Go Back   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Выставки, события
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Register Blogs FAQ Members List Search Today's Posts Mark Forums Read

Выставки, события Делимся впечатлениями и обмениваемся мнениями обо всех событиях в мире искусства.

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 12-12-2013, 20:34 Original language: Russian        #1
Гуру
 
bykinist's Avatar
 
Join Date: Jun 2009
Location: Санкт-Петербург
Posts: 4,810
Thanks: 1,493
Thanked 2,734 Times in 1,333 Posts
Reputation: 5000
Default Павел Корин - "Реквием". К истории "Руси уходящей"

На протяжении нескольких лет Третьяковская галерея готовилась к реализации крупного и сложного спецпроекта, посвященного картине Павла Корина "Реквием. Русь уходящая", одному из самых грандиозных и загадочных художественных замыслов ХХ века, который так и остался незавершенным. Впервые после проведения больших реставрационных работ Третьяковская галерея экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст.

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) – выдающийся живописец, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг М.В.Нестерова, П.Д.Корин был известен современникам в первую очередь как мастер портрета. Его кисти принадлежат ставшие классическими изображения художников С.Т.Коненкова, М.С.Сарьяна, М.В.Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940–1960-е годы. Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Корина – мозаики станций метро "Комсомольская" и "Смоленская", витражи станции «Новослободская». Благодаря им мастер получил официальное признание. Но главным делом его жизни стала работа над картиной "Реквием".

Замысел произведения возник в марте 1925 года под впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором Корин принимал участие. Потрясенный увиденным, он решил написать большое полотно, на котором главными героями стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха. За конкретным событием художник увидел обобщение – "церковь выходит на последний парад" (П.Д.Корин). Назвав будущую картину "Реквием", мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное в советское время название – "Уходящая Русь" ("Русь уходящая") – было дано произведению А.М.Горьким и стало для Корина своеобразной "охранной грамотой".

Общая идея "Реквиема" с годами трансформировалась: первоначальный вариант – уход подвижников, гибель духовной традиции – в окончательной версии преобразился в свидетельство "неиссякающего множества" Церкви как вечного источника духа. Соответственно менялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов художник выстраивал ее по принципу шествия, крестного хода (работа 1927 года), то на последнем эскизе (1959) Корин пришел к идее предстояния, избрав местом действия центральное пространство Успенского собора Московского Кремля

В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Загрунтованный холст (551 × 941 см), помещенный в экспозиции, на протяжении десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания "большой" исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к "Руси уходящей", читается наиболее значительно.

Реальные персонажи портретов – митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России XX века. Многие из действующих лиц "Реквиема" служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. Увековечение их облика средствами изобразительного искусства было одной из основных задач мастера. Четкие силуэты, выразительные, но сдержанные жесты и позы свидетельствуют о значительной внутренней силе героев картины, лучших представителей Церкви Земной перед ликами Церкви Небесной.

Корин продолжал трудиться над проектом более 30 лет, так и не приступив к написанию большого полотна. Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Идея "Реквиема" и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. В настоящее время корпус произведений, связанных с воплощением этой идеи, представляется целостным творческим проектом. Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. О картине Корина ходили легенды. Мастерская живописца превратилась в место паломничества художников, литераторов, артистов, дипломатов; сохранились воспоминания о посещении ее наркомами, священнослужителями. Так "Реквием" превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы.

Работа над "Реквиемом" стала лабораторией мастера, в которой формировались творческие принципы и живописные приемы, во многом предопределившие будущие пластические открытия в отечественном искусстве 1960-х годов.

С момента своего создания полотна хранились в доме П.Д.Корина на Малой Пироговской улице. Впоследствии по завещанию художника дом был передан Третьяковской галерее и стал одним из научных отделов музея. Однако здание мастерской – бывшая прачечная доходного дома – оказалось неприспособленным для экспонатов. В неблагоприятных условиях хранения у всех полотен изменился цвет, так как авторский лак утратил прозрачность. В 2009 году холсты поступили в запасники Третьяковской галереи из закрывшегося на реконструкцию Дома-музея П.Д.Корина.

На протяжении нескольких лет специалисты музея с помощью уникальных авторских методик выравнивали лаковую пленку, проводили регенерацию лака, удаляли провисание холстов. Два полотна отреставрированы благодаря финансовой поддержке ОАО "ТВЭЛ". В результате проведенных работ на многих полотнах открылись не читавшиеся ранее детали, вернулась глубина и прозрачность колористической гаммы. Проявившаяся интенсивная цветность живописи стала настоящим открытием даже для самих исследователей творчества Корина. Современному зрителю впервые предоставлена возможность увидеть эти полотна в первозданном состоянии.
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/ca...hibitions4010/
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	пк.jpg
Views:	247
Size:	211.5 KB
ID:	2187671   Click image for larger version

Name:	к1.jpg
Views:	283
Size:	128.4 KB
ID:	2187681   Click image for larger version

Name:	к2.jpg
Views:	263
Size:	179.6 KB
ID:	2187691   Click image for larger version

Name:	к3.jpg
Views:	685
Size:	262.4 KB
ID:	2187701   Click image for larger version

Name:	к4.jpg
Views:	265
Size:	21.3 KB
ID:	2187711  

Click image for larger version

Name:	к5.jpg
Views:	303
Size:	75.3 KB
ID:	2187721   Click image for larger version

Name:	к6.jpeg
Views:	296
Size:	58.2 KB
ID:	2187731   Click image for larger version

Name:	к7.jpeg
Views:	239
Size:	60.9 KB
ID:	2187741   Click image for larger version

Name:	к8.jpeg
Views:	265
Size:	62.2 KB
ID:	2187751   Click image for larger version

Name:	к9.jpg
Views:	248
Size:	96.8 KB
ID:	2187761  

__________________
Дух дышит, где хочет.
Инвестируйте в искусство!




Last edited by bykinist; 12-12-2013 at 20:47.
bykinist is offline   Reply With Quote
The Following 11 Users Say Thank You to bykinist For This Useful Post:
ANATOLY (12-12-2013), annagavr (15-12-2013), Hollandup (15-12-2013), I-V (16-12-2013), SAH (15-12-2013), Seriy (16-12-2013), Артём (16-12-2013), Ильин (15-12-2013), Коллекционер-любитель (12-12-2013), Магнолия (13-12-2013), Странник (12-12-2013)
Old 15-12-2013, 18:09 Original language: Russian        #2
Гуру
 
Join Date: Jan 2012
Posts: 1,453
Thanks: 1,094
Thanked 914 Times in 546 Posts
Reputation: 1816
Default

Был сегодня на выставке.Очень советую посетить. Таких впечатлений и потрясений давно не испытывал. Выставка проходит на Крымском валу, 38 зал, до 30.03.14г.



ANATOLY is offline   Reply With Quote
The Following User Says Thank You to ANATOLY For This Useful Post:
Seriy (16-12-2013)
Old 16-12-2013, 11:30 Original language: Russian        #3
Гуру
 
bykinist's Avatar
 
Join Date: Jun 2009
Location: Санкт-Петербург
Posts: 4,810
Thanks: 1,493
Thanked 2,734 Times in 1,333 Posts
Reputation: 5000
Default

Тридцатые годы ХХ века. Общество воинствующих безбожников намерено в течение десятилетия похоронить в стране религию. Миссионерство под запретом. Работает чекистский «церковный отдел». Духовенство и верующих мирян судят, приговаривают, убивают. Как живых, казнят храмы, иконы. А по Москве гуляет упорный слух: художнику Павлу Корину в его мастерской позируют архиереи, священники, монахи. Сам митрополит Трифон Туркестанов дал благословение на картину, где предстанут все эти неугодные властям, гонимые, живущие на нелегальном положении духоносные мужи и жены, последний цвет русского православия, последний отзвук святой Руси. Это казалось невероятным. Распространявшаяся весть о смелом художнике была будто знамя негромкого, смиренного сопротивления.

По другую сторону «линии фронта» о художнике докладывали Сталину: «Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы... Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки... Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха...»

«Гарантом» лояльности Павла Корина государству до 1936 г. выступал пролетарский писатель Максим Горький, во многом устроивший и элементарный быт художника. Надо отдать ему дань справедливости — возможно, именно опека Горького стала причиной того, что власть не тронула Корина. Хотя и позволила ему после смерти «буревестника революции» нахлебаться от возмущенной общественности всякого.

Читать дальше... 
Писать этюды к картине, которую Корин называл «Реквием» или «Исход», он начал в 1926 году, закончил — в 1937-м. Где-то посередине между этими датами Горький предложил дать другое имя полотну — «Русь уходящая». Оно и утвердилось в итоге. Организовать работу поначалу было нелегко. Художник ходил по монастырям, храмам, примечал характерные фигуры, яркие типажи, уговаривал позировать. Много раз получал отказ. На него смотрели с недоверием: какая там живопись посреди беснующейся Москвы? Помог митрополит Трифон, к которому обратился со своим затруднением Корин. Владыка был духовником многих столичных людей искусства и культуры, в том числе друга и наставника Корина — художника М. В. Нестерова, воспевшего в своих творениях Святую Русь. Митрополит Трифон горячо поддержал идею символического полотна — «последнего парада Православия». И он же стал первым, кто позировал Корину в его мастерской. Благословение и пример владыки сделали свое дело. В студию художника потекли чередой те, кто олицетворял собой «Старую Русь», кому новой, советской реальностью, предписано было исчезнуть в ближайшем будущем. Через мастерскую Корина, уходя в вечность, текла русская душа.

Время показало, что он не ошибался в выборе натур. Запечатленные на эскизах люди, известные поименно, явили себя исповедниками православия, мучениками за веру. Их молитву за всю Русь, наполнявшую до краев мастерскую художника, можно почувствовать и на общем эскизе «Руси уходящей». Это молитвенное стояние оставляет в душе трепет перед чем-то поистине величественным.

Однажды в мастерскую, исполняя монашеское послушание, пришла схимница Ивановского монастыря. Пока горела в руке свеча, монахиня стояла без движения, погруженная в молитву. В той же руке она держала крест. Когда огонь погас, жена Корина Прасковья Тихоновна предложила схимнице отдохнуть. Взяв у гостьи крест, она с криком выронила его, ожегшись о металл. «Как вы держали его?!» — «Так ведь я молилась...»

Среди позировавших художнику был и молодой монах Пимен. Его прямой, твердый, словно немигающий взгляд — глаза в глаза со зрителем, слегка набыченная голова, поза строго в анфас говорят о самоподчинении жесткой внутренней, духовной дисциплине. Свидетельствуют о том, что этот человек пойдет до конца раз и навсегда выбранным путем. И еще о том, что путь его будет тяжек. Этот 25-летний монах — будущий патриарх Пимен (Извеков), четвертый и последний в коммунистической России.

В юности Сергей Извеков не раз слышал от прозорливых священников, старцев предсказания на свой счет: «Быть тебе архиереем», «У тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная старица Мария Дивеевская, увидев однажды юного паломника, закричала: «Смотрите, владыка к нам пришел!..» Но, пожалуй, пророчество Корина в этом ряду самое впечатляющее, потому что ясно показывает, насколько человек-творец связан своим даром с Богом-Творцом, направляющим судьбы и открывающим знание.

В 1925 году, окончив среднюю школу в подмосковном городе Богородске, 15-летний Сергей Извеков ушел в Сретенский монастырь. Чтобы решиться на такой шаг в то лихое время и в столь юном возрасте, нужно было обладать немалым мужеством и решимостью. В монастыре он принял начальный постриг с именем Платон. Юноша был музыкально одарен, обладал превосходным певческим голосом, получил хорошее образование — уроками вокала с ним занимался профессор московской консерватории А. Воронцов. Молодой инок сразу по приглашениям начал регентовать в московских храмах — руководить клиросными хорами. В одном из храмов его и увидел впервые П. Корин, тут же сделавший в записной книжке рисунок инока, который произвел на него впечатление. К наброску добавлена подпись: «Молодой монах. Регент... Всенощная. 10/23 ноября 1926 года». Много позже вдова художника припишет: «Будущий митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен». Еще позднее — «...затем Патриарх Московский и всея Руси».

Вскоре в скиту Троице-Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен. Именно в храме Пимена Великого в Сущах (у метро Новослободская), названном в память египетского подвижника, несколько лет регентовал молодой монах. Хор этой церкви насчитывал тогда 60-70 человек. О том, каким регентом был Пимен, сохранились воспоминания, правда, связанные с другим храмом — Богоявленским в Дорогомилове. Протоиерей Анатолий Добролюбов рассказывал, что, услышав во время службы ангельское пение хора под руководством Пимена, он со слезами упал в алтаре на колени, тут же вспомнив послов князя Владимира, посланных для испытания разных вер. О богослужении в константинопольском соборе Святой Софии послы сказали князю: «Не знали мы, где были, на земле или на небе».

Всю дальнейшую жизнь, пройдя путь от иеромонаха до патриарха, Пимен сохранял любовь к торжественным богослужениям с проникновенными песнопениями, которые не мешали бы, а помогали молиться. «...Молитва и пение проникают друг в друга...— говорил он, будучи патриархом. — Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу во всех его поколениях...» На патриарших службах иногда звучал и «великолепный лирический баритон» самого Святейшего.

В середине 1930-х годов в короткий промежуток между службой по призыву в армии и арестом Пимен жил в Москве фактически нелегально. В это время его и пригласил к себе Корин. Друг семьи художника и впоследствии старший научный сотрудник музея П. Корина (филиал ГТГ) В. В. Нарциссов со слов Прасковьи Тихоновны рассказывал: «Всецело подчиняясь воле художника, он замирал, позируя. Писать эту необычную, тогда весьма эмоциональную натуру было непросто; этюд потребовал многих сеансов... Однако плод многотрудного творчества художника оправдал все усилия — образ молодого иеромонаха Пимена стал одной из самых крупных жемчужин в галерее образов «Руси»».

В 1936 г. Пимена арестовали и приговорили к «исправительным работам». Два года он выживал на строительстве канала Москва — Волга, где смертность была такой, что трупы закатывали бульдозерами под землю прямо на стройке. Потом — ссылка в Среднюю Азию, с 1941-го — фронт, тяжелое ранение. После войны — постепенное восхождение по лестнице церковной иерархии. Под конец жизни — тяжкая ноша патриарха и внутреннее одиночество. «Владыка был очень мягкий, легко ранимый, хотя внешне казался суровым, иногда неприступным, величественным», — вспоминал келейник Святейшего.

Патриарх Пимен был художественно одаренной натурой. Помимо пристрастия к музыке и пению, он имел склонность писать стихи. Простые, безыскусные, они запечатлевали духовную летопись страны в ХХ веке. «...Мне в этой жизни очень мало надо, / И те года, что мне осталось жить, / Хотел бы я задумчивой лампадой / Пред ликом Родины торжественно светить».

«Задумчивой лампадой» желал светить России и Павел Корин. Понимание своего дара как Божьего, вероятно, и сближало этих двоих. Божье должно быть и посвящено Богу, возвращено Ему. «Твоя от Твоих Тебе приносяще...» Монаху, как ни странно, в стране советов это сделать было проще, чем живописцу-монументалисту. Знакомые Корина в конце его жизни видели на лице художника взгляд изнуренного страданием человека. Частыми в его устах были слова, что он не выполнил своего предназначения. Несколько десятилетий он вынашивал план своей главной картины, но огромный заготовленный холст так и остался девственно чистым.

В ряду советских художников Павел Корин — явление особое. Он принадлежал вечному, а не сиюминутному измерению России и хотел запечатлевать русское вечное — душу, а не злобу дня с ее быстро проходящими увлечениями и поветриями. «Эта порода людей сейчас вымирает, — писал М. Нестеров о братьях Кориных, Павле и Александре, — и, быть может, обречена на полное уничтожение. И, однако, пока они существуют, я не устану ими любоваться». Потомственный иконописец родом из Палеха, Корин и не мог, по-видимому, быть иным.

Перед Первой мировой войной Корин вместе с Нестеровым расписывал Покровский собор Марфо-Мариинской обители (которую уже в годы советской власти ему удалось отстоять, не дать уничтожить). Эта работа, по словам В. Нарциссова, и «пристрастила» его навсегда к монументализму. Самый яркий и известный пример этого монументального стиля в творчестве художника — центральная часть триптиха «Александр Невский», написанного в годы Великой Отечественной войны.

Весной 1925 года в Москве произошло событие, под впечатлением которого Корин и пришел к замыслу «большой картины». Похороны патриарха Тихона в Донском монастыре с огромным, бесконечным людским потоком создали в его душе великий и трагический образ «последнего парада» православия, Церкви, старой Руси. Там, в душе, зазвучали первые ноты реквиема, песнопений Страстной недели.

Об общем замысле художника можно судить по эскизу, создававшемуся более 20 лет (1935-1959). По сути, это икона Руси ХХ века. На ней в молитвенном стоянии запечатлена вся гонимая, исповедническая Русь 1917-1990 годов во главе с тремя патриархами, ее хранителями: Тихоном, Сергием, Алексием I и будущим четвертым — Пименом. Собор мучеников, исповедников, подвижников, кому выпало жить во времена разбрасывания камней. Сама Русь на этой иконе предстает как молитва. Молитвой она создавалась, строилась, закалялась, росла, побеждала. С молитвой погибает и ею воскреснет.

Эта исповедническая Русь еще не была прославлена, а икона уже создавалась. Она была предназначена не для современников, а для потомков. Именно поэтому интерес к ней со временем только растет. Поэтому, возможно, картина и не была написана: художник боялся солгать для будущего, которое будет одновременно и трепетать перед подвигом этой Руси, и судить ее по делам ее.

«Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии «уходящее», — сказал как-то Корин. — Когда все пройдет, то самое хорошее и главное — оно все останется». Так и случилось — плевелы сгорели, а добрые зерна, умерев, дали новые всходы.

Русь уходила. Но не из истории, а из обезобразившегося мира, как уходили пустынники в горы, дебри, норы, в глушь, чтобы быть там светом миру. Корин создал икону не уходящей, а непреходящей Святой Руси. Исход ее затягивался и мог уже вообще не состояться. Если в 1925 году художник думал об «уходе исторически обреченных», то с течением времени в нем крепла надежда: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». А вслед за надеждой выходила на первый план задача — остановить уходящую Русь.

«Останови процесс забвенья! / Судьбой России не играй! / Из поколенья в поколенье / Напоминай, напоминай! / Не безымянно-монотонно, / Не для казенного словца, / А с болью! Страстно! Поименно! / Не расслабляясь! Без конца...» Эти стихи патриарха Пимена — о таких, как П. Корин, сделавших одним из главных смыслов жизни культурное хранительство. Не дать ничего забыть, утратить, не позволить народу загасить лампаду памяти — этим вдохновлялась и многолетняя реставрационная деятельность Корина (27 лет он возглавлял реставрационную мастерскую ГМИИ им. Пушкина), и его собирание древних икон, старинных рукописей с миниатюрами, и участие в патриотическом движении по сохранению памятников старины.

Трудно сказать, когда вновь пересеклись пути художника, уже именитого, со званием народного, и будущего патриарха. В 1963 году владыка Пимен занял должность митрополита Крутицкого и Коломенского. Видимо, с этих пор их встречи стали более частыми. В. Нарциссов вспоминал, что «с годами дружба художника и будущего Первосвятителя и взаимная привязанность возрастали... Встречались в Переделкине, на даче у общих знакомых... Несколько раз... владыка Пимен навещал друга-художника в его мастерской на Пироговке, и супруги Корины бывали в резиденции митрополита...» Перед воскресными днями и праздниками митрополит Пимен служил всенощную в кафедральном Елоховском соборе. Под елеопомазание к нему подходил и П. Корин, каждый раз слышавший от владыки поздравление и приглашение в гости: «Машина ждет вас у алтаря».

В 1967 году, 22 ноября, Павла Корина не стало. Отпевание его в Успенском соборе Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Пимен, произнесший над гробом похвальное слово художнику-христианину, верному сыну своей Родины. Через четыре года владыка Пимен стал патриархом. Корин не дожил до возвращения православной Руси. Патриарх Пимен увидел его начало.

Сбылось пророчество ненаписанной картины — Русь никуда не уходила.
(Наталья Иртенина)
http://www.vrns.ru/culture/52/714/#.Uq7FOSjB2_U
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	пимен1.jpeg
Views:	363
Size:	60.9 KB
ID:	2191151   Click image for larger version

Name:	пимен2.jpg
Views:	479
Size:	89.2 KB
ID:	2191161  
__________________
Дух дышит, где хочет.
Инвестируйте в искусство!



bykinist is offline   Reply With Quote
The Following 4 Users Say Thank You to bykinist For This Useful Post:
ANATOLY (16-12-2013), K-Maler (16-12-2013), Seriy (16-12-2013), Артём (16-12-2013)
Old 16-12-2013, 13:24 Original language: Russian        #4
Гуру
 
Кирилл Сызранский's Avatar
 
Join Date: Jul 2008
Location: РФ, Самара
Posts: 75,397
Thanks: 27,867
Thanked 55,330 Times in 24,283 Posts
Blog Entries: 126
Reputation: 102390
Send a message via Skype™ to Кирилл Сызранский
Default

Павел Дмитриевич Корин и после смерти М. Горького чувствовал себя при Советской власти не плохо.

В 1952 году (при жизни Сталина ещё) он получает Сталинскую премию, изберается членом-корреспондентом АХ СССР, в 1958 г. получает звание "народный художник РСФСР", а в 1962 - "народный художник СССР".
1958 — народный художник РСФСР; избран действительным
В 1963 году он получает уже Ленинскую премию, а в 1967 г. - орден Ленина.

Сразу же после смерти художника в Москве открывается Дом-музей П. Д. Корина, нене - филиал ГТГ.

Не надо делать из П. Корина диссидента, он вполне был лоялен Советской власти и советскому "партии и правительству".

Где, кстати, сейчас его портрет наркома Ягоды? Сохранился ли?



Кирилл Сызранский is offline   Reply With Quote
The Following User Says Thank You to Кирилл Сызранский For This Useful Post:
I-V (16-12-2013)
Old 16-12-2013, 13:47 Original language: Russian        #5
Гуру
 
I-V's Avatar
 
Join Date: Aug 2010
Location: Москва
Posts: 1,674
Thanks: 8,645
Thanked 3,910 Times in 1,158 Posts
Reputation: 7825
Default

Вот, нельзя не вспомнить в этой теме:

Quote:
Александр Солженицын "В круге первом"

...Не оправился Герасимович и к утру. На прогулку он вышел через силу, озябший, запахнувшись доплотна, и сразу же хотел вернуться в тюрьму. Но столкнулся с Кондрашевым-Ивановым, пошел сделать с ним один круг – и увлекся на всю прогулку.

– Ка-ак?! Вы ничего не знаете о Павле Дмитриевиче Корине? – поразился Кондрашев, будто о том знал каждый школьник.

– О-о-о! У него, говорят, есть, только не видел никто, удивительная картина «Русь уходящая»! Одни говорят шесть метров длиной, другие – двенадцать. Его теснят, нигде не выставляют, эту картину он пишет тайно, и после смерти, может быть, ее тут же и опечатают.

– Что же на ней?

– С чужих слов, не ручаюсь. Говорят – простой среднерусский большак, всхолмлено, перелески. И по большаку с задумчивыми лицами идет поток людей.

Каждое отдельное лицо проработано. Лица, которые еще можно встретить на старых семейных фотографиях, но которых уже нет вокруг нас. Это – светящиеся старорусские лица мужиков, пахарей, мастеровых – крутые лбы, окладистые бороды, до восьмого десятка свежесть кожи, взора и мыслей. Это – те лица девушек, у которых уши завешены незримым золотом от бранных слов, девушки, которых нельзя себе вообразить в скотской толкучке у танцплощадки.

И степенные старухи. Серебряноволосые священники в ризах, так и идут.
Монахи. Депутаты Государственной Думы. Перезревшие студенты в тужурках.
Гимназисты, ищущие мировых истин.

Надменно-прекрасные дамы в городских одеждах начала века. И кто-то, очень похожий на Короленко. И опять мужики, мужики... Самое страшное, что эти люди никак не сгруппированы. Распалась связь времен! Они не разговаривают. Они не смотрят друг на друга, может быть и не видят. У них нет дорожного бремени за спиной. Они – идут; и не по этому конкретному большаку, а вообще. Они уходят... Последний раз мы их видим...

Герасимович резко остановился:

– Простите, я должен побыть один!

Он круто повернулся и, оставив художника с поднятою рукою, пошел в обратную сторону.

Он горел. Он не только увидел картину резко, как сам написал, но он подумал, что...

Обутрело.

Ходил надзиратель по двору и кричал, что прогулка окончена.



I-V is offline   Reply With Quote
The Following User Says Thank You to I-V For This Useful Post:
Seriy (16-12-2013)
Reply

Thread Tools
Display Modes

Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump

Similar Threads
Thread Thread Starter Forum Replies Last Post
Sell: А.Д.Корин "Анатомическая зарисовка" kashalot Продам 0 20-08-2012 14:28
Sell: Радимов Павел, "Москва Южный порт, вечерний час" Роял-флеш Продам 9 19-01-2012 15:26
"Московские истории" в Центре фотографии имени братьев Люмьер Tamila Фоторепортажи с выставок 11 03-06-2011 10:08
Китай запретил сериалы и фильмы о путешествиях во времени - это "неуважение к истории" Евгений Арт-калейдоскоп 0 16-04-2011 06:49
Последняя выставка "Истории российского видеоарта" откроется в ММСИ Тютчев Выставки, события 0 16-12-2010 13:47





All times are GMT +3. The time now is 05:44.
Telegram - Contact Us - Обработка персональных данных - Archive - Top


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.