|
Гуру
Регистрация: 10.08.2008
Адрес: Russia, $ochi
Сообщений: 5,666
Спасибо: 1,397
Поблагодарили 6,209 раз(а) в 1,926 сообщениях
Репутация: 9995
|
Интервью с Юрием Покрассом, вице-президентом Украинской ассоциации "Реликвия"
– Насколько распространено мошенничество в сфере антиквариата?
– Известный коллекционер и меценат Иван Иванович Толстой говорил, что тот, кто занимается древностями, окружен обманом. Давайте уточним это понятие. Согласно Уголовному кодексу, мошенничество подразумевает преступный умысел. Если умысел не доказан, то и мошенничество де-юре не является таковым. Мошенничество бывает нескольких видов: умышленное (о нем мы поговорим позже) и подражания, копии (когда изготавливают предмет, копируя старинные образцы, но не преследуют цели обмануть покупателя). Например, на сегодняшний день итальянские, греческие мастера в ограниченном количестве производят великолепные копии античных ювелирных украшений. На первом этапе они продаются как реплики (современные копии) античных предметов. Далее "умельцы" обрабатывают их конским навозом и продают, но уже как украшения IV-V вв. до н.э., т.е. археологический материал. Улавливаете разницу в цене? Вот здесь и появляется умысел.
– Как же покупателю не попасться на такой подделке?
– А многие начинающие коллекционеры даже иногда предпочитают самообман. В качестве примера хочу напомнить известный рассказ Стефана Цвейга о Бальзаке: тот находил на "блошиных" рынках "уникальные" вещи якобы XV-XVI ст. и скупал их за гроши. Тогда как Гюго приобретал подобные произведения искусства за десятки тысяч франков, что вызывало иронию со стороны коллеги. После смерти Бальзака оказалось, что место всем его "раритетам" – на помойке, хотя писателю нравилось окружать себя такой "стариной". Но инвестировать таким образом – безумие. Чем ниже уровень коллекционера, тем чаще он может "прокалываться".
Приведу еще один пример. Ко мне обратился один из дилеров с просьбой подобрать несколько предметов для заказчика: престижный портсигар, что-нибудь из Фаберже и картину Глущенко. Я пошутил: "Есть эксклюзив – картина Глущенко "Портрет Фаберже с портсигаром в руках". Через час он возбужденно сообщил: "Заинтересовались!". Согласитесь, при таком уровне заказчика умышленного мошенничества просто не нужно, человек сам предлагает дельцу – "Обмани!".
– А с ценой тоже могут смошенничать?
– Если то, о чем мы говорили, можно условно назвать товарным мошенничеством, то сейчас поговорим о ценовом. Оно процветает в странах, где антикварный рынок только начал развиваться, Россия и Украина также относятся к ним. Причина – опять-таки в невысокой компетентности покупателей. Они зачастую поручают дилеру купить для них тот или иной предмет антиквариата на всемирно известных аукционах, обещая ему 5-10% комиссионных. Заинтересованный получить больше, дилер нередко берет с собой партнера, и они "борются" друг с другом, взвинчивая цену. В результате покупка осуществляется по завышенной цене, партнеры делят комиссионные, а другие дилеры начинают ориентироваться на эту цену. Таким образом наш рынок превратился в финансовую пирамиду по типу рынка недвижимости. Но, повторяю, купленную за $100 тысяч картину Шишко (это "узкорегиональный" автор) ни в России, ни в Германии клиент не продаст даже за пять тысяч – он не в то вложил деньги. Как такового, мошенничества здесь нет, но "прокол" – налицо.
Приведу еще одни пример откровенного дилетантства. У меня в салоне была неплохая подборка работ Глущенко – порядка 10 картин. Цены несколько лет назад на них были более-менее адекватные – $700-800 за работу. Один из клиентов, увидев в другом салоне работы этого художника по $3-4 тыс., купил у меня все, а на следующий день (!) предложил выставить их у меня по аналогичным ценам, но я отказался. Вот так человек пытается заработать, не приложив малейших усилий. Если люди плохо разбираются в предметах старины, им не стоит пытаться играть на ценах.
– Ну а хоть подделки – уже прямое мошенничество?
– Здесь тоже все не так однозначно. Ведь мировая культура пережила ряд эпох "повторения". Например, в Римской империи, в I в. н.э., вошло в моду греческое архаическое искусство. И было создано множество подражательных произведений. А на сегодняшний день отличить истинно "древнюю Грецию" от более позднего "Рима" – затруднительно, и сделать это может только настоящий специалист. Но уравнивать их в ценовом смысле ни в коем случае нельзя. И предметы эпохи первого ампира (эпохи Наполеона І) стоят намного дороже, чем произведения искусства середины XIX ст. – второго ампира (периода Наполеона III). Так что подделка подделке рознь. Встречаются и "откровенные" мошенничества. В Украине, поскольку, как мы говорили в предыдущей статье, особым спросом пользуются картины украинских художников конца прошлого века, совершенно бессовестно подделывают работы Глущенко, Шишко и других. А иногда студенческие работы учеников великих академиков предлагают как их собственные произведения.
– Дает ли какую-то гарантию сертификат?
– К сожалению, известно много случаев, когда на одну и ту же работу разные музеи выдавали абсолютно противоположные заключения – один выписал сертификат подлинности, другой выдал вердикт – подделка. Так было с антикварной монетой: Берлинский музей однозначно признал ее подделкой, а Мюнхенский выдал сертификат подлинности. И получился замкнутый круг.
Деятельность эта не лицензирована, и сертификаты берутся выписывать все искусствоведы, хотя, если человек компетентен, к примеру, в искусстве барокко, как он может быть экспертом в определении подлинности древней монеты? На Западе музеям вообще запрещено давать подобные заключения. Если клиенты и обращаются к кому-то за консультацией, то только к коллекционеру, посвятившему жизнь любимому делу.
– Так как же оградить себя от фальшивки?
– Только знанием того, что приобретаешь. Конечно, на первых порах это проблематично, но через это проходят все. Можно проконсультироваться у знакомого антиквара, но полной гарантии это не даст. Можно и застраховать сделку, но доказать, что более поздняя копия полотна известного мастера не стоит уплаченных денег, технически крайне сложно. Каждому, кто готовится инвестировать в антиквариат, нужно быть готовым пережить определенный период проб и ошибок, прежде чем он сам станет компетентным.
По материалам ИА "Русский антиквариат" pk.kiev.ua
|