Об оптических эффектах
«Божественное чудо», которое описывал Прокопий, во многом объясняется оптическими экспериментами одного из создателей св Софии архитектора-ученого Анфимия. Анфимий ставит особую геометрическую и оптическую проблему. А именно, проблему расчета отражателя (рефлектора), способного постоянно направлять солнечные лучи в определенную точку, вне зависимости от положения солнца.
Благодаря сверкающему мозаичному покрытию и небольшой ширине, простенки между окнами купола исчезали в потоках света, и таким образом достигалась оптическая иллюзия как бы растворения части купола на уровне окон. Это, опять же, усиливало его зрительное отделение от остальных сводов. Становится понятно, почему Прокопий прибегает к знаменитому поэтическому образу купола, будто бы «подвешенного» в небе, чтобы передать впечатление легкости и дематериализации: «Кажется, что он стоит не на твердом основании, а низвергается с неба».
Нужно еще учитывать тот факт, что мозаичная поверхность не является идеально гладкой. Тесеры всегда имеют небольшие отклонения. Это обстоятельство должно было добавлять к описанному световому облаку легкое мерцание, что вполне соответствует тому варианту перевода отрывка из Прокопия, который предлагает И. Потамианос.
Итак, описанный эффект не только производит впечатления оторванности (иномирности) пространства купола от остальной церкви, но и создает иллюзию световой области, просто света, который не имеете источника вне пространства храма, но «рождается в нем самом».
|