поступила в музей в 1979 году, и главной её загадкой являлась запечатленная на ней персона, первоначальная атрибуция которой оказалась неверной. К вопросу установления личности, изображенной на портрете сотрудники музея вернулись в 2003 году, и во многом заново прошли необходимый исследовательский путь. В ходе него родилась версия, что это портрет Марии Георгиевны Направник, жены одного из сыновей композитора Владимира. Эта версия стала окончательной, а атрибуция законченной после того, как стали известны каталожные сведения аукциона Сотбис.

Очень важное свидетельство о принадлежности картины семейству Направника доносит нам носящая характер источника известная монография Н.Н. Врангеля «Борисов-Мусатов» 1916 г. С.-Пб, где в прилагаемом списке работ художника упоминается: «1903 г. «Последний день» (В.Э. Направника, Петроград)».

Пастель «Последний день», насколько можно судить, прекрасное законченное произведение В.Э. Борисова-Мусатова. Ей присущи все лучшие черты творчества художника: гармония человека и природы, лирическое настроение, полное отсутствие суеты. Зритель словно погружается в ароматную свежесть летнего вечера, невольно думая: «продлись, продлись очарованье…».
Сам стилистический строй работы даёт пищу для постановки различных исследовательских вопросов. Загадки таятся и в самом названии «Последний день», и в её дате её создания.
Пастель датируется 1903 годом. Но откуда это известно? Подписано ли самим автором или это некая давно утвердившаяся датировка работы? Если художник сам подписал работу, то тогда перед нами встаёт задача более точно определить время и место её создания в общем ряду произведений художника, написанных в 1903 году. Ностальгия ли это по саратовской усадьбе Зубриловка, домашняя саратовская зарисовка перед предстоящим путешествием летом 1903 года в городок Хвалынск или просто авторская фантазия, никак и ни с чем не связанная? Но если авторская датировка отсутствует? Тогда вопрос о времени и месте создания этой работы становится ещё более актуальным.

Сопоставление изображения с другими произведениями художника позволяет выдвинуть предположение, что пастель могла быть написана позже - в следующем 1904 году. В середине лета 1904 г. Борисов-Мусатов гостил с семьёй в подмосковной усадьбе Введенское. В это же время там собралась большая художническая компания, близкая В.Э. Борисову-Мусатову. Во Введенском художник создал картину «Отблеск заката», а позже, работая над эскизами фресок к росписям особняка госпожи Дерожинской, в эскизе «Сон божества» использовал тот же пейзаж. Сюжет прогулки двух девушек, их одежда: жёлтое платье с оборками и синий кринолин с накидкой картины «Отблеск заката» и эскиза «Сон божества» очень близки с пастелью «Последний день». «Последний день» и «Отблеск заката», несмотря на разные техники пастель и темпера, похожи по общему колориту: отблеск заходящего солнца вызолотил верхушки деревьев, на лужайках присутствуют холодные зелёные оттенки, от земли поднимаются густеющие лиловые сумерки.
Основной мотив «Последнего дня» вполне может быть отнесён к излюбленной теме художника – теме усадьбы. По описаниям Введенского известно, что от главного усадебного дома начинался длинный спуск к Москве-реке, и можно предположить, что по её берегу прогуливаются две барышни в закатный час. Таким образом, учитывая все детали, можно было бы с большой долей вероятности остановиться на весьма симпатичной версии, что пастель «Последний день» также была создана под впечатлением усадьбы Введенское.

Для подтверждения или опровержения этой версии мы привлекли весьма популярную сейчас в Интернете систему Google Earth – “Планета Земля”, которая позволяет разглядеть с помощью детальных космических снимков практически любой уголок нашей планеты. Внимательное изучение района усадьбы Введенское под Москвой позволило нам убедиться в том, что то место, откуда была написана картина «Отблеск заката» не заканчивается у Москва-реки, а примыкает к большому пойменному озеру. И до самой реки от него не менее 200-300 метров. То есть, стилистически похожее произведение «Последний день», явно написано в пределах другого ландшафта.
Изучение рельефа местности всё же не давало нам окончательного утвердительного ответа, скорее заставляло двигаться в наших поисках дальше. И, безусловно, яркие насыщенные плодотворные дни, проведенные художником во Введенском, не исчерпывают всех впечатлений 1904 года.

1904 год Мусатов и его жена Елена Александрова встретили в городке Подольске, куда художник переехал из Саратова. Подмосковные земли богаты прекрасными парковыми ансамблями, и недалеко от Подольска на берегу реки Пахра расположена усадьба Ивановское, в которой художник и его спутники неоднократно бывали. Надо отметить, что исследователи жизни художника по каким-то причинам не отметили эти посещения, видимо ещё и потому, что среди Мусатовского наследия, произведения, созданные в Ивановском так же ускользали от внимания исследователей.
В роскошном дворцовом ансамбле усадьбы Ивановское сейчас расположены два музея: федеральный музей Профтехобразования и Краеведческий. И вновь находка: на Интернет-сайте музея Профтехобразования в материалах, посвященных истории создания усадьбы Ивановское мы нашли еще один неизвестный нам Мусатовский этюд. Сотрудники музея любезно сообщили нам, что в их экспозиции находится фотография этюда, сделанная с негатива, хранящегося в фондах Третьяковской галереи. Но, к сожалению, кем и при каких обстоятельствах, неизвестно. Сейчас же для нас важно сравнить этюд, написанный в усадьбе Ивановское с пастелью «Последний день».
Характерная общая примета на обеих работах – наличие каменного грота. Очень похожи тропинки вдоль реки, проходящей по естественному склону реки. Еще ниже и ближе к воде тянется плотная полоса кустарников и деревьев. Эти два произведения почти зеркально отображают друг друга. Что можно предположить на этот счет? Не район ли усадьбы Ивановское изображен на этих произведениях?

