Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Направления искусства > Русское искусство

Русское искусство Обсуждение всех тем, касающихся творчества художников России и русского зарубежья. Направления русской живописи. Консультации знатоков и экспертов.

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 14.10.2009, 12:29 Язык оригинала: Русский       #11
Гуру
 
Аватар для Meister
 
Регистрация: 11.04.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 2,576
Спасибо: 1,512
Поблагодарили 2,998 раз(а) в 1,037 сообщениях
Репутация: 1816
Отправить сообщение для Meister с помощью ICQ
По умолчанию

ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович
7 июля 1881 (в литературе встречается ошибочная дата 14 июля; Житомир) — 1 мая 1948 (Москва)

Живописец, график

Родился в семье служащего магазина. Детство провел в Житомире, где, по-видимому, получил первоначальное образование. В 1905 переехал в Одессу, занимался в частной художественной студии. Был активным членом молодежной секции «Бунда», в 1906 в связи с преследованием членов этой партии был вынужден уехать за границу. Недолгое время жил в Вене, затем переехал в Париж. Учился в Академии Витти у А. Мартена, А. Камараза, К. Ван Донгена и Э. Англада. Жил в колонии художников La Ruche («Улей»), познакомился со многими представителями творческого авнагарда, в том числе с П. Пикассо, А. Модильяни, Х. Сутиным, А. Марке, Ф. Леже, Д. Риверой, Ж. Браком, Х. Грисом, Г. Аполлинером, М. Шагалом и другими.

В 1912 выставил в салоне Общества изящных искусств «Портрет Н. Д. Штеренберг», который получил хорошие отзывы и принес автору известность в европейских художественных кругах. В том же году представил свои работы в салоне Независимых и Осеннем салоне, в дальнейшем став их постоянным экспонентом. Работал в области журнальной графики, сотрудничал с журналом «Гелиос», который издавала коллегия художников при Русской Академии в Париже. В 1917 принял участие в групповой выставке в галерее «Бернхейм» вместе с П. Боннаром, А. Марке, А. Матиссом, М. Утрилло, А. Озанфаном.

В 1917 возвратился в Россию, до 1918 жил в Петрограде, с 1918 — в Москве. В 1918 экспонировал свои картины на Выставке еврейских живописцев в Москве. Был назначен заведующим Отдела ИЗО, а также председателем Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (до 1921). С 1920 (до 1930) преподавал во ВХУТЕМАСе (в 1925 переименован во ВХУТЕИН). Участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Вошел в московскую секцию искусства Культур-Лиги.

В 1922 прошла совместная выставка Н. И. Альтмана, М. Шагала и Штеренберга, устроенная под эгидой Культур-Лиги. В том же году художник занимался организацией Первой русской художественной выставки в галерее Ван Димена в Берлине.

В 1925 стал одним из основателей и председателем Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Принимал участие во всех выставках Общества. В 1927 в Москве состоялась первая персональная (и единственная прижизненная) выставка Штеренберга.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Иркутск, работал в «Окнах ТАСС». В послевоенные годы создал серию «Библейские сюжеты» (1947–1948).

Ретроспективные выставки произведений художника прошли в Москве в 1959, 1978, 1991.

Штеренберг — один из самых самобытных мастеров отечественного искусства. Его творчество можно условно разделить на три этапа.

В ранний период (1906–1915) наиболее сильное влияние на его творчество оказал фовизм, кубизм и кубофутуризм. Все произведения этого времени написаны в резкой, экспрессивной манере.

В 1915–1916 стиль живописи кардинально изменился. После ранних умеренно-авангардистских экспериментов разработал особый тип плоскостного натюрморта, порой декоративного, порой остродраматического (Селедки, 1917–1918, Третьяковская галерея, Москва). Художник писал почти исключительно натюрморты, экспрессия сменилась статикой, преобладающей стала примитивистская концепция. Другой стала и техника живописи: Штеренберг отказался от подчеркнуто объемного изображения с резкими свето-теневыми моделировками. В своих картинах он создавал фактурную поверхность, которая соответствовала характеру изображения. 1920-е — время расцвета творчества художника и его наивысшей известности.

В 1930-х стиль живописи мастера снова претерпел изменения. Художник вернулся к экспрессивной живописи с нюансированной разработкой монохромной колористической гаммы, в основном выдержанной в коричнево-красных тонах. В своей живописи и графике (рисунке, офорте, ксилографии) 1930-х — 1940-х он стал одним из основоположников так называемого «тихого искусства», противостоящего официальному заказу.

Произведения Штеренберга находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Одним из наиболее значительных собраний живописи и графики мастера обладает ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг.jpg
Просмотров: 229
Размер:	66.1 Кб
ID:	436505   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг2.jpg
Просмотров: 331
Размер:	28.9 Кб
ID:	436515   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг3..jpg
Просмотров: 354
Размер:	80.0 Кб
ID:	436525   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг4.jpg
Просмотров: 287
Размер:	20.4 Кб
ID:	436535   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг. 1912.jpg
Просмотров: 299
Размер:	123.7 Кб
ID:	436545  

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Штеренберг. Аниська. 1927.jpg
Просмотров: 302
Размер:	28.4 Кб
ID:	436555  
__________________
До меня мир рисовали таким, как его видят. Я рисую так, как его мыслю. (с) Пикассо.



Meister вне форума   Ответить с цитированием
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо Meister за это полезное сообщение:
Jasmin (14.10.2009), LCR (23.10.2009), lusyvoronova (14.10.2009), qwerty (14.10.2009), Seriy (12.12.2013), spigo (17.10.2009), Tana (17.10.2009), usynin2 (01.08.2011), Кирилл Сызранский (14.10.2009), Маруся (14.10.2009), Тютчев (14.10.2009), Ухтомский (18.10.2009)
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
«Второй русский авангард» Евгений Русское искусство 200 26.10.2011 11:44
Поддельный русский авангард количественно превзошел подлинный SergeiSK Экспертиза 25 18.07.2009 18:26
Авангард Серж Цены, оценка, атрибуция 1 29.03.2009 02:25
Неподписанный авангард? Sakamuni Цены, оценка, атрибуция 34 25.03.2009 17:18
Второй одесский авангард: Александр Ануфриев ottenki_serogo Украинские художники 2 19.12.2008 23:23





Часовой пояс GMT +3, время: 19:51.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot