Новичок
Регистрация: 30.11.2009
Сообщений: 2
Спасибо: 0
Поблагодарили 4 раз(а) в 2 сообщениях
Репутация: 8
|
Сразу оговорюсь — я не критик, не художник, я, так сказать, рядовой потребитель. Просто надоело пассивно наблюдать, как губится наше искусство. К примеру, недавно в Москве закончило работу очередное дорогостоящее действо, проходившее под эгидой Министерства культуры и Правительства города – «Московское бьеннале современного искусства». Даже на беглый взгляд – там представлены, как всегда, одни «шедевры». Например полотно Павла Папперштейна «Американский кит и черный квадрат». Что там изображено рассказать трудно, но сделать копию картины школьник младших классов, вооруженный линейкой, циркулем и красками сможет за полчаса. Или же взять творение некоего Й. Шонибаре «Как снести две головы за раз», в виде двух манекенов без голов, целящихся друг в друга из пистолетов. Схожие творения заполняют ставшую уже регулярной выставку «Экспрессия духа». Подобные примеры можно приводить еще долго. Причем, все это усиленно впаривается нам как последнее слово в искусстве. Не даром элита нашей страны давно и справедливо озабочена не только падением нравов, но и профанацией искусства. Я имею в виду не раскрученных звездулек и раздувающих щеки чиновников, которых нам усиленно навязывают в качестве элиты. Я говорю о людях, составляющих элиту нашей культуры, таких, как А. Кончаловский, Т. Москвина, Д. Лихачев, И. Глазунов, тот же Н. Михалков, да простят меня многие другие, не упомянутые мной. Поговорите без микрофона с посетителями этих выставок и вы поймете, что этим озабочены не только наши интеллектуальные пастыри, но и большая часть взрослого населения страны. Не надо иметь много ума, чтобы заметить, что наши книжные полки и выставочные залы, ТВ и эстрада, несмотря на появляющиеся отдельные шедевры, завалены низкопробными поделками, «развлекухой».
Читать дальше...
Как писал Рэй Бредбери: «Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума все меньше». Не лучше, если не хуже, обстоит дело и в изобразительном искусстве. Ведь не секрет, что на телевидении и в прессе под современными живописью и скульптурой подразумевается только все более извращенные, все более отвратительные вариации авангардизма. Как будто не было у нас и нет Константина Васильева, Ильи Глазунова, Александра Шилова и других. Скульптура, вообще, подменена чудовищным изобретением шарлатанов от искусства – инсталляцией. На той же московской бьеннале выставлена бесформенная куча хлама французского творца Бориса Ашура под названием «Операция Восстановление Поэзии». Каково? Периферия тоже не отстает. В Красноярске местный «художник» Тишков развесил простыни на веревках между деревьями. Этот экспонат был выставлен в рамках местной бьеннале. Однако БОМЖИ, видимо из любви к искусству, украли экспонаты вместе с веревками и прищепками. Извращается народ! И мы делаем вид, что это нам нравится.Что же мы дикари, чтобы покупаться на дешевые бусы? Несомненно, во многом это обусловлено прямым перенесением чуждой культуры на нашу почву; причем внедряется эта культура без какого–либо критического осмысления, не считаясь с нашими традициями, грубо и напористо. Раз так принято «во всем цивилизованном» мире, а мы что - же хуже? Спасибо, господа, что раскрыли нам глаза на нашу сермяжную сущность. Оказывается, не было у на с в прошлом создано ничего стоящего, а уж советский период – это совсем провал культуры. Однако, возразят мне, вся история народов – это взаимное обогащение и взаимопроникновение культур, их синтез. Нельзя же нам жить в отрыве от остального мира. Согласен, действительно, народу, культуре, замкнувшимся в самих себе грозит неминуемое вырождение. Тому история дала достаточно примеров. Самоизоляцию ни один здравомыслящий человек поддерживать не может. Но, ведь, с другой стороны, ни о каком взаимном обогащении сейчас в нашей стране и речи почти нет. Наблюдается явное засилье западной культуры и пренебрежение к собственной. На свалку пытаются выбросить то, я бы сказал великое, что накоплено в искусстве нашими выдающимися предшественниками. Подражательство и кривлянье становится нормой. В «элите» утверждается правило – классическое искусство и народные традиции – прошлый век. Даже фестивали «кантри», т.е. народной песни подразумевают только перепевы осовремененных песен англоязычных стран. Небезызвестный деятель Швыдкой выставляет на бьеннале за рубеж от имени Министерства культуры России и Третьяковской галереи голых гомосеков! Смотрите, господа, мы тоже не лаптем щи хлебаем! А много ли вы видели репортажей по телевидению о выставках наших пока еще многочисленных, талантливых, но работающих в традиционной манере художников? Иными словами, в стране набирает обороты процесс, который подозрительно напоминают яростное уничтожение конкистадорами культурных ценностей коренного населения Америки. При беспринципности современных СМИ, продажности части их руководства и попустительстве власть предержащих, мы можем, со временем, оказаться в положении индейцев, изготавливающих сувениры и исполняющих танцы «под старину» на радость и потеху потомкам тех же конкистадоров. Повторяю, я ни в коей мере не за «железный занавес». Мы это уже проходили. Но нужно ли бездумно копировать то, что на поверку оказывается просто шарлатанством и признаком вырождения. Именно вырождения, т.к., на мой взгляд, только искусство, и в первую очередь живопись, являются провозвестником социальных катаклизмов, лакмусом, выявляющим – на пассионарном подъеме или спаде находится общество.
Наиболее ярко это можно видеть на примере изобразительного искусства. Что нам сейчас предлагается в виде шедевров мирового искусства? Это Пабло Пикассо и Анри Матисс, Шагал и Кандинский, и, наконец Энди Уорхолл и Малевич, как апофеоз профанации искусства. Я уж не хочу упоминать множество мелких «творцов». паразитирующих на ниве художественного творчества. Не открою истину, если скажу, что все «-измы» от искусства подняты на щит алчными владельцами галерей и аукционов вкупе с продажными критиками. Их «новые взгляды» на живопись были подхвачены и растиражированы жадными до наживы и сенсаций газетами и журналами, а в дальнейшем и другими СМИ. Почему такое не было возможно во времена Давинчи и Ренуара? Тому много причин, но главная из них – это то, что средства массовой информации еще не добились того могущества над умами людей, которого они достигли в ХХ веке. В результате практически вся интеллектуальная элита западных стран стала бояться сказать свое истинное мнение об авангардизме. Ну и пусть бы они там себе изображали бурное восхищение мусором на пьедестале и «инсталляциями» разных смеющихся над ними Уорхоллов. Ведь ныне в Европе и Америке, чуть ли не каждый взрослый, боясь прослыть «непродвинутым ретроградом», спешит засвидетельствовать свое почтение пустым пивным банкам и неопрятным пятнам на простыне. Мало того, эта боязнь признать «наготу короля» яростно навязывается всему миру. Не в этом ли одна из причин набирающего силу движения антиглобалистов? Вот и у нас «шибко продвинутые» решили, что негоже нам отставать от «передовой Европы», и нам надо иметь свой Черный квадрат и прочие крысы на подносе. И вся эта свора начала усиленно внушать доверчивому населению, что мерзость красива. Поэтому многие у нас покорно делают вид, что восхищаются выходками проходимцев, восхваляют их, боясь признаться, что король-то голый. Критиковать «современное искусство» стало просто моветоном. И не в этом ли кроется одна из многих причин усиления исламской неприязни к Западному миру. Видимо эти «злобные фундаменталисты» попросту не боятся признать очевидное, воочию видя явные признаки деградации, двуличия, откровенной лжи и пренебрежения мнением народа и собственной церкви.
Я утверждал и буду утверждать, что деградация искусства предшествует деградации общества и наоборот – расцвет искусства опережает общественно-экономический прогресс. Почему тогда, скажете вы, декаданс и прочие «-измы» возникли именно в начале 20 века? Ведь тогда еще капитализм был «на взлете»? А потому, что признаки вырождения изобразительного искусства возникли именно, как провозвестники грядущего краха Западной цивилизации; первые, но довольно явные, признаки которой мы начинаем наблюдать только сейчас. Русский авангард тоже начал свой расцвет, когда общество, по меткому выражению, было только «беременно революцией». И таких примеров несть числа. Откроем историю Древнего Рима. Когда читаешь книги по истории изобразительного искусства Рима, то не трудно заметить, что еще, казалось бы, во времена его расцвета уже появились признаки некоторой деградации живописи. Конечно, современные искусствоведы не напишут об этом прямо. Они пишут, что в живописи появились первые тенденции или элементы импрессионизма. А что это, как не деградация? Или другой пример. Гибели Византии предшествовало иконоборчество – борьба с, едва ли не единственной, школой живописи того времени. Опытный, непредвзятый искусствовед найдет тому еще массу примеров. С другой стороны, расцвет искусства, как мы уже отмечали, предшествует прогрессу общественному. Яркое этому подтверждение – то, что в эпоху мрачного средневековья, когда капитализм еще только-только нарождался, переживал, так сказать, «внутриутробный период», на сцену вышел Ренессанс. Как точно охарактеризовал этот период историк Л. Гумилев: «Блестящее Возрождение на фоне всеобщего вырождения». Возрождение, которое было провозвестником грядущего расцвета эпохи буржуазных отношений. Повторюсь - это можно было бы подкрепить и другими примерами, но я не ставил себе задачей написать научный труд. Просто я хотел высказать то, что давно наболело.
К счастью по словам С.М. Соловьева: «..в истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не начинается вдруг; новое начинается в то время, когда старое продолжается». Что здесь пока внушает оптимизм – это то, что большинство наших людей еще не клюнуло на эту тухлую наживку Запада, разложение коснулось только части интеллигенции и «элиты». Вот здесь должны сказать свое слово наши корифеи культуры и настоящая интеллектуальная элита. Естественно, без реальной воли политического руководства тут не обойтись. Поэтому поход за настоящую эстетику надо начинать не только снизу, с молодого поколения, но и сверху – с политической элиты. Если мы, взяв все действительно лучшее из мирового развития, всемирной культуры, не копируя бездумно Запад найдем свой путь развития, только тогда мы можем иметь будущее. Иначе цепляясь за обломки западной цивилизации, обречены погибнуть вместе с ней. А пока что журналы, - как писал тот же Бредбери, - превращаются в разновидность ванильного сиропа, а книги – в подслащенные помои. И чем дольше это продолжается, тем меньше надежд остается на благоприятный исход.
|