Для ответа на это вопрос мы нашли старый план усадьбы и опять же привлекли систему Google Earth – “Планета Земля” и изучили с их помощью на современных космоснимках район усадьбы Ивановское под Подольском.
Как и на плане усадьбы, так и на очень детальном космоснимке видно, что усадебный дом довольно близко расположен к реке Пахра. К реке ведет широкая просека, которую местные краеведы называют «центральным партером». Вдоль реки прослеживается не широкая дорога. Две современные фотографии, которые местными фотографами “привязаны” к системе Google Earth композиционно почти повторяют этюд из Ивановского и пастель «Последний день». Возможно, что при планировании архитектурного ансамбля изначально был заложен принцип симметрии и грот, который хорошо запечатлен на пастели, естественно вписан в рельеф крутого берега. Этот грот мог являться родником, то есть кооптированным выходом грунтовых вод.

Итак, вся наша Интернет-экскурсия может завершиться двумя выводами, что пастель «Последний день» могла быть создана именно в 1904 году и скорее всего в усадьбе Ивановское.
Восстановить же истинную историю создания пастели «Последний день» на долгие годы выпавшую из поля зрения исследователей Мусатовского творчества можно только при наличии всех известных о ней сведений, а также при дальнейшем сопоставлении фактов биографии художника.
Наконец, мы в очередной раз убеждаемся, что истинное произведение искусства имеет не только немалую материальную ценность, но ценность историческую, доносящую до нас интересные свидетельства о давно ушедшей эпохе.

В заключении хочется добавить, что эпоха Интернет во многом – время собирать камни. Прозрачность информации позволяет связать нити, силою обстоятельств разорвавшиеся сто и более лет назад.

Так в журнале «В мире искусства» № 10-12 за 1909 год на с. 15 в тексте статьи А.Федорова «Борисов-Мусатов» опубликован пейзаж художника с ремаркой «погиб с выставкой в Америке».
На сайте Государственного Русского музея в информации о проходящей сейчас с 14 февраля по 12 мая 2008 года выставке «Время собирать…» из частных коллекций разных стран мира выставлен и этот «счастливо воскресший» пейзаж действительно находящийся в Америке, в собрании Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк. Но это уже, как мы думаем, будет совсем другая интернет-история.
----------------------------------------------------------
Сноски:
1. Подробнее о постоянном мониторинге музейных Интернет-ресурсов см. Белонович Э.Н., Пролеткин И.В «Мир Борисова-Мусатова XXI век»// Музей, №6, 2007 г.; Пролеткин И.В., Белонович Э.Н. «Художник В.Э. Борисов-Мусатов через призму Интернета». Одиннадцатая ежегодная конференция АДИТ, Саратов-2007, Тезисы докладов.
2. Из статьи Дмитрия Буткевича «Станет ли Айвазовский снова самым дорогим художником»// «Независимая газета», рубрика «антиквариат», 26 мая 2006 г. о проведении Домом Сотбис трех специализированных аукционов в рамках русской недели в Лондоне 31 мая 2006 года

Сайт (музей-усадьба ) "Мир Мусатова ".. http://ogis.sgu.ru/ogis/newsrad/musatov/a_m_u.html
---------------------------------------------
1.“Последний день”. автор В.Э.Борисов-Мусатов.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 662
Размер:	27.1 Кб
ID:	945891  




Последний раз редактировалось Евгений; 22.09.2010 в 09:33.
Евгений вне форума   Ответить с цитированием
Эти 7 пользователя(ей) сказали Спасибо Евгений за это полезное сообщение:
I-V (23.09.2010), sergey7 (29.09.2010), uriart (22.09.2010), Wladzislaw (25.09.2010), Yurko (22.09.2010), Жар-птица (25.09.2010), Тютчев (25.09.2010)
Ответ

Метки
гончарова, гтг, подделки, фальшак


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Экспертиза живописи. Насколько это безопасно? Hobbema Экспертиза 11 28.08.2016 11:34
Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и ДП искусства Тютчев Экспертиза 3 18.07.2010 12:10
Экспертиза и продажа советской книжной графики Jan Экспертиза 0 23.05.2009 13:41
Шедевры русской иконописи XIV - XVI веков Marina56 Выставки, события 0 20.02.2009 21:37
Экспертиза живописи русского авангарда Евгений Экспертиза 0 31.10.2008 14:52





Часовой пояс GMT +3, время: 04:36.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot