Я продолжу свою тему о художнике Геннадии Трошкове показом живописи из «Бумажной серии» ( той самой серии, к которой относится холст «Бумага на синем», так понравившийся уважаемой публике нашего форума). Работы эти датированы концом 1990х – началом 2000х годов. Используя традиционную технику холст/масло, художник делает композиции, в которых присутствует изображение элементов из мятой бумаги. Эти бумажные объекты очень активно ведут себя в пространстве холста: вступают во взаимодействие с «гладкими» формами, шуршат и топорщатся, отбрасывают тени на плоскости контрастного фона.
Эту серию работ можно прочитать, как продолжение линии гиперреализма, спроецированного на совсем небольшую вещь – кусочек мятой бумаги, рассмотренный тщательно, будто под лупой. (Корни гиперреализма искусствоведы находят в философии Жана Бодрийяра: «симуляция чего-то, что никогда в действительности не существовало». Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. ) Вариант гиперреализма, исполненный Геннадием Трошковым имеет весьма театральный характер – изображаемый объект (кусочек мятой бумаги) начинает вести себя чрезвычайно активно, актерствовать и кривляться под лупой пристального наблюдения художника.
Так же на ум приходит давняя традиция живописной «обманки», ведущая свою историю еще с эпохи позднеантичного искусства - «обманка» имеет своей целью ввести зрителя в заблуждение чрезвычайно правдоподобным изображением несуществующего предмета. Мне кажется, что здесь, даже в большей степени, нежели чем в уже названном гипереализме, имело значение чисто техническое исполнение живописного изображения предмета. И это сравнение со старой живописью представляется мне чрезвычайно правильным в контексте разговора о живописи Трошкова, ведь я уже писала о том, что по степени «сделанности», по тому, как чисто технически пигмент в картинах Трошкова распределяется по поверхоности холста, как светится этот самый холст, есть что-то от тщательности и долготерпения старых мастеров. (Моя личная ассоциация, может из-за пронзительных синих фонов и тонов – это художники Северного Возрождения).
Привожу мою любимую работу из этой серии, и ее же фрагмент.
ДВИЖЕНИЕ НАЛЕВО. 2001. Диаметр этой работы, сделанной на старой деревянной столешнице - более метра.
|