Vladimir,
Цитата:
Сообщение от Vladimir
qwerty,
можно ли по другим локальным рынкам отследить эту тенденцию? Например, как растет национальное финское искусство? Или польское? Возможно цифры будут зависеть от вовлеченности наших шестидесятников в международный процесс. Пока, я так понимаю, на международном рынке из этой поры есть два очевидных имени (Кабаков и Булатов), которые вызывают международный интерес. Отчасти Рабин. В какой-то степени Брускин (благодаря сотрубничеству с Мальборо). А еще кто? Кто еще из наших вызывает резонанс на мировых торгах?
|
Можно отслеживать тенденции на национальных рынках, но международные репутации безусловно создаются в США, и очень немногочисленные исключения из этого правила только подтверждают его. Это закономерно, так как рынок искусств в США кардинально отличается от всех других рынков: волюнтаристически созданный в 50-х годах, он, так сказать, уже вступил в индустриальную эру (имеются первичный и вторичный рынки со своими законами) и не допускает никакой кустарной деятельности. Необходимо также учитывать чрезвычайно благоприятные налоговые условия для, существующие в США для торговли искусством.
Кабаков и Комар и Меламид (которых раскручивали именно в США под видом русской экзотики) и - в гораздо меньшей степени (просто потому, что было вложено намного меньше денег, и к тому же, не американцами - послоедняя выставка в муниципальном Музее современного искусства в Париже была более чем конфиденциальная, как будто устроителям выставки было за нее неловко) - Булатов вызывали интерес за пределами СССР, скажем, до падения берлинской стены.
В настоящее время наблюдается интересный феномен: на последних торгах их работы выставляются западными продавцами и приобретаются русскими покупателями (см. работу К. и М., проданную осенью у MacDougall, исключительно интересный провенанс), то есть оживление российского рынка актуального искусство дало возможность западным музеям и коллекционерам избавиться от "устаревших" работ по более чем приемлемой цене.
Брускин - это несерьезно :-)
Ни Рабин, ни Немухин, ни Целков со товарищи не вызывают в западных музеях совершенно никакого интереса, да и не могут вызвать его - по эстетическим причинам. На мой взгляд, существует очень небольшое количество художников (2-3), которые могут претендовать на какое-то значительное место в мировом искусстве, но это мое субъективное мнение, и развивать его я не буду.
Разумеется, исторически можно найти примеры того, что художник домашнего рынка "вырывается" в мировой, далеко идти не надо - Шиле и даже отчасти Климт еще в 70-е годы иетересовали в основном австрийских коллекционеров, Бюффе был "создан" японцами. Но в целом, Вы совершенно правы, говоря, что только вовлеченность российских художников в международный процесс может изменить положение.