![]() |
Павел Корин - "Реквием". К истории "Руси уходящей"
Вложений: 10
На протяжении нескольких лет Третьяковская галерея готовилась к реализации крупного и сложного спецпроекта, посвященного картине Павла Корина "Реквием. Русь уходящая", одному из самых грандиозных и загадочных художественных замыслов ХХ века, который так и остался незавершенным. Впервые после проведения больших реставрационных работ Третьяковская галерея экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст.
Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) – выдающийся живописец, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг М.В.Нестерова, П.Д.Корин был известен современникам в первую очередь как мастер портрета. Его кисти принадлежат ставшие классическими изображения художников С.Т.Коненкова, М.С.Сарьяна, М.В.Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940–1960-е годы. Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Корина – мозаики станций метро "Комсомольская" и "Смоленская", витражи станции «Новослободская». Благодаря им мастер получил официальное признание. Но главным делом его жизни стала работа над картиной "Реквием". Замысел произведения возник в марте 1925 года под впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором Корин принимал участие. Потрясенный увиденным, он решил написать большое полотно, на котором главными героями стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха. За конкретным событием художник увидел обобщение – "церковь выходит на последний парад" (П.Д.Корин). Назвав будущую картину "Реквием", мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное в советское время название – "Уходящая Русь" ("Русь уходящая") – было дано произведению А.М.Горьким и стало для Корина своеобразной "охранной грамотой". Общая идея "Реквиема" с годами трансформировалась: первоначальный вариант – уход подвижников, гибель духовной традиции – в окончательной версии преобразился в свидетельство "неиссякающего множества" Церкви как вечного источника духа. Соответственно менялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов художник выстраивал ее по принципу шествия, крестного хода (работа 1927 года), то на последнем эскизе (1959) Корин пришел к идее предстояния, избрав местом действия центральное пространство Успенского собора Московского Кремля В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Загрунтованный холст (551 × 941 см), помещенный в экспозиции, на протяжении десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания "большой" исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к "Руси уходящей", читается наиболее значительно. Реальные персонажи портретов – митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России XX века. Многие из действующих лиц "Реквиема" служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. Увековечение их облика средствами изобразительного искусства было одной из основных задач мастера. Четкие силуэты, выразительные, но сдержанные жесты и позы свидетельствуют о значительной внутренней силе героев картины, лучших представителей Церкви Земной перед ликами Церкви Небесной. Корин продолжал трудиться над проектом более 30 лет, так и не приступив к написанию большого полотна. Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Идея "Реквиема" и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. В настоящее время корпус произведений, связанных с воплощением этой идеи, представляется целостным творческим проектом. Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. О картине Корина ходили легенды. Мастерская живописца превратилась в место паломничества художников, литераторов, артистов, дипломатов; сохранились воспоминания о посещении ее наркомами, священнослужителями. Так "Реквием" превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы. Работа над "Реквиемом" стала лабораторией мастера, в которой формировались творческие принципы и живописные приемы, во многом предопределившие будущие пластические открытия в отечественном искусстве 1960-х годов. С момента своего создания полотна хранились в доме П.Д.Корина на Малой Пироговской улице. Впоследствии по завещанию художника дом был передан Третьяковской галерее и стал одним из научных отделов музея. Однако здание мастерской – бывшая прачечная доходного дома – оказалось неприспособленным для экспонатов. В неблагоприятных условиях хранения у всех полотен изменился цвет, так как авторский лак утратил прозрачность. В 2009 году холсты поступили в запасники Третьяковской галереи из закрывшегося на реконструкцию Дома-музея П.Д.Корина. На протяжении нескольких лет специалисты музея с помощью уникальных авторских методик выравнивали лаковую пленку, проводили регенерацию лака, удаляли провисание холстов. Два полотна отреставрированы благодаря финансовой поддержке ОАО "ТВЭЛ". В результате проведенных работ на многих полотнах открылись не читавшиеся ранее детали, вернулась глубина и прозрачность колористической гаммы. Проявившаяся интенсивная цветность живописи стала настоящим открытием даже для самих исследователей творчества Корина. Современному зрителю впервые предоставлена возможность увидеть эти полотна в первозданном состоянии. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/ca...hibitions4010/ |
Был сегодня на выставке.Очень советую посетить. Таких впечатлений и потрясений давно не испытывал. Выставка проходит на Крымском валу, 38 зал, до 30.03.14г.
|
Вложений: 2
Тридцатые годы ХХ века. Общество воинствующих безбожников намерено в течение десятилетия похоронить в стране религию. Миссионерство под запретом. Работает чекистский «церковный отдел». Духовенство и верующих мирян судят, приговаривают, убивают. Как живых, казнят храмы, иконы. А по Москве гуляет упорный слух: художнику Павлу Корину в его мастерской позируют архиереи, священники, монахи. Сам митрополит Трифон Туркестанов дал благословение на картину, где предстанут все эти неугодные властям, гонимые, живущие на нелегальном положении духоносные мужи и жены, последний цвет русского православия, последний отзвук святой Руси. Это казалось невероятным. Распространявшаяся весть о смелом художнике была будто знамя негромкого, смиренного сопротивления.
По другую сторону «линии фронта» о художнике докладывали Сталину: «Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы... Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки... Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха...» «Гарантом» лояльности Павла Корина государству до 1936 г. выступал пролетарский писатель Максим Горький, во многом устроивший и элементарный быт художника. Надо отдать ему дань справедливости — возможно, именно опека Горького стала причиной того, что власть не тронула Корина. Хотя и позволила ему после смерти «буревестника революции» нахлебаться от возмущенной общественности всякого.
Читать дальше...
|
Павел Дмитриевич Корин и после смерти М. Горького чувствовал себя при Советской власти не плохо.
В 1952 году (при жизни Сталина ещё) он получает Сталинскую премию, изберается членом-корреспондентом АХ СССР, в 1958 г. получает звание "народный художник РСФСР", а в 1962 - "народный художник СССР". 1958 — народный художник РСФСР; избран действительным В 1963 году он получает уже Ленинскую премию, а в 1967 г. - орден Ленина. Сразу же после смерти художника в Москве открывается Дом-музей П. Д. Корина, нене - филиал ГТГ. Не надо делать из П. Корина диссидента, он вполне был лоялен Советской власти и советскому "партии и правительству". Где, кстати, сейчас его портрет наркома Ягоды? Сохранился ли? :D |
Вот, нельзя не вспомнить в этой теме:
Цитата:
|
Часовой пояс GMT +3, время: 22:27. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.