Вернуться   Форум по искусству и инвестициям в искусство > Русский форум > Арт-калейдоскоп
 English | Русский Forum ARTinvestment.RU RSS Регистрация Дневники Справка Сообщество Сообщения за день Поиск

Арт-калейдоскоп Интересные и актуальные материалы об искусстве. Обсуждение общих вопросов искусства и любых тем, не попадающих в другие тематические разделы. Здесь только искусство! Любовь, политика, спорт, другие увлечения — в «Беседке».

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 15.10.2013, 12:19 Язык оригинала: Русский       #1
Бывалый
 
Регистрация: 26.09.2010
Сообщений: 381
Спасибо: 106
Поблагодарили 976 раз(а) в 257 сообщениях
Репутация: 1953
По умолчанию Берегите делающих добро! Открытое письмо искусствоведов в адрес общественности

Берегите делающих добро! Открытое письмо искусствоведов в адрес общественности

11.10.2013

Не один крупный коллекционер икон мечтал превратить свое собрание в общедоступный музей. И в наши дни были публичные заявления на этот счет. Однако осуществить эту мечту удалось немногим, среди них Михаил Юрьевич Абрамов, предприниматель и меценат. На Гончарной улице в Москве, напротив Афонского подворья, стоит прекрасно отреставрированный особняк, на четырех этажах которого развернуты экспозиции частного Музея русской иконы. Вход в музей бесплатный, так же, как экскурсии, лекции для посетителей.
Им есть что посмотреть: коллекция музея насчитывает свыше восьмисот русских икон, начиная с XIV века, а вместе с другими памятниками христианской культуры – почти четыре с половиной тысячи единиц хранения. Это одно из самых крупных и качественное частных собраний русских икон в России. Пополнение коллекции продолжается. Один из ее источников – покупка и возвращение в Россию икон, попавших тем или иным путем в зарубежные коллекции. Свыше ста таких икон было представлено на выставке «Возвращенное достояние», которая прошла в 2008 году в залах Третьяковской галереи.

Это не единственная выставка, которую задумал и осуществил Музей русской иконы. Музей был спонсором и организатором грандиозной выставки «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний» в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (весна 2009 года)). К выставкам были выпущены полноценные каталоги.
Музей много делает для знакомства европейцев с искусством русского средневековья. Выставки икон из музейного собрания прошли в Германии, Австрии, Италии, Словакии, Хорватии. Об авторитете Музея свидетельствуют залы, которые предоставляются ему для демонстрации коллекций зарубежные партнеры: Национальный музей Кастель Сан-Анжело в Риме, Словацкая национальная галерея, музей кафедрального собора г. Вены.
По объему и качеству проделанной за несколько последних лет работы Музей может соревноваться с отделами древнерусского искусства крупнейших государственных музеев страны. Это заслуга небольшого по численности коллектива во главе с директором Музея Николаем Васильевичем Задорожным и научным руководителем Ириной Александровной Шалиной. Казалось бы, эти люди должны пользоваться всеобщим уважением за свою деятельность. Однако именно против них направлены неоднократные выступления в Интернете доктора искусствоведения Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой. Последнее из них появилось 12 сентября с.г.
Что ставится им в вину? Многое. Задорожному – что занимается иконами, не имея искусствоведческого образования, что в прошлом работал слесарем и даже (о ужас!) директором мясокомбината, что некогда имел судимость и вообще человек сомнительный и глубоко антипатичен Ирине Леонидовне. Шалина, по мнению Бусевой - Давыдовой, - невежественный специалист, а может быть и мошенница, которая дает неверное экспертное заключение чтобы скрыть краденые иконы. А главное, оба они, будучи супругами, производят сомнительные операции с крадеными иконами.
Попробуем отделить зерно от плевел, не вдаваясь в подробности.
О краденых иконах. В зарубежных коллекциях русских икон встречаются и такие, которые были вывезены незаконным путем, в том числе и краденые. Воры не заинтересованы извещать об этом своих покупателей. Вот и среди приобретенных Музеем в Швейцарии икон оказались 10 праздничных икон, украденных в 1984 году из Дымковской церкви Великого Устюга. Не зная об этом, сотрудники Музея поместили иконы не только в свою экспозицию, но и показали на выставке «Возвращенные шедевры», и опубликовали в каталоге. Как только выяснилось происхождение икон, памятники безвозмездно были переданы первоначальному владельцу, устюжскому музею. Таким образом, был восстановлен своеобразный по письму праздничный чин, состоящий из 30 икон. В праздник города Устюга он был впервые показан устюжанам на выставке, на открытие которой был приглашен как почетный гость М.Ю. Абрамов и все сотрудники частного Музея. Москвичи могут познакомиться с этим интересным ансамблем на временной выставке, которая в настоящее время развернута на Гончарной по договоренности между двумя учреждениями культуры, частным и государственным.
И это не единственный случай безвозмездной передачи древних памятников в государственные музеи. В 2011 г. был возвращен Гос. музею-заповеднику «Ростовский кремль» уникальный выносной ростовского крест XVI в., украденный от туда в 1995 г. Памятник был обнаружен, точнее, узнан по дореволюционной фотографии, в одной зарубежной коллекции лично И.А. Шалиной и выкуплен для передачи в Ростов М.Ю. Абрамовым. В 2013 г. в тот же ростовский музей были безвозмездно переданы шесть резных киотцев, работы ярославских резчиков1652 г., ранее украденных из музея.
Похожая история произошла с иконой «Троица Ветхозаветная» письма знаменитого иконописца Кирилла Уланова, похищенной из музея г. Устюжны Вологодской области в 1994 г. И снова М.Ю. Абрамов выделяет средства, а директор музея выкупает икону за рубежом (как нам известно, по просьбе руководства области) для возвращения законному владельцу.
Кроме того, музеем осуществлена целая программа безвозмездной передачи икон действующим храмам. Всего передано 17 памятников иконописи, из них два относятся к XVI в.
Бусева-Давыдова пытается обнаружить в этих свершениях Музея, точнее его директора, который действовал с согласия и на средства М.Ю. Абрамова, наличие каких-то корыстных интересов. Хороша корысть: покупать иконы за немалые деньги – и отдавать их совершенно бесплатно! Но, может быть, Музей пытался скрыть наличие краденных икон и был вынужден вернуть их под угрозой разоблачения? Скупщики краденого стараются спрятать подальше свои приобретения, а вовсе не выставляют их на всеобщее обозрение. Однако привезенные из Швейцарии 10 икон праздничного чина постоянно экспонировались. Опознать свои вещи хранителям музея Великого Устюга не составило никакого труда, тем более, что часть икон чина оставалась в их хранении. Предположение Бусевой- Давыдовой, что Шалина сознательно изменила название одной из устюжских икон и определила их как произведения костромских мастеров, с целью сокрытия их истинного происхождения, выглядит не только крайне оскорбительным, но и несостоятельным: все исследователи древнерусского искусства знают, как трудно атрибуировать и датировать поздние провинциальные памятники, многие из которых еще и не опубликованы (как было и с иконами из Дымковской церкви до последнего времени).
Возвращение же в Россию иконы «Троицы Ветхозаветной» сопровождалось громким скандалом, арестом иконы и началом следствия относительно Задорожного (вскоре, однако, следственное дело было прекращено). Громче всех звучали обличения Задорожного в письмах Бусевой-Давыдовой, выложенных в Интернете.
Самое неприятное во всех публикациях Бусевой-Давыдовой относительно Задорожного и Шалиной – их тон. Он складывается из намеков, недоговоренностей, призванных во что бы то ни стало очернить человека, который не нравится автору. Вот образец: «Более года тому назад… директор Частного учреждения культуры «Музей русской иконы» Н.В. Задорожный был задержан в аэропорту «Домодедово» при попытке ввоза из-за рубежа иконы «Св. Троица» Кирилла Уланова …похищенной в 1994 г. из Устюженского краеведческого музея». Прочитав этот текст, Вы, вероятно, подумаете, что какой-то человек попался с краденой иконой. И ошибетесь. На самом деле этот человек везет в Россию икону, выкупленную за рубежом и предназначенную к возвращению в отечественный музей, о чем заранее было извещено Министерство культуры. В цитированной фразе все правда, но недоговоренность меняет смысл. Автор прямо не утверждает, что Шалина мошенничала с крадеными иконами, а только допускает такую возможность. При этом в нужный момент читателю сообщается, что Задорожный был 30 лет тому назад осужден за спекуляцию иконами и что Шалина – его жена. Тем самым читателю внушается мысль о преступном сообществе. Нет прямой лжи и оскорбительных слов, но общий смысл глубоко оскорбителен для Николая Задорожного и Ирины Шалиной. Вот почему руководители Музея русской иконы имели основания обратиться в суд с иском об оскорблении их чести и достоинства.
Но помимо юридической стороны дела есть еще и моральная. И здесь позиция Бусевой-Давыдовой выглядит недостойной. Это тем более огорчительно, что мы знаем Ирину Леонидовну как талантливого специалиста, автора ряда прекрасных работ.
Однако не сами по себе нападки Бусевой-Давыдовой заставили нас написать это письмо. За этими будто бы разоблачениям и намеками можно разглядеть угрозу самому существованию Музея русской иконы. Они вписываются в схему, уже широко опробованную в наше время: сначала компромат в Интернете, затем этот материал служит основанием для проверки государственными органами, при этом возможно «временное» закрытие учреждения. В результате всех этих действий ценная коллекция музея может как бы раствориться, на деле – уйти в другие руки. И не такие состояния у нас, как известно, раскатывали.
Общество, по нашему мнению, должно найти в себе силы и возможности оберегать и сохранять те достойные начинания, которыми так небогато наше время.

Л.М. Евсеева,
канд. искусствоведения (Центр. музей древнерусской культуры и искусства имеи Андрея Рублева)

И.А. Кочетков,
канд. искусствоведения (Гос. Третьяковская галерея)

Т.Н. Самойлова,
канд. искусствоведения (Музей-заповедник «Московский Кремль»)

Л.П. Тарасенко,
канд. искусствоведения (Гос. исторический музей)

В.В. Баранов,
канд. искусствоведения, реставратор


http://www.civitas.ru/opentext.php?code=2265



Artem вне форума   Ответить с цитированием
Эти 12 пользователя(ей) сказали Спасибо Artem за это полезное сообщение:
Allena (15.10.2013), Pavel (15.10.2013), Pecheneg (15.10.2013), Tatiana Patalaha (15.10.2013), uriart (28.08.2014), zarajara (06.09.2014), Аркадий (31.08.2014), Евгений (15.10.2013), Коллекционер-любитель (31.08.2014), Маруся (06.09.2014), Пулемётчик Ганс (03.09.2014), Хранитель укропа (28.08.2014)
Старый 28.08.2014, 19:38 Язык оригинала: Русский       #2
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,397
Спасибо: 27,867
Поблагодарили 55,329 раз(а) в 24,282 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102389
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Доктор искусствоведения Ирина БУСЕВА-ДАВЫДОВА: «Разве по нашему законодательству возможно дарить краденные вещи? Тем более те, которые у дарителя отобрала полиция!»

Что нужно, чтобы стать музеем? Не клубом, не галереей, не центром, не кластером, не домом, а именно музеем? Да ничего не нужно! Просто назовись музеем и активно пропиарь его, как сделало частное учреждение культуры (ЧУК) «Музей русской иконы».

Читать здесь.
_______________
Главному редактору Новой газеты в связи с публикацией статьи Елены Масюк

«Разве по нашему законодательству возможно дарить краденые вещи? Тем более те, которые у дарителя отобрала полиция!» от 6 августа 2014 г.

Здесь.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1407239869_736865_38.jpg
Просмотров: 254
Размер:	185.0 Кб
ID:	2426102  




Последний раз редактировалось Кирилл Сызранский; 28.08.2014 в 20:13.
Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Кирилл Сызранский за это полезное сообщение:
silent (28.08.2014), zarajara (06.09.2014)
Старый 31.08.2014, 16:52 Язык оригинала: Русский       #3
Модератор раздела "Иконы"
 
Аватар для Аркадий
 
Регистрация: 19.09.2009
Сообщений: 2,932
Спасибо: 4,614
Поблагодарили 3,868 раз(а) в 1,914 сообщениях
Репутация: 7679
По умолчанию

Отбросив несколько мелких моментов, в т.ч. возможно неточные в ряде случаев датировки и атрибуцию некоторых икон, всё же позиция сотрудников Музея русской иконы выглядит более достойной и в целом гораздо более аргументированной.
__________________
Приобретаю старинные иконы, предложения направляйте на ark150@ya.ru



Аркадий вне форума   Ответить с цитированием
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Аркадий за это полезное сообщение:
redbor (06.09.2014), Маруся (06.09.2014)
Старый 31.08.2014, 18:23 Язык оригинала: Русский       #4
Авторитет
 
Аватар для художник Федотов
 
Регистрация: 15.12.2013
Адрес: Москва
Сообщений: 960
Спасибо: 541
Поблагодарили 1,546 раз(а) в 665 сообщениях
Репутация: 3026
По умолчанию

В коллекции Михаила Абрамова есть около 20 отличных картин замечательного художника Алексея Петровича Куценко(1952-2008)...Это самая лучшая и большая коллекция работ этого художника в мире, после моей...Мы с Алексеем дружили лет 5, последние лет 25 его жизни отметились лечением в больницах для душевнобольных...Хотя я ему постоянно, искренне твердил, что он единственный нормальный человек с которым я знаком...Все остальные полные идиоты...Он же, не скрывая, считал, что у меня с головой совсем не порядок...Я продавал его картины, которых сам не видел, ещё в процессе их написания, только по его рассказам...Он вёз только что законченную картину покупателю и получал за неё денег на порядок больше, чем от барыг...Естественно, за свои услуги денег не брал...Зато он мне каждый день по полчаса читал новые, свои стихи в которых я не бельмеса...

Также есть одна моя картина в собрании Абрамова, её ему подарили, купив прежде в Туле...Узнал случайно, увидев её на переоформлении в багетке ЦДХ...



художник Федотов вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2014, 12:32 Язык оригинала: Русский       #5
Гуру
 
Аватар для redbor
 
Регистрация: 26.01.2009
Сообщений: 4,909
Спасибо: 799
Поблагодарили 1,712 раз(а) в 1,079 сообщениях
Репутация: 3349
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Аркадий Посмотреть сообщение
всё же позиция сотрудников Музея русской иконы выглядит более достойной и в целом гораздо более аргументированной.
И эту позицию поддерживают известные коллекционеры,искусствоведы, реставраторы..., которые, кроме того знакомы с персонажами и автором статьи (по сути клеветнической)
Цитата:
Разве не странно, что Е. Масюк пишет о Музее, но ни разу в нем не была?
редактору Новой газеты в связи с публикацией статьи Елены Масюк




Последний раз редактировалось redbor; 06.09.2014 в 13:00.
redbor вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2014, 16:10 Язык оригинала: Русский       #6
Гуру
 
Аватар для zarajara
 
Регистрация: 19.11.2010
Адрес: Ереван
Сообщений: 1,955
Спасибо: 6,604
Поблагодарили 5,060 раз(а) в 1,378 сообщениях
Записей в дневнике: 33
Репутация: 10186
По умолчанию

Ой какая мутная история
Если судить только по текстам (а как иначе?), мне Ирина БУСЕВА-ДАВЫДОВА показалась компетентнее и честнее остальных.




Последний раз редактировалось zarajara; 06.09.2014 в 16:25.
zarajara вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2014, 17:59 Язык оригинала: Русский       #7
Модератор раздела "Иконы"
 
Аватар для Аркадий
 
Регистрация: 19.09.2009
Сообщений: 2,932
Спасибо: 4,614
Поблагодарили 3,868 раз(а) в 1,914 сообщениях
Репутация: 7679
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от zarajara Посмотреть сообщение
Ой какая мутная история
Если судить только по текстам (а как иначе?)
А "иначе" очень просто, надо быть немного в теме торговли иконами и разных разностей с этим связанных, только и всего..
__________________
Приобретаю старинные иконы, предложения направляйте на ark150@ya.ru



Аркадий вне форума   Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо Аркадий за это полезное сообщение:
Маруся (06.09.2014)
Старый 06.09.2014, 18:19 Язык оригинала: Русский       #8
Гуру
 
Аватар для Кирилл Сызранский
 
Регистрация: 26.07.2008
Адрес: РФ, Самара
Сообщений: 75,397
Спасибо: 27,867
Поблагодарили 55,329 раз(а) в 24,282 сообщениях
Записей в дневнике: 133
Репутация: 102389
Отправить сообщение для Кирилл Сызранский с помощью Skype™
По умолчанию

Два фрагмента из статьи Елены Масюк:
Цитата:
— Икона «Преображение» появилась в Музее русской иконы в 2006 году, и я считаю ее подделкой. У меня есть статья «Экспертиза икон. Роль иконографии». Меня очень интересует, как отличить подделки XIX века и современные подделки. Я здесь беру один аспект: очень часто подделки повторяют подлинные памятники. И я доказывала, что точное копирование — это признак новодела, потому что сейчас проще скопировать фотоспособом. А в древности никогда точно не копировали, потому что воспроизвести икону буквально пятнышко в пятнышко невозможно.

— А настоящая икона «Преображение» какого века?

— Это псковская икона XVI века. А ее копия была сделана сейчас, и была куплена музеем Абрамова. Причем как? Эта икона появилась на антикварном салоне «Гелос». Ее привезли накануне так называемого «аукциона года», когда в салоне «Гелос» продаются самые-самые топовые вещи. Сотрудники салона уже знают, что когда вот так привозят иконы, без экспертизы, откуда-то из Пскова, и говорят, давайте мы ее выставим, — это, как правило, подделка. Мне коллега-искусствовед из «Гелоса» показал фотографию и спросил, что я про нее думаю. Я сразу же ответила, что это, конечно, новодел и что она является точной копией вот этой самой псковской иконы. Здесь совпадает абсолютно все — деревца, травка, ну буквально каждая черточка.

Я предполагаю, что к изготовлению этой фальшивки были причастны лица, которые имеют доступ к коллекциям псковского музея, и делал эту фальшивку профессиональный реставратор.

— То есть она специально была написана?

— Так она и была специально написана. Она была написана как подделка для того, чтобы кто-то ее купил. Но на «Гелосе» ее никто не купил. Она уехала на два года обратно в Псков. Про эту икону ничего не было слышно до тех пор, пока ее не приобрели для музея Абрамова, что достаточно странно. Ее никто и не купил именно потому, что такая информация расходится очень быстро.

— За сколько ее купил Абрамов?

— По-моему, говорили про 200 тысяч долларов.

— А сейчас где эта икона?

— У них висит, в музее. Более того, они ее возили за границу, выставляли в 2011 году в Италии. Причем эта икона была у них на афише как заглавная. И Шалина доказывала, что это самая подлинная икона. Это называется — деформирующее влияние работы на олигарха. Раз они купили эту икону, значит, должны отстоять, что она подлинная.

— Но они же понимали, когда заказывали эту икону, что это ненастоящая, не подлинная икона. То есть они изначально шли на обман своего работодателя?

— Думаю, что так. Тем более надо, чтобы их обман никто не разоблачил.

— Но ведь это глубоко непорядочно.

— Понимаете, где начинается коммерция, там порядочность кончается.

Цитата:
В частном музее, к сожалению, и директор, и замдиректора, и научные сотрудники, и эксперты зависимы. Вообще, на антикварном рынке сейчас очень нехорошая тенденция, когда эксперт зависит от слова заказчика. У нас забыли о таких вещах, как профессионализм, профессиональная честь и порядочность. Сейчас людьми двигают деньги.



Кирилл Сызранский вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.09.2014, 18:23 Язык оригинала: Русский       #9
Модератор раздела "Иконы"
 
Аватар для Аркадий
 
Регистрация: 19.09.2009
Сообщений: 2,932
Спасибо: 4,614
Поблагодарили 3,868 раз(а) в 1,914 сообщениях
Репутация: 7679
По умолчанию

Я сравнивал (по фото) обе эти иконы, они непохожи, заявление Бусевой-Давыдовой не соответствует действительности. Тем более в "Музее русской иконы" смогли представить фото иконы до раскрытия, в олифе. Икона из МРИ старая, ни в коем случае не новодел/копия, ИМХО.
__________________
Приобретаю старинные иконы, предложения направляйте на ark150@ya.ru



Аркадий вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.09.2014, 00:42 Язык оригинала: Русский       #10
Гуру
 
Аватар для zarajara
 
Регистрация: 19.11.2010
Адрес: Ереван
Сообщений: 1,955
Спасибо: 6,604
Поблагодарили 5,060 раз(а) в 1,378 сообщениях
Записей в дневнике: 33
Репутация: 10186
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Аркадий Посмотреть сообщение
А "иначе" очень просто, надо быть немного в теме торговли иконами и разных разностей с этим связанных, только и всего..
Не, "немного в теме" недостаточно, надо все эти иконы видеть вживую.
ИМХО, тут фото недостаточно даже для эксперта.
А эпизод, когда изъятая у чиновника и вероятно краденная икона была передана полицейским музею, вообще ни в какие ворота не лезет, только в криминальные. Она же не врет.



zarajara вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Разделы Ответов Последние сообщения
Добро пожаловать в Кировоград artelisavet Беседка 0 12.08.2013 12:30
IP адрес в каждом сообщении. tivat Обсуждение сайта и форума 33 29.04.2013 16:14
ЦУМ будет выпускать искусствоведов fross Арт-калейдоскоп 2 17.11.2009 21:53
Как найти адрес художника? aadlar Беседка 8 03.08.2009 18:02





Часовой пояс GMT +3, время: 08:02.
Telegram - Обратная связь - Обработка персональных данных - Архив - Вверх


Powered by vBulletin® Version 3.8.3
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot