Выставка Нольде - которая для многих явилась настоящим откровением - прошла, все как-то немножко устоялось, и мне бы хотелось вернуться к этому художнику (в частности потому, что я сейчас хочу собрать имена всех художников, чьи работы экспонировались нв Выстаавке вырожденческого искусства).
Поэтому, с вашего позволния, я помещу здесь подборку еще нескольких его работ, краткую биографию, перевод одного письма и несколько цитат из его автобиографии (по-моему, очень интересно сравнить их с письмом Де Сталя).
Эмиль Нольде
1867-1884: Эмиль Хансен родился 7 августа 1867 г. в крестьянской семье в немецкой деревне Нольде, расположенной близ датской границы. В 1902 г., после женитьбы, он взял фамилией название этой деревни.
1884-1891: учитлся на краснодеревщика и скульптора. После получения диплома работал в Мюнхене, затем в Карлсруэ, где посещал школу прикладных искусств, и в Берлине.
Читать дальше...
1892-1897: преподавал черчение, декоративное искусство и лепку в Швейцарии.
Нольде начал писать – пейзажи альпийских гор небольшого размера. Их опубликование в журнале Jugend имело большой успех. Продажа этих работ позволила ему отказаться от преподавания и стать независимым художником.
1895-1896: продолжительная работа над первой картиной маслом, «Великаны горы», которую не приняли на ежегодную международную выставку в Мюнхене.
1900-1901: осенью 1900 г. берет уроки в Академии Юлиана; изучает живопись старых мастеров в Лувре. В Копенгагене Нольде записывается в школу Кристиана Цартмана, одного из самых смелых скандинавских колористов своего поколения. Встреча с датской актрисой Адой Вильструп.
1902: брак с Адой Вильструп. Ее болезнь.
1904: Церковь Ольструпа заказала ему алтарный полиптих. Материальные трудности. Поездка в Италию. Первая печатная графика (серия «Фантазии»).
1906-1907: Период сотрудничества с группой «Мост», основанной в 1905 г.. Члены этой группы, на которых произвело большое впечатление «буйство цвета» Нольде, предложили ему встепить в группу. Он получил стстус «активного члена».
Карт Эрнст, основатель музея Фолькванг, одного из самых откытых к новому искусству, купил несколько работ Нольде. Благодаря Нольде, Эрнст заинтересовался группой «Мост»
Зима 1906-1907: начало разногласий между четой Нольде и другими участниками группы «Мост». Нольде упрекает их в некомпетентном финансовом управлении и в недостаточном участии в международных манифестациях.
21 марта-9 апреля 1907: посещение Дрездена. В своей автобиографии Нольде упоминает посещение «Хекеля, Кирънера, Пехштайна – молодых людей со свежим взгльядом на мир, полных энтузиазма и жизненных сил. Хекель ужасно вдохновлял всех вокруг себя, Кирхнер почти не раскзывал рта, Пехштейн заразительно смеялся...» (Mein Leben).
Ноябрь 1907: Нольде отправил письмо Хекелю, который был казначеем и администратором «Моста», с уведомлением о своем выходе из группы. Живопись и графика Нольде выставлены в 24 разных местах.
Декабрь 1907: встреча с Эдвардом Мунком.
Начало 1908: Нольде избран полномочным членом бероинского Сецессиона (с 1905 г. у него был статус «гостя»).
Март 1908? Эксперименты с акварелью. Разработка техники, близкой к ташизму.
Начало 1909: Попытки Нольде противостоять Сецессиону, слишком зависимому, по его мнению, от художников предыдущего поколения, особенно от Либермана. Желание основать международное объединение моловых художников под названием «Die Zeitgenosen» («Современники»). В письме Мунку, которого он прочит в менторы нового объединения, он перечисляет имена Хофера, Бекмана, Рольфса, Шмидта-Роттлуффа, Матисса, Пюи, шведских художников Густава Вигеланда, Карла Миллеся, Акселя Торнемана. Мунк не ответил на это письмо, Проект остался нереализованным.
Лето 1909: Нольде чуть не умер от отравления непитьевой водой. В деревне Руттебюль «в состоянии экстаза» он пишет серию картин на религиозные сюжеты: «Тайная вечеря», «Пятидесятница», «Распятие».
Нольде стремился как может вернее изобразить этнический тип персонажей этих работ.
Зима 1909-10: приобретение мастерской в Берлине. Посещение Фон Гёнига и Бекмана, который с высокомерием отнесся к работам Нольде.
Май 1910: образование «Нового Сецессиона», в который вошли 20 художников, не принятых в Сец3ессион. Нольде информирован об этом образщовании, но не принимает в нем участия.
Октябрь-ноябрь 1910: вторая выставка Нового Сецессиона с участием Нольде. Две его работы, в том числе «Пятидесятница», а также работы членов «Моста» отвергнуты жюри берлинского Сецессиона. Нольде заявил, что Либерман угрожал выйти из Сецессиона, если работы Нольде будут приняты.
8 декабря 1910: Либерман организовал обсуждение проблем, связанных с Нольде, которыц присутствовал на этом обсуждении, но не высказывался.
10 декабря 1910: Нольде послал Либерману оскорбительное письмо, копию которого он отправил в журнал «Kunst und Künstler» («Искусство и художники»).
17 декабря 1910: чрезвычайное собрание Сецессиона, члены которого проголосовали за исключение Нольде (40 голосов «за», 2 «против», 3 врздержавшихся).
Зима 1910-1911: Ада и Эмиль Нольде погружаются в ночную жизнь Берлина. Отношение художника к городу двойственно: он для него – «великая проститутка», символ похоти и потери личности, но в то же время – «феноменально стимулирующий город».
Апрель 1911: поездка в Брюссель. Нольде испытывает шок, не найдя в брюссельских музеях работ Джеймса Энсора. Знакомство с Энсором. Поездка в Амстердам, восхищение «Ночным дозолром» Рембрандта, Хальса и Ван Гога.
Ноябрь 1911: усердное посещение этнологического музея в Берлине. Зарисовки масок Океании, Африки и преколумбийской Америки.
5 декабря 1911: распад Нового Сецессиона в результате ухода Пехштайна, а за ним и всех членов «Моста».
Январь – февраль 1912: окончание девятичастного полиптиха «Жизнь Христа», выставленного в музее Фолькванг в Хагене. Этот полиптих был отвергнут жюри выставки современного религиозного искусства в Брюсселе и выставки в Кельне.
Июль – август 1913: покупка небольшой фермы в Утенварфе, недалеко от Зеебюлля.
Осень 1913: Государственное колониальное управление пригласило Нольде участвовать в экспедиции в Новую Гвинею. «Целью этой экспедиции было изучение санитарных условий в немецких колониях. И в частности, установление причин понижения рождаемости среди коренных жителей». Цель его участия – изучение девственной природы и людей, принадлежащих к различным уивилизациям».
25 марта 1914: Нольде направляет в Управление колониями официальное письмо, в котором протестует против организованного хищения художественныъ и культурных ценностей колонизированных территорий.
1917: Нольде уничтожил 15 работ. Под влияние Ван Гога написал «Автопортрет в соломенной шляпе».
1918: выставки в Гановере, Мюнхене. Нольде отказался от поста профессора в Академии Карлсруэ.
1920: торжественое открытие зала Нольде в Национальной галерее в Берлине.
Зима 1933: Кандинский приехал к Нольде с визитом.
15 мая 1933: Президент прусской Академии Макс фон Шиллинг требует отставки Нольде. Отказ Нольде.
Лето 1933: лига национал-социалистических студентов назначила Нольде президентом Объединения школ изобразительного искусства.
8 апреля 1934: Ада и Эмиль Нольде оформили завещание, по которому он оставили свое поместье в Зеебюлле региону Тондерна, чтобы улучшить отношения между жителями по обе стороны границы.
15 сентября 1934: Нольде вступил в «Национал-Социалистический кооператив Северного Шлезвига», который через год объединился с Национал-Социалистической партией Северного Шлезвига.
Май 1935: в Кунстхалле Гамбурга произведениям Нольде отведен целый зал. Однако некоторые работы, в числе которых «Положение во гроб», пришлось снять.
Декабрь 1935: у Нольде обнаружился рак желудка. Операция в Гамбурге.
1936: Послеоперационный период в Швейцарими. Визмит к Клее.
7 февраля 1937: Гамбургский суд ведет расследование вступления Нольде в Национал-Социалистический кооператив Северного Шлезвига. Заклюбчение суда – Нольде не вступал в него.
Лето 1937: кампания нацистов против «Вырожденческого искусства». Во время выставки в Мюнхене, открывшейся 20 июля, катрины Нольде являются предметом насмешек. Из немецких музеев было конфисковано 1052 работ Нольде – это рекорд, ни у кого не было конфисковано так много работ!
2 июля 1938: Нольде написал Геббельсу заявление с требованием вернуть ему работы, которые принадлежат ему, но находились на временном хранении в музеях. Ответа он не получил, но требуемые картины были ему возвращены.
20 марта 1939: среди 5000 произведений искусства, сожженных нацистами в Берлине, находились многочисленные работы Нольде.
Май 1939: первое посещение мастерской Нольде четой Шпренгель, богатых промышленников и любителей искусства, которые поддержали Нольде во время войны, снабжая его материалами и продуктами, а также пряча у себя его картины, которые нацисты хотели конфисковать. Нольде запрещено заниматься живописью.
23 августа 1941: Гестапо получило приказ проверить, подчинился ли Нольде запрещению заниматься живописью. Нольде пишет в это время работы очень небольшого формата, которые было легче спрятать в случае обыска («ненаписанные изображения»).
Май 1942-1945: Нольде безвыездно эивет в Зеебюлле.
7 ноября 1946: смерть Ады Нольде.
1953: Нольде награжден медалью «За заслуги в области науки и искусств».
13 апреля 1956: смерть Эмиля Нольде в Зеебюлле. Основание фонда Ады и Эмиля Нольде.
Эти 16 пользователя(ей) сказали Спасибо LCR за это полезное сообщение: