|
English | Русский | ![]() |
Регистрация | Дневники | Справка | Пользователи | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
![]() |
Язык оригинала: Русский #1 |
Старожил
Регистрация: 05.07.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 640
Спасибо: 3,711
Поблагодарили 1,572 раз(а) в 300 сообщениях
Репутация: 2835
|
![]()
Спасибо всем за интересную тему, интересные тексты и комментарии. Читал с большим удовольствием.
Ингарден пишет, конечно, нудновато, но по существу он прав. «..в структуру всякой изображающей картины как бы входит некоторая неизображающая картина ... как ее необходимый компонент и что от ценности этого компонента существенным образом зависит эстетическая ценность всей картины». Я бы сказал проще. Любая картина – это всего лишь комбинация цветоформ. Именно эта комбинация и определяет эстетическую ценность картины. Художники в силу склада своего характера и внешних обстоятельств при работе с цветоформами склоняются больше либо в сторону формы, либо в сторону цвета. При этом, проще говоря, приоритет цвета «убивает» форму, а приоритет формы «убивает» цвет. Или: максимум формы – минимум цвета, и наоборот, максимум цвета – минимум формы. Именно поэтому Энгр говорил, что форма и цвет – антагонисты. Отклонение в любую из сторон не бесконечно и имеет предел. Для наглядности, приведу пример. «Мона Лиза» пример крайней точки приоритета формы. По цвету – это фактически гризайль, никто не обсуждает колористические достоинства этой картины. Все восторги касаются загадочной улыбки, взгляда, положения рук и т.д., то есть формы. Современники также весьма скептически относились к Леонардо как художнику, поскольку в те времена чаша весов в живописи склонялась явно в сторону цвета и Леонардо выбивался из общего ряда. «Черный квадрат» - пример крайней точки приоритета цвета. Форма элементарна и «..как бы второстепенна, respective служебна по отношению к цветовым свойствам, и является лишь организующим фактором». Главное здесь – цветовое пятно, цветовая масса без каких-либо помех, поскольку для цвета наиболее выгодным является локальное пятно. Именно плоское локальное пятно оказывает наибольшее воздействие на восприятие. (Абстрактную картину можно назвать своеобразной «игрушкой гармонии», но как говорил Пушкин: «Ум не может довольствоваться одними игрушками гармонии, воображение требует картин и рассказов». Пикассо это понимал, поэтому уходил от чистой абстракции. Поэтому же век абстракции не будет долог.) Все пространство живописи лежит между этими крайними точками, как здесь сказали, на «логарифмической линейке». Каждый художник выбирает свое место на этом замкнутом отрезке. В этом отношении художник абстракционист ничем не отличается от художника классициста, аккуратно выписывающего сепией пальчики на ноге Юпитера. У них просто разные приоритеты, но они оба в пространстве живописи. "Так, например, произведения Рембрандта будут прекрасными по-иному, чем картины Рафаэля или Леонардо да Винчи. И почти нельзя сказать, что произведение одного более высокое, чем другого, что, например, автопортрет Рембрандта в феске прекраснее какого-либо портрета Леонардо да Винчи либо его Монны Лизы." Гармоничное сочетание формы и цвета, на мой взгляд, самая трудная задача для художника. Она под силу только большим талантам. Наш век – век слабых, поэтому нам приходится выбирать, что «убить» - форму или цвет, чтобы облегчить себе жизнь. Большинство выбирает «смерть» формы, это проще, не нужно тратить годы на обучение. |
![]() |
![]() |
Эти 11 пользователя(ей) сказали Спасибо DSF за это полезное сообщение: |
![]() |
Язык оригинала: Русский #2 | |
Гуру
Регистрация: 06.07.2009
Адрес: Другая Планета
Сообщений: 1,119
Спасибо: 3,965
Поблагодарили 3,149 раз(а) в 834 сообщениях
Записей в дневнике: 31
Репутация: 6318
|
![]() Цитата:
![]()
__________________
Per aspera ad astra |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #3 | |||||
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
![]() Цитата:
Клористические изыски были прерогативой венецианской школы. И это утверждение как-то не выглядит убедительным. Скорее уж крайней точкой приоритета цвета следует назвать, например, Ротко или Клейн со своим знаменитым синим. А уж Черный квадрат, как я уже выше писал, мне представляется произведением, в первую очередь, концептуальным, провозглашающим второстепенность таких понятий, как композиция, колорит, фактура, пластика, это в бОльшей степени художественный жест (как писуар Дюшана), чем носитель колористических или пластических ценностей. Цитата:
Добавлено через 7 минут Цитата:
![]() Что Вы под "деланной" абстракцией понимаете? Например Кандинский баухаузовского периода, Мондриан, да? Цитата:
![]() Добавлено через 11 минут Цитата:
Последний раз редактировалось fabosch; 16.02.2011 в 21:04. Причина: Добавлено сообщение |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #4 | |
Старожил
Регистрация: 27.11.2008
Адрес: Украина, Львов
Сообщений: 650
Спасибо: 460
Поблагодарили 945 раз(а) в 233 сообщениях
Записей в дневнике: 11
Репутация: 1417
|
![]() Цитата:
__________________
Львовская коллекция |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #5 | |
Гуру
Регистрация: 06.04.2010
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 1,283
Спасибо: 3,923
Поблагодарили 4,953 раз(а) в 992 сообщениях
Репутация: 9945
|
![]() Цитата:
![]() Если серьезно, то мне представляется, что вы сильно сужаете рамки того, что следует понимать под абстрактным искусством. Хотя, разумеется, в этой области есть и такие ареалы, которые ближе к тому, о чем вы толкуете |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #6 | |
Бывалый
Регистрация: 14.01.2011
Адрес: Москва - Севастополь
Сообщений: 268
Спасибо: 357
Поблагодарили 799 раз(а) в 192 сообщениях
Репутация: 1681
|
![]() Цитата:
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
Язык оригинала: Русский #7 | |
Авторитет
Регистрация: 25.10.2008
Адрес: Киев
Сообщений: 825
Спасибо: 1,587
Поблагодарили 2,452 раз(а) в 384 сообщениях
Записей в дневнике: 2
Репутация: 3846
|
![]() Цитата:
Классическая модель порождения классификационного бардака: художники, открыв для себя новомодную метафизическую или душеведческую идею, какое-то время носятся с ней, как дети, и апроприируют определяющий ее термин для своих собственных нужд - индивидуальных, изменчивых, на многие лады варьируемых. К моменту, когда "горячий" ярлык заносится в искусствоведческие систематики, он уже остыл и похож на улыбку чеширского кота без кота. Сами коты (художники) в это время уже увлечены другими идеями и практиками, и, соответственно, любят другие слова. Поскольку отменить ущербные классификации не позволят дядя Гугл и другие стражи архивов, придется считаться с этим "порядком", провоцирующим бесконечные конфликты. (Как-то я и одна леди не поделили на форуме предмет общей симпатии - Де Кирико: одна сторона считала его прирожденным сюрреалистом, другая считала это клеветой на порядочного художника, так как все сюрреалисты - жулики и прохиндеи. Дошло до того, что беднягу надо было пилить пополам. Чтобы избежать этого кошмара, пришлось создать топик "Сюрреализм" - в надежде убедить даму, что не так страшен черт, как его малюют, и что сюрреализм - не ад, а скорее чистилище. Не знаю, был ли я достаточно убедительным, но Кирико спасти удалось. )) Прошу не счесть сей пассаж переводом стрелок на другие рельсы: сюрреализм и абстракционизм имеют много точек соприкосновения и тесно связаны - как исторически, так и по сути.) Возвращаясь к Миро, Танги и проч. - не я определил их в супостаты:
Читать дальше...
-------------------------------- И все же, понимая условность и шаткость терминологических конвенций, кляня насилующие действительность систематики и дохлые классификационные схемы, не могу не брать в расчет одно обстоятельство: судьбы слов тонко связаны с судьбами мира. Свято место пусто не бывает: там, где общественное сознание прозревает некие реалии или потребности, неизбежно рождаются слова для них. И потом начинается обратное действие: в зависимости от того, какое историческое наполнение получают эти слова, насколько богатыми идеями они прирастут, соответствующую окраску принимает и реальность. Потому замена слов не безразличная операция: после самопохорон сюрреализма на его могильном холме взросли столь буйные заросли пошло-кретиноидного а-ля-сюра и виженари, что руки тянутся уже не к кольту, а к атомной бомбе. )) Есть еще одна причина быть внимательным к означающим. Я не призываю обращаться в имяславие и воздержусь от оценки тезиса "Имя Божие есть Сам Бог". Но в философии имени о.Сергия Булгакова и о. Павла Флоренского, в учении Лосева о символе есть моменты, обаянию которых трудно противостоять. Не имея возможности развивать эту тему, сошлюсь лишь на народную мудрость: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" (судьба "Беды" тому доказательство). Корни и звучание слов несут в себе намек на их судьбу "в идеале". Редко реальная жизнь совпадает с этим идеалом. В каждом крупном идейном течении или художественном стиле остается масса плодотворных возможностей, исторически неразвернутых, ускользнувших от внимания их участников и их исследователей. Попытка отвечься от реальной судьбы таких течений, реконструировать их "идеальное" бытие, заключенное в тех исходных интенциях, которые сохранили эвристическую ценность для нас - это попытка раскрытия и актуализации потенциала таких упущенных возможностей. И если взгляд на путь абстрактного искусства от истоков до наших дней, усыпанный обломками брошенных терминов, вдруг почему-то задерживается на каких-то из них, то, по крайней мере, стоит задержаться и попытаться понять причины этого интуитивного "почему-то". Вот причины моего внимания к маргинальному термину "сюрреалистическая абстракция" . Если термин удачен - т.е.вызван к жизни не случайной конвенцией или маркетинговыми соображениями, если он построен не на пустых или сгнивших предпосылках, то он должен нести в самом ту живую идею, которую он должен характеризовать в конкретных картинах. Кого и какие течения им обзывали не столь интересно, как возможность соотнести потенциал его идеи со смыслом и ритмами нашего времени. |
|
![]() |
![]() |
Эти 10 пользователя(ей) сказали Спасибо Art-lover за это полезное сообщение: | DSF (18.02.2011), fabosch (17.02.2011), fross (19.02.2011), LCR (17.02.2011), Peter (17.02.2011), SAH (18.02.2011), zarajara (02.05.2011), Евгений (18.02.2011), Кирилл Сызранский (17.02.2011), Станиславский (17.02.2011) |
![]() |
Метки |
абстрактная живопись, абстрактное искусство, абстракционизм, абстракционисты, абстракция |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|
|