На Украине скоро выборы, это чувствуется, город политизирован. Таксисты, правда, говорят, что на Украине все время какие-нибудь выборы и всем это надоело. Мы в России знаем, чем это кончается.
Предвыборные плакаты выдают знакомство с современным искусством. Бигборды Арсения Яценюка, с портретом молодого человека в модных очках, напоминают рекламу магазина мужской одежды, в стиле шелкографий Уорхола; к тому же я могу безошибочно назвать имя украинского художника, у которого учились дизайнеры этих плакатов. Один мой друг хотел голосовать за Яценюка как за западника и вроде бы больше своего, чем другие, но у того вдруг исчезли все шансы — как раз из-за этих плакатов. Установку на капитализм украинское население принимает, а вот капиталистическое искусство в лице Уорхола — еще нет.
В плакатах Януковича дизайнеры ограничились тем, что отфотошопили его лицо до состояния обмылка, над чем потешается местная англоязычная газета. Люди, читающие по-английски, за Януковича голосовать не будут. Эстетика у него кондовая. Однако, к моему удивлению, один молодой куратор сказал мне, что в теперешней ситуации предпочел бы Януковича. Действительно, Тимошенко — типичный постсоветский вариант ура-капиталистической националистки, заключившей пакт с Западом. Западу выгодны местные национализмы. Молодому куратору они невыгодны: Тимошенко, он уверен, введет какую-нибудь нравственную или религиозную цензуру, желая уравновесить разнузданность корпоративного капитализма строгой местной моралью...
Коммерческое по форме, национальное по содержанию
«Добро пожаловать в Украину, страну тотальной анархии», — написано при входе на этот стенд, где картины висят как коврики на рынке и очень на них похожи. Особенно популярен «коврик» с изображением Махно и лозунгом «Воля, або всі йдуть на х..!». Еще есть призывы к убийству москалей, красочно представленная дружба коммунистов с фашистами, сочные женские гениталии с политической подоплекой и т.п. Некоторые художники здесь из числа тех, что выставляются в контексте современного искусства; другие — чистый коммерческий наив. Все смешано в кучу. Происходит дело в монументальном здании бывшего Музея Ленина (теперь он называется «Украинский дом»), на «выставке-ярмарке Аrt-Kyiv Contemporary».
Этот аналог «Арт-Москвы» вызывает у меня приступ сантиментов: о, эти ранние стадии художественного рынка, когда то ли выставка, то ли ярмарка, то ли Киев, то ли Kyiv… Вот один галерист заходит на стенд другой галереи и, игнорируя ее представителя, спрашивает у художницы, сколько стоят ее работы; представитель не возмущается. «Ой, та я не знаю», — отвечает художница кокетливо. Продать не против, но смущается.
На всей ярмарке предлагается почти исключительно фигуративная живопись, много места занимают галереи (украинские и не только), торгующие кичем на совершенно-таки уличном уровне. Ярмарка предваряется выставкой украинского искусства из частных коллекций. Подборка слабая, видно, что у местных покупателей дурной вкус, а художники — даже самые известные — им потакают. Все это соседствует с гиперпродвинутым, но дешевым в транспортировке международным искусством: одна берлинская институция привезла, на некоммерческой основе, проекты радикального урбаниста Грегора Шнайдера, и еще есть выставка видео Дмитрия Булныгина.
Читать далее http://www.openspace.ru/art/projects...640/?print=yes