Вспомнил недавнюю
статью Д. Драгунского о резко возникшем дефиците читателей хорошей художественной литературы и сравнения в ней тиражей литературы и, это в части обсуждаемого вопроса, тиражей литературно-критической прессы.
Одна цитата оттуда, хотя полезно прочесть всё:
Цитата:
Начнем с издательств, с этих мускулов литературы. У нас их менее 6 000, причем их количество сокращается; наблюдаются слияния. В США – 6 крупных, 400 средних и 86 000 (!) мелких и мельчайших. Ежегодно основываются около 10 000 маленьких издательств, из них, разумеется, к концу года выживает не более 10%, однако в целом наблюдается рост.
Костяком литературы являются литературные журналы. В России их чуть более тридцати, в США – более трехсот. Разница в тиражах тоже впечатляет. Главный американский литературный журнал «Атлантик» – 400 000 (выходит 10 раз в год); ежемесячный «Харперс» – 200 000; еженедельный «Нью-Йоркер» – 1 050 000 (!) экземпляров.
Если мы возьмем большую семерку российских литературных ежемесячников – а именно (по алфавиту) журналы «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Москва», «Наш современник», «Новый мир» и «Октябрь» – у каждого из которых тираж не более 5 000, – то увидим, что их суммарный тираж не достигает даже 1/10 тиража журнала «Атлантик».
А кровеносная система литературы – это литературно-критическая пресса. Практически в каждом из трехсот американских литературных журналов есть критический отдел. Популярнейшее приложение к газете «Нью-Йорк Таймс» – The New York Times Review of Books – каждую неделю тиражом 1 500 000 экземпляров доносит до читателя новости литературы. На втором месте по влиятельности – выходящее раз в две недели The New York Book Review с тиражом 135 000 экземпляров.
У нас есть «Книжное обозрение» и НГ Ex Libris – издания приятные, но их популярность и влияние на читателей в десятки раз скромнее.
|
Кстати, было бы интересно сравнить количество и тиражи периодики по изобразительному искусству в США и Европе с нашими подобными изданиями, хотя бы специальных, а не популярно-просветительских для широкой публики.
Меня, например, впечатлило как-то знакомство с американскими журналами посвященными отдельно технике пастели, художникам, работающих в этой теме (в одном была опубликована большая статья о Петре Дике и помещены репродукции его работ) и отдельно такой же толстенный красивый журнал посвященный акварельной технике и художникам-акварелистам.