Тройка Диалог: инвестиции в искусство. Арт-банкинг и
арт-финанс
Пятница, 3 февраля, 14:30 -16 :00
«Тройка Диалог: инвестиции в искусство» – круглый стол, посвященный
современному искусству. В рамках дискуссии ключевые спикеры
планируют осветить международный и российский рынки искусства, а
также обозначить их ключевых игроков. Участникам будут представлены
условия арт-рынка , а также практический набор инструментов для работы с
ним и на нем.
Развитие в России и в мире
В связи с продолжительной международной тенденцией к увеличению
благосостояния наряду с ростом знаний о рынке произведений искусства
значительно увеличилось число заинтересованных в коллекционировании
и инвестировании в искусство. Ряд фондов секьюритизировал
приобретение акций таким образом, чтобы частные лица смогли владеть
акциями фонда, предназначенными для инвестиций в искусство.
Привлекательность инвестирования в искусство также заключается в его
низкой корреляции с другими классами активов. Россияне проявляют
растущий интерес к искусству как к классу активов равно как к источнику
для косвенной выгоды, а именно попаданию в особый социальный круг и
приобретению соответствующих связей.
Читать дальше...
Проблемы
Как правило, поскольку искусство и антиквариат являются разнородными
товарами, а искусство монополизируется одним собственником, то в
оценке искусства как класса активов возникают проблемы: у предметов
искусства нет долгосрочно установленной цены, владение и
транзакционные издержки очень высоки, а само искусство не предлагает
денежных дивидендов. Коллекционирование современного искусства в
России является новым направлением на рынке, которое открыто
существует лишь последние 20 лет. Частные лица и банки только сейчас
начали приближаться к этой мировой тенденции.
Модератор
Бычков Василий Владимирович
Директор, Центральный дом художника
Спикеры
Бакштейн Иосиф Маркович
Художественный руководитель Московской
биеннале современного искусства
Блэр Валери
Gagosian Gallery
Голубых Алексей Константинович
Директор, Тройка Диалог
Салахова Айдан
Владелец, «Айдан галерея»
Свиблова Ольга Львовна
Директор, Мультимедиа Арт Музей, Москва
Скатерщиков Сергей Сергеевич
Управляющий директор, Skate's Art Market
Research
Стивенсон Мэтью
Управляющий директор представительств
Christie's в России
Флэтмо Уильям
Директор частной коллекции современного
искусства, Christen Sveaas Art Collection, Oslo
Церетели Василий Зурабович
Исполнительный директор, Московский
музей современного искусства
Штейнбрехер Кристина
Арт-директор, Арт-Москва, Международная
художественная ярмарка
Добавлено через 12 минут
МОСКВА, 3 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Российские художники и
арт-рынок слабо интегрированы в мировой рынок искусства и находятся
на периферии, считают участники круглого стола, который прошел в
рамках работы "Форума Россия 2012" в пятницу.
На круглом столе "Тройка Диалог: Инвестиции в искусство. Арт-банкинг и
арт-финанс " эксперты обсудили проблемы художественного образования и
особенности российского рынка.
"Художественное образование - самый
слабый компонент системы работы арт-
рынка, так как критерии качества и
профессионализма сегодня очень размыты,
кроме того, российский рынок и наши
художники слабо интегрированы в мировой
рынок искусства, мы находимся на
периферии западного мира", - сказал один из
участников дискуссии комиссар Московской
биеннале современного искусства Иосиф
Бакштейн.
В круглом столе приняли участие директор ЦДХ
Василий Бычков, директор "Мультимедиа арт
музея" Ольга Свиблова, управляющий директор
представительства Christie's в России Мэтью Стивенсон и другие.
С тем, что в РФ существует проблема с профессиональной подготовкой
художников, способных создавать актуальное искусство высокого качества,
согласна и владелица одной их старейших галерей современного искусства
в Москве, "Айдан галереи", Айдан Салахова.
"Моя галерея получает порядка 20- 30
портфолио каждую неделю, и качественных
почти нет: большинство пишут пейзажи или
натюрморты с цветочками. Мы можем кого-то
выбрать не чаще, чем раз в год", - сказала
она.
По словам Салаховой, взаимоотношения галереи и
художника в России отличают от западной схемы,
так как непроработанность отечественного
законодательства не позволяет галеристам
застраховаться от некачественной работы автора.
"Если я принимаю западную модель работы с
художником и, скажем, обязуюсь сделать
несколько выставок в год. А он мне
предоставит несколько проектов, которые
окажутся неудачными, и я не смогу их
реализовать, то законом это никак не
регулируется. Поэтому у меня с художниками -
джентльменское соглашение", - пояснила она.
Глава Sotheby's Россия и СНГ Михаил Каменский
решил внести свой вклад в улучшение
образования в области искусства и объявил о
двухгодичном совместном проекте Sotheby's и
Высшей школы экономики, которые будут готовить
специалистов по истории искусства и
художественному рынку.
Участники круглого стола также затронули вопрос о
том, что же подвигает коллекционеров и
инвесторов вкладывать деньги в искусство.
Основатель компании Skate's Art Market Research,
недавно купивший 70% ярмарки современного
искусства Viennafair, Сергей Скатерщиков отметил,
что при построении инвестиционных портфелей в
последние годы все чаще привлекаются предметы
искусства, так как они обладают защитными
качествами и способны сохранять капитал в
условиях сильной волотильности на рынках. "Для частных инвесторов
вложения в искусство очень важный вопрос: идея инвестировать в
искусство получила очень широкое развитие. Наиболее дорогие предметы
искусства неплохо растут в цене, особенно в то время, когда все остальное
падает", - добавил он.
Скатерщиков отметил, что большинство стратегий инвестирования в
искусство являются персональными и ориентированы на "брендирование"
людей. "Это вопрос того, что ты оставишь после себя, как будет
позиционироваться твое имя в твоей стране или твоем городе. Но в нашей
стране яркие люди бояться поднимать себя на флаг и брендировать себя
предпочитают за границей", - признался он.
О глобализации арт-рынка рассказал управляющий директор
представительства Christie's в России Мэтью Стивенсон, который отметил,
что по итогам минувшего года онлайн активность участников аукционов
достигла 30%.
В целом, участники дискуссии согласились с тем, что необходимо более
тесное сотрудничество коллекционеров с художниками и художественными
институциями, музеями, галереями, ярмарками, которые помогут
собирателям и инвесторам лучше разобраться в предмете